О. С. Новикова
(г. Ставрополь, Россия)
Межкультурная компетентность
В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
Проблема межкультурного взаимодействия выступает особенно актуальной для отечественной науки в связи с переживаемыми сложнейшими процессами трансформации российской культуры и сложными межэтническими отношениями. В контексте этих процессов особое значение приобретает проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Это обусловлено тем, что эффективное взаимодействие этнических культур в мире с необходимостью предполагает формирование такого качества у их представителей, как способность и готовность к межкультурному диалогу. Именно поэтому на первый план в современной социокультурной ситуации выходят проблемы формирования
межкультурной компетентности, определяющие все аспекты межкультурного взаимодействия.
Процессы в глобализирующемся мире убедительно
свидетельствует, что формирование культурной целостности
сопровождается возникновением новых, ранее неизвестных проблем. Расширение межкультурных контактов влечёт кризисы, деструктивные явления, трансформацию мировоззрения, инновационные поиски в каждой культуре. Взаимодействие культур порождает необходимость переоценки межкультурных контактов и собственной культурной идентичности на основе идей межкультурной толерантности, адекватного восприятия культурных различий.
По мнению А. П. Садохина, центральное место среди процессов глобализации занимает способность адекватного освоения культурных ценностей других народов, поскольку глубина и эффективность этого взаимодействия определяет взаимную заинтересованность партнёров друг в друге, возможность удовлетворения ими своих потребностей и запросов, степень их готовности принимать участие в диалоге культур [5, с. 251].
© Новикова О. С., 2009
Сегодня наименее исследованной выступает межкультурная компетентность, основой которой является культурная идентичность. «Культурная идентичность» - это осознание принятия индивидом культурных ценностей, языка, норм и правил поведения, свойственных его родной культуре, и формирующих его ценностное отношение к самому себе, к другим людям, к обществу и миру в целом. Культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих». В процессе межкультурного взаимодействия индивид как бы попадает в другой мир, испытывая при этом самые разные переживания чужого окружения.
Каждый индивид, прежде чем использовать достижения чужих культур в своей жизни, обычно соотносит их с принятыми в его культуре нормами и стандартами поведения, ожидая также от своих партнёров соблюдения ими определённых правил и норм межличностного общения. Такое восприятие партнёров по общению, принадлежащих к иным культурам, с позиций ценностных установок и культурных норм собственной культуры в науке принято называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать «чужие» культуры и поведение их представителей, основываясь на ценностях и нормах «своей» культуры, оценивая поведение представителей других культур, руководствуясь установками родной культуры, следовательно, способность различения «своего» и «чужого» является основой определения собственной культурной идентичности, а через это - основой формирования межкультурной компетентности.
Компетентность представляет собой не простой набор знаний и умений, а сложно организованную, иерархическую структуру, образующую совершенно новое качество, проявляющееся во взаимодействии личности со своим социокультурным окружением. Её можно рассматривать как комплексную систему конкретных компетентностей, обеспечивающую человеку эффективное удовлетворение его потребностей.
Главным основанием для разделения понятий «компетенция» и «компетентность» следует считать субъективный и объективный факторы, которые составляют неразрывное единство в деятельности индивида. Объективный фактор определяет компетенцию индивида, так как устанавливает сферу его деятельности, возможности, права и обязанности, закреплённые в законах, указах, положениях и инструкциях. Субъективный фактор служит основанием для компетентности индивида, поскольку определяет его способности для совершения соответствующей деятельности.
Процесс формирования поликультурной компетентности личности является важнейшим условием стабильности для любого региона, особенно для такого поликонфессионального и многонационального, каким является Россия. Именно поликультурная компетентность личности определяет её продуктивную жизнедеятельность, способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с поликультурным обществом.
Поликультурная компетентность - это интегративное качество индивида, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур.
Структурными компонентами поликультурной компетентности выступают: во-первых, когнитивный, во-вторых, мотивационно-
ценностный, в-третьих, деятельностный. Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе. Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей,
поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе. Деятельностный компонент обеспечивает сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур.
В современной литературе употребляют два термина, обозначающих английское слово «competence» - компетенция и компетентность. В английском языке это один термин, а в русском -два. Анализ философской, психологической, педагогической литературы показал, что в настоящее время существует два подхода к раскрытию содержания понятий «компетенция» и «компетентность». Во-первых, «компетенция» — это наперёд заданное требование к образовательной подготовке выпускника, то, чем он должен овладеть по завершении образования на определённой ступени; во-вторых, «компетентность» — это интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её к деятельности, основанное на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе
обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Наиболее важным является тот аспект компетентности, который предполагает способность её субъекта эффективно реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды и изменять её в соответствии со своими потребностями. Это свойство даёт основу для аксиологического понимания компетентности, согласно которому основным критерием компетентности является общественная и личная ценность выполняемой деятельности. Такое понимание компетентности выдвигает на первое место не информативность субъекта, а его умение решать проблемы, возникающие в самых разных видах жизнедеятельности. Отсюда, на наш взгляд, необходимым элементом социокультурной компетентности является не только когнитивная и поведенческая составляющие, но и ценностная, которая включает в себя систему ценностей и социальных установок личности и выступает как мотивационный фактор социального поведения личности. Именно эти три элемента выступают в качестве регуляторов компетентностного поведения [5, с. 253].
Критерием проявления компетентности индивида выступают также мотивы его деятельности, которые представляют собой внутренние побуждения к деятельности ради удовлетворения актуальных потребностей. Среди всех мотивов, определяющих поведение человека, можно выделить устойчивые и ситуационные. К первым относятся черты характера, привычки, опыт, ко вторым -различного рода случайные обстоятельства.
Другим критерием компетентности индивида выступает его эрудиция, которая представляет собой большой объём информации индивида по широкому кругу общекультурных вопросов. Отсутствие таких знаний, неосведомлённость в чужих проблемах и чужом опыте чревата тем, что ситуации и проблемы взаимодействия с окружающим миром могут оказаться для индивида неразрешимыми или повлечь за собой большие потери времени и средств.
Следующим критерием компетентности индивида является интуиция - способность принимать решения и практические действия без глубокого и логического обоснования. Рассматривая критерий интуиции, следует отметить, что данное чувство имеет двойную природу. С одной стороны, оно представляет собой врождённую способность к какому-либо виду деятельности, некий природный дар, достигающий в отдельных случаях высокой эффективности. В этом варианте интуиция проявляется как особое чувство практической ситуации, предвосхищение каких-либо действий, наступления каких-то событий или изменений [5, с. 254].
Специфику межкультурной компетентности составляет целый ряд признаков, к которым относятся: открытость к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и других межкультурных различий; психологический настрой на кооперацию с представителями другой культуры; умение разграничивать коллективное и индивидуальное в коммуникативном поведении представителей других культур; способность преодолевать социальные, этнические и культурные стереотипы; владение набором коммуникативных средств и правильный их выбор в зависимости от ситуации общения; соблюдение этикетных норм в процессе коммуникации.
В процессе жизнедеятельности у каждого индивида формируются естественные предпочтения, в соответствии с которыми возникает его ценностное отношение к своему социокультурному окружению. Выступая «оценщиком» окружающего мира, индивид опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. Ценность как значимость чего-либо для человека и общества всегда имеет субъективное содержание, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Это означает, что различного рода социокультурные ценности осознаются каждым человеком субъективно в зависимости от состояния и структуры его личностных качеств.
Однако, независимо от их характера и статуса, все они координируют поведение отдельных индивидов и действия человеческих групп, помогают вырабатывать оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, находить культурные способы реализации и удовлетворения разнообразных потребностей, то есть способствуют взаимодействию и взаимопониманию людей.
Процесс освоения ценностей чужой культуры называется аккультурацией. В современной науке аккультурацию принято рассматривать в двух аспектах: психологическом и социокультурном. Первый из них представляет собой достижение психологической удовлетворённости в рамках чужой культуры. Второй заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре, решать повседневные проблемы в семье, быту.
В процессе межкультурного взаимодействия индивиды стремятся к взаимопониманию и согласию путём достижения компромисса между собственными культурными ценностями с аналогичными ценностями индивида. Решающим обстоятельством здесь выступает признание взаимодействующими сторонами друг друга в качестве равноправных участников общения, отношения между которыми должны строиться
на принципах доверия, уважения, доброжелательности, равенства и свободы выбора. При этом реализация ими своих интересов и целей предполагает также невмешательство в дела друг друга и сохранение самостоятельности. Такой тип взаимодействия определяется в науке термином «толерантность».
Основу толерантности составляет взаимное признание друг друга субъектами взаимодействия, равноправными участниками процесса, что предполагает осознание взаимной полезности, предполагающей взаимную заинтересованность, взаимное уважение и учёт интересов, способность жертвовать частью собственных интересов ради общего блага. В таком случае толерантность проявляется как позитивная межкультурная компетентность, в структуре которой позитивный образ собственной культуры сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим культурам.
Сегодня приходится констатировать, что прогресс, достигнутый человечеством в разных областях знания, не привёл к взаимопониманию между людьми, несмотря на то, что идеи толерантности и ненасилия восходят к глубокой древности. Ещё в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Представления о толерантности, определение её как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI-XVII вв. Самым последовательным защитником толерантности был Ф. М. Вольтер. В своём «Трактате о веротерпимости» (1763) Ф. М. Вольтер не критиковал ни одну конкретную религию, он показал, как они, милосердные по своей сути, разрушаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлечённых предметах» [1, с. 527]. Важнейшим результатом деятельности Ф. М. Вольтера было признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и различными социальными группами.
Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно. По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. «Толерантность» - производное от французского tolerant - терпимый. В словаре В. И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью» [2, с. 576]. Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность - терпимость к
иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [3, с. 457].
В разных культурах понимание толерантности неоднозначно, оно в значительной степени зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность переводится как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, терпение, расположенность к другим», в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
Солидарность и терпимость были не блажью, а жизненной необходимостью на протяжении всего развития человечества, остаются ею же и в наше время. Толерантность представляется как фактор нормального функционирования гражданского общества. В современном мире воспитание терпимости у своих граждан стало одной из главных целей образовательной политики либеральнодемократических сообществ. В 1995 году ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов терпимости, в которой говорится, что «в школах и университетах, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности» [6, с. 116-117]. В Декларации терпимость определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
По мнению В. А. Лекторского [см.: 4], существует определённая зависимость между доминирующим в государстве в определенный исторический момент общественным сознанием и сложившимся типом толерантности. Существует четыре модели такой зависимости. Во-первых, толерантность как безразличие - при таком её понимании она выступает в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. Во-вторых, толерантность как возможность взаимопонимания - согласно данному пониманию толерантности религиозные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным
для деятельности человека и для развития общества. Толерантность в данном случае выступает как уважение к другому. В-третьих, толерантность как снисхождение - в случае данного понимания толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним. В-четвертых, толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог - толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога [6, с. 116-117].
Толерантность - важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Основополагающим механизмом утверждения идеи толерантности выступает система школьного и вузовского образования, собирающая под одной крышей детей и молодых людей, родители которых принадлежат к различным этническим и религиозным общностям. Большинство предубеждений усваивается в детстве - до того, как человек сможет критически оценить ситуацию. Дошкольники и младшие школьники в большинстве своём не имеют стереотипов, однако под влиянием взрослых вырабатывают эмоциональные предпочтения. Позже (от десяти лет и старше) предпочтения складываются в стереотипы, и чтобы отказаться от них требуется мужество. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Внедрение идей толерантности в систему образования возможно через изменение содержания образования и воспитания, интеграцию культуры толерантности в учебные предметы. Важную роль играет создание учебных программ, издание учебных пособий и учебников по гуманитарным дисциплинам (истории, философии, культуре, экономической теории, социологии, политологии, этике, психологии), пронизанных идеями толерантности и ненасилия, сотрудничества и партнёрства. Изучение культурно-исторических традиций способствует целенаправленному интеллектуальному, нравственному,
эмоциональному развитию учащихся в контексте национальной культуры, формированию у студентов понимания многообразия и взаимовлияния культур, усвоению ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеям толерантности, прежде всего
воспитанию уважения прав человека, терпимости и солидарности, отказу от насилия.
Таким образом, наиболее глубокое и обстоятельное исследование проблемы межкультурного взаимодействия в настоящее время возможно с помощью компетентностного подхода, суть которого заключается в исследовательской ориентации при изучении какого-либо явления на раскрытие процесса формирования у субъекта деятельности знаний, навыков и умений, необходимых для успешной реализации этого вида деятельности или построения его эффективного взаимодействия с другими субъектами.
Литература
1. Вольтер. Трактат о веротерпимости // Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. 3. - СПб., Петрополис, 1996.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х томах / Под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. Репринтное воспроизведение издания 1903-1909 гг. - Т. 3. - М., 2000.
3. Краткая философская энциклопедия. - М., 19944. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме /
В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 46-54.
5. Садохин А. П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели / А. П. Садохин // Межкльтурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 251-255.
6. Толерантность в общественном сознании России // ЮНЕСКО, Фонд за выживание и развитие человечества, центр общечеловеческих ценностей, Российская Академия Естественных Наук. -1996.