Научная статья на тему 'Межличностные отношения подростков, относящихся к различным этническим группам'

Межличностные отношения подростков, относящихся к различным этническим группам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
651
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТОК / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гондаренко Ксения Андреевна, Бакунова Ирина Владимировна

В данной статье рассматривается роль этнопсихологических особенностей подростков в межличностных отношениях. Приведены результаты экспериментального исследования этнопсихологических особенностей, которые влияют на межличностные отношения подростков русской и армянской национальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гондаренко Ксения Андреевна, Бакунова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межличностные отношения подростков, относящихся к различным этническим группам»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х

импульсивность» соответствовали диапазону высоких показателей, при этом наблюдалась динамика незначительного снижения самоконтроля с возрастанием стажа службы. Значения внутриструктурных компонентов не выходили за пределы высоких. Показатели четвертого генерального фактора «эмоциональная сдержанность - эмоциональность» во всех трех труппах находились на низком уровне. При этом тревожность незначительно, а напряженность, депрессивность и эмоциональная лабильность уверенно возрастали по мере увеличения срока службы, не выходя за границы низких значений. Значения пятого генерального фактора - «экспрессивность - практичность» находились в зоне средних величин по шкале. При этом проявлялась динамика достоверного нарастания практичности со стажем службы.

Таким образом, обнаружено, что по ряду личностных и индивидуально-психологических характеристик при переходе с этапа на этап профессионального становления происходит достоверный сдвиг в сторону уверенного формирования профиля ПВК у сотрудников ФПС МЧС. Выявлено формирование психосоциальных паттернов: первоначальная излишняя активность сменяется на умеренные и экономные модели, а рискованность и демонстративность - на рациональные формы поведения. Экстремальная профессия влияет на уменьшение доверчивости и теплоты в социальных отношениях, при этом формирует рост сотрудничества в команде (карауле). Обнаружено, что важнейшие личностные характеристики, определяющие социальную и личностную зрелость - самоконтроль и ответственность - у пожарных-спасателей уже в начале службы сформированы на высоком уровне.

Список использованной литературы:

1. Верзунов, В.А. Гигиеническая оценка условий труда и состояние здоровья пожарных: дисс. ... канд. медиц. наук / В.А.Верзунов. - Иркутск, 2007. -131с.

2. Осипов, А.В. Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: автореф. дис. ... канд. психол. наук/ А.В.Осипов. - Ростов-на-Дону, 2009.- 24 с

© Власенко Н.Ю., Макарова И.И.,.Балакшина Е.В, Бодурова Д.Ф., 2016

УДК 159.9.07

Гондаренко Ксения Андреевна

студентка ФГАОУ ВО СКФУ г.Ставрополь, РФ Е-mail: gondarenko .kseniya@mail. ru Бакунова Ирина Владимировна к. психол. н., доцент ФГАОУ ВО СКФУ г.Ставрополь, РФ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ

Аннотация

В данной статье рассматривается роль этнопсихологических особенностей подростков в межличностных отношениях. Приведены результаты экспериментального исследования этнопсихологических особенностей, которые влияют на межличностные отношения подростков русской и армянской национальности.

Ключевые слова

Межличностные отношения, подросток, этнические группы, качества личности, этнопсихологические особенности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

В любых народностях довольно трудна природа межличностных взаимоотношений. В них проявляются как сугубо персональные качества личности - ее эмоциональные и волевые свойства, умственные возможности, так и усвоенные субъектом нормы и ценности общества. В системе отношений происходит самореализация человека, в которой он отдает обществу все то, что смог вынести из общественной жизни. Именно активность личности, является важнейшей составной частью в системе взаимоотношений. Входя в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в школьном коллективе, в дружеском кругу, в различные рода формальных и неформальных организациях, - индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе связей с другими [4].

Изучением межличностных отношений на межэтническом уровне занимались Л. Анерт, М.И. Воловикова, Л.Р. Голдберг, В.В. Знаков, А.Г. Шмелев, А.И. Егорова, которые в своих исследованиях обратили внимание на влияние межнациональных различий на характер межличностных отношений [3].

В отечественной психологической литературе проблематика межличностных отношений подростков исследована достаточно, раскрыты особенности межличностных взаимоотношений детей данного возраста. Однако, в контексте этнопсихологических особенностей, которые влияют на межличностные отношения детей подросткового возраста, данная тема раскрыта в недостаточной мере, что и является актуальной проблемой для исследования, потому что вопрос эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.

Целью нашей работы было выявление наиболее характерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте в определенных этнических группах.

Для достижения поставленной цели были применены следующие психодиагностические методики: Методика диагностики межличностных отношений Лири [2, с. 142], Методика диагностики типа поведенческой активности. Тест-опросник Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка. [1, с. 28], Как понять другого человека? Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко (Тест Бойко) [5, с. 110].

Для исследования психологических особенностей межличностных отношений подростков разных этнических групп была сформирована выборка, состоящая из 40 респондентов: 20 представителей русской национальности, составили контрольную группу и 20 представителей армянской национальности -экспериментальную. Для участия в исследовании подростки разных национальностей были отобраны таким образом, чтобы не было значительного различия их социального статуса и возраста (14-16 лет). Данные и результаты полученные, при проведении различных методов и методик имеют субъективную оценку подростков, т.е. отражают их точку зрения.

На основе проведения «Методики диагностики межличностных отношений Лири» мы получили следующие результаты:

Дружелюбный тип отношения к окружающим имеют по 40% опрошенных и в контрольной и в экспериментальной группе. Это означает то, что люди, относящиеся к таким национальностям как русские и армяне, относятся дружелюбно к другим этносам.

10% представителей армянской национальности обладают зависимым типом отношения к окружающим, свидетельствует о том, что они склонны избегать конфликтных ситуаций в отношениях.

Авторитарным типом обладают 30% представителей русской национальности и 10% представителей армянской, что может говорить о наличии в характере предрассудков; постоянной неудовлетворенности и неспособности достичь удовлетворения в жизни; внутрипсихологическом конфликте; чувстве вины, которое, в свою очередь порождает чувство враждебности; тенденции избегать ответственности за свою судьбу.

Эгоистичным типом взаимоотношений между людьми, обладают 40% представителей контрольной группы и это означает, преобладание в их деятельности личных, своекорыстных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и социальных групп; заинтересованность только собой, стремление присваивать все себе, ничего не давая взамен.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

Агрессивным типом обладают 20% представителей русской национальности. Это означает что они -требовательны, прямолинейны, откровенны, строги и резки в оценке других, непримиримы, склонны во всем обвинять окружающих, насмешливы, ироничны, раздражительны.

20% подозрительного типа обладают представители армянской национальности, это означает, что они критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

Альтруистический тип присущ 50% представителям экспериментальной группы - для людей этого тип характерна доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию; люди «альтруистического» типа переживают беду другого больше, чем собственную.

Стоит отметить, что у некоторых представителей контрольной и экспериментальной группы, диагностированы несколько типов отношений.

Благодаря «Методике диагностики типа поведенческой активности. (Тест-опросник Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка)» видно, что в экспериментальной группе 30% испытуемых имеют выраженную поведенческую активность (тип А). В контрольной группе тот же процент респондентов имеют тенденцию к поведенческой активности типа - А (условно - тип А 1). К типу АБ - Промежуточному (переходному) типу личностной активности относятся 20% опрошенных представителей русской национальности и 60% опрошенных представителей армянской национальности.

А к типу Б1 - Выраженному поведенческому типу личностной активности относятся 60% русских и 10% армян.

Использовав методику «Как понять другого человека? Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко (Тест Бойко).» мы смогли сделать вывод, что высокой степенью коммуникативной толерантности обладают 30% представителей армянской национальности и 50% русской.

Средней степенью толерантности обладают 30% респондентов контрольной группы и 60% респондентов экспериментальной группы.

А вот, 20% испытуемых русских и 10% испытуемых армян имеют низкую степень толерантности. Полное непринятие окружающих не присущи ни одной из групп испытуемых.

Таким образом, предложенный комплекс методов и методик позволил нам выявить этнопсихологические особенности, которые влияют на межличностные отношения подростков русской и армянской национальности. Уровень здоровых межличностных отношений зависит от преобладания таких качеств как, рациональность; осторожность; неторопливость; умеренная активность; сбалансированность, с неявной склонностью к доминированию; уверенность; эмоциональная стабильность. Высокая и средняя степень коммуникативной толерантности и дружелюбный, альтруистический тип отношения к окружающим так же должны быть присущи, человеку, который стремится к построению здоровых межличностных отношений.

Список использованной литературы:

1. Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод.пособие / сост. Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова. Часть 3. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. - 144 с.

2. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 4-9). — СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.

3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. — 576 с.

4. К вопросу о психологическом здоровье личности Бакунова И.В., Байдикова К.В. В сборнике: Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности Сборник научных трудов. 2014. С. 16-17.

5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002 - 490 с.

© Гондаренко К.А., Бакунова И.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.