Научная статья на тему 'Деятельность международной ассоциации финно-угорских университетов в рамках интегративных процессов в образовании'

Деятельность международной ассоциации финно-угорских университетов в рамках интегративных процессов в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАФУУ (МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ФИННО-УГОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ) / ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ / INTEGRATION PROCESSES IN EDUCATION / HIGHER EDUCATION / IAFUU (INTERNATIONAL ASSOCIATION OF FINNO-UGRIC UNIVERSITIES) / FINNO-UGRIC STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Наталья Владимировна, Ильина Наталия Владимировна

В статье рассматриваются результаты и перспективы деятельности Международной ассоциации финно-угорских университетов (МАФУУ) в условиях интегративных процессов в высшем образовании. МАФУУ является примером успешного сотрудничества между российскими и зарубежными вузами финно-угорских стран и регионов России, в результате которого ведется совместная работа по усовершенствованию учебно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной деятельности. В рамках МАФУУ вузы-партнеры работают над созданием совместных учебных программ и курсов, реализацией научно-исследовательских проектов, объединением ресурсов для подготовки научно-педагогических кадров, развитием академической мобильности преподавателей и студентов. МАФУУ стала инициатором ряда проектов, направленных на повышение качества образования и развитие финно-угорского компонента в вузовском образовании (онлайн-лекции, курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава, обмен студентами и т. д.). Членство в МАФУУ позволяет вузам интегрироваться в мировое образовательное пространство, выстраивая свою политику в соответствии с вызовами современного общества. В статье подчеркивается особая роль вузов членов МАФУУ в проведении мероприятий, направленных на сохранение и развитие финно-угорских языков и культур через создание единого информационного пространства по финно-угорской проблематике и поддержку образовательных и научных проектов, связанных с изучением языка, истории и культуры финно-угорских народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Наталья Владимировна, Ильина Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF THE INTERNATIONAL ASSOCIATION OF FINNO-UGRIC UNIVERSITIES WITHIN THE INTEGRATION PROCESSES IN EDUCATION

The article discusses the results and perspectives of the International Association of Finno-Ugric universities (IAFUU) within the integrative processes in higher education. IAFUU is an example of successful cooperation between Russian and foreign universities of the Finno-Ugric countries and regions which work jointly on the improvement of educational, didactic, research, cultural, and social activities. Within IAFUU partner universities work to create joint programs and courses, to make possible implementation of research projects and collaboration in training academic and pedagogical staff as well as development of teachers’ and students’ academic mobility. IAFUU initiated a number of projects aimed at improving the quality of education and the development of the Finno-Ugric component in university education (on-line lectures, student’s exchange, etc.). Membership in IAFUU enables universities to integrate into the world educational processes, building up their policy in accordance with the challenges of the society. The article emphasizes the special role of members of IAFUU in activities aimed at the preservation and development of the Finno-Ugric languages and cultures through the development of a unified information database on the Finno-Ugric issues and support of educational and research projects focused on the languages, history and culture of the Finno-Ugric peoples.

Текст научной работы на тему «Деятельность международной ассоциации финно-угорских университетов в рамках интегративных процессов в образовании»

УДК 378:001.12

ББК Ч4.484 ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08

Кондратьева Наталья Владимировна,

доктор филологических наук, директор Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики Удмуртского государственного университета; научный сотрудник Института истории, языка и литературы УрО РАН; адрес: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1; e-mail: [email protected].

Ильина Наталия Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистической типологии и лингводидактики Удмуртского государственного университета; адрес: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1; e-mail: [email protected].

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ФИННО-УГОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАМКАХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интегративные процессы в образовании; высшее образование; МАФУУ (Международная ассоциация финно-угорских университетов); финно-угроведение.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются результаты и перспективы деятельности Международной ассоциации финно-угорских университетов (МАФУУ) в условиях интегративных процессов в высшем образовании. МАФУУ является примером успешного сотрудничества между российскими и зарубежными вузами финно-угорских стран и регионов России, в результате которого ведется совместная работа по усовершенствованию учебно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной деятельности. В рамках МАФУУ вузы-партнеры работают над созданием совместных учебных программ и курсов, реализацией научно-исследовательских проектов, объединением ресурсов для подготовки научно-педагогических кадров, развитием академической мобильности преподавателей и студентов. МАФУУ стала инициатором ряда проектов, направленных на повышение качества образования и развитие финно-угорского компонента в вузовском образовании (онлайн-лекции, курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава, обмен студентами и т. д.). Членство в МАФУУ позволяет вузам интегрироваться в мировое образовательное пространство, выстраивая свою политику в соответствии с вызовами современного общества. В статье подчеркивается особая роль вузов - членов МАФУУ в проведении мероприятий, направленных на сохранение и развитие финно-угорских языков и культур через создание единого информационного пространства по финно-угорской проблематике и поддержку образовательных и научных проектов, связанных с изучением языка, истории и культуры финно-угорских народов.

Kondratieva Natalia Vladimirovna,

Doctor of Philology, Director of the Institute of Udmurt Philology, Finno-Ugric Studies and Journalism, Udmurt State University, Research Officer of the Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Izhevsk, Russia.

Ilyna Natalia Vladimirovna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Linguistic Typology and Lingo-didactics, Udmurt State University, Izhevsk, Russia.

THE WORK OF THE INTERNATIONAL ASSOCIATION OF FINNO-UGRIC UNIVERSITIES WITHIN THE INTEGRATION PROCESSES IN EDUCATION

KEYWORDS: integration processes in education, higher education, IAFUU (International Association of Finno-Ugric Universities), Finno-Ugric Studies.

ABSTRACT. The article discusses the results and perspectives of the International Association of Finno-Ugric universities (IAFUU) within the integrative processes in higher education. IAFUU is an example of successful cooperation between Russian and foreign universities of the Finno-Ugric countries and regions which work jointly on the improvement of educational, didactic, research, cultural, and social activities. Within IAFUU partner universities work to create joint programs and courses, to make possible implementation of research projects and collaboration in training academic and pedagogical staff as well as development of teachers' and students' academic mobility. IAFUU initiated a number of projects aimed at improving the quality of education and the development of the Finno-Ugric component in university education (on-line lectures, student's exchange, etc.). Membership in IAFUU enables universities to integrate into the world educational processes, building up their policy in accordance with the challenges of the society. The article emphasizes the special role of members of IAFUU in activities aimed at the preservation and development of the Finno-Ugric languages and cultures through the development of a unified information database on the Finno-Ugric issues and support of educational and research projects focused on the languages, history and culture of the Finno-Ugric peoples.

О

тличительной особенностью раз- многих стран перед проблемой поиска пу-

вития системы высшего образо- тей повышения эффективности в определе-

вания XXI в. является то, что «век глобаль- нии ресурсов и технологий передачи зна-

ного предпринимательства поставил вузы ний» [8, с. 65]. Определенную роль в реше-

© Кондратьева Н. В., Ильина Н. В., 2015

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ЭФФЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

нии данной проблемы играет формирование научно-образовательных пространств, направленных на решение конкретных целей и задач и, в частности, деятельность Международной ассоциации финно-угорских университетов (МАФУУ), созданой в 2007 г- На сегодняшний день членами ассоциации являются 11 университетов России и зарубежья: Коми республиканская академия государственной службы (г. Сыктывкар), Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола), Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (г. Саранск), Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина (г. Сыктывкар), Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск), Удмуртский государственный университет (г. Ижевск), Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск), Ita-Suomen yliopisto / Университет Восточной Финляндии (Финляндия), University of West Hungary (Savaria Campus) / Западно-Венгерский университет (Венгрия), Nyiregyhazi Foiskola / Ниредьхаз-ская высшая школа (Венгрия), Сомбатхей-ский педагогический институт им. Д. Бер-жени (Венгрия). Согласно уставу, основной целью создания Ассоциации финно-угорских университетов является обмен опытом, координация и организация совместной работы вузов в области усовершенствования учебно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной деятельности. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности МАФУУ являются изучение истории, языка и культуры финно-угорских народов; разработка системы университетского образования по специальностям и направлениям высшего профессионального образования, аспирантуры, докторантуры; создание единого информационного пространства по финно-угорской проблематике, развитие академической мобильности студентов и преподавателей и др. Как отмечает руководство вузов, «финно-угорский компонент социокультурной функции университета призван противостоять негативному влиянию процессов глобализации на этнокультурное сознание, ведущему к утрате корневых основ национальной культуры» [5, с. 9], а «членство в ассоциациях способствует интеграции вуза в мировое образовательное пространство, а также позволяет выработать политику вуза с учетом современных тенденций развития общества» [1, с. 20].

За период функционирования Международной ассоциации финно-угорских университетов уже выработались свои традиции и устои. Так, традиционно заседания МАФУУ проходят два раза в год на базе одного из университетов - членов ассоциа-

ции. На каждом из них решаются актуальные проблемы в области развития и укрепления связей по линии финно-угорского сотрудничества, демонстрируются успешные этнокультурные проекты национальной тематики, связанные с историческим и культурным наследием финно-угорских народов; обсуждаются проблемы и перспективы развития вузовского и послевузовского образования и др. В частности, одно из последних заседаний МАФУУ было посвящено проблеме проектирования сетевых моделей образовательного пространства как важного условия модернизации системы высшего образования, так как оно не только обеспечивает внедрение в практику современных форм, методов и технологий обучения, способствуя тем самым повышению качества предоставляемых образовательных услуг, но и позволяет студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Моделирование сетевого образовательного пространства наиболее полно отвечает требованиям компетентно-стного подхода и реализации личностно ориентированного характера обучения. С точки зрения администрирования сетевое образовательное пространство способствует более эффективному использованию технологических ресурсов, а также расширяет спектр предлагаемых услуг.

Деятельность МАФУУ играет важную роль в развитии международной мобильности студентов и преподавателей, которые через зарубежные стажировки развивают партнерские связи с представителями мировых академических сообществ, создают основу для модернизации образовательных программ и учебно-методических комплексов, внедряемых в учебный процесс.

Каждый университет - член МАФУУ обеспечивает свое устойчивое развитие на основе успешного взаимодействия имеющихся и формирующихся научных школ, за счет международного научно-инновационного сотрудничества и сетевого взаимодействия, сохраняя разумный баланс направлений и уровней подготовки выпускников, позволяющий своевременно пополнять рынок труда, а также оставаться опорным центром региона в сфере образования и науки. Именно поэтому регулярные онлайн-лек-ции ведущих специалистов в области фин-но-угроведения, видеоконференции, курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава вузов являются важным импульсом для плодотворного развития национальных факультетов и университетов в целом. Внедрена также традиция проведения научно-методических конференций и симпозиумов по финно-угорской тематике на базе различных уни-

верситетов. Такая практика активизирует преподавателей в проведении научной и научно-методической работы, позволяет участникам конференций знакомиться с опытом работы различных университетов. В рамках деятельности ассоциации возможно также выполнение научных задач прикладного характера, в частности, ряд университетов - членов ассоциации принял активное участие в проекте, инициированном проф. Я. Пустаи, для разработки терминологии школьных предметов на пяти финно-угорских языках России (коми, марийский, мокша, эрзя и удмуртский). На всех перечисленных языках появилось 10 терминологических словарей (по языкознанию, литературоведению, истории, об-ществознанию, географии, математике, физике, химии, биологии и информатике), которые можно будет широко использовать в образовательном пространстве [7, с. 43]. Несомненно, инициатива вузов в реализации социально-экономических и научных программ и проектов способствует повышению роли образования и науки в обществе.

Отдельно следует подчеркнуть, что создание МАФУУ позволило активизировать развитие академической мобильности студентов в российском образовательном пространстве, в частности, не первый год Удмуртский государственный университет реализует программу обмена студентами с Марийским государственным, Сыктывкарским государственным и Петрозаводским государственным университетами для обучения в течение одного семестра, с согласованием перечня изучаемых дисциплин по учебным планам вузов. Подобные стажировки студентов и магистрантов в вузах-партнерах позволяют не только получить новый багаж знаний, но и способствуют созданию новых форм сотрудничества между вузами.

Внеучебная воспитательная деятельность вуза является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки выпускников, целостной динамической системы учреждения высшего профессионального образования. По мнению Э. С. Воробейчи-кова, Б. Н. Пойзнера и А. А. Щипунова, именно классический университет должен выполнять функции центра культуры, функции аккумулятора культурного наследия народов своей страны и мира, функции просвещения и воспитания носителей культурного наследия [2]. Так, в рамках реализации плана мероприятий МАФУУ уже традиционными стали проведение конкурса «Мисс студенчества Финно-Угрия», Международный финно-угорский студенческий форум, летняя школа финского языка и культуры для студентов финно-угорских

университетов России и др. [3, с. 87-92]. Основной задачей проведения подобных мероприятий является развитие, расширение и укрепление культурных связей между студенческими коллективами финно-угорских народов, сохранение и приумножение нравственных и культурных традиций студенческой молодежи.

Благодаря деятельности Ассоциации финно-угорских университетов происходят и некоторые внутренние преобразования в рамках конкретных университетов и факультетов: так, финно-угорская тематика становится одним из приоритетных направлений деятельности каждого из вузов-партнеров, а регулярные встречи позволяют своевременно реагировать на изменения языковой политики государства, учитывая ее требования при подготовке специалистов в области национальных языков.

В целом, проанализировав работу МА-ФУУ за период существования, можно выделить следующие результаты ее деятельности:

а) повышение роли классического университетского образования и трансформация университетов-партнеров в ведущие учебно-научные, культурно-просветительские и общественные центры региона по продвижению финно-угорской тематики;

б) организация международного и российского сотрудничества университетов -членов ассоциации в области научно-исследовательской деятельности, разработка совместных программ и курсов, направленных на совершенствование университетского образования;

в) создание единого финно-угорского информационного пространства, которое может рассматриваться как одно из условий «сохранения самобытности народов, уважения к их культурным основам, традициям» [6, с. 9];

г) объединение финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов для развития системы подготовки специалистов с университетским образованием, подготовки научно-педагогических кадров;

д) развитие академической мобильности студентов и преподавателей;

е) координация международного и внутрироссийского сотрудничества членов ассоциации с ассоциациями университетов других регионов и стран в области образования, науки, культуры и содействие такому сотрудничеству.

Таким образом, наличие единого образовательного и научного пространства финно-угорских университетов является важным фактором инновационного развития как всей ассоциации, так и каждого из членов - вузов-партнеров.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ЭФФЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунтов С. Д. О международном сотрудничестве Удмуртского государственного университета, переходе на уровневую систему высшего образования и некоторых его последствиях // Международное сотрудничество: материалы 2 Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск : Изд-во «Удм. ун-т», 2011. С. l7-24.

2. Воробейчиков Э. С., Пойзнер Б. H., Щипунов А. А. Классический университет и его информационная модель. URL: http://www.nsu.ru/archive/conf/nit/96/notasect/nodel02.html (дата обращения: 10.10.2015).

3. Загуменнова А. В., Тимерханова H. H. Финно-угорский компонент в обучении и воспитании молодежи // Развитие студенческих сообществ в современных условиях : материалы Первого Междунар. финно-угорского студенческого форума. Йошкар-Ола, 2013. С. 87-92.

4. Кондратьева H. В. ручные контакты вузов Удмуртии с зарубежными финно-угорскими центрами // Педагогический родник. Ижевск. № 12. С. l8.

5. Макаркин H. П. Мордовский университет: обновление функций и роль в этнокультурном развитии финно-угорского мира. Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 20ll. 23 с.

6. Мишанин Ю. А. Финно-угорское информационное пространство в условиях рынка: обретения и потери // Инфосфера финно-угорского мира в XXI веке: социокультурные константы и векторы модернизации : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 20l2. С. 9-l3.

7. Пустаи Я. Совместно работать - совместно выжить: возможности сотрудничества в области высшего образования и науки // Международное сотрудничество : материалы 2 Междунар. науч. -практ. конф. Ижевск : Изд-во «Удм. ун-т», 2011. С. 40-47.

8. Шакирова Д. М. Глобальные и локальные механизмы реализации положений Болонского соглашения // Россия и европейское высшее образование: общие болонские стратегии и региональные практики : материалы междунар. конф. Казань, 2006. С. 65-75.

REFERENCES

1. Buntov S. D. O mezhdunarodnom sotrudnichestve Udmurtskogo gosudarstvennogo universiteta, perekhode na urovnevuyu sistemu vysshego obrazovaniya i nekotorykh ego posledstviyakh // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo: materialy 2 Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Izhevsk : Izd-vo «Udm. un-t», 2011. S. 17-24.

2. Vorobeychikov E. S., Poyzner B. N., Shchipunov A. A. Klassicheskiy universitet i ego informatsionnaya model'. URL: http: //www.nsu.ru/archive/conf/nit/96/notasect/nodel02.html (data obrashcheniya: l0.l0.20l5).

3. Zagumennova A. V., Timerkhanova N. N. Finno-ugorskiy komponent v obuchenii i vospitanii molodezhi // Razvitie studencheskikh soobshchestv v sovremennykh usloviyakh : materialy Pervogo Mezhdunar. finno-ugorskogo studencheskogo foruma. Yoshkar-Ola, 20l3. S. 87-92.

4. Kondrat'eva N. V. Nauchnye kontakty vuzov Udmurtii s zarubezhnymi finno-ugorskimi tsentrami // Pedagogicheskiy rodnik. Izhevsk. № 12. S. 18.

5. Makarkin N. P. Mordovskiy universitet: obnovlenie funktsiy i rol' v etnokul'turnom razvitii finno-ugorskogo mira. Saransk : Izd-vo Mord. un-ta, 20ll. 23 s.

6. Mishanin Yu. A. Finno-ugorskoe informatsionnoe prostranstvo v usloviyakh rynka: obreteniya i poteri // Infosfera finno-ugorskogo mira v XXI veke: sotsiokul'turnye konstanty i vektory modernizatsii : materialy vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. Saransk : Izd-vo Mord. un-ta, 20l2. S. 9-l3.

7. Pustai Ya. Sovmestno rabotat' - sovmestno vyzhit': vozmozhnosti so-trudnichestva v oblasti vysshego obrazovaniya i nauki / / Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo : materialy 2 Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Izhevsk : Izd-vo «Udm. un-t», 2011. S. 40-47.

8. Shakirova D. M. Global'nye i lokal'nye mekhanizmy realizatsii po-lozheniy Bolonskogo soglasheniya // Rossiya i evropeyskoe vysshee obrazovanie: obshchie bolonskie strategii i regional'nye praktiki : materialy mezhdunar. konf. Kazan', 2006. S. 65-75.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. В. К. Кельмаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.