Научная статья на тему 'Международный проект. Теоретические и практические основы взаимодействия специалистов двух европейских стран в решении проблем подростка группы риска'

Международный проект. Теоретические и практические основы взаимодействия специалистов двух европейских стран в решении проблем подростка группы риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК / СОТРУДНИЧЕСТВО / КООРДИНАТОР / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / "КУЛЬТУРНЫЙ ШОК" / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Расчетина С.А., Зюсс В.Э.

Совместная деятельность российских и немецких социальных педагогов по сопровождению подростков группы риска. Методология, организация и технология сопровождения немецких подростков, находящихся на протяжении одного-полутора лет в семьях российских социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный проект. Теоретические и практические основы взаимодействия специалистов двух европейских стран в решении проблем подростка группы риска»

В статье представлен материал, отражающий совместную деятельность российских и немецких социальных педагогов по сопровождению подростков группы риска, раскрыты методология, организация и технология сопровождения немецких подростков, находящихся на протяжении одного — полутора лет в семьях российских социальных педагогов.

Международный проект.

Теоретические и практические основы взаимодействия специалистов двух европейских стран в решении проблем подростка группы риска1

С.А. Расчетина,

доктор педагогических наук, профессор кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена, е-mail: svetlanaras@yandex.ru

В.Э. Зюсс,

координатор проекта «Оказание помощи подросткам за границей на основе погружения в жизнь другой страны и переживания «культурного шока», г. Дортмунд (Германия)

• совместный поиск • сотрудничество • координатор • индивидуальная педагогика • «культурный шок» • индивидуальное сопровождение

Современная общественная ситуация характеризуется процессами формирования единого общеевропейского пространства, в котором устанавливаются тесные связи экономического, политического, культурного, образовательного плана. Меняется понятие «диалог культур», поскольку свободный обмен информацией способствует взаимопроникновению культур и открывает каждому сообществу новые возможности для развития собственной уникальной культуры. Формируется сотрудничество в области решения социальных проблем человека. В новых условиях информация о системах поддержки в различных странах стала доступна каждому специалисту помогающей профессии, владеющему компьютерными технологиями. Актуализировались возможности активного обмена опытом работы специалистов и выработки некоторых универсальных решений в области социальной и педагогической поддержки детства. Начало XXI века показало, что этот вид практики интернационален, имеет нечто общее в своей сущности, что позволяет специалистам помогающих профессий понимать друг друга и успешно адаптировать инновационные находки в условиях разных стран. Такой подход возможен, потому что поддержка человека человеком в настоящее время

1 Расчетина С.А., Зюсс В.Э. Теоретические и практические основы взаимодействия специалистов двух европейских стран в решении проблем подростка группы риска): Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы IV Международной научно-практической конференции / Отв. Редактор Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. — Спб.: Экспресс, 2014. — С 90—95.

базируется на документах общеевропейского масштаба, отражающих право личности, оказавшейся в социально опасной ситуации, на поддержку со стороны государственных и общественных структур.

В настоящее время можно выделить некоторые направления совместного поиска. Первое направление представлено совершенствованием государственных документов, защищающих права ребенка. Второе направление связано с совместным поиском путей решения проблем подростка на теоретическом уровне. Имеется в виду согласование теоретических подходов к организации и осуществлению сопровождающей деятельности, нацеленной на оказание поддержки подростку. Третье направление обладает значительной новизной и состоит в том, что в процессах социально-педагогической поддержки и сопровождения подростков одной страны участвуют социальные педагоги другой страны. Этот опыт, пока еще не имеющий широкого распространения, но уже реализуемый на протяжении более 15 лет немецкой организацией Велленбрехер, дает положительные результаты.

В январе 2001 года немецкая неправительственная организация «Велленбрехер» (Дортмунд) и кафедра социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) заключили договор о сотрудничестве в области теории и практики социально-педагогической поддержки и сопровождения немецких подростков из социально неблагополучных семей российскими социальными педагогами. Уровень и качество доверия субъектов гражданского общества к властным структурам и друг к другу является важным показателем развития института поддержки и сопровождения. Социальное доверие выступает предпосылкой формирования отношений сотрудничества и социального партнерства. В нашем случае речь идет о сотрудничестве Комитетов по делам молодежи Германии, общественной организации «Велленбрехер», группы

социальных педагогов России, преподавателей кафедры социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Зарегистрированное общество «Веллен-брехер» занимается планированием и проведением вариативных общих и индивидуальных мероприятий по оказанию поддержки детям, подросткам, несовершеннолетним и их семьям. Помощь со стороны организации адресована детям и подросткам, пережившим негативные ситуации развития, нуждающимся в профессиональной поддержке. Образ жизни и стратегия действий этих детей и подростков характеризуются: недоверием, отказом от отношений и исполнения обязанностей, недостаточной верой в себя, агрессивным поведением с причинением вреда себе и другим и в целом крайней бесперспективностью.

Основаниями для участия в проекте могут быть: социальная дезориентация с целью психологической стабилизации; предотвращение ареста; проблемы с воспитанием подростка, его постоянное нежелание поддаваться каким бы то ни было воспитательным мероприятиям в Германии; отделение от негативного влияния молодежных групп, развитие позитивных коммуникативных способностей и способов социального поведения.

Системное видение проблемы сопровождения подростка. Сопровождение подростка за границей — сложный по своей структуре процесс, требующий упорядоченности всех его звеньев от замысла — выезд подростка из Германии и до завершения — возвращение в Германию. Длительность пребывания подростка в России колеблется от полугода до двух лет. Время нахождения его за рубежом сопряжено с ответственностью социального педагога и требует четко отлаженной (системной) организации. Поэтому на всех этапах сопровождения подростка социальный педагог должен хорошо представлять себе процедурные вопросы, носящие упорядоченный характер.

проектирование в системе социлльно-пЕЛАгогичЕской деятельности

Системная организация процесса сопровождения на уровне специалистов двух стран: специалистами Велленбрехера разработана последовательность шагов, позволяющих принять решение об отправке немецкого подростка для индивидуального сопровождения за границу, осуществить этот процесс и вернуть подростка на родину.

Предварительный этап: исходным материалом является биография подростка, составленная на основе сведений, полученных от специалистов Комитета по делам молодежи Германии. Обыкновенно за помощью обращаются в том случае, если предпринятые меры по решению проблем подростка не дали положительного результата и требуется поиск альтернативного решения. Если принято решение об отправке подростка за границу, материалы подростка передаются координатору, который осуществляет выбор социального педагога, способного решить проблемы подростка. Для этого координатор имеет доступ к банку данных, в котором представлены особые документы, составленные социальными педагогами разных стран, так называемые «мини-проекты», отражающие личностные возможности педагогов, находящиеся в их распоряжении духовные и материальные средства, позволяющие решать проблемы ребенка. При выборе педагога учитывается: опыт работы с конкретной категорией подростков, стаж работы в области социальной педагогики, дополнительная квалификация, пожелания социального педагога относительно пола и возраста подопечного; личные качества воспитателя, его склонности, интересы, увлечения; семейное положение, наличие собственных детей; наличие проектного места в сельской местности и его инфраструктуры.

Основной этап: он предполагает тесное общение всех заинтересованных в успешном сопровождении лиц: координатора, подростка, социального педагога, родителей, учителей. Содержание деятельности координатора, объединяю-

щего все резервы, структурировано следующим образом. Работа координатора в России по месту проведения проекта предполагает общение: во-первых, с воспитателем, который ведет дневник, получает телефонные консультации, принимает участие в супервизии, ежемесячно отчитывается в работе с подростком по определенным параметрам; во-вторых, с подростком: координатор посещает проектное место, беседует с подростком, выявляет его проблемы, разрешает конфликты, если они имеют место, обеспечивает в случае необходимости контакт подростка с представителями Комитета по делам молодежи и родителями или лицами, их замещающими; в третьих, с группой социальных педагогов, реально осуществляющих социально-педагогическое сопровождение, и потенциальных, готовящих себя к этой деятельности. Координатор планирует и организует круглые столы и семинары повышения квалификации, на которых осуществляется обмен опытом; в четвертых, с российскими учителями школы дистанционного обучения, владеющими немецким языком, принимающими участие в проекте, обучающими подростков по программе немецкой общеобразовательной школы; в пятых, с организациями и учреждениями, обеспечивающими возможность пребывания немецких подростков в России. Работа координатора в Германии заключается: в информировании специалистов Комитета по делам молодежи о ходе проекта; в работе с родителями подростка, находящегося в России: оказание индивидуальной помощи в решении социальных и психологических проблем, преобразование по возможности внутрисемейной ситуации, информирование родителей о ходе проекта по сопровождению подростка, подготовка к поездке в Россию для встречи с подростком; в контактах со специалистами (психологами, психиатрами), подключенными к работе с семьей подростка и при необходимости к работе с подростком непосредственно на проектном месте.

Системная организация жизнедеятельности подростка: биография подростка, составленная на предварительном этапе организации процесса сопровождения, содержит первичное представление о системе отношений, в которые был включен подросток, о факторах риска и компенсации, которые представлены в ситуации его развития. Главная целевая установка, связанная с отъездом за границу и пребыванием подростка в семье социального педагога, состоит в преобразовании всей системы значимых для его развития отношений, нарушающих процессы социализации. По мнению немецких коллег, восстановление процессов социального развития базируется: во-первых, на идее пространственной удаленности подростка от сложившейся системы отношений в семье, в школе, на улице, на идее разрыва некачественных связей, нарушивших процессы социализации, недоступности контакта с лицами, отрицательно влияющими на подростка. Во-вторых — на идее необходимости четкого структурирования повседневной жизни подростков, привыкших к хаосу и отсутствию ее временной упорядоченности, приобщение подростка к обязательному выполнению режимных моментов, связанных с употреблением пищи, гигиеническими процедурами, сном, организацией школьных занятий, труда и свободного времени. В-третьих — на идее переориентации подростка в ценностных основаниях собственной жизнедеятельности, направленности личностных ресурсов в русло позитивного общения и социально значимой деятельности, приносящей удовлетворение себе и окружающим. В-четвертых, на идее повседневного контактного взаимодействия социального педагога и подростка, базирующегося на чувстве доверия, защищенности, эмпатии.

Антропологическое видение процесса сопровождения подростка. В рамках антропологического подхода внимание сдвигается в область неинституционализиро-ванных проявлений жизнедеятельности подростка, связанных с поиском смысла

жизни и окрашенных переживаниями. Соответственно исследовательский метод приобретает гуманитарную форму, определяется как метод понимания человеческой субъективности, индивидуальности. Исторический экскурс показал, что Россия и Германия обладают значительным педагогическим наследием, которое позволяет формировать единые теоретические взгляды на проблемы индивидуализации поддержки и сопровождения ребенка в трудных жизненных ситуациях с опорой на выявление экзистенциальных потребностей и реализацию нестандартных (непостоянных) форм помощи. В настоящее время в разных странах мира созданы разнообразные модели индивидуального социально-педагогического сопровождения, успешно применяемые в работе с подростком группы риска. Особенно перспективны виды поддержки и сопровождения, которые позволяют подростку в тесном сотрудничестве с социальным педагогом преодолевать жизненные проблемы и активно включаться в систему значимых отношений. Ознакомление с научной литературой, с практикой социальной защиты прав детей в Германии и России показывает, что социальные педагоги обеих стран, стремящиеся вернуть ребенка на путь положительной социализации, опираются на принципы детоцентризма, индивидуализации педагогического процесса. В сопровождении ребенка они отталкиваются от его экзистенциальных, психологических и социальных характеристик. Идеи индивидуализации в подходе к ребенку разделяют практически все авторы социально-педагогических методологических и теоретических трудов.

Сегодня индивидуальная педагогика ориентируется на закон об оказании помощи молодежи, который базируется на идее о том, что каждого ребенка или подростка следует рассматривать исходя из его особенной индивидуальной ситуации. Поэтому любое мероприятие по реализации помощи должно быть индивидуально-педагогическим. Целевой группой явля-

проектирование в системе социально-педагогической деятельности

ются дети и подростки с оригинальной жизненной историей. Предложения организаций педагогической помощи адресованы мальчикам и девочкам, жизненная история которых связана с разнообразным негативным опытом, отягченными жизненными обстоятельствами и скитаниями по разным организациям.

Культурологическое видение процесса сопровождения подростка. Культура, охватывающая сферу духовной деятельности, традиционно оказывает влияние на процессы взаимодействия ребенка и социума. На пересечении социальной, педагогической и культурологической сфер всегда осуществлялось культурное насыщение процессов социализации ребенка. В точках их интеграции формировался мир индивидуальных ценностей ребенка, осуществлялось его движение от переживания конкретной ситуации к осмыслению бытия и себя в нем.

«Культурный шок» как стимул к преобразованию ситуации. Теория «культурного шока» стала оформляться в последнее десятилетие в связи с созданием единого общеевропейского пространства, в котором важную роль стали играть культурные связи на уровне взаимодействия людей как представителей стран, характеризующихся разным жизненным укладом и качественным своеобразием культуры. Суть культурного шока состоит в противоречии культурных норм, ценностей и ориентаций, присущих индивиду, покинувшему родную страну и проживающему некоторое время в другой стране. Согласно теории «культурного шока», человек, взаимодействующий с новой культурой, адаптируется в обществе через понимание и переживание этой культуры. Этот процесс происходит болезненно, вызывая симптом, известный в психологии под названием «культурный шок».

Проект, основанный на теории «культурного шока», предполагает длительное проживание подростка в какой-либо европейской стране в семье социального педагога.

В нашем случае — это российская приемная семья. «Культурный шок» в проекте рассматривается как индивидуальная психологическая реакция подростка на качественное своеобразие и новизну жизненной ситуации. Для подростка группы риска это «двойной» культурный шок. Имеется в виду: во-первых, новизна культуры другой страны; во-вторых, новизна отношений в приемной семье социального педагога.

Разработчики проекта используют теорию «культурного шока» для обогащения социально-педагогической ситуации новыми ценностными смыслами на основе актуализации мыслительной деятельности и переживаний подростка и педагога, рассматривают возможности положительного влияния «культурного шока» на процесс социальной адаптации и позитивной самоидентификации подростка группы риска. Предполагается, что подросток группы риска, выезжающий в другую страну и проживающий в семье воспитателя — социального педагога, испытывает в той или иной мере «культурный шок», который рассматривается как особая личностная психологическая реакция на новые социально-культурные и педагогические отношения. Первичный «культурный шок» связан с переживанием нового состояния семейных отношений заботы и защиты, в которые попадает подросток из неблагополучной семьи. Вторичный «культурный шок» связан с включением и переживанием подростком культурной ситуации более широкого масштаба, то есть с включением в отношения со сверстниками и взрослыми из ближайшего социального окружения. Ситуация взаимодействия подростка с людьми из ближайшего социального окружения «вписана» в культурную ситуацию более широкого масштаба. Имеется в виду ознакомление подростка с различными направлениями художественной культуры и по возможности вовлечение его в деятельность художественно-творческих центров, объединений, кружков.

Поскольку степень проявления «культурного шока» может быть разной в каждом индивидуальном случае, время прохождения его стадий может значительно различаться у разных подростков. Поэтому речь идет об индивидуализации социально-педагогической поддержки на основе учета специфики переживания конкретным подростком ситуации «культурного шока». На разных этапах «культурного шока» социальный педагог — воспитатель может применить ряд педагогических средств, содействующих успешному прохождению этих стадий, и тем самым создать необходимые условия для адаптации подростка и его позитивной идентификации.

Проект адресован подросткам, которые живут в социально неблагополучной среде. Их жизненная история богата негативным опытом личностно значимых отношений в ближайшем социальном окружении. Для образа жизни и стратегии поведения подростков характерны недоверие, подозрительность, вплоть до отказа от всяких отношений, недостаточная уверенность в себе, различные формы угрозы по отношению к окружающим и самим себе, отсутствие перспектив, ярко выраженное негативное поведение.

Для полноценного протекания процессов их социализации необходимо привлечение новых средовых ресурсов. Эту функцию берет на себя социальный педагог, осуществляющий социально-педагогическое сопровождение. Он не предлагает подростку и его семье готовых решений, исходит из того, что каждый человек несет в себе свои собственные резервы, имеет скрытый потенциал для преобразования социально опасной ситуации. Социальный педагог обеспечивает условия, при которых подростки ищут собственные пути решения проблем. В качестве альтернативы предлагается «взрывное» изменение жизненной ситуации. Социально-педагогическое сопровождение с позиции «культурного шока» — это процесс взрыв-

ного преобразования наличной ситуации посредством переезда в другую страну и семью и актуализации высвободившихся резервов для поиска решения подростком своих проблем в контакте с социальным педагогом.

Опыт сопровождения подростка за границей показал, что его отношение к стремительной перемене ситуации может быть разным. Собственно внезапная перемена образа и стиля жизни ставит подростка в ситуацию выбора дальнейшего пути. Поэтому педагог «принимающей стороны» может столкнуться с полярными вариантами отношения подростка к новой ситуации: от полного ее принятия до полного непринятия и множеством вариантов между этими «точками». Конструктивный выход из каждого конфликта — это шаг к построению нового типа отношений между подростком и воспитателем, между подростком и приемной семьей и в конечном итоге — между подростком и новой для него страной.

Как показала практика, большинство подростков новый поворот в своей жизни воспринимают сначала с интересом, затем — с тревогой и негативизмом. Пройдя через эту «критическую точку, они вновь обретают интерес к проживанию в России. Нахождение в другой стране обостряет поиски решения подростком своих проблем, в том числе своей идентичности. Для этой группы подростков технология стремительной перемены ситуации может рассматриваться как основная, органично вписывающая их в положительно направленное русло социализации. Истоки индивидуального пути реинтеграции этих подростков в Германии закладываются в России в приемной семье, в ситуации индивидуального взаимодействия «подросток — социальный педагог». Феномен «культурного шока» может быть положен в основание гуманитарной технологии, органично вписанной в процесс социально-педагогического сопровождения подростка, нацеленного на поддержку

проектирование в системе социлльно-пЕЛАгогичЕской деятельности

желания подростка понять и оценить ситуацию, на поддержку позитивных и предупреждение негативных эмоциональных состояний2.

Результативность процесса индивидуального сопровождения подростков за границей представлена в отчете немецких профессоров Института помощи подросткам и молодежи Macsenaere, М., Klein J. Они подчеркнули, что индивидуально-педагогическая помощь за границей «в целом показывает значительно более высокую эффективность, чем другие формы педагогической помощи. Относительно развития ресурсов и сокращения дефицитов обнаруживаются

2 Rastschetina S. Deutsch-russische Kooperation in der Arbeit mit Jugendlichen aus Risikogruppen / S. Rastschetina, W. S^ss // Dialog Erziehungshilfe. Sozialraumdebatte in den Hilfen zur Erziehung. — Ausgabe 3, 2014. — P. 53—60.

намного более позитивные изменения, чем в обеих контрольных группах. По причине высокой эффективности помощь за границей, несмотря на высокие общие затраты, также с учетом исследованной производственно-экономической и народнохозяйственной эффективности отличается от всех других исследованных форм помощи в лучшую сторону. Если в отдельных случаях не исключены негативные ситуации, результаты исследования показывают, что индивидуально-педагогическая помощь за границей является целесообразной формой помощи, ориентированной на свою специфическую клиентуру»3.

3 Macsenaere M. Individualpaedagogische Hilfen im Ausland: Evaluation, Effektivitaet, Effizienz / Macsenaere, М., Klein J. http://www.amazon.de/InHAus-Individualp% C3%A4dagogische-Evaluation-Effektivit0/„C30/„A4t-Effizienz/dp/3784120458 // Institut fuer Kinder — und Jugendhilfe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.