Научная статья на тему 'Международный терроризм как научно-педагогический объект: методические разработки'

Международный терроризм как научно-педагогический объект: методические разработки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
371
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / INTERNATIONAL TERRORISM / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / ACTIVE AND INTERACTIVE FORMS / РОЛЕВАЯ ИГРА / КРУГЛЫЙ СТОЛ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Журавлев Денис Александрович

Статья посвящена различным аспектам преподавания проблематики международного терроризма. Предлагаются методические разработки по проведению занятий в активных и интерактивных формах, способствующих развитию всего комплекса компетенций. Особое внимание уделено проблеме информационно-коммуникативного измерения международного терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Terrorism as an Object of Study and Teaching: Methodological Issue

Article deals with the methodogical issues of teaching international terrorism. Different active and interactive forms are proposed as methods of developing all the spectre of competences. Special attention is paid to the information and communicative aspects of international terrorism.

Текст научной работы на тему «Международный терроризм как научно-педагогический объект: методические разработки»

IV. Международные отношения и зарубежное регионоведение как научно-образовательный проект

Д.А. Журавлев

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Статья посвящена различным аспектам преподавания проблематики международного терроризма. Предлагаются методические разработки по проведению занятий в активных и интерактивных формах, способствующих развитию всего комплекса компетенций. Особое внимание уделено проблеме информационно-коммуникативного измерения международного терроризма.

Ключевые слова: международный терроризм, активные и интерактивные формы, ролевая игра, круглый стол, методические рекомендации, компетенции.

Рассмотрение проблематики международного терроризма представляется необходимым при обучении по различным направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры: «Политология», «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «История», «Востоковедение и африканистика». Информационно-коммуникативная доминанта современного международного терроризма актуализирует необходимость его изучения при подготовке по направлениям «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Культурология».

Проблематика предложенного курса способствует реализации основных положений «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» 2009 г.1

© Журавлев Д.А., 2013

Как глобальная, транснациональная, меж- и трансдисциплинарная проблема международный терроризм представляет собой уникальное явление, изучение которого предполагает необходимость применения целого комплекса подходов.

В данных методических разработках, выполненных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения, предлагается сочетание как содержательной части (в виде знаний о международном терроризме и навыков его анализа), так и активной / интерактивной формы проведения занятий2. Данная комбинация позволяет развивать и профессиональные (профессионально-дисциплинарные), и общекультурные компетенции.

Высказываемые в данной методической статье идеи применительно к международному терроризму были апробированы на спецкурсах по специальности и направлению подготовки «Международные отношения» на отделении международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ. Также они заложены в УМК по дисциплинам направления подготовки «Зарубежное регионо-ведение». Конкретные формы проведения занятий были также апробированы в магистратуре по направлению подготовки «Международные отношения» («Анализ и экспертное комментирование международных процессов»).

Общая аудиторная трудоемкость на усвоение предлагаемой программы составляет от 16 до 44 часов, т. е. от 1 до 3 зачетных единиц. Проблематика международного терроризма может быть рассмотрена самостоятельно в виде модуля более общего курса, а также в рамках научно-исследовательского семинара магистратуры.

Основной акцент в данной публикации сделан на использование инновационных образовательных технологий.

Структура дисциплины (тематический план) (указывается общее аудиторное количество часов, которое может распределяться на лекционные и семинарские занятия в зависимости от требований ФГОС и конкретной ситуации, количество часов на освоение каждой темы может варьироваться)

Темы Ауд. ч. Формы контроля

Введение в историю терроризма и теорию Terrorism studies 4 Семинар-дискуссия

Леворадикальный терроризм середины XIX - начала XX вв. 2 Семинар

Современный международный терроризм до Аль-Кайеды: региональные измерения 4 Семинар

Современный международный терроризм: глобальные измерения. Возрождение религиозного терроризма: - возрождение религиозного терроризма: от Братьев-мусульман к Аль-Кайеде - региональные пространства глобального терроризма 4 2 2 Семинар

Измерения террористической деятельности 2 Аналитическая работа

Информационно-коммуникативное измерение международного терроризма 4 Круглый стол

Терроризм как инструмент внешней политики 4 Круглый стол

Проблема сочетания террористических и политических методов борьбы 4 Круглый стол

Противодействие терроризму. Дилеммы демократий в противодействии терроризму 4 Ролевая игра

Терроризм в искусстве: кино и литература. Терроризм и компьютерные игры 4 Круглый стол

Промежуточная аттестация (суммируются баллы за ролевую игру и аналитическую работу) Ролевая игра, аналитическая работа

Итого 36

Ориентировочное распределение баллов: семинары и семинар-дискуссия - 20 баллов (по 5 баллов); круглые столы - 40 баллов (по 10 баллов каждый); ролевая игра - 30 баллов; аналитическая работа - 10 баллов.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в историю терроризма и теорию Terrorism studies

История возникновения понятия. Террор и терроризм: общее и особенное. Типология терроризма. Отличие терроризма от партизанских действий и обычной преступности. Проблемы правового определения на международном уровне. "One man's terrorist is another man's freedom fighter" - проблема разведения понятий. Терроризм - state-sponsored terrorism - террор.

Case-study. Подходы к периодизации международного терроризма: теория «четырех волн» международного терроризма Д. Рапопорта. Case-study. Терроризм как коммуникация.

Раздел 2. Леворадикальный терроризм середины XIX - начала XX в.

Тираноборчество в России. Народовольцы и убийство Александра II. Нигилизм.

Предреволюционный период в России. Первая русская революция и терроризм. Деятельность боевой организации партии социалистов-революционеров (БО ПСР).

Анархистская традиция терроризма. Убийства членов королевских семей в Европе. Теракт Хеймаркете в США. Убийство президента У. Маккинли в США.

Case-study. Параллельные традиции в терроризме: анархистская и революционная традиции в российском терроризме. Case-study. Проблема сочетания террористических и политических способов деятельности: БО ПСР и Дума.

Case-study. Внутренний терроризм и внешние международные конфликты: проблема взаимодействия: терроризм в Российской империи и Первая мировая война.

Раздел 3. Современный международный терроризм до Аль-Кайеды: региональные измерения

Информационно-коммуникативная доминанта современного международного терроризма. Тема 3.1. Латинская Америка

Зарождение городской герильи. Специфика террористических организаций в Латинской Америке.

Тема 3.2. Палестинский терроризм

Еврейский терроризм в подмандатной Палестине. Взрыв в отеле «Царь Давид».

Case-study. Внутренний терроризм и внешние международные конфликты: проблема взаимодействия; терроризм в подмандатной британской Палестине и Вторая мировая война.

Зарождение палестинского терроризма, направленного против Израиля.

Отличительные черты современного терроризма. Угоны самолетов. Теракт на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г. Почему терроризм действует (пример Палестины)?

Case-study. Трансформации терроризма. Палестина: от марксизма через этносепаратизм к исламизму.

Тема 3.3. Этносепаратистский терроризм в Европе Великобритания. Деятельность Ирландской республиканской армии (ИРА) в Великобритании. Теракты Аль-Кайеды в Лондоне.

Case-study. Проблема сочетания террористических и политических способов деятельности: процесс политического урегулирования в Ольстере.

Case-study. Параллельные традиции в терроризме: ЭТА и исламистский терроризм в Испании.

Case-study. Почему терроризм действует? Теракты в Мадриде и участие Испании в глобальной войне с терроризмом.

Тема 3.4. Леворадикальный терроризм в Европе Леворадикальный терроризм в Западной Европе. «Ветер 68-го». Леворадикальные группы в ФРГ. Деятельность «Фракции Красной Армии» (РАФ) в ФРГ. «Поколения» лидеров РАФ и трансформация организации. Деятельность «Аксьон Директ» (Action Directe) во Франции. Иные европейские террористические группировки.

Тема 3.5. Соединенные Штаты Америки и международный терроризм до 11 сентября 2001 г.

Войны против международного терроризма до 2001 г. Америка как объект атаки террористов: причины повышенного внимания.

Терроризм в США. Локальные группы. Радикалы, противники абортов, сторонники прав животных. Экотеррористы. Предвестник

грядущего - теракт во Всемирном торговом центре 1993 г. «Домашний» терроризм - взрыв в Оклахома-Сити 1995 г.

Проблематика терроризма во внешнеполитических стратегиях США до 2001 г.

Тема 3.6. Проявления терроризма в Азии и Африке

Антиколониальные движения в межвоенный период и в первые годы после Второй мировой войны.

Война за независимость в Алжире. Влияние террористической деятельности в Алжире на развитие терроризма. Тигры освобождения Тамил-Илама (тамильские «тигры»): специфика деятельности.

Раздел 4. Современный международный терроризм: глобальные измерения. Возрождение религиозного терроризма

Тема 4.1. Возрождение религиозного терроризма: от Братьев-мусульман к Аль-Кайеде.

Братья-мусульмане: причины зарождения, основные направления и формы деятельности. Война СССР в Афганистане. Моджахеды: источники пополнения рядов. Последствия войны в Афганистане: раскол среди моджахедов. Переход от «ближнего врага» к «дальнему». Движение «Талибан» в Афганистане.

Возникновение Аль-Кайеды. Теракты против американских посольств в Кении и Танзании 1998 г. Взрыв эсминца «Коул» в 2000 г.

Теракты 9/11 и начало глобальной войны с терроризмом. Операция коалиционных сил в Афганистане. Война США и их союзников против Ирака.

Глобальное информационно-коммуникативное пространство джихада.

Тема 4.2. Региональные пространства глобального терроризма

Афганистан, Ирак (типология повстанческих движений), Пакистан, Индонезия, страны Магриба, страны Африканского Рога. Теракты на Бали 2002 г. Теракт в Мумбаи 2008 г.

Франшизы Аль-Кайеды: Аль-Кайеда как зонтичная структура или бренд.

Деятельность террористических групп в рамках «арабской весны». «Братья мусульмане» в контексте внутриполитических трансформаций в Египте. Джихадисты и конфликт в Ливии. Кризис в Сирии и взаимодействие террористических группировок.

Чеченский терроризм в России. Причины сепаратизма в Чеченской республике. Первая чеченская война. Хасавюртовские соглашения. Контртеррористическая операция в Чечне.

Case-study. Трансформации терроризма: Чеченский терроризм: от

регионального сепаратизма к включению в глобальную сеть.

Case-study. Терроризм на Ближнем Востоке

1. Взаимодействие локальных и глобальных проявлений терроризма: инкорпорация или конфликт? Палестина и Ливан; повстанцы Ирака; кризис в Сирии.

2. Проблема сочетания террористических и политических способов деятельности: деятельность ХАМАС в Палестине и Хезболлы в Ливане.

3. Старые друзья - новые враги: взаимодействие ХАМАС, Хезболлы, джихадистов (Аль-Кайеды) и иных групп в рамках сирийского кризиса.

Раздел 5. Измерения террористической деятельности

Психология терроризма и террористов. Источники финансирования. Организационная структура террористических организаций. Способы вербовки. Технологические аспекты.

Case-study. Измерения международного терроризма: иерархия vs сеть

в террористической деятельности.

Раздел 6. Информационно-коммуникативное

измерение международного терроризма

Хронология развития терроризма исходя из этапов эволюции СМИ и СМК.

Печатный станок и динамит, телеграф и пресса: информационно-коммуникативные стратегии анархистов, народовольцев и БО ПСР.

Этап массовой прессы и неспутникового телевидения: зарождение современного терроризма, этносепартистский антиколони-кальный терроризм.

Конец 1960-х годов: факторы рубежности в развитии международного терроризма.

«Палестинская поэзия» в международном информационно-коммуникативном пространстве. Поэтика терроризма. Романический ореол терроризма.

ТВ-терроризм. Эффект CNN в ситуациях международного терроризма.

Интернет как инструмент террористической деятельности. Глобальный альтерсистемный коммуникационный проект Аль-Кайеды. Виртуальная умма. Основные формы деятельности террористов в Интернете. Кибертерроризм - реальна ли угроза?

Case-study. TV-spectaculars: теракт в Мюнхене vs 9/11: сравнительная характеристика освещения.

Ограничения в освещении терроризма в СМИ: основные подходы. Свобода слова vs право на жизнь.

Типология аудиторий информационно-коммуникативных стратегий террористических организаций. «Старые» vs «новые» СМИ, сравнительная характеристика.

Факторы освещения террористической деятельности. Недо-освещение террористической активности. Эффекты освещения терроризма в СМИ. Баланс террора. Спираль насилия. Эффект иммунизации - обудничивание терроризма.

Case-studу. Международный терроризм vs глобальный терроризм через призму коммуникации.

Раздел 7. Терроризм как инструмент

внутренней и внешней политики

«Карта терроризма» в политическом процессе. Терроризм и политические манипулятивные технологии.

Понятие «state-sponsored terrorism». Достоинства и недостатки использования терроризма как инструмента внешней политики. «Советский след» в деятельности повстанческих и антиколониальных движений, а также леворадикальных террористических групп. Штази и РАФ.

Case-study. Терроризм как инструмент внешней политики: Иран и Хезболла; Ливия; Действия США в Латинской Америке: контрас.

Раздел 8. Проблема сочетания террористических и политических методов борьбы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реальность целей террористической деятельности. Проблемы артикуляции политического послания. «Крылья» и легальная политическая активность. Влияние фактора инкорпорации движений в политическую жизнь на террористическую деятельность.

Case-study. Проблема сочетания террористических и политических способов деятельности: БО ПСР и Дума; процесс политического урегулирования в Ольстере; деятельность ХАМАС в Палестине и Хезболлы в Ливане.

Раздел 9. Противодействие терроризму. Дилеммы

демократий в противодействии терроризму

Международно-правовые акты по противодействию терроризму. Национальное законодательство по противодействию терроризму: сравнительный анализ. USA PATRIOT Act vs. гражданские права и свободы.

Дилемма демократий в противодействии терроризму. Глобальная война с терроризмом: теория и практика. «Перегибы» в войне с терроризмом: Абу-Грейб и Гуантанамо.

Раздел 10. Терроризм в искусстве: кино и литература. Терроризм и компьютерные игры

Особенности восприятия терроризма. Массовая культура и политический процесс. Стереотипизация изображения политических конфликтов. Фреймы в репрезентациях терроризма. Разница в изображении «домашнего» и международного терроризма.

Предложенные «Case-study» могут быть использованы для докладов в рамках круглых столов и в качестве тем аналитической работы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Источники

Качински Т. Манифест Унабомбера: Индустриальное общество и его будущее [Электронный ресурс]. URL: http://imperativ.narod.ru/bib/ manifesto1.html.

Майнхоф У. От протеста - к сопротивлению: Из литературного наследия

городской партизанки. М.: Гилея, 2004. 192 с. Маригелла К. Краткий учебник городского партизана [Электронный ресурс]. URL: http://yar.anarhist.org/library/practice/p_pr_15.htm. Нечаев С.Г. Катехизис революционера. [Электронный ресурс] // МГУ. Исторический факультет. URL: www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htm. Савинков Б. Воспоминания террориста // Савинков Б. Воспоминания террориста. Конь бледный. Конь вороной. М.: АСТ; Транзиткнига, 2004. 507 с.

Савинков Б. Конь бледный // Там же.

Это я виноват...: эволюция и исповедь террориста: письма Егора Созонова с комментариями. М.: Языки славянской культуры, 2001. 520 с.

Художественные фильмы

Статский советник (желательно 4-серийный вариант для ТВ). Реж. Ф. Янковский.

Дорога на Арлингтон (Arlington Road). 1999. Реж. М. Пеллингтон.

Карлос (Carlos) (мини-сериал). 2010. Реж. О. Ассаяс.

Комплекс Баадера-Майнхофа (Der Baader Meinhof Komplex). 2008. Реж. У. Эдель.

Мюнхен (Munich). 2005. Реж. С. Спилберг.

Осада (The Siege). 1998. Реж. Э. Цвик.

Родина (Homeland) (сериал). 2011-2013. Реж. Г. Гордон, А. Ганза.

Скала (The Rock). 1996. Реж. М. Бэй.

Художественная литература

Акунин Б. Статский советник. Любое издание.

Клэнси Т. Радуга шесть. Любое издание.

Научная литература

Haenni P. Video Games in the Arab World and beyond: Interview with Vit Sisler [Электронный ресурс] // Digital Islam. URL: http://www.digital-islam.eu/article.do?articleId=2320.

Hoffman B. Inside Terrorism / Rev. and expanded ed.; Bruce Hoffman. N. Y.: Columbia University Press, 2006. 432 p.

Kaplan J. Terrorism's Fifth Wave: A Theory, a Conundrum and a Dilemma [Электронный ресурс] // Perspectives on Terrorism. URL: http://www. terrorismanalysts.com/pt/index.php/pot/article/view/26/html.

Peleg S. One's Terrorist is Another's Blockbuster: Political Terrorism in American vs European Films. [Электронный ресурс] // Safe Democracy Foundation. URL: http://english.safe-democracy.org/documents/ONEs_ TERRORIST_IS_ANOTHERs_BLOCKBUSTER.pdf.

Rapoport D.C. Fear and Trembling: Terrorism in Three Religious Traditions // The American Political Science Review. 1984. Sep. Vol. 78. № 3. Р. 658-677.

Rapoport D.C. Four waves of modern terrorism. [Электронный ресурс] // UCLA International Institute. URL: http://www.international.ucla.edu/ burkle/article.asp?parentid=47153.

Sedgwick M. Inspiration and the Origins of Global Waves of Terrorism // Studies in Conflict & Terrorism. 2007. Vol. 30. Р. 97-112.

Sisler V. Digital Intifada. [Электронный ресурс] // Digital Islam. URL: http://www.digitalislam.eu/article.do?articleId=1419.

Wolsfeld G. Political Waves and Democratic Discourse: Terrorism Waves During the Oslo Peace Process // Mediated politics: communication in the future of democracy / W. Lance Bennett & Robert M. Entman, eds. N. Y.: Cambridge University Press, 2001.

Базаркина Д.Ю. Ультралевый терроризм в ФРГ: основные направления деятельности «Фракции Красной Армии» (РАФ) и ее коммуникационное сопровождение (1971-1992 гг.). М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга; Слово, 2010. 276 с.

Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало ХХ в.). М.: РОССПЭН, 2000. 400 с. Вейг Т. Телемечтатели: Фракция Красной Армии: 1963-1993. Гродно:

Гродненская типография, 2004. 128 с. Дершовиц А. Почему терроризм действует. М.: РОССПЭН, 2005. 256 с. Журавлев Д.А. Демографические и миграционные стратегии современного международного терроризма через призму коммуникации // Глобальные демографические проблемы современности: Миграции и миграционная политика: Сб. ст. / Отв. ред. В.В. Минаев; Сост.

B.Б. Жиромская. М.: РГГУ, 2011. С. 34-53.

Журавлев Д.А. Коммуникационный аспект терроризма в постмодернистской системе: театр террора и общество спектакля // Вестник РГГУ. 2012. № 7 (87). Серия «Международные отношения. Регионоведение».

C. 163-185.

Журавлев Д.А. Международный терроризм и СМИ: эволюция коммуникационного взаимодействия // Вестник РГГУ. 2009. № 14. Серия «Международные отношения. Регионоведение». С. 157-169. Журавлев Д.А. СМИ и международный терроризм // Международная

жизнь. 2009. № 4. С. 130-141. Журавлев Д.А. СМИ и терроризм // Общественные науки и современность. 2009. № 5. С. 71-80. Журавлев Д.А. Сравнительный анализ коммуникативных стратегий террористов // Сравнительная политика. 2011. № 1. С. 89-98. Кепель Ж. Джихад: экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004. 468 с. Кёнен Г. Веспер, Энслин, Баадер: немецкий терроризм: начало спектакля.

Екатеринбург: Ультра.Культура, 2004. 480 с. Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направления.

Минск: Харвест, 2000. 448 с. Колпакиди А. Краткий курс истории RAF [Электронный ресурс]. URL: http://mikeshuv.narod.ru/Istorija/raf.html; http://mikeshuv.narod.ru/ Istorija/raf2.html; http://mikeshuv.narod.ru/Istorija/raf3.html. Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный миро-косм в России начала ХХ века как предмет семиотического анализа. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 208 с. Морозов И.Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности стратегии и тактики // Полис. 1998. № 3.

Орлов А.А. Проблема терроризма в Испании. ЭТА - ударный отряд баскского сепаратизма. М.: Русская панорама, 2009. Петухов В.Б. Информационный дискурс терроризма в контексте художественной рефлексии. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 208 с. Природа этнорелигиозного терроризма / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.:

Аспект Пресс, 2008. 365 с. Райт Л. Аль-Каида. М.: Geleos Publishong House; Кэпитал Трейд Компании, 2010. 416 с.

Сейджман М. Сетевые структуры терроризма. М.: Идея-Пресс, 2008. 216 с. Тарасов А. Вьетнам близко, или Партизанская война на берегах Рейна.

[Электронный ресурс]. URL: http://saint-juste.narod.ru/vietman.htm. Трансграничный терроризм: угрозы безопасности и императивы международного сотрудничества: латиноамериканский вектор. М.: Наука, 2006. 237 с.

Требин М.П. Терроризм в XXI в. Минск: Харвест, 2003. 816 с. Фоллейн Д. Шакал: тайная война Карлоса Шакала. СПб.: Лимбус Пресс, 2002. 432 с.

Хоффман Б. Терроризм - взгляд изнутри. М.: Ультра.Культура, 2003. 264 с.

Щербакова Е.И. «Отщепенцы». Путь к терроризму (60-80-е годы XIX века). М.: Новый хронограф; АИРО-XXI, 2008. 224 с.

Справочная литература Кожушко Е.П. Терроризм и террористы: Исторический справочник. Минск: Харвест, 1999. 606 с.

Образовательные технологии В качестве темы аналитической работы каждый слушатель курса выбирает одну из тем case-study.

Лекции дают общетеоретическое представление об обсуждаемых проблемах. Тематика лекций сопряжена с тематикой семинаров, что позволяет при параллельном проведении лекционных и семинарских занятий обеспечить микромодульный двухуровневых подход к обучению: лекции закладывают общетеоретические аспекты проблематики, которые затем обсуждаются (в теоретическом и практико-прикладном аспектах) на семинарских занятиях. Лекции сочетают в себе проблемный и дискуссионный подходы. На лекциях формулируются вопросы, ответы на которые будут найдены во время семинаров.

Семинар-дискуссия предусматривает более свободный характер обсуждения проблем, чем на семинаре, и направлен на выявление

личного мнения студентов (независимо от степени его научной обоснованности) с последующим критическим анализом высказанных идей с научных позиций. Таким образом, семинар-дискуссия сочетает в себе формат классического семинара с форматом «мозгового штурма», во время которого студенты выступают в качестве экспертов, продуцирующих и критически анализирующих высказываемые идеи. Семинар-дискуссия открывает семинарские занятия, поэтому задания к нему сформулированы в виде ключевых вопросов, вокруг которых выстраивается дискуссия.

Семинар-дискуссия. Введение в историю терроризма и теорию Terrorism studies

Что такое терроризм? Отличительные признаки терроризма. Что такое международный терроризм?

"One man's terrorist is another man's freedom fighter" - проблема разведения понятий.

Case-study. Подходы к периодизации международного терроризма: теория «четырех волн» международного терроризма Д. Раппопорта. Case-study. Терроризм как коммуникация.

Семинары выстроены в соответствии с проблемным принципом. На семинарах активно используется диалоговый подход. В тематике семинаров отсутствуют вопросы к занятиям, а указаны основные проблемы, вокруг которых будет строиться обсуждение. На семинарах не поощряются развернутые ответы, студенты высказывают свои идеи по поводу обсуждаемых проблем, которые затем суммируются преподавателем. Поощряется развитие дискуссии и споров, таким образом организуются ситуативные «мозговые штурмы». Во время семинаров используется метод «заранее запланированных ошибок», применяя который преподаватель может формулировать ошибочные выводы. Они затем должны быть подвергнуты обоснованной критике со стороны студентов. При этом на семинарах происходит продуцирование нового для студентов знания, а не простое воспроизведение полученной информации. Отдельные проблемы, вынесенные на семинарские занятия, требуют в обязательном порядке поиска дополнительных материалов, что способствует выработке навыков самостоятельного поиска информации у студентов. Все это позволяет формировать взаимосвязанные микромодули знаний, умений и навыков студентов по изучаемой дисциплине, которые создают ее общее компетентностное пространство. Таким образом, семинар выступает не только в качестве образовательной единицы, но и как форма аттестации по отдельным разделам и темам

курса. Семинары служат базой для круглых столов, где обсуждение проблематики выносится на более высокий научный уровень.

Задания к семинарским занятиям и семинару-дискуссии совпадают с соответствующими разделами «Содержания дисциплины». В целях экономии места и отражения внутренней логики взаимосвязи образовательных технологий списки литературы к семинарам приводятся в разделе «Круглые столы».

В рамках данного курса предполагается проведение четырех круглых столов и ролевой игры.

Круглый стол № 1. «Проблема сочетания террористических и политических методов борьбы». Суммируются знания и навыки, приобретенные в рамках первых трех семинаров, добавляется проблематика, которая рассматривается в восьмом разделе курса. В рамках круглого стола запланировано три доклада по трем предложенным еаве'ам. Каждый из них оппонируется одним из студентов. На доклад отводится 10 минут, на оппонирование - 5. Дискуссия после каждого доклада должна занимать 5 минут. Общая дискуссия и подведение итогов - 10 минут.

Доклад. Во время доклада необходимо проанализировать изменения в тактике применения террористических методов борьбы, связанные с трансформацией политической ситуации: была ли свернута террористическая деятельность, почему было принято именно такое решение, какое влияние на трансформацию (раскол) группы имело включение всей партии в политический процесс, как изменились отношения политического и боевого крыла. Все доклады отправляются преподавателю, на групповой почтовый ящик и оппоненту. Текст, полученный преподавателем, расценивается как окончательный. Любое фактическое или смысловое изменение приводит к потере 5 баллов. К снижению баллов приводят: фактические ошибки (- 1 балл), нарушение причинно-следственных связей (-1 балл), отсутствие в выступлении необходимых компонентов ответа (смысловые «лакуны») (-1 балл), превышение времени ответа более чем на 15 секунд (-1 балл за первую минуту превышения, -3 балла за вторую и -5 баллов за третью). Доклад должен в обязательном порядке содержать указания на источники и литературу (из списка к семинарам/круглым столам в обязательном порядке). В противном случае докладчик может потерять 3 балла. Если текст доклада скачан из Интернета без оформления сносок, докладчик теряет 5 баллов. Все потери баллов суммируются. После отзыва оппонента докладчик может ответить на замечания.

Оппонирование. Во время оппонирования необходимо отметить: насколько репрезентативна источниковая и историографиче-

ская базы доклада, наличие фактических ошибок, нарушение логики, аргументированность выводов. Полнота раскрытия каждого из названных пунктов отзыва оценивается по двухбалльной системе: недостаточно раскрыт -0 баллов, - достаточно раскрыт -1 балл, полностью раскрыт -2 балла. Незамеченная фактическая ошибка приводит к потере 1 балла, незамеченное нарушение причинно-следственных связей и незамеченные смысловые «лакуны» в каждом случае приводит к потере 1 балла. В конце отзыва оппонент рекомендует оценку (по 10-балльной шкале). Отзыв посылается преподавателю минимум за 36 часов до начала круглого стола. В том случае, если итоговая оценка, поставленная преподавателем, более чем на два балла отличается от оценки, предложенной оппонентом, последний за каждый балл разницы теряет 1 балл.

Участие в дискуссии. Найденная ошибка в выступлении докладчика или оппонента, а также обоснование собственного суждения по этому поводу позволяют набрать 3 балла: найденная ошибка в выводах и обоснование их ошибочности - 4 балла, заданный вопрос - 2 балла, развернутое дополнение или комментарий к докладу или ответу на вопрос - 5 баллов, критический комментарий по докладу или ответу на вопросы - 5 баллов. Все вопросы и ответы должны быть сформулированы кратко и емко.

Case-study. Проблема сочетания террористических и политических способов деятельности: БО ПСР и Дума; процесс политического урегулирования в Ольстере; деятельность ХАМАС в Палестине и Хезболлы в Ливане.

Базовые семинары для подготовки к круглому столу

Семинар 1. Леворадикальный терроризм середины XIX - начала XX века

Источники

Нечаев С.Г. Катехизис революционера. [Электронный ресурс] // МГУ. Исторический факультет. URL: www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htm. Савинков Б. Воспоминания террориста // Савинков Б. Воспоминания террориста. Конь бледный. Конь вороной. М.: АСТ; Транзиткнига, 2004. 507 с.

Савинков Б. Конь бледный // Савинков Б. Воспоминания террориста.

Конь бледный. Конь вороной. М.: АСТ; Транзиткнига, 2004. 507 с. Это я виноват...: эволюция и исповедь террориста: письма Егора Созонова с комментариями. М.: Языки славянской культуры, 2001. 520 с.

Литература

Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало ХХ в.). М.: РОССПЭН, 2000. 400 с. Литвинов Н.Д. Террористические организации: формирование и деятельность (политико-правовой анализ). М.; Воронеж: ВИ МВД России, 1999. 224 с.

Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный миро-косм в России начала ХХ века как предмет семиотического анализа. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 208 с. Щербакова Е.И. «Отщепенцы». Путь к терроризму (60-80-е годы XIX века). М.: Новый хронограф; АИРО-XXI, 2008. 224 с.

Семинар 2. Современный международный терроризм до Аль-Кайеды

Общая литература Морозов И.Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности

стратегии и тактики // Полис. 1998. № 3. Фоллейн Д. Шакал: тайная война Карлоса Шакала. СПб.: Лимбус Пресс, 2002. 432 с.

Хоффман Б. Терроризм - взгляд изнутри. М.: Ультра.Культура, 2003. 264 с. Гл. 2: Постколониальная эпоха: этнонациональный / сепаратистский терроризм. С. 49-77; Гл. 3. Интернационализация терроризма. С. 77-103; Гл. 4. Религия и терроризм. С. 103-159; Гл. 7. Настоящее и будущее терроризма. С. 227-253.

Источники и литература по регионам и странам Палестина Литература

Дершовиц А. Почему терроризм действует. М.: РОССПЭН, 2005. 256 с. В особенности глава 2.

Латинская Америка

Литература

Маригелла К. Краткий учебник городского партизана. [Электронный ресурс]. URL: http://yar.anarhist.org/library/practice/p_pr_15.htm.

Европа: РАФ (Фракция Красной Армии (ФРГ) Источники

Майнхоф У. От протеста - к сопротивлению: Из литературного наследия городской партизанки. М.: Гилея, 2004. 192 с.

Литература

Базаркина Д.Ю. Ультралевый терроризм в ФРГ: основные направления деятельности «Фракции Красной Армии» (РАФ) и ее коммуникационное сопровождение (1971-1992 гг.). М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга; Слово, 2010. 276 с.

Вейг Т. Телемечтатели: Фракция Красной Армии: 1963-1993. Гродно: Гродненская типография, 2004. 128 с.

Кёнен Г. Веспер, Энслин, Баадер: немецкий терроризм: начало спектакля. Екатеринбург: Ультра.Культура, 2004. 480 с.

Колпакиди А. Краткий курс истории RAF. [Электронный ресурс]. URL: http://mikeshuv.narod.ru/Istorija/raf.html; http://mikeshuv.narod.ru/ Istorija/raf2.html; http://mikeshuv.narod.ru/Istorija/raf3.html.

Тарасов А. Вьетнам близко, или Партизанская война на берегах Рейна. [Электронный ресурс]. URL: http://saint-juste.narod.ru/vietman.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Европа: ЭТА (Страна басков, Испания) Литература

Орлов А.А. Проблема терроризма в Испании. ЭТА - ударный отряд баскского сепаратизма. М.: Русская панорама, 2009.

Соединенные Штаты Америки Источники

Качински Т. Манифест Унабомбера: Индустриальное общество и его будущее [Электронный ресурс]. URL: http://imperativ.narod.ru/bib/ manifesto1.html.

Фильмы

Осада (The Siege). 1998. Реж. Э. Цвик. Скала (The Rock). 1996. Реж. М. Бэй.

Семинар 3. Глобальный терроризм Литература

Hoffman B. Inside Terrorism / Rev. and expanded ed.; Bruce Hoffman. N. Y.: Columbia University Press, 2006. 432 p. Ch. 5. Suicide Terrorism. Р. 131— 173; Ch. 9. Terrorism Today and Tomorrow. Р. 257-297. Rapoport D.C. Fear and Trembling: Terrorism in Three Religious Traditions // The American Political Science Review. 1984. Sep. Vol. 78. № 3. Р. 658-677. Кепель Ж. Джихад: экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004. 468 с. Райт Л. Аль-Каида. М.: Geleos Publishong House; Кэпитал Трейд Компании, 2010. 416 с.

Сейджман М. Сетевые структуры терроризма. М.: Идея-Пресс, 2008. 216 с. 1: Истоки Джихада. С. 10-32; 2: Эволюция Джихада. С. 32-69; 5: Социальные сети и джихад. С. 145-183. Трансграничный терроризм: угрозы безопасности и императивы международного сотрудничества: латиноамериканский вектор. М.: Наука, 2006. 237 с.

Круглый стол № 2. «Информационно-коммуникативное измерение международного терроризма» Круглый стол состоит из двух секций, в каждой из которых запланировано три доклада (по 20 минут каждый) и обсуждения (по 30 минут после каждой из секций).

С докладом выступает команда из двух-трех человек. Один-два человека зачитывают текст доклада, но не имеют права отвечать на вопросы и критику со стороны аудитории. Третий член команды только отвечает на вопросы, адресованные команде и принимает участие в дискуссии. Оставшиеся члены студенческих групп играют роль аудитории, чья задача - инициирование дискуссии и участие в ней (выступление с критикой подходов и выводов докладчиков, вопросы, а также аргументированные дополнения и комментарии к докладам). Доклад в обязательном порядке должен завершаться выводами, состоящими из 3-5 пунктов и занимающими от 1-1,5 минут.

Участники команд оцениваются по следующей схеме: общее выступление команды, индивидуальное выступление докладчика, а также работа «ответчика» оцениваются по 10-балльной шкале. При этом участник не может получить оценку более чем на 1 балл превышающую общую оценку команды. В случае если докладчиками выступают два человека, каждый из них оценивается индивидуально по 5-балльной шкале.

К потере баллов приводят: фактические ошибки (- 1 балл), нарушение причинно-следственных связей (- 1 балл), смысловые

«лакуны» (- 1 балл), превышение времени ответа более чем на 15 секунд (снижение общекомандной оценки на 1 балл за первую минуту превышения, на 3 балла за вторую и на 5 баллов за третью).

Участие в дискуссии оценивается по следующей схеме: найденная ошибка в выступлении и обоснование ошибочности суждений докладчика (3 балла), найденная ошибка в выводах и обоснование их ошибочности (4 балла), заданный вопрос (2 балла), развернутое дополнение или комментарий к докладу или ответу на вопрос (5 баллов), критический комментарий доклада или ответа на вопросы (5 баллов).

Участие «ответчика» оценивается по той же схеме, что и участников дискуссии.

Ключевые проблемы для обсуждения (якорные гипотезы): One man's terrorist is another man's freedom fighter. Terrorism is theatre.

Case-study: TV-spectaculars: теракт в Мюнхене vs 9/11: сравнительная характеристика освещения.

Тематика докладов Сравнительная характеристика технологических аспектов освещения событий в 1972 г. и 2011 г.

Особенности освещения теракта в Мюнхене. Теракт 9/11 как глобальная постановка.

Case-study: Международный vs глобальный терроризм через призму коммуникации.

Тематика докладов

1. Особенности взаимодействия террористов и «традиционных» СМИ.

2. «Новые» СМИ - новые возможности для коммуникации со стороны террористов.

3. Структурные трансформации террористических организаций в связи с эволюцией средств коммуникации.

Основная литература Hoffman B. Inside Terrorism / Rev. and expanded ed.; Bruce Hoffman. N. Y.: Columbia University Press, 2006. 432 p. Ch. 6. The Old Media, Terrorism, and Public Opinion. Р. 173-197; Ch. 7. The New Media, Terrorism, and the Shaping of Global Opinion. Р. 197-229. Хоффман Б. Терроризм - взгляд изнутри. М.: Ультра.Культура, 2003. 264 с. Гл. 5: Терроризм, СМИ и общественное мнение. С. 159-191.

При подготовке к данному круглому столу необходимо изучить основные работы по курсу, а также статьи автора данных методических разработок, основные положения которых излагаются в лекционной части курса.

Круглый стол № 3. Терроризм как инструмент внешней политики. Формат соответствует круглому столу № 1. Время на выступление - 10 минут, на оппонирование - 5 минут, на дискуссию после каждого доклада - 10 минут, на общую дискуссию и подведение итогов - 15 минут.

Литература

Дершовиц А. Почему терроризм действует. М.: РОССПЭН, 2005. 256 с. Особенно гл. 3, 4, 5.

Фильмы

Осада (The Siege). 1998. Реж. Э. Цвик.

Круглый стол № 4 Терроризм в искусстве - кино и литература. Терроризм и компьютерные игры. Он предполагает выбор нескольких произведений, знакомство с содержанием которых обязательно. Определяются темы выступлений (возможны групповые проекты). Формат зависит от количества докладов. Несколько докладов должно быть непосредственно по выбранным произведениям, остальные - по их сравнению с другими.

Возможные темы докладов

1. «Я поклялся защищать свою страну от внешних врагов, сэр, и внутренних» - генерал Хэммонд и заявление сержанта Броуди.

2. Морпех против террориста.

Литература

Haenni P. Video Games in the Arab World and beyond - Interview with Vit Sisler. [Электронный ресурс] // Digital Islam. URL: http://www.digital-islam.eu/article.do?articleId=2320. Peleg S. One's Terrorist is Another's Blockbuster: Political Terrorism in American vs European Films. [Электронный ресурс] // Safe Democracy Foundation. URL: http://english.safe-democracy.org/documents/ONEs_ TERRORIST_IS_ANOTHERs_BLOCKBUSTER.pdf. Sisler V. Digital Intifada. [Электронный ресурс] // Digital Islam. URL: http://www.digitalislam.eu/article.do?articleId=1419.

Петухов В.Б. Информационный дискурс терроризма в контексте художественной рефлексии. 2-е изд. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 208 с.

Фильмы

Статский советник (желательно 4-серийный вариант для ТВ). Реж. Ф. Янковский.

Дорога на Арлингтон (Arlington Road). 1999. Реж. М. Пеллингтон. Карлос (Carlos) (мини-сериал). 2010. Реж. О. Ассаяс. Комплекс Баадера-Майнхофа (Der Baader Meinhof Komplex). 2008. Реж. У. Эдель.

Мюнхен (Munich). 2005. Реж. С. Спилберг. Осада (The Siege). 1998. Реж. Э. Цвик.

Родина (Homeland) (сериал). 2011-2013. Реж. Г. Гордон, А. Ганза. Скала (The Rock). 1996. Реж. М. Бэй.

Ролевая игра

Тема ролевой игры определяется на групповой консультации студентов с преподавателем. В качестве таковой может быть выбрана деятельность какой-либо террористической группировки в определенный период времени либо представлена гипотетическая ситуация, связанная с терроризмом.

Команды: правительство; террористы; СМИ; структуры гражданского общества; «мировое сообщество» (несколько групп, представляющих страны и организации в зависимости от темы игры). Цель террористов - достичь поставленных задач; правительства -уничтожить террористов. Оптимальный состав групп - 3-4 человека, поскольку в результате действий игроки могут быть выведены из игры полностью или на время.

Преподаватель выступает в качестве «мастера игры», направляя процесс, отслеживая выполнение всех пунктов сценария, определяя эффективность действий.

Пример групп по теме «Чеченский терроризм в России»: правительство; военные и спецслужбы; чеченские террористы; СМИ России, СМИ западных стран; мирные жители Чечни; мирные жители России; «мировое сообщество» - США, Великобритания, Испания; международные неправительственные организации.

Игра состоит из воспроизведения ситуаций. После каждой из них преподаватель может запросить обоснование того или иного действия (задать вопросы, на которые члены команды должны дать свой ответ), дает комментарий и выставляет баллы либо минусует их. Также он по своему усмотрению либо с помощью генератора случайных чисел определяет эффективность действия. В случае

использования игральных костей эффективность распределяется следующим образом: 1 - полный провал (например, террористы уничтожены, не успев совершить атаку, при этом улики выводят правительственные силы на след террористов и т. п.); 2 - провал, однако террористам удалось избежать серьезного вреда для организации; 3 - «пиррова победа» - совершение задуманного, однако ценой чрезмерных потерь; 4 - успех с допустимыми потерями, 5 -успех с незначительными потерями; 6 - полный успех (террористы не только совершают задуманное, но и получают «бонус»). По такой же схеме определяется эффективность действий правительственных сил. По каждому результату преподаватель дает пояснения. Если выбран случай двойного броска, то засчитывается наибольшее число очков. В данном случае игра строится по модели с открытым результатом и элементом случайности, свойственным реальной жизни, что способствует развитию мотивации у студентов.

Цель игры: для «террористов» - добиться достижения своих целей; для «правительства» - снизить угрозу терроризма; для «гражданского общества и НПО» - добиться соблюдения прав человека, политических и экономических прав отдельных социальных групп. Кроме того, «общество» может преследовать специфические цели в зависимости от отыгрываемой ситуации. «Иностранные государства» стремятся достичь собственных целей.

Игра состоит из следующих ситуаций (*помечены те пункты, которые сохраняются втайне (т. е. они обсуждаются только командой и преподавателем, хотя после игры возможен анализ данных ситуаций всей группой).

1. Обоснование позиции «террористов». В данном случае необходимо обосновать причины своей деятельности, выстроить иерархию врагов, определить цели. Также описывается структура группы.

2. Восприятие. В случае если отыгрывается реальная ситуация, другие команды дают свои комментарии о деятельности «террористов». Если воображаемая - комментарий дается по поводу отношения тех или иных участников к «делу» террористов.

3. Система контртерроризма. «Правительство» описывает существующую систему противодействия терроризму и ограничений в его освещении в СМИ.

4. СМИ дают комментарий о принципах своей работы в случае террористического акта, а также по поводу существующей системы противодействия терроризму в государстве.

5. *Атака. «Террористы» вместе с преподавателем должны выбрать цель и способ атаки. Определяется эффективность подго-

товительного этапа. Определяется двумя бросками - выбирается максимальный вариант. Определяется эффективность атаки.

a. Взрыв. Пункты 6-8 затем 17.

b. Захват заложников. Пункты 6-16.

6. Освещение. СМИ должны выступить с новостью о ситуации.

7. Комментарий «правительства». Представитель «правительства» выступает с публичным заявлением.

8. Восприятие. Представители «общества» и «иностранных государств» дают комментарии или воздерживаются от них.

9. Заявление «террористов».

10. Совещание «правительства». *Команда «правительства» принимает решение по поводу ситуации.

c. Штурм. Переход к пункту 11.

^ Выжидание. Переход к пункту 15.

11. Штурм: приготовления. В случае решения о штурме определяется, удалось ли сохранить приготовления в тайне (двойной бросок).

12. Освещение. Если «представители» СМИ видят приготовления (определяется генератором случайных чисел либо по договоренности), они решают, выдавать ли информацию в эфир или нет.

13. Штурм: действия. Определяется эффективность штурма.

14. Повторение пунктов 6-9, затем - 17.

15. Выжидание. «Правительство» может начать переговоры с террористами. Начинается торг.

16. Повторение пунктов 6-10. Пункты отыгрываются циклически до момента разрешения ситуации (штурм, «террористы» сдаются либо скрываются). Затем - 17.

17. *Совещание правительства. «Правительство» совещается по поводу ситуации и выбирает необходимые меры по противодействию терроризму.

18. Комментарий правительства. Представитель «правительства» выступает с публичным заявлением.

19. Восприятие. Представители «общества» и «иностранных государств» дают комментарии или воздерживаются от них.

20. Заявление террористов.

21. Контртеррористические действия. Если «правительство» выбрало активные действия, определяется их эффективность (двойной бросок). В результате активных действий могут проводиться обыски подозреваемых в терроризме, их аресты (массовые либо индивидуальные) и т. п. Если выбраны пассивные меры (например, введение металлодетекторов в аэропортах), то при следующей атаке «террористов», если она будет совершена на дан-

ные объекты, определяется эффективность работы избранных мер (двойной бросок), что учитывается при расчете общей эффективности атаки.

22. Второй виток. Повторяются пункты 3-5 и далее в зависимости от выбранных способов действия, либо «террористы» принимают решение приостановить деятельность.

23. Данные действия продолжаются до тех пор, пока либо «террористы» не будут уничтожены, либо «правительство» не пойдет на уступки (включение в политический процесс), либо пока «террористы» не одержат победу. Общественное мнение (как внутри страны, так и извне) может оказывать давление на «правительство».

Члены команд вольны предпринимать различные действия в любые моменты времени: идти на переговоры, созывать пресс-конференции, устраивать демонстрации, проводить дополнительные теракты и т. п. Качество игры во многом зависит как от знаний студентов, так и от их желания творчески разыгрывать сценарий. Успех или неудача действий определяется броском либо двойным броском по решению преподавателя.

Каждое действие, как правило, сопровождается обыгрыванием пунктов «заявление правительства», «освещение» и «восприятие».

В частности, при арестах «правительство» может захватить как «террориста», так и «мирного жителя». К нему могут быть применены различные юридические и в неюридические процедуры.

Каждое правильное действие оценивается в 1 балл. В случае неверности принятого решения оценивается то, как команда будет действовать дальше: придерживаться ошибочного решения, постарается обратить его в свою пользу и т. п. Оригинальные действия могут быть оценены в большее число баллов.

Основания для снижения баллов: нарушение исторического контекста, нетипичное поведение (без обоснования), противоречие программы и действий.

При подготовке к игре каждая из команд должна определить свой образ действия, цели и задачи; понять, нужно ли эти цели озвучивать; просчитать последствия своих действий в той или иной ситуации. Учитывая общую трудоемкость игры, предполагается проведение ее в течение 3-4 занятий, возможно, в несколько дней. Студентам предоставляется сценарий игры заранее. По желанию группы возможно внесение некоторых изменений в сценарий. В ролевой игре могут принимать участие группы с различных направлений подготовки и курсов. В ряде случаев представляется целесообразным выделить группу наблюдателей («экспертов»), которые будут оценивать действия команд вместе с преподава-

телем. По окончании игры обязательно проводится детальный разбор всех ее компонентов, в том числе и «закрытых» ситуаций.

В качестве заключения необходимо подчеркнуть, что использование инновационных активных и интерактивных форм закрепления компетенций студентов позволяет не только развить коммуникативные навыки студентов, но и максимально глубоко рассмотреть изучаемую проблематику. В случае с международным терроризмом актуализируется весь блок общекультурных, гуманистических, проектных и исполнительских компетенций, а также тех из них, которые связаны с инициацией позитивных перемен, умениями не только работать в команде, но и взять на себя роль лидера, находить нестандартные интерпретации информации и пути решения проблем.

Рассмотрение проблематики международного терроризма в рамках образовательных программ высшего профессионального образования отвечает необходимости научного изучения данного феномена (в рамках научного обеспечения противодействия терроризму)3, реализации комплекса мер по его предупреждению (профилактике), особенно в части действий в информационной и культурно-образовательной сферах4.

Примечания

См.: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации / Утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г. [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2009/10/20/zakon-dok.html (дата обращения: 08.10.2013).

Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе. М.: РГГУ, 2011. [Электронный ресурс] // Российский государственный гуманитарный университет. URL: http://www2.rsuh.ru/ binary/object_8.1321273246.44436.doc (дата обращения: 11.04.2013). Особенно см.: ст. 30, 36, 45 // Концепция противодействия терроризму... П. д, г, ст. 21 // Концепция противодействия терроризму.

3

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.