Научная статья на тему 'МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОБУЧАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ МАГИСТРАТУРЫ «ЛИДЕРСТВО И КОММУНИКАЦИЯ В НАУКЕ, ИНДУСТРИИ И ОБРАЗОВАНИИ» (НА ПРИМЕРЕ МФТИ НИУ)'

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОБУЧАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ МАГИСТРАТУРЫ «ЛИДЕРСТВО И КОММУНИКАЦИЯ В НАУКЕ, ИНДУСТРИИ И ОБРАЗОВАНИИ» (НА ПРИМЕРЕ МФТИ НИУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / лидерство / STEM / общение / межкультурное взаимодействие / студенты вуза / culture / leadership / STEM / communication / intercultural interaction / university students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Е. Соколова, М.Н. Сысоева, Е.В. Шабашова

В статье описываются результаты интегрирования нового курса подготовки магистрантов в Московском физико-техническом институте (научном исследовательском университете) (МФТИ НИУ) «Лидерство и коммуникация в науке, индустрии и образовании» с целью формирования иноязычных речевых и неречевых умений межкультурного взаимодействия в неязыковом вузе. Данный модуль направлен на формирование представления о лидерстве в многополярной системе международных отношений, что отвечает современной повестке сохранения культурной идентичности и многообразия человечества. Разработанный модуль, охватывающий межкультурный обмен, был реализован в учебном процессе в ходе обучения иностранному языку студентов магистратуры. В статье описаны компоненты модуля, а также приведена оценка результатов обучения на основе обратной связи, полученной после очной встречи с представителями других культур, а также результатов тестирования на определение культурных различий в понимании концепта лидерства. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что развитие навыков успешного и эффективного межкультурного взаимодействия способствует формированию лидерских качеств у студентов престижных технических вузов даже при отсутствии мотивации и понимания необходимости изучения лидерства со стороны обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Е. Соколова, М.Н. Сысоева, Е.В. Шабашова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCULTURAL COMMUNICATION AS A LEARNING COMPONENT IN THE MASTER’S DEGREE COURSE “LEADERSHIP AND COMMUNICATION IN SCIENCE, INDUSTRY AND EDUCATION” (USING THE EXAMPLE OF MIPT SRU)

The article describes some results of the new master’s course integration at Moscow Institute of Physics and Technology (MIPT SRU). “Leadership and Communication in Science, Industry and Education” is aimed at improving foreign language speech and other soft skills of intercultural interaction in a non-linguistic university. This module is focused on forming an idea of leadership in a multipolar system of international relations, which meets the modern agenda of preserving cultural identity and diversity of mankind. The developed module covering intercultural exchange is implemented in the educational process for teaching a foreign language to MA students. The article describes components of the module and provides an assessment of learning outcomes based on the feedback received after a face-to-face meeting with representatives of other cultures, as well as the results of testing to determine cultural identities and differences in understanding the concept of leadership. The presented material allows concluding that the development of skills for successful and effective intercultural interaction contributes to the development of leadership qualities in students of prestigious technical universities, even in the absence of motivation and understanding of the need to study leadership on part of students.

Текст научной работы на тему «МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОБУЧАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ МАГИСТРАТУРЫ «ЛИДЕРСТВО И КОММУНИКАЦИЯ В НАУКЕ, ИНДУСТРИИ И ОБРАЗОВАНИИ» (НА ПРИМЕРЕ МФТИ НИУ)»

ективности ответов формат проведения исследования (интернет-анкетирование) был анонимным и не предполагал непосредственное взаимодействие с опрашиваемыми. При ранжировании предложенных нами качеств обращение к профессиональным характеристикам отмечено уже среди студентов третьих курсов. Таким образом, предпочтения студентов во многом зависят от курса обучения и от тех целей, которые перед ними стоят Студенты первого, второго и часть третьего курсов предпочтения отдали характеристикам с эмоциональной составляющей, так как педагога они чаще всего ассоциируют с человеком, который может выслушать, понять, пойти на встречу и так далее. Часть студентов третьего курса и выпускники уже направлены на будущую профессиональную реализацию, поэтому предпочтение они отдали профессиональной составляющей. Причем педагог, претендующий на роль наставника, должен не просто номинально выполнять

Библиографический список

свои обязанности, а выполнять их сознательно, ответственно и честно [16]. Однако это в любом случае не исключает эмоционального контакта.

Таким образом, если попытаться соединить воедино все характеристики -и те, что определили сами студенты, и те, что им были предложены для ранжирования, то получается, педагог-наставник должен быть в первую очередь эмоционально включенным в процесс профессионалом, который и профессионально поддержит, направит, и эмоционально будет связан со студентами.

Дальнейшие исследования могут быть направлены как на определение возможных причин выбора обучающимися личностных качеств педагогов-наставников, предполагающих эмоциональное взаимодействие, так и на оценку необходимых личностных и профессиональных качеств самими педагогами, реализующими наставническую деятельность.

1. Зорина И.А. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и требования. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023; № 2. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/15SCSK223.pdf

2. Югфельд Е.А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; № 5. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/05PDMN522.pdf

3. Синягина Н.Ю., Вержибок ГВ. Молодое поколение: ориентиры успешности. Личность: ресурсы и потенциал. 2019; № 2: 43-46.

4. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1992.

5. Льюис Г Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. Перевод с английского. Минск: Амалфея, 1998.

6. Замахина Т. В России возродят традицию наставничества. Российская газета - Федеральный выпуск. 2018; № 32 (7495), 13 февраля. Available at: https://rg.ru/2018/02/13/ v-rossii-vozrodiat-tradiciiu-nastavnichestva.html?ysclid=luths8mzmw631428090

7. Суртаева Н.Н., Ройтблат О.В., Косицына Ж.Б. Наставничество: история и современность Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4: 193-196.

8. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста Научно-педагогическое обозрение. 2017; № 2: 87-91.

9. Невская Л.В., Эсаулова И.А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2013; № 21: 72-76.

10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Часть физиологическая. Собрание сочинений. Москва - Ленинград: Издательство академии педагогических наук, 1950; Т. 8-1. Available at: ugward.ru/library/katalog_alfavit/ushinskiy.html

11. Песталоцци И.Г Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1981; Т. 1.

12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Педагогика, 1983; Т. 1.

13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Москва, 2016.

14. Мещерякова Т.Ю. Наставничество как образовательный тренд современности. Актуальные исследования. 2023; № 37 (167).

15. Семенкова С.Н. Связь мотивации, адаптации и качества учебной деятельности студентов-первокурсников Мир науки. Педагогика и психология. 2022; № 4.

16. Акутина С.П. Роль наставничества в успешной адаптации студентов первого курса в условиях вуза. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 5-7.

References

1. Zorina I.A. Nastavnichestvo kak social'nyj fenomen: sovremennye vyzovy i trebovaniya. Mirnauki. Sociologiya, filologiya, kul'turologiya. 2023; № 2. Available at: https://sfk-mn.ru/ PDF/15SCSK223.pdf

2. Yugfel'd E.A. K voprosu o fenomene nastavnichestva: istoricheskij aspekt. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022; № 5. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/05PDMN522.pdf

3. Sinyagina N.Yu., Verzhibok G.V. Molodoe pokolenie: orientiry uspeshnosti. Lichnost': resursy i potencial. 2019; № 2: 43-46.

4. L'vova Yu.L. Tvorcheskaya laboratoriya uchitelya: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1992.

5. L'yuis G. Menedzher-nastavnik. Strategiya raskrytiya talanta irasprostraneniya znanij. Perevod s anglijskogo. Minsk: Amalfeya, 1998.

6. Zamahina T.V Rossii vozrodyat tradiciyu nastavnichestva. Rossijskaya gazeta - Federal'nyj vypusk. 2018; № 32 (7495), 13 fevralya. Available at: https://rg.ru/2018/02/13/v-rossii-vozrodiat-tradiciiu-nastavnichestva.html?ysclid=luths8mzmw631428090

7. Surtaeva N.N., Rojtblat O.V., Kosicyna Zh.B. Nastavnichestvo: istoriya i sovremennost' Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4: 193-196.

8. Pozdeeva S.I. Nastavnichestvo kak deyatel'nostnoe soprovozhdenie molodogo specialista Nauchno-pedagogicheskoeobozrenie. 2017; № 2: 87-91.

9. Nevskaya L.V., 'Esaulova I.A. Sistema razvitiya innovacionnogo kadrovogo potenciala predpriyatij. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie nauki. 2013; № 21: 72-76.

10. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii: Chast' fiziologicheskaya. Sobranie sochinenij. Moskva - Leningrad: Izdatel'stvo akademii pedagogicheskih nauk, 1950; T. 8-1. Available at: ugward.ru/library/katalog_alfavit/ushinskiy.html

11. Pestalocci I.G. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1981; T. 1.

12. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. M.: Pedagogika, 1983; T. 1.

13. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Moskva, 2016.

14. Mescheryakova T.Yu. Nastavnichestvo kak obrazovatel'nyj trend sovremennosti. Aktual'nye issledovaniya. 2023; № 37 (167).

15. Semenkova S.N. Svyaz' motivacii, adaptacii i kachestva uchebnoj deyatel'nosti studentov-pervokursnikov Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022; № 4.

16. Akutina S.P. Rol' nastavnichestva v uspeshnoj adaptacii studentov pervogo kursa v usloviyah vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 5-7.

Статья поступила в редакцию 12.04.24

УДК 37.013.37

Sokolova E.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow Institute of Physics and Technology (Scientific Research University) (Moscow, Russia),

E-mail: selena12@mail.ru

Sysoeva M.N., senior teacher, Moscow Institute of Physics and Technology (Scientific Research University) (Moscow, Russia), E-mail: sysoevam@list.ru

Shabashova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow Institute of Physics and Technology (Scientific Research University) (Moscow, Russia),

E-mail: eshabashova@gmail.com

INTERCULTURAL COMMUNICATION AS A LEARNING COMPONENT IN THE MASTER'S DEGREE COURSE "LEADERSHIP AND COMMUNICATION IN SCIENCE, INDUSTRY AND EDUCATION" (USING THE EXAMPLE OF MIPT SRU). The article describes some results of the new master's course integration at Moscow Institute of Physics and Technology (MIPT SRU). "Leadership and Communication in Science, Industry and Education" is aimed at improving foreign language speech and other soft skills of intercultural interaction in a non-linguistic university. This module is focused on forming an idea of leadership in a multipolar system of international relations, which meets the modern agenda of preserving cultural identity and diversity of mankind. The developed module covering intercultural exchange is implemented in the educational process for teaching a foreign language to MA students. The article describes components of the module and provides an assessment of learning outcomes based on the feedback received after a face-to-face meeting with representatives of other cultures, as well as the results of testing to determine cultural identities and differences in understanding the concept of leadership. The presented material allows concluding that the development of skills for successful and effective intercultural interaction contributes to the development of leadership qualities in students of prestigious technical universities, even in the absence of motivation and understanding of the need to study leadership on part of students.

Key words: culture, leadership, STEM, communication, intercultural interaction, university students

Е.Е. Соколова, канд. филол. наук, доц. Московский физико-технический институт (научный исследовательский университет), г. Москва, E-mail: selena12@mail.ru

М.Н. Сысоева, ст. преп., Московский физико-технический институт (научный исследовательский университет) г. Москва, E-mail: sysoevam@list.ru Е.В. Шабашова, канд. пед. наук, доц., Московский физико-технический институт (научный исследовательский университет) г. Москва, E-mail: eshabashova@gmail.com

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОБУЧАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ МАГИСТРАТУРЫ «ЛИДЕРСТВО В НАУКЕ,

ИНДУСТРИИ И ОБРАЗОВАНИИ» (НА ПРИМЕРЕ МФТИ НИУ)

В статье описываются результаты интегрирования нового курса подготовки магистрантов в Московском физико-техническом институте (научном исследовательском университете) (МФТИ НИУ) «Лидерство и коммуникация в науке, индустрии и образовании» с целью формирования иноязычных речевых и неречевых умений межкультурного взаимодействия в неязыковом вузе. Данный модуль направлен на формирование представления о лидерстве в многополярной системе международных отношений, что отвечает современной повестке сохранения культурной идентичности и многообразия человечества. Разработанный модуль, охватывающий межкультурный обмен, был реализован в учебном процессе в ходе обучения иностранному языку студентов магистратуры. В статье описаны компоненты модуля, а также приведена оценка результатов обучения на основе обратной связи, полученной после очной встречи с представителями других культур, а также результатов тестирования на определение культурных различий в понимании концепта лидерства. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что развитие навыков успешного и эффективного межкультурного взаимодействия способствует формированию лидерских качеств у студентов престижных технических вузов даже при отсутствии мотивации и понимания необходимости изучения лидерства со стороны обучающихся.

Ключевые слова: культура, лидерство, STEM, общение, межкультурное взаимодействие, студенты вуза

Лидерство, как концепт, привлекало внимание исследователей долгое время. Актуальность этой темы обусловлена несколькими факторами. Прежде всего, это неоднозначная трактовка данного понятия как результата, наличия лидерских качеств, общепризнанных и социально сконструированных [1; 2, с. 6] или процесса, управления, выстраивания взаимоотношений или даже манипулирования командой с использованием эмоционального интеллекта [3; 4].

Разница в интерпретации данного понятия обусловлены во многом культурными различиями, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность того или иного стиля руководства, то есть лидерство рассматривается как фактор формирования управленческой культуры [5]. При этом, например, лидерство является исходной составляющей, наряду с видением, ценностными установками, которые, взаимодействуя, приводят в результате командной работы, тренингов и коммуникации к превосходству в области культуры безопасности. Культура безопасности представляет собой совокупность всех составляющих профессионального контекста: систему, окружающую среду, поведение [6]. В этом аспекте культура рассматривается узко, как внутренний климат, который формируется в организациях в зависимости от отношения руководства к работникам.

В случае интерпретации культуры в широком, антропологическом смысле как совокупность обычаев и ритуалов, которые общество приобретает на протяжении своей истории, взаимоотношение между культурой и лидерством будут определяться иначе. Так, было отмечено, что лидеры, которые ведут себя в соответствии с ожиданиями, связанными с культурными особенностями, являются наиболее эффективными, а некоторые стили лидерства являются универсально эффективными, например, харизматичное [7]. При этом некоторые стили лидерства более чувствительны к культурным особенностям. Например, культуры, характеризующиеся дистанцированностью по отношению к власти (Филиппины), могут демонстрировать резистентность по отношению к трансформационному лидерству [8]. В Китае, где культура определяется в основном религией - буддизмом, гуманистические ценности, которых придерживаются образовательные организации, можно считать принципиально отличными от бизнес-корпораций. Лидерство в образовании Китая, принимая во внимание моральный аспект в процессе принятия решений, можно представить, как моральное искусство, образование через воспитание [9, с. 316]. Учитывая большое влияние культурного контекста на формирование лидерства, представляется важным интегрировать межкультурный компонент в обучение лидерству. Дело в том, что в научной литературе обучение лидерству рассматривается в основном с уклоном на развитие способностей и умений лидеров, то есть, как правило, подобный подход опирается на такие классические теории, как «великий человек» / черта характера, стили / ситуативность / харизматичность и т. д. [10]. Однако между этим отмечается пробел в понимании эффективности педагогических практик для развития лидерских навыков [11, с. 432; 12]. Очень мало работ посвящено интеграции межкультурного аспекта в обучении лидерству. В раскрытии этого аспекта на примере кейса конкретного вуза (МФТИ) заключается новизна проведенного исследования.

Теоретическая значимость исследования предопределена обобщением теоретических положений на тему межкультурного общения, лидерства и возможных проблем, возникающих в поликультурных трудовых и учебных коллективах. Проанализированы сайты российских вузов на предмет наличия в расписании учебно-практических курсов для студентов STEM (обязательные, вариативные, факультативные) и сотрудников.

Практические результаты могут быть взяты на вооружение преподавателями общественных и гуманитарных дисциплин, включая иностранный язык. Предложенные наработки могут быть использованы не только для обучения учащихся

специальностей STEM, но и других направлений. Приведённые методики могут найти применение как в вузах, так и в колледжах, а также на различных курсах по обучению межкультурной коммуникации, включая курсы переподготовки и повышения квалификации работников различных сфер, профессиональные тренинги по межкультурной коммуникации, лидерству, работе в команде, профилактике и решению конфликтных ситуаций, возникающих на рабочем месте либо в учёбе в поликультурных коллективах. Всё это способствует профилактике и устранению предубеждений, повышению результативности работы как лидера коллектива, отдельных его участников, так и всего трудового коллектива, в частности в качестве и скорости принятия решений, переговорном процессе; это справедливо и для общения внутри коллектива, и для общения с внешними коллегами, клиентами.

Умения иноязычного профессионального общения представляют собой важную часть профессиональной компетенции как для молодых ученых-исследователей, так и для сотрудников международных компаний. Студенты STEM-специальностей активно взаимодействуют с коллегами из-за рубежа, часто участвуют в международных конференциях и совместных проектах с иностранными лабораториями, а также работают в международных компаниях разных направлений, включая бизнес. В этой связи большое количество студентов имеют высокий уровень владения иностранным языком в профессиональной сфере. В 2023-24 учебном году в магистратуре МФТИ из 2924 обучающихся по разным иностранным языкам (английскому, китайскому, испанскому) 896 студентов имеют высокий уровень владения английским языком В2-С1. Однако для студента физтеха крайне сложной задачей является преодоление когнитивных конфликтов, связанных именно с межкультурным общением, а наличие этого препятствия идет вразрез приоритетам, заявленным МФТИ [13; 14], стратегической целью которого является достижение лидирующих позиций в ряде ключевых отраслях мировой науки, технологий и образования.

Поставленная задача объясняется тем, что в настоящее время для исследователя недостаточно быть просто профессионалом в научной сфере [15]. Например, от современных работников технической сферы требуется гораздо больше, чем просто решение имеющихся прикладных задач [16]. В медицинской физике роль ученого сводится не только к технической экспертизе, но и к отстаиванию своей точки зрения в разных ситуациях общения, например, внедрения новых технологий [17]. От современных ученых требуется не только умение вдохновлять, но и ориентироваться в вопросах социальной ответственности, иметь возможность глубоко осмыслить и критически подойти к решению поставленных вопросов. Данные навыки позволят молодым ученым быть эффективными в постоянно меняющейся социальной среде, сформировать способность эффективно коммуницировать с целью решения поставленных задач, взаимодействовать с представителями различных социальных групп и, таким образом, добиваться успеха в различных сферах индустрии и науки.

Попытка ответить на вышеупомянутый вызов была осуществлена в МФТИ при создании курса для магистрантов «Лидерство и коммуникация в науке, индустрии и образовании». Данный курс преподается на английском языке второй год. Цель межкультурного модуля, интегрированного в этот курс, состоит в донесении до студентов идеи о том, что изучение науки является, в том числе, межкультурным событием, и для комфортной деятельности в этой среде необходимо знать и применять различные способы, позволяющие справиться с недопониманием и конфликтами, возникающими в результате столкновений культур. На наш взгляд, именно развитие культурной адаптивности, а именно - способность индивида эффективно функционировать и управлять в условиях культурного разнообразия является решением задачи, заявленной в стратегии университета [18].

04880709

Данные по формированию межкультурных навыков на иностранном языке не найдены в МФТИ и по другим российским нелингвистическим вузам, за исключением ВШЭ НИУ, Перми, Южно-Уральского государственного университета, Политехнического института г Челябинска. А профессиональное общение как студентов различных уровней обучения, так и молодых сотрудников, специализирующихся в научно-технических и естественных областях, на английском языке чрезвычайно востребовано, особенно на текущий момент [19; 20; 21], поскольку они активно вовлечены в международные мероприятия, где рабочим языком является английский. Очевидно, что знания, умения и навыки межкультурного общения возможно и необходимо формировать. Проанализировав программы повышения квалификации на русском языке, проводимые, например, государственными вузами России в сфере межкультурной коммуникации, мы отмечаем недостаток подобных курсов. Сверхудачным примером исключения из этого правила является Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, который предлагает разнообразие бесплатных онлайн-курсов данной направленности, где могут обучаться все заинтересованные лица, имеющие высшее образование, в отличие, например, от РАНХиГС (Высшая школа государственного управления), где программа платная и рассчитана только на руководителей высокого ранга, и от МГУ («Университет без границ»), где программа также платная.

В данном исследовании мы сосредоточимся на одном из модулей курса и представим данные по его двум мероприятиям промежуточного контроля сфор-мированности знаний, умений и навыков в сфере межкультурного общения, а именно - тесту и лекции (с последующим написанием сочинения), которые полностью выполнялись на английском языке.

Прежде чем мы рассмотрим саму модель курса, считаем необходимым заострить внимание на таких основополагающих моментах межкультурной коммуникации, как прямое и непрямое общение (direct and indirect communication) или высоко- и низкоконтекстные (high and low context cultures) культуры. Готовя студентов к общению в мультикультурных командах и группах, необходимо уже сейчас обучать их нюансам подобного общения, т. е. студентам необходимо уметь пользоваться как вербальными / лингвистическими (выбор слов, тон), так и невербальными средствами. А последние, включая проксемику (особое расположение людей в пространстве, отношение ко времени) и язык тела человека (мимика, жесты, поза, телодвижения, сенсорные и телесные контакты), зачастую играют даже более важную роль в общении. Если мы хотим достичь положительного эффекта от общения между представителями различных культур, то нам придётся читать многое «между строк», опираясь на фоновые знания, т. е. коммуникантам нужно идентифицировать ситуации, где важнее «чтО сказать», а где - «кАк сказать» или не сказать ничего.

Примером непрямой невербальной коммуникации служит ситуация избегания взаимодействия, закатывание глаз, когда непрямой коммуникатор не хочет выразить открыто своё неприятие ситуации общения. Вербальная ситуация выглядит как пауза в разговоре, предложение опции в подходах к ситуации или даже готовность уступить просьбе, чтобы сохранить мир; также использование фраз типа «Имеет смысл подумать над альтернативными вариантами решения ситуации» вместо «Такое решение вопроса - неприемлемо». Представителя прямой культуры общения, напротив, нацелены на скорейшее донесение св ояио сообщения, а не на то, чтобы «сохранить своё лицо», они стремятся к автономии и индивидуализму, невербальные способы общения у них не распростран ены, здесь отсутствует недосказанность.

Так, например, российская и китайская культура общения является непрямой / косвенной, или высококонтекстной, т. е. многое не говорится прямо, характерен скрытый подтекст, информация содержится в самой культуре, есть множество «скрытых» норм и правил. Коммуникация с представителями этих культур нацелена на поддержание гармонии общения, уважение друг друга, коллективизм, строгое соблюдение иерархии как по вертикали, так и по горизонтали.

Англосаксонские, скандинавские, германские народы являются образцами прямой, или низкоконтекстной культуры, где роль контекста доведена к минимуму. При общении представителей двух разных культур необходимо осознавать, что одно и то же явление в общении может свидетельствовать о разных вещах.

Модуль курса «Культура и лидерство» представлен шестью уроками, где студентам предложен разнообразный материал, раскрывающий межкультурные отличия, идентичности, общепринятые нормы поведения, а также особенности моделей лидерства, ведения бизнеса и управления в межнациональных компаниях и научных лабораториях. Источники информации для учебного материала представляют собой аутентичный языковой материал, заимствованный из разных источников: интервью, TED talks, а также бизнес-кейсы и научно-популярные статьи. Проблемный подход позволяет повысить интерес обучающихся к изучаемым темам [24, с. 53]. В конце модуля в качестве промежуточного контроля студенты писали тест, который включал задания по видеоматериалу https:// www.youtube.com/watch?v=i92yIOSiBkc и графическим заданиям. Этот материал и задания полностью коррелируют с прямым и непрямым общением / высоко- и низкоконтекстными культурами, затрагивая типичные ситуации межличностного общения.

Теоретическая часть модуля была построена на исследовании, проведенном Эрин Мейер, профессором бизнес-школы INSEAD, имеющей практический опыт работы в компаниях, например, директором по персоналу в VcKesson, HBOC and Aperian Global, и являющейся постоянным автором Harvard Business

Review. В процессе анализа того, каким образом национальные культурные различия влияют на успех компании, автор разработала восемь шкал, которые отображают культуры мира.

Студентам было предложено проанализировать информацию и выполнить задания по разным параметрам предложенной классификации шкал, определив нормы, специфику и стратегию ведения бизнеса при межкультурном сотрудничестве стран-партнёров в бизнесе, индустрии и науке. Обучающиеся понимали, что подобное партнерство справедливо экстраполируется и на исследовательские коллективы, включая лаборатории, написание совместных статей, проведение международных научных мероприятий и так далее. Задание оказалось очень полезным и интересным, так как максимальный результат оценки составил 20 баллов. Ниже представлены результаты выполнения теста 267 студентами:

О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Баллы за тест Средний балл

Рис. 1.Результаты тестапомежкультурным различиям

Данные гистограммы свидетельствуют о том, что студенты справились с те-сттаусиешно.ППе писал. тест 9,4% стопектзвитвттио курсУы Жредтий зпзультат остаеиных обдтающистт (90,6%) совсзвил 14,9изTUбсллыв.

жссыу изаинтеppтoвтннouтьдсонoс тосс. тстудеуеовнздлевтаись так-жена илещующемиеале, женятис ез межкультурному обмену с приглашенными гостями, аспирантами и преподавателями из Китая и Бельгии, т. е. стран с раз-деиажщсмисс сзпммиобщеттзи выотке- т оит^з^ко1^'^(;к4осе^мв т.атиу^ми. На очнотлекцитвмарте ЫОТК г прстутствоиыло 2й5 синыснтотиисс нтлыиы были положительными (см. табл. 1). По результатам лекции и общения студентов с ипостресиымс голеяыи у-таба 1 иижынижи ороведста стагистиюат иелоторые мнетия итпасзазл и тoпpoаттшдpтыывыlcтyплмпуо:

На самой лекции также было задано много вопросов по межкультурной ком-мuнуpдцзп,ыоoнeнно стдаентип инзppecавaлupефзтcpoевтипый ыонтекст. В ре-втеевpгeпoыyаeнuoй абаoтулйтcooтакздaпoсpвтeчaыыeниp,пuo после общения с носителем языка студенты пересмотрели свое отношение к лидерству в целом пв частности -куслоситм ваботы в Poccии, Ттк, pвпвтмес, ^ит^нсттиаи лектор Отттап, что на практике продолжительность рабочей недели в Китае составляет °тта са, китайцы работают «6/9х9». Это - так называемая «система 996»: 6 дней в неделю, с 9 утра до 9 вечера, с перерывом на обед, тогда сотрудники могут с^г^^е^ иымногыпсспзтьпзрабзктм мвсты; официальная продолжительность ра-мoчзйнeыелuпKитaecкстaиляеттO-иаe часов. В Бельгии классическая рабочая еыывтярuuна 38,8 часам, солученные данные позволтии студентам критически осмыслитв и оценить свне профeccопвнлинсюдeятeмьнocть и poсoйTт40м контексте.

Также обучающиеся ознакомилтсь ы ттаьеврными ксРдксиаымвмбpазова-тельной деятельности, в школе и в я^с. Л тткeгитстылuп Пыл отмстен тот факт, что поступить в китайский вуз являвеыя иpвавыпйTеo тлежосй задати! так как это можно сделать только по квоте, отсы-имой пaкaжpвю пpoвииттlЫ| ; Китае нет такого понятия как «студенты-кытeсы;<тн ики», за учебу в вузе все студенты должны заплатить определенную сумму Полученные данные позволили студентам сделать вывод о том, что многие особенности Китая можно объяснить его огромным населением и тем, что он является развивающимся государством, то есть Китай располагает довольно большими ресурсами для создания все более совершенных технологий, но их все еще недостаточно, чтобы действительно улучшить качество жизни огромного населения страны. Людям приходится много работать, в то время как уровень технологий высок. Оказывается, нужно гораздо меньше ресурсов, чтобы научиться создавать модные смартфоны, чем для того, чтобы прокормить 1,5 миллиарда человек.

Подводя итог можно сделать заключение, что проведенные занятия, контрольные мероприятия, анкетирование, лекции, сочинение и последующие беседы с представителями зарубежных вузов и организаций убедительно свидетельствуют о высокой эффективности модуля межкультурной коммуникации в

Таблица 1

Категории и примеры отзывов об очной лекции

Комментарии Количество Цитаты

Лекция понравилась 245 1. Большое спасибо за такую интересную лекцию о Бельгии! 2. Эта межкультурная встреча оказалась для меня интересной и плодотворной. Я хотел бы еще встретиться с коренными китайцами. 3. Лекция о китайской культуре очень понравилась и произвела на меня большое впечатление. 4. Эта межкультурная встреча была настолько информативной и интересной, что пробудила во мне желание поехать в Китай и узнать больше о жизни этого народа

Информационная/ полезная лекция, узнал новую информацию по теме 240 1. Межкультурный обмен очень полезен; это помогает понять друг друга. 2. Встреча с гостьей из Бельгии навела меня на мысль, что мир гораздо больше, чем мы можем себе представить. 3. Хотел бы отметить, что межкультурный обмен - это всегда хорошо, и сегодняшняя встреча заставила меня о многом задуматься. 4. Эта встреча не только усилила мое увлечение китайской культурой, но и подчеркнула важность культурных исследований и обмена. 5. Гость представил очень информативный рассказ о Китае, и его честные ответы позволили глубоко понять жизнь китайцев. 6. Общение с людьми разных культур может помочь нам лучше понять друг друга. Это показывает, насколько важно уважать наши различия и учиться на них

Понравились особенности (кухня; география, транспорт/образование) 192 1. Для меня было открытием, что китайцы определяют себя как южных или северных в зависимости от того, где они живут. 2. Больше всего меня удивило то, как люди считают в Европе, особенно в Бельгии. Например, чтобы сказать «80», нужно сказать «4 раза по 20». 3. Для меня было неожиданностью, что китайцы пьют не чай, а кипяченную воду. 4. Кулинарные традиции китайцев также достойны восхищения. Например, утку по-пекински следует есть по философии Инь Ян: для лепешек нужно брать равное количество холодной и горячей начинки

Нашли отзвук в душе 138 1. Я хотел бы сказать, что мое знакомство с китайской культурой было глубоким путешествием по исследованию новой части света. Надеюсь, что однажды я приеду в Китай, чтобы своими глазами увидеть всю его красоту и насладиться различными видами чайной продукции. 2. Мне хочется верить, что мы только начинаем. В любом случае я с нетерпением жду новых встреч и рассказов о других странах и их культурах. 3. Я рад, что мне представилась возможность присутствовать на этой встрече. Мне всегда приятно слышать от иностранцев, что им нравится Россия, им нравится жить в России. Единственное, о чем жалею, так это о том, что постеснялась спросить у гостя, сколько ему лет и знает ли он какие-нибудь фразы на русском языке. 4. После лекции я почувствовал вдохновение купить толстовку с красным драконом, который означает любовь и силу в китайской культуре

курсе «Лидерство и коммуникация в науке, индустрии и образовании», который преподается полностью на английском языке и входит в список обязательных учебных дисциплин первого года обучения в магистратуре МФТИ НИУ. Анкетирование показало востребованность курса, студентам интересны и необходимы подобные знания, умения и навыки для эффективного профессионального и академического общения. В результате встреч с представителями других культур студенты специальностей STEM по-другому взглянули на отечественные реалии, стали более уважительно относиться к тому, что есть в российском контексте. Также подтверждено, что учебные материалы курса «Лидерство и коммуникации в науке, индустрии и образовании» отобраны корректно с точки зрения их смысловой составляющей. В будущем, возможно, появится необходимость расширять их спектр, активнее привлекать цифровые платформы, интенсифицировать занятия разнообразием форм проведения занятий и контрольных мероприятий различных уровней.

Курс «Лидерство и коммуникация в науке, индустрии и образовании» в МФТИ направлен не только на развитие навыков профессионального общения на иностранном языке, но и на преодоление культурных барьеров, которые могут возникнуть в процессе международного взаимодействия. Этот курс предоставляет студентам необходимые инструменты для успешного участия в международных проектах, сотрудничества с иностранными коллегами и эффективного руководства в разнообразных межкультурных ситуациях. В результате выпускники МФТИ, оснащенные не только высоким уровнем технических знаний, но и глубоким пониманием межкультурных аспектов, могут успешно конкурировать на мировой арене науки, технологий и образования, соответствуя стратегическим целям физтеха.

Библиографический список

Вызов, возникающий при необходимости обучать студентов технических и естественно-научных специальностей гуманитарным навыкам, представляется возможным разрешить с помощью интеграции межкультурного модуля в образовательный процесс. МФТИ является лидером рейтинга вузов благодаря фундаментальному образованию, подкреплённому мощной прикладной подготовкой, поэтому учебный план, типичный для программ лидерства в других вузах и предусматривающий всестороннее и формализованное обучение основным элементам, связанным с достижением успеха, таким как видение, мотивация, командо-образование и т. д., был обречён на провал из-за непонимания идеи и значения концепции самими обучающимися. Дело в том, что студенты, изучающие точные науки, часто сосредотачиваются на технических деталях и упускают из вида более глобальные вопросы, которые необходимы для достижения успеха. Очень сложно донести идею необходимости изучать лидерство в качестве отдельного курса, если вуз готовит специалистов, спрос на которых уверенно превышает предложение. Кроме того, образовательные учебные программы во многих топовых университетах настолько требовательны с научной точки зрения, что у студентов нет ни времени, ни желания изучать какие-либо дополнительные гуманитарные курсы.

Таким образом, необходимо переосмыслить подход к обучению лидерству в целом, особенно для студентов технических и естественно-научных специальностей, сместив акцент с вводных данных в виде врожденных лидерских качеств и разбору известных лидеров как примеров для подражания к формированию так называемых мягких навыков коммуникации в различных культурных контекстах. Это объясняется, в том числе, глобальной мировой повесткой, когда во главу угла ставится формирование многополярного мира с учетом его культурного разнообразия.

1. Гусева Т.Г Теоретические основы взаимодействия лидера с командой и их организационное оформление. Вестник АГУ. Серия: Экономика. 2019; Выпуск 4 (250): 153-160.

2. Dugan J.P. Leadership theory: Cultivating critical perspectives. John Wiley & Sons, 2024.

3. Власова Н. Манипуляция и лидерство. Москва: Издательство «АСТ», 2020.

4. Osias Kit T. Kilag, Ann Merychris G. Manguilimotan et al. A conceptual framework: A systematic Literature Review on Educational Leadership and Management. Science and Education. 2023; № 9. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/a-conceptual-framework-a-systematic-literature-review-on-educational-leadership-and-management

5. Галенко М.В. Лидерство как фактор формирования управленческой культуры. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Волгоград, 2007.

6. Blair E. Culture & leadership. Professional Safety. 2003; Т. 48, № 6: 18.

7. Dorfman P. et al. GLOBE: A twenty year journey into the intriguing world of culture and Leadership. Journal of World Business. 2012; Т. 47, № 4: 504-518.

8. Charoensukmongkol P., Puyod J.V. Infuence of transformational leadership on role ambiguity and work-life balance of Filipino university employees during COVID-19: Does employee involvement matter? International Journal of Leadership in Education. 2021: 1-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Wong K.C. Chinese culture and leadership. International Journal of leadership in education. 2001; Т. 4, № 4: 309-319.

10. Collinson D., Tourish D. Teaching leadership critically: New directions for leadership pedagogy. Academy of Management Learning & Education; Т. 14, № 4: 576-594.

11. Osias Kit T. Kilag, Francisca T. Uy, Cara Frances K. Abendan, Marsha H. Malbas Teaching leadership: an examination of best practices for leadership educators. Science and Education. 2023; № 7. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/teaching-leadership-an-examination-of-best-practices-for-leadership-educators

12. Frahm M.T., Cianca M. Will they stay or will they go? Leadership behaviors that increase teacher retention in rural schools. The Rural Educator. 2021; Т. 42, № 3: 1.

13. Приоритет: - 2030. Лидерами становятся. Сайт МФТИ. Available at: https://mipt.ru/priority2030

14. Приоритет - 2030. Стратегический проект № 2 "Исследовательское лидерство (от бакалавра до Нобелевского лауреата). Сайт МФТИ. Available at: https://mipt.ru/ priority2030/sp2

15. Caruana Carmel J. Leadership and Challenges in Medical Physics: A Strategic and Robust Approach: A EUTEMPE network book, 2020.

16. Kumar S., Hsiao J.K. Engineers learn "soft skills the hard way": Planting a seed of leadership in engineering classes. Leadership and management in engineering. 2007; Т. 7, № 1: 18-23.

17. Santos J.C. et al. Leadership and mentoring in medical physics: The experience of a medical physics international mentoring program. Physica Medica. 2020; Т. 76: 337-344.

18. Приоритет - 2030. Государственная программа поддержки университетов Российской Федерации. Available at: https://priority2030.ru/analytics

19. Российские школьники завоевали шесть золотых медалей на естественно научной олимпиаде в Таиланде - МФТИ. Сайт МФТИ. 2023; 9 декабря. Available at: https:// old.mipt.ru/news/rossiyskie_shkolniki_zavoevali_shest_zolotykh_medaley_na_estestvenno_nauchnoy_olimpiade_v_tailande

20. Студенты МФТИ успешно выступили на Международном турнире физиков. 2024; 10 апреля. Сайт МФТИ. Available at: https://new.mipt.ru/news/studenty-mfti-uspeshno-vystupili-na-mezhdunarodnom-turnire-fizikov

21. Участники от России в полном составе вошли на «золотой пьедестал» Международной олимпиады по информатике, которая завершилась сегодня в Венгрии. Сайт МФТИ. 2023; 3 сентября. Available at: https://new.mipt.ru/news/uchastniki-ot-rossii-v-polnom-sostave-voshli-na-zolotoy-pedestal-mezhdunarodnoy-olimpiady-po-informa

22. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коновалова Е.В., Воронина И.Р Цифровые технологии в образовательном пространстве. Балтийский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 2 (31): 53-56.

References

1. Guseva T.G. Teoreticheskie osnovy vzaimodejstviya lidera s komandoj i ih organizacionnoe oformlenie. Vestnik AGU. Seriya: 'Ekonomika. 2019; Vypusk 4 (250): 153-160.

2. Dugan J.P. Leadership theory: Cultivating critical perspectives. John Wiley & Sons, 2024.

3. Vlasova N. Manipulyaciya i liderstvo. Moskva: Izdatel'stvo «AST», 2020.

4. Osias Kit T. Kilag, Ann Merychris G. Manguilimotan et al. A conceptual framework: A systematic Literature Review on Educational Leadership and Management. Science and Education. 2023; № 9. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/a-conceptual-framework-a-systematic-literature-review-on-educational-leadership-and-management

5. Galenko M.V. Liderstvo kak faktor formirovaniya upravlencheskojkultury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Volgograd, 2007.

6. Blair E. Culture & leadership. Professional Safety. 2003; T. 48, № 6: 18.

7. Dorfman P. et al. GLOBE: A twenty year journey into the intriguing world of culture and Leadership. Journal of World Business. 2012; T. 47, № 4: 504-518.

8. Charoensukmongkol P., Puyod J.V. Infuence of transformational leadership on role ambiguity and work-life balance of Filipino university employees during COVID-19: Does employee involvement matter? International Journal of Leadership in Education. 2021: 1-20.

9. Wong K.C. Chinese culture and leadership. International Journal of leadership in education. 2001; T. 4, № 4: 309-319.

10. Collinson D., Tourish D. Teaching leadership critically: New directions for leadership pedagogy. Academy of Management Learning & Education; T. 14, № 4: 576-594.

11. Osias Kit T. Kilag, Francisca T. Uy, Cara Frances K. Abendan, Marsha H. Malbas Teaching leadership: an examination of best practices for leadership educators. Science and Education. 2023; № 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teaching-leadership-an-examination-of-best-practices-for-leadership-educators

12. Frahm M.T., Cianca M. Will they stay or will they go? Leadership behaviors that increase teacher retention in rural schools. The Rural Educator. 2021; T. 42, № 3: 1.

13. Prioritet - 2030. Liderami stanovyatsya. Sajt MFTI. Available at: https://mipt.ru/priority2030

14. Prioritet - 2030. Strategicheskij proekt № 2 "Issledovatel'skoe liderstvo (ot bakalavra do Nobelevskogo laureata). Sajt MFTI. Available at: https://mipt.ru/priority2030/sp2

15. Caruana Carmel J. Leadership and Challenges in Medical Physics: A Strategic and Robust Approach: A EUTEMPE network book, 2020.

16. Kumar S., Hsiao J.K. Engineers learn "soft skills the hard way": Planting a seed of leadership in engineering classes. Leadership and management in engineering. 2007; T. 7, № 1: 18-23.

17. Santos J.C. et al. Leadership and mentoring in medical physics: The experience of a medical physics international mentoring program. Physica Medica. 2020; T. 76: 337-344.

18. Prioritet - 2030. Gosudarstvennaya programma podderzhki universitetov Rossijskoj Federacii. Available at: https://priority2030.ru/analytics

19. Rossijskie shkol'niki zavoevali shest' zolotyh medalej na estestvenno nauchnoj olimpiade v Tailande - MFTI. Sajt MFTI. 2023; 9 dekabrya. Available at: https://old.mipt.ru/news/ rossiyskie_shkolniki_zavoevali_shest_zolotykh_medaley_na_estestvenno_nauchnoy_olimpiade_v_tailande

20. Studenty MFTI uspeshno vystupili na Mezhdunarodnom turnire fizikov. 2024; 10 aprelya. Sajt MFTI. Available at: https://new.mipt.ru/news/studenty-mfti-uspeshno-vystupili-na-mezhdunarodnom-turnire-fizikov

21. Uchastniki ot Rossii v polnom sostave voshli na «zolotoj p'edestal» Mezhdunarodnoj olimpiady po informatike, kotoraya zavershilas' segodnya v Vengrii. Sajt MFTI. 2023; 3 sentyabrya. Available at: https://new.mipt.ru/news/uchastniki-ot-rossii-v-polnom-sostave-voshli-na-zolotoy-pedestal-mezhdunarodnoy-olimpiady-po-informa

22. Vaganova O.I., Gladkov A.V., Konovalova E.V., Voronina I.R. Cifrovye tehnologii v obrazovatel'nom prostranstve. Baltijskijgumanitarnyjzhurnal. 2020; T. 9, № 2 (31): 53-56.

Статья поступила в редакцию 24.04.24

УДК 378

Xu Ning, student, Ural State Mussorgsky Conservatoire (Yekaterinburg, Russia), E-mail: xu187444603@gmail.com

Subbotina N.M., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of History and Theory of Performing Arts, Ural State Conservatory n.a. M.P. Mussorgsky

(Yekaterinburg, Russia), E-mail: natalja_subbotina@mail.ru.

THE SYMPHONY OF TRADITION AND MODERNITY: THE IMPACT OF ONLINE PIANO EDUCATION ON TRADITIONAL PIANO TEACHING. The study aims at a deeper investigation of the impact of online piano education on traditional piano teaching, and at analyzing its role in teaching methods, teaching concepts, and learning effects. Through a comparative analysis of traditional teaching and online teaching models, the advantages of online education in terms of feasibility, flexibility and student participation are revealed, especially the significant advantages in teacher-student interaction and flexibility of time and place in online teaching. However, this study also points out the limitations of online education in terms of practical skills and emotional communication, as well as the challenges that some teachers may face in online teaching. The researchers explore how online piano education promotes innovation in educational methods and make suggestions for future development of music education. By comparing and analyzing traditional and modern teaching models, this study provides important clues for us to have a deeper understanding of the influence of online piano education, and provides theoretical and practical guidance for the improvement and development of music education in future.

Key words: Traditional piano teaching, teaching methods, online learning, music education in China

Сюй Нин, студент, Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского, г. Екатеринбург, E-mail: xu187444603@gmail.com

Н.М. Субботина, канд. филос. наук, доц., Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского, г. Екатеринбург,

E-mail: natalja_subbotina@mail.ru

«СИМФОНИЯ ТРАДИЦИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ»: ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ НА ТРАДИЦИОННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЫ

Целью исследования является изучение влияния онлайн-обучения игре на фортепиано на традиционное обучение, а также анализ его роли в методах обучения, концепциях обучения и эффектах обучения. Путем сравнительного анализа моделей традиционного преподавания и онлайн-обучения выявляются преимущества онлайн-образования с точки зрения осуществимости, гибкости и участия учащихся, особенно значительные преимущества во взаимодействии учителя и ученика, а также гибкости времени и места в онлайн-обучении. Тем не менее это исследование также указало на ограничения онлайн-образования с точки зрения тренировки практических навыков и эмоционального общения, а также на проблемы, с которыми могут столкнуться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.