УДК 376.352
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2019 Д. М. Алехина1,
обучающаяся 1 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Специальная психология
e-mail: alexdashmi @ rambler. ru
Научный руководитель - Е. А. Репринцева, докт. пед. наук, профессор кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики e-mail: lab. game @ mail. ru
Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
В статье рассматриваются особенности межличностных отношений слабовидящих детей. Приведены результаты эмпирического исследования межличностных отношений обучающихся в возрасте 7-8 лет. Рассмотрены возможности игры в коррекции недостатков межличностных отношений.
Ключевые слова: межличностные отношения, слабовидящие дети младшего школьного возраста, игра
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. Межличностные отношения характеризуют взаимодействие между людьми [Журавлев 2002].
При благоприятных условиях воспитания во взаимодействии детей младшего школьного возраста с педагогом осуществляется осознание своего «Я» в процессе доброжелательного отношения, удовлетворения потребностей в признании и одобрении. Напротив, формирование негативного опыта взаимоотношений приводит к возникновению замкнутости, неуверенности и агрессии
Р.С. Немов утверждает, что именно в младшем школьном возрасте возникает стремление к одобрению и признанию со стороны социума. Это стремление трансформируется в потребности к успеху, целеустремленности и самостоятельности [Немов 2008].
Нарушения зрения приводят к отклонениям в формировании личности и возникновению негативных особенностей, таких как сужение социальных контактов и круга интересов. Межличностные отношения слабовидящих детей младшего школьного возраста зависят от степени нарушений зрения.
Как утверждают А.Г. Литвак и Л.И. Солнцева, слабовидящие дети испытывают трудности в социальном восприятии, имеют ограниченные познания о невербальных средствах общения, что существенно затрудняет формирование межличностных отношений. Невозможность социальной перцепции вызывает трудности формирования речевой функции [Литвак 2006, Солнцева 2000].
Нами было организовано исследование с целью изучения межличностных отношений слабовидящих детей младшего школьного возраста. Базой исследования выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №57» г. Курска. Экспериментальную выборку составили 15 слабовидящих детей младшего школьного возраста (7-8 лет) и 25 обучающихся того
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
же возраста с нормативным развитием (7-8 лет) - они составили контрольную группу. Для оценки межличностных отношений групп нами были использованы следующие методики: «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад, в адаптации Г.Х. Юсупова), «Паровозик» (С.В. Велиева), схема наблюдения (по М.Я. Басову).
Анализируя результаты методики «Два дома», можно сказать, что статус «социометрические звезды» в экспериментальной группе имеют 27% испытуемых, а в контрольной - 32% испытуемых, статус «предпочитаемые» в экспериментальной группе имеют 33% испытуемых, а в контрольной - 48% испытуемых, статус «отвергаемый» в экспериментальной группе имеют 13%, а в контрольной 16% испытуемых, статус «изолированные» в экспериментальной группе имеют 27% испытуемых, а в контрольной группе - 4% испытуемых. Результаты обеих групп приблизительно одинаковы, хотя в экспериментальной группе количество испытуемых со статусом «изолированные» - больше.
Данные экспериментальной и контрольной групп по методике определения психологического благополучия в группе имеют значительные расхождения в показателях. Контрольная группа является наиболее благополучной по уровню межличностных взаимоотношений.
Анализируя данные методики «Паровозик» (С.В. Велиева), можно сказать, что в экспериментальной группе выявлена средняя степень неблагоприятного психологического климата (12%), а в контрольной группе незначительная степень благоприятности психологического климата (37,5%). Таким образом, данные экспериментальной и контрольной групп имеют значительные расхождения в показателях.
Производя анализ схемы наблюдения (по М.Я. Басову), можно отметить, что контрольная группа является более благополучной по уровню межличностных взаимоотношений, так как высокий уровень выявлен у 64% испытуемых (средний у 32% испытуемых, низкий у 4% испытуемых), а в контрольной группе - только у 1% (средний уровень выявлен у 40% испытуемых, низкий уровень у 59% испытуемых).
Таким образом, для формирования межличностных отношений слабовидящих детей младшего школьного возраста необходима организация коррекционно-развивающей деятельности. Одним из эффективных методов для формирования межличностных отношений является игра.
Игры должны быть адаптированы к психофизическим особенностям слабовидящих детей. Важным условием организации игр является взаимодействие родителей, педагогов и детей. При помощи медицинской диагностики необходимо установить показания и противопоказания для игровой деятельности. Психолог должен знать содержание игр и их влияние на психологическую и физическую сферу [Битянова 2011].
Для организации игры необходимо учитывать степень потери зрения, предыдущий игровой опыт ребенка, особенности слухового восприятия и возрастные и индивидуальные особенности, а также интересы играющих и их настроение. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий, предоставляет возможность положительного разрешения конфликтных ситуаций и формирования межличностных отношений.
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)
Алехина Д. М. Межличностные отношения слабовидящих детей младшего школьного возраста
Библиографический список
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
Литвак А.Г. Тифлопсихология слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО, 2006.
340 с.
Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2008. 688 с.
СолнцеваЛ.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000. 16 с. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2002. 351 с.