УДК 327. 56
ВАРТАНЬЯН Эгнара Гайковна, профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений КубГУ, Краснодар, Россия [email protected]
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
VARTANIAN Egnara Gaikovna, Ph.D. in History, Professor, Chair of Modern & Contemporary History and International Relations, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
CROSSCULTURAL RELATIONS AND WAYS TO ARRANGE INTER-ETHNIC CONFLICTS
Статья посвящена межэтническим отношениям в поли-этничном обществе, определению принципов межэтнического взаимодействия, его социально-политических функций, природы межнациональных конфликтов, способов их урегулирования.
Ключевые слова: этнос, этноцентризм, нация, общение, толерантность, культура, диалог, миграция, принципы регулирования.
The paper is focused on cross-cultural relations in multiethnic community, namely on determining foundations for cross-cultural interaction, its functions in social and-political fields, origins of inter-ethnic conflicts and ways to arrange them.
Key words: ethnos, ethnocentrism, nation, communication, tolerance, culture, dialogue, migration, arrangement foundations.
Проблема межэтнических отношений актуальна не только в научном, но и в практическом отношении. Это сложный, многогранный процесс, в котором рассматриваются политический, социальный, психологический, экономический, лингвистический и другие аспекты [1]. Теоретическая и практическая функция отношений между этносами и их общения - способствовать интеграции народов, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывать такт и взаимоуважение людей разных национальностей.
В процессе своего существования каждый этнос испытывает потребность обращаться к своему прошлому, к опыту других народов. Подобное взаимодействие вызывается, как правило, объективными потребностями развития общества. Особенно ярко это проявляется в современном мире, когда социально-экономические и политические изменения привели к росту миграции народов и, соответственно, их взаимодействию. Результаты контактов представителей разных этносов во многом зависят от желания участников общаться друг с другом, понимать и достигать согласия. Поэтому большое значение приобретает способность к пониманию чужой культуры, образа жизни, самобытности, умение строить диалог, находить компромиссы.
Осваивая достижения других этносов, народ приспосабливает его к своим этническим традициям. Реальным основанием для подобных заимствований служит наличие у каждого этноса позитивных общечеловеческих ценностей. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, но и через чувства, стремление видеть достоинства в иноэтническом, а этого можно достичь только посредством толерантной формы общения (нередко наличествует и ин-толерантная форма).
Человеку с развитой культурой межэтнического общения присущи следующие наиболее типичные черты: навыки общения в полиэтничном государстве, уважительное отношение к национальному достоинству других людей, их культуре, традициям, непримиримое отношение к проявлению этнического эгоизма, тщеславия, умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах, уважительное отношение к языку народа, на территории которого проживаешь.
Именно потребность вступать в контакт с другим человеком (этносом) является двигателем общественного развития. Единой точки зрения на феномен культуры межэтнического общения до сих пор не существует: одни авторы видят в основном нравственные принципы отношений между народами, другие - интернационально-психологические установки. В содержательном плане культура межэтнического общения включает в первую очередь следующие элементы:
1. Знание конституционных требований, регулирующих взаимоотношения субъектов межэтнического общения.
2. Готовность откликаться на запросы людей другой национальности.
3. Умение выбирать по отношению к представителю другого этноса такой способ обращения, который наилучшим образом отвечал бы их национально-психологическим особенностям.
Межэтническое общение необходимо регулировать на основе ряда принципов. Первый принцип был определен ещё в греко-римской культуре. Он состоит в том, что договоры между
людьми должны выполняться. Второй сформулирован великим немецким философом И. Кантом, который выдвинул принцип признания человека высшей ценностью в качестве общечеловеческой нормы. Третий известен как «золотое правило нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе [2]. Его сущность связана с утверждением принципа социальной справедливости и равенства людей. Таким образом, культура межэтнического общения осуществляет две социальные функции: даёт образец поведения в инонациональной среде и воспитывает желание поступать согласно образцу.
Высокий уровень культуры межэтнического общения предполагает следующие характеристики:
- патриотическое сознание, чувство принадлежности к единой стране;
- уважительное отношение к национальному достоинству других людей, их культурам, традициям и обычаям;
- умение освобождаться от псевдо-национальных предрассудков;
- потребность применять на практике нормы и правила культуры межэтнического общения;
- способность к объективной оценке человека вне этнического стереотипа;
- знание языков межнационального общения.
В условиях разрушенных социальных связей (характерно для постсоветской России) усиливается роль этноса как традиционно значимого канала социальной идентификации. Появляются различные течения этноцентрализма, национализма, которые превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения.
На социокультурном и этнопсихологическом уровне анализа таких конфликтов отмечается, что угроза разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры и другие факторы вызывают противодействие со стороны этнической общности или её отдельного представителя, так как отказ от привычных ценностей порождает чувство второсортности, страха.
Безусловно, без опоры на массовое сознание и присущие ему негативные клише в понимании других этносов, политические элиты не смогли бы организовать серьёзное этнонацио-нальное противостояние. Например, задолго до Карабахского конфликта в массовом сознании армян и азербайджанцев существовал негативный образ недружественного соседа. Ещё в советское время были зафиксированы взаимные негативные стереотипы армян и азербайджанцев, имеющие исторические корни, что привело в конце 1980-х гг. к этнонациональному взрыву.
На примере современной России можно сказать, что многие трудности национального развития в различных регионах России предопределены низким уровнем культуры межэтнического общения. Назрела жизненная необходимость реального функционирования и развития этой культуры, повышения её уровня. Особенно это важно в свете развивающихся миграционных процессов и демографических проблем, как текущих, так и будущих.
Миграция населения влияет на весь комплекс политических, социальных, экономических, демографических и этнических проблем. Люди, затронутые этим явлением, нуждаются в проявлении терпимости, норм культуры межэтнического общения. Мигранты приносят в инонациональную среду элементы своей этнической психологии, культуры, языка, свойственные им особенности быта. Только обладание высоким уровнем культуры межэтнического общения и толерантности обеими сторонами (мигрантов и принимающего населения) может предупредить разгорание очагов межнациональных конфликтов. Острота межэтнических конфликтов в России 1990-х гг. детерминирована совокупностью факторов:
- разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей;
- игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок;
- отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики, неконтролируемой миграции;
- ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.
Особый интерес в этом плане представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древней культурной традицией. В регионе проживает более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий.
В 1990-е гг. в России, как и на всём постсоветвком пространстве, феномен этничности стал одной из важнейших причин конфликтных противостояний. Происходил процесс актуализации национального самосознания, групповой солидарности и противостояния этнически «чуждым» [3]. Теория идентичностей предсказывает, что чем больше различий в системе ценностей и чем они существеннее, тем ярче может проявиться конфликт идентичностей. И, наоборот, чем однороднее системы ценностей культур, тем более вероятно сближение идентичностей [4] (хотя пример постсоветских России и Украины не показателен в этом отношении).
Межэтнические конфликты множественны по своей природе:
- социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия;
- культурно-языковые и конфессиональные, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка, культуры, религии, этнической общности;
- политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);
- территориальные, если в их основе лежат требования изменения границ, присоединения к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству или создания нового независимого государства.
Таким образом, конфликты порождаются множеством различных групп факторов, которые проявляются в сочетании с социально-психологическими. В Европе в основном превалируют, по мнению ряда исследователей, две группы факторов - экономические и культурные [5].
Способы урегулирования этнополитических конфликтов: 1) инкорпорация этнических групп, прежде всего их элит в политическую и административную структуру государства; 2) предоставление права на национально-культурную автономию; 3) децентрализация и разделение власти по вертикали, предполагающие передачу части властных полномочий региональным (территориальным), а фактически этническим общностям; 4) получение гражданства любым человеком, родившимся на территории данного национального государства; 5) поиск общих исторических символов, героев [6].
Можно проследить поведенческие стереотипы людей (этносов), попавших в чужое общество (конфликтологи это тоже считают способами разрешения межэтнических конфликтов). Первый реализуется в ситуациях, когда человек избегает всякого соприкосновения с чужой культурой (незнание языка, иное вероисповедание и др.). В этом случае он старается создать собственную культурную среду - окружение соплеменников (геттоизация). Второй - ассимиляция - отказ от своей культуры и стремление усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Третий - культурный обмен и взаимодействие. Четвёртый - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокульурной среды в какой-либо одной из сфер жизни (например, на работе руководствуется требованиями инокультурной среды, а дома, на досуге - нормами своей традиционной культуры). Пятый - культурная колонизация - навязывание титульному народу собственных ценностей, норм и моделей поведения [7].
Различия между культурами - факт неоспоримый, поэтому особенное значение приобретает уровень их толерантности. Общение представителей разных этносов - сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-бытовой, производственной и духовной жизнедеятельности людей. С одной стороны, люди осознают, пропагандируют собственную национальную специфику, с другой - познают и оценивают инонациональные, общечеловеческие ценности.
В многоэтничном обществе критерием его благополучия является уровень осознания людьми общественной необходимости общения и взаимодействия. Жить в едином многонациональном обществе могут только народы с развитым этническим сознанием и чувством достоинства.
Все народы ценны именно с точки зрения своей непохожести. Этнические особенности заинтересовывают и сближают людей, этнические различия служат одним из основных резервов разнообразия, которое настолько необходимо для нормального развития человечества, насколько необходимо единство. Учёт интересов соседей, уважение к их достоинству - главное цивилизационное требование межэтнического общения в многонациональном государстве.
Таким образом, межэтническое общение может возникнуть на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждого народа, обмена опытом и культурой. Нужно помнить, что культура межэтнического общения - это совокупность не только специальных знаний и умений, но и адекватных им поступков, действий, проявляющихся в межэтнических контактах и взаи-
модействии представителей различных национальностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Толерантность и культура межнационального общения. -Краснодар, 2009. - С. 99.
2. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. - М., 1998. - С. 17-18.
3. Толерантность и культура межнационального общения. -Краснодар, 2009. - С. 61-62.
4. Ирхин Ю.В. Социология культуры. - М., 2006. - С. 85.
5. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). - М., 2000. - С. 170.
6. Политическая конфликтология / под ред. С. Ланцова. - М., 2008. - С. 82.
7. Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. - Казань, 2003. - С. 240.
REFERENCES
1. Tolerantnost i kultura mezhnatsionalnogo obshcheniya. -Krasnodar, 2009. - S. 99.
2. Guboglo M.N. YAzyki etnicheskoy mobilizatsii. - M., 1998. - S. 17-18.
3. Tolerantnost i kultura mezhnatsionalnogo obshcheniya. -Krasnodar, 2009. - S. 61-62.
4. Irkhin YU.V. Sotsiologiya kultury. - M., 2006. - S. 85.
5. Glukhova A.V. Politicheskie konflikty: osnovaniya, tipologiya, dinamika (teoretiko-metodologicheskiy analiz). - M., 2000.
С Л~7Г\