Formation of research skills of disabled children in extracurricular time
The article deals with the urgent issue of systematic development of disabled children with good intellect. It substantiates the role of purposeful pedagogical assistance in the formation of research skills of disabled students, which contributes to their personal development and effective self-actualization in their future educational and professional activities. In this regard, the article presents the methodological bases and ways of implementation of research activities in ecology as one of the possible and effective ways of intellectual development of children with disabilities, formation of their research skills.
Key words: children with disabilities and preserved intellect, special (correctional) school, research activities, research skills, environmental club, extracurricular activities.
(Статья поступила в редакцию 08.05.2018)
н.г. магомедова
(Волгоград)
этнопедагогические
особенности межкультурной коммуникации молодежи
Рассматривается содержательный аспект проблемы этнопедагогических особенностей межкультурной коммуникации молодежи. Дается характеристика основных нормативно-правовых и учебно-методических документов, раскрывающих процесс этнопедагогизации в сфере образования.
Ключевые слова: этнопедагогические особенности, межкультурная коммуникация, молодежь, этнопедагогизация, этническая принадлежность, толерантность.
Проблема рассмотрения этнопедагогических особенностей межкультурной коммуникации, возникшая после 1990-х гг. в ответ на глобальные процессы в нашей стране, связанные с процессами урбанизации и миграции населения, приобрела особую актуальность в последнее время. Поскольку различные исторические, политические и культурные процессы
развития страны достаточно остро отражаются на взаимопонимании представителей разных этнокультур, то одной из острейших социальных проблем современного российского общества является проблема диалога культур, налаживания межкультурных контактов и установления связей среди подрастающего поколения. В связи с этим главной целью является воспитание молодежи, умеющей осознавать свою роль и ответственность за судьбу не только своего народа, но и страны в целом. История знает немало примеров плодотворного обмена материальными и культурными ценностями между носителями разных этнокуль-тур, хотя также известны сведения о столкновениях на межнациональной почве. Можно утверждать, что именно межкультурная адаптация и стремление к смягчению различий в культуре разных народов поможет нам избавиться от негативных процессов, происходящих в обществе.
Труды многих ученых посвящены проблеме этнопедагогической межкультурной коммуникации. Так, еще в конце XX в. ученые Б.Г. Ананьев [2], Ю.В. Бромлей [3], Л.Н. Гумилев [5; 6], изучавшие науки о человеке в современном мире, раскрыли феномен этнического возрождения, который значительно повышал роль этничности в общественных процессах, соответственно, возрастал интерес к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни представителей разных народов.
Актуальным аспектом, требующим пристального, с нашей точки зрения, внимания, являются этнопедагогические особенности межкультурной коммуникации молодежи, которые мы определим как характеристики, отражающие атмосферу современного поликультурного социума, позволяющие личности определенного этноса обрести свою социальную роль. Целью данных характеристик становится отличие молодежи одного этноса от всех других в процессе межкультурной коммуникации. Среди характеристик можно выделить такие, как язык, поведение, конфессия, историческая память, представления о малой родине, мифы об общих предках, фольклорное искусство и т. д.
Значение и роль характеристик в восприятии членов разных этносов меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации и этнического окружения. Каждая из характеристик по-своему необходима и важна,
О Магомедова Н.Г., 2018
педагогические науки
но при этом ни одна из них не является определяющей по отношению ко всем остальным. Лишь только в сочетании и взаимосвязи эти характеристики позволяют выделять членов определенной этнической группы.
Поведенческая характеристика как составляющая характеристик ценности и нормы, а также национального характера, регулируемая культурными обычаями и традициями, развивает у молодежи чувства сплоченности, взаимопонимания и принадлежности к определенному этносу, которые они, возможно, впервые для себя открывают в процессе общения с представителями других культур.
Особо значимой, по нашему мнению, является языковая характеристика, формирующая у молодежи чувство единой лингвистической общности. Знание родного языка является важнейшим критерием идентификации членов определенной этнической группы, т. е. определения его как «своего» или «чужого».
Следовательно, процесс межкультурной коммуникации (например, восприятие другой культуры не как «чужой», а как «иной») дает молодежи возможность приобретения новых знаний об особенностях своего этноса и других этнических групп и способствует развитию межэтнического понимания и формирования коммуникативных навыков.
Верно подмечен тот факт, что «национально-психологические особенности (национальные особенности взаимодействия, взаимоотношений и общения людей) - образуют динамическую сторону национальной психологии» [8, с. 102]. Подтверждением этому является исследование психолога З.И. Айгумо-вой, изучавшей возрастные особенности детей с точки зрения осознания этнической принадлежности. в процессе анализа исследовательница вывела три базовых возрастных периода становления этнонационального самосознания. Суть исследования заключается в том, что на первом этапе дети 6-10 лет нечетко осознают общность с людьми своей этнической принадлежности; на втором этапе (11-15 лет) уже происходит осознание подростком своей этнической принадлежности, проявляется интерес к истории и культуре своей и другой национальности; а на третьем этапе (16-17 лет) у подростка формируется осознание своей этнической принадлежности, появляется мотивация выбора национальности и устанавливаются более прочные отношения со своей этнической группой [1].
В педагогической науке есть попытки изучения близкого по тематике направления: эт-
нопедагогический подход воспитания культуры межнационального общения, который рассматривается М.Б. Насыровой как «естественный, организованный процесс взаимодействия традиционных культур с современными воспитательными системами, который должен развиваться на основе принципов толерантности, то есть готовности активно общаться с людьми другой культуры, открытости, свободы от предубеждений и терпимости» [9].
надо признать, что желание каждой нации сохранить и передать свою культуру, язык, историю является способом самосохранения. Однако наблюдается и такой факт: сегодня, когда в нашей многонациональной стране происходит рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований иногда приводит, к сожалению, к межэтническим конфликтам. Причина всему, как нам кажется, источники интолерантности, выступающие в противовес толерантности и порождающие в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение.
Выражая свое отношение ко всему происходящему, известный дагестанский поэт Р. Гамзатов в своем стихотворении «Проклятие» верно написал:
Мне все народы очень нравятся.
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой-нибудь народ.
на фоне противоречий, иногда возникающих в нашей стране, Н.А. Коваль и Д.Н. Клоков справедливо утверждают, что «формирование межкультурной коммуникации и воспитание этнической толерантности безусловно следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если мы хотим сохранить страну, общество, человека и "человека в человеке"» [7].
Чтобы понять сущность изучаемой проблемы, обратимся к рассмотрению следующих вопросов:
1) насколько адаптированы современные образовательные тенденции для передачи эт-нопедагогического опыта молодому поколению;
2) как данный процесс реализуется на региональном и федеральном уровнях.
на наш взгляд, одной из перспектив в данном контексте образовательных тенденций представляется этнопедагогизация, с одной стороны, обеспечивающая механизм трансля-
ции этнического наследия новым поколениям, а с другой - позволяющая учитывать и интеграционные процессы современной общественной ситуации.
«Этнопедагогизация - главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания... Целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этно-педагогическое) пространство» [4, с. 4]. Именно об этом писал Г.Н. Волков в своем труде «Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса».
Можно утверждать, то процесс этнопеда-гогизации достаточно ярко представлен в многонациональных регионах России, где главной целью воспитания является формирование у личности качеств, способствующих самоопределению и самореализации в поликультурном пространстве. Практика внедрения программ по этнопедагогизации в школах и вузах, например в Республике Дагестан, показывает, что применение концепции возрождения национальной системы образования позволяет системно решать задачи формирования межкультурной коммуникации и оказывает позитивное влияние на становление толерантной позиции молодежи. Аргументы в пользу создания этнической культуры и воспитания на ней молодежи мы находим в работах таких дагестанских ученых, как Ш.А. Мирзое-ва (учебник-хрестоматия для 3-го (4-го) класса «Культура и традиции народов Дагестана»), А.М. Исмаилова (учебное пособие для вузов «Культура и искусство Дагестана»), Х.Г. Ма-гомедсалихова (учебное пособие для 9-х классов «Культура и традиции народов Дагестана») и др. Данные авторские разработки дагестанских ученых ориентированы на формирование духовно-нравственных качеств личности молодежи. Открытость и вариативность программ позволяет творчески их освоить.
Кроме того, важнейшими документами, определяющими правовую основу процессов этнопедагогизации на федеральном уровне, являются национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. (2000), ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), ФЗ «Об образовании» (2012) и др., а в вузах страны преподаются дисциплины («Этнопедагогика и этнопсихология», «Межкультурные коммуникации в молодежной среде»), содержательно связанные с этнокультурным воспитанием.
В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как один из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Так, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. устанавливает приоритет образования в госполитике, определяет стратегию и направления развития системы образования в россии. В ней красной нитью проходит мысль, что «система образования призвана обеспечить следующие важные моменты в воспитании молодежи: 1) историческая преемственность поколений; 2) сохранение, распространение и развитие национальной культуры; 3) воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; 4) воспитание патриотов россии, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость и уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; 5) формирование культуры мира и межличностных отношений; 6) формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений...» [10, с. 1].
Основополагающим законом, определяющим правовое поле процесса этнопедагоги-зации, стал закон Российской Федерации «Об образовании», который гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В этом документе отмечается, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [11].
закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» подчеркивает: «Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию разного уровня этих культур» [12]. Кроме того, в нем выражается стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру.
Следовательно, образовательная политика на всех уровнях формирует системный и организованный процесс интеграции традиционных культур в современные воспитательные
системы, интерес государственной политики в области образования в деле приобщения молодежи к культурному многообразию современного мира и является одним из приоритетов духовной жизни любого общества, и это, как мы думаем, один из путей решения поставленной проблемы. Любые кризисные явления в экономике часто обращают культурное сознание народа к прошлому, к его знаниям и опыту. Именно сквозь призму этих знаний и этого опыта современная многонациональная молодежь России вырабатывает у себя способность и потребность воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность, а также преобразовывать законы межкультурной коммуникации.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что межкультурная коммуникация должна основываться на взаимопонимании и толерантности. Сформулируем выводы.
1. Проблема этнопедагогических особенностей межкультурной коммуникации молодежи достаточно актуальна и требует дальнейшего уточнения ее содержательных аспектов, поскольку является самостоятельным направлением этнокультурного образования.
2. Современные образовательные тенденции, передающие этнопедагогический опыт молодежи, адаптированы и направлены на процесс интеграции традиционных культур с современными воспитательными системами.
3. Процесс этнопедагогизации реализуется системно и организованно как на региональном, так и федеральном уровне, а интерес государственной политики в области образования направлен на защиту и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
список литературы
1. Айгумова З.И. Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. М., 1977.
3. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.,1973.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: НИИ семьи и воспитания, 2001.
5. Гумилев Л.Н. Очерки теории этноса. М., 1983.
6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1980.
7. Коваль Н.А., Клоков Д.Н. Психологическая сущность толерантности // VII Державинские чтения. Психология. Педагогика. Физическая культу-
кие науки -
ра снорт: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Тамбов, 2002. С. 76-77.
8. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этноне-дагогика и этнопсихология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
9. Шсырова Mí. Этнопедагогический нод-ход в воспитании культуры межнационального общения студента [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра нед. наук. Оренбург, 2008. URL: http:// www.dissercat.com/content/etnopedagogicheskii-pod khod-v-vospitanii-kultury-mezhnatsionalnogo-obshche niya-studenta#ixzz4y49yhnkH (дата обращения: 13.03.2018).
10. Hациональная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 4 окт. 2000 г. № 751. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok. html (дата обращения: 16.04.2018).
11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.04.2018).
12. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утв. ВС РФ 09 окт. 1992 г. № 3612-1) (ред. от 05 дек. 2017 г.). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата
обращения: 17.04.2018).
* * *
1. Ajgumova Z.I. Osobennosti samosoznanija molodezhi tradicionnyh jetnosov Dagestana v uslovijah mezhjetnicheskogo vzaimodejstvija: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 1997.
2. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznanija. M., 1977.
3. Bromlej Ju.V. Jetnos i jetnografija. M.,1973.
4. Volkov G.N. Jetnopedagogizacija celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa. M.: NII sem'i i vospitanija, 2001.
5. Gumilev L.N. Ocherki teorii jetnosa. M., 1983.
6. Gumilev L.N. Jetnogenez i biosfera zemli. M., 1980.
7. Koval' N.A., Klokov D.N. Psihologicheskaja sushhnost' tolerantnosti // VII Derzhavinskie chtenija. Psihologija. Pedagogika. Fizicheskaja kul'tura sport: materialy nauch. konf. prepodavatelej i aspirantov. Tambov, 2002. S. 76-77.
8. Kukushkin V.S., Stoljarenko L.D. Jetnope-dagogika i jetnopsihologija. Rostov n/D.: Feniks, 2000.
9. Nasyrova M.B. Jetnopedagogicheskij podhod v vospitanii kul'tury mezhnacional'nogo obshhenija studenta [Jelektronnyj resurs]: dis. ... d-ra ped. nauk. Orenburg, 2008. URL: http://www.dissercat.com/ content/etnopedagogicheskii-podkhod-v-vospitanii-kul tury-mezhnatsionalnogo-obshcheniya-studenta#ixzz4 y49yhnkH (data obrashhenija: 13.03.2018).
10. Nacional'naja doktrina obrazovanija v Ros-sijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]: postanovlenie
Pravitel'stva RF ot 4 okt. 2000 g. № 751. URL: https:// rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (data obrashhenija: 16.04.2018).
11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ (poslednjaja redakcija). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 16.04.2018).
12. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture: utv. VS RF 09 okt. 1992 g. № 3612-1) (red. ot 05 dek. 2017 g.). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1870/ (data obrashhenija: 17.04.2018).
Ethno-pedagogical features of intercultural communication of youth
The article deals with the issue of ethno-pedagogical features of intercultural communication of the youth. It describes the features of the main regulatory and methodological documents that reveal the process of ethnopedagogization in education.
Key words: ethnopedagogic features, intercultural communication, youth, ethnopedagogization, ethnicity, tolerance.
(Статья поступила в редакцию 01.06.2018)
в.в. путиловская, в.я. семенов
(Волгоград)
музыкальное образование детей разных национальностей: этнокультурный и тендерный аспекты
Дано определение понятию «культура межнационального общения», выделены уровни воздействия одной культуры на другую в процессе межкультурного взаимодействия детей разных национальностей, описаны формы музыкального образования детей различных национальностей.
Ключевые слова: культура межнационального общения, общее музыкальное образование, обучение детей различных национальностей, эт-нокультура, гендерный подход.
В настоящее время проблема межнационального общения актуальна как никогда. В современных российских общеобразовательных школах обучаются дети разных нацио-
нальностей и большая часть их - это дети беженцев, жителей бывших союзных республик, а также государств, в которых происходят вооруженные конфликты. Для успешной реализации образовательного процесса и снижения количества возможных конфликтных ситуаций, возникающих на межэтнической основе, необходимо закладывать в детях положительное отношение к культурам различных народов. В связи с этим возникает острая потребность в возрождении системы этнокультурного образования.
Необходимость знакомства детей школьного возраста с народной культурой отражена в ряде нормативных документов, современных концепций и национальных проектов: закон об образовании Российской Федерации и Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливают на формирование патриотизма и бережного отношения к культуре своего народа, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования провозглашает идею погружения в культурные традиции своего народа.
Межкультурное и межнациональное общение создает новые формы коммуникации и способствует приобретению положительных результатов деятельности в том случае, если это общение основывается на знаниях психологических особенностей культуры. В иной ситуации возникают конфликты, а межнациональное общение превращается в негативное. Негативными проявлениями общения являются грубость, неуступчивость, а главное, национальное высокомерие и превосходство, которое проявляется в том, что кто-то восхищается успехами своего народа, своего государства или населенного пункта, не признавая, что эти успехи являются результатом труда многих народов. Сложную структуру в таких условиях имеют и гендерные отношения, которые дифференцированы в зависимости от принадлежности к тому или иному классу, этнично-сти, национальности, религиозному вероисповеданию и другим социальным группам, дающим основания для существования коллективных идентичностей. Мальчики и девочки подвергаются специфическому давлению со стороны своих этнических сообществ, перед ними ставятся разные «национальные задачи». В связи с этим гендер не может анализироваться без учета его этнической составляющей, равно как и этничность не может изучаться без учета гендерной композиции этноса.
О Путиловская В.В., Семенов В.Я., 2018