Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОСВЕЩЕНИЮ В ОБЛАСТИ ПИТАНИЯ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОСВЕЩЕНИЮ В ОБЛАСТИ ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОСВЕЩЕНИЮ В ОБЛАСТИ ПИТАНИЯ»

ЗА РУБЕЖОМ

ЬУ—

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОСВЕЩЕНИЮ В ОБЛАСТИ ПИТАНИЯ

Проф. Ф. Е. Будагян (Москва)

В декабре 1959 г. в Бад-Гомбурге (ФРГ) состоялся симпозиум, организованный двумя учреждениями ООН: Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) вместе с Продовольственной и Сельскохозяйственной Организацией (ФАО). На нем было представлено 25 европейских стран

Организаторы симпозиума заблаговременно обратились к правительствам стран-участниц с просьбой представить краткие сообщения, составленные по единому плану, с характеристикой состояния питания населения, профессионального образования и просвещения населения в области питания и пр. Краткие выдержки этих сообщений 25 стран были представлены каждому участнику симпозиума.

На симпозиуме было заслушано всего 11 докладов, авторами которых были консультанты ВОЗ и ФАО и лица, специально приглашенные этими организациями. Доклады обсуждались на пленарных заседаниях, а некоторые из них — и рабочими группами. Решения последних рассматривались и утверждались на пленарных заседаниях. Мы принимали участие в обсуждении докладов как на пленарных заседаниях, так и в рабочих группах.

Три доклада (Бергами — Италия, Хартог— Голландия и Коппинг — Англия, Кюнау — ФРГ) были посвящены состоянию питания в европейских стрйнах и обоснованию необходимости просвещения и образования по вопросам питания. В них было указано, что, несмотря на улучшение положения в Европе с продовольствием за последние 10 лет, имеются существенные недостатки в питании различных групп населения. В ряде стран питание беременных женщин и детей раннего возраста неудовлетворительно, в связи с чем наблюдаются заболевания рахитом. Не везде организованы школьные завтраки и обучение школьников основам питания. В Южной Европе встречается недостаток животных белков и воднорастворимых витаминов в пище детей. Избыточное потребление детьми сахара в ряде стран привело к увеличению кариоза зубов. У взрослого населения южной Италии, Сардинии, Сицилии и Испании обнаружены случаи квашиоркора, а в Югославии — пеллагры. Избыточное потребление сахара и жиров, чаще встречающееся в более экономически развитых странах Европы, способствует увеличению заболеваний сердечно-сосудистой системы. Выявленные дефекты в питании послужили основанием для симпозиума считать необходимым улучшить подготовку врачей, работников детских учреждений, учителей по вопросам питания, а также усилить просвещение населения в данной области.

По докладу Долса (Голландия) «Политика в области питания и ее влияние на питание населения европейских стран» симпозиум пришел к мнению, что в каждой стране такая политика должна разрабатывать-

1 СССР на симпозиуме представляли проф. Д. И. Лобанов и автор этих строк.

ся с учетом потребностей населения в пищевых продуктах и различных факторов, влияющих на питание: экономических, привычек населения, культурных и пр. В тех странах, где нет еще национальных организаций по питанию (комитетов, институтов), их необходимо создать. В их состав должны входить представители министерств и науки. Эти организации должны помогать правительствам в разработке политики по питанию в соответствии с потребностями страны. Для этого они должны изучать потребление пищевых продуктов, состояние питания различных групп населения, разрабатывать планы просвещения населения и профессионального образования различных групп специалистов.

По этому вопросу нами было отмечено, что в СССР имеется Институт питания АМН СССР, который не только разрабатывает научные проблемы питания здорового и больного человека, но и помогает государственным организациям в планировании производства пищевых продуктов, а также готовит специалистов высшей квалификации через аспирантуру. Центральный институт санитарного просвещения регулярно издает популярную литературу и методически возглавляет работу многочисленных домов санитарного просвещения. Наконец, при Главной государственной санитарной инспекции имеется гигиенический комитет, в составе которого находится и секция питания, помогающая Главной государственной санитарной инспекции в обсуждении различных вопросов. Конечно, в деятельности этих учреждений имеются недостатки, которые заслуживают обсуждения в соответствии с вопросами, намеченными на симпозиуме.

Подготовке медицинских работников по вопросам питания был посвящен доклад Майклджона (Англия), который был обсужден очень подробно. Выяснилось, что на многих медицинских факультетах студентам даются знания по вопросам питания не соответственно их современному значению, разбросанно по различным дисциплинам, без связи между собой (это справедливо и в отношении лечебных и педиатрических факультетов отечественных медицинских институтов). Было признано необходимым для улучшенияи координации преподавания рекомендовать одно из следующих мероприятий:

1. Выделение специального лица на одной из существующих кафедр (физиологии, биохимии, гигиены и др.) для координации преподавания курса по питанию.

2. Создание секции по питанию при одной из кафедр, членами которой должны быть представители заинтересованных кафедр. Секцию следует обеспечить исследовательской лабораторией и учебными пособиями.

3. Создание специальной кафедры по питанию хотя бы при нескольких медицинских факультетах в. Европе.

Подготовка санитарных врачей по вопросам питания в Европе производится уже после окончания медицинского факультета. В различных странах преподавание весьма неравноценно и часто страдает неполнотой изучаемого курса. Симпозиум рекомендовал включить в план преподавания физиологические основы учения о питании, нарушения питания, алиментарные заболевания, обследование потребления пищевых продуктов и состояния питания, санитарное просвещение и пр.

Для врачей лечебного профиля рекомендовано включить курс по рациональному и лечебному питанию применительно к специальности: педиатрии, гастроэнтерологии и пр.

Было обсуждено также предложение о преподавании этих вопросов среднему медицинскому персоналу как лечебного, так и санитарного профиля.

Нами было указано, что в отличие от Западной Европы в СССР имеются для подготовки специальных санитарных кадров: высших — санитарные факультеты с 6-летним годичным сроком обучения и сред-

6 Гигиена и санитария, № 8

81

них — санитарно-фельдшерские отделения с 3-летним обучением. Кро ме того, в Советском Союзе санитарные врачи периодически имеют возможность пополнять знания по гигиене питания, а врачи лечебных про филей — по диетотерапии в институтах усовершенствования врачей.

Подготовке по вопросам питания лиц, не имеющих медицинского образования, было посвящено 3 доклада, не представлявших для нас большого интереса. Мы отметили, что в СССР уделяется большое внимание подготовке по вопросам питания специалистов различной квалификации для предприятий общественного питания, перед которыми по ставлена задача обслужить уже в ближайшие годы большую часть рабочих и служащих и членов их семей.

•В последнем докладе (Мальмквист, Швеция) были высказаны интересные соображения о воспитании у школьников правильных навыков питания, обучении их основам рационального питания и о соответствующей подготовке учителей. Симпозиум признал, что для осуществления этого учителя средней школы должны знать о связи между питанием и здоровьем ребенка, принципы рационального питания и состав пище вых продуктов, методику организации школьных завтраков и их состав. В связи с этим в учебном плане педагогических институтов должен быть курс по основам питания (около 20 часов). Эффективными сред-, ствами возбуждения у детей интереса к вопросам питания могут являться организация выращивания плодов и овощей на школьных участках, экскурсии на рынки и пищевые предприятия, обсуждение качества школьных завтраков и др.

Симпозиум принял также несколько решений по координации работы в различных странах по воспитанию и профессиональному образованию в области питания.

1. Участники симпозиума должны периодически, примерно раз в под, представлять в ВОЗ или ФАО краткие доклады о реализации рекомендаций симпозиума, которые будут размножать и рассылать участ никам -симпозиума.

2. Лица из персонала ВОЗ и ФАО, занимающиеся вопросами питания, при посещении той или иной страны должны рассмотреть с представителем соответствующего государственного учреждения и членами симпозиума мероприятия, уже проведенные в жизнь и подлежащие внедрению в соответствии с решениями симпозиума.

3. Целесообразно шире использовать некоторые национальные центры в Европе, занимающиеся исследованиями в области питания, для подготовки работников для европейских и внеевропейских стран. ВОЗ и ФАО должны всячески способствовать этому, учреждая, например, стипендии для обучающихся в этих центрах. Это облегчит кооперирование в данной области между европейскими странами и обеспечит подготовленным персоналом те районы, в которых в нем ощущается недо статок.

Поступила 21/1У 1960 г

•¿г -йг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.