Научная статья на тему 'Межэтническая напряженность как фактор правонарушений несовершеннолетними в республике Дагестан'

Межэтническая напряженность как фактор правонарушений несовершеннолетними в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
145
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КСЕНОФОБИЯ / КОНФЛИКТ / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исаков Салман Асланович, Гаджиев Гаджияв Магомедович

В статье проводится анализ межэтнической напряженности в Республике Дагестан. Описываются особенности Дагестана и выделяются современные проблемы республики. Обозначены основные факторы межэтнической напряжённости. Предложены новые решения остродискуссионной теоретической проблемы национального вопроса в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Исаков Салман Асланович, Гаджиев Гаджияв Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межэтническая напряженность как фактор правонарушений несовершеннолетними в республике Дагестан»

Общественные и гуманитарные науки

• ••

99

Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ, 2008. № 4. С. 67-73. 6. Устинова Т. Д. Расширение уголовной ответственности за незаконное предпринимательство // Журнал российского права. 2003. N 5. С. 103.

References

1. Federal Law of 29, July, 2009. # 216-FZ. "On Amendments to Clause 178 of the Criminal Code of the Russian Federation": Meeting of the legislation of the Russian Federation ", 03.08.2009, # 31. Cl. 3922. 2. Presidential Decree of

09.06.2010 3 690 (ed. from 01.07.2014) On approval of the Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020: Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2010. # 24. Cl. 3015. 3. Bezverkhov A. G.

Return of "administrative prejudice" in the criminal legislation of Russia // Russian justice. 2012. # 1. P. 48-53.

4. Kadyrmetov M. A. Improvement of legislation on liability for crimes committed in the extraction of living aquatic resources, as special legal measure (Criminology) prevention of crimes in this area // Russian investigator. 2008. # 10. P. 14. 5. Radchenko V. I. Sitting well. Almost a quarter of the male population has already passed the prison universities // Bulletin of the Federal Chamber of Lawyers of Russia, 2008. # 4. P. 67-73. 6. Ustinova T. D. The expansion of criminal liability for illegal business // Journal of Russian law. 2003. # 5. P. 103.

Literatura

1. Federal'nyj zakon ot 29 ijulja 2009. № 216-FZ. «O vnesenii izmenenija v stat'ju 178 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii»: Sobranie zakonodatel'stva RF", 03.08.2009, N 31. St. 3922. 2. Ukaz Prezidenta RF ot 09.06.2010 N 690 (red. ot 01.07.2014) Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoj antinarkoticheskoj politiki Rossijskoj Federacii do 2020 goda: Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2010. № 24. St. 3015. 3. Bezverhov A. G. Vozvrashhenie "ad-

ministrativnoj prejudicii" v ugolovnoe zakonodatel'stvo Rossii // Rossijskaja justicija. 2012. N 1. S. 48-53.

4. Kadyrmetov M. A. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za prestuplenija, sovershaemye v sfere dobychi vodnyh bioresursov, kak pravovaja mera special'nogo (kriminologicheskogo) preduprezhdenija prestuplenij v dannoj sfere // Rossijskij sledovatel'. 2008. № 10. S. 14. 5. Radchenko V. I. Horosho sidim. Pochti chetvert' mu-

zhskogo naselenija uzhe proshla tjuremnye universitety // Vestnik Federal'noj palaty advokatov RF, 2008. № 4. S. 6773. 6. Ustinova T. D. Rasshirenie ugolovnoj otvetstvennosti za nezakonnoe predprinimatel'stvo // Zhurnal rossijskogo prava. 2003. N 5. S. 103.

Статья поступил в редакцию 10.03.2015 г.

УДК 323 (470.67)

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

THE INTER-ETHNIC TENSION AS A FACTOR OF THE JUVENILE DELINQUENCY IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

© 2015 Исаков С. А., Гаджиев Г. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Isakov S. A., Gadzhiev G. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье проводится анализ межэтнической напряженности в Республике Дагестан. Описываются особенности Дагестана и выделяются современные проблемы республики. Обозначены основные факторы межэтнической напряжённости. Предложены новые решения остродискуссионной теоретической проблемы национального вопроса в республике.

Abstract. The authors of the article analyze the inter-ethnic tension in the Republic of Dagestan. They describe the features of Dagestan and highlight the current problems of the republic. They also signify the main factors of the interethnic tension in the Republic of Dagestan and offer new solutions for the fierce theoretical issue of the ethnic aspect in the Republic of Dagestan.

Rezjume. V stat'e provoditsja analiz mezhjetnicheskoj naprja.zhennosti v Respublike Dagestan. Opisyvajutsja oso-bennosti Dagestana i vydeljajutsja sovremennye problemy respubliki. Oboznacheny osnovnye faktory mezhjetnicheskoj naprja.zhjonnosti v Respublike Dagestan. Predlozheny novye reshenija ostrodiskussionnoj teoreticheskoj problemy nacional'nogo voprosa v Respublike Dagestan.

100

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

Ключевые слова: межэтническая напряженность, национальность, национализм, национальные отношения, национальная политика, ксенофобия, конфликт, проблема.

Keywords: inter-ethnic tension, nationality, nationalism, ethnic relations, national politics, xenophobia, conflict, problem.

Kljuchevye slova: mezhjetnicheskaja naprjazhennost', nacional'nosti, nacionalizm, nacional'nye otnoshenija, nacional'najapolitika, ksenofobija, konflikt, problema.

Уникальность Дагестана в национальном (этническом) составе, где на сравнительно небольшой территории, по данным всероссийской переписи 2002 года, проживают представители 102 национальностей, более 60 народностей [1]. Национальности тесно взаимосвязаны между собой посредством многонациональносмешанных браков.

К сожалению, то, что является нашей ценностью, является и самой сложной нашей проблемой. На основе анализа социально - политической ситуации в республике мы сделали вывод о том, что национальный вопрос является частью вопроса о власти, а корни его - в социально-экономических факторах. Криминологи также считают, что преступность - понятие наднациональное, вызванное социальноэкономическими, а не этническими факторами. Феномен этнической преступности является фактором роста межнациональной напряжённости.

Во всем мире национальный элемент является самым тревожным в совершении преступлений. Из - за национальных противоречий происходят не только преступления, но и передел территорий. Напомним свежие примеры: отделение Восточного Тимора от Индонезии (2002 г.), Черногории от Сербии и Черногории (2006 г.), Косово от Сербии (2008 г.), Южной Осетии и Абхазии от Грузии (2008 г.), Южного Судана от Судана (2011 г.). Из новейшей истории - отделение Крыма от Украины и переход к России. В 2014 г. в Луганской и Донецкой областях Украины были организованы референдумы, по итогам которого в 2014 году были провозглашены Луганская Народная Республика и Донецкая Народная Республика. Две республики объединились, и на их базе создано новое независимое государство - Новороссия.

Национализм более характерен для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, южных районов России, в частности, для Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской и Волгоградской областей. Ситуативные проявления ксенофобии возникали в относительно спокойных регионах: Карелии (Кондопога), Свердловской (Сагра), Нижегородской (Арзамас) и Саратовской областях (Пугачев).

Необходимо отойти от национальных предпочтений, а проблемы национального согласия, мира и взаимопонимания должны стать краеугольным камнем политического курса республиканского руководства.

Мы едины на протяжении тысячелетий, у нас не было войн и крупных конфликтов на национальной почве, но современное состояние в области национальных отношений заставляет скептически смотреть на будущее. Мы не перешли ту стадию, когда нам будет безразлична национальность руководителя, только он бы

заботился о благополучии населения, одинаково подходил к разрешению вопросов всего населения, не уделял большое внимание району, откуда сам родом или где проживают его земляки, и правительство формировал без оглядок на национальность кандидата. Правительство в республике формируется по национальному составу, органы власти на местах формируются по тому же принципу, органы власти распределены между национальностями, даже вузы в республике имеют национальное определение.

06.10.2014 г. эксперты Центра изучения национальных конфликтов (ЦИНК) и федерального информационного агентства «Клуб регионов» опубликовали исследование по национальной напряженности в субъектах России за 2014 год. Согласно результатам исследования, Чечня возглавила рейтинг регионов Российской Федерации, там отсутствуют доказанные насильственные действия на межнациональной почве, а Дагестан оказался в рейтинге одним из самых первых по количеству конфликтов и преступлений на национальной почве наряду с Москвой и Ханты-Мансийским автономным округом. Реакция руководителей республики на результаты исследования была нулевой.

Трансграничность и оперативность средств массовой информации и возрастающее влияние блогеров лишают чиновников на местах возможности «замять» межнациональный конфликт или подать его как бытовой. Избежать нагнетания ситуации и перерастания ее в социальный взрыв можно только грамотными решениями, принимаемыми с учетом общественных настроений [2].

Будучи президентом Республики Дагестан, М. Г. Алиев в 2007 году на одной из пресс -конференций сказал: «Не зафиксировано ни одного преступления на этой почве. Красота Дагестана не в том, что много народов, а в единстве этого многообразия» [3]. Преступлений нет, причин для подобного рода преступлений множество, и простыми программами, которые разрабатываются, эту проблему не решить. Столько противоречий возникает в связи с национальными проблемами, но власть их не привыкла афишировать, публично говорить о них, но это не означает, что их нет. Как бы в миниатюре, в республике проявляются многие характерные для всей России проблемы национальных отношений, основными факторами которых выступают:

- низкий социально-экономический уровень населения, приводящий к «поиску виновных» и ксенофобским проявлениям;

- высокая безработица на фоне демографического взрыва;

Общественные и гуманитарные науки

101

• ••

- деиндустриализация региона в постсоветский период;

- массовая бедность населения, особенно горных районов;

- высочайший уровень коррумпированности;

- ставшие традиционным распределение власти по национальному принципу и клановость;

- земельные споры между этносами, вызванные внутрирегиональной миграцией из горных районов в равнинные, а также проблемой дележа пастбищ жителями разных районов (что приводит, в том числе к массовым дракам). Земельный конфликт усугубляется отсутствием документов на самовольно возведенные строения [2], и вместе с тем воскрешает исторические обиды и вносит элемент межэтнической розни. Уместно привести в качестве примера самый известный межнациональный конфликт в Республике Дагестан, продолжающийся несколько лет, между жителями кумыкских поселков Тар-ки, Кяхулай и Альбуркент, ссылающихся на исторические документы, подтверждающие права на 100 гектаров земли в местности Кара-ман около Махачкалы, относящегося к Кумтор-калинскому району Дагестана и лакских сел Кумторкалинского района, переселенцев из Новолакского района. 12 мая 1991 года на III съезде Народных депутатов Дагестана было принято решение о восстановлении Ауховского района (но без земель, переданных в 1944 году Казбековскому району) и о переселении лакцев Новолакского района на земли севернее Махачкалы и образовании там нового Новолакского района. Однако, полное переселение лакцев из Новолакского района на новое место жительства до сих пор не произошло [4];

- распространение радикального ислама;

- религиозная вражда между салафитами и суфиями;

- отсутствие внятной национальной политики («бумажная» национальная политика);

- упущения национальной политики предыдущих лет;

- низкая культура межнационального общения;

- противостояние элит и кланов;

- мощный отток населения, прежде всего, молодежи, из Дагестана в Москву и другие экономически развитые регионы. С одной стороны, это позволяет в какой-то степени разрядить обстановку в самой республике, с другой - повышает «среднероссийский» уровень межэтнической напряженности и формирует негативное отношение к выходцам с Кавказа;

- отсутствие ответственности СМИ, зачастую раздувающих конфликты;

- этнизация внутриэлитной борьбы, т. е. стремление народов сохранить свою самобытность, закрепить принадлежность к определенному этносу.

В заключение следует сделать выводы, на которые нам бы хотелось, чтобы государственные органы обратили внимание:

1. Сохранение действующей национальной политики является серьезной угрозой нараста-

ния межэтнической напряжённости в республике в скором будущем.

2. Нерегулируемая внутренняя миграция неизбежно приведет к росту этнической преступности и, как следствие, к росту ксенофобии.

3. Внутренняя и внешняя миграция населения Дагестана связана с высоким уровнем безработицы. Нами отмечалось, что причины межнациональных конфликтов стоит искать в первую очередь в экономической, затем в социальной и политической сферах. Республиканская власть самостоятельно не справляется с межнациональной напряженностью, поэтому федеральный центр должен взять бремя разрешения региональных проблем на себя.

4. Федеральная власть переложила ответственность за проведение национальной политики на местах на региональные власти, а региональная власть - на органы местного самоуправления. Муниципальная власть не обладает необходимым инструментарием управления для разрешения межэтнических конфликтов, пусть и на местах.

5. Необходимо проведение политики предупреждения конфликта на национальной почве, в противном случае он автоматически повышает уровень ксенофобии в целом по республике.

6. Межнациональная напряженность носит латентный характер и может вылиться в стихийный протест под влиянием резонансного преступления с участием какой-либо национальности.

7. Особою обеспокоенность у власти должно вызывать увеличение приверженцев радикализма и экстремизма, проблему которой местная власть абсолютно не в состоянии решить собственными силами. Недееспособность и политика самоустранения местной власти увеличивает градус межнационального напряжения.

8. Причина межнациональных конфликтов заключается также в культурной изоляции некоторых дагестанцев, что ведет, с одной стороны, к неадекватному поведению выходцев с Кавказа в других регионах страны, с другой - к формированию образа врага-мигранта в сознании русской молодежи.

9. Отсутствие толерантного воспитания и культуры межнационального общения приводят население республики к закрытости, в то время как в мире идет процесс глобализации, сближения государств, народов, культур. Дагестанец рождается и растет с национальными предпочтениями, мешающими ему открыться полиэтническому миру.

10. Необходимо возрождение федеральной национальной политики и совместная с республиканским правительством разработка эффективных моделей предотвращения межэтнических угроз, так как региональная власть фактически реагирует на проблемы ситуативно и постфактум.

11. Беспечна практика в сфере урегулирования межнациональных конфликтов, усиливания карательной функции, вместо налаживания диалога и разрешения мирным путем [2].

12. В результате отсутствия общей практики правоприменения за одни и те же правонару-

102

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

шения к различным представителям национальностей может применяться разная мера наказания - от символического штрафа до реального тюремного заключения.

13. Анализируя межэтнические конфликты, мы пришли к выводу, что их число заметно снижается при высокой динамике политикоэкономических процессов. Например, в период проведения Олимпийских игр конфликтов на национальной почве не наблюдалось.

14. Проблему национальных отношений невозможно разрешить без активного включения в работу общественных формирований гражданского общества. Властям необходимо разработать программы, побуждающие к участию в решении межнациональных проблем общественные формирования, а при власти создать общественные советы, наделенные реальными полномочиями по разрешению межнациональных конфликтов в стадии зарождения.

15. В 90-е годы вопросы эмиграции русскоязычного населения из республики поднимали, но от слов никто к делу не переходил. В настоящее время возникла серьезная проблема - дефицит учителей русского языка, являющихся его носителями. Плохое знание языка межнационального общения влечет целый ряд проблем, связанных с интеграцией в общество: во время службы в армии, при трудовой миграции в другие регионы, при усвоении норм поведения в местных сообществах. Постановлением правительства Республики Дагестан «Поддержка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014 -2017 годы», предусмотрена существенная поддержка русского населения. Общий объем финансирования запланированных программ составляет 373 млн рублей [5]. Необходима разработка программ привлечения в Дагестан русской интеллигенции для возрождения науки и культуры республики.

16. Внутридагестанские конфликты провоцируются также укоренившейся в республике

пагубной практикой национального квотирования, сопровождаемое негласным «маркированием» важных (прибыльных) должностей, сфер интересов, предприятий, земель. На протяжении полувека ключевые посты в республике достаются представителям двух наиболее многочисленных местных народов: аварцев и даргинцев. Представители иных крупных национальностей считают себя ущемленными и периодически пытаются изменить статус-кво или хотя бы получить «отступные». Ряд экспертов убежден, что такая система выгодна не республиканским элитам, а федеральному центру, который таким образом якобы пытается избежать дестабилизации обстановки. Существует мнение, что именно практика распределения власти по национальному принципу постоянно держит межэтнические отношения в Дагестане в напряженном состоянии, в которой заинтересованы руководители Дагестана для «торгов» с Москвой [2]. В то же время отказаться от нее в настоящее время не представляется возможным, так как эта практика позволяет достичь хотя бы хрупкого общественного согласия.

Можно прогнозировать: если эффективность государственной национальной политики останется на столь же низком уровне, межэтническая напряжённость в обществе будет расти, а география конфликтов - расширяться [2]. Нас многое объединяет, но в нашей республике есть очень тонкое место - национальности - нам из этого тонкого места надо свить канат, который невозможно будет разорвать. Для этого надо изменить подходы к национальной политике.

Дагестанцы показывают потрясающее чувство единения в переломные периоды республики на протяжении всей ее истории, когда приходит беда, теперь нам жизненно необходимо показать дружбу и единение и в мирное время для созидания светлого будущего нашей республики.

Литература

I. Всероссийская перепись населения 2002 года // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.perepis2002.ru

(дата обращения: 11.10.2014 г.). 2. Центр изучения национальных конфликтов (ЦИНК) и федеральное информационное агентства «Клуб Регионов». Гроздья гнева. Рейтинг межэтнического напряженности в регионах России // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/index.html (дата обращения:

II. 10.2014 г.). 3. РИА Новости. В Дагестане нет преступлений на национальной почве - Алиев // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://ria.ru/politics/20071221/93677250.html (дата обращения: 11.10.2014 г.).

4. Кавказский узел. Жители таркинских поселков в Дагестане не согласились с решением комиссии по урегулированию конфликта в Карамане // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/ 234384/ (дата обращения: 11.10.2014 г.). 5. Постановление Правительства РД от 13.12. 2013 г.№ 656 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Поддержка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014-2017 годы». СПС «КонсультантПлюс// [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru / regbase/cgi/online.cgi?req= doc;base= RLAW346;n=20829 (дата обращения: 15.10.2014 г.).

References

I. All-Russia population census of 2002 // [Electronic resource] - access mode: URL: www.perepis2002.ru (date of access:

II. 10.2014). 2. Centre for the study of ethnic conflicts (CSEC) and the Federal information Agency "Club of the Regions". The grapes of wrath. Rating of inter-ethnic tensions in the regions of Russia // [Electronic resource] - access Mode: URL: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/index.html(date of access: 11.10.2014). 3. RIA Novosti. In Dagestan there is no crime on a national basis -Aliev// [Electronic resource] - access Mode: URL: http://ria.ru/politics / 20071221/93677250.html (date of access: 11.10.2014). 4. Kavkazsky Uzel. Residents of Tarki villages in Dagestan did not agree with the decision of the Commission for the settlement of the conflict in Karaman// [Electronic resource] - access Mode: URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/234384/ (date of access: 11.10.2014). 5. Resolution of the Gov-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

103

ernment of Dagestan from 13.12.2013, # 656 “The approval of the state program of the Republic of Dagestan support residents and returnees in the Republic of Dagestan of the Russian population in the years 2014-2017”. ATP«СonsultantРlus» // [Electronic resource] - access Mode:URL: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi? req=doc;base=RLAW346;n=20829 (date of access: 15.10.2014).

Literatura

1. Vserossijskaja perepis' naselenija 2002 goda // [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: www.perepis2002.ru (data obrashhenija: 11.10.2014 g.). 2. Centr izuchenija nacional'nyh konfliktov (CINK) i federal'noe informacionnoe

agentstva «KlubRegionov». Grozd'ja gneva. Rejting mezhjetnicheskogo naprjazhennosti v regionah Rossii // [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/index.html (data obrashhenija: 11.10.2014 g.). 3. RIA Novosti. V Dagestane net prestuplenij na nacional'noj pochve - Aliev// [Jelektronnyj resurs] Rezhimdostupa: URL: http://ria.ru/politics/20071221/93677250.html (data obrashhenija: 11.10.2014 g.). 4. Kavkazskij uzel. Zhiteli tarkin-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

skih poselkov v Dagestane ne soglasilis' s resheniem komissii po uregulirovaniju konflikta v Karamane // [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/234384/ (data obrashhenija: 11.10.2014 g.).

5. Postanovlenie Pravitel'stva RD ot 13.12.2013 g. № 656 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmyRespubliki Dagestan "Podderzhka prozhivajushhego i vozvrashhajushhegosja v Respubliku Dagestan russkogo naselenija na 2014-2017 gody». SPS «Konsul'tant Pljus // [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: http://base.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi? req= doc; base=RLAW346;n=20829 (data obrashhenija:15.10.2014 g.).

Статья поступила в редакцию 04.03.2015 г.

УДК: 340, 342

ВОЗМОЖНОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ)

CONCEPTUAL LEGAL REGULATION OPPORTUNITIES OF THE FOUNDATIONS OF RELIGIOUS RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA)

© 2015 Цгоев Т. В.

Владикавказский институт управления, Конституционный суд РСО-Алания

© 2015 Tsgoev T.V.

Vladikavkaz Institute of Management, Cconstitutional Court of the Republic of North Ossetia-Alania

Резюме. В статье рассматриваются возможности концептуального правового регулирования основ религиозных отношений в Российской Федерации (на примере РСО-Алания). Проводится анализ отдельных перспектив такого регулирования с выявлением ряда проблемных моментов, а также предлагаются способы и направления нормативного и иного решения обозначенных проблем.

Abstract. The author of the article considers the conceptual legal regulation of the foundations of religious relations in the Russian Federation (on the example of North Ossetia-Alania). He analyzes the individual prospects of such a regulation with the identification of a number of problematic issues, and suggests ways and directions of regulatory and other solutions to identified problems.

Rezjume. Vstat'e rassmatrivajutsja vozmozhnosti konceptual'nogo pravovogo regulirovanija osnov religioznyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii (na primere RSO-Alanija). Provoditsja analiz otdel'nyhperspektiv takogo regulirovanija s vyjavleniem rjada problemnyh momentov, a takzhe predlagajutsja sposoby i napravlenija normativnogo i inogo reshenija oboznachennyh problem.

Ключевые слова: религиозные отношения, Северный Кавказ, экстремизм, межконфессиональный, правотворчество, терроризм, концепция регулирования, стратегия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.