------. 481 КОНФЕРЕНЦИИ
Международный симпозиум «Владетель и святой. Царь Иван Шишман» и фестиваль «Балканская культурологическая фильмотека»
C 4 по 7 октября 2007 г. в г. Самоков, Болгария, прошли Первые Дни памяти царя Ивана Шишмана. В рамках мероприятия были проведены международный симпозиум «Владетель и святой. Царь Иван Шишман» и фестиваль этнографических фильмов «Балканская культурологическая фильмотека» (второй сезон). Организатором Дней памяти выступила Ассоциация антропологии, этнологии и фольклора «Онгъл» при участии общины города Самоков и городского исторического музея. Событие объединило фольклористов, этнологов, историков, археологов, спелеологов, музейных и библиотечных работников.
Самоков был выбран для проведения симпозиума неслучайно. С 1991 г. Ассоциация «Онгъл» осуществляет полевые этнологические исследования в регионе Самоков. Последние пять лет они проходят параллельно с археологическими раскопками на объекте «Шишманово кале» («Шишманова крепость»), возраст которого датируется от классической бронзовой эпохи (XIII в. до н. э.)
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ №8 482
до конца XIV в. За это время было записано огромное количество фольклорных преданий о сражениях и смерти царя Ивана Шишмана — последнего царя II Болгарского царства. В исторической памяти болгарского народа он остался как «последний царь», хотя это не очень корректно, с научной точки зрения, — сам царь воевал с османскими турками как минимум 25 лет, потом войну продолжил его брат, затем их сыновья... Но, по фольклорным преданиям, первые из которых были записаны в регионе Самоков во 2-й пол. XVII в., оказывается, что недалеко от города принял последний бой с османскими турками царь Иван Шишман (1371—1393?). Царь Иван Шишман был убит после продолжительной войны (5— 7—30 лет) в 2 км от города Самоков. После проигранной войны Болгария лишилась независимости почти на пять веков.
Между тем официальная историография Болгарии с конца XIX в. приняла другую версию о смерти царя Ивана Шишмана: он был убит у города Никопол на берегу Дуная в 1393 г. Организаторы научного симпозиума хотели пересмотреть эту официальную версию, которая основывается на одной приписке в рукописи XV в., и сместить акцент на фольклорные предания, которые дают другие дату и место смерти царя Ивана Шишмана — г. Самоков. Естественно, многие доклады были самым непосредственным образом связаны с личностью и деятельностью царя, особенно последними днями его жизни, а также с документами и археологическими памятниками, имеющими отношение к этой исторической фигуре.
Д. Димитрова (Регионален исторически музей — Русе) проследила процессы усвоения и трансформации музыкально-песенной модели традиционной культуры и превращения ее в артефакт городского культурного наследия на примере группы текстов песни о царе Иване Шишмане. В научном дискурсе об этой песне отмечается аутентичность текста, который относят к XIV в. из-за описываемой ситуации «последнего времени» и «падения царства». Автор доклада предложила новый взгляд на процесс перехода от народного к национальному сознанию. Этот процесс характеризуется вновь возникшими культурными нуждами, связанными с идеями об общих ценностных моделях, одна из которых, вероятно, унифицирование в текстовом и мелодическом отношении песни о царе Иване Шишмане, популяризованной первоначально как школьная песня и превращенной в один из гимнов болгарского Возрождения, а впоследствии и в символ новой болгарской нации и государ ства.
Вопреки явному авторскому характеру песни, во всех публикациях стоит определение «народная» — необходимый в новое
Международный симпозиум «Владетель и святой. Царь Иван Шишман» и фестиваль «Балканская культурологическая фильмотека»
483
КОНФЕРЕНЦИИ
время знак преемственности и принадлежности к общности. А распространение ее через печатные издания, включение в учебный материал по музыке, а также в музыкальный репертуар гражданских и военных хоров превращает ее не только в артефакт городского культурного наследия, но и в неизменную часть национального песенного фонда Болгарии. Кроме того, автор в процессе полевой работы выявила хорошее знание песни в современной городской среде и зафиксировала варианты, не опубликованные ранее.
Отдельных ранее неизвестных сведений о последнем царе коснулись Х. Христовски (Самоков) и Н. Митрева (ГИМ — Са-моков), представившая вниманию слушателей один из неопубликованных текстов из Самокова о царе Иване Шишмане — рассказ о путешествии в 1878 г. до гроба царя и обрядовых практиках, которые совершались там. Соотношения фольклорных и исторических фактов коснулась В. Кожухарова-Живкова (София) в докладе «Фольклорные проекции мотивов последнего царя и последних времен». Рассмотрен был, в частности, такой фольклорный мотив, как «последний царь — отец чудесного ребенка».
В. Хаджиангелов (ГИМ — Самоков) рассказал о ходе раскопок в «Большой крепости Самоков», расположенной в 4 км к югу от города. Археологи изучают такие части крепости, как церковь (в частности, погребения в часовне, относящиеся к концу IV — началу V вв.), хозяйственный комплекс и др. Одновременно с продолжением раскопок крепость используется и в качестве объекта культурного туризма. Крепость Самоков является типичным объектом в ряду других античных поселений в Самоковском районе, служивших не только стратегическим, но и культурным и религиозным центром, где христианство исповедовалось с IV в.
Более узкой категории находок из объекта «Шишманово кале», а именно — серой парадной керамике, посвятил свой доклад М. Христов (Софийский университет «Св. Климент Охридс-ки»). Археологические изыскания последних двух сезонов принесли значительное количество керамических находок широко распространенных типов сосудов, характерных для провинциальных поселений во Фракии и Дакии. Многие парадные сосуды представлены двумя группами лаковой керамики: краснолаковой и серой лаковой, более многочисленной. Она встречается в ограниченном районе, находит наиболее точные параллели с сосудами из крепости Перник и, вероятно, вместе с ними образует региональную северную группу, отличающуюся от керамики более крупных центров: Пауталия, Солун и Стоби. Все сосуды датируются IV — сер. V вв. н.э. Превосход-
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ №8 484
ство в количестве серой парадной керамики по сравнению с краснолаковой в рассматриваемый период, вероятно, объясняется модой, широко распространенной в Восточной Римской империи под влиянием новых этносов — готов, сарматов и др.
В докладе К. Рангочева (Ассоциация «Онгъл») «Смерть царя Ивана Шишмана в „Большой крепости Самоков“» проблема смерти царя Ивана Шишмана рассматривалась в контексте посмертного «принятия» им ислама (потурчване) и смены имени на Касъм ефенди. Таким способом османские турки, испытывая ненависть и страх перед врагом, пытались предотвратить его сакральное воскресение и последующее восстановление II Болгарского царства.
М. Стаменова (София) представила данные о «древностях» в болгарском пространстве как археологическом наследии, с точки зрения произведений местных и иностранных авторов ХУ в. Автор также проанализировала понимание концепта «древности» в контексте философских течений и археологических изысканий, которые оказали влияние на формирование исторической науки в Европе и Болгарии соответствующей эпохи.
А. Жалов (спелеоклуб «Хеликтит», София) представил доклад «Пещеры в Болгарии — фольклорные измерения». Пещеры занимают особое место в болгарском фольклоре. Фольклорный материал, связанный с пещерами, автор разделил на следующие группы: 1) предания о скрытых в пещерах сокровищах и богатствах; 2) легенды о мифических существах, обитающих в пещерах; 3) предания о пещерах как убежищах для людей в различные исторические периоды; 4) предания о пещерах-святилищах; 5) предания о пещерах, скрывающих подземные воды. Докладчик также представил обзор тем, охваченных «пещерным фольклором», и его географическое распределение.
Ю. Березкин (МАЭ РАН, СПб.) раскрыл истоки мифологического мотива «Земля на рогах быка». Образ быка, держащего на рогах землю (и часто стоящего на рыбе), широко представленный в Евразии и Северной Африке в записях XIX—XX вв., не отмечен в древних источниках, поэтому его появление обычно связывают с исламом. Однако в Коране этот образ отсутствует. В отличие от западно-евразийских текстов, имеющих позднее происхождение, образы держащего землю млекопитающего на юго-востоке Евразии более разнообразны и интегрированы в традиционные мифологии. Образ рыбы, на которую опирается мир, характерен для Восточной Азии и Сибири. В ходе культурной интеграции Нуклеарной Евразии после рубежа нашей эры формируется единое культурное про-
Международный симпозиум «Владетель и святой. Царь Иван Шишман» и фестиваль «Балканская культурологическая фильмотека»
485
КОНФЕРЕНЦИИ
странство, начинается обмен образами и мифологиями. Образы быка и рыбы распространились на запад и соединились в рамках новой космологической схемы. Многие другие мифологические мотивы, входящие в «народное христианство» и «народный ислам» (например, неудачно сокрытые дети Евы или роговое покрытия первых людей), также обнаруживают параллели на юго-востоке Евразии и не имеют прямого отношения к авраамическим религиям.
В. Колосова (ЕУСПб) в докладе «Образ чужого сквозь призму народной ботаники: этнонимы в названиях растений» рассмотрела корпус славянских фитонимов, образованных от названий этносов. Эта номинационная модель может основываться на разных признаках, приписываемых растениям: «дикий», «не настоящий», «плохой» и т.д. В докладе были сопоставлены группы этнонимов, используемых в той или иной традиции для обозначения растений. Кроме того, был продемонстрирован систематический характер подобных моделей номинации и их использование (в рамках «этнического» кода традиционной культуры) в других группах лексики, например в народных зоонимах, обозначениях природных явлений и т.д.
Р. Петрова и С. Петрова (СУ «Св. Климент Охридски», СОУ «Хр. Ботев», Русе) в докладе «Песенный фольклор села Бел-чин» представили свой взгляд на изменения в песенном фольклоре села за последние 70 лет. Песни, записанные В. Сто-ином в 1935 г., а также часть репертуара сельского фольклорного коллектива сравнивались с материалами, собранными во время экспедиции Ассоциации «Онгъл» 2007 г. Тексты сопоставлялись в соответствии с их функциями и основными мотивами.
М. Димитрова (СУ «Св. Климент Охридски») сравнила оглашения в Евтимиевом служебнике и в Киприяновом требнике. В докладе сопоставлялись молитвы, использованные в чине оглашения, из различных славянских средневековых источников с целью определения текстовых вариантов и циркуляции текстов и практик в Болгарии, Сербии и России в XIV—XV вв. Основной фокус сообщения был сосредоточен на тексте Оглашения, сохраненном в Евтимиевом служебнике в сопоставлении с афонскими требниками, восточно-славянскими требниками и требником митрополита Киприяна. Результат такого исследования мог бы пролить дополнительный свет не только на церковные практики и повседневную жизнь, но и на связи и различия между центрами славянской культуры в рассматриваемый период.
Г. Григоров (ЮЗУ — Благоевград), основываясь на данных «Рилской повести» Владислава Грамматика, проанализировал
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ №8 486
невербальные выражения христианской идентичности в условиях раннего исламского владычества. Перенесение мощей св. Ивана Рилского из Тырнова в Рилский монастырь в 1469 г. явилось первым духовным и историческим деянием болгар в Османской империи после падения Болгарского царства и было описано современником события Владиславом Грамматиком. В тексте произведения содержится косвенная информация о положении христиан и их взаимоотношениях с мусульманами. В докладе были проанализированы жесты, запахи и предметы, которыми оперировали христиане с целью обозначить причастность к своей религии, а также перемены в болгарской религиозной эстетике — от изящной словесности к декоративности и акциональности.
И. Христова-Шомова (СУ «Св. Климент Охридски») проанализировала перевод Франциском Скориной книги Иова на фоне других старых славянских переводов из Вульгаты и Сеп-туагинты. Перевод двадцати двух библейских книг является вторым славянским библейским переводом, вышедшим в печатном виде. Они вышли в 1517—1519 гг., после чешской Библии, отпечатанной в 1488 г., и перед переводом Мартина Лютера, вышедшим в 1534 г. Книга Иова вышла 10 сентября 1517 г. До перевода Скорины было еще пять старых славянских переводов: три перевода Септуагинты и два — Вульгаты (на хорватский и на чешский). Перевод Франциска Скорины рассматривался в сопоставлении с этими переводами и с греческим и латинским текстом книги Иова. Анализ показал, что Скорина переводил в основном с латыни, но те части, которые входят в славянское богослужение, переведены с греческого, или же для них был использован староболгарский перевод св. Мефодия. Этот перевод Скорины мог быть использован и для чтения, и для православного богослужения. Перевод Ско-рины сделан на церковнославянский, но автору удалось сделать текст доступным и ясным при помощи употребления личных глагольных форм, а также перфекта вместо аориста и имперфекта. Словарь Скорины очень богат, он употребляет как церковнославянские, так и белорусские слова. Франциску Скорине удалось сделать один из лучших переводов книги Иова на начало XVI в.
Н. Робев (НБ «Св.св. Кирил и Методий») выступил с докладом «Личность в истории: „Слабый Иван Шишман и ‘сильная’ Кера Тамара“». В отличие от своего отца, Ивана Александра, характеризуемого официальной историографией как «умелый правитель и дипломат», последний царь Тырновской Болгарии не получил даже такой — слишком обобщенной и неточной — оценки. В фольклоре он представлен то как гордый предводитель храброй и неисчислимой армии в борьбе против заво-
Международный симпозиум «Владетель и святой. Царь Иван Шишман» и фестиваль «Балканская культурологическая фильмотека»
487
КОНФЕРЕНЦИИ
евателей, то как смелый, но недостаточно ответственный защитник последней твердыни, который забывается после кровопролитного сражения в беспечном пьянстве. В то же время «гордая Мара — бяла българка», о которой современная наука почти не располагает достоверными данными, стоит в народной памяти на недостижимом пьедестале, поскольку ее необыкновенные добродетели, целиком посвященные служению родине, противопоставляются беспомощности мужчин. Точно так же ее образ толкуется и в художественной литературе. Целью доклада является попытка, основанная на малоизвестных фактах, разграничить правдоподобное и невозможное при освещении роли этих фигур в истории Болгарии.
Р. Малчев (Ассоциация «Онгъл») уделил внимание особенностям формирования фольклорной истории со своим механизмом фиксирования информации, который не противоречит исторической информации, а расширяет и дополняет ее. В качестве примера докладчик выбрал формирование культа ца-ря-святого. Святой царь — церковный агионим сербского царя Стефана Уроша II Милутина (1275—1317). Первоначально его мощи хранились в г. Звечан, обл. Косово, но в 1460 г. были перенесены в Софию — важный центр православного культурного пространства Рилского монастыря. Культ царя-святого Ивана Шишмана в Софии складывался одновременно по церковной и по фольклорной линиям. Однако в обоих случаях определяющее влияние имели структура и система почитания болгарского святого Ивана Рилского, в том числе и посредством особого, фольклорного представления о нем как о кефалофоре, герое христианских легенд, содержащих мотив «Движение (полет) святого (без головы) для переноса святости».
Более подробно мотив кефалофории был рассмотрен Ц. Димитровой (ИФ — БАН) на материале преданий о гибели царя Ивана Шишмана в окрестностях Самокова. В докладе мотив сакральной кефалофории был проанализирован в контекстуальных рамках христианской доктрины, как и его роль в текстах о гибели царя. Интерес представляет «использование» этого мотива с целью сакрализации образа болгарского правителя в идеологическом контексте механизмов конструирования нации в XIX в. «Прикрепление» мотива к нарративам о смерти Ивана Шишмана является знаковым из-за своей роли интерпретативного кода к событиям прошлого и, соответственно, настоящего. Анализ показывает активное взаимодействие между устной и письменной традициями, а также влияние на книжность и печать в сфере актуализации, формирования и сохранения коллективных представлений.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ №8 488
А. Малчева (Асоциация «Онгъл») рассмотрела модели создания образа королевича Марко в болгарском юнацком эпосе, доказывая тезис о том, что образ королевича Марко создан на основе определенных ментальных «заготовок» по отношению к героичному. Он обладает одновременно и сущностью правителя, и чертами смиренного служителя бога. Модели, по которым строится героический образ, — это модели поведения, которые носят усиленные личностные маркеры; модели, для которых действия героя конкретны и имеют отношение к божьей воле в человеческой жизни. Все это позволяет поместить корни болгарской эпической традиции в эпоху предысторичного мышления, для которой характерно стремление к уничтожению истории, а не к ее возвеличиванию.
Ф. Успенский (Москва) проанализировал функции обряда крещения костей в средневековой Руси и Скандинавии. Русские и скандинавы понимали крещение как событие, обращенное не только в будущее, но и (частично) в прошлое, в дохристианские времена. Так, в 1044 г. Ярослав Мудрый выкопал останки князей Олега и Ярополка, умерших до официального крещения Руси. Останки были перенесены в Десятинную церковь и перезахоронены там. После эксгумации кости князей были крещены. Эти действия прямо связаны с культом рода, крайне важным для княжеских семей изучаемого периода. Крещение костей усиливало авторитет Ярослава, поскольку он имел не только христианских родителей и прабабку, но и двух христианских членов княжеской семьи. Деяния Ярослава имеют прямые параллели с практикой перезахоронения останков, принятой в Скандинавии в течение первых десятилетий после принятия христианства; так, Харальд Синезубый, возведя церковь, перенес под ее пол останки своих родителей, умерших язычниками, и, вероятно, крестил их. Таким образом, князья и конунги продлевали христианскую историю своего рода за счет выкапывания, крещения и христианского захоронения своих предков, умерших до принятия христианства страной в целом.
Ц. Комитова (РИМ — Благоевград) в предварительном сообщении об изысканиях в крепости «Св. Димитър» рассказала о неизвестной ранее крепости в окрестностях города Хаджи-димово (юго-западная Болгария). Эта крепость отличается ярко выраженной преемственностью развития от праистории до поздней античности (конца V в.).
А. Тенчова (НАИМ — БАН) проанализировала уникальные погребения в античной Аполлонии (современный г. Созопол на берегу Черного моря). Их особенность заключается в том,
Международный симпозиум «Владетель и святой. Царь Иван Шишман» и фестиваль «Балканская культурологическая фильмотека»
489
КОНФЕРЕНЦИИ
что в могилу клали не одну, а три монеты (т.н. «харонов обол»).
Ж. Узунов (НАИМ — БАН) в своем сообщении осветил территориальные закономерности в распространении ритуальных ям на территории (преимущественно) Южной Болгарии в I тыс. до н.э.
Г.Хар. Григоров (ИЛ — БАН) выступил с докладом «Символическая реставрация рухнувшей политической доктрины. Политика болгарских ханов Крума и Омуртага в I пол. IX в.». Разрушение сакрального центра державы, как правило, ведет к распаду государственного престижа и порождает эсхатологические ожидания. Автор сделал предположение, что захват болгарской столицы Плиска и разрушение языческих святилищ войсками византийского императора Никифора I в 811(?) г. подорвали веру болгар в мифополитическую доктрину о космических основаниях существования государства, в центре которой находится идея, что столица неразрушима, потому что она является земной проекцией Полярной звезды. Это предположение позволяет увидеть в последующих политических действиях ханов Крума и Омуртага — особенно их гонениях на христиан — свидетельства глубокого идеологического кризиса, в котором, несмотря на военные успехи, оказалось болгарское общество, и интерпретировать ряд зафиксированных семиотизированных жестов болгарских правителей как попытку восстановления пошатнувшейся доктрины об основаниях существования государства.
В докладе А. Юдина (Гент) «Цари в народной магии восточных славян» речь шла о фигурах царей, встречающихся в восточнославянских заговорах. Ряд царских имен в заговорных текстах достаточно широк и разнообразен. Среди них встречаются и исторические фигуры (царь Соломон, святые Константин и Елена, Александр Македонский, святые князья Борис и Глеб), и мифические персонажи (змеиные цари, Царь-Огонь, царица Искра). Помимо имен царственных особ в докладе рассматривалась сопутствующая историко-культурная информация: атрибуты заговорных царей, их магические функции, локусы их появления, «противники» и т.д.
А. Бояджиев (СУ «Св. Кл. Охридски») в краткой презентации описал принципы построения электронного словаря болгарского языка средних веков, который создается в Софийском университете. Докладчик сосредоточился в основном на двух аспектах перевода информации в цифровую форму: структуре словаря и способах репрезентации текстов-источников. Помимо рукописей и старопечатных книгв качестве источников
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ №8 490
будут использованы архив кафедры русского языка Софийского университета, архив Идеографического словаря Софийского университета, архив Института болгарского языка и др. По замыслу авторов, словарь будет совмещать в себе несколько моделей — классический синхронный словарь, историю изменения значений слов, параллели с современными и старыми языками, а также культурный контекст.
Д. Каназирова и Л. Николов (ГИМ — Самоков) поставили такую проблему, стоящую перед современной музеелогией, как оцифровывание музейных экспонатов. В Историческом музее Самокова авторы создают цифровые фотографии и стандартизованные научные описания для каждого музейного экс поната.
В рамках кинофестиваля были показаны следующие фильмы.
Этнографический фильм В. Васевой (ЕИМ — БАН) «Банат-ское жилище» познакомил зрителей с одним из самых колоритных сел Северной Болгарии — Бърдарски геран, основанным в 1887 г. переселенцами — болгарами-католиками и немцами из Баната. Основная часть населения происходит из села Стар Бешенов (современная Румыния) и из села Иваново (современная Сербия). Автор уделил внимание таким сторонам специфичного быта банатских болгар, как особенности жилища, одежды и гигиены, а также местной кулинарии. Сельский фольклор представлен самодеятельным ансамблем и духовым оркестром. Особо показана важная роль католической церкви в жизни и культуре банатских болгар. В фильме также были использованы фотографии из архива Этнографического института в Софии.
В. Тончева (ИФ — БАН) в фильме «Легенда о царе Иване Шишмане» собрала рассказы жителей с. Доспей (район Са-моков), представляющие локальное знание о царе, его последних битвах и смерти, связанные с топонимами Шишманов връх, Шишманов гроб, Цареви кладенци, Петрова църква, Кара гьол. Эти тексты прокомментированы этнологами К. Ран-гочевым и Ц. Димитровой с точки зрения взаимодействия устного и письменного в фольклоре, конструирования национально значимых персонажей и роли фольклора в этом процессе. Свой взгляд на легенды о царе Иване Шишмане представил и археолог Исторического музея Самокова В. Хаджи-ангелов. Он рассказал о результатах раскопок в районе Петровой церкви и Шишманова гроба, которые привели к другим историческим датировкам и не имеют конкретных связей с царем Иваном Шишманом.
Международный симпозиум «Владетель и святой. Царь Иван Шишман» и фестиваль «Балканская культурологическая фильмотека»
491
КОНФЕРЕНЦИИ
В фильме «Митро ле, Митро, сиво гьлъбче...» (К. Рангочев, Р. Малчев, Ассоциация «Онгъл») представлены рабочие киноматериалы этнологической экспедиции в с. Цапарево, Стру-мяни, обл. Благоевград, в июле 2007 г. Конкретным поводом для посещения села послужило исследование фольклорного сообщества, в котором долгое время сохраняется популярная болгарская песня «Митро ле, Митро, сиво гьлъбче.». Однако в ходе экспедиции исследователи открыли еще один локальный феномен — уникальную организацию церковного двора православного храма «Св. Димитьр Солунски Чудотворец», т.н. «трем», и множество образцов антропоморфной каменной пластики периода 1871—1879 гг. в церковном дворе.
Кроме того, А. Жалов (спелеоклуб «Хеликтит», София) представил вниманию зрителей две фотопрезентации: «Голо Бьр-до — земля забытых болгар» и «Балканский культурный калейдоскоп». Первая из них сделана по материалам, собранным в экспедициях 2005 и 2007 гг., и демонстрирует культуру и быт этнических болгар, проживающих в районе Голо Бьрдо, республика Албания. В нелегкой ситуации, когда условия жизни подталкивают к переселению в другие районы и ассимиляции с албанцами, жители региона сохраняют свой традиционный костюм, утварь, жилище и обряды. Во второй презентации были представлены фотографии культурных, архитектурных и исторических достопримечательностей Албании, Болгарии, Греции, Турции, Македонии и Сербии, сделанные в 2005— 2007 гг. Помимо образовательной цели, автор поставил задачу продемонстрировать, что общая историческая судьба балканских народов породила общий «балканский стиль» в традиционном градоустройстве, строительстве и архитектуре.
Культурная программа для участников симпозиума включала посещение достопримечательностей города Самокова: сакрального комплекса «Бельова цьрква» (включает церковь Рождества пресвятой Богородицы IV в., перестроенную в XV в. и заново расписанную в XVII в., и аязмо — священный источник), Митрополитской церкви Успения пресвятой Богородицы (построена в конце XVII в.), женского монастыря Покрова пресвятой Богородицы. Кроме того, в экскурсию было включено посещение археологического объекта «Петрова цър-ква — Шишманово кале». Его археологическое изучение началось в 2005 г. Крепость «Шишманово кале» датируется по найденным керамическим фрагментам с расцвета бронзовой эпохи (XIII в. до н.э.) до конца XIV в. н.э. Крепость занимает 2,8 га, к настоящему моменту раскопаны два ряда крепостных стен и цитадель. Рядом с крепостью археологи нашли монастырский комплекс с уникальной епископской церковью,
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ №8 492
которая датируется первой половиной IV в. и просуществовала до конца VI — начала VII вв. Предполагается, что церковь была разрушена во время первых нашествий болгар на Балканский полуостров. В прошлом археологическом сезоне было раскопано несколько жилых помещений и часть казармы крепостного гарнизона. Сейчас археологи пытаются определить, какая конкретно часть крепости использовалась в период XII—XIV вв. (известно, что в этот период II Болгарское царство обычно использовало только часть всей площади античных крепостей).
Валерия Колосова, Константин Рангочев