Научная статья на тему 'Международный социальный информационно-просветительский проект Омского государственного педагогического университета "Современный русский"'

Международный социальный информационно-просветительский проект Омского государственного педагогического университета "Современный русский" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
177
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный социальный информационно-просветительский проект Омского государственного педагогического университета "Современный русский"»

УДК 304.44

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ»

Т. Н. Скок

Омский государственный педагогический университет

Социально-информационный просветительский проект Омского государственного педагогического университета «Современный русский» успешно функционирует с 2008 года. Восемь направлений практической филологии, обращенные к широкой общественности, популярны среди отечественных и зарубежных пользователей проекта. Эффективное использование современных каналов связи позволяет университету концентрировать общественное внимание на проблемах сохранения культуры русской речи.

Ключевые слова: социальные проекты, современный русский язык.

Современные образовательные технологии в области филологии отличаются многообразием. Однако при этом нельзя сказать, что технологии эти доступны широкой аудитории, желающей повысить свой уровень грамотности и культуры речи. В этом смысле опыт Омского государственного педагогического университета уникален, ибо по комплексу мероприятий в сфере практической филологии социальный информационно-просветительский проект «Современный русский» не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.

За свои достижения в деле популяризации грамотности среди населения в 2009 году проект был награжден дипломом в номинации «Лучший проект» XII Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». В 2010 году материалы проекта ОмГПУ вошли в сборник «Инновационная Россия» и опубликованы на страницах журнала «Стратегия России» после победы во Всероссийском конкурсе интеллектуальных проектов «Держава», организованном Общественной палатой Российской Федерации, фондом «Русский мир» и фондом «Единство во имя России». В 2011 году проект получил грант фонда «Русский мир» и целый год работал при его поддержке. В 2012-м - стал победителем Всероссийского конкурса PR-проектов по сохранению и укреплению позиций русского языка

в Российской Федерации сразу в двух номинациях: «Экстренная лингвистическая помощь» проекта была признана лучшим коммуникативным приёмом установления обратной связи с целевыми аудиториями, а продвижение проекта в сети Интернет - лучшим применением PR-инструментария (конкурс был проведён по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках мероприятий сопровождения Федеральной целевой программы «Русский язык»). Два года (2012-2013) проект функционировал в рамках госзадания и получал финансирование по линии Министерства образования России. В 2014 году «Современному русскому» вновь удалось стать грантообладателем фонда «Русский мир» и получить финансирование для реализации двух направлений: «Экстренная лингвистическая помощь» и «Ближе к России. Омск». В этом году проекту исполняется шесть лет.

Возникший в 2008 году на базе филологического факультета ОмГПУ, проект обозначил главную цель - повышение статуса современного русского языка среди его носителей, развитие интереса к культуре речи среди населения, противодействие губительным для русского языка и культуры в целом тенденциям снижения грамотности, получившим в последнее время значительное распространение.

Духовное и физическое здоровье нации

Использование новейших коммуникационных технологий позволило вовлечь в работу проекта обширную аудиторию как в России, так и за рубежом. Все практические направления проекта адресованы широким массам общественности, доступны различным возрастным и социальным категориям граждан, разнообразны по тематике и реализуются с использованием новейших коммуникационных технологий.

На сегодняшний день успешно функционируют восемь направлений проекта.

«Чисто по-русски!» - одно из первых направлений, сразу же обретшее популярность среди населения. Его реализация стала возможной благодаря омскому рекламному агентству «Легион-ТВ», которое откликнулось на предложение ОмГПУ стать партнёром вуза в реализации социального проекта, повышающего уровень языковой компетенции населения. В эфире своего мобильного телевидения в общественном транспорте среди рекламного материала «Легион-ТВ» стал демонстрировать просветительские ролики ОмГПУ различной тематики. СМИ регионального и федерального уровня охотно и широко анонсировали данное направление, благодаря чему о провинциальном социальном проекте узнало население всей России.

Каждый тридцатисекундный видеоролик, выполненный при соблюдении стилевого единства (цветовое и звуковое оформление работает на узнаваемость и запоминаемость), имеет свою тематику. Тематическое обновление происходит раз в неделю: «Склоняем правильно!», «Сочетаем правильно!», «Что такое? Кто такой?», «Осторожно: чужое слово!», «Что означаю наши имена?», «Что бы это значило?», «Говорим правильно!», «Сокровища фразеологии» и т. д. Образцы видеороликов можно увидеть на сайте проекта «Современный русский» http://www.oshibok-net.ru/blog/.

Реакция пассажиров общественного транспорта на просветительские ролики ОмГПУ самая положительная. По данным опроса свыше 90 % пассажиров высоко оценивают просветительскую деятельность ОмГПУ в данном направлении. Охват целевой аудитории очень широк: по информации Департамента транспорта города Омска на 160 мониторах ежедневно просматривать ролики могут около 170 тысяч пассажиров автобусов. Основное количество с точки зрения возрастных характеристик составляют пассажиры в возрасте от 18 до 59 лет (80 %). Сумма их мнений о просветительских роликах ОмГПУ сводится к следующему выводу: поездка стала более интересной и познавательной, благодаря проекту можно улучшить свой уровень знаний и расширить кругозор. Кроме того, каждый из роликов заканчивает предложением обращаться за бесплатной консультацией к лингвистам ОмГПУ в службу «Экстренной

лингвистической помощи», чем многие омичи и пользуются в затруднительной языковой ситуации.

В рамках проекта осуществляется выпуск серии малоформатных (карманных) словарей-справочников под общим названием «За словом в карман». По заказу проекта сотрудники кафедры русского языка и лингводидактики разработали серию карманных словарей делового человека под названиями «За словом в карман» (рекомендации по устному и письменному деловому общению), «Папка делового человека» (образцы деловых бумаг, краткие словари юридических и экономических терминов), «О склонении имен и фамилий» (краткая информация о русских и заимствованных именах и фамилиях, рекомендации по их склонению). Выпуски данного издания, распространяемого бесплатно, оказались весьма востребованными в деловых кругах Омска и других городов РФ, в том числе на предприятиях, в организациях, образовательных учреждениях, среди офисных служащих, пресс-секретарей, офис-менеджеров, редакторов, корректоров и т. д.

Среди организаций, выразивших желание получить в пользование удобные карманные словари-справочники, оказались Министерство образования Омской области, Министерство государственно-правового развития Омской области (Департамент записи актов гражданского состояния), Главное управление по делам печати, телерадиовещания и СМИ при Правительстве Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса, Департамент образования города Омска, Военный комиссариат Омской области, ОАО «Газпромнефть-Омск»... Кроме того, бизнесмены Санкт-Петербурга, Новосибирска, Краснодара, Ангарска выписали наши справочные пособия для сотрудников своих организаций. Электронные варианты справочников находятся в открытом доступе на специальном сайте проекта.

Третье направление социального проекта «Современный русский» относится к наружной рекламе, носит название «Цитаты из жизни» и призвано повысить статус русского языка путем ознакомления населения с ёмкими и интересными высказываниями выдающихся деятелей науки, литературы и искусства, культуры и политики. В рамках проекта была разработана специальная стратегия отбора и подачи материала. Выполненные студентами специальности «Связи с общественностью» макеты билбордов с высказываниями А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и др. о русском языке, о любви к Отечеству, о пользе чтения были представлены мэру г. Омска, и в результате администрация города взяла на себя финансирование изготовления и размещения обновляемых рекламных щитов в различных городских округах. Это направление проекта «Современный

русский» попало под статус городской социальной рекламы и реализуется теперь при содействии Департамента информационной политики и общественных отношений и Управления дизайна городской среды и рекламы администрации города Омска.

Разработанные сотрудниками проекта макеты наружной рекламы были отмечены дипломом регионального творческого конкурса «Омская линия» за лучшую социальную рекламу. Билборды форматом 2х3 м выполнены в единой цветовой гамме проекта (сочетание красного, белого и черного цветов). Высказывания сопровождаются портретами авторов, в нижнем поле билбордов содержится указание на сайт проекта, указываются контактные данные службы экстренной лингвистической помощи.

По данным опроса общественного мнения, проведенного студентами-пиарщиками ОмГПУ на улицах города, 83 % омичей положительно отзываются о социальной рекламе, популяризирующей грамотность, культуру речи, любовь к родному языку. Многие респонденты отмечают, что это убеждает их в неравнодушном отношении к проблеме сохранения чистоты языка со стороны государства. Некоторые заявили, что их обеспокоенность по поводу снижения уровня грамотности населения была несколько нивелирована появлением такой социальной рекламы. В лице ОмГПУ люди увидели, по их словам, действенных единомышленников. Кроме того, оми-чи посчитали, что подобная реклама облагораживает облик города.

С 2008 года у проекта «Современный русский» работает собственный Интернет-портал: сайт www.oshibok-net.ru. Он во многом способствует расширению географии проекта, его активно посещают жители самых разных стран дальнего зарубежья: Германии, Италии, Чехии, Франции, Канады, Греции, США, Австралии, Испании, Финляндии, Норвегии и т. д. (всего около 100 стран, причём их список постоянно растёт). Проект имеет группу в социальной сети «В Контакте» http://vk.com/oshibok_net, насчитывающую около 4000 участников.

Направление «Наши публикации» (серия научно-популярных статьей) получило возможность более широкого распространения и открытого доступа именно благодаря специальному сайту проекта. На сайте размещены публикации по проблемам филологического образования, материалы по этимологии, статьи для организации бесед на уроках словесности. Данное направление адресовано той большой части общественности, которая ощущает острую потребность в интересной и познавательной публицистике, побуждающей мыслить, анализировать, стимулирующей творческую и интеллектуальную активность читателей. На сегодняшний день создан и постоянно пополняется банк написанных в увлекательной форме публицистических статей

преподавателей вуза по наиболее актуальным социальным проблемам современного общества.

Также на сайте можно найти материалы из серии «Спрашивали? Отвечаем!» (обзор вопросов, поступивших в службу «Экстренная лингвистическая помощь»), «Склонение фамилий» (алгоритм для определения способа склонения, составленный на основе материалов словаря-справочника «О склонении имен и фамилий»), расширенную информацию о деятельности проекта, новостные материалы, фото-, видео- и аудиоархивы, записи радиопередач о русском языке и многое другое.

Направление «Палитра русского языка» появилось у проекта в начале 2009 года. Оно было организовано для расширения коммуникации и вовлечения в проект более молодой аудитории. Идея конкурса возникла в связи с желанием вовлечь детей в активную деятельность по популяризации грамотности, культуры речи, пользы чтения. В 2009 и 2010 гг. при взаимодействии с преподавателями и воспитанниками омских художественных школ и школ искусств удалось создать серию мультипликационных фильмов о русском языке. В 2011 году при грантовой поддержке фонда «Русский мир» был проведён конкурс рисунка и плаката, на который было представлено более 200 замечательных детских работ. Специальными призами от фонда «Русский мир» было награждено 27 человек в двух возрастных категориях от 10 до 13 лет и от 14 до 17 лет. Памятные призы получили также преподаватели, подготовившие победителей конкурса. Лучшие работы юных художников выставлялись в залах областной научной библиотеки и на факультетах ОмГПУ. Электронный каталог лучших рисунков размещён в открытом доступе на сайте проекта «Современный русский»: http://www.oshibok-net.ru/ photo/raboty_konkш■sa_paИtra_russkogoJazyka/17. В 2013 году сотрудниками проекта на основе этих работ были созданы учебно-методические материалы «Образы русского слова» для изучающих русский язык как иностранный.

Ещё одним аспектом деятельности проекта, позволяющим выйти на непосредственное взаимодействие с аудиторией, является «Филологический класс». Направление было организовано для школ, гимназий, лицеев и других образовательных учреждений города и области, желающих усилить филологическую составляющую в школьном курсе. Выезды коллектива сотрудников проекта (профессорско-преподавательского состава филфака ОмГПУ) с публичными просветительскими лекциями, мастер-классами для преподавателей осуществляются бесплатно.

В условиях активного диалога со слушателями возникает взаимное доверие, идёт открытое обсуждение и, как следствие, более глубокое понимание

Духовное и физическое здоровье нации

проблем филологического образования на современном этапе. Особенно радует неравнодушное отношение молодёжи к предложенным для обсуждения темам. Учителя-словесники отмечают полезность таких встреч для формирования более целостного восприятия школьниками тонкостей филологии, что особенно ценно в условиях недостаточного количества уроков русского языка и литературы в современной российской школе. Отзывы детей можно прочитать, пройдя по ссылке: http://www.oshibok-net.ru/news/gimnazisty_o_proekte_sovremennyj_ russkij/2011-04-22-139.

В 2011 году запущено направление «Деловой русский». Это серии лингвистических тренингов для сотрудников омских предприятий и организаций. Тренинги по деловому письму и общению проводятся с использованием мультимедийного оборудования по специально разработанным с учётом специфики организации программам. По откликам участников этих тренингов (представителей технической интеллигенции, банковских служащих, работников нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности), актуализация знаний по орфографии, пунктуации, устному и письменному деловому общению совершенно необходима. Занятия вызывают у аудитории живейший интерес, отзывы носят исключительно положительный характер.

При грантовой поддержке фонда «Русский мир» проект начал реализацию нового направления «Ближе к России. Омск», в рамках которого планируется создание и размещение в открытом доступе на сайте мультимедийного образовательного ресурса для изучающих русский язык как иностранный. В составе данного ресурса будут представлены тексты, популяризирующие Омскую область (её достижения в сфере образования, науки, культуры, промышленности, спорта), фото- и видеоматериалы, тестовые задания и т. д.

С марта 2008 года работает самое востребованное направление проекта - «Экстренная лингвистическая помощь» (ЭЛП). Она оказывается населению по будням с 10 до 16 часов (время омское) по телефону (3812) 23-44-84 и ICQ 583-621-708 желающие могут получить консультации лингвистов ОмГПУ по всем разделам языкознания. Сотрудниками проекта также осуществляется редактура текстов, присылаемых по электронной почте (bezoshibok@ omgpu.ru). В 2011 году у направления появились новые каналы коммуникации: стена вопросов Ask.fm на сайте проекта и Skype.

Данное направление пользуется большой популярностью у омичей. Они являются самыми активными пользователями горячей телефонной линии ЭЛП (около 95 %). Звонки, ICQ-сообщения, вопросы в Ask.fm и Skype поступают также от жителей

других городов. По данным на февраль 2014 года в службу ЭЛП обращались жители 290 городов РФ и 250 городов ближнего и дальнего зарубежья. Чрезвычайно активны пользователи из Республики Беларусь, Украины, Казахстана, Молдавии и Латвии. Всего за время работы службы (март 2008 -февраль 2014) зафиксированы 11 449 звонков, 8352 ICQ-сообщений, 21 363 вопросов на сайте Ask.fm/ russian (105 703 отметки «Понравилось»), итого свыше 41 000 обращений (данные на 23.02.2014).

Интересно проследить характер изменений процентного соотношения вопросов, поступающих в службу ЭЛП. Традиционно до начала 2013 года самыми популярными являлись вопросы по орфографии (35 % от общего количества обратившихся), далее в порядке убывания следовали вопросы по следующим разделам: лексикология (19 %), морфология (13 %), пунктуация (10 %), фонетика и орфоэпия (8 %), синтаксис (5 %), стилистика (3,6 %), словообразование (2 %), этимология (2 %), вопросы по теории языка (0,2 %). 2,2 % составляли напрямую не относящиеся к русскому языкознанию вопросы из области литературоведения, истории, психологии, философии и т. п. Теперь же можно говорить о значительном росте вопросов, касающихся гуманитарного образования в целом.

В службу обращаются люди разных возрастов (от 10 до 65 лет) и профессий: полицейские, сотрудники прокуратуры, работники заводов, государственные служащие, сотрудники министерств и ведомств, работники образования и социальной сферы, банковские служащие, журналисты... Молодое поколение чаще пишет сообщения на сайт Ask.fm/russian и в ICQ, людям постарше удобнее позвонить. Примерные данные количества вопросов от разных групп населения в середине 2012 года в процентах были таковы: школьники - около 20 %; студенты и молодёжь - 25 %; работающие граждане -50 %; пенсионеры - 5 %.

Однако с появлением и развитием ресурса Ask. fm/russian некоторые параметры изменились. Доля обращений от школьников и молодёжи за время работы службы значительно увеличилась. Это связано с возросшей популярностью проекта в Интернете, а также с продвижением услуг ЭЛП во время встреч с учащимися различных образовательных учреждений в рамках направления «Филологический класс». Так называемый «вирусный» маркетинг тоже сыграл свою роль: воспользовавшись помощью лингвистов, дети и молодежь активно делятся впечатлениями со сверстниками. Учителя-словесники, знающие об ЭЛП, также рекомендуют детям прибегать к её услугам. Обращения школьников в ЭЛП чаще всего связаны со сложностями в освоении программы по русскому языку, но есть и вопросы от любознательных юных филологов, всерьёз занимающихся

проблемами современного языкознания, пишущих исследовательские работы.

Студенчество и молодежная аудитория чаще удовлетворяют не учебные потребности в сфере филологии, а расширяют с помощью ЭЛП свой кругозор. Более всего их интересуют новейшие заимствования или, напротив, этимология исконно русских слов. Часты также вопросы о пунктуации в сложных предложениях, о правильной сочетаемости и правописании слов. Именно эта аудитория является самой активной на сайте проекта в разделе Ask.fm, оставляя там свои вопросы и комментарии. В связи с возросшим доверием со стороны пользователей служба ЭЛП стала давать гораздо больше рекомендаций, касающихся выбора книг, проблем самоопределения, личностного развития.

Основной поток вопросов на горячую телефонную линию поступает от работающих граждан, которые при оформлении различных документов затрудняются склонять фамилии, согласовывать падежи, строить сложные предложения и соблюдать жанровые и стилевые особенности деловых бумаг. Доля людей пенсионного возраста сравнительно невелика, но при этом именно они наиболее ярко в своих обращениях проявляют социальную активность. Пенсионеры чаще всего сообщают в ЭЛП о замеченных в газетах опечатках, об ошибках в наружной рекламе, о засилье иностранных вывесок на омских улицах, о ляпах в теле- и радиоэфирах. Многие из них помогают внукам в выполнении домашнего задания по русскому языку и обращаются в ЭЛП за консультацией. Нередки вопросы, связанные с художественной литературой: пенсионеры интересуются особенностями жизни и творчества отдельных писателей, просят разыскать и прочитать им стихи любимых поэтов.

Приведём фрагменты телефонного опроса, проведённого студентами филфака ОмГПУ среди пользователей ЭЛП. В качестве респондентов выступили 292 человека.

1. Как часто Вы обращаетесь за помощью в проект «Современныйрусский»?

Ответы: «Каждый день» - 1,03 %, «Часто» - 34,6 %, «Редко» - 6,8 %, «По мере необходимости» - 57,57 %.

2. Какой путь Вы предпочтёте в затруднительной языковой ситуации: обращение к спра-

вочной литературе по лингвистике или звонок в ЭЛП?

Ответы: «Обращусь к справочной литературе» -16,1 %, «Обращусь в ЭЛП» - 83,9 %.

3. Рассказывали ли Вы об ЭЛП другим людям?

Ответы: «Да» - 97,9 %, «Нет» - 2,1 %.

Телефонный опрос позволил выявить представителей следующих профессиональных групп: журналисты, педагоги, медицинские работники, чиновники, сотрудники полиции, работники промышленных предприятий, библиотекари, работники культуры и сферы услуг, предприниматели, офисные служащие, секретари, работники архива и военкомата, сотрудники ЗАГСов, военнослужащие, работники ЖКХ, писатели, учёные...

В адрес сотрудников проекта ежедневно поступают благодарности от многочисленных российских и зарубежных пользователей. Люди отмечают значимость деятельности лингвистов ОмГПУ, поддерживают направленность проекта, говорят о его актуальности и своевременности.

То, что университетский социальный проект работает уже шесть лет, говорит о его востребованности и популярности среди населения. Многоплановая деятельность вуза в рамках практико-ориентированных направлений весьма действенна, хотя и требуется для этого масса усилий со стороны преподавателей-энтузиастов. Учитывая международный масштаб социального проекта, популяризирующего русский язык и культуру речи среди населения, хотелось бы рассчитывать на государственную поддержку его деятельности.

В качестве инициативы отметим, что открытие даже одного из направлений (к примеру, бесплатной лингвистической помощи) вполне по силам любому вузу, имеющему филологический факультет. Универсальная и в то же время членимая структура проекта применима в любом городе и государстве. Презентации деятельности проекта во время масштабных международных форумов (V, VI и VII Ассамблей Русского мира в Санкт-Петербурге и Москве, выступления на научной конференции «Язык, культура, общество» в РАН) вызвали большой интерес со стороны соотечественников и зарубежных гостей, поскольку проблема сохранения грамотности актуальна во всем мире.

Скок Тамара Николаевна - доцент кафедры массовой информации и коммуникации ОмГПУ, Статья поступила в редакцию

кандидат филологических наук, руководитель проекта «Современный русский». 21 февраля 2014 г.

skok87@mail.ru

© Т. Н. Скок, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.