Научная статья на тему 'Конфликтный потенциал межэтнических отношений в республике Дагестан'

Конфликтный потенциал межэтнических отношений в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
531
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / INTERETHNIC RELATIONS / REPUBLIC OF DAGESTAN / LAND DISPUTE / ETHNIC REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адиев Асланбек Залимханович

Статья посвящена анализу этнополитической ситуации в Республике Дагестан. В работе описаны характеристики современных региональных и локальных проблем в сфере межэтнических отношений, обозначены факторы дестабилизации общественно-политической ситуации в республике, среди которых наиболее актуальными в сфере межэтнических отношений представляются земельные споры, прошлые конфликты и проблема представительства этнических групп при распределении властных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict potential of the interethnic relations in the Republic of Dagestan

Article is devoted to the analysis of an ethnopolitical situation in the Republic of Dagestan. In work characteristics of modern regional and local problems in the sphere of the interethnic relations are described, factors of destabilization of a political situation in the republic among which the most actual in the sphere of the interethnic relations land disputes, the last conflicts and a problem of representation of ethnic groups are represented at distribution of imperious positions are designated.

Текст научной работы на тему «Конфликтный потенциал межэтнических отношений в республике Дагестан»

УДК 323.1

Адиев А.З. Adiev A.Z.

Конфликтный потенциал межэтнических отношений в Республике Дагестан

Conflict potential of the interethnic relations in the Republic of Dagestan

Статья посвящена анализу этнополитической ситуации в Республике Дагестан. В работе описаны характеристики современных региональных и локальных проблем в сфере межэтнических отношений, обозначены факторы дестабилизации общественно-политической ситуации в республике, среди которых наиболее актуальными в сфере межэтнических отношений представляются земельные споры, прошлые конфликты и проблема представительства этнических групп при распределении властных позиций.

Ключевые слова: межэтнические отношения, Республика Дагестан, земельный вопрос, этническое представительство

Article is devoted to the analysis of an ethnopolitical situation in the Republic of Dagestan. In work characteristics of modern regional and local problems in the sphere of the interethnic relations are described, factors of destabilization of a political situation in the republic among which the most actual in the sphere of the interethnic relations land disputes, the last conflicts and a problem of representation of ethnic groups are represented at distribution of imperious positions are designated.

Key words: interethnic relations, Republic of Dagestan, land dispute, ethnic representation

В последнее время среди факторов, влияющих на этнополити-ческую обстановку в Республике Дагестан, все больше превалируют внутренние: земельный вопрос, проблема восстановления Ауховского района и распределение властных позиций в контексте проблемы паритетного представительства этнических групп и учёта их интересов.

Земельный вопрос чрезвычайно политизирован в Дагестане, поскольку, как и в других регионах Российского Кавказа, земля здесь тесно связана с этничностью и рассматривается активистами этнических движений, журналистами и другими общественно-политическими деятелями как территория проживания конкретных народов (т.н. «этнические земли»). Особенно политизирован земельный вопрос в равнинной части Дагестана, где совместно со старожильческим населением (кумыки, русские, ногайцы и др.) проживают переселенцы-горцы (аварцы, даргинцы, лакцы и др.). Усугубляют этнополитическую ситуацию на равнине

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-0300440

АДИЕВ Асланбек Залимханович, к.полит.н., учёный секретарь Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН (г. Махачкала). E-mail: [email protected]

и долгосрочные этнодемографические изменения в структуре населения этих территорий, а также скорость этих изменений в пользу переселенцев. Дискурс «этнических земель» представителей равнинных народов, рассчитывающих на некое доминирующее положение как «хозяев на своей земле» перед переселенцами («гостями»), вступает в конфликт с позицией переселенцев и официальных властей республики, рассматривающих данный вопрос преимущественно с экономических позиций: земля — агроресурсный потенциал для привлечения инвестиций в регион. Конфликтный потенциал земельного вопроса наиболее очевиден в Бабаюртовском и Кумторкалинском районах Дагестана, а также в городском округе «город Махачкала».

Бабаюртовский район состоит из 15 сельских муниципальных образований, куда входят 22 населённых пункта с общим количеством жителей — 47 552 чел [4]. Этнический состав населения: кумыки (48 %), аварцы (20 %), ногайцы (16 %), даргинцы (6 %), чеченцы (6 %). На территории района расположены фермерские точки, хозяйства (кутаны) 24 горных районов Дагестана, арендующих у Правительства Республики Дагестан земли отгонного животноводства, находящихся в республиканской собственности. На этих землях с семидесятых годов XX века начали появляться населённые пункты с постоянным населением. Сейчас таких населённых пунктов на территории района, по данным администрации района, — 154, часть из них существует официально и административно входит в состав соответствующих горных районов, часть — не имеет официального статуса. Население таких сел на территории района составляет 47 тыс. чел., т.е. соразмерно населению собственно Бабаюртовско-го района. Из 336 тыс. га сельхозугодий за хозяйствами самого района, по оценкам местной администрации, осталось всего 46 тыс. га или 14 % сельхозугодий. Остальными землями района — 86 % всех угодий — пользуются хозяйства горных районов.

Наиболее резонансным среди земельных споров на территории Ба-баюртовского района является конфликт между жителями села Львов-ский-1 (кумыки) и тремя СПК из Казбековского района (аварцы). Предметом конфликта является участок пастбищных земель площадью 124 га, находящийся в непосредственной близости от села и используемый для выпаса скота и для сенокоса. Эти пастбища относятся к землям отгонного животноводства. Ещё в советское время этот участок был передан ряду колхозов и совхозов Казбековского района. В 2010 году Правительство РД подписало с хозяйствами тех же сел договор о предоставлении им спорных земель в аренду на 49 лет, однако жители Львовского-1 в резкой форме заявили протест по поводу этих решений. В 2010 и 2011 годах между жителями Львовского-1 и Казбековского района, хозяйствам которого были предоставлены эти земли, несколько раз происходили столкновения, после которых несколько человек были госпитализированы с огнестрельными ранениями. После этого правительство республики начало переговоры с представителями Казбековского района о предоставлении им альтернативных территорий на равнине, однако, эти переговоры по состоянию на начало 2016 года не дали конкретного результата.

Указанная проблема характерна и для Кумторкалинского района РД. В границах района имеются земли отгонного животноводства, на которых работают хозяйства пяти горных районов республики. 13 апреля 2015 г. в Кумторкалинском районе состоялся сход жителей, которые требовали проведения публичных слушаний при подготовке земельной реформы в республике. По словам председателя дагестанской региональной общественной организации «Сплочённость» З. Сулейманова, участники схода выступают за то, чтобы все земли, находящиеся в Кум-

торкалинском районе, были переданы в муниципальную собственность. По словам общественника: «в настоящее время из 125 тыс. га земли собственностью муниципального района являются лишь 26 тыс. га. Остальная земля находится в республиканской собственности в категории земель отгонного животноводства, и пользуются ею хозяйства горных районов. Один только Гунибский район владеет около 44 тыс. гектаров, а сельские поселения Кумторкалинского района (Тюбе, Темиргое и т. д.) не имеют земельного фонда. В целях рационального использования этих земельных угодий и соблюдения принципов социальной справедливости, сход жителей Кумторкалинского района принял резолюцию с требованием передачи земель из республиканской собственности в муниципальную собственность поселений Кумторкалинского района» [2].

Земельный спор в пригороде Махачкалы, в местности Караман, также имеет потенциал этнополитизации, где из-за участков общей площадью в 195 га столкнулись интересы населения пригородных кумыкских сел Тарки, Альбурикент и Кяхулай, лесного хозяйства и переселенцев из Новолакского района. С установлением советской власти в республике земли «Караман» были включены в состав земель одного из колхозов, сформированных из населения указанных кумыкских посёлков, и государственным актом в 1937 года переданы им в вечное пользование. После депортации жителей этих сел в Хасаюртовскую зону на земли репрессированных в 1944 году чеченцев, Караман, как и большинство земель к северу от Махачкалы, был передан в качестве пастбища отгонного животноводства колхозу одного из горных районов ДАССР. С 1985 г., когда произошло расширение Кировского района Махачкалы, прибрежная часть Карамана была включена в состав города. Кроме того, по данным администрации селения Новокули, Кара-ман становится частью переселяемого Новолакского района и решением администрации этого района делится на несколько равных частей для того, чтобы муниципалитеты всех перенесённых селений могли распоряжаться этой территорией. Это решение, как и резолюции Ш-го Съезда народных депутатов ДАССР, лидерами кумыкских пригородных посёлков не признается легитимным. Среди участников движения кумыкских пригородов Махачкалы за Караманские земли, по мнению, социолога Е. Варшавера, распространено представление, что: «когда-то все было хорошо, затем горцы забрали у нас власть и земли и поселились на них, чтобы решить проблему, нужно возвратить власть и земли» [1, с. 149]. Таков, «магистральный» таркинский дискурс, разделяемый большинством жителей посёлка.

Кумыкская общественность республики внимательно следит за ходом земельной реформы, проводимой в настоящее время в Дагестане. Так, 21 октября 2015 г. на парламентских слушаниях Народного Собрания (НС) РД обсуждался проект республиканского закона «О регулировании земельных отношений в РД». Новшествами в законопроекте, вызвавшими протестую реакцию со стороны кумыкской общественности республики, стали, во-первых, возможность передачи земель отгонного животноводства в муниципальную собственность территориально отдалённых районов. Во-вторых, наделение Главы РД дополнительными полномочиями в распределении земель, позволяющими должностному лицу предоставлять земельный участок из фонда республики или муниципалитета юридическим лицам без проведения торгов. В связи с обсуждением указанного законопроекта 4 ноября 2015 г. состоялся сход представителей 47 кумыкских сельских общин и общественных организаций, на котором была принята резолюция с требованиями:

♦ провести всенародное обсуждение целей, задач и принципов осуществления земельной реформы, и принять её на законодательном уровне Народным Собранием РД;

♦ предусмотреть приоритетное обеспечение земельными ресурсами местные хозяйства равнинных районов, передать земли отгонного животноводства и земли ГУПов из республиканской в муниципальную собственность равнинных районов;

♦ исключить из законопроекта полномочия Главы РД по передаче земель из республиканской в муниципальную собственность, а также юридическим лицам под инвестиционные проекты;

♦ все спорные вопросы землепользования решать через процедуры публичного обсуждения и создание согласительных комиссий;

♦ поручить исполкому Национального совета (кумыкского народа) организовать встречи в Полномочном представительстве Президента РФ в СКФО, Администрации Президента РФ, Госдуме РФ, Совете Федерации РФ — для обсуждения «катастрофического положения кумыкского народа» [2].

Активисты кумыкских общественных организаций заявляют, что из сегодняшнего процесса перераспределения земельной собственности исключены равнинные районы, на территории которых расположены эти земли, и исключено кумыкское население, для которых они являются ареалом их исторического и традиционного проживания. «Соответственно этот ареал, эта этническая территория кумыков сжимается», — считают активисты [6]. Они не хотят легализации поселений «отгонников» на равнинных районах и закрепления за ними земельных массивов, опасаясь не только утраты этнокультурного облика «кумыкских» равнинных районов, но и потери властных позиций в последующих выборных кампаниях.

Не менее острой, чем земельный вопрос является проблема восстановления Ауховского района Республики Дагестан, затрагивающая интересы чеченцев, аварцев и лакцев, проживающих в Казбеков-ском и Новолакском районах Дагестана. Казбековский район состоит из 18 населённых пунктов, население района — 40 410 чел [4]. В районе представлены две этнические общины: аварцы и чеченцы. Аварское население составляет абсолютное большинство (86 %) населения муниципалитета. Чеченцы — около 10 % от населения района, живут в сёлах Калининаул и Ленинаул. Основной общественно-политической проблемой района является оспаривание чеченскими общинами этих двух сел правомерности их нахождения в составе Казбековского района, и требование передать села в восстанавливаемый Ауховский район. В 1944 году два чеченских населённых пункта Юрт-Аух и Акташ-Аух переименованные позже в Калининаул и Ленинаул, соответственно, были переданы из ликвидируемого Ауховского района в состав Казбековского района после депортации чеченцев и заселены аварцами из соседнего села Алмак. После возвращения чеченцев из ссылки, им запретили селиться в бывшем Ауховском районе. В основном они размещались в сёлах Хасавюртовского и Бабаюртовского района. Кроме того, специально для возвратившихся чеченцев были созданы новые населённые пункты: Новосельское, Заречное, Мичурина (ныне микрорайоны г. Хасавюрт) и др. Начиная с конца 1980-х годов, чеченцы-акинцы активно добиваются восстановления «своего этнического» района, и после принятия закона о реабилитации в 1991 году на третьем Съезде народных депутатов ДАССР принято решение о восстановлении Ауховского района. Руководство Дагестана и Российской Федерации договорились с лакскими политическими лидерами о переселении лакцев на новое место жительства на побережье Каспийского моря вблизи Махачкалы. Аварцы отказались

переезжать и согласились на совместное проживание с чеченцами-акин-цами. В отношении сел Калининаул и Ленинаул нет договорённостей, что они входят в состав восстанавливаемого Ауховского района. Вместе с тем, чеченцы под восстановлением «своего» района понимают возвращение этих двух сел в состав будущего Ауха. Эти два села — фактически 40 % от территории бывшего Ауховского района. Сегодня в сёлах Калининаул и Ленинаул жители, по сути, разобщены по этническому принципу: чеченцы и аварцы живут параллельной жизнью — дети учатся в неформально «моноэтничных» школах; имамы мечетей, к сожалению, не обращаются к консолидирующей роли ислама (жители сел ходят в неформально «национальные» мечети). Аварцы и чеченцы не ходят на соболезнование друг другу. Молодёжь остро реагирует на бытовые стычки и разногласия, периодически случаются драки. В обоих населённых пунктах аварцы численно доминируют, но соблюдается пропорциональное этническое представительство в органах местного самоуправления. С 2007 года первым заместителем главы Казбековского района назначен представитель чеченской национальности. Соблюдение негласного этнического паритета в кадровой политике района и сел способствует снижению межэтнической напряжённости.

Новолакский район — основан в 1944 году. На общественно-политическую ситуацию в районе постоянно влияет проблема, связанная с восстановлением Ауховского района и переселением лакской части населения Новолакского района на «Новострой», а также неопределённость будущего совместного проживания аварской и чеченской части населения. Население на 1 января 2015 г. — 32 367 чел. [4]. Лакцы составляли в 1950-1980-е годы абсолютное большинство населения этого района: от 77,3 % в 1959 году до 50,9 % в 1989 году. В 2002 году лакцы составили уже 46,0 % населения района. А на сегодняшний день, по оценкам местных экспертов, многие жители района лакской национальности уже переселились в села «Новостроя» под Махачкалой. Соотношение этнических групп в структуре населения Новолакского района на сегодняшний день примерно таково: лакцы - 4 700 чел., чеченцы - 7 500 чел., аварцы

— 7 000 чел. А всё население района (т.е. вместе с жителями «Новостроя») в пропорциях: лакцы — 51%, чеченцы — 26%, аварцы — 23%.

Для переселения лакцев из Новолакского района в 1993 году были выделены 8,5 тыс. гектаров земли на территории Кировского района г. Махачкалы и Кизилюртовского (ныне Кумторкалинского) района республики. К настоящему времени данное решение остаётся нереализованным. Этому существует несколько причин: отказ части лакского населения покидать район; хроническое недофинансирование; отставание в темпах строительства домов для переселенцев; социально-экономическое не обустройство новых посёлков. К 2009 году полностью переселено лакское население только из двух небольших сёл Ахар и Шушия, которым возвращены прежние чеченские названия Банайюрт и Ямансу.

В районе соблюдается негласная система этнического квотирования в органы власти местного самоуправления. Сложилась практика «закрепления» должности главы муниципального района за лакцами. В структуре администрации района предусмотрены 7 заместителей главы района (из них: 4 лакца, 2 чеченца и 1 аварец). Председатель районного собрания депутатов — аварец. Руководители федеральных структур

— лакцы. Т.е. на сегодняшний день в руководстве района больше всех представлены лакцы, с завершением процесса переселения которых в структуре органов местного самоуправления района начнутся изменения, требующие пересмотра распределения властных позиций между чеченцами, аварцами и лакцами. Их будущее совместное проживание пока ещё не стало на повестку дня в общественно-политической жизни

республики. Вместе с тем, это один из злободневных вопросов, требующих взвешенных решений, рассчитанных на долгосрочную перспективу, ориентированную на сохранение межнационального мира и общественно-политической стабильности на территории района.

Ещё одним фактором, влияющим на межнациональные отношения в республике, является проблема соблюдения этнического паритета при распределении властных позиций, а также необходимость приоритетного представительства отдельных этнических групп в органах местной власти. Так, например, Кизлярский и Тарумовский районы Дагестана являются территориями, где действует система негласного этнического квотирования, поддерживающая представительство русских в органах местного самоуправления. Кизлярский район состоит из 22 сельских МО, куда входят 84 населённых пункта с населением 71 121 чел. Население района постепенно увеличивается: с 57 748 чел. по переписи 2002 года - до 71 121 чел. на 1 января 2015 года [4]. Доля русских и терских казаков в районе сократилась с 78,6 % (16 471 житель) в 1959 году до 12,33 % (8 294 жителей) в 2010 году, тогда как доля переселившихся горных народов Дагестана существенно увеличилась. Так, с 1959 по 2010 годы: доля аварцев с 4 % (862 человека) - до 46,62 % (31 371 человек), доля даргинцев - с 0,8 % (165 человека) до 19,46 % (13 092 человек).

Населённый некогда преимущественно русскими Кизлярский район превратился в муниципалитет с преимущественно аварским населением и электоратом, что отражается и на итогах выборных кампаний в органы местного самоуправления. Так, итоги выборов депутатов сельских поселений Кизлярского района 13.09.2015 г. показали, что в местные представительные органы из числа русских кандидатов прошло абсолютное меньшинство. Данная проблема обозначается в контексте приоритетности представителей русской национальности в руководящем звене органов местного самоуправления Кизлярского района. Приоритетность в этих муниципалитетах русских управленческих кадров обусловлена задачей содействия прекращению оттока русского населения из субъектов РФ СКФО, прописанной в Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года. В целях предотвращения оттока и возвращения русского населения в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, данной Стратегией прописаны такие меры, как: «создание социальных преференций для русского населения, предоставление возможностей для государственной и муниципальной службы, особенно в местах их компактного проживания» [5]. Вместе с тем, законодательно (нормативно-правовым образом) эти положения нигде не прописаны, так как это противоречило бы Конституции РФ. Помимо должности главы МО «Кизлярский район», в целях содействия прекращению оттока русских из региона, сложилась практика неформального «закрепления» должностей глав шести сельских поселений района за представителями русской национальности. К этим муниципальным образованиям относятся сельсовет Большеарешевский, сельсовет Большезадоевский, сельсовет Брянский, сельсовет Крайновский, село Тушиловка и село Южный. Но только в двух из них - сельсовете Брянском и селе Тушиловка - доля русских в составе населения муниципалитетов больше долей других этнических общин. В остальных случаях, из-за численного доминирования представителей других национальностей (аварцев), руководству Кизлярского района с трудом удаётся соблюдать «закрепленность» должностей глав этих сельских поселений за представителями русской национальности. Таким образом, изменения этнической структуры населения создают объективные препятствия продолжению практики «закрепления» должностей глав указанных поселений за русскими. Так,

на выборах сельских депутатов в МО «Сельсовет Большеарешевский» в сентябре 2015 года, победили кандидаты аварской национальности, которые изъявили желание избрать главой села представителя своей национальности. Руководство района просит сельских депутатов учесть сложившуюся практику приоритетности русских представителей. В выборах 2015 года эта проблема обозначилась только в одном сельсовете, а в последующих кампаниях подобная проблема может возникнуть и в других сельсоветах.

Тарумовский район состоит из 13 сельских МО, где проживают 32 507 человек. Население района постепенно увеличивается: по переписи 2002 г. в районе проживало 28 587 чел., а к началу 2015 г. - 32 507 чел. [4]. Основные этнические группы района: аварцы (11 329 чел.), даргинцы (7 448 чел.), русские (5 993 чел.), ногайцы (2 689 чел.). Доля русских и терских казаков в районе сократилась с 68,7 % (16 519 жителей) в 1959 году до 19,56 % (6 197 жителей) в 2010 году. Этнодемографические изменения, характеризующиеся постепенным незначительным приростом населения района и постепенным сокращением русского сегмента населения района, пока не предполагают существенной корректировки кадровой политики в районе, которая ориентирована на негласную приоритетность русских управленческих кадров, но в будущем они обязательно войдут в противоречие со сложившейся традицией.

Выводы. Представленный анализ конфликтного потенциала межэтнических отношений в Республике Дагестан позволяет сформулировать следующие выводы:

Земельные споры, связанные с землями отгонного животноводства, целесообразно рассматривать в индивидуальном порядке. Например, в случае с земельным конфликтом с участием жителей села Львовский-1 Министерству по управлению государственным имуществом РД можно рассмотреть возможность вывести данный участок из категории земель отгонного животноводства для последующей передачи в категорию земель сельских поселений.

В рамках решения вопросов, связанных с переселением жителей лакской национальности Новолакского района на новое место жительства и восстановлением Ауховского района, необходимо обеспечить постоянный мониторинг общественно-политической ситуации в Новолакском и Казбековском районах республики, не допуская каких-либо провокаций и спекуляций с этническим вопросом, способных вызвать эскалацию насилия в регионе. Необходимо учитывать сложившуюся непростую ситуацию в сфере межэтнических отношений при выделении земельных участков и в вопросах назначения на руководящие должности в бюджетных учреждениях, соблюдая пропорциональность в распределении ресурсов.

Система неформального этнического квотирования была и остаётся важным политическим явлением, присутствующим в управленческой практике дагестанского политического процесса. В каждом из конкретных случаев данный феномен имеет свои особенности и специфику, несмотря на то, что, в общем, под этой системой, понимается возможность и наличие в полиэтничных территориях республики представленности коренных (старожильческих) этносов или этнического большинства во властных структурах в различных квотных пропорциях. Эти квоты имеют неформальный, отчасти традиционный характер. Учёт интересов старожильческого (коренного) населения в условиях стремительных изменений в этнической структуре населения территорий из-за внутри-республиканских миграционных процессов путём использования административного ресурса для поддержки соответствующих кандидатов на выборные должности даёт лишь временный результат. Причём доби-

ваться этого результата с каждым разом будет все сложнее из-за объективных этнодемографических изменений.

Литература

1. Варшавер Е.А. Тарки-Караман: механизм одного земельного конфликта в Дагестане // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 5 (123), сентябрь-октябрь. С. 133-150.

2. Жители Кумторкалинского района Дагестана требуют решить земельный вопрос // Информационное агентство «РЕГНУМ». [Электронный ресурс]. URL: http://regnum.ru/news/economy/1914795.html (дата обращения: 18.11.2015 г.).

3. Крайнова Н. «Ещё чуть-чуть, и там начался бы кошмар...» Губденцы требуют отделения от Карабудахкентского района // Дагестанский еженедельник «Новое дело», 2007, № 13.

4. Оценка численности постоянного населения Республики Дагестан на 1 января 2015 года // Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан [Электронный ресурс]. URL: http://dagstat.gks.ru/ (дата обращения: 18.11.2015 г.).

5. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485-р. // Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/docs/3362/ (дата обращения: 11.01.2016 г.).

6. Участники схода кумыкского народа потребовали не допустить передела земель в Дагестане // Интернет-СМИ «Кавказский узел» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/272000/ (дата обращения: 13.12.2015 г.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Varshaver Е.А. Tarki-Karaman: mekhanizm odnogo zemel'nogo konflikta v Dagestane // Monitoring obshhestvennogo mneniya. 2014. № 5 (123), sentyabr'-oktyabr'. S. 133-150.

2. ZHiteli Kumtorkalinskogo rajona Dagestana trebuyut reshit' zemel'nyj vopros // Informatsionnoe agentstvo «REGNUM». [EHlektronnyj resurs]. URL: http://regnum.ru/news/economy/1914795.html (data obrashheniya: 18.11.2015 g.).

3. Krajnova N. «Eshhyo chut'-chut', i tam nachalsya by koshmar...» Gubdentsy trebuyut otdeleniya ot Karabudakhkentskogo rajona // Dagestanskij ezhenedel'nik «Novoe delo», 2007, № 13.

4. Otsenka chislennosti postoyannogo naseleniya Respubliki Dagestan na 1 yanvarya 2015 goda // Sajt territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Dagestan [EHlektronnyj resurs]. URL: http://dagstat.gks.ru/ (data obrashheniya: 18.11.2015 g.).

5. Strategiya sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya SKFO do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 6 sentyabrya 2010 g. № 1485-r. // Ofitsial'nyj sajt Pravitel'stva RF. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://government. ru/docs/3362/ (data obrashheniya: 11.01.2016 g.).

6. Uchastniki skhoda kumykskogo naroda potrebovali ne dopustit' peredela zemel' v Dagestane // Internet-SMI «Kavkazskij uzel» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/272000/ (data obrashheniya: 13.12.2015 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.