Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПОВТОРНОГО БРАКА МАТЕРИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПОВТОРНОГО БРАКА МАТЕРИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПОВТОРНЫЙ БРАК / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СЕМЬЯ / РАЗВОД / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терниевская Ю.О.

В статье рассматривается повторный брак и его влиянии на психологическое развитие ребенка. Также затронуты вопросы и понятие о психическом здоровье детей и сформированы рекомендации по его сохранению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF INFLUENCE OF MOTHER'S REMARRIAGE ON PSYCHOLOGICAL STATE OF CHILD

The article discusses remarriage and its impact on the psychological development of the child. The issues and the concept of children's mental health are also touched upon and recommendations for its preservation are formed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПОВТОРНОГО БРАКА МАТЕРИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА»

УДК 316.6

Терниевская Ю.О.

студентка 4 курса

Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина (г. Бийск, Россия)

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПОВТОРНОГО БРАКА МАТЕРИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

Аннотация: в статье рассматривается повторный брак и его влиянии на психологическое развитие ребенка. Также затронуты вопросы и понятие о психическом здоровье детей и сформированы рекомендации по его сохранению.

Ключевые слова: повторный брак, развитие личности, семья, развод, психическое здоровье, нарушения.

Повторный брак - это соединение прежней и новой семейной жизни. Семейные судьбы людей, состоящих в повторных браках, в большинстве непохожи друг на друга. Переплетение разных обстоятельств и факторов становится своеобразным фоном, либо помогающим, либо затрудняющим адаптацию ребёнка в новой семье.

Наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств и эмоций, широчайший круг представлений о жизни. Неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающими сенситивность человека к различного рода вредностям и, соответственно, восприимчивость к заболеваниям.

Многие дети в условиях повторного брака ведут себя совершенно не так, как повёл себя ребёнок, воспитывающийся в семье с родным отцом или матерью. Характер детских переживаний в условиях повторного брака матери опосредован качеством эмоциональной связи в диаде «мать - ребёнок». Положение ребёнка в семье, складывающейся на основе второго брака матери, по - своему исключительное и трудное. В новой семье ухудшаются условия для эмоционального и нравственного развития ребёнка.

Нарушения воспитания в таких семьях могут быть связаны с неразвитостью родительских чувств отчима/мачехи к неродному ребенку, их неумением выражать и дозировать свои чувства к пасынку/падчерице, опасениями быть не принятыми или даже отвергнутыми ими, боязнью испортить отношения с супругом (супругой). Ребенок во вновь образовавшейся семье находится в новой для него ситуации, где много неопределенности в построении отношений с неродным родителем, и нуждается в поддержке и помощи в освоении правил, связанных с приходом в семью нового человека или людей (родственников, друзей отчима/мачехи).

Психотравмирующее влияние развода на детей отмечается также и чешскими психологами. В частности, они считают, что, тяжело переживая развод родителей, дети «с трудом привыкают к новой ориентации. Достаточно, например, пятилетнему ребенку намекнуть о том, что папа может увести его и никогда не вернуть маме, а мама измучается вечной тоской по нему, как ребенок начнет бояться отца, будет упрямиться идти к нему в гости. Возможно, это выглядит несомненным успехом матери. Однако она платит за этот «успех» неустойчивым мироощущением ребенка в течение долгого времени. Неуверенность ребенка может серьезно отразиться на его отношении к матери и на всей его взрослой жизни. И это будет вина матери, которая, казалось бы, «победила»! Все ситуации, которые продлевают конфликт между родителями, неизбежно усиливают и продлевают состояние неуверенности у ребенка».

На неблагоприятное воздействие развода на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных родителей, по мнению детского психиатра М. И. Буянова, могут приводить к тяжелым проблемам с психическим здоровьем у детей.

Психическое здоровье - это состояние, когда человек ощущает внутреннее удовлетворение и благополучие, при котором (состоянии) человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

■ Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

■ Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

■ Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

■ Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

Подводя небольшой итог, хочется отметить, что, не смотря на сложившиеся обстоятельства в жизни нельзя забывать о том, что ребенок принимает на себя самый большой эмоциональный удар. Именно поэтому его психическому здоровью нужно уделять особое внимания. Для его сохранения было сформировано несколько рекомендаций:

1. Больше внимания. Данный аспект, подразумевает то, что взрослый в курсе того, чем интересуется его чадо, о чём мечтает, что его страшит, о его отношениях со сверстниками, что составляет содержание его жизни в перерывах между сном/учёбой/принятием пищи. Для этого нужно время от времени просто проводить время с ребёнком: играть, гулять вместе, готовить, смотреть мультфильмы, общаться и получать удовольствие от этого взаимодействия.

2. Помогите ребёнку сформировать адекватное отношение к себе и положительное принятие других. Развивайте в нём навыки понимания своих и чужих переживаний, эмоциональных реакций, объясните, что значит ставить себя на место другого человека. Научите разрешать конфликты (можно использовать примеры из фильмов и книг), объясните, что лучшее решение — это сотрудничество или компромисс.

3. Пример близких «Взрослый всегда прав, он знает больше», — что ж, тогда соответствуйте этим словам, потому что после них ребёнок точно будет ориентироваться на поведение старших. Становление психического здоровья ребёнка будет зависеть от наличия у окружающих взрослых чувства юмора, доброжелательности, жизнелюбия и жизнерадостности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988 - 207 с

2. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Вестник МГУ, Психология, №2, 1987

3. Браун Дж., Кристенсен Д., Семейная психотерапия и семейное консультирование. М., 2001

4. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье. М.: МГУ, 1981

5. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М.,1997

Ternievskaya Y.O.

4th year student

Altai State Humanitarian and Pedagogical University named V.M. Shukshin

(Biysk, Russia)

THE QUESTION OF INFLUENCE OF MOTHER'S REMARRIAGE ON PSYCHOLOGICAL STATE OF CHILD

Abstract: the article discusses remarriage and its impact on the psychological development of the child. The issues and the concept of children's mental health are also touched upon and recommendations for its preservation are formed.

Keywords: remarriage, personality development, family, divorce, mental health, disorders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.