Научная статья на тему 'МЕЖФАКУЛЬТЕТСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МЕЖФАКУЛЬТЕТСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖФАКУЛЬТЕТСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ / ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ / INTERDISCIPLINARY STUDENT RESEARCH CONFERENCE IN ENGLISH / UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION / SCIENTIFIC RESEARCH / HUMANITIES FACULTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетова Мария Германовна

В статье обсуждается опыт проведения научно-практических студенческих конференций на английском языке и перспективы их развития как необходимой составляющей части обучения студентов на гуманитарных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова. Являясь основой для формирования у обучающихся навыков и умений, требуемых им в будущей профессии, эти конференции позволят будущим специалистам еще во время обучения в вузе отработать профессиональные ситуации публичной презентации результатов своего исследования на английском языке. В этом состоит основная задача студенческих конференций - укрепление связи между языковым образованием и научными исследованиями студентов. В статье показано, что необходимо формировать у обучающихся умение выступать перед аудиторией с материалом научного исследования. Студенты должны также научиться полемике и научной дискуссии на английском языке. Отрабатывать эти умения следует как во время учебных занятий, так и в процессе подготовки к выступлению на научно-практической студенческой конференции. Кроме того, представляется целесообразным включение в программу английского языка в бакалавриате обучение студентов написанию тезисов и научных статей. Интеграция научно-практических студенческих конференций на языке международного общения и сотрудничества - английском - в образовательный процесс является одним из возможных путей повышения конкурентной способности выпускника современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочетова Мария Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary research student conference in English: past experience and future prospects

The article discusses humanities student research conferences in the English language; it examines their development prospects as an essential part of education at humanities faculties of Lomonosov Moscow State University. Being the basis for professional skills, conferences enable students as future professionals, while at university, to simulate real life situations of public speaking and presenting research results in English. So the main task of student conferences in the English language is to foster links between the studied foreign language and students’ academic research. The skill of presenting one’s own research has proved to be important. Students are to master polemics and professional discussion in English as well. The skills are to be developed both during the English language classes and while preparing for conference presentations. It also seems reasonable to include the teaching of writing abstracts and scientific articles in a bachelor’s degree syllabus. Integration of student research conferences in the English language - the language of international communication - into the academic syllabi and in students’ professional training is a way to enhance university graduates’ competitiveness.

Текст научной работы на тему «МЕЖФАКУЛЬТЕТСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 4

НАША НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ М.Г. Кочетова

МЕЖФАКУЛЬТЕТСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье обсуждается опыт проведения научно-практических студенческих конференций на английском языке и перспективы их развития как необходимой составляющей части обучения студентов на гуманитарных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова. Являясь основой для формирования у обучающихся навыков и умений, требуемых им в будущей профессии, эти конференции позволят будущим специалистам еще во время обучения в вузе отработать профессиональные ситуации публичной презентации результатов своего исследования на английском языке. В этом состоит основная задача студенческих конференций — укрепление связи между языковым образованием и научными исследованиями студентов. В статье показано, что необходимо формировать у обучающихся умение выступать перед аудиторией с материалом научного исследования. Студенты должны также научиться полемике и научной дискуссии на английском языке. Отрабатывать эти умения следует как во время учебных занятий, так и в процессе подготовки к выступлению на научно-практической студенческой конференции. Кроме того, представляется целесообразным включение в программу английского языка в бакалавриате обучение студентов написанию тезисов и научных статей. Интеграция научно-практических студенческих конференций на языке международного общения и сотрудничества — английском — в образовательный процесс является одним из возможных путей повышения конкурентной способности выпускника современного вуза.

Ключевые слова: межфакультетская; студенческая конференция на английском языке; вуз; высшее образование; научные исследования; гуманитарные факультеты.

В рамках приоритетных направлений изменения и развития высшего образования, определенных ЮНЕСКО и изложенных в

Кочетова Мария Германовна — кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка для гуманитарных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: mgkocheto-va@yandex.ru).

Декларации по Высшему Образованию, в настоящее время выделены необходимые действия на национальном уровне. Среди прочего, государствам, в лице их правительства, парламентов и других уполномоченных лиц, предписывается "reinforce the links between higher education and research"/«укрепить связи между высшим образованием и научными исследованиями» (перевод автора статьи)1.

В связи с этим в современных условиях развития сотрудничества между государствами и народами, изучение английского языка на неязыковых факультетах высших учебных заведений требует более глубокой интеграции его, как языка межнационального взаимодействия, в учебно-образовательный процесс [Сафонова, 2016]. Одним из возможных способов реализации поставленных задач стало проведение на гуманитарных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова межфакультетских научно-практических студенческих конференций на английском языке. Их целью является стимулирование интереса студентов к науке. Они дают возможность представить свои результаты и обменяться мнениями на языке международного общения — английском; развивают у обучающихся аналитические способности и благоприятствуют раскрытию их творческого потенциала. Организатором этих конференций является кафедра английского языка для гуманитарных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения (ФИЯР) МГУ имени М.В. Ломоносова.

В контексте «Программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" до 2020 года» представляется важным обучение студентов написанию научных работ и развитие у них «.. .навыков профессионального общения на иностранных языках»2. Становится очевидной необходимость освоения обучающимися Московского университета, как и любого другого Высшего учебного заведения, научного стиля речи на английском языке. Это одна из основных задач ФИЯР, который в настоящее время по праву рассматривается как «флагман языкового образования в России» [Тер-Минасова, 2019]. Требуется развитие у студентов умений продуцировать научные письменные тексты на английском языке и формирование

1 World Declaration on Higher Education for the Twenty-First Century: Vision and Action. URL: http://www.unesco.org/education/educprog/wche/declaration_eng.htm (дата обращения: 27.09.2018).

2 Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» до 2020 года. C. 10, 18. URL: https:// www.msu.ru/projects/pr2020/docs/2012/1617.pdf (дата обращения: 28.03.2019).

способности восприятия и анализа получаемой иноязычной информации профессиональной направленности.

История межфакультетских студенческих конференций на английском языке берет свое начало в 2006 г., когда ряд занятий по английскому языку стали проводиться в форме «круглых столов», где студенты имели возможность высказать свое мнение и обсудить интересующие их научные вопросы и темы. Опыт круглых столов стал полезным. Они вызвали большой интерес со стороны обучающихся, поэтому впоследствии были преобразованы в две ежегодные студенческие конференции, проходившие на английском языке: «Актуальные проблемы философии и политологии» и «Проблемы современной молодежи»3. На них обсуждались различные вопросы, которые на тот момент были актуальны и интересовали студентов гуманитарных факультетов. Обучающиеся могли обмениваться научной информацией и мнениями по обсуждаемым вопросам, приобретая, таким образом, умения публичного выступления и дискуссии на английском языке. Опыт проведения этих конференций оказался положительным и успешным, поэтому было решено преобразовать их в масштабное межфакультетское мероприятие — ежегодную межфакультетскую научно-практическую студенческую конференцию на английском языке — «Гуманитарные проблемы современного общества»4.

Популярность этой конференции неизменно росла. В ней стали принимать активное участие студенты гуманитарных факультетов не только МГУ, но и других вузов. Поскольку она не могла предоставить всем желающим возможность поделиться результатами своей научной работы, то в 2016 г. было принято решение организовать и провести еще одну студенческую конференцию аналогичного формата. Она также является ежегодной и межфакультетской и проходит на английском языке — «Страна изучаемого языка в сфере гуманитарных наук»5. На ней освещаются различные вопросы и проблемы англоязычных стран.

Поскольку конференции, о которых идет речь, — межфакультетские и вместе с тем студенческие, то перед их организаторами стояла задача обеспечения верификации научной основы поданных докладов их участниками. Задача была решена путем привлечения сотрудников гуманитарных факультетов. Являясь профессионалами

3 URL: https://www.msu.ru/news/aktualnye_problemy_politologii_i_filosofii.html (дата обращения: 05.03.2019).

4 URL: http://www.ffl.msu.ru/faculty/departments/english-for-humanities/ activities-of-the-department/ (дата обращения: 05.03.2019).

5 URL: https://www.science-community.org/ru/node/187185 (дата обращения: 05.03.2019).

в своей области, они дают экспертную оценку в виде письменных отзывов на все доклады. Таким образом, доклады всех выступающих на конференции готовятся при непосредственном участии и под научным руководством специалистов с соответствующих гуманитарных факультетов.

Одной из проблем, с которой столкнулись организаторы конференций, — это недостаточный уровень владения некоторыми студентами навыками публичной речи и неумение представить аудитории подготовленный научный доклад. Такие, казалось бы, естественные человеческие качества, как неуверенность, скованность и стеснительность, мешают успешному выступлению, а иногда искажают впечатление, как о самом докладчике, так и о его работе, представленной слушателям. В связи с этим при организации студенческих научных конференций и подготовке к публичному выступлению их участников необходимо принимать во внимание наличие этих неизбежных спутников неопытного оратора и более внимательно и скрупулезно готовить студента к выступлению перед аудиторией со своим докладом, особенно если язык конференции — иностранный.

В настоящее время очевиден тот факт, что полученные во время учебы в высшем учебном заведении знания и умения должны быть отработаны в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми столкнутся выпускники в своей профессиональной деятельности. Сотрудники участвующих факультетов — их научные руководители — это понимают и поддерживают проведение подобных мероприятий. Они готовят обучающихся к выступлению с научным докладом и сами принимают активное участие в работе студенческих конференций, выступая в качестве участников научных дискуссий по обсуждаемым вопросам.

Важная роль конференций в образовательном процессе и их значимость находят понимание со стороны руководства факультетов. Декан философского факультета член корреспондент РАН профессор В.В. Миронов считает, что для формирования базовых компетенций будущих ученых одних учебных занятий недостаточно. Подобные научные мероприятия на английском языке очень важны, поскольку «научная конференция на английском языке моделирует ту реальную обстановку, в которой будущему ученому придется осуществлять свою профессиональную деятельность». Заместитель декана социологического факультета по научной работе П.С. Каневский, неизменно посещающий секции конференции, считает, что затронутых тем хватило бы для большой «взрослой» конференции, что они «носят по-настоящему глобальный характер». Павел Сергеевич надеется, что «студенты, развивая языковые навыки, будут

стремиться к большей интеграции в мировое студенческое и научное пространство, так как образование и наука сегодня не знают и не должны знать границ».

Традиции проведения межфакультетских научно-практических студенческих конференций на английском языке были продолжены на других факультетах МГУ. Так, с 2018 г. кафедра английского языка для естественных факультетов ФИЯР под руководством профессора Л.В. Полубиченко организует и проводит конференцию аналогичного формата. На ней обучающиеся естественных факультетов также могут представить и «опробировать» результаты своего научного исследования на английском языке6.

Высшее образование требует, чтобы подготовленный специалист был конкурентно-способным на мировом рынке труда. Это значит, что во время обучения в высшем учебном заведении следует обратить особое внимание на формирование у студента умений и навыков, требуемых современным обществом и необходимых в его дальнейшей профессии [Байэпоуа, 2018: 104]. А это значит, среди прочего, — способность иметь собственное мнение и высказывать его, умение аргументации, полемики и продуктивной дискуссии на обсуждаемые темы. Необходимо включить в программу обучения написание тезисов, аннотаций и статей на английском языке, что сейчас является неотъемлемой частью подготовки студента к участию в конференции. Выпускник современного вуза должен уметь выступать перед аудиторией с докладом о своей научно-исследовательской работе. Это умение следует формировать и затем отрабатывать во время учебных занятий уже в бакалавриате.

В условиях унификации и глобализации мирового образовательного пространства, понимания потребности в академической мобильности современных выпускников вузов, необходимо более полно реализовывать образовательный потенциал высших учебных заведений. Для этого следует, кроме всего прочего, развивать модель студенческой конференции на английском языке, постепенно интегрируя ее в образовательный процесс. Это представляется особенно актуальным для неязыковых факультетов, где английский язык используется в качестве «инструмента» речи — универсального средства международного общения.

Как показывает многолетний опыт организации такого рода конференций, они способствуют формированию общеуниверситетской научной среды, развитию междисциплинарного подхода к проблемам современного общества и, являясь открытой дискусси-

6 иЯЬ: http://www.ffl.msu.ru/faculty/departments/english-for-natural-sciences/ meropriyatiya-kafedry.php (дата обращения: 11.03.2019).

онной площадкой, укрепляют не только межфакультетское и межвузовское, но и международное сотрудничество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сафонова В.В. Принципы междисциплинарного содружества в проектировании образовательного коммуникативного пространства в высшей школе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 65-73.

2. Тер-Минасова С.Г. Роль факультета иностранных языков и регионоведения как флагмана языкового образования в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 19-37.

3. Safonova V.V. Developing Russian Phd Students' Academic Culture in EAP Courses for International Communication and Co-Operation // European Journal of Interdisciplinary Studies. 2018. Vol. 4. No 2a. ыР. 103-114.

Mariya G. Kochetova

INTERDISCIPLINARY RESEARCH STUDENT CONFERENCE IN ENGLISH: PAST EXPERIENCE AND FUTURE PROSPECTS

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The article discusses humanities student research conferences in the English language; it examines their development prospects as an essential part of education at humanities faculties of Lomonosov Moscow State University. Being the basis for professional skills, conferences enable students as future professionals, while at university, to simulate real life situations of public speaking and presenting research results in English. So the main task of student conferences in the English language is to foster links between the studied foreign language and students' academic research. The skill of presenting one's own research has proved to be important. Students are to master polemics and professional discussion in English as well. The skills are to be developed both during the English language classes and while preparing for conference presentations. It also seems reasonable to include the teaching of writing abstracts and scientific articles in a bachelor's degree syllabus. Integration of student research conferences in the English language — the language of international communication — into the academic syllabi and in students' professional training is a way to enhance university graduates' competitiveness.

Key words: interdisciplinary; student research conference in English; University; higher education; scientific research; humanities faculties.

About the author: Mariya G. Kochetova — PhD in Philology, Associate Professor, Head of Department of the English Language for the Humanities Faculties, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: mgkochetova@yandex.ru).

REFERENCES

1. Safonova V.V. 2018. Developing Russian Phd Students' Academic Culture in EAP Courses for International Communication and Co-Operation. European Journal of Interdisciplinary Studies. Vol. 4, No 2a, pp. 103-114.

2. Safonova V.V. 2016. Principy mezhdisciplinarnogo sodruzhestva v proektirovanii obrazovatel'nogo kommunikativnogo prostranstva v vysshej shkole [Principles for interdisciplinary University co-operation in designing educational communicative space]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics andIntercultural Communication, no. 4, pp. 65-73. (In Russ.)

3. Ter-Minasova S.G. 2019. Rol' fakul'teta inostrannyh yazykov i regionovedeniya kak flagmana yazykovogo obrazovaniya v Rossii [The part of the faculty of foreign languages and areastudies as the flagship of language education in Russia]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 19-37. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.