Научная статья на тему 'Возможности концептуального правового регулирования основ религиозных отношений в Российской Федерации (на примере республики Северная Осетия-Алания)'

Возможности концептуального правового регулирования основ религиозных отношений в Российской Федерации (на примере республики Северная Осетия-Алания) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ЭКСТРЕМИЗМ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ТЕРРОРИЗМ / КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цгоев Тамерлан Владимирович

В статье рассматриваются возможности концептуального правового регулирования основ религиозных отношений в Российской Федерации (на примере РСО-Алания). Проводится анализ отдельных перспектив такого регулирования с выявлением ряда проблемных моментов, а также предлагаются способы и направления нормативного и иного решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности концептуального правового регулирования основ религиозных отношений в Российской Федерации (на примере республики Северная Осетия-Алания)»

Общественные и гуманитарные науки

• ••

103

ernment of Dagestan from 13.12.2013, # 656 “The approval of the state program of the Republic of Dagestan support residents and returnees in the Republic of Dagestan of the Russian population in the years 2014-2017”. ATP«СonsultantРlus» // [Electronic resource] - access Mode:URL: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi? req=doc;base=RLAW346;n=20829 (date of access: 15.10.2014).

Literatura

1. Vserossijskaja perepis' naselenija 2002 goda // [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: www.perepis2002.ru (data obrashhenija: 11.10.2014 g.). 2. Centr izuchenija nacional'nyh konfliktov (CINK) i federal'noe informacionnoe

agentstva «KlubRegionov». Grozd'ja gneva. Rejting mezhjetnicheskogo naprjazhennosti v regionah Rossii // [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/index.html (data obrashhenija: 11.10.2014 g.). 3. RIA Novosti. V Dagestane net prestuplenij na nacional'noj pochve - Aliev// [Jelektronnyj resurs] Rezhimdostupa: URL: http://ria.ru/politics/20071221/93677250.html (data obrashhenija: 11.10.2014 g.). 4. Kavkazskij uzel. Zhiteli tarkin-

skih poselkov v Dagestane ne soglasilis' s resheniem komissii po uregulirovaniju konflikta v Karamane // [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/234384/ (data obrashhenija: 11.10.2014 g.).

5. Postanovlenie Pravitel'stva RD ot 13.12.2013 g. № 656 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmyRespubliki Dagestan "Podderzhka prozhivajushhego i vozvrashhajushhegosja v Respubliku Dagestan russkogo naselenija na 2014-2017 gody». SPS «Konsul'tant Pljus // [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: http://base.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi? req= doc; base=RLAW346;n=20829 (data obrashhenija:15.10.2014 g.).

Статья поступила в редакцию 04.03.2015 г.

УДК: 340, 342

ВОЗМОЖНОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ)

CONCEPTUAL LEGAL REGULATION OPPORTUNITIES OF THE FOUNDATIONS OF RELIGIOUS RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA)

© 2015 Цгоев Т. В.

Владикавказский институт управления, Конституционный суд РСО-Алания

© 2015 Tsgoev T.V.

Vladikavkaz Institute of Management, Cconstitutional Court of the Republic of North Ossetia-Alania

Резюме. В статье рассматриваются возможности концептуального правового регулирования основ религиозных отношений в Российской Федерации (на примере РСО-Алания). Проводится анализ отдельных перспектив такого регулирования с выявлением ряда проблемных моментов, а также предлагаются способы и направления нормативного и иного решения обозначенных проблем.

Abstract. The author of the article considers the conceptual legal regulation of the foundations of religious relations in the Russian Federation (on the example of North Ossetia-Alania). He analyzes the individual prospects of such a regulation with the identification of a number of problematic issues, and suggests ways and directions of regulatory and other solutions to identified problems.

Rezjume. Vstat'e rassmatrivajutsja vozmozhnosti konceptual'nogo pravovogo regulirovanija osnov religioznyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii (na primere RSO-Alanija). Provoditsja analiz otdel'nyhperspektiv takogo regulirovanija s vyjavleniem rjada problemnyh momentov, a takzhe predlagajutsja sposoby i napravlenija normativnogo i inogo reshenija oboznachennyh problem.

Ключевые слова: религиозные отношения, Северный Кавказ, экстремизм, межконфессиональный, правотворчество, терроризм, концепция регулирования, стратегия.

104

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

Keywords: religious relations, the Northern Caucasus, extremism, inter-religious, law-making, terrorism, the concept of regulation, strategy.

Kljuchevyeslova: religioznye otnoshenija, Severnyj Kavkaz, jekstremizm, mezhkonfessional'nyj, pravotvor-chestvo, terrorizm, koncepcija regulirovanija, strategija.

Как правило, любая религиозная система представляет собой совокупность определенных мировоззренческих, идеологических и иных взглядов, идей, принципов. В то же время подобные идеолого-мировоззренческие системы, исповедуемые религиозными организациями и группами, не всегда соответствуют государственной идеологии, основам государственного, конституционного строя. Государство, как и в случае с иными формами общественных объединений, не может не принимать в расчет, а в конкретных случаях не регулировать возникающие религиозные отношения, либо не пресекать те религиозные воззрения, которые противоречат основам конституционного строя, безопасности страны и обороноспособности государства. При отсутствии целостной государственной идеологии и действии прямого конституционного запрета на ее создание, в том числе и в религиозной сфере, в Российской Федерации приходится констатировать отсутствие четкой концептуальной основы правового регулирования религиозных отношений как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В то же время, на современном этапе, именно сфера религиозных и межконфессиональных отношений бросает государству вызовы, связанные, прежде всего, с ростом религиозного экстремизма и терроризма, угрозами религиозной безопасности [14. С. 53;

16. С 60 и др.]. В этих условиях несовершенство для рассматриваемой сферы общественных отношений основного государственного инструмента - правового регулирования, чревато дальнейшим усугублением ситуации, а задача формирования концептуальных основ правового регулирования религиозных отношений в Российской Федерации выходит на первый план.

Практика последних лет правотворчества показала достаточную эффективность формирования основ государственно-правовой политики (и по факту идеологии) в определенных сферах общественных отношений путем принятия единых документов- стратегий, концепций, доктрин и основ (основных направлений) государственной политики. Это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [1]3, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, Доктрина информацион-

3Стратегия отмечает в качестве одного из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации.

ной безопасности [2]4, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, и предложенный в ноябре 2014 года МВД Российской Федерации проект Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года, фактически одобренной Президентом России и др.

Конечно, далеко не все принятые программные документы, обозначающие основы конкретных направлений государственной политики, идеальны, но в то же время для правотворческих органов они служат определенным ориентиром при формировании и принятии нормативных правовых актов в соответствующих сферах общественных отношений. Они во многом выступают той самой государственной идеологической базой, запрет на формирование которой видится нам одним из самых существенных недостатков действующей Конституции Российской Федерации (статья 13, часть 2). В сфере религиозных отношений в Российской Федерации были неоднократные попытки разработки подобного концептуального документа [8; 9; 10]. При этом в обществе по-разному оценивалась перспектива принятия подобного документа как научным сообществом, так и представителями религиозных объединений. В том числе высказывались сомнения относительно целесообразности подобного документа в целом, со ссылкой на отсутствие в Конституции Российской Федерации и ее международных обязательствах ссылок на государственноконфессиональные отношения и государственную вероисповедную политику [3; 18].

Позволим себе не согласиться с указанными авторами, так как государство, на наш взгляд, не может оставлять без внимания столь значимую и во многих аспектах хрупкую сферу общественных отношений, как религия, без надлежащего правового регулирования. В свою очередь, для эффективного правового регулирования требуется четко обозначить цели, принципы, методы, направления и пр. Концептуальный, стратегический документ нужен безусловно. Что касается многочисленных споров о его наименовании (объем настоящей работы не позволяет подробно остановиться на них, они имеются в открытом доступе в сети Интернет) мы согласимся с вариантом «Концепция (Стратегия) развития религиозных отношений в Российской Федерации», который видится нам оптимальным. Независимо от его наименования потребность в документе безусловна как с точки зрения

4В качестве одной из угроз она определяет возможность нарушения общественной стабильности, нанесения вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фанатизм, а также тоталитарных религиозных сект.

Общественные и гуманитарные науки

105

• ••

обеспечения религиозной безопасности на федеральном уровне, так и в регионах. Требуется глубокая, нормативно-правовая переработка всех вопросов, связанных с построением эффективной системы противодействия религиозному и иным видам экстремизма.

Необходимо формирование основных приоритетов в области обеспечения религиозной безопасности и анализ факторов, способствующих ее моделированию, начало которой положено Конституцией Российской Федерации и Концепцией национальной безопасности [16. С. 83].

Именно поэтому особую актуальность для нас приобретает вопрос совершенствования регионального законодательства в области противодействия религиозному экстремизму, которое на сегодняшний день имеет неоднозначную оценку [15. С. 255]. Существует потребность нормативного отражения концептуальных особенностей государственной религиозной политики и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Такая потребность наблюдается нами и на примере Республики Северная Осетия-Алания. Собственная нормативно-правовая база республики, как и остальных субъектов Российской Федерации, в указанной сфере весьма скудна, и состоит из ряда актов, дублирующих федеральное правовое регулирование либо содержащих нормы, явно противоречащие федеральному законодательству, а также устанавливающих административную ответственность за отдельные виды правонарушений и утверждающих региональные государственные программы гармонизации отношений, профилактики и противодействия экстремистским проявлениям. Такие программы приняты во всех субъектах Российской Федерации в составе Северо-Кавказского федерального округа. Имеющаяся практика программно-целевого метода борьбы с экстремистскими проявлениями положительна и, на наш взгляд, необходима именно в профилактических целях. В то же время программы профилактики эффективны в превентивных целях, в борьбе же с уже сформированными экстремистскими взглядами, проявляющимися в определенных экстремистских действиях, необходима эффективная система мониторинга экстремистских проявлений и конфликтов, в том числе, на религиозной и межэтнической почве. В современных условиях важно не ослаблять идеологическую работу против религиознополитического экстремизма, активнее привлекать к этой работе органы государственной власти, местного самоуправления, общественность, ученых, деятелей культуры... [11. С. 94].

Представленная 20 ноября 2014 года Совету Безопасности Российской Федерации Министерством внутренних дел Российской Федерации проект Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года, ранее рассмотренный на Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и прошедший экспертизу в

министерствах и ведомствах, вероятно будет утвержден в ближайшее время [5]5.

В Стратегии основной акцент сделан на информационном подавлении экстремизма. Для этого предложено вести мониторинг СМИ и Интернета «с целью выявления пропаганды идеологии экстремизма» и разработки новых способов «ограничения доступа» к такой информации. Как следует из документа, предполагается создание общегосударственной системы мониторинга, профилактики и пресечений экстремистских проявлений, разработка программ по профилактике экстремизма и сепаратизма и адресное профилактическое воздействие на лиц, наиболее подверженных воздействию идеологии экстремизма [6] . В Парламенте Республики Северная Осетия-Алания еще в 2012 году был разработан проект Федерального закона «О внесении изменения в пункт 1 части 5 статьи 151 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», предполагающий расширение «черного списка» Роскомнадзора за счет «экстремистских материалов, материалов и продукции, направленных на нарушение межнационального мира и согласия, либо открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, либо направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе». Указанный проект закона был направлен на предварительную правовую экспертизу в Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, однако был получен отрицательный отзыв с замечаниями правового и редакционного характера. В то же время отмечается, что разработчики Стратегии ищут новые способы ограничения доступа к опасной информации: не исключается, что черный список Роском-надзора будет расширен [12].

Вследствие постоянного нарастания угроз религиозного экстремизма и терроризма, становится понятным, что государство не может воздерживаться от проведения регулирующей религиозной политики. Безусловно, такая политика должна быть одновременно и эффективной и выверенной. При этом весьма важным аспектом в регулировании общественных отношений является наличие не только регулятора в форме правовых норм, но и наличие регулирующего органа. Как известно, на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует единый регулирующий орган ответственный за религиозные и межконфессиональные отношения. В качестве объективных

5Вместе с тем, как подчеркнул Президент России В. В. Путин на указанном заседании Совета Безопасности России «Противодействие экстремизму не имеет ничего общего с борьбой с инакомыслием. У нас свободная, демократическая страна, и её граждане вправе иметь своё мнение и высказывать это мнение, вправе быть в оппозиции к власти».

106

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

причин этому можно назвать федеративное устройство Российской Федерации, существующее конституционное разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами, разрозненность и многогранность религиозных и связанных с ними отношений и пр. При этом после 70-летнего советского периода тотального регулирования рассматриваемой сферы, общество перешло в иную крайность. Статья 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 «О свободе вероисповеданий» закрепляла положение, что на территории РСФСР не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповедания [2]. Несмотря на то, что в действующем Федеральном законе от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» не содержится подобных жестких ограничений, в Российской Федерации до сих пор отсутствует единый орган, прямо отвечающий за религиозные отношения, развитие межконфессионального диалога и взаимодействие государства с религиозными объединениями и группами. Отсутствуют и подобные органы в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации.

Независимо от сущности государственной вероисповедной политики, направлена ли она на поддержку одной церкви, на «изживание религиозных предрассудков», или же, в новых исторических условиях - на реализацию принципа светского государства, следует констатировать, что сама возможность реализации какой-либо вероисповедной политики обусловлена наличием соответствующего органа. Проведение любой политики всегда нуждалось в наличии единого информационного поля и базы данных, профессионально подготовленных специалистов, в координации действий государственных структур центра и регионов [11 . С. 111].

В то же время возникают обоснованные сомнения в способности даже единого федерального органа в одиночку учесть особенности общественных отношений в отдельных регионах. Особенно если это касается такой чувствительной и не всегда поддающейся регулированию сферы, как религиозная. Субъекты Российской Федерации порой сильно отличаются друг от друга как в географическом, территориальном, экономическом, культурном и социальном аспекте, так и в этническом, ментальном, языковом и иных аспектах. Религиозная ситуация в разных субъектах федерации также может значительно отличаться друг от друга. Эти различия отчетливо видны и на примере «пестрого» в религиозном смысле Северного Кавказ. В частности, специфическая религиозная картина наблюдается и в Республике Северная Осетия-Алания. На наш взгляд ее нельзя сравнить ни с одним из субъектов не только Северо-Кавказского федерального округа, но в целом Российской Федерации.

В качестве существенных особенностей Республики Северная Осетия-Алания в религиозно-конфессиональной сфере можно отметить:

1. «Немусульманский» статус республики, расположенной среди республик Северного Кавказа с населением преимущественно исповедующим ислам. Этот статус приводит к усиленному вниманию со стороны федерального центра, а также Русской православной церкви как «форпоста России на Кавказе» и как основного плацдарма для развития православия, «почва в котором для этого наиболее благоприятна». Справедливости ради, стоит отметить определенную обоснованность указанных суждений. В то же время это приводит и к негативным последствиям. Республика, как и соседние регионы, за последние десятилетия многократно становилась жертвой чудовищных терактов наряду с этим отличающихся определенной спецификой. Теракты, происходившие на территории Республики Северная Осетия-Алания были, как правило, направлены против мирного населения, в то время как теракты, происходящие в соседних регионах Северного Кавказа, большей частью направлены против представителей государственной власти, зданий государственных органов, коммуникаций и пр. Подавляющее большинство (по нашим подсчетам, примерно до 97 %) исполнителей террористических актов, произошедших на территории республики, (осужденных, либо находящихся в розыске за указанные деяния) не являются уроженцами республики и не проживали на ее территории. Эти аспекты, по нашему мнению, требуют соответствующих выводов, а также применения соответствующих приемов и способов в борьбе с религиозным и межэтническим терроризмом и экстремизмом со стороны, прежде всего, силовых структур на территории республики и сопредельных регионов. Меры профилактического характера, ввиду явной «приш-лости» религиозного терроризма в республике, видятся лишь вспомогательными, по крайней мере на сегодняшний день. Наряду с этим, профилактическую основу борьбы с религиозным и межэтническим экстремизмом также необходимо формировать, совершенствовать, в том числе и в вопросах нормативноправового регулирования.

2. Наличие помимо крупнейших религиозных конфессий России - православия и традиционного ислама, множества иных религиозных организаций и групп в основном христианского (чаще протестантского) и реже исламского толка, чего нельзя отметить в остальных республиках Северного Кавказа, а также наличие в республике наряду с указанными конфессиями очень крупной общины веками исповедующей уникальные традиционные осетинские народные верования и убеждения монотеистического толка [3; 4. С. 97-104; 7; 17; 13]. Это позволяет говорить о весьма специфических особенностях «конфессиональной» карты республики, что также требует, на наш взгляд, индивидуального нормативного регулирования. В этой связи, су-

Общественные и гуманитарные науки

107

• ••

щественна практическая, можно сказать, «неписанная» политика государственных органов, органов местного самоуправления и средств массовой информации в данной сфере. В частности, имеют значение практики взаимодействия публичных образований с действующими в республике религиозными организациями и религиозными группами. К сожалению, в республике диалог государства не с «основными» (исламскими и православными) религиозными организациями и группами практически отсутствует, что лишает возможности взаимодействия с государством по религиозным вопросам значительные группы населения республики. Одновременно государство вследствие отсутствия диалога с ними, теряет существенную, на наш взгляд, основу для развития религиозного и межконфессионального взаимопонимания. Эта политика может быть расценена и как нарушающая закрепленное статьей 14 Конституции Российской Федерации равенство религиозных объединений перед законом. К тому же это приводит к вынужденному переходу к «оппозиционности» тех религиозных объединений и групп, с которыми государство не стремится наладить диалог.

Безусловной спецификой отличаются и преимущественно «мусульманские» субъекты Северного Кавказа. Нельзя, с нашей точки зрения, применяя единую религиозную политику и стратегию, закрепляемую на федеральном уровне, не видеть и не учитывать особенности религиозной и межконфессиональной ситуации в Республике Дагестан или в Кабардино-Балкарской республике. Особенности религиозной и межконфессиональной ситуации в каждом из субъектов Российской Федерации требуют, на наш взгляд, индивидуального правового регулирования на основе единых принципов, закладываемых на федеральном уровне. При этом, как отмечают некоторые авторы, достаточно нестабильная государственно-конфессиональная ситуация в регионе не получит позитивного развития, пока не будет обеспечено равенство прав и свобод всех официально зарегистрированных религиозных организаций перед законом [15. С. 262].

Нужна соответствующая требованиям Конституции Российской Федерации продуманная политико-правовая стратегия противодей-

ствия экстремистской деятельности и основанная на ней система федерального законодательства, которая дала бы четкие правовые ориентиры существующему законодательству субъектов Российской Федерации [15. С. 275].

Таким образом, видится целесообразным наделить полномочиями в указанной сфере один федеральный орган государственной власти и создать соответствующие структуры в субъектах Российской Федерации координационного, аналитического, экспертного характера и одновременно на федеральном уровне нормативно определить общие принципы их работы.

Таким образом, подытожив проведенный анализ, можно сделать следующие выводы относительно возможностей концептуального регулирования религиозных отношений в Российской Федерации:

- необходимо обеспечить равенство прав и свобод всех религиозных организаций и религиозных групп перед законом и государством;

- необходимо формировать и совершенствовать профилактическую основу борьбы с религиозным и межэтническим экстремизмом и терроризмом, в том числе и в вопросах ее нормативно-правового и программноцелевого регулирования;

- целесообразно наделить полномочиями в религиозной сфере один федеральный орган государственной власти и создать соответствующие структуры координационного, аналитического, экспертного характера в субъектах Российской Федерации;

- на федеральном уровне требуется принятие Концепции (либо Стратегии) развития религиозных отношений в Российской Федерации, в которой, в том числе необходимо определить общие принципы работы соответствующих государственных и муниципальных структур в субъектах федерации;

- необходимо нормативно отразить концептуальные особенности государственной религиозной политики и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, учитывая соответствующие федеральные нормы.

Публикация подготовлена в рамках научного проекта РГНФ № 14-13-15002

Литература

1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444. 2. Утверждена Президентом РФ 09 сентября 2000 года

№ Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября. 3. Бурьянов С. А., Мозговой С. А. Цели и методы религиозной политики. Нужна ли России концепция отношений государства с религиозными объединениями? // Независимая газета. Религии, 24 октября 2001. 4. Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 21. Ст. 240. 5. Джанаев С. Х.

Три Слезы Бога. Владикавказ: Изд-во СОИГСИ им. В. И. Абаева, 2007. 6. Дзацеев Д. Р. Зангиева З. Н. Религиозное мировоззрение осетин // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов Х Международной научнопрактической конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. С. 97-104.

7. Заседание Совета Безопасности. www.kremlin.ru URL: http://www.kremlin.ru/news/ 47045> (последнее посещение - 21 ноября 2014 г.). 8. Заседание Совета Безопасности. www.rg.ru URL: http://www.rg.ru/

2014/06/20/extremizm-site.html> (последнее посещение - 26 ноября 2014 г.). 9. Камболов Т. Т. К какому храму ведет осетинская дорога. URL: http://iratta.com/stati/12204-k-kakomu-hramu-vedetosetinskaya-doroga.html> (последнее посещение - 21 ноября 2014 г.). 10. Концептуальные основы государственно-церковных отношений в Российской Федерации. Проект каф. религиоведения РАГС при Президенте Российской Федерации от 8 июня 2001 года / под рук. Н. Трофимчука // Независимая газета. Религии. 2001. 27 июня. № 12 (83). С. 10-12.

108

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

11. Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации. Проект Института государственно-конфессиональных отношений и права (И. В. Понкин, А. В. Ситников) и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве (В. Н. Жбанков) от 19 июня 2001 года // Независимая газета. Религии. 2001. 22 августа. № 16 (87). С. 11. 12. Концепция Государственной рели-

гиозной политики Российской Федерации. Проект каф. религиоведения РАГС при Президенте Российской Федерации от ноября-декабря 2003 года. Редакционная группа: О. Ю. Васильева, заведующая кафедрой религиоведения РАГС, А. В. Журавский и А. И. Кырлежев, сотрудники кафедры // URL: http://religioved.narod.ru/religioved/016.htm (последнее посещение - 26 ноября 2014 г.) 13. Магомедов А. М. Правовое регулирование религиозных объединений в Республике Дагестан. Дисс. ... канд. юрид. наук. 2002. 14. МВД разработало стратегию борьбы с экстремизмом в интернете. URL: www.km.ru. URL: http://www.km.ru/v-rossii/2014/06/20/mvd-rossii/742860-mvd-razrabotalo-stretegiyu-borby-s-ekstremizmom-v-internete> (последнее посещение - 26 ноября 2014 г.).

15. Народная религия осетин. URL: http://abaevan.livejournal.com/72056.html> (последнее посещение - 21 ноября 2014 г.) и др. 16. Некоторые авторы выделяют в отдельную категорию понятие «религиозной безопасности». См. : Идрисов Р.Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2002. 17. Пролетенкова С. Е. Административно-правовое регулирова-

ние противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации. Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2013. 18. Сластилина Ю. В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 19. Сергей Бурьянов. Концепция Государ-

ственной религиозной политики как зеркало российских государственно-конфессиональных отношений в понимании кафедры религиоведения РАГС при Президенте URL: http://www.portal-credo.ru/site/? act= fresh&id=195 (последнее посещение - 26 ноября 2014 г.). 20. Темирханов С. А. (И. Г.) Народная религия осетин. Владикавказ,

1922 // Рукопись из Архива СОНИИ.

References

1. The decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2009 # 537 "The national security Strategy of Russian Federation until 2020" // LC RF. 2009. # 20. Art. 2444. 2. Approved by the President of the Russian Federation 09, September, 2000 # PR-1895 // Rossiyskaya Gazeta. 2000. September, 28. 3. Buryanov S. A., Mozgovoy S. A. Aims and methods of religious politics. Does Russia need the concept of the relationship of the state with religious associations? // NG-Religions, October, 24, 2001. 4. Statements of DNS and SS RSFSR, 1990, # 21. Art. 240.

5. Dzhanaev S. Kh. Three Tears Of God. Vladikavkaz: Publishing house of V. I. Abaev NOIGSI, 2007. 6. Dzatseev D. R., Zangieva Z. N. The religious worldview of the Ossetians // Culture. The spirituality. Society: proceedings of the X International scientific-practical conference / Gen. ed. S. S. Chernov. Novosibirsk: CRNS Publishing house, 2014. P. 97-104.

7. URL: www.kremlin.ru; Meeting of the Security Council <http://www.kremlin.ru/news/47045> (last visited November 21, 2014). 8. URL: www.km.ru; the Ministry of internal Affairs has developed a strategy for combating extremism on the Internet. URL: http://www.km.ru/v-rossii/2014/06/20/mvd-rossii/742860-mvd-razrabotalo-stretegiyu-borby-s-ekstre-mizmom-v-internete> (last visited November 26, 2014). 9. Kambolov T. T. ^ what temple Ossetian road

leads.<http://iratta.com/stati/12204-k-kakomu-hramu-vedetosetinskaya-doroga.html> (last visited 21 November 2014). 10. The conceptual framework of the religios-state relations in the Russian Federation. The project of the chair of Religious Studies of the Russian Academy of Public Administration, the President of the Russian Federation dated June 8, 2001/ N. Trophimchuk // Nezavisimaya Gazeta. Religions. 2001. June, 27. # 12(83). P. 10-12. 11. The concept of state policy in the sphere of relations with religious associations in the Russian Federation. A project of the Institute for state-confessional relations and law (I. V. Ponkin, A. V. Sitnikov) and the General Directorate of the Ministry of justice of the Russian Federation, Moscow (V. N. Zhbankov) dated June 19, 2001 // Nezavisimaya Gazeta. Religions. 2001. August, 22. # 16(87). P. 11. 12. Concept of State religious policy of the Russian Federation. The project De-

partment. religious studies of the Russian Academy of public administration under the President of the Russian Federation from November-December 2003. Editorial team: O. Y. Vasilyeva, head of the Department of religious studies rags, A. V. Zhuravsky and A. I. Kyrlezhev, employees of the Department of// http://religioved.narod.ru/religioved/016.htm (last visited November 26, 2014). 13. Magomedov A. M. Legal regulation of religious associations in the Republic of

Dagestan. Diss. ... Candles. Jurid. Science. 2002. 14. IM has developed a strategy for combating extremism on the

Internet. URL: www.km.ru. URL: http://www.km.ru/v-rossii/2014/06/20/mvd-rossii/742860-mvd-razrabotalo-

stretegiyu-borby-s-ekstremizmom-v-internete> (last visited November 26, 2014). 15. Folk religion Ossetians.

<http://abaevan. livejournal.com/72056.html> (last visited 21 November 2014). 16. Idrisov R. F. Theoretical and

legal issues of ensuring national security of the Russian Federation. Diss. ...Prof. Jurid. Science. M., 2002.

17. Proletenkova S. E. Administrative-legal regulation of combating religious extremism in the Russian Federation. Diss. ... Dr. Jurid. Science . M., 2013. 18. Slashl^ Yu. V. Freedom of religion in the Russian Federation: legal regulation

and the provision of religious security. Diss. ...Cand. Jurid. Science. M., 2006. 19. Sergey Buriyanov. The concept of

State religious policy as a mirror of the Russian Church-state relations in the understanding of the Department of religious studies of the Russian Academy of public administration under the President of the Russian Federation// http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=195 (last visited November 26, 2014). 20. Temirkhanov S. A. (I. G.)

Folk religion of the Ossetians. Vladikavkaz, 1922 // Manuscript from the archives of NOSRI.

Literatura

1. Ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2009 goda № 537 «0 Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // SZ RF. 2009. № 20. St. 2444. 2. Utverzhdena Prezidentom RF 09 sentjabrja 2000 goda № Pr-1895 // Rossijskaja gazeta. 2000. 28 sentjabrja. 3. Bur'janov S. A., Mozgovoj S. A. Celi i metody religioznoj politiki. Nuzhna li Rossii koncepcija otnoshenij gosudarstva s religioznymi ob#edinenijami? // Nezavisimaja gazeta. Religii, 24 oktjabrja 2001. 4. Vedomosti SND i VS RSFSR, 1990, № 21. St. 240. 5. Dzhanaev S. H. Tri Slezy Boga. Vladikavkaz: Izd-vo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOIGSI im. V. I. Abaeva, 2007. 6. Dzaceev D. R. Zangieva Z. N. Religioznoe mirovozzrenie osetin // Kul'tura. Duhov-

nost'. Obshhestvo: sbornik materialov H Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obshh. red. S. S. Chernova. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2014. S. 97-104. 7. Zasedanie Soveta Bezopasnosti. www.kremlin.ru URL:

Общественные и гуманитарные науки

• ••

109

http://www.kremlin.ru/news/47045> (poslednee poseshhenie - 21 nojabrja 2014 g.). 8. Zasedanie Soveta Be-

zopasnosti. www.rg.ru URL: http://www.rg.ru/2014/06/20/extremizm-site.html> (poslednee poseshhenie - 26 nojabrja 2014 g.). 9. Kambolov T. T. K kakomu hramu vedet osetinskaja doroga. URL: http://iratta.com/stati/12204-k-

kakomu-hramu-vedetosetinskaya-doroga.html> (poslednee poseshhenie - 21 nojabrja 2014 g.). 10. Konceptual'nye

osnovy gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii. Proekt kaf. religiovedenija RAGS pri Prezidente Rossijskoj Federacii ot 8 ijunja 2001 goda / pod ruk. N. Trofimchuka // Nezavisimaja gazeta. Religii. 2001. 27 ijunja. № 12 (83). S. 10-12. 11. Koncepcija gosudarstvennoj politiki v sfere otnoshenij s religioznymi ob#edinenijami v Rossijskoj Federacii. Proekt Instituta gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij i prava (I. V. Ponkin, A. V. Sitnikov) i Glavnogo upravlenija Ministerstva justicii Rossijskoj Federacii po g. Moskve (V. N. Zhbankov) ot 19 ijunja 2001 goda // Nezavisimaja gazeta. Religii. 2001. 22 avgusta. № 16 (87). S. 11. 12. Koncepcija Gosudarstvennoj religioznoj politiki Rossijskoj Federacii. Proekt kaf. religiovedenija RAGS pri Prezidente Rossijskoj Federacii ot nojabrja-dekabrja 2003 goda. Redakcionnaja gruppa: O. Ju. Vasil'eva, zavedujushhaja kafedroj religiovedenija RAGS, A. V. Zhuravskij i A. I. Kyrlezhev, sotrudniki kafedry // URL: http://religioved.narod.ru/ religioved/016.htm (poslednee poseshhenie - 26 nojabrja 2014 g.) 13. Magomedov A. M. Pravovoe regulirovanie religioznyh ob#edinenij v Respublike Dagestan. Diss. ... kand. jurid. nauk. 2002. 14. MVD razrabotalo strategiju bor'by s jekstremizmom v internete. URL: www.km.ru. URL: http://www.km.ru/v-rossii/2014/06/20/mvd-rossii/742860-mvd-razrabotalo-stretegiyu-borby-s-ekstre-mizmom -v-

internete> (poslednee poseshhenie - 26 nojabrja 2014 g.). 15. Narodnaja religija osetin. URL:

http://abaevan.livejournal.com/72056.html> (poslednee poseshhenie - 21 nojabrja 2014 g.) i dr. 16. Nekotorye

avtory vydeljajut v otdel'nuju kategoriju ponjatie «religioznoj bezopasnosti». Sm. : Idrisov R. F. Teoreticheskie i pravovye problemy obespechenija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Diss. ... dokt. jurid. nauk. M., 2002.

17. Proletenkova S. E. Administrativno-pravovoe regulirovanie protivodejstvija religioznomu jekstremizmu v Rossijskoj Federacii. Diss. ... dokt. jurid. nauk. M., 2013. 18. Slastilina Ju. V. Svoboda veroispovedanija v Rossijskoj Federacii:

pravovoe regulirovanie i obespechenie religioznoj bezopasnosti. Diss. ... kand. jurid. nauk. M., 2006. 19. Sergej

Bur'janov. Koncepcija Gosudarstvennoj religioznoj politiki kak zerkalo rossijskih gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij v ponimanii kafedry religio-vedenija RAGS pri Prezidente URL: http://www.portal-

credo.ru/site/?act=fresh&id=195 (poslednee poseshhenie - 26 nojabrja 2014 g.). 20. Temirhanov S. A. (I. G.) Narodnaja religija osetin. Vladikavkaz, 1922 // Rukopis' iz Arhiva SONII.

Статья поступила в редакцию 17.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.