Научная статья на тему 'Национальные интересы имежнациональные конфликты:вопросы взаимосвязи и взаимовлияния'

Национальные интересы имежнациональные конфликты:вопросы взаимосвязи и взаимовлияния Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1446
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ) КОНФЛИКТЫ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / INTERNATIONAL (INTER-ETHNIC) CONFLICTS / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL SECURITY / STATE / SOCIETY / SOCIAL / INTERNATIONAL RELATIONS / NATIONAL / MIGRATION POLICY / FORMATION / REALIZATION OF NATIONAL INTERESTS / NATIONAL MINORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мелконян Аня Завеновна

В статье исследуются национальные интересы и межнациональные конфликты с позиции взаимосвязи и взаимовлияния. Анализируются факторы взаимовлияния, а также официальные документы. Обозначаются проблемы обеспечения,формирования и реализации национальных интересов. Делается вывод о двойственной их природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL INTERESTS AND INTERNATIONAL CONFLICTS: THE ISSUES OF THE RELATIONSHIP AND INFLUENCE

Thenational interests and international conflicts from the point of view of relationship andinfluence are considered. The factors of influence and also the official documents are analyzed. The problems of ensuring, formation and realizationof national interests are marked.The conclusion about their dual nature is made.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы имежнациональные конфликты:вопросы взаимосвязи и взаимовлияния»

УДК: 340:323.1

ББК: Х01+Ф5

Мелконян А.З.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

Melkonyan A.Z.

THE NATIONAL INTERESTS AND INTERNATIONAL CONFLICTS: THE ISSUES OF THE RELATIONSHIP AND INFLUENCE

Ключевые слова: национальные интересы, национальная безопасность, государство, общество, социальные, межнациональные (межэтнические) конфликты, межнациональные отношения, национальная, миграционная политика, формирование, реализация национальных интересов, национальные меньшинства.

Keywords: national interests, national security, state, society, social, international (inter-ethnic) conflicts, international relations, national, migration policy, formation, realization of national interests, national minorities.

Аннотация: в статье исследуются национальные интересы и межнациональные конфликты с позиции взаимосвязи и взаимовлияния. Анализируются факторы взаимовлияния, а также официальные документы. Обозначаются проблемы обеспечения, формирования и реализации национальных интересов. Делается вывод о двойственной их природе.

Abstract: the national interests and international conflicts from the point of view of relationship and influence are considered. The factors of influence and also the official documents are analyzed. The problems of ensuring, formation and realizationof national interests are marked. The conclusion about their dual natureis made.

Действительность последних лет обусловлена возрастанием значимости национального вопроса в жизни любого государства, что одновременно вызывает необходимость обращения к сфере его национальных интересов и к проблемам их обеспечения.

На территории многих государств развиваются процессы, для которых характерны различного рода социальные конфликты, рост терроризма и экстремизма. А такой фактор как многонациональность государств выступает фундаментальной предпосылкой возникновения, в первую очередь, межнациональных конфликтов1.

Проблема межнациональных

конфликтов на сегодняшний день актуализировалась и в Российской Федерации. Причем особую актуальность

:См.: Жуков А.А. Причины этнополитических конфликтов (на основе рассмотрения грузино-абхазского конфликта) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 3. С. 31.

она приобрела в связи с достаточно яркими и широко освещаемыми событиями последних лет: карельская Кондопога в 2006 г., Манежная площадь в 2010 г., московский район Западное Бирюлево в 2013 г.

«Российское централизованное

государство изначально зарождалось и развивалось как государство

многонациональное, объединяющее многие народы, либо покоренные в ходе многочисленных войн, либо добровольно вступившие в его состав, видя в этом шаге единственно возможный способ

самосохранения»2.

Уже сейчас Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических)

государств мира, на территории которого по

2 Тимошев, Р.М. Право наций на самоопределение и современные межнациональные конфликты. URL: http: // cyberleninka.ru/ article/n/pravo-nat... (дата обращения 29.10.2013).

данным Всероссийской переписи населения 2010 г. Проживают представители 193 национальностей1.

«Опыт зарубежных стран и мировой опыт в целом показывают, что национальный аспект - постоянный спутник развития государственности в многонациональном обществе. Ни одно многонациональное государство не гарантировано от межэтнических конфликтов, несмотря на развитые демократические институты и

экономическое благополучие»2.

Вместе с тем, любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в процессе принятия решений, своевременно выявлять источники обострения напряженности в национальных отношениях и использовать

государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий3.

Как видим, национальные интересы в жизни многонационального общества играют далеко не последнюю роль. В то же время, обеспечение национальных интересов по-прежнему остается главной задачей любого государства, от степени защищенности которых зависит

национальная безопасность, а также положение государства, как во

внешнеполитическом,

так

и

во

внутриполитической сфере . «Для обеспечения национальных интересов необходимо иметь понимание их природы, а также определение их зависимости от тех

1 См.: Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ 19.12.2012 г. № 1666 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2 Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. М., 2008. С. 184.

3 См.: Арзамаскин Н.Н. К вопросу о системном анализе факторов, влияющих на современную российскую государственность // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4 См.: Куняев Н.Н. Национальные интересы

Российской Федерации в информационной сфере на

современном этапе развития российского

государства // СПС «КонсультантПлюс».

или иных факторов» .

В нашем случае таким фактором становится межнациональный конфликт, влияющий одновременно как на формирование национальных интересов, так и на последующую их реализацию. То есть, когда происходит оформление

национальных интересов в определенные политические цели и задачи, которые ставят перед собой государство и общество, а также принимаются решения по приоритетности осуществления тех или иных национальных интересов, по выявлению путей претворения их в жизнь .

При этом влияние не всегда носит негативный характер. В связи с этим, справедливо замечено, что с позитивной точки зрения «конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем»7. В то же время, конкретизация национальных интересов по различным уровням может обеспечить всестороннее и полное их выражение.

В свою очередь, возникновению и стихийному развитию межнациональных конфликтов также способствует множество причин и факторов, сравнительным исследованием которых занимались и занимаются ученые. Они, т.е. Факторы, «обычно выступают скрыто от наблюдателей и иных социальных сил»8.

Так, в качестве примера можно взять ту же практику применения нижеследующих официальных документов.

В частности, существенное раздражение вызывает неисполнимость закона, как в случае с Федеральным Законом «О территориях традиционного природопользования коренных

малочисленных народов Севера, Сибири и

Там же.

6 См.: Трухачев В.В. Сущность и содержание политических механизмов формирования и реализации национальных интересов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: международные отношения. 2010. № 2. С.25.

7 Иванихин, А.А. Социальные конфликты в современном мире: дис. ... канд. филос. наук. М., 2003. С. 61.

8 Мустафаев, Ф.М. Современные межнациональные конфликты и компромиссы северо-кавказского региона // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1. С. 131.

Дальнего Востока Российской Федерации», который с момента его принятия, с 2001 г., как справедливо замечает руководитель Центра публично-правовых исследований Института законодательства и

сравнительного правоведения Л.В. Андриченко, фактически ни разу не применялся1. «Неисполнимость

федерального закона вызывает

существенное раздражение представителей коренных малочисленных народов. Сегодня вопросы, связанные с защитой исконной среды обитания, традиционного образа жизни, перенесены в основном на уровень субъектов Федерации, но и субъекты Федерации далеко не активны, к сожалению, в этом вопросе»2.

Как видим, в таких случаях крайне важно устанавливать четкий механизм реализации заложенных прав, исключив впоследствии риск получения на деле красивой декларации.

В настоящее время существенное раздражение вызывает вопрос ио бюджетном равноправии субъектов Российской Федерации. В частности, особый интерес связан с Чеченской Республикой, как одной из главных получательниц дотаций из общероссийского бюджета, и принятием, соответственно, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского

о

федерального округа до 2025 г. .

Так, по данным проведенной проверки расходования бюджетных средств в Чеченской Республике, Счетная палата обнаружила финансовые нарушения на 7,9 млрд руб. По мнению экспертов контрольного органа, основными проблемами в Чечне является «недостаточная проработка вопросов

1 См.: Андриченко Л.В. Выступление в Государственной Думе РФ 01.11.2013 г. на заседании «Открытая трибуна» на тему «Национальная политика». URL: // http://www.duma.gov.ru/analytics/library/open-tribune/tribuna.pdf (дата обращения 28.12.2013).

2 Там же.

3 Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально -экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 40. Ст. 5107.

финансово-экономического обоснования мероприятий «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.», а также отсутствие согласованности и финансово-экономической увязки инвестиционных программ региона с субъектами

- 4

естественных монополий» .

Результаты проверки вызвали в России общественную дискуссию под лозунгом «Хватит кормить Кавказ». Тем временем, опрос фонда «Общественное мнение» показал: почти половина россиян считают, что Чечня стоит федеральному бюджету слишком дорого5.

Все это, так или иначе, влияет на динамику развития межнациональных отношений, а именно способствует развитию в них напряженности. «Когда начинают кричать: «Хватит кормить Кавказ», - ждите, завтра неизбежно последует призыв: «Хватит кормить Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Подмосковье»6. Это как раз из тех случаев, когда выделение приоритетных интересов приводит к так называемому их дисбалансу, что априори допускать не следует.

Таким образом, как видим, нерешенные проблемы в сфере межнациональных отношений и некоторые просчеты в государственной национальной политике Российской Федерации, чаще всего, способствуют обострению межнациональных (межэтнических)

противоречий и конфликтов. Такие конфликты уже сейчас относят к одной из самых острых проблем современной России. Причем с этой проблемой вплотную столкнулись и самые развитые и благополучные страны.

По данным Министерства

здравоохранения и социального развития

4 Счетная палата проверила использование бюджетных средств в Чеченской Республике.иЯЬ: http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/21032013/ (дата обращения 20.01.2014).

5 См: Счетная палата насчитала в бюджете Чечни финансовых нарушений почти на 8 млрд. рублей. URL: http://www.newsru.com/finance/21mar2013/sp che chnya.html (дата обращения 20.01.2014).

6 Путин В.В. «Россия: национальный вопрос». URL: http: // putin2012.ru/events/95 (дата обращения 16.11.2013).

Российской Федерации, в последние годы во всем мире отмечается увеличение числа межэтнических и межрелигиозных конфликтов, экстремизм вышел на уровень глобальной проблемы. Так, в США процветает расизм, сохраняется

антисемитизм и этническая дискриминация. В Европе повсеместно растет насилие на расовой почве, резко ухудшились отношения между этническим

большинством и меньшинствами1.

В связи с этим рассмотрение проблематики межнациональных

отношений имеет важное теоретическое и практическое значение. Об этом свидетельствуют и цифры: по некоторым неофициальным источникам, в период с 1991 по 1999 гг. Число погибших в межнациональных конфликтах только на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек2.

При этом, ученые и политики, как верно замечает А.А. Жуков, по-разному оценивают причины межэтнических противоречий и конфликтов в зависимостиот их теоретико-

методологических подходов и

политической ориентации3.

Для одних причиной возникновения национальных конфликтов выступает расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп)4.

Для других же объективными

1 См.: Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.01.2012 г. «Учебно-методическое пособие «Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений - одно из направлений обеспечения национальной безопасности». URL: http: // www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70030894/ (дата обращения 23.10.2013).

2 См.: Кокшаров Н.В. Причины и факторы межнациональных конфликтов. URL: http: // conflic-tologLnarod.rrndocs/journal.. .koksharov.htm (дата обращения 03.11.2013).

3 См.: Жуков А.А. Указ.статья. С. 31-32.

4 См.: Целищев Н.Н. Межнациональные

конфликты и национальная безопасность России (К

совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) // Известия Уральского федерального университета.

Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 62. № 1-2. С. 8.

причинами обострения межэтнической напряженности могут быть: последствия серьезных деформаций национальной политики; результат серьезного ухудшения экономического положения в стране, что порождает недовольство и вражду у различных слоев населения, негативные настроения которых канализируются прежде всего в сфере межнациональных отношений; любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера5.

Вместе с тем, возникновению межнационального конфликта, наряду с объективными причинами, может способствовать и искусственное создание для этого условий, в первую очередь, для прикрытия вполне личных (корыстных) интересов, в ущерб национальным. В то же время, конфликт - это еще один повод для отвлечения народа от действительного положения дел в стране и ее насущных проблем.

Зачастую мощное влияние на становление и разрешение

межнационального конфликта оказывают средства массовой информации, что «вполне закономерно и объяснимо, так как именно они призваны выражать состояние

дел в обществе и быть рупором его идейных

~ 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

течений» .

Работа некоторых СМИ по освещению таких конфликтов стала предметом критики со стороны президента Российской Федерации В.В. Путина: «СМИ и интернет-сообщества часто подхватывают и тиражируют именно раскрученную «национальную» версию или помогают тем, кто хочет раскрутить эту «национальную» версию и трактовку конфликта»7. Тем самым журналисты, как добавил глава государства, сознательно или по глупости, в

См.: Кокшаров Н.В. Указ.статья.

Яковлева, О.М. Межнациональные конфликты в освещении федеральной и региональной прессы // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Серия: Социология. Политология. 2008. Т. 8. № 1. С. 74.

7Путин раскритиковал работу прессы по освещению межнациональных конфликтов. URL: http: //www.radiomayak.ru/news/show/id/75257 (дата обращения 03.11.2013).

силу низкой профессиональной

квалификации, еще более усугубляют ситуацию1.

В целях предотвращения искаженного информационного освещения конфликтной ситуации, Министерство регионального развития Российской Федерации рекомендует оперативно доводить до общественности сведения о развитии ситуации и деятельности органов по ее ликвидации, а также организовывать брифинги, пресс-конференции, ^адио- и телеинтервью руководства в СМИ .

Безусловно, мероприятия подобного рода в целом будут иметь положительный эффект, однако это не панацея от «этнологического невежества

журналистов»3 и информационного потока «желтой» прессы, нагнетающих тему национальных конфликтов. В подобных случаях речь уже должна идти о защите общества от конфликтогенного воздействия недобросовестных и непрофессиональных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную

4

ситуацию .

На сегодняшний день национальный вопрос достаточно серьезно осложнен еще и миграционным фактором. Незаконная миграция подчас приводит к росту социальной напряженности, обострению многочисленных противоречий

(межнациональных, межрелигиозных и др.), к конфликтам на межнациональной основе5. Об этом, в частности, могут свидетельствовать последние события октября 2013 г., связанные с беспорядками, возникшими на национальной почве в столичном районе Западное Бирюлево.

Впоследствии Президентом

1 См.: Там же.

2 См.: Приказ Министерства регионального развития РФ от 29.06.2007 г. № 57 «Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений» // СПС «КонсультантПлюс».

3 Киреев, Х. Межэтнические конфликты в России: истоки и решения // Власть. 2007. № 10. С. 86.

4 См.: Там же.

5 См.: Старцев Г.В. Влияние незаконной мигра-

ции на террористическую активность в Северо-

Кавказском федеральном округе // СПС

«КонсультантПлюс».

Российской Федерации был подписан закон, детализирующий полномочия региональных и муниципальных властей и их ответственность за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отставки руководителей, которые не смогли их избежать6. Наряду с этим разработана Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, принято около 30 законов, которые прямо или косвенно регулируют тему миграции.

Так, в целях совершенствования миграционного законодательства в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» были внесены поправки, запрещающие нанимать приезжих под видом

высококвалифицированных специалистов для работы в розничной торговле7. Ранее же, после того как в Карелии произошло межэтническое столкновение, в результате которого погибли люди, был введен запрет иностранным гражданам работать продавцами на рынках, в палатках и прочей розничной торговле вне магазинов, чтобы впоследствии избежать возможных конфликтов8.

Одновременно с этим высказываются различные предложения, связанные с

См.: Федеральный закон Российской Федерации от 22.10.2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» URL: // http://www.rg.ru/2013/10/23/mezhnacionalnye-site-dok.html (дата обращения 28.12.2013).

7 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» URL: // http://www.rg.ru/2013/05/14/pravo-dok.html (дата обращения 28.01.2014).

8 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 г. № 947 «Об установлении на 2011 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» URL: //http://www.rg.ru/ 2010/12/08/migrant-dok.html (дата обращения 21.01.2014).

урегулированием имеющихся

миграционных проблем: начиная от принятия постановления о создании тридцать первого комитета

Государственной Думы - по вопросам внешней и внутренней миграции, вплоть до введения уголовной ответственности за использование труда нелегальных мигрантов1.

Как видим, для решения проблем миграционного характера мы располагаем достаточно полноценным арсеналом правовых средств. Вопрос лишь в том, насколько эффективны такие правовые инструменты с точки зрения их реализации, и исполнимы подобные предложения (имея ввиду, что неисполнимость принятых правовых механизмов может привести к развитию напряженности в

межнациональных отношениях)?

В частности, если взять ту же ситуацию на рынках, то, как можно было заметить, она особо не изменилась.

Что касается Федерального Закона от 22.10.2013 г. № 284-ФЗ, которым определены полномочия и ответственность региональных и местных органов властей, то здесь следует, в первую очередь, обратить внимание, как справедливо замечает

Л.В. Андриченко, на вопрос о том, имеется ли на сегодняшний день у муниципальных образований кадровый и экономический потенциал для решения указанных выше проблем2.

Более того, не столкнемся ли мы впоследствии с проблемой исполнения предписаний об открытости информации о возникающих межнациональных

конфликтах? Другими словами, не будут ли замалчиваться подобные инциденты или же подаваться в искаженной форме, в угоду этой власти?

Таким образом, обобщая

вышеизложенное, было бы уместным на

1 См.: Власова О.Ю., Нилов О.А. Выступление в Государственной Думе РФ 01.11.2013 г. на заседании «Открытая трибуна» на тему «Национальная политика». URL: // http://www.duma.gov.ru/analytics/ library/open-tribune/tribuna.pdf (дата обращения 28.12.2013).

2 См.: Там же.

тезисном уровне выделить основные причины (факторы), лежащие в основе возникновения конфликтной ситуации и определяющие ее динамику:

1) фактор, связанный с политическими взглядами, интересами, расстановкой политических сил. «Именно вопросы власти, роли местных национальных элит, стремящихся к ее обладанию, связи властных органов и процессов распределения правомочий, экономических ресурсов, материальных благ, обладание определенными привилегиями - являются исходной основой для понимания причин роста межнациональной напряженности и, как ее следствие, конфликтов, ущемления прав личности, интересов конфликтующих сторон»3;

2) социально-экономический фактор (проблемы, достигшие своего пика в социальной и экономической сферах, не позволяющие удовлетворять необходимые потребности, высокий уровень социального и имущественного неравенства и т.д.);

3) национальный (этнический) фактор, связанный с уровнем национального самосознания, упущениями в национальной политике (в частности, неадекватная национальная политика по отношению к этносам-меньшинствам, неадекватно сформулированные и неоднозначно воспринятые национальные интересы), национальной идеей или ее отсутствием, размыванием традиционных нравственных ценностей народов и др.

Стоит отметить, что проблема выработки объединяющих народы идей и целей в последнее время приобрела наиболее обсуждаемый и ярко выраженный характер. Связано это с тем, что, во-первых, «процесс нациестроительства в России до

4

сих пор не закончен» , а, во-вторых, «для современной России такая идея является средством соединения интересов государства с интересами различных слоев населения и каждого человека»5.

Вместе с тем, важно не повторять

' Кокшаров, Н.В. Указ.статья.

Кочетков, В.В. Национальная идея России и конституционализм: опыт философии власти // Философия права. 2010. № 6. С. 70. 5 Морозова, Л.А. Указ.соч. С. 184.

ошибки прошлого, закончившиеся, по справедливому замечанию В.В. Кочеткова, катастрофическими социальными и геополитическими последствиями1, а также не допустить случаев превращения национальной идеи в механизм манипуляции массовым сознанием, препятствующий формированию реального общенационального интереса2.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о двойственной природе национальных интересов. Другими словами, национальные интересы, испытывая на себе влияние уже возникшего межнационального конфликта, одновременно могут стать и причиной его возникновения.

1 Речь в данном случае идет о трех наиболее известных попытках конструирования национальной русской идеи. Первая, разработанная еще в XVI веке, известна своим лозунгом «Москва - Третий Рим». Вторая концепция - доктрина «официальной народности», сформулированная в XIX веке. Третья - Россия как первая социалистическая держава -реализовывалась уже в XX веке. Как известно, эти три концепции обладали одним сходством: интересы личности приносились в жертву интересам властвующей элиты (См.: Кочетков В.В. Указ.статья. С. 70).

2 См.: Мусихин Г.И. Деформация механизма формирования национального интереса. URL: http://polis.isras.ru/files/File/puvlication/2000-

1/2001 1 Musikhin.pdf(дата обращения 13.03.2014).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андриченко, Л.В. Выступление в Государственной Думе Российской Федерации 01.11.2013 г. На заседании «Открытая трибуна» на тему «Национальная политика». URL: // http://www.duma.gov.ru/analytics/library/open-tribune/tribuna.pdf (дата обращения 28.12.2013).

2. Арзамаскин, Н.Н. К вопросу о системном анализе факторов, влияющих на современную российскую государственность // Справочно-правовая система «консультантплюс».

3. Власова, О.Ю., Нилов, О.А. Выступление в Государственной Думе Российской Федерации 01.11.2013 г.на заседании «Открытая трибуна» на тему «Национальная политика». URL: // http://www.duma.gov.ru/analytics/library/open-tribune/tribuna.pdf (дата обращения 28.12.2013).

4. Жуков, А.А. Причины этнополитических конфликтов (на основе рассмотрения грузино-абхазского конфликта) // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010.

№ 3. - С. 31.

5. Иванихин, А.А. Социальные конфликты в современном мире: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2003. - С. 61.

6. Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.01.2012 г. «Учебно-методическое пособие «Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений - одно из направлений обеспечения национальной безопасности». URL: http: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70030894/ (дата обращения 23.10.2013).

7. Киреев, Х. Межэтнические конфликты в России: истоки и решения // Власть. -2007. - № 10. - С. 86.

8. Кокшаров, Н.В. Причины и факторы межнациональных конфликтов. URL: http: // conflictolog1.narod.ru>docs/joumal...koksharov.htm (дата обращения 03.11.2013).

9. Кочетков, В.В. Национальная идея России и конституционализм: опыт философии власти // Философия права. - 2010. - № 6. - С. 70.

10. Куняев, Н.Н. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере на современном этапе развития российского государства // СПС «КонсультантПлюс».

11. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. - М., 2008. - С. 184.

12 Мусихин, Г.И. Деформация механизма формирования национального интереса. - URL: http://polis.isras.ru/files/File/puvlication/2000-1/2001 1 Musikhin.pdf (дата обращения 13.03.2014).

13. Мустафаев, Ф.М. Современные межнациональные конфликты и компромиссы Северо-Кавказского региона // Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 1. - С. 131.

14. Никулин, М.И. Национальные правовые системы и особенности взаимодействия государств в условиях глобализации // СПС «КонсультантПлюс».

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 г. № 947 «Об установлении на 2011 г. Допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» URL: // http://www.rg.ru/2010/ 12/08/migrant-dok.html (дата обращения 21.01.2014).

16. Приказ Министерства регионального развития РФ от 29.06.2007 г. № 57 «Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений» // СПС «КонсультантПлюс».

17. Путин, В.В. Россия: национальный вопрос. URL: http: // putin2012.ru/events/95 (дата обращения 16.11.2013).

18. Путин раскритиковал работу прессы по освещению межнациональных конфликтов. URL: http: // www.radiomayak.ru/news/show/id/75257 (дата обращения

03.11.2013).

19. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 40. - Ст. 5107.

20. Старцев, Г.В. Влияние незаконной миграции на террористическую активность в Северо-Кавказском федеральном округе // СПС «КонсультантПлюс».

21. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ 19.12.2012 г. № 1666 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

22. Счетная палата проверила использование бюджетных средств в Чеченской Республике. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/21032013/ (дата обращения

20.01.2014).

23. Счетная палата насчитала в бюджете Чечни финансовых нарушений почти на 8 млрд. Рублей. URL: http://www.newsru.com/finance/21mar2013/sp chechnya.html (дата обращения 20.01.2014).

24. Тимошев, Р.М. Право наций на самоопределение и современные межнациональные конфликты. URL: http: // cyberleninka.ru/article/n/pravo-nat... (дата обращения 29.10.2013).

25. Трухачев, В.В. Сущность и содержание политических механизмов формирования и реализации национальных интересов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2010. - № 2. - С. 25.

26. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» URL: // http://www.rg.ru/2013/05/14/pravo-dok.html (дата обращения 28.01.2014).

27. Федеральный закон Российской Федерации от 22.10.2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений»URL: // http://www.rg.ru/2013/10/23/mezhnacionalnye-site-dok.html (дата обращения 28.12.2013).

28. Целищев, Н.Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - Т. 62. - № 1-2. - С. 8.

29. Яковлева, О.М. Межнациональные конфликты в освещении федеральной и региональной прессы // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Серия: Социология. Политология. - 2008. - Т. 8. - № 1. -С. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.