Научная статья на тему 'Межличностные взаимоотношения родителей и подростков в аспекте антитеррористической идеологии'

Межличностные взаимоотношения родителей и подростков в аспекте антитеррористической идеологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
358
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ / ПОДРОСТКИ / ТЕРРОРИЗМ / ANTITERRORIST IDEOLOGY / TERRORIST OUTLOOK / INTERPERSONAL INTERACTION / MODEL / TEENAGERS / TERRORISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хусаинова Светлана Владимировна

В статье описаны негативные и позитивные модели взаимодействия родителей и детей. Показано негативное воспитание в семье и формирование отклонений в самоидентификации у подростка и возможность вовлечения его в террористические организации. Определена роль идеологического компонента в воспитании антитеррористической направленности подростков. Показаны направления повышения эффективности борьбы с терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF PARENTS AND TEENAGERS IN TERMS OF ANTI-TERRORIST IDEOLOGY

In the article negative and positive models of interaction of parents and children are described. The author shows the negative education in a family and formation of deviations in self-identification of the teenager, and possibility of his involvement in the terrorist organizations. The author defines the role of an ideological component in the developing of the antiterrorist attitude of teenagers. The article also includes the ways of increasing the efficiency of fight against the terrorism.

Текст научной работы на тему «Межличностные взаимоотношения родителей и подростков в аспекте антитеррористической идеологии»

УДК 316.37

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В АСПЕКТЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

С.В. Хусаинова

Аннотация. В статье описаны негативные и позитивные модели взаимодействия родителей и детей. Показано негативное воспитание в семье и формирование отклонений в самоидентификации у подростка и возможность вовлечения его в террористические организации. Определена роль идеологического компонента в воспитании антитеррористической направленности подростков. Показаны направления повышения эффективности борьбы с терроризмом.

Ключевые слова: антитеррористическая идеология, террористическое мировоззрение, межличностное взаимодействие, модель, подростки, терроризм.

INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF PARENTS AND TEENAGERS

IN TERMS OF ANTI-TERRORIST IDEOLOGY

S. Khusainova

Abstract. In the article negative and positive models of interaction of parents and children are described. The author shows the negative education in a family and formation of deviations in self-identification of the teenager, and possibility of his involvement in the terrorist organizations. The author defines the role of an ideological component in the developing of the antiterrorist attitude of teenagers. The article also includes the ways of increasing the efficiency of fight against the terrorism.

Keywords: antiterrorist ideology, terrorist outlook, interpersonal interaction, model, teenagers, terrorism.

В настоящее время в России назрел вопрос о повышении уровня морально-нравственного и культурного воспитания молодежи, необходимости формирования патриотических качеств личности, таких как антитерроризм, толерантность, чувство товарищества, терпимость к другой вере, развитие в этом направлении приведет к социальной безопасности.

Путин В.В. сказал, что борьба с экстремизмом особенно важна сегодня, «...когда весь мир столкнулся с серьезными проблемами и рисками, с ростом национальной нетерпимости, с размыванием и девальвацией традиционных ценностей.» [6].

Для того чтобы определить адекватные цели антитеррористической идеологии, кроме всех прочих особенностей, необходимо отчетливо представлять основные цели терроризма и его идеологии. Чем бы они ни руководствовались, их основная цель -«Создание максимально конфликтных ситуаций и прецедентов для радикального изменения мирового порядка, связанного с разрушением сложившихся государственных систем ведущих стран мира, в том числе Российской Федерации. Только такие ситуации и прецеденты, по их мнению, могут вести к изменению мира, к торжеству «высшей справедливости» [7].

Тогда, в противодействии терроризму разрабатываемые комплексные

идеологические средства проявятся как инструмент формирования и распространения антитеррористической идеологии, которая содержит внешние и внутренние факторы обеспечения социальной безопасности: соблюдение прав и свобод человека -гражданина государства, толерантное межнациональное взаимодействие, фактор общероссийской гражданской идентичности, фактор принятия межконфессиональных отношений, соблюдение

антитеррористического законодательства, образование как компонент противодействия терроризму и экстремизму. Для этого необходимо не только постоянное повышение научного уровня и правовой

антитеррористической культуры, социально-политического и экономического

совершенствования населения и т.д., но и раннего воспитания детей в процессе взаимодействия их с родителями.

Изучая особенности взаимодействия в системе родитель - ребенок, ученые определили, что детско-родительские отношения дают картину существующих отношений, и понимания субъективного мира человека. В этой сфере исследования направлены на изучение благоприятных и неблагоприятных характеристик

взаимодействия. Благоприятные связаны с формами родительского контроля и техникой поддержания дисциплины, одобрительные контакты, направленные на принятие и любовь к ребенку, последовательность,

авторитарность родителя. Неблагоприятная же модель семейного взаимодействия - это эгоцентрический, гиперсоциализирующий и отвергающий типы воспитания.

А. Адлер определил основным принципом семейного взаимодействия взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основывается на сознательном и целенаправленном поведении родителей. А. Адлер рассматривает обучение родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества - как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние [1].

Р. Дрейкус и В. Зольц рассматривают плохое поведение как деятельность ребенка, усилия которого, ориентированные на достижение целей, направляются в неверное русло [3]. Основная задача семейного воспитания помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

С точки зрения Х. Джайнотта родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации и управления поведением детей [4].

Многие авторы рассматривают любовь и принятие в качестве важнейших характеристик успешного взаимодействия с ребенком (А. Адлер, К. Роджерс, Р. Кэмпбелл, Г.Т. Хоментаускас и др.).

Изучив исследования ученых в области взаимодействия родителей и детей (разные возрастные группы), можно сделать вывод о том, что по мере взросления детей уменьшается степень принятия их, мы можем только предполагать, с чем это может быть связано, возможно, родители становятся более критичными по отношению к личностным особенностям и поведению детей (проблемы «отцов и детей»), возможно, это вызвано большей самостоятельностью и

автономностью взрослеющих детей, что приводит, в свою очередь, к уменьшению потребности в защите со стороны родителей [2].

Дети, в семьях которых малая степень принятия их родителями, находят поддержку в неформальных молодежных сообществах. Неформальные молодежные сообщества существуют в двух формах: политизированные группы - они являются аналогом общественных объединений и/или

криминальных групп, имеют конкретного лидера и окололидерское ядро, достаточно четкую иерархию и идеологическую позицию. Это - эмо, готы, панки, скинхеды, анархисты, нацисты, неонацисты и т.д.

Но если юноши попадают под чье-то негативное влияние, то это могут быть группы, в которых они найдут не только поддержку, но и способ реализации в социуме. Такие молодежные формирования существуют в составе сообщества анархистов. Сообщество анархистов включает в себя: анархо-панков (БГУ-панки), антифа-скинхедов.

Специфическая деятельность данного сообщества связана с терроризмом. За последние 15 лет можно отметить ряд случаев, когда анархисты обвинялись в организации терактов.

Рассмотрим психологические модели «личностных дефектов» у террористов. Большая часть психологических моделей базируется на предположении, что «у террористов обнаруживается патологическая потребность добиваться абсолютных конечных результатов» (Каплан). Созвучными с этой моделью являются многочисленные психодинамические интерпретации

террористического поведения.

В основе большинства из них - признание переживания унижения в руках агрессора в качестве ключевого фактора, ведущего к интернализации чувства личной

несостоятельности, результатом которой является потеря самоуважения (самооценки). По мере взросления личность такого типа становится «дефектной», не имеющей адаптивных и социально приемлемых стратегий совладания со стрессом. В поиске выхода субъект ассоциирует себя с людьми с похожими проблемами с целью восстановления своей самооценки. Он (или она) прочно связывает себя с такими личностями и таким образом поддерживает в себе самооценку и развивает чувство самоидентичности на основе идентификации с группой, в известной мере заменяющей семью. В такой атмосфере он всегда найдет «причину» для совершения акта насилия.

По мнению Стенза, субъект включается в террористическое поведение главным образом

из-за наличия искаженных психологических потребностей (или дефектов личности), а не потому, что стремится к достижению улучшений в политической и социальной сфере. Однако современные данные исследований часто опровергают эту точку зрения [1].

В современной психологии социального научения терроризм рассматривается как психологически нормальное явление. Поведенческая психология настаивает на том, что чем больше субъект получает подкрепление за его террористическое поведение, тем вероятнее продолжение этого поведения; и чем чаще оно наказывается, тем менее вероятно его проявление вновь. Однако подкрепление и наказание нередко трудно идентифицировать, поскольку в некоторых ситуациях они меняются местами [4].

Маркин В.В. говорит о том, что антитеррористическая идеология должна быть идеологией гуманизма, миролюбия и толерантности, что также требует дополнительной расшифровки. Толерантность и гуманизм должны быть ограничены

определенными рамками, дабы избежать слишком широкой трактовки. Причем формирование антитеррористической

идеологии должно происходить на основе общероссийской гражданской идентичности. Можно сказать в духе патриотизма. Воспитание детей в духе общественной безопасности, поспособствует тому, что мы получим системный адекватный ответ на вызов террористов в идеологической сфере [6].

В настоящее время появляются психологические методы в сфере распространения антитеррористической

идеологии. Необходимость в изменении сложившихся социально-ценностных

ориентаций антитеррористической

направленности, относительно которой есть возможность формировать социально-ценностные установки с учетом целевых групп, таких как семья. Самое главное - это воспитание у ребенка активной гражданской

позиции в духе этнотолерантности и разрешения конфликтов.

толерантности, миролюбивого

Литература:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1990.

2. Грязнов А.Н., Хусаинова С.В., Храпаль Л.Р., Чеверикина Е.А. Деятельностная тревога, как элемент дистабилизации безопасности жизнедеятельности // Казанский педагогической журнал.- 2015. - № 1. - С. 115-120.

3. Дрейкурс Р., Зольц В. Счастье вашего ребенка / Под редакцией А.В. Толстых. - М., 1986.

4. Джайнотт Х. Родители и дети. - М., 1986.

5. Петрищев В.Е. Противодействие террористической идеологии - приоритетное направление профилактики терроризма // Материалы II Всероссийской научно-практической

конференции, Москва, МГУ 13 - 14 октября 2010 г. - Том I. - М.: Университетская книга, 2010. - С. 7581.

6. Маркин В.В., Роговая А.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде 2-я часть // Власть. -2012. - № 12.

7. Грачев С.И., Гасымов О.А., Попов А.С. Идеология как определяющий компонент террористической активности и антитеррористической политики // Вестник Казанского юридического института МВД России. -2013. - № 12

Сведения об авторе:

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Data about the author:

S. Khusainova (Kazan, Russia), candidate of psychological sciences, senior research officer at the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.