Научная статья на тему 'Межэтнические конфликты в России: истоки и решения'

Межэтнические конфликты в России: истоки и решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
23533
1403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межэтнические конфликты в России: истоки и решения»

Этносы и конфессии

Хасан КИРЕЕВ

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В РОССИИ: ИСТОКИ И РЕШЕНИЯ

Российское государство исторически складывалось в многонациональную державу в специфических геополитических обстоятельствах. На пути становления многонациональных государств было часто много жестокостей завоевательных войн, национального неравенства, религиозной нетерпимости, но было также и стремление к добровольному объединению в сильном государстве. В истории России превалирующим стержнем выступало долговременное совпадение интересов народов на обширных просторах значительной части Европы и Азии. Для многих народов именно осознание необходимости объединения с могущественной страной, ее покровительство помогали им в вопросах самосохранения и развития.

Национальные регионы, которые присоединялись к российскому государству, органически встраивались в него, сохраняя все свои национальные особенности. Об органичности расширения государства свидетельствуют относительно длительные сроки присоединения национальных территорий. Длительные процессы межнационального сотрудничества и интеграции сформировали Россию как многонациональное государство, где народы сохраняли свою самобытность независимо от господствовавших политических режимов. В пользу такого взгляда свидетельствует именно тот исторический факт, что народы-этносы, объединенные в составе России, сохраняли на протяжении веков свою индивидуальность и культуру, тогда как в других государствах процессы ассимиляции чаще всего нивелировали своеобразие культур населявших их народов. Культура России, вобрав в себя достижения культур сотен народов, сумела не подавить их, а наоборот — реально объединить в самобытную российскую цивилизацию.

После революции в наследство большевикам досталась территориально раздробленная страна с разваленным механизмом государственной власти. Выход, найденный большевистским руководством, заключался в провозглашении федерации национального типа, в основе создания которой был использован принцип автономизации. Россия в советское время представляла собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Учитывая этот фактор, Советская власть придавала особое значение поддержанию межнационального спокойствия. В советском обществознании не было недостатка во внимании к национальной проблематике. Определенная ангажированность исследований предполагала понимание многосложной сферы межнациональных отношений с позиции их классовой детерминации, бесконфликтности в условиях социализма, сближения народов и в перспективе их слияния. В тех случаях, когда возникали межэтнические конфликты, жесткая идеологическая и государственная машина подавляли эти проявления.

В 50-80-х годах XX столетия советская национальная политика в аспекте профилактики межнациональных конфликтов чаще всего обращала внимание на политико-идеологические «симптомы болезни», забывая о национально-этнической психологии и исторически сложившихся этноспецифических компонентах самосознания.

КИРЕЕВ Хасан Саидович — кандидат

политических наук, РАГС

1 0’2007__________________ВЛАСТЬ_________________________85

В результате чаще всего конфликт «заглушался», переводился в латентную форму.

После развала в начале 90-х годов политической системы СССР внутрироссий-ские политические процессы привели к ослаблению центральной власти, ухудшению социально-экономической ситуации в стране. Вместе с тем демократические процессы раскрепостили национальную энергию, в значительной мере сдерживаемую ранее тоталитарными механизмами. Качественно изменилась ситуация в межнациональных отношениях, со всей силой стали проявляться этнонациональ-ные интересы и устремления и вышли на свет межнациональные противоречия.

В словаре «Национальные отношения» межнациональный конфликт определяется как «одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн»1. Толчком к межнациональному конфликту могут стать как общие, так и совершенно конкретные, «ситуативные» причины, характерные для того или иного региона. Наиболее распространены следующие типы межнационального конфликта:

1) Государственно-правовые, в основе которых лежит правовое неравенство нации, когда отдельные нации не имеют собственной государственности или сильно лимитированы в этих своих потребностях. Примерами могут служить абхазо-грузинский конфликт или конфликт в Приднестровье.

2) Этнотерриториальные конфликты связаны с претензией на одну территорию нескольких национальных субъектов. Острые конфликты такого рода порождены порочной советской практикой перекраивания исторически сложившихся границ расселения этносов. Чрезвычайно остро они протекали в местах насильственного переселения депортированных народов.

3) Этнодемографические конфликты связаны с резким ростом популяции определенного этноса (как правило, нетитульного), в результате чего появляется чувство ущербности у коренного населе-

1 Национальные отношения. Словарь. Под общ. ред. проф., чл.-корр. Международной славянской академии В. Л. Калашикова. М. Гуманит. изд. «Центр ВЛАДОС», 1997

ния. Например, современная ситуация в Краснодарском крае характеризуется существенным приростом популяции армянского населения.

4) Конфликт между переселенцами (беженцами) и местным населением.

Историография межэтнических конфликтов на «постсоветском пространстве» за последние 10 лет претерпела глубокую эволюцию, отражающую изменения в историографии советского и постсоветского «национального вопроса» в целом. Эта эволюция выразилась в смене различных господствующих точек зрения как в политических, так и в научных кругах. В сравнительные исследования включились не только представители политической науки, как это было ранее, но и историки, социологи, а несколько позже — конфликтологи, психологи и исследователи, работающие в других областях обществознания. Исследования показали, что большинство открытых межэтнических конфликтов и проявлений насилия, как в СССР периода перестройки, так и в постсоветских государствах было связано со стремлением утвердить новую государственность для тех этнических групп, которые ей не обладали или обладали в ограниченной степени. Это стремление отражает, в первую очередь, интересы этнополитичес-ких элит. Националистически настроенные политики могут использовать в своих интересах объективные межнациональные противоречия и инспирировать открытое противостояние.

Межнациональные конфликты в Российской Федерации имеют таким образом как конкретно-исторические объективные, так и субъективные причины. Причинами могут быть общественнополитические , социально - экономичес -кие проблемы — нарастание социальной напряженности, политическая борьба, коррумпированность бюрократических структур, паралич власти, ущемление прав и свобод, национальных меньшинств. Межнациональный конфликт имеет свои этапы, стадии механизмы развития и решения. Наибольшую опасность для общества представляют вооруженные конфликты. Также истоком и основой межнационального конфликта могут быть столкновение интересов этносов. Вначале они могут иметь разные побудительные причины, но в своем развитии они неизменно приобретают характер межнационального противоречия.

86 ВЛАСТЬ 10’2007

В моменты обострения конфликта стороны банально полагают, что их уже ничто не может примирить. Но история свидетельствует не только о конфликтности и противостоянии этнических общностей, но и о сотрудничестве и сплочении, при появлении общих целей или угрозы общему существованию. Из истории российского государства мы знаем много примеров единения ее народов перед лицом угроз общего врага.

Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров считает: «Ключ к межнациональному миру и сотрудничеству находится у лидеров самих национальных общин, которым необходимо обеспечить умеренность и толерантность своих диаспор»1 . Деструктивность межэтнических конфликтов очевидна: подрываются межнациональный мир и стабильность в обществе, растрачиваются силы и ресурсы, необходимые для экономических преобразований, тормозятся демократические реформы. Это ярко проявилось на Северном Кавказе, сначала в осетино-ингушском конфликте, затем в чеченских событиях, когда в результате действий националистически настроенных элементов пролилась кровь, были жертвы и разрушения, появились беженцы и заложники. Тлеющие очаги межнациональной конфронтации на юге России создают серьезную опасность расширения и распространения ее в глубь территории. Ощущение нестабильности социального климата повышает тревожность массового сознания, делает население подверженным разного рода социальным фобиям, порождает ксенофобию, стремление избавиться от чужих или во всяком случае ограничить их права в надежде обеспечить себе безопасность и благополучие. Все это проявилось в межэтническом конфликте в карельском городе Кондопоге в сентябре 2006 г.

Согласно исследованиям ВЦИОМа 19% (а в крупных городах — 25%) российских граждан считают, что в 2006 г. межнациональные отношения в стране ухудшились1. В российском обществе сохраняется достаточно радикальная группа, состоящая из националистически настроенных граждан, которая считает, что «Россия должна быть государством исключительно русских людей». Такую

1 Федоров В. Свой среди чужих. http://wciom.ru/ arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3299.html

точку зрения разделяют 15,7% российских граждан. Еще 27,1% придерживаются более мягкой позиции, отдавая приоритет правам русских по сравнению с представителями иных национальностей2. Подавляющее большинство россиян не реагируют агрессивно на представителей иных культур и нормально с ними взаимодействуют. Конфликты и трения в российских регионах чаще всего возникают тогда, когда приезжие начинают навязывать коренному населению свои представления о жизни. Практический опыт показал, что национализм не просто исходит из утверждения особых прав нации, но в известной степени и претендует на превосходство национально ориентированных потребностей над всеми иными чаяниями и замыслами людей. В последнее время острые проблемы межнациональных отношений не сходят с газетных полос, звучат с экранов телевизоров, с трибуны Государственной думы, Общественной палаты, вызывая тревогу и страх у граждан.

Зачастую СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью, а в условиях конфликта это часто служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия недобросовестных и непрофессиональных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию. Ксенофобия тиражируется СМИ чаще всего не потому, что таково целеполагание авторов или заказчиков материала. Зачастую это происходит из-за этнологического невежества журналиста. Особенно это касается молодых журналистов, которые не имеют каких бы то ни было специальных познаний в непростой области, как проблемы межнациональных отношений. До сих пор считается, что специализация на этнической проблематике не требует специального образования, но сама жизнь показывает обратное.

2 http://mcbar.narod.ru/lekziya28.htm#_ftn7#_ftn7

3 Бызов Л. Консервативная волна в России. http:// wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/ single/3298.html

1 0’2007__________________ВЛАСТЬ_________________________87

В последнее время в общественное сознание уже начинаетпостепеннопрони-кать мысль о том, что оценка происшествий, подобных конфликту в Кондопоге, не может оставаться на уровне газетной заметки. Необходимость более углубленного, аналитического рассмотрения такого рода событий осознается все большим числом людей как во властных структурах, так и в широкой общественности.

Трагические события в Кондопоге получили большой резонанс по всей стране. Явились они предметом обсуждения на встрече в Свято-Даниловом монастыре между лидерами российских мусульманских организаций и представителями Православной Церкви. В ходе беседы Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что Россия до сих пор являет собой уникальный пример мирного сосуществования христианства и ислама. «На протяжении столетий православные христиане и мусульмане жили в мире. Наша история не знала межрелигиозных конфликтов. Муфтий Талгат Таджуддин отметил, что никакие экономические, политические или социальные причины не могут стать поводом для обострения межрелигиозных отношений». Он высказал мнение, что в недавних событиях в Кондопоге и в столкновениях ряде других городов России отсутствует религиозная подоплека.

К сожалению, приходится констатировать: инцидент в Кондопоге — отнюдь не случайный и не частный эпизод, а лишь один из этапов в развитии некоего глобального процесса. В течение этого года на территории РФ имел место целый ряд точно таких же конфликтов, развивавшихся по стандартной схеме, в частности эпизоды в Сальске и Харагуне. Самый последний случай в г. Ставрополе, когда в драке между местными и приезжими с Кавказа были убиты два местных студента. Общественность подняли волну негодования, что чуть не привела к массовым погромам кавказцев. Хотя преступление прокуратурой было квалифицированно как совершенное на бытовой почве, от этого угроза межнациональным отношениям меньше не стала.

Как показывает история, национальные трения существовали и будут существовать до тех пор, пока сохраняются национальные различия. Методы профилактики и борьбы с межнациональными

конфликтами зависят от государственного строя. Если государство демократическое, то возникающие в нем конфликты сопровождаются структурными изменениями самой политической системы государства, а если авторитарное — усилением репрессий и зажимом общественных движений, что приводит к новым узлам напряженности.

Многонациональное общество изначально менее стабильно и больше подвержено межнациональным конфликтам, чем этнически однородное общество. Суть национального вопроса сводится к тому, как сохранить баланс интересов всех наций и народностей, проживающих на территории Российской Федерации.

В современных условиях все более очевидной становится проблема необходимости выработки новой национальной политики, в которой особое внимание должно уделяться формированию общегражданского национального самосознания населения страны, которое должно доминировать над локальными этнокультурными различиями. От решения этой проблемы в не меньшей степени зависит стабилизация этнополитической обстановки.

В 90-х годах государственная национальная политика была фрагментарной, с опозданием реагировала на уже проявившиеся проблемы и конфликты, если реагировала то преимущественно военно-политическими методами разрешения. Однако при всех недостатках этой концепции национальной политики ее можно определить как более демократичную, чем та, что осуществлялась в предыдущие десятилетия. В прежних конституциях страны декларировалось равенство всех наций и народностей. В новых документах говорится о равенстве прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии. Предусматривается, что государство должно создавать для народов равные социальные и политические условия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру. Но осуществление равенства народов в жизни нереально. Учитывая эти обстоятельства, государственная национальная политика России начала XXI века должна быть превентивной, стратегически ориентированной на предупреждение и урегулирование межнациональных противоречий и конфлик-

88 ВЛАСТЬ 10’2007

тов на основе перспективного формирования экономических, правовых, политических и социально-психологических условий, предусматривающих решение всех межнациональных проблем в рамках единой национальной программы.

Исторический опыт свидетельствует, что при сильной центральной власти, политической и социально-экономической стабильности в обществе, при предпринимаемых правительством мерах по улучшению материального положения и сохранению этнокультурной самобытности, уровень межнациональной напряженности находится на низком уровне.

Идею ценности российской много-национальности четко сформулировал президент Российской Федерации В. В. Путин: «Россия богата не только ресурсами, она богата своей многонациональной культурой. Может быть, это ее самое большое достояние. Может быть, именно это делает ее трудно уязвимой и непотопляемой. Поэтому забота об этом культурном многообразии, в том числе языковом многообразии должна стать одним из приоритетов государства».

В последнее время власть добилась ослабления деструктивных процессов и относительной стабилизации межнациональной обстановки в России, но они могут вырваться при более слабой центральной власти. Потому что конфликт, который базируется на страстях, легко возбуждается и управляется с помощью примитивных националистических лозунгов и пиара.

В таких условиях современная государственная национальная политика должна стать, как никогда раньше, национально-региональной, учитывающей специфику конфликтно опасных субъектов как Северного Кавказа, так и всей России. Только такая политика в состоянии обеспечить реализацию общенациональной задачи укрепления единства народов и целостности территорий российского государства.

За последние десятилетия в межнациональных отношениях накопилось немало проблем и тому есть объективные и субъективные причины. К решению этих проблем нужно подходить осторожно и обдуманно, не принимать скоропалительных решений и в то же время не запаздывать с решительными действиями. К сожалению, довольно

часто при обсуждении вопросов, связанных с обострением межнациональных отношений, мнение простого народа мало кого интересует. Втянутый в межнациональный конфликт, он становится «слепым орудием» в руках разного рода нечистоплотных политиков и лжена-ционалпатриотов. За каждым межнациональным конфликтом стоят драма народов, исковерканные человеческие судьбы. Самое опасное в таких конфликтах — появление злобы и ненависти между народами, которые совсем не давно мирно существовали, не задумываясь о национальной принадлежности. Перенос в память будущих поколений старых обид, несправедливости, которые не были сняты или не получили правовой государственной оценки, должного общественного порицания. Такие явления могут в будущем подталкивать этнические группы к более радикальным шагам, вплоть до вооруженного конфликта. России уже имела такой печальный опыт на Кавказе.

Что же необходимо сделать, чтобы оптимизировать межнациональные отношения, нейтрализовать все негативные проявления, мешающие установлению межнационального мира и согласия? Мы полагаем, прежде всего необходимо глубокое, объективное и всестороннее исследование происходящих в стране процессов, независимо от политической конъюнктуры. Только тогда мы получим полную картину происходящего, что позволит найти необходимые правильные решения. Упор исключительно на работу правоохранительных органов, на силовые методы не решит проблему вражды и нетерпимости на национальной или религиозной почве. Необходимо принять комплекс мер общегосударственного масштаба: в политической, социально-экономической сфере в системе образования и просвещения, в области культуры и СМИ. При этом нельзя игнорировать исторический опыт добрососедского сосуществования носителей различных культур и религий в многонациональной России на протяжении многих веков. Вместе с тем важное место в деле достижения межнационального мира и согласия в России, должны занять общественные институты и традиционные российские религиозные конфессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.