дебиторов, что снизит потребность в заемных источниках финансирования и положительно скажется на ликвидности их деятельности.
Использованные источники:
1.Барабаш А.Э., Герасименко О.А. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности сельскохозяйственной организации и разработка приемов управления ими // Инновационная наука. 2016. №10-1. -С. 9-14.
2.Джорджалишвили И.Ш., Герасименко О.А. Разработка направлений стабилизации финансового состояния организации на основе управления дебиторской задолженностью // Инновационная наука. 2016. №4-1. - С. 113114.
3.Гутова К.В., Герасименко О.В., Терещенко А.Г. Управление платежеспособностью организации в рамках стабилизации финансового состояния // Инновационная наука. 2016. №4-1. - С. 146-149.
УДК 316
Голубочко Д.Д. студент 4 курс, группа П-2-13 ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Россия, г. Симферополь МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К
ИССЛЕДОВАНИЮ INTERCULTURAL TOLERANCE PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AND APPROACHES TO RESEARCH Аннотация: В статье рассматриваются психологические аспекты проблемы межкультурной толерантности. Раскрываются компоненты межкультурной толерантности, типология толерантности. Рассматриваются некоторые подходы к решению данной проблемы.
Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, этническая идентичность.
Annotation: The article discusses the psychological aspects of the problems of intercultural tolerance. Disclosed components of intercultural tolerance, types of tolerance. Discusses some approaches to solving this problem. Key words: tolerance, intercultural tolerance, ethnic identity. Актуальность статьи. В последнее время во всем мире достаточно остро стоит проблема терпимости людей по отношению друг к другу. Эта проблема диктуется процессами интеграции и глобализации, которые тем или иным образом способствуют созданию мультикультурного общества, довольно часто способствуя развитию очагов напряженности: расовой, этнической, конфессиональной, этнической идентичности различных народов и культур особенно в полиэтническом обществе, каким и является Российская Федерация.
Изложение основного материла. Российская Федерация -поликультурное и многонациональное государство. Проблема межнациональных отношений в нашей стране стоит достаточно остро, так как подогревается следующими факторами: сложная экономическая и социальная обстановка, последние военные столкновения, давние конфликты между различными этническими группами, неопределенность миграционной и национальной политики. «Толерантность (от лат. tolerantia-терпение) - терпимость по отношению к чужим взглядам, верованиям, поведению, инакомыслию, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. В соответствии с определением, данном в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность обозначает «принятие, уважение и правильное понимание многообразия культур нашего мира, способов проявлений индивидуальности человека и форм самовыражения» [2,с.15]. Одним из аспектов понятия толерантности является межкультурная толерантность.
Межкультурная толерантность - социальная установка, обусловленная интеграционными процессами в социуме и способствующая признанию и принятию поликультурного разнообразия в мировом сообществе [3,с.69]. В данной статье под межкультурной толерантностью/интолерантностью понимается социально-психологическая характеристика, которая проявляется в различной степени принятия/неприятия представителей других этнокультурных групп.
Важным механизмом поддержки и развития толерантной позиции этнических субъектов в таком большом государстве, как Россия, является популяризация достоверных знаний об обычаях, культуре и традициях этносов населяющих страну. Для того, чтобы понимать особенности современного положения российских народов, необходимо знакомиться с их этнической историей и происхождением. Стратегии межкультурного взаимодействия обеспечивают обретение позитивной и четкой этнической идентичности личности как основы этнической толерантности, а также баланс систем межкультурного макровзаимодействия этносов. Процессу воспитания межкультурной толерантности в мультикультурных регионах будут способствовать: значимость этнической принадлежности, позитивная этническая идентичность, установки на развитие и поддержку традиций государством, положительное отношение к инокультурным группам. Рассматривая межкультурную толерантность как совокупность социальных и психологических установок, необходимо выделить в ее структуре следующие составляющие:
1. Когнитивный (сформированность представлений об иноэтнических группах и их культуре, межэтнических отношениях; знания и представления о феномене толерантности и гражданских правах людей не зависимо от их этнокультурной принадлежности);
2. Эмоциональный (личное отношение к иным этнокультурным группам);
3.Поведенческий (конкретные действия толерантного/интолерантного реагирования, проявляющиеся в желании общаться/дистанцироваться/ демонстрировать акты агрессии по отношению к индивидам иных этнокультурных групп). Исследование содержания и характера межэтнических и межкультурных отношений дает возможность выделить такие типы толерантности:
1)активная толерантность (готовность к межэтническим контактам, открытость);
2)пассивная толерантность (характеризуется нерегулярностью межэтнических контактов и склонностью вступать во взаимодействие с представителями своего народа при сохранении положительного отношения к представителям иноэтнических групп);
3)избирательная толерантность (межэтнические и межкультурные контакты носят узкий характер по признакам языка, культурным особенностям, религиозной принадлежности);
4) вынужденная толерантность (межэтнические контакты происходят под давлением обстоятельств, вынужденно, например, при решении вопросов делового характера);
5) интолерантность (абсолютное неприятие и нежелание взаимодействовать с представителями иных культур) [3,с.146].
Выводы.
1.Межкультурная толерантность понимается как отсутствие негативного отношения и наличие положительного образа иноэтничной культуры при поддержании позитивного восприятия своей собственной. В отечественных этнопсихологических исследованиях отмечается, что если представители разных народов имеют схожий жизненный опыт, имеют территориальное соседство и взаимодействие друг с другом, то они более толерантны к другому этносу. Культурные ценности индивида, установки на конфликтное или конструктивное взаимодействие могут оказывать влияние на толерантность к представителям иных этнокультурных групп[4,с.105].
2.Межкультурная толерантность не является механическим следствием воздействия каких-либо детерминант; подлинная толерантность - это проявление ответственного, осмысленного, сознательного выбора индивида, его личной позиции и наличие активности по построению определенных отношений.
3.Межкультурная толерантность не означает отрицания собственных взглядов или психологических установок. Она свидетельствует об открытости участников диалога культур, об их «взаимопроницаемости».
4.Воспитание межкультурной толерантности - это лишь начальная ступень в более продолжительном процессе развития мировой культуры. Толерантность - это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения. В условиях толерантного общества
может быть осуществлено полное раскрытие реальных возможностей индивида и социума, включая эволюцию мировой культуры и развития дружественных сообществ, принимающих ее [4,с.187].
5. Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной национальной, религиозной, культурной либо социальной среды.
Использованные источники:
1.На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
2.Психологические исследования этнической толерантности/ Под ред. Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец, А.А. Выскочил, Ю.А. Гаюрова. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. -238 с.
3.Социальная психология этнических групп. Хрестоматия.- М.: МГППУ, 2000. - 456 с.
4.Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. -М.: РУДН, 2002.- 296 с.
УДК 579.26
Горельникова А.Е. студент магистратуры 1 курс Мурманский государственный технический университет,
Россия, г. Мурманск Николаев А.В. студент магистратуры 1 курс Мурманский государственный технический университет
Россия, г. Мурманск ИССЛЕДОВАНИЕ БАКТЕРИОЦЕНОЗА ПЕРИФИТОНА КАМЕНИСТЫХ СУБСТРАТОВ ЛИТОРАЛЬНОЙ ЗОНЫ
КОЛЬСКОГО ЗАЛИВА Аннотация: в работе были исследованы количественные характеристики сообщества гетеротрофных бактерий перифитона каменистых субстратов в природном образце и в лабораторном эксперименте. Эксперимент состоял в изучении временной динамики обрастания стерильных каменистых субстратов в морской воде, отобранной на исследованной станции вместе с субстратами, в условиях, приближенных к природным.
Ключевые слова: микробиологическое исследование, бактериоперифитон, олиготрофы, эвтрофы, биопленки.