Научная статья на тему 'Возрастной подход в деятельности социального педагога по решению актуальных проблем младшего подростка'

Возрастной подход в деятельности социального педагога по решению актуальных проблем младшего подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
970
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буторина Анастасия Николаевна

В статье рассматриваются понятия «подход», «возрастной подход» в деятельности социального педагога. Особое внимание уделяется решению актуальных проблем младших подростков, представлена модель маршрута сопровождения подростка на основе возрастного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буторина Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE APPROACH TO SOLVING YOUNGER TEENAGERS ACUTE PROBLEMS IN SOCIAL PEDAGOGUES ACTIVITY

Such concepts as «approach» and «age approach» in the social pedagogues activity are considered in the article. Special attention is paid to solving acute problems of younger teenagers. The model of the teenager accompaniment route based on the age approach is presented.

Текст научной работы на тему «Возрастной подход в деятельности социального педагога по решению актуальных проблем младшего подростка»

УДК 37.013.42+37.035-053.6(045)

БУТОРИНА Анастасия Николаевна, ассистент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, аспирант кафедры социальной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Автор 9 научных публикаций, в т.ч. одного учебно-методического пособия

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РЕШЕНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

В статье рассматриваются понятия «подход», «возрастной подход» в деятельности социального педагога. Особое внимание уделяется решению актуальных проблем младших подростков, представлена модель маршрута сопровождения подростка на основе возрастного подхода.

Подход, возрастной подход, социальный педагог, актуальные проблемы, младший подросток.

Модернизация российского образования предъявляет новые требования к проектированию и реализации профессиональной деятельности специалистов в области общего среднего образования. Одной из ключевых фигур в социальном воспитании наряду с педагогом, родителями, воспитателем, психологом, педагогами дополнительного образования является социальный педагог.

Социальная педагогика - одна из современных специальностей школьного образования и воспитания, появившаяся в наших школах сравнительно недавно (официально зарегистрирована в Российской Федерации в 1991 году), но взявшая на себя решение большого количества проблем1. Социальный педагог призван решать профессиональные задачи как в области социально-педагогической деятельности (проектиро-

вание и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; организация взаимодействия педагога и учащихся в различных учреждениях в целях успешной социализации детей; проведение профориентационной работы), так и учебно-воспитательной (психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса); развивающей (разработка и проведение развивающих программ психического сопровождения детей с различными образовательными потребностями, психическая поддержка детей и педагогов в образовательном процессе); культурно-просветительской (формирование общей культуры учащихся, образование культурного пространства образовательного учреждения); научно-методической и организационно-управленческой деятельности (анализ собственной деятельности и совершен-

ствование своей квалификации, организация контроля за результатами социального воспитания; управление педагогическим коллективом в целях обеспечения социализации детей). Для грамотного осуществления профессиональной деятельности современному социальному педагогу необходимо быть готовым к реализации компетентностного подхода в образовании2, ориентироваться в методологических основаниях системы профессиональной деятельности.

Анализ современных научных исследований дает возможность выделить в качестве методологического основания деятельности социального педагога понятие «подход». Подход как категория представляет собой сложное понятие междисциплинарного характера, которое широко употребляется в методической литературе разных областей знания. Несмотря на признание большинством наук термина «подход» как устоявшегося, значение его интерпретируется по-разному в зависимости от области научного знания, а также от рассматриваемой проблемы, задач исследования и т.д.3 Мы придерживаемся следующего определения понятия «подход», данного И.Р. Луговской: «.. .подход -это совокупность научных представлений о процессе изучения объекта познания»4. В нашем случае объектом познания выступает человек.

В педагогической научной литературе рассматриваются и применяются такие виды подходов, как теоретический, системный, комплексный, исследовательский, поисковый, культурологический, возрастной, игровой и множество других. Мы планируем, рассмотрев специфику деятельности социального педагога, описать ее методологические основания с позиции возрастного подхода.

По мнению Н.И. Гуткиной, возрастной подход предполагает понимание возраста как особого сочетания внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период5. Такое понимание возраста заложено в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Понятие возраста, предложенное классиком, основывается на следующих представлениях: о социальной ситуации развития; о крити-

ческих и литических возрастах ребенка; о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого возрастного периода и определяющих психическое развитие ребенка6. По мнению Л.В. Мардахаева, возрастной подход -это «учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитанников, обусловленных их возрастным составом и условиями реализации деятельности»7. В «Кратком педагогическом словаре» Г.А. Андреева, Г.С. Вяли-кова возрастной подход определяют как «принцип, в основе которого лежит учет закономерностей развития личности; конкретизация принципа природосообразности воспитания»8. А.В. Мудрик определяет возрастной подход как «целенаправленное создание условий для развития человека с учетом и использованием особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей групп и коллективов, обусловленных их половозрастным составом»9. Таким образом, возрастной подход можно охарактеризовать в логике следующих понятий: понимание возраста как особого сочетания внутренних и внешних факторов развития; учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных); целенаправленное создание условий для развития человека. На наш взгляд, возрастной подход в деятельности социального педагога будет осуществляться через: понимание и учет возрастных особенностей, особенностей развития личности в данный возрастной период; создание условий для социализации и развития человека. На основании предложенной модели выстраиваются индивидуальные маршруты, учитывающие специфику индивидуальной ситуации развития.

Наибольшую притягательность для научного рассмотрения оснований возрастного подхода в деятельности социального педагога имеет возраст «бурь и страстей»10, который связан не только с бурным взрослением ребенка, но и с перестройкой всей личности - подростковый возраст. На фоне актуальности и практической значимости исследований в данной области

становится явным то, что крайне мало внимания уделяется младшему подростковому возрасту. Г.А. Цукерман называет данный возраст «ничейная земля»11, так как в общеобразовательной школе это уже не младший школьник, но еще и не ученик средних классов школы.

Традиционно для характеристики возраста в педагогике, психологии, антропологии и других науках, изучающих воспитание и развитие человека, выделяются определенные проблемные ситуации, которые характеризуют процесс становления личности. Для социальной педагогики характерно выделение проблемных ситуаций сквозь призму социального взаимодействия ребенка. Представление специфики подросткового периода вообще и младшего подросткового в частности через призму актуальных возрастных проблем становится наиболее признанным в отечественной и мировой практике.

Л.А. Регуш под проблемами подростков понимает определенное психическое состояние, которое характеризуется следующими признаками: наличием противоречий в ситуациях личной жизни, связанных с семьей, учебой, взаимоотношениями со сверстниками, с отношением к себе; эмоциональным переживанием противоречий и осознанием их как проблемы; желанием избавиться от нее12. В связи с этим можно выделить те сферы (ситуации), в которых возникают проблемы, требующие непосредственного участия социального педагога: социальные отношения в семье, в школе, отношение к себе, взаимоотношения со значимыми взрослыми.

Учитывая специфику деятельности социального педагога, особенности детей младшего подросткового возраста, проблемы, с которыми сталкивается ребенок, особенности возрастного подхода, для решения проблем ребенка был выбран маршрут индивидуального сопровождения С.А. Расчетиной. Работа согласно данному маршруту строится на преобразовании ситуаций, которые ориентированы на: установление коммуникативного контакта с подростком и лицами его ближайшего окружения; осуществление диагностики и оценки ситуации; апробацию некоторых методик и технологий измене-

ния ситуации; выработку прогноза относительно изменения параметров ситуации посредством выбираемых методик и технологий; разработку программы преобразования ситуации13. Этот цикл ситуаций осуществляется в логике общения социального педагога с подростком, лицами, значимыми для него, со специалистами, обеспечивающими сопровождение.

Нами разработана модель индивидуального маршрута сопровождения на основе возрастного подхода. Методологической базой для данного маршрута выступила схема разработки индивидуального маршрута сопровождения Расчетиной С.А.14 Модель представленного маршрута является основой для разработки пошагового маршрута сопровождения ребенка. Каждый из представленных этапов является своего рода циклом мероприятий, направленных на решение определенных проблем младших подростков. Универсальность данного маршрута будет заключаться в том, что убрав один из этапов (кроме первого) в контексте ситуации, маршрут не потеряет своей актуальности. Маршрут включает пять этапов, которые представлены ниже.

I. Ситуация индивидуального взаимодействия «подросток - социальный педагог».

1. Поиск путей установления коммуникативного контакта с подростком. Первичная диагностика и оценка значимых параметров ситуации на основе взаимодействия с подростком для понимания актуальных возрастных проблем ребенка.

2. Разработка программы индивидуального сопровождения с учетом особенностей возрастного развития личности и особенностей социализации младшего подростка через создание оптимальных условий для его развития.

II. Ситуация посредничества «подросток - социальный педагог - семья».

1. Поиск путей установления коммуникативного контакта с родителями. Диагностика и оценка значимых параметров семейной ситуации на основе взаимодействия с родителями.

2. Разработка программы преобразования семейных отношений с учетом особенностей возрастного развития личности и особенностей

социализации младшего подростка через создание оптимальных условий для развития младшего подростка.

III. Ситуация посредничества «подросток - социальный педагог - учитель».

1. Установление деловых контактов с учителем для создания условий социализации подростка.

2. Разработка программы преобразования школьной ситуации с учетом особенностей возрастного развития личности и особенностей социализации младшего подростка через создание оптимальных условий для его развития.

IV. Ситуация посредничества «подросток - социальный педагог - сверстники».

1. Уточнение диагностических данных и оценка значимых параметров отношений со сверстниками для учета возрастных особенностей и потребностей возраста.

2. Апробация некоторых путей восстановления положительных отношений ребенка и сверстников с учетом особенностей возрастного развития личности и особенностей социализации младшего подростка через создание оптимальных условий для его развития.

V. Ситуация посредничества «подросток - социальный педагог - специалисты».

1. Организация взаимодействия со специалистами с целью помощи в решении актуальных проблем.

2. Разработка программы индивидуального сопровождения младшего подростка специалистами с учетом особенностей возрастного развития личности и особенностей социализации через создание оптимальных условий для развития.

Представленная модель индивидуального маршрута сопровождения младшего подростка в ходе решения актуальных возрастных проблем является примером реализации возрастного подхода в деятельности социального педагога, предполагая социально-педагогическую диагностику группы детей и описание индивидуальной ситуации развития. Данный маршрут позволит провести мониторинг эффективности социально-педагогической деятельности по показателям возрастного развития ребенка и по степени его решения актуальных индивидуально-возрастных проблем.

Примечания

1Яшнова О. Профессиограмма социального педагога начальной общеобразовательной школы II Воспитание школьников. 2002. № 7. С. 28-34.

2 Аверкиева Г.В. К вопросу о готовности педагогов Архангельской области к реализации компетентностного подхода в образовании II Вести. Помор, ун-та. Сер. «Физиол. и психол.-пед. науки». 2007. № 2(12). С. 67-72.

3Луговская ИР. Сравнительно-педагогический анализ систем школьного образования: моногр. Архангельск, 2004. С. 45.

4 Там же. С. 49.

5ГуткинаН.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2006. С. 5.

6ВыготскийЛ.С. Проблема возраста// Собр. соч. М., 1984. Т. 4. С. 35.

7 Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002. С. 43.

8 Андреева Г..А., Вяликова Г.С. Краткий педагогический словарь. М., 2005. С. 19.

9МудрикА.В. Социальная педагогика/под ред. В.А. Сластенина. М., 2005. С. 158.

10Холл С. Взросление II Возрастная психология / под ред. Е.М. Лысенко. М., 2006. С. 142.

11 ЦукерманГ.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничейная земля» в возрастной психологии// Вопр. психологии. 1998. № 3. С. 17-31.

12Психология современного подростка / под ред. проф. Л.А. Регуш. СПб., 2005. С. 9.

13Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности: учеб. пособ. / под общ. ред. проф. С.А. Расчетной. СПб., 2005. С. 49.

14 Там же. С. 50.

Butorina Anastasia

AGE APPROACH TO SOLVING YOUNGER TEENAGER’S ACUTE PROBLEMS

IN SOCIAL PEDAGOGUE’S ACTIVITY

Such concepts as «approach» and «age approach» in the social pedagogue’s activity are considered in the article. Special attention is paid to solving acute problems of younger teenagers. The model of the teenager accompaniment route based on the age approach is presented.

Контактная информация: e- mail: f.primary@pomorsu.ru

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.