УДК 159.922
Русяева Ирина Александровна
Тюменский государственный университет irinagefel@rambler.ru
УСЛОВИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ РЕБЕНКА
Целью работы является выявление и описание факторов конструктивного развития психологических защит ребенка в онтогенезе. Статья содержит результаты эмпирического исследования связи между зрелостью материнской системы психологических защит и психологическими защитами ребенка.
Ключевые слова: онтогенез, прототипная ситуация, психологические защиты, саморегуляция, совладание.
""1 ¥~остаточно актуальными на сегодняшний I I день в условиях интенсивности стрессо-
/ Д вых воздействий на человека в обществе явлЯются проблемы изучения стрессоустойчивос-ти и факторов эффективной защиты и совладания со стрессом. Для формирования эффективного со-владания в онтогенезе одним из основных условий является развитие гибкого и творческого взаимодействия с реальностью. Согласно представлению об иерархической системе жизнеобеспечения личности, уровень психологических защит является предшествующим уровню осознанного совладания [1]. Он включается в ситуации стресса неосознанно и предохраняет личность от вторжения угрожающей информации. На определенном этапе развития, для конструктивного развития системы жизнеобеспечения защитного реагирования оказывается недостаточно, и возникает необходимость изживания защит.
Первоначально проблема выбора способа реагирования на стресс актуализируется в прототип-ной ситуации [3, с. 143], основным атрибутом которой является новизна и отсутствие готовых вариантов ее решения. Это и является ключевым ресурсом, запускающим поисковые действия ребенка по ее разрешению. В прототипной ситуации может произойти закрепление и дальнейшая фиксация психологической защиты, либо ребенок будет продолжать поиски вариантов ее решения, тогда речь идет об изживании защиты.
Е.Л. Доценко [3, с. 143-146] выделяет следующие факторы фиксации защит:
1. Острота переживания ситуации. Чем интенсивней сила эмоций, тем в большей степени выражена фиксация. Представители психоанализа в качестве эмоций, запускающих действие защит, выделяют главным образом страх и тревогу [6]. Высокий эмоциональный ответ на ситуацию в виде усиления страха и тревоги способствует закреплению ригидности поведения, фиксации на первом попавшемся паттерне, позволившем снизить этот страх.
2. Значимость эффекта от использованного способа решения вставшей задачи.
3. Регулярное повторение одной и той же ситуации (задачи).
4. Склонность использовать одни и те же способы решения жизненной задачи, которая начинает превращаться в типичную. Такая склонность описана Н.В. Калининой как одна из характеристик индивидуального защитного стиля, выражающаяся в ограниченности индивидуального защитного репертуара несколькими «излюбленными» реакциями, а также в доминировании отдельных реакций - когда одна и та же реакция применяется к самому широкому классу ситуаций. Показателем гибкости является использование комбинированных, сложных реакций - поскольку создание подобных разнонаправленных комбинаций служит способом изменения защитного поведения в соответствии с условиями данной конкретной ситуации [4].
5. Отношение ребенка к травмирующему событию. Согласно К. Хорни [7], станет ли некое событие травмирующим для ребенка, критично зависит от того, какой смысл будет придан этой ситуации.
6. Отношение человека к своему отношению в травмирующей ситуации является ключевым ресурсом для развития более высоких способов реагирования на трудные ситуации.
Д.В. Винникотт акцентирует внимание на развитии в онтогенезе способности придавать смысл своим действиям и указывает, что способность эта приобретается ребенком путем научения в раннем возрасте. Одним из ключевых факторов формирования совладающего поведения у детей, по Винни-котту, можно считать способность матери так реагировать на действия ребенка, чтобы придавать его действиям смысл [2]. Иными словами, умение взрослого договариваться с ребенком усваивается им как умение в сложных ситуациях договариваться с самим собой.
Таким образом, основную роль в успешном изживании психологических защит и выходе на уровень осознанного совладания играет ближайшее окружение ребенка на ранних этапах онтогенеза. Большинство исследователей психоаналитического направления указывают, что мать является источником научения ребенка защитному поведению. Именно мать зачастую является наиболее включенным в жизнь ребенка членом семьи, проводящим с ним наибольшее количество времени. Особого
внимания заслуживает тема связи материнской и детской системы психологических защит, поскольку степень зрелости психологических защит матери может выступать ресурсом для более конструктивного развития психологических защит ребенка. На современном этапе проработки данной проблематики практически отсутствуют исследования, посвященные связи материнской и детской защитных систем. Установление и эмпирическое подтверждение таких связей является важным этапом в описании процесса становления психологической защитной системы ребенка.
Зрелость системы психологических защит матери предполагает преобладание вторичных (более развитых) психологических защит по отношению к первичным (примитивным), большую вариативность защитного поведения. Зрелость защитной системы предполагает относительно высокий уровень рефлексии и способности к анализу Общая напряженность защит (совокупность всех защит, актуализирующихся в поведении) у матерей со зрелой системой защит является оптимальной, не слишком высокой и не сниженной. Это обеспечивает избирательное предохранение эмоциональной сферы от определенных стрессовых факторов, при этом сохранение информационного контакта с реальностью. Незрелая (инфантильная) система психологических защит характеризуется преобладанием первичных защит, тенденцией к психосоматическим заболеваниям или симптомам, повышенную напряженность психологических защит, то есть чрезмерно частое их включение в различных ситуациях, что значительно искажает контакт с реальностью, ограничивает возможности осознания и личностного роста.
Исследование зависимости между степенью зрелости материнской защитной системы и особенностями детской защитной системы является одной из задач более объемного исследования, посвященного изучению роли матери в онтогенезе психологических защит ребенка.
Гипотезы:
1. Существует зависимость между степенью зрелости системы психологических защит матери и особенностями системы психологических защит ребенка.
2. Характер этой зависимости на разных возрастных этапах ребенка различен.
Испытуемые: 240 человек: 120 матерей г. Тюмени и Тюменской области, 120 детей в возрасте от 4 до 12 лет.
Методы сбора информации: структурированное клиническое интервью, Методика «Life Stile Index» (адаптация Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенникова) - для матери; рисуночная методика «Человек под дождем», «Метод серийных рисунков и рассказов» И.М. Никольской [5], проективная игра «Закончи историю» - для ребенка.
Методы обработки и анализа данных: контент-анализ, частотный анализ, критерий Крускала-Уоллеса, корреляционный анализ Спирмена, дискриминантный анализ. При обработке качественных данных использовался метод экспертных оценок.
Результаты.
Для проверки гипотезы о зависимости особенностей защитной системы ребенка от степени зрелости защитной системы матери использовался метод дискриминантного анализа с последующим сравнением медиан в группах по критерию Крус-кала-Уоллеса.
Первоначально разделение выборки матерей по признаку зрелости системы психологических защит осуществлялось с помощью экспертной оценки на основе теоретического представления о зрелости защитной системы, приведенного выше.
В результате были выделены 3 уровня независимой переменной:
1) низкая степень зрелости системы психологических защит матери;
2) средняя степень зрелости системы психологических защит;
3) высокая степень зрелости системы психологических защит.
Верификация корректности метода экспертной оценки осуществлялась с помощью дискриминантного анализа. Отличия матерей внутри групп выявлено по ряду переменных: общая напряженность защитной системы матери, интеллектуализация в поведении матери, обучение ребенка агрессивному поведению в конфликте.
Для проверки гипотезы о различиях между детьми матерей с разной степенью зрелости психологических защит, внутри каждой возрастной группы (4-6 лет, 7-9 лет и 10-12 лет) был проведен анализ с помощью критерия Крускала-Уоллеса.
Независимой переменной выступила степень зрелости системы психологических защит матери. Зависимыми переменными выступили психологические защиты ребенка.
Поскольку распределение признака по всем переменным отличается от нормального, что не дает возможности использовать многомерные методы анализа, был выбран непараметрический метод сравнения по критерию Крускала-Уоллеса.
В выборке детей дошкольного возраста выявлены различия напряженности защитной системы ребенка в зависимости от зрелости системы психологических защит матери (см. рис. 1).
На рисунках обозначены средние значения переменной в группах. В группе детей 4-6 лет средние показатели напряженности психологических защит возрастают в зависимости от зрелости защитной системы матери (8, 9 и 11,5 соответственно).
Чем выше степень зрелости системы психологических защит матери, тем выше напряженность системы психологических защит ребенка (р=0,023).
ф
ю
ф
о.
Ч
ф
ш
о
X
ф
N
о:
а.
зрелость психол.защит матери.1-инфант,2-средн,3-зрел
Рис. 1. Различия напряженности защитной системы у детей 4-6 лет в зависимости от степени зрелости системы психологических защит матери
Понятие напряженности защитной системы означает всю совокупность психологических защит, используемых ребенком. Высокая напряженность психологических защит означает частое включение их в поведении ребенка, благодаря чему личность сохраняет собственную идентичность и защищается от негативных переживаний.
В группе детей 7-9 лет выявлены различия между детьми в зависимости от степени зрелости психологических защит матери по частоте использования проекции в поведении ребенка.
Частота использования проекции в группе детей 7-9 лет различается в зависимости от степени зрелости материнской системы психологических
зрелость психол.защит матери. 1-инфант,2-средн,3-зрел
Рис. 2. Различия частоты использования проекции в поведении детей 7-9 лет в зависимости от степени зрелости системы психологических защит матери
защит (р=0,034). В поведении детей тех матерей, чья зрелость системы психологических защит низкая, практически показатели проявления проекции в поведении ребенка составляют в среднем 1. В группе матерей со средней степенью зрелости психологических защит средний показатель также на уровне 1, но крайнее значение составляет 2. В группе матерей со зрелой системой психологических защит средний показатель смещается к высшему значению и составляет 2. Таким образом, чем выше степень зрелости защитной системы матери, тем чаще ребенок в возрасте 7-9 лет защищается с помощью проекции.
Проекция является защитным механизмом, позволяющим ребенку вынести собственные отрицательные качества за пределы личности, приписать их внешним событиям, обстоятельствам, людям.
Обсуждение результатов.
Как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте, между защитным поведением детей тех матерей, чья система психологических защит более зрелая, и тех, чья степень зрелости защитной системы ниже, наблюдаются значимые различия.
В возрасте 4-6 лет высокая напряженность психологических защит обеспечивает ребенку более эффективную адаптацию к стрессовым факторам. Интенсивное использование психологических защит в дошкольном возрасте имеет конструктивное значение, поскольку снижает нагрузку на психосоматический уровень реагирования, включая в процесс сопротивления стрессу психические функции. Поскольку более высокие уровни реагирования (со-владающее поведение и высшие личностные ресурсы) в этом возрасте пока недоступны ребенку, напряженность защитной системы является оптимальным для сопротивления трудностям. Сниженная напряженность защитной системы может способствовать уязвимости ребенка перед трудностями и нарушению эмоционального состояния, а также включению психосоматического уровня реагирования на стресс, что является неконструктивным признаком. Таким образом, зрелость системы психологических защит матери является важным условием конструктивного формирования системы психологических защит ребенка в дошкольном возрасте.
Связь между зрелостью системы психологических защит матери и проекцией в поведении ребенка в возрасте 7-9 лет может объясняться тем, что у матери с высокой степенью зрелости психологических защит вполне могут быть высокие требования к ребенку, влияющие на формирование сильного Сверх-Я ребенка. таким образом, проекция выступает как защита от требовательности по отношению к самому себе. Поступление в школу является стрессовым фактором, что усиливает актуальность психологических защит у ребенка. При высоких требованиях к Я проекция в поведении ре-
бенка может быть наиболее оптимальным способом сохранить позитивную самооценку и самоот-ношение. Таким образом, ребенок может защищаться от не соответствующих его идеальному образу Я особенностей, замечая их во внешнем мире и отвергая в себе самом. С помощью проекции ребенок лучше может справляться с ситуациями, перенося внутренние негативные переживания на внешние объекты, и таким образом, обеспечивать стабильность самооценки и идентичность.
В группе детей 10-12 лет различий, связанных со степенью зрелости защитной системы матери, не выявлено. Это указывает на то, что в данном возрасте недостаточность ресурсов формирования защит, связанных с защитными возможностями матери компенсируется другими факторами - расширением социального окружения ребенка, в том числе и круга значимых взрослых, собственными возможностями к рефлексии и выходом на осознанные уровни системы жизнеобеспечения.
Выводы.
1. Гипотезы исследования нашли свое подтверждение. Особенности защитной системы ребенка в возрасте 4-6 лет и 7-9 лет зависят от степени зрелости материнской системы психологических защит.
2. Характер связи различается в зависимости от возраста ребенка: зрелость материнской системы психологических защит обеспечивает более высокую напряженность защит ребенка в возрасте 4-6 лет, в то время как в возрасте 7-9 лет обусловливает более частое использование ребенком проекции. К 10-12 годам зрелость психологических защит матери утрачивает прямое влияние на особенности защитной системы ребенка.
3. Факторы, способствующие фиксации или изживанию защитного поведении в онтогенезе, главным образом, содержатся в межличностном окружении ребенка, где ведущая роль отводится матери. В дошкольном и младшем школьном возрасте особенности защитной системы ребенка зависят от степени зрелости защитной системы матери.
4. Развитая и гибкая защитная система матери создает ресурс для эффективного функционирования защитной системы ребенка. Осознанность и гибкость реагирования и позволяющие оставаться в творческом контакте с реальностью являются неотъемлемым фактором конструктивного развития системы жизнеобеспечения личности в целом.
Библиографический список
1. Богданова М.В., Доценко Е.Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию. - Тюмень, 2010. - 204 с.
2. Винникотт Д.В. Игра и реальность. - М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2002. - 288 с.
3. Доценко Е.Л. Психология личности. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. - 512 с.
4. Калинина Н.В. Целостный подход к пониманию индивидуального защитного стиля // Психологические исследования: электрон. науч. журн. -2010. - № 1 (9) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.03.2013).
5. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов - новая арт-терапевтическая техноло-
гия // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2010. - № 2 (10). - С. 13-28.
6. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.
7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pseudology.org/Psyhology/Horney_Nevrotik/
03.htm (дата обращения 30.10.2013).
УДК 159.9
Сердюкова Елена Федоровна
Чеченский государственный университет, г. Гоозный
hellin33@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ С АДАПТИВНЫМ СПОСОБОМ ВЫХОДА ИЗ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
Результаты экспериментального исследования показали результативность специально организованной психологической поддержки студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций в образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: структура интегральной индивидуальности, трудная жизненная ситуация, психологическая поддержка, способ выхода из трудной жизненной ситуации.
Трудные жизненные ситуации случаются в жизни каждого человека независимо от его желания, причем им свойственно возникать даже в самые спокойные времена. Человек попадает в трудную жизненную ситуацию, когда внешние обстоятельства таким образом изменяют окружающую его среду, что возникает ситуация угрозы для его жизнедеятельности, взаимоотношений, создаются предпосылки для нежелательного изменения привычного образа жизни в целом либо в одном из значимых жизненных пространств. Возникает разбалансировка адаптационных возможностей человека, вызванная противоречием между внешним и внутренним миром. Подобное положение вещей делает невозможным удовлетворение человеком основных потребностей, что в крайнем своем проявлении может угрожать жизни человека в целом.
Н.Г. Осухова определяет трудную жизненную ситуацию как такую ситуацию, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [3].
Трудные жизненные ситуации представляют собой особый случай психологических ситуаций, характеризующиеся неоднородностью и многоплановостью. Вероятно поэтому единого определения понятия «трудная жизненная ситуация» в психологической литературе не существует. Однако, назван ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределен-
ность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека [4, с. 49].
Иными словами, при возникновении проблемы каждый человек решает ее при помощи имеющихся в его опыте способов преодоления трудностей. Поскольку трудные жизненные ситуации, даже являясь аналогичными, совершенно по-разному влияют на разных людей, способы выхода из этих ситуаций люди используют различные.
При всем многообразии способов выхода из трудных жизненных ситуаций их все, тем не менее, можно объединить в две большие группы -развивающий (преобразующий) и приспособительный (адаптивный).
Человек с развивающим способом выхода из трудных жизненных ситуаций обладает большим потенциалом психологической устойчивости, у него «достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встречать проблемы и трудности, которые случаются в его жизни» [1, с. 75], а их преодоление повышает гибкость и увеличивает многообразие процессов адаптации. Такой человек стойко переносит возникающие в его жизни трудности, анализирует свои ошибки, делает соответствующие выводы, актуализирует имеющиеся ресурсы, вырабатывает новые модели поведения (общения, деятельности), т.е. развивается сам и преобразует существующее вокруг себя жизненное пространство. Соответственно, такому человеку свойственно преобладающее использование развивающего (преобразующего) способа выхода из трудных жизненных ситуаций. В нашем исследовании данной группе респондентов было присвоено название «борцы», что вполне соответствует предпочитаемому ими способу выхода из трудных жизненных ситуаций.