МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДИАДЕ «ОТЧИМ-РЕБЕНОК» КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А.И. Серебрякова, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №10 (Россия, г. Красноярск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-126-131
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена малой изученностью отношений в диаде «отчим-ребёнок» как частного случая детско-родительских отношений на фоне возрастающей тенденции к повторным бракам, с наличием детей в нём. Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей таких отношений с целью нахождения способа эффективного психологического консультирования. Автором проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, в статье раскрываются такие понятия как семья, брак, повторный брак, детско-родительские отношения, особенности формирования отношений «отчим-ребенок». Статья может быть полезна педагогам, психологам, занимающихся проблемой детско-родительских отношений.
Ключевые слова: семья, повторный брак, диада «отчим-ребёнок», детско-родительские отношения.
На сегодняшний день понятие семья рассматривается не только как один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и пр., но и как малая социальная группа людей, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Так, например,
A.П. Петровский, Н.Я. Соловьёв,
B.В. Столин, и многие другие и рассматривают семью как малую социальную группу. Другие же учёные выделяют духовную роль семьи для человека. Например, семья, по мнению Е.М. Ворожейкина, создаётся между людьми духовно близкими. Это люди, которые любят друг друга. И их физиологическая любовь дополняет существующую между ними гамму чувственных и духовных отношений. При таких условиях и создаётся то гармоническое единство биологического, психологического и социального, которое должно быть свойственно отношениям между супругами в каждой семье [6, с. 7-17].
А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь
и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности», а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» [8, с. 12].
А.И. Антонов [7] же утверждает, что семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Он обращает внимание на пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.
Однако, какой бы позиции по отношению к понятию семья не придерживались авторы, неизменным остаётся то, что наличие семейных ценностей, общего быта и взаимоотношений провоцирует возникновение психологических проблем и трудностей. Часто осознать эти проблемы и справиться с ними самостоятельно супруги не способны.
Это приводит к тому, что, в современном обществе институт брака подвергается
серьезным испытаниям на прочность. На сегодняшний день, одной из ключевых причин, приводящих к разводу современную семью, является отсутствие навыка решать проблемные ситуации и договариваться. Развод, создание новой семьи, адаптация детей в новом браке родителей -серьёзное испытание на прочность отношений. Появление у ребенка мачехи или отчима практически всегда оставляет след в детско-родительских отношениях.
Повторный брак (или последовательная моногамия) определяется как союз, заключенный человеком, ранее состоявшим в браке (это может быть один или оба супруга). Семьи, созданные на основе повторных браков в научной литературе, называют сводными, смешанными, деформированными, искаженными [9]. В зарубежной практике для обозначения такого брака используется термин «смешанная семья» или, так называемая, «вторая семья» (букв. «step family»).
Семья, образующаяся в повторном браке, характеризуется более сложной картиной развития, чем семья первого брака. В случае повторного брака имеют место другие этапы развития семьи: сепарации/развода; неполной семьи; ухаживания и повторного брака [8].
Согласно данным статистики, более половины повторных браков заканчивается разводом, что несколько выше, но ненамного, чем у тех, кто женится впервые. А потому нередко дети переживают не один развод родителей, а с ними не одних мачех (отчимов) и сводных братьев (сестер). Причин тому много. Это и трудности установления детьми отношений с новыми супругами родителей, и чувство ревности ребенка к новому супругу (супруге), матери (отца), претендующему на любовь и внимание родителя, и непринятие невестки/зятя с ребенком родителями неродного и родного родителя.
А еще есть родители оставленного родителя, которые также имеют свой интерес и могут настраивать внуков против неродного родителя. Супругам в новой семье приходится многое преодолеть, чтобы быть вместе, выстроить отношения друг с
другом по поводу воспитания ребенка (детей).
Также одной из причин неустойчивости повторных браков, является возможное сходство нового избранника (как правило, по личностным качествам) с бывшим супругом, негативный опыт предыдущих отношений, скоропалительность заключения повторного брака с целью избежать одиночества или желания доказать бывшему супругу и себе свою ценность и привлекательность [4].
Вхождение нового человека в семью затрудняется уже сложившимися семейными традициями, нормами и правилами, которые могут быть ему неизвестны. Вольно или невольно нарушая существующие обычаи, новый член семьи психологически отдаляется от семьи и воспринимается чужим.
Как правило, в таких семьях, при наличии детей, взаимоотношения начинаются не с супружеского ядра, а с отношений «родитель — ребенок». Стоить отметить, что чаще всего женщины с детьми, выходящие повторно замуж, образовывают коалиции, направленные против нового супруга, не доверяя ему их воспитание, обращаясь с детьми так, словно они ее собственность. Это создает барьер для мужчины в реализации полной ответственности за семью в целом, что формирует новый стиль отношений в семье (ролевая неопределенность супруга).
Специфика детско-родительских отношений в зарубежной психологии традиционно исследуется в рамках психоаналитического (Фрейд З., Эриксон Э., Фромм Э., Винникот Д., Берн Э. и др.), бихевиористского (Уотсон Дж., Скиннер Б., Сирс Р., Бандура А. и др.) и гуманистического (Гордон Т., Роджерс К., Байярд Дж., Сатир В. и др.) направлений [7].
Само по себе понятие повторного брака неоднородно Е.П. Арнаутова в своих работах, посвященные практике работы педагогов с родителями и детьми из семей повторного брака предложила классификацию повторных браков в зависимости от:
1) характера прекращения предыдущих брачных отношений;
2) наличия или отсутствия опыта брачных отношений;
3) числа детей, рожденных в предыдущем браке;
4) разницы в возрасте между партнерами.
Какова же роль детей в новой семье? Уже понятно, что в построении новых в повторном браке будут участвовать не только будущие супруги, но и дети. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка [3].
Основными понятиями А. Адлера в области детско-родительских отношений являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». А. Адлер подчеркивает равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Таким образом, А. Адлер подчеркивает необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста [7]. Возможно ли это, если мужчина считает ребенка чужим, а мать сознательно или нет не допускает его до воспитания? Анализ исследований, посвященных проблемам воспитания ребенка в системе семейного общения, позволяет утверждать, что только в общении «один человек становится для другого величайшем богатством», равноправным партнером, где признается его уникальность и неповторимость. Такие отношения характерны для духовно богатой семьи, где в атмосфере любви, доверия и принятия возможно формирование адекватного и здорового ребенка [8]. В семьях с наличием отчима такое общение практически исключается.
В отечественной психологии исследованиями в области «отцов и детей» занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин и другие. Они пишут о том, что в процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль, способ эмоционального реагирования. Все это находит выражение в типах семейного воспитания, которые освещаются в трудах А.А. Бодалева, А.Я. Варги, Ю.Б. Гиппенрейтера, О.А. Карабановой, А.Е. Личко, А.С. Спиваковской, В.В. Столина.
В отечественной психологии А.С. Спиваковская проанализировала дет-ско-родительские отношения и выделила три основные свойства родительской позиции: адекватность, динамичность, про-гностичность. О. Коннер, И.С. Шеффер и др. выделяли два основных компонента в родительской позиции - эмоциональный и инструментальный, и почти все авторы эмоциональный компонент считали базовым [3]. Для ребенка появление в семье нового человека, претендующего на власть, внимание матери и социальный контроль над поведением - это негативный фактор, провоцирующий ответную реакцию. И тем не менее этот фактор остается малоизученным.
Обобщив сведения из этих источников, резюмируем, что особенности представления об отчиме определяются взаимодействием мужчины с членами семьи. И даже если мужчина и женщина любят друг друга совершенно искренне, это еще не значит, что дети с легкостью и сразу примут отчима и станут называть его папой [1].
Существует множество вариаций отношений отчимов и детей - от полного пренебрежения до внимания и постоянной заботы. Можно отметить одну общую черту, характерную для подавляющего большинства случаев: мужчина в семье является
олицетворением той власти, которой ребенок будет подчиняться. Но в последнее время наблюдается ослабление «отцовского» авторитета, ценности мужского влияния. Это связанно с низким уровнем общения между отцами и детьми, с некомпетентностью сегодняшних отцов (отчимов) в воспитании, инфантильностью и психологической незрелостью мужчин на период рождения и воспитания ребенка. Таким образом, в процессе изучения взаимосвязей между особенностями детско-родительских взаимоотношениях в семьях, где присутствует диада «отчим-ребёнок», открываются перспективы дальнейшего исследования различных аспектов этой проблемы.
В современном обществе существуют достаточно определенные модели представлений о «хороших», «плохих» и «нейтральных» (типичных) отчимах. К модели «плохого отчима» можно отнести ситуацию, когда мужчина-отчим проявляет по отношению к ребенку безразличие, раздражительность, импульсивность, жестокость. Во всех этих случаях формируется негативное представление об отчиме [12].
Если отчим уделяет ребенку много времени, играет, беседует с ним о его интересах, проблемах, то у ребенка формируется позитивное представление, формируется модель «хорошего отчима». В обществе бытует представление об идеальном отчиме: как об успешном мужчине, обеспечивающем материальное благополучие семьи, уделяющем много внимания ребенку, который знает, что необходимо ему для здорового роста и психического развития.
«Типичный» отчим не «хорошо», а «достаточно» посвящен в жизнь ребенка, который рассматривается им как объект воспитания.
В сознании ребенка запечатлеваются характеристики реального мужчины-отца-отчима (его физические, психические и личностные особенности), преломляющиеся через индивидуальное сознание [12].
Кроме того, можно предположить, что восприятие ребенком отчима и представление о нем базируется на тех же аспектах, которые составляют модель отцовства:
- в когнитивном аспекте самого отчима как члена семьи, обладающего определенным статусом, как носителя определенных социальных функций. Сюда же входит представление об идеальном отчиме;
- в поведенческом аспекте ребенок строит свои представления, основываясь на восприятии деятельности и взаимодействий отчима в семье и за ее пределами;
- в эмоциональном аспекте ребенок представляет то, как его отчим относится к членам своей семьи и другим людям, какие настроения, чувства и эмоции им руководят;
- в физическом аспекте отчим воспринимается как представитель мужского пола, обладающий силой, ловкостью и другими характеристиками. Креме того, отчимы в диаде сталкиваются с теми же дет-ско-родительскими проблемами, что и отец:
1. проблема поколений;
2. проблема воспитания;
3. трудности переходного возраста.
В результате изучения и сравнений двух диад «папа-ребенок» и «отчим-ребенок», мы пришли к выводу о том, проблема диады «папа-ребенок» изучается и рассматривается многими учеными как отечественными, так и зарубежными, а проблема диады «отчим-ребенок», мало изучена и отражена в научных работах. На сегодняшний день согласно приведённой статистике в современном обществе, формируется тенденция повторных браков, где преимущественно роль биологического отца занимает отчим [5].
И если для набора психологического инструментария для решения проблем в диаде «папа - ребенок» достаточно, то уже для решения проблем в диаде «отчим - ребенок» данного набора будет недостаточно, по причине того, что и проблем в диаде наблюдается больше, и отношения строятся не с начала (момента рождения ребенка), а на базе уже существующих сформировавшихся проблем. Это требует более глубокого изучения, подробной проработке и подготовки отточенного инструментария., поскольку тенденция вступления в повторный брак увеличивается.
В решении проблем детско-родительских отношений важен факт прихода на консультацию второго родителя и самого ребенка (чаще всего подростка).
Эйдемиллер Э., Юстицкис В. работая над этой темой выделяют возможные причины негармоничного семейного воспитания, которые так же применимы в диаде «отчим-ребенок»:
- Отклонение личности самого отчима.
- Психологические (личностные) проблемы, решаемые за счет ребенка.
- Расширение сферы родительских чувств, когда супружеские отношения между мужчиной и женщиной в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет - смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют, и это проецируется в новую семью.
- Предпочтение в ребенке (подростке) детских качеств, игнорирование его по-взросления.
- Воспитательная неуверенность.
- Фобия утраты ребенка, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д.
- Неразвитость родительских чувств.
- Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств.
- Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
- Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. Отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его
полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам» [11].
Таким образом, если семья обращается за психологической помощью, важно определить локус ее психологических проблем:
- индивидуальные проблемы одного из членов семьи (когнитивные, эмоциональные, поведенческие нарушения, личностные расстройства ребенка или одного из родителей);
- проблемы в супружеской подсистеме;
- проблемы в детско-родительской подсистеме;
- проблемы в семейной системе в целом [2].
Предпосылкой каждой терапии есть четкое знание особенностей ситуации в семье, если нет специфической информации о специфической семье, мы не можем по-настоящему что-то изменить.
Подводя итоги проведенного обзора отечественного и зарубежного взглядов на проблему диады «Отчим-ребенок», в современной психолого-педагогической науки, наибольший интерес представляет феномен отцовства, как наименее изученный аспект родительства. Роль отца в процессе развития ребенка не менее важна, чем роль матери, однако, она имеет ряд специфических особенностей, выполнение которых возлагается на мужчину.
Бесспорно, феномен отцовства, а вместе с ним и феномен отчима, остаётся мало освещённым, но работа по изучению психологии отцовства, на сегодняшний день не завершена, и найдёт продолжение в
психологии.
Библиографический список
1. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком / Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - № 2.
2. Глазкова Т.В. Особенности смыслообразования в деформированном пространстве (феномен семьи в культурных практиках) // Культура и цивилизация. - 2015. - № 6. -С. 55-69.
3. Дольто Ф. На стороне ребенка. У-Фактория. - Екатеринбург, 2003.
4. Кадыров И.М. Третья позиция или Наш психоанализ в ожидании Годо // Московский психотерапевтический журнал. - 2000. - № 4.
5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 2000. - 256 с.
6. Парушева И.Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности // Теория и практика образования в современном мире: материалы 4-й международной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014). - СПб., 2014.
7. Сахапова Э.И. Формирование у будущих педагогов-психологов готовности к работе с семьёй: вопросы теории и практики: монография. - Казань: Издательство «Отечество», 2013. - 166 с.
8. Сокаридес Ч. Значение и содержание отклонений в сексуальном поведении. Вклад Психоанализа // в кн. Энциклопедия глубинной психологии, т. 1. - Москва: MGM-Interna, 1998. - С. 729-763.
9. Стивенс А. Психоаналитическое образование // Московский психотерапевтический журнал. - 2004. - № 3.
10. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2007 - 512 с.
11. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис D. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vuzdoc.ru/159474/psihologiya/issledovanie_psihologicheskogo_soderzhaniya_obraza_otc hima_detey.
13. Blundell S. Fatherless sons: psychoanalytic psychotherapy with bereaved boys // The importance of fathers, Brunner-Routledge, Hove, 2002, 172-186.
14. Britton R. The missing link: parental sexuality in the Oedipus complex / The Oedipus complex today, Karnac books, London, 2000.
INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN THE "STEPFATHER-CHILD" DYAD AS A SPECIAL CASE OF CHILD-PARENT RELATIONS
A.I. Serebryakova, educational psychologist
Municipal budgetary educational institution Lyceum № 10
(Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. The relevance of the article is due to the low level of study of the relationship in the dyad "stepfather-child" as a special case of child-parent relations against the background of an increasing trend towards remarriage, with the presence of children in it. The purpose of the article is to consider the features of such relationships in order to find a way to effectively provide psychological counseling. The author analyzes the state of the problem in the psychological and pedagogical literature, the article reveals such concepts as family, marriage, remarriage, child-parent relations, features of the formation of the "stepfather-child" relationship. The article may be useful for teachers and psychologists dealing with the problem of child-parent relations.
Keywords: family, remarriage, "stepfather-child" dyad, child-parent relations.