Научная статья на тему 'Межличностные отношения подростков истинных и социальных сирот'

Межличностные отношения подростков истинных и социальных сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
624
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барсегян О.В.

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования межличностных отношений подростков сирот с легкой степенью умственной отсталости и без интеллектуальных нарушений. В эксперименте участвовали подростки с легкой степенью умственной отсталости: истинные сироты 32 человека, социальные сироты 38. Воспитанники без интеллектуальных нарушений: истинные сироты 16 человек и социальные сироты 21. В работе принимали участие воспитатели и педагоги. Использованы следующие методы: биографический, наблюдение, беседа и экспериментально-психологические методики: диагностика межличностных отношений Т. Лири, оценка отношений подростка с классом, социометрия, диагностика самооценки Спилбергера, Ханина, опросник Айзенка, опросники для воспитателей и воспитанников, методы математической статистики. Исследование показало, что межличностные отношения в группах истинных и социальных сирот отличаются неоднозначностью по отдельным психологическим показателям. Полученные экспериментальные данные позволяют выделить основные направления практической работы и могут быть использованы для оптимизации межличностных отношений воспитанников детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal relationships between true teenagers and social orphans

The purpose of the research were features of interpersonal attitudes at teenagers with an easy degree of intellectual backwardness social orphans in comparison with true, pupils of children's home. Hypothesis of research we have assumed, that interpersonal attitude at true and social orphans, educations in children's home will be formed by virtue of many reasons ambiguously. Analyzing the results received by a technique diagnostics of interpersonal attitudes by T. Liri. It is possible to tell, that in group of teenagers with easy degree of intellectual backwardness of true orphans prevailing type of attitudes are subordinated, dependent, friendly, altruistic while at social orphans the authoritative, egoistical, aggressive, suspicious type of the attitude to associates is prevailing. The features of attitudes of teenagers given by a technique with a class at true orphans prevails group type of attitudes, whereas at social orphans pragmatically and individual. Teenagers' social orphans are united in groupings led by the leaders, and true orphans in the greater measure cooperate ia collective. The majority of true orphans have an orientation of the person on dialogue, and social orphans in the greater measure have an orientation of the person on themselves. As consequence a level of interpersonal uneasiness at teenagers with an easy degree mentally retarded is higher than social orphans in comparison with mentally retarded teenagers' true orphans.

Текст научной работы на тему «Межличностные отношения подростков истинных и социальных сирот»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. II

О. В. Барсегян

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИСТИННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

Феномен социального сиротства приобрел в настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Сиротство как социальный фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников1. Одним из факторов, влияющих на адаптацию воспитанников детских домов, являются межличностные отношения, т. к. характеризуют базовую потребность человека - быть включенным в социум и в культуру2. Неудовлетворенность потребности в общении, в любви и признании, эмоциональная нестабильность, жизнь в условиях длительной социальной изоляции - все это наносит ущерб нравственному формированию личности ребенка, воспитывающегося в детском доме, и ведет к искажению его социальной адаптации3.

Б.Г. Ананьев отмечал, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе, это источник развития самоотношения. В процессе межличностного взаимодействия ребенок познает не только другого человека, но и самого себя, создает свой собственный образ4.

В работе использованы методы: биографический, наблюдения, беседы, а также экспериментально-психологические методики: диагностика межличностных отношений Т. Лири, метод социометрических измерений, оценка отношений подростка с классом, диагностика самооценки Спилбергера, Ханина, опросник Айзенка «Экстраверсия-нейро-тазм» и разработанные нами опросники: для воспитателей (определение направленности личности воспитанника), для воспитанников (изучение уровня межличностной тревожности). Методы математической статистики: сравнительный анализ по ^критерию Стьюдента, корреляционный анализ, факторный анализ.

В эксперименте участвовало 107 подростков в возрасте 12-14 лет. Из них экспериментальную группу составили воспитанники с легкой степенью умственной отсталости (70 чел.), контрольную группу - подростки без интеллектуальных нарушений (37 чел.) Экспериментальная группа состояла из двух подгрупп: истинных сирот (32 чел.) и социальных сирот (38 чел.). Контрольную группу составили: истинные сироты (16 подростков) и социальные сироты (21 подросток).

По результатам биографического метода (анализ медицинских документов) выявлено, что среди истинных сирот - воспитанников экспериментальной группы с осложнениями рождены 86 %, среди социальных сирот - 82 %. Частые простудные заболевания на первом году жизни отмечены у 81 % истинных сирот и у 88 % социальных. Хронические заболевания органов и систем имеются у 68 % истинных и у 62 % социальных сирот. Все дети находятся под наблюдением невропатолога и психиатра в связи с неврологической симптоматикой и нарушениями психического развития.

Использование биографического метода, в частности анализа медицинской документации, показало, что в контрольной группе 39 % воспитанников истинных сирот

© О.В. Барсегян, 2006

рождены с осложнениями, среди социальных сирот - 32 %. Частые простудные заболевания на первом году жизни отмечены у 79 % истинных сирот и у 73 % социальных. Хронические заболевания органов и систем имеются у 53 % истинных сирот и у 51 % социальных сирот. Подростки без интеллектуальных нарушений не наблюдаются у невропатолога и психиатра.

Результаты метода наблюдения и беседы показали, что в большинстве случаев контакт с истинными сиротами экспериментальной группы затруднен, в разговор они вступали неохотно; отношение к исследованию индифферентное в 30 % случаев. Отношение к пребыванию в детском доме чаще положительное (у 46 % воспитанников от выборки). Подростки социальные сироты с легкой степенью умственной отсталости в большинстве случаев легко вступали в контакт, проявляли интерес к заданиям. Пребывание в детском доме многие оценивают как вынужденное.

У большинства подростков истинных и социальных сирот контрольной группы отношение к исследованию заинтересованное (41 % воспитанников из выборки). Отношение к пребыванию в детском доме чаще негативное (46 % подростков).

На основании результатов исследования по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири выявлены типы отношения к окружающим у истинных сирот с умственной отсталостью (по степени выраженности): подчиняемый - 53 %, дружелюбный - 53 %, зависимый - 50 %, альтруистический - 43 %. У социальных сирот: эгоистический - 71 %, агрессивный - 63 %, авторитарный - 50 %, и подозрительный - 50 %. Данные различия типов межличностных отношений в экспериментальной группе подростков обусловлены преобладающей изоляцией истинных сирот в условиях детского дома, их общением с одной и той же группой взрослых и сверстников. Это приводит истинных сирот с легкой степенью умственной отсталости к значительному недоразвитию способности управлять своим поведением и самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля. У них нет склонности к конфликтным действиям и агрессивности, им свойственна скорее безынициативность и пассивность. Социальные сироты с легкой степенью умственной отсталости имеют возможность общения за пределами детского дома и вынуждены адаптироваться к более сложным условиям жизни. Они лишь по необходимости прибегают к помощи взрослых и сверстников. Специфические психологические особенности личности и влияние факторов (конституциональных и негативного социального опыта) приводят их к ориентации на физическую силу, агрессию, эгоистичность и асоциальные формы поведения5.

У истинных сирот контрольной группы по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири, преобладали типы отношения к окружающим (по степени выраженности): подозрительный - 62 %, альтруистический - 50 %, подчиняемый - 43 %. Типы отношений у социальных сирот: авторитарный - 90 %, эгоистический - 71 %, агрессивный - 59 %, альтруистический - 48 %, и дружелюбный - 43 %. Подозрительность и боязнь плохого отношения у истинных сирот контрольной группы порождают недоверие к людям, нежелание познавать новое. Истинные сироты, имеющие норму интеллектуального развития, замкнуты, скептичны, послушно и честно выполняют свои обязанности. Стремление найти опору в ком-нибудь более сильном приводит подростков к постоянной психологической зависимости6.

Социальные сироты контрольной группы упорны, настойчивы, но не обязательно лидеры, их поведение может расцениваться как ситуационно адаптивное. Им свойственна ориентация на себя, склонность к соперничеству, расчетливость, независимость,

заносчивость и хвастливость. Их отношения со сверстниками и взрослыми носят отчужденный характер. У социальных сирот, имеющих норму интеллектуального развития, наибольшую значимость имеет собственное умение ловко приспосабливаться к ситуации. Большинство из них не имеет склонности к открытому агрессивному поведению7.

Анализ показателей социометрических индексов воспитанников истинных и социальных сирот экспериментальной группы показывает, что истинные сироты чаще, чем социальные, являются отвергнутыми со стороны сверстников, воспитывающихся в детском доме, и имеют более высокие показатели отрицательного статуса в группе. Антипатии и недовольство друг другом между подростками с легкой степенью умственной отсталости истинными и социальными сиротами возникают чаще, чем внутри этих категорий, и носят взаимный характер. Показатели социометрических индексов воспитанников истинных и социальных сирот контрольной группы имеют преимущественно средние значения индекса отрицательного социометрического статуса - это свидетельствует о том, что истинные и социальные сироты практически в равной степени могут быть отвергнуты сверстниками, воспитывающимися в детском доме.

Данные истинных и социальных сирот экспериментальной группы, полученные по методике «Оценка отношений подростка с классом», указывают, что 81 % первых предпочитает коллективистический тип взаимодействия, а 68 % вторых - индивидуалистический. В контрольной группе подростков истинных и социальных сирот выявлены индивидуалистический (56 % подростков истинных сирот и 61 % социальных) и прагматический (18 % истинных сирот и 33 % социальных) типы взаимодействия. Истинные сироты с легкой степенью умственной отсталости привыкли работать совместно, т. к. в условиях детского дома они постоянно общаются с одной и той же узкой группой сверстников и считают свою принадлежность к ней безусловной. Социальные сироты с легкой степенью умственной отсталости, как и социальные сироты без интеллектуальных нарушений, достаточно общительны, имеют более широкий круг социальных контактов, обладают ' большими масштабами информации и воспринимают группу по принципу практической полезности для себя. Истинные сироты, имеющие норму интеллектуального развития, также достаточно общительны, стараются приспосабливаться к различным ситуациям.

. Результаты у подростков экспериментальной группы по опроснику «Направленность личности воспитанника» показывают, что для подавляющего большинства воспитанников (81 % истинных сирот и 36 % социальных) характерна направленность на общение. Низкая аналитичность и дифференцированность подростков экспериментальной группы проявляется не только в области самопознания, но и при восприятии и оценке других людей. Среди воспитанников контрольной группы, напротив, выявлена направленность личности на себя (56 % у истинных сирот и 61 % у социальных), что определяет своеобразие их межличностных отношений (круг социальных ситуаций представляет полезные, выгодные отношения).

Уровни межличностной тревожности воспитанников экспериментальной группы имеют невысокие значения. Тогда как уровни межличностной тревожности подростков контрольной группы имеют, преимущественно, высокий показатель межличностной тревожности.

Показатели личностной и реактивной тревожности экспериментальной группы истинных (г = 23,8) и социальных сирот (г = 38,9) ниже, чем у воспитанников контрольной группы. Можно сказать, что у подростков контрольной группы в значительной степени выражена склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих

и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги; у воспитанников экспериментальной группы подобные ситуации тревоги не вызывают.

О разнородности экспериментальной группы истинных и социальных сирот свидетельствует распределение показателей экстраверсии и нейротизма, характеризующиеся более широким разбросом данных; это ведет к изменчивости интересов, неуверенности в себе, социальной пассивности. Большинство истинных и социальных сирот контрольной группы по анализируемым показателям имеют средневысокие баллы. Воспитанники общительны, стараются расширить круг знакомств, но им свойственна импульсивность в поступках.

Проведенное исследование показало, что специфика межличностных отношений подростков экспериментальной группы во многом определяется негативным влиянием умственной отсталости и социальной среды8. При формировании межличностных отношений истинные сироты с легкой степенью умственной отсталости ведут себя безынициативно, полагаясь на мнение других9. Многие из них могут работать при поддержке коллектива, ничем не отличаясь от других. Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают узкий общий кругозор10. Кроме того, у многих детей экспериментальной группы выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности и неорганизованности. Для истинных сирот с умственной отсталостью в большей степени, чем для социальных сирот из той же группы, свойственно моральное иждивенчество, привычка жить по указке.

При формировании межличностных отношений и у тех, и у других проявляются эгоистические черты, избирательный и дифференцированный подход при формировании межличностных отношений. Их межличностные отношения как с взрослыми, так и со сверстниками строятся по принципу практической полезности: они отдают предпочтение наиболее компетентным членам группы сверстников и значимым взрослым. Им присущи индивидуалистический и прагматический типы отношений. Подростки предпочитают особенно не углубляться в привязанности. Этим воспитанникам свойственны взрывы

эмоций_бурной радо ста гнева ЗКизнь без семьи в условиях преобладающей социальной

изоляции и с учетом прошлого жизненного опыта наносит ущерб формированию личности ребенка. Дети интуитивно понимают, что полагаться можно только на себя, и поэтому утверждают себя всеми доступными средствами: нарушают морально-нравственные нормы поведения, дерзят, грубят, лгут, ленятся.

Меньшая аналитичность и низкая дифференцированность у подростков сирот с легкой степенью умственной отсталости проявляется как в самооценке, так и в межличностной перцепции. Восприятие и переработка информации о себе и о других людях у таких подростков происходит на более обобщенном уровне11. Более выраженная идентификация себя с другими людьми обуславливает меньшую различительную способность подростков экспериментальной группы. У них низкие умения в выделении специфических и отличительных свойств другого человека12. Воспитанники с легкой степенью умственной отсталости дают одинаковые оценки различного рода своих качеств (интеллектуальных, физических, характерологических) и также однообразно оценивают себя в различных видах деятельности13, почти не отражают личностные качества. Негативное восприятие своих сверстников в ряде случаев носит ярко выраженный характер, что не наблюдается у воспитанников без интеллектуальных нарушений. Истинные сироты с умственной отсталостью не только чаще отвергают своих сверстников, но и чаще сами являются отвергнутыми. Для этих сирот характерно совместное взаимодействие, коллективистический

тип восприятия индивидом группы. Однако проведенный выше анализ особенностей межличностных отношений воспитанников показывает, что увеличение объема взаимодействий у данной группы подростков происходит, преимущественно, за счет специфических условий жизни в детском доме и вынужденной необходимости общаться с одной и той же группой людей.

Таким образом, проведенное исследование показало, что развитие межличностных отношений у подростков с легкой степенью умственной отсталости истинных и социальных сирот носит дисгармоничный характер, формирование адекватных межличностных отношений у этих воспитанников затруднено. Наблюдение в течение ряда лет показывает, что межличностные отношения разных групп сирот могут приобретать положительное формирование в условиях постоянной психолого-педагогической поддержки в детском доме и при гуманистическом отношении к ним в обществе за его пределами.

1 Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психологическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990; Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002; Шипщына Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и корреляция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. СПб., 2000; Шипщына JI.M. Психическое развитие детей-сирот. СПб., 1996.

2 Лебединская КС. Нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией. М., 1988; Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002; Шипицына Л.М., Казакова Е.И. Указ. соч.

3 Шипщына Л.М., Казакова Е.И. Указ. соч.; Шипицына Л.М. Указ. соч.; Lerner J. Learning disabilities: theories, diagnosis and theqoming strategies. Boston, 1993.

4 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

5 Шипицына Л.М., Казакова Е.И. Указ. соч.; Шипицына Л.М. Указ. соч.; Lewis M., Brooks-Gunn J. Social cognition and the acquisition of self. New York, 1979.

6 Дубровина ИВ., Рузская А.Г. Указ. соч.; Шипщына Л.М. Указ. соч.; Lerner J. Op. cit.

7 Lerner J. Op. cit.

8 Дубровина ИВ., Рузская А.Г. Указ. соч.; Иванов Е.С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. СПб., 2000; Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003; Лебединская КС. Указ. соч.; Шипицына Л.М. Указ. соч.

9 Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Указ. соч.; Исаев Д.Н. Указ. соч.

10 Шипщына Л.М., Казакова Е.И. Указ. соч.; Шипицына Л.М. Указ. соч.; Crockett W. The organization of construct system: the organization corollary // The construing person. New York, 1982.

" Шипицына Л.M., Казакова Е.И. Указ. соч.; Шипицына Л.М. Указ. соч.

12 Исаев Д.Н. Указ. соч.; Лебединская К. С. Указ. соч.; Петрова В.Г., Белякова И.В. Указ. соч.

13 Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. СПб., 2000; Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003; Лебединская КС. Указ. соч.; Петрова В.Г., Белякова И.В. Указ. соч.

[Рецензент: докт. психол. наук, проф. Е.С. Иванов]

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.