Научная статья на тему 'Международный симпозиум «Эпос — язык — миф»'

Международный симпозиум «Эпос — язык — миф» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭПОС / EPOS / МИФ / MYTH / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / РИТУАЛ / RITUAL / ТЕКСТОЛОГИЯ / TEXTUAL CRITICISM / МУЗЫКОЛОГИЯ / НАРРАТИВ / NARRATIVE / АРХЕОЛОГИЯ / ARCHEOLOGY / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ / ETHNO GRAPHIC FILMS / MUSIC STUDIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колосова Валерия Борисовна, Рангочев Константин

Текст содержит обзор Международного симпозиума «Эпос Язык Миф» (2-5 октября 2008 г., Самоков, Болгария), посвященного 130-летней годовщине освобождения Самокова от османского рабства и совмещенного с Фестивалем культурно-исторических фильмов «Балканская культурологическая фильмотека». Доклады участников касались проблем интерпретации фольклорных и авторских текстов (устных и письменных), изучения механизмов исторической памяти, материального и нематериального наследия разных районов Болгарии, в особенности Самоковского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The text contains a review of the International symposium Epos Language Myth (October 2-5th, 2008, Samokov, Bulgaria), devoted to the 130th anniversary of Samokovs emancipation from Ottoman domination. The Symposium was combined with a film festival The Film Library of Balkan Culture. Participants papers concerned the problems of interpreting folklore and authorial texts (both oral and written), the study of the mechanisms of historical memory, the study of the material and non-material heritage of different areas of Bulgaria, Samokov region in particular.

Текст научной работы на тему «Международный симпозиум «Эпос — язык — миф»»

Международный симпозиум «Эпос — Язык — Миф»

Валерия Борисовна Колосова

Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург [email protected] Константин Рангочев Институт математики и информатики Болгарской академии наук

2—5 октября 2008 г. Ассоциация антропологии, этнологии и фольклористики «Онгъл» провела Международный симпозиум «Эпос — Язык — Миф», совмещенный с Балканской культурологической фильмотекой1. После приветственных слов мэра общины Самоков А. Николова, директора Городского исторического музея Самокова Н. Хри-стовской и главного секретаря ассоциации «Онгъл» Р. Малчева был провозглашен главный принцип изучения истории и культуры Самоковского края — объединение усилий местных жителей и ученых.

Симпозиум начался с доклада Ц. Димитровой (София) «Предания о гибели царя Ивана Шишмана в Самоковском крае сквозь призму эпического кода», посвященного анализу интерпретативных механизмов триады имя — сюжет — топос, посредством которой совершаются компрессия, сохранение и передача культурной и исторической информации. Автор постулировала

Вторые Царшишмановы дни прошли при поддержке общины Самоков, Софийского университета «Св. Климент Охридский», Совета иностранной болгаристики БАН и общества «Экип 123». Обзор Первых дней памяти царя Ивана Шишмана см.: Антропологический форум. 2008. № 8. С. 481-492.

наличие общего фонда культурных символов в устной традиции и книжной сфере.

В. Живкова (София) в докладе «Слова и имена, герои и боги» уделила внимание связям между значением и знаком на базе богатого ономастического материала болгарского языкового пространства. В центре научного интереса исследователя находится связь «язык — миф» и ее словесные реализации.

Н. Ненов (Русе) в докладе «Троглодитизм как культурный феномен» рассмотрел в качестве троглодитизма все формы использования пещер людьми, сделав акцент на культурной специфике этого феномена. В Болгарии такой спецификой стало функционирование пещер в качестве скальных церквей и монастырей, храмов и кошар, убежищ хайдуков, мест для сокрытия кладов. В индустриальную эпоху пещеры включаются в хозяйственную деятельность или используются как жилища.

В. Тончева (София) в выступлении «Свадьба и свадебные песни из области Голо Бърдо, Албания» проанализировала музыкальный компонент свадебного ритуала, который иллюстрирует сохранившиеся старинные пласты семейной обрядности на уровне как словесных мотивов, так и музыкального исполнения. У христиан и мусульман наблюдается сходство обрядовых действий, а песенный репертуар дефинируется как болгарский.

К. Рангочев (София) в докладе «Языки истории II: История и ритуал» обратился к малоизученной в болгарской этнологии проблеме: как и почему болгарский этнос сохранил православие в период османского владычества, сопровождавшегося уничтожением культурных центров и насильственной исламизацией.

В. Колосова (Россия) в докладе «Богородичные травы и легенды о них в славянской традиционной культуре» продемонстрировала связь диалектных фитонимов с компонентом богороди-цын, легенд о происхождении растений с такими названиями и их признаков, на основании которых возникли эти легенды.

М. Кьосева (София) выступила с сообщением о культурно-историческом наследии общины Сапарева Баня. После исторического обзора региона и анализа современного состояния докладчица предложила концепцию культурной политики общины с целью исследования и популяризации культурно-исторического наследия, развития альтернативного туризма.

М. Христов (София) сделал доклад «Наблюдения над маршрутом и структурой римской дороги у села Югово, Пловдивский край». Материалы раскопок позволили отнести ее к сер. I — сер. II в. н.э. и выдвинуть гипотезу, что дорога является частью трассы, ведущей от Филиппополя к Эгее.

В. Калфина (София) в докладе «Классический римский эпос как источник раннего италийского фольклора» обратилась к сюжетной роли Кирки в раннем греческом эпосе. Ритуальный характер отношений Кирки с Одиссеем сюжетно мотивирован в эпосе как любовное приключение, подготавливающее героя к нисхождению в Аид. Несомненно, Кирка была известна на италийской почве задолго до вхождения этого мотива в литературу посредством классического римского эпоса. Сохранились ее изображения на этрусских зеркалах и погребальных урнах, что связано с ее изначальной хтонической природой.

В центре доклада А. Малчевой (София) «"Три цепи рабов" — три "цепи" проблем» находилось специфическое место болгарского эпического репертуара. Для изучения характера историзма в фольклорном творчестве наиболее важно найти определенный образ, который в конкретном контексте взаимодействует с другими образами, чтобы установить, что их связывает в одну относительно устойчивую текстовую целостность. «Постоянные образы» реализуются по-разному в зависимости от контекста, который определяется целью создания песни.

А. Жалов (София) посвятил свой доклад неопубликованным фольклорным материалам Научно-исследовательской спелеологической бригады «Тодор Павлов», в основном преданиям и легендам, связанным с пещерами и с происхождением их местных названий.

Исследование А. Бобева (София) было посвящено проблемам текстологических изменений и их значению в староболгарском переводе Ветхого Завета в разных вариантах текста. Автор поставил цель найти причины различий как в языковых основаниях, так и во внеязыковых вопросах семантики и восприятия библейского текста. В заключение докладчик указал, что герменевтический анализ является определяющим для выяснения значения текстологических изменений и их мотивации.

Н. Докле (Албания) в докладе «Остатки апокрифической литературы в районе Кукаска Гора, Албания» проследил христианские апокрифические истоки современных мусульманских сказок. Материалы позволили прийти к выводу, что торбеши (славяне-мусульмане) северо-востока Албании — прямые потомки богомилов.

Доклад Е. Тодоровой (София) «Переписка протопопа Аввакума и Морозовой — создание языковой мифологии» затронул переломный для русской истории период Смуты и феномен самозванства. В докладе была освещена эволюция эпистолярно-

го жанра в России на примере переписки между главой старообрядцев протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой, находившейся в тюремном заключении.

B. Власков (София) в докладе «Некоторые особенности изменений в температурном режиме Болгарии в период 1996— 2008 гг.» проанализировал динамику температурного режима и степень отклонения от средних температурных показателей в разных частях страны.

C. Гювийски (Национальный парк «Рила») посвятил свой доклад «Мифические хозяева рилских рек и озер» фольклору о демонических существах, населяющих и защищающих водоемы. Версия о том, что само название горы (Рила) имеет древнее фракийское происхождение и означает «Водная», позволила докладчику выдвинуть предположение, что демоны — хозяева водных объектов — являются наследниками фракийских божеств.

П. Георгиева (София) изучила систему личных имен города Две могили за период 1878—1893 гг., зафиксированных в старейшей сохранившейся монастырской приходной книге. Изучение личных имен позволяет пополнить данные по распространению антропонимов, зафиксировать особенности местного говора в Х1Х в., проанализировать традицию имянаречения.

Д. Димитрова (Русе) посвятила свое сообщение музыкальной жизни города Самокова, представив опыт культурологического анализа музыкальной истории города, написанной в 1973 г. Характеристики болгарской городской модели, связанные с преодолением традиции посредством связи ее с европейскими культурными моделями, отчетливо проявляются в сфере музыкального мышления.

Р. Малчев (София) в докладе «Культовый центр у с. Карагуй в Интернет-пространстве» сделал обзор сайтов, содержащих информацию о культурных и природных объектах в окрестностях современного с. Горталово Плевенской области. В сети опубликованы многочисленные факты, касающиеся экологического разнообразия региона, но почти нет никаких сведений о дохристианском культовом центре — важном памятнике староболгарского язычества. Автор сформулировал тезис об ответственности ученых перед информационными и коммуникативными возможностями Интернета.

В. Коритаров (Сапарева Баня) в докладе «Народные предания и легенды, связанные с битвами царя Ивана Шишмана и его сына князя Фружина в Сапаревобанском районе» рассмотрел проблему фольклорно-исторической памяти о последнем бол-

гарском царе в Самоковском регионе. Докладчик продемонстрировал, что топонимические предания о последнем царе бытуют значительно западнее, чем было принято считать до сих пор, следовательно, в Средние века район современного города Сапарева Баня являлся частью социокультурной территории Самоковского региона.

М. Димитрова (София) в докладе «Время царя Шишмана и после него» рассмотрела гипотезы о времени перевода сборника комментариев к Песни песней (Рукопись 2/24 из Риль-ского монастыря), а также отношение к этому тексту в средневековой Болгарии, основываясь на особенностях переводов Библии и ошибок в них.

Доклад Р. Петровой (София) «Кладоискательская тетрадка из с. Белица, Средние Родопы» посвящен находке дневника, обнаруженного экспедицией 1999 г. Цель доклада — обобщение устойчивых мотивов в нарративах о кладоискательстве. Особое внимание было обращено на знаковые топосы, по которым сориентировано пространство, и на ритуальные практики, связанные с нахождением скрытого богатства и овладением им.

Доклад М. Стаменовой (София) был посвящен археологическому наследию в болгарском пространстве с точки зрения местных авторов XVII в. Понимание «древности» рассматривается в контексте философских течений и археологических исследований, оказавших влияние на формирование исторических наук в Европе изучаемого периода.

В. Хаджиангелов (Самоков) рассказал о последних археологических изысканиях в крепости «Св. Спас» у с. Белчин. О религиозном значении крепости говорит открытый христианский культовый комплекс, причем средневековый христианский храм XV—XVI вв. расположен на руинах раннехристианской базилики V—VI вв. Остатки еще более древней раннехристианской церкви позволяют отнести ее к 90-м гг. IV в. В крепости найдено нечто вроде обсерватории и камень с отверстиями различной формы и глубины, возможно предназначенный для шаманских действий.

Доклад М. Христова (София) касался сооружений, обнаруженных в том же поселении у с. Белчин. Результаты раскопок показали, что поселение поддерживало интенсивные контакты с крупными центрами в провинции Дакия. К сожалению, объект интенсивно раскапывается кладоискателями, что привело к нарушению целостности одних структур и уничтожению других.

В докладе Ю. Березкина (Россия) «Свадьба солнца отменена: балканский миф и его истоки» мотив расстроенного космиче-

ского брака, зафиксированный на Балканах, сопоставляется с древнейшим комплексом мотивов, распространенных в Африке и на юге и юго-востоке Азии. Докладчик предложил несколько объяснений богатства балканской мифологии по сравнению с западно-европейской, включая положение Балкан на перекрестке культурных влияний.

М. Христозова (Германия) в докладе «Отзвуки Веда Словена в Западных Родопах» рассмотрела неопубликованные материалы современных полевых записей (с. Горно Дряново и с. Кова-чевица, Гоцеделчевско). Исследование позволяет с разных сторон взглянуть на орфические песни из сборника «Веда Сло-вена».

Р. Русев (Русе) на примере стихотворения в прозе С. Гечева «Гергьовден» проанализировал авторскую интерпретацию мотива «Св. Георгий побеждает дракона». Докладчик особое внимание уделил тому, как универсальные культурные значения трансформируются в оригинальный художественный смысл с современным звучанием.

М. Венетиаду (Греция) рассказала о валашской свадьбе на примере обычаев и традиций в районах Палеоманины (Западная Греция) и городе Тива. В докладе представлены результаты изучения древних корней этой локальной традиции, языка и истории валахов, а также полевые исследования (подготовка к свадебному празднеству и сама свадьба).

Г. Григоров (София) в докладе «Миф о золотом веке и его современные употребления» показал, что актуальность мифа сохраняется, а его образность служит для наименования различных феноменов современной культуры: золотыми, серебряными и бронзовыми называют свадебные годовщины, спортивные медали, награды за музыкальные альбомы и т.д. Многочисленные примеры показывают, как миф продолжает жить в наши дни: исчезнув как нарратив, он сохраняется в языке.

Третий сезон Балканской культурологической фильмотеки открылся фильмом В. Тончевой «Голо Бырдо — неизвестные болгары». Фильм рассказывает о части болгарского этноса, которая после восстановления Албанского государства в 1918 г. осталась на его территории. После 90-х гг. ХХ в. отмечается стремление болгар оставить эти сельские регионы и переселиться в крупные города, чтобы их дети потом учились за границей, в том числе и в Болгарии.

Фильм С. Авдала «Дом на улице Якубица» рассказывает о последнем жилище композитора Панчо Владигерова, превращенном в музей. Автор ленты, снятой в 2007 г. при содействии

Министерства культуры Болгарии, использует архивные материалы, хранящиеся в доме-музее «Панчо Владигеров», а также интервью с друзьями, коллегами, учениками и родственниками композитора.

Фильм М. Кьосевой и С. Радулова «Молитвенные четки» посвящен архитектурным объектам г. Сапарева баня и с. Сапаре-во, в особенности многочисленным храмам.

Фотопрезентация К. Рангочева и Р. Малчева повествует о работе международного проекта «Жизнь в наследство на границе — 2008». Он осуществляется неправительственной организацией «Поселение Зеленая Школа» и предусматривает работу болгарских, чешских и словацких студентов в сельской среде для создания диалога между разными культурами.

Этнографический фильм Ц. Неновой и Д. Липованского представил обычай «Трифон Зарезан» в с. Ряхово Русенской области. Виноградная лоза — самый важный растительный символ на Балканах. В рамках обряда лозари надрезают лозу, произносят благопожелания, выбирают нового «царя», а потом в его доме приветствуют его трапезой и танцами, пьют вино за здоровье и богатый урожай будущего года.

Презентация А. Жалова «Гора и горанцы в Албании» — о природе, людях и традиционной культуре региона Кукаска Гора (северо-восточная Албания). В ней представлены традиционные ремесла, обрядовые и диалектные особенности, детали нынешней жизни, в частности усиливающаяся эмиграция. Фильм того же автора «День св. Георгия и свадьба в с. Шишта-вец» — это рабочие материалы, снятые в среде болгар-мусульман того же региона. Сегодня большая часть жителей села — эмигранты, которые приезжают на родину в день св. Георгия, чтобы повидаться с родственниками и друзьями. Свадебный обряд является связующим звеном между поколениями и группами эмигрантов в пространстве Европейского союза.

Перед закрытием симпозиума были вручены награды:

— за вклад в разработку проблем, связанных с природой, культурой и историей Самокова и окрестностей, — В. Хаджианге-лову;

— за вклад в болгарскую этнологию и медиевистику — В. Тон-чевой;

— награда им. Бойки Добревой для выдающихся молодых исследователей в области этнологии и медиевистики — Р. Петровой.

Валерия Колосова, Константин Рангочев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.