Научная статья на тему 'Роль вузов в сохранении языкового и культурного многообразия регионов Российской Федерации (на примере деятельности Ассоциации финно-угорских университетов)'

Роль вузов в сохранении языкового и культурного многообразия регионов Российской Федерации (на примере деятельности Ассоциации финно-угорских университетов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация университетов / Ассоциация финно-угорских университетов / высшее образование / этнокультурные ценности / программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» / university transformation / Association of Finno-Ugric Universities / higher education / ethnocultural values / Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Наталья Владимировна, Дятлова Татьяна Александровна

Целью данной статьи является определение роли региональных вузов, входящих в Ассоциацию финно-угорских университетов и являющихся участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», в деле сохранения языкового и культурного многообразия Российской Федерации. В статье описываются основные мероприятия, направленные на развитие мордовских, марийского и удмуртского языков, выявляются условия их реализации. Научная новизна заключается в определении педагогического потенциала мероприятий, направленных на сохранение языкового и культурного многообразия России, для развития системы высшего образования. Также впервые осуществляется анализ влияния программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» на функционирование мордовских, марийского и удмуртского языков. В результате проведенного исследования выявлено, что реализация программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» позволяет региональным вузам активизировать деятельность по сохранению языкового и культурного многообразия России через процессы цифровизации, создание научных инноваций, формирование сетевых сообществ для подготовки кадров. Основными условиями для эффективной реализации таких программ могут стать следующие: долгосрочность, этнокультурный подход, междисциплинарность. Наличие мероприятий, направленных на сохранение языкового и культурного многообразия страны, в научной, образовательной и воспитательной системе вуза гармонизирует процесс формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности современного студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Наталья Владимировна, Дятлова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of universities in preserving the linguistic and cultural diversity of the regions of the Russian Federation (based on the activities of the Association of Finno-Ugric Universities)

The purpose of this article is to determine the role of regional universities that are members of the Association of Finno-Ugric Universities and participants in the Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030" in preserving the linguistic and cultural diversity of the Russian Federation. The article describes the main activities aimed at the development of the Mordovian, Mari, and Udmurt languages, as well as identifies the conditions for their implementation. The scientific novelty lies in defining the pedagogical potential of activities aimed at preserving the linguistic and cultural diversity of Russia for the development of the higher education system. Additionally, for the first time, an analysis is conducted on the influence of the Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030" on the functioning of the Mordovian, Mari, and Udmurt languages. The research revealed that the implementation of the Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030" enables regional universities to intensify their efforts to preserve the linguistic and cultural diversity of Russia through processes of digitalization, the creation of scientific innovations, and the formation of network communities for workforce preparation. The main conditions for the effective implementation of such programs can include long-term planning, an ethno-cultural approach, and interdisciplinarity. The activities focused on preserving the linguistic and cultural diversity of the country within the scientific, educational, and upbringing system of a university harmonize the process of forming national-cultural identity and intercultural tolerance of modern students.

Текст научной работы на тему «Роль вузов в сохранении языкового и культурного многообразия регионов Российской Федерации (на примере деятельности Ассоциации финно-угорских университетов)»

3 rpämÖTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2024. Том 9. Выпуск 3 | 2024. Volume 9. Issue 3

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

EN

Роль вузов в сохранении языкового и культурного многообразия регионов Российской Федерации

(на примере деятельности Ассоциации финно-угорских университетов)

Кондратьева Н. В., Дятлова Т. А.

Аннотация. Целью данной статьи является определение роли региональных вузов, входящих в Ассоциацию финно-угорских университетов и являющихся участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», в деле сохранения языкового и культурного многообразия Российской Федерации. В статье описываются основные мероприятия, направленные на развитие мордовских, марийского и удмуртского языков, выявляются условия их реализации. Научная новизна заключается в определении педагогического потенциала мероприятий, направленных на сохранение языкового и культурного многообразия России, для развития системы высшего образования. Также впервые осуществляется анализ влияния программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» на функционирование мордовских, марийского и удмуртского языков. В результате проведенного исследования выявлено, что реализация программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» позволяет региональным вузам активизировать деятельность по сохранению языкового и культурного многообразия России через процессы цифрови-зации, создание научных инноваций, формирование сетевых сообществ для подготовки кадров. Основными условиями для эффективной реализации таких программ могут стать следующие: долгосроч-ность, этнокультурный подход, междисциплинарность. Наличие мероприятий, направленных на сохранение языкового и культурного многообразия страны, в научной, образовательной и воспитательной системе вуза гармонизирует процесс формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности современного студента.

The role of universities in preserving the Linguistic and cultural diversity of the regions of the Russian Federation

(based on the activities of the Association of Finno-Ugric Universities)

Kondrateva N. V., Dyatlova T. A.

Abstract. The purpose of this article is to determine the role of regional universities that are members of the Association of Finno-Ugric Universities and participants in the Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030" in preserving the linguistic and cultural diversity of the Russian Federation. The article describes the main activities aimed at the development of the Mordovian, Mari, and Udmurt languages, as well as identifies the conditions for their implementation. The scientific novelty lies in defining the pedagogical potential of activities aimed at preserving the linguistic and cultural diversity of Russia for the development of the higher education system. Additionally, for the first time, an analysis is conducted on the influence of the Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030" on the functioning of the Mordovian, Mari, and Udmurt languages. The research revealed that the implementation of the Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030" enables regional universities to intensify their efforts to preserve the linguistic and cultural diversity of Russia through processes of digitalization, the creation of scientific innovations, and the formation of network communities for workforce preparation. The main conditions for the effective implementation of such programs can include long-term planning, an ethno-cultural approach, and interdisciplinarity. The activities focused on preserving the linguistic and cultural diversity of the country within the scientific, educational, and upbringing system of a university harmonize the process of forming national-cultural identity and intercultural tolerance of modern students.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20240031

© 2024 Авторы. © 2024 ООО Издательство «Грамота» (© 2024 The Authors. © 2024 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что система высшего образования сегодня претерпевает ряд трансформационных изменений, в центр которых становятся формирование российского самосознания и идентичности подрастающего поколения, развитие национальных языков и культур, интеграция личности в общенациональную и мировую культуру: «...исходя из многонациональности и поликультурности российского общества, в "мозаике" ценностей помимо инвариантных общероссийских духовно-нравственных ценностей, принимаемых большинством граждан страны, существуют вариативные ценности», свойственные «этническим сообществам или другим социальным группам, определяющие специфику их культуры и мен-тальности» (Боргояков, 2023, с. 58).

В этих условиях многие российские университеты в повестку своих стратегических задач включают вопросы сохранения и развития национального многообразия РФ, в т. ч. через реализацию программ стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.05.2021 г. № 729 и направленного на формирование широкой группы университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу (Программа «Приоритет 2030». https://priority2030.ru/analytics/ (далее - ПП)). Изучение этого опыта, его диссеминация позволят найти новые ресурсы и механизмы для сохранения языкового и культурного ландшафта полиэтничных регионов страны, а также определить, может ли региональный вуз стать драйвером поликультурного развития современного общества.

Учитывая вышесказанное, материалом исследования для написания данной статьи послужили программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», а также ежегодные отчеты о результатах реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» за 2022 год, представленные вузами, входящими в Ассоциацию финно-угорских университетов:

- Ежегодный отчет Марийского государственного университета о результатах реализации программы развития университета в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в 2022 году. http://2030.marsu.ru/events/prioritet2030/include/files/otchet_o_realizatcii_program_ za_2022.pdf (далее - Отчет МарГУ).

- Ежегодный отчет Мордовского государственного научно-исследовательского университета им. Н. П. Огарёва о результатах реализации программы развития университета в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в 2022 году. https://mrsu.ru/upload/iblock/502/n3x3 h1pei3lc44g48vpdevuubfjt518t/Godovoy-otchet-za-2022-god.pdf (далее - Отчет МГУ им. Н. П. Огарёва).

- Ежегодный отчет Удмуртского государственного университета о результатах реализации программы развития университета в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в 2022 году. https://udsu.ru/files/prioritet-2030/005925-ОТЧЕТ%202022%20С%20ПОДПИСЯМИ.pdf (далее - Отчет УдГУ).

Задачами исследования являются следующие:

- охарактеризовать роль вузов в деле сохранения языкового и культурного многообразия России;

- представить опыт вузов-членов Ассоциации финно-угорских университетов в области решения проблемы сохранения и развития языкового и культурного многообразия России (в том числе в рамках реализации программ стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»), выявив потенциальные возможности региональных вузов в осуществлении патриотического воспитания подрастающего поколения.

Теоретическую базу исследования составили труды ученых, изучающих влияние вузов на социальные, культурные, политические и иные изменения в отдельных регионах Российской Федерации, в частности исследования А. А. Попова, П. П. Глухова (2020), О. В. Перфильевой (2011), публикации ученых Высшей школы экономики (Лешуков, Евсеева, Громов и др., 2017). Также учитывались исследования, посвященные вопросам организации воспитательной системы в современном университете: Э. Ф. Вертяковой (2006), И. З. Сковород-киной (2008), С. А. Боргоякова (2023).

Основными методами исследования стали описательно-аналитический и сопоставительный. Первый из них использовался для анализа эмпирического материала с целью обобщения основных тенденций деятельности современных университетов, второй - для выявления общих и уникальных механизмов в процессе развития языкового и культурного многообразия Российской Федерации.

Практическая значимость данной статьи состоит в возможности использования теоретических аспектов исследования при разработке и чтении вузовских курсов, посвященных вопросам развития современного образования, в т. ч. «Современные проблемы науки и образования», «Теория и практика билингвизма» и др. Кроме того, представленный в статье опыт поддержки национальных языков РФ в рамках деятельности вузов Ассоциации финно-угорских университетов может быть учтен для реализации инновационной, образовательной, воспитательной политик региональных вузов через интеграцию мероприятий, направленных на развитие титульных языков национальной республики.

Обсуждение и результаты

В последние десятилетия важнейшим звеном реформирования системы образования является высшая школа. Наряду с процессами реструктуризации вузов, стремлением занять высокие позиции в различных

рейтингах высших учебных заведений, возрастающей ролью дистанционного обучения, интеграцией бизнеса и общества в университетское пространство, поиском новых подходов и механизмов создания университетской платформы, о которых пишется в трудах российских и зарубежных ученых (Попов, Глухов, 2020; Перфильева, 2011; Ортега-и-Гассет, 2005; Лешуков, Евсеева, Громов и др., 2017; Clark, 1998; 2004; Кларк, 2011), в российском образовании особую актуальность приобретает возрождение системы воспитания (Нефедова, 2018). Результаты исследований последних десятилетий подчеркивают, что поступательное развитие современного общества возможно лишь благодаря реализации принципа этнокультурности в системе образования (Вертя-кова, 2006), поскольку этнокультура влияет на становление личности «через ощущение связи каждого человека с судьбой своего народа, его мировосприятием, укладом жизни, поведением, служит защитным механизмом в трудных жизненных ситуациях, гармонизирует процесс формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности» (Жесткова, 2021, с. 97). Важность опоры на язык, духовные ценности и традиции народов, проживающих в конкретном регионе, способствует воспитанию достойного гражданина и патриота своей страны, а также позволяет консолидировать общероссийскую нацию, гармонизировать межэтнические отношения, преодолевать этническую замкнутость, сохранить мир и целостность России (Сковородкина, 2008; Шаповалов, 1997; Жесткова, 2021). При этом данный подход должен быть представлен не только на уровне дошкольного и школьного образования, но и на уровне высшей школы.

Учитывая вышесказанное, в деле сохранения языкового и культурного многообразия российского государства в последние годы важная роль отводится университетам. Это подтверждается и программами стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Вопросы сохранения языка и культуры народов России лежат в основе многих вузовских программ стратегического развития.

Одним из ярких примеров продвижения языков и культур в рамках программы «Приоритет 2030» является опыт Северо-Восточного университета им. М. К. Аммосова. В качестве приоритетных задач своей деятельности вуз видит создание инновационных технологий и моделей сохранения, развития и популяризации культур и языков, эпического наследия народов Севера, которые будут способствовать разработке новых программ и рекомендаций по совершенствованию государственной языковой и культурной политики в макрорегионе (Программа «Приоритет 2030» СВФУ. https://priority2030.ru/analytics/6uem6sh7pd/program#item_6). Одним из важнейших мероприятий в рамках направления «Технологии сохранения языкового и культурного многообразия Севера» является организация и проведение федеральной олимпиады по родным языкам и литературе народов РФ для учащихся 8-11 классов при поддержке Совета Федерации. Так, в 2024 году в 45 регионах России и четырех зарубежных странах состоялись заключительные этапы данной олимпиады. Подобные мероприятия позволяют повысить статус преподавания родных языков, повышают интерес школьников к его изучению.

Понимание важной роли высшей школы в решении вопросов сохранения языкового и культурного многообразия России отражено и в программах стратегического академического лидерства вузов Ассоциации финно-угорских университетов (АФУУ).

Ассоциация финно-угорских университетов была основана в 2007 году (https://iafuu.syktsu.ru/). Ее основной целью является обмен опытом, координация и организация совместной работы вузов в области усовершенствования учебно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной деятельности (Кондратьева, Ильина, 2015). На сегодняшний день членами АФУУ являются 10 вузов и 1 колледж: Глазовский инженерно-педагогический университет им. В. Г. Короленко (г. Глазов), Коми республиканская академия государственной службы и управления (г. Сыктывкар), Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола), Национально-исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (г. Саранск), Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск), Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина (г. Сыктывкар), Удмуртский государственный университет (г. Ижевск), Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск), Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург), Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева и Ямальский многопрофильный колледж (г. Салехард). Из представленных членов АФУУ 3 (Национально-исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Марийский государственный университет и Удмуртский государственный университет) являются участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Всех их объединяет решение вопросов сохранения языкового и культурного наследия своих регионов.

Так, в проекте «Университет - центр социокультурного развития региона» Мордовский национально-исследовательский университет им. Н. П. Огарёва (Программа «Приоритет 2030» МГУ им. Н. П. Огарёва. https://priority2030.ru/analytics/witvgdqmdp/about/) в качестве основной цели своей деятельности видит изучение, сохранение и развитие культурно-исторического наследия народов региона, в т. ч. и через проведение фундаментальных и прикладных исследований в области финно-угроведения; разработку инструментов формирования гражданской идентичности и патриотизма с учетом специфики реализации государственной национальной политики в регионе. Согласно Ежегодному отчету о результатах реализации программы развития университета в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в 2022 году, одним из важных мероприятий вуза стало создание системы машинного перевода для языковых пар «эрзянский - русский» и «мокшанский - русский» (Отчет МГУ им. Н. П. Огарёва, 2022).

Марийский государственный университет предлагает программу «Университет как драйвер развития территориальной экосистемы» (Программа «Приоритет 2030» ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». https://priority2030.ru/analytics/olwq2ddpgt/about/), в рамках которой создан Центр сохранения и приумножения

марийской культуры. Как отмечают авторы инициативы, определение «марийский» в названии университета отражает не только географическое расположение вуза на территории соответствующего субъекта России, но и его роль как единственного в регионе образовательного, научного и культурного центра марийского народа, который сегодня проживает на территории нескольких субъектов Российской Федерации и нуждается в сохранении накопленного за столетия культурного многообразия. В рамках деятельности центра эффективно функционирует лаборатория цифровизации марийского языка (совместный проект с Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории); разработана онлайн-площадка для Всероссийской студенческой научной олимпиады по языкам и литературе финно-угорских народов; проводятся международный студенческий форум «Богатство финно-угорских народов»; всемарийский диктант «Марла чын возена»; многожанровый фестиваль-конкурс исполнительского мастерства «Радуга над Кокшагой» и др. (Отчет МарГУ, 2022).

Удмуртский государственный университет в рамках проекта «Удмуртия в глобальном культурном пространстве» (Программа «Приоритет 2030» УдГУ. https://priority2030.ru/analytics/87sz39pfuh/about/) в качестве одной из задач также видит сохранение и развитие удмуртского языка и традиционной культуры, повышение привлекательности Удмуртии в культурном и экономическом пространстве мира. Согласно аналитическим данным, работа по продвижению региона в рамках указанного проекта ведется по трем основным направлениям: теоретические исследования в области удмуртского языка, традиционной культуры, истории и этнографии региона (в т. ч. и их картографирование); разработка технологий этнобрендирования продуктов и территорий; создание цифровых продуктов для туристической отрасли (Отчет УдГУ, 2022)

Проанализировав предложенные университетами программы стратегического академического лидерства, можно сделать вывод, что решение вопросов сохранения и развития национальных языков РФ здесь обеспечивается через следующие аспекты:

1. Научные инновации как часть программы академического лидерства. Введение нового теоретического и эмпирического материала в области финно-угроведения, разработка новых технологий, методов преподавания языков и литературы в современных условиях.

2. Процессы цифровизации как обязательное условие интеграции национальных языков в будущее.

3. Формирование новых сетевых форм коммуникации и взаимодействия педагогов, студентов, практикующих специалистов в рамках подготовки кадров в области национальной филологии и культуры.

Однако на материале ежегодных отчетов о результатах реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» за 2022 год наблюдаем, что в предложенных проектах каждое направление находится в рамках своей предметной области, недостаточно отражено продвижение полученных результатов в экономическом пространстве региона.

Между тем успешные практики взаимодействия культуры и бизнеса представлены в деятельности вузов, не участвующих в реализации программ стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». В частности, принцип междисциплинарности лежит в основе деятельности Югорского государственного университета, сделавшего акцент на развитии креативных индустрий, а именно таких направлений, как изобразительное искусство и исполнительское искусство; аудиовизуальное искусство; теле-, радиовещательные, интернет-вещательные, издательские проекты; продюсерская деятельность, связанная с созданием, производством и продвижением кино-, видео-, музыкальной продукции и проектов; образовательные проекты; деятельность в сферах туризма, спорта, отдыха (Дятлова, Ванькова, 2021). Действительно, креативные индустрии сегодня можно рассматривать как эффективную форму взаимодействия бизнеса и культуры, как инструмент обеспечения экономического роста России в период перехода к инновационной сфере жизнедеятельности. Как отмечают современные исследователи, креативные кластеры в настоящее время «дают огромную возможность для межотраслевого сотрудничества, что впоследствии может послужить профессиональному развитию представителей как творческих, так и рабочих профессий, повысить уровень интерактивности культурно-креативных продуктов, поспособствовать развитию инвестиционной привлекательности и предпринимательского климата, что в конечном итоге повлияет и на экономическое развитие региона в целом» (Пучкова, Шутро, Михуля, 2023, с. 50). Такое межотраслевое взаимодействие может стать важным ресурсом для сохранения языков и культур народов Российской Федерации.

Несомненно, продвижение языков и культур народов России ведется и в рамках деятельности других вузов-членов АФУУ в рамках основной деятельности образовательной организации. Но наличие долгосрочных стратегических программ, таких как «Приоритет 2030», позволяет системно подходить к вопросам формирования человеческого капитала, конструирования новых знаний, создания новых образовательных продуктов. При этом необходимо подчеркнуть, что внедрение новых цифровых ресурсов открывает новые возможности аккумулировать значительные объемы данных за счет превентивного удовлетворения потребностей в дополнительных научных и учебных материалах. Иными словами, благодаря процессам цифровизации:

а) снимаются пространственные и временные границы (т. е. каждый желающий может получить необходимую информацию о языке, культуре, традициях интересующего народа из любой точки мира 24/7);

б) сокращаются типографские расходы на создание издательских продуктов;

в) появляется возможность кастомизации информации и др.

В рамках данной статьи мы отметили лишь отдельные примеры, когда университет действительно становится центром по сохранению и развитию национальных языков и культур. С одной стороны, ровно в той мере, в которой высшая школа сможет институционально включать в себя творческие моменты, инициативы и инвестиции разного плана: таланты студентов и ученых, арт- и бизнес-идеи, будет создавать проектные

лаборатории и творческие мастерские и др., - именно в такой мере университетское сообщество и будет соответствовать требованиям времени. С другой стороны, наличие отдельной федеральной программы по развитию национальных языков и культур в рамках системы высшего образования позволило бы решить целый ряд проблем (от проблемы выделения контрольных цифр приема и отбора талантливой молодежи на национальные отделения вузов до трансфера знаний и технологий в области изучения родных языков РФ), с которыми каждый вуз на сегодняшний день сталкивается один на один.

Заключение

Система образования призвана решать важнейшие задачи функционирования современного общества: воспитание духовно-нравственных ценностей человека, формирование чувства патриотизма, гуманности и др. В Десятилетие языков коренных народов мира (2022-2032) в этом ряду особое значение приобретают вопросы сохранения и развития языкового многообразия Российской Федерации. Не случайно данная повестка становится актуальной и в рамках реализации программ стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

На примере деятельности вузов Ассоциации финно-угорских университетов было доказано, что, наряду с целым рядом стратегических инициатив региональных вузов, в последние годы актуальными становятся вопросы сохранения и развития финно-угорских языков и культур. Данное направление прежде всего реализуется через процессы цифровизации, создание научных инноваций, формирование сетевых сообществ для подготовки национальных кадров. Включение проектов, направленных на поддержку конкретных языков, в повестку долгосрочных федеральных программ, в частности таких как «Приоритет 2030», обеспечивает сохранение и развитие языкового многообразия России. Еще одним ресурсом, способствующим решению указанного вопроса, может стать расширение практик взаимодействия культуры и бизнеса, в т. ч. включение кластера креативных индустрий в решение вопросов сохранения национальных языков и культур РФ.

В качестве перспектив дальнейшего изучения заявленной проблематики можно назвать выявление и систематическое описание успешных практик по сохранению языкового и культурного многообразия страны, разработанных другими группами университетов в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Источники | References

1. Боргояков С. А. Формирование и укрепление общероссийской гражданской идентичности обучающихся на основе духовно-нравственных ценностей народов России // Университет в эпоху педагогических новаций: сборник статей по итогам Второго профессорского педагогического форума. М.: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2023.

2. Вертякова Э. Ф. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве: монография. Челябинск: ЧГПУ, 2006.

3. Дятлова Т. А., Ванькова О. В. Креативные индустрии и национальный брендинг в ХМАО-Югре // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 7.

4. Жесткова Е. А. Этнокультурный подход к патриотическому воспитанию современных подростков // Нижегородское образование. 2021. № 2.

5. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций / пер. с англ. Е. Стёпкиной; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

6. Кондратьева Н. В., Ильина Н. В. Деятельность Ассоциации финно-угорских университетов в рамках инте-гративных процессов в образовании // Педагогическое образование в России. 2015. № 12.

7. Лешуков О. В., Евсеева Д. Г., Громов А. Д., Платонова Д. П. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017.

8. Нефедова А. С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 13. № 5.

9. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета / пер. с исп. М. Н. Голубевой; ред. пер. А. М. Корбут; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Мн.: БГУ, 2005.

10. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. Т. 6. № 1.

11. Попов А. А., Глухов П. П. Роль университетов в конкурентоспособности городов и городских агломераций // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11.

12. Пучкова Н. В., Шутро Е. Н., Михуля Д. Ю. Креативный кластер Югры как инструмент социально-экономического развития региона // Вестник Сургутского государственного университета. 2023. Т. 11. № 1.

13. Сковородкина И. З. Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика: монография. М.: ИТИП РАО, 2008.

14. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования: автореф. дисс. ... д. пед. н. Ставрополь, 1997.

15. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities: Organisational Pathways of Transformation. Oxford: Pergamon Press for International Association of Universities, 1998.

16. Clark B. R. Sustaining Change in Universities: Continuities in Case Studies and Concepts. Maidenhead: Open University Press, 2004.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Кондратьева Наталья Владимировна1, д. филол. н., доц. Дятлова Татьяна Александровна2, к. экон. н.

1 Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

2 Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Kondrateva Natalia Vladimirovna1, Dr Dyatlova Tatiana Aleksandrovna2, PhD

1 Udmurt State University, Izhevsk

2 Yugra State University, Khanty-Mansiysk

1 nataljakondratjeva@yandex.ru, 2 t_dyatlova@ugrasu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 10.02.2024; опубликовано online (published online): 20.03.2024.

Ключевые слова (keywords): трансформация университетов; Ассоциация финно-угорских университетов; высшее образование; этнокультурные ценности; программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»; university transformation; Association of Finno-Ugric Universities; higher education; ethnocultural values; Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030.".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.