Научная статья на тему 'Реализация возрастного подхода в деятельности социального педагога с младшими подростками'

Реализация возрастного подхода в деятельности социального педагога с младшими подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / APPROACH / AGE-RELATED APPROACH / SOCIAL TEACHER / TOPICAL PROBLEMS / YOUNGER TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буторина Анастасия Николаевна

В статье рассматриваются понятия «подход», «возрастной подход» в деятельности социального педагога. Особое внимание уделяется решению актуальных проблем младших подростков, представлена модель маршрута сопровождения подростка на основе возрастного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буторина Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realisation of the age-related approach in a social teacher's activity with younger teenagers

The concepts "approach", "age-related approach" in a social teacher's activity are observed in the article. Special attention is paid to solving of the topical problems of younger teenagers. The model of a teenager's support route based on the age-related approach is presented.

Текст научной работы на тему «Реализация возрастного подхода в деятельности социального педагога с младшими подростками»

А. Н. Буторина

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ

Работа представлена кафедрой социальной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена и кафедрой педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного

университета им. М. В. Ломоносова. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Макареня

В статье рассматриваются понятия «подход», «возрастной подход» в деятельности социального педагога. Особое внимание уделяется решению актуальных проблем младших подростков, представлена модель маршрута сопровождения подростка на основе возрастного подхода.

Ключевые слова: подход, возрастной подход, социальный педагог, актуальные проблемы, младший подросток.

A. Butorina

REALISATION OF THE AGE-RELATED APPROACH IN A SOCIAL TEACHER'S ACTIVITY WITH YOUNGER TEENAGERS

The concepts "approach", "age-related approach" in a social teacher's activity are observed in the article. Special attention is paid to solving of the topical problems of younger teenagers. The model of a teenager s support route based on the age-related approach is presented.

Key words: approach, age-related approach, social teacher, topical problems, younger teenager.

Модернизация российского образования предъявляет новые требования к проектированию и реализации профессиональной деятельности специалистов в области общего среднего образования. Одной из ключевых фигур в социальном воспитании наряду с педагогом, родителями, воспитателем, психологом, педагогами дополнительного образования является социальный педагог. Для российской действительности социальная педагогика, сравнительно новое явление, чуть менее 20 лет назад стало формироваться профессиональное поле таких специалистов, поэтому естественно, что здесь имеется еще множество проблемных полей.

Анализ современных научных исследований в этой области дает возможность выделить понятие «подход» как методологическое основание в деятельности социального педагога. Подход как категория представляет собой сложное понятие междисциплинарного характера (в литературе встречаем разное его

трактование). Так, И. Р. Луговская дает следующее определение понятию «подход» - это «совокупность научных представлений о процессе изучения объекта познания» [4, с. 49]. В нашем случае объектом познания выступает человек. В педагогической научной литературе рассматриваются и применяются такие виды подходов, как теоретический, системный, комплексный, исследовательский, поисковый, культурологический, возрастной, игровой, компетентностный и др. Применительно к деятельности социального педагога нами исследуется возрастной подход, как подход не получивший должного внимания в рассмотрении содержания деятельности этого специалиста.

По мнению Н. И. Гуткиной, возрастной подход предполагает понимание возраста как особого сочетания внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период [2, с. 5]. Такое понимание

возраста заложено в культурно - исторической концепции Л. С. Выготского. Понятие возраста, предложенное классиком, основывается на следующих представлениях: о социальной ситуации развития; о критических и литических возрастах ребенка; о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого возрастного периода и определяющих психическое развитие ребенка [1, с. 35]. По мнению Л. В. Мардахаева, возрастной подход - это «учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитанников, обусловленных их возрастным составом и условиями реализации деятельности» [8, с. 43]. Г. А. Андреева, Г. С. Вяликова возрастной подход определяют как «принцип, в основе которого лежит учет закономерностей развития личности» [3, с. 19]. А. В. Мудрик определяет возрастной подход как «целенаправленное создание условий для развития человека с учетом и использованием особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей групп и коллективов, обусловленных их половозрастным составом» [5, с. 158]. Таким образом, можно охарактеризовать возрастной подход в логике следующих понятий: понимание возраста как особого сочетания внутренних и внешних факторов развития; учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных); целенаправленное создание условий для развития человека. На наш взгляд, возрастной подход в деятельности социального педагога будет осуществляться через: понимание и учет возрастных особенностей, особенностей развития личности в данный возрастной период; создание условий для социализации и развития человека.

Наибольшую притягательность для научного рассмотрения оснований возрастного подхода в деятельности социального педагога имеет возраст «бурь и страстей» [9, с. 142], который связан не только с бурным взрослением ребенка, но и с перестройкой всей личности -подростковый возраст. На фоне актуальности и практической значимости исследований в дан-

ной области становится явным то, что крайне недостаточно внимания уделяется младшему подростковому возрасту в деятельности социального педагога. Г. А. Цукерман называет данный возраст «ничейная земля» [10, с. 17], так как в общеобразовательной школе это уже не младший школьник, но еще и не ученик средней школы. В настоящее время деятельность социального педагога направлена, как правило, на подростка.

Традиционно для характеристики возраста в педагогике, психологии, антропологии и других науках, изучающих воспитание и развитие человека, выделяются определенные проблемные ситуации, которые характеризуют процесс становления личности. Для социальной педагогики характерно выделение проблемных ситуаций сквозь призму социального взаимодействия ребенка. Представление специфики подросткового периода вообще и младшего подросткового в частности через призму актуальных возрастных проблем становится наиболее признанным в отечественной и мировой практике.

Л. А. Регуш под проблемами подростков понимает определенное психическое состояние, которое характеризуется следующими признаками: наличием противоречий в ситуациях личной жизни, связанных с семьей, учебой, со сверстниками, с отношением к себе; эмоциональным переживанием противоречий и осознание их как проблемы; желанием избавиться от проблемы [7, с. 9]. В связи с этим можно выделить те сферы (ситуации), в которых возникают проблемы, требующие непосредственного участия социального педагога: социальные отношения в семье, в школе, отношение к себе, взаимоотношения со значимыми взрослыми.

В ходе пилотажного этапа исследования мы изучали проблемы, с которыми сталкиваются младшие подростки с позиций разных участников образовательного процесса. В исследовании участвовало 99 человек (26 младших подростков, 26 родителей, 27 учителей, 23 социальных педагога г. Архангельска и области). По мнению родителей, социальных педагогов дети чаще всего сталкиваются с проблемами в учебе и со сверстниками. Родители также

говорят о том, что им необходима помощь в разрешении проблем, связанных с общением, управлением собственными негативными эмоциями при воспитании детей. Учителя же отмечают проблемы детей, связанные с взаимоотношениями с родителями, с отклоняющимся поведением детей. Социальные педагоги утверждают, что ребенку требуется помощь для выстраивания отношений с учителями. Дети же отметили, что чаще всего у них проблемы возникают с одноклассниками / друзьями (46%); реже с родителями (23%) и в учебе (18%); еще реже - другие проблемы (5%). Из представленных результатов видно, что родители, педагоги, чаще всего, не имеют представления о том, что тревожит их ребенка и о том, в каком проблемном поле им предстоит работать, какие проблемы и каким образом решать. Взрослые чаще видят свои собственные проблемы в общении с детьми, а не проблемы, которые возникают у ребенка. За помощью родители предпочитают обращаться к учителю, а учителя - к социальному педагогу и администрации образовательного учреждения. Дети же полагают, что разберутся в своих проблемах сами, либо расскажут родителям. Таким образом, результаты показывают, что мнения различных участников образовательного процесса относительно перечня проблем младших подростков различаются, в связи с этим требуется особая посредническая деятельность социального педагога, которая будет необходима каждому участнику образовательного процесса.

Учитывая специфику деятельности социального педагога, особенности детей младшего подросткового возраста, проблемы, с которыми сталкивается ребенок, особенности возрастного подхода, для решения проблем ребенка был выбран маршрут индивидуального сопровождения, предложенный С. А. Расчети-ной. Работа по данному маршруту строится на преобразовании ситуации, ориентированной на: установление коммуникативного контакта с ребенком и лицами его ближайшего окружения; осуществление диагностики и оценки ситуации; апробацию некоторых методик и технологий изменения ситуации; выработку прогноза относительно изменения параметров

ситуации посредством выбираемых методик и технологий; разработку программы преобразования ситуации [6, с. 49]. Этот цикл ситуаций осуществляется в логике общения социального педагога с ребенком, лицами, значимыми для него, со специалистами, обеспечивающими сопровождение, которые учитывают возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста.

Нами разработана пошаговая модель индивидуального маршрута сопровождения на основе возрастного подхода. Методологической базой для данного маршрута выступила схема разработки индивидуального маршрута сопровождения С.А. Расчетиной [6, с. 50].

I. Ситуация индивидуального взаимодействия «ребенок - социальный педагог».

1) Поиск путей установления коммуникативного контакта с подростком. Первичная диагностика и оценка значимых параметров ситуации на основе взаимодействия с подростком для понимания актуальных возрастных проблем ребенка. 2) Разработка программы индивидуального сопровождения с учетом особенностей возрастного развития личности и особенностей социализации младшего подростка через создание оптимальных условий для развития младшего подростка.

II. Ситуация посредничества «ребенок -социальный педагог - семья». 1) Поиск путей установления коммуникативного контакта с родителями. Диагностика и оценка значимых параметров семейной ситуации на основе взаимодействия с родителями. 2) Разработка программы преобразования семейных отношений с учетом особенностей возрастного развития личности и особенностей социализации младшего подростка через создание оптимальных условий для развития младшего подростка.

III. Ситуация посредничества «ребенок - социальный педагог -учитель». 1) Установление деловых контактов с учителем для создания условий социализации подростка.

2) Разработка программы преобразования школьной ситуации с учетом особенностей возрастного развития личности и особенностей социализации младшего подростка через создание оптимальных условий для развития младшего подростка.

IV. Ситуация посредничества «ребенок - социальный педагог - сверстники».

1) Уточнение диагностических данных и оценка значимых параметров отношений со сверстниками для учета возрастных особенностей и потребностей возраста. 2) Апробация некоторых путей восстановления положительных отношений ребенка и сверстников с учетом особенностей возрастного развития личности и социализации младшего подростка через создание оптимальных условий для развития младшего подростка.

V. Ситуация посредничества «ребенок - социальный педагог - специалисты». 1) Организация взаимодействия со специалистами с целью помощи в решении актуальных

проблем. 2) Разработка программы индивидуального сопровождения младшего подростка специалистами с учетом особенностей возрастного развития личности и особенностей социализации через создание оптимальных условий для развития.

Представленная модель индивидуального маршрута сопровождения младшего подростка в ходе решения актуальных возрастных проблем является одним из примеров реализации возрастного подхода в деятельности социального педагога обращает внимание на вопросы содержания подготовки социального педагога, учитывающего возрастные особенности детей, с которыми приходится работать социальному педагогу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Проблема возраста //Собрание сочинений. М., 1984. Т. 4.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2006.

3. Краткий педагогический словарь / Андреева Г. А., Вяликова Г. С. М., 2005.

4. Луговская И. Р. Сравнительно-педагогический анализ систем школьного образования: монография. Архангельск, 2004.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2005.

6. Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности: учебное пособие / под ред. С. А. Расче-тиной. СПб., 2005.

7. Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2005.

8. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М., 2002.

9. Холл С. Взросление // Возрастная психология / под ред. Е. М. Лысенко. М., 2006.

10. Цукерман Г. А. Десяти - двенадцатилетние школьники: «ничейная земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17-31.

REFERENCES

1. Vygotsky L. S. Problema vozrasta // Sobraniye sochineniy. M., 1984. T. 4.

2. Gutkina N. I. Psikhologicheskaya gotovnost' k shkole. SPb., 2006.

3. Kratkiy pedagogicheskiy slovar' / Andreyeva G. A., Vyalikova G. S. M., 2005.

4. Lugovskaya I. R. Sravnitel'no-pedagogicheskiy analiz sistem shkol'nogo obrazovaniya: monografiya. Arkhangelsk, 2004.

5. MudrikA. V. Sotsial'naya pedagogika / pod red. V. A. Slastenina. M., 2005.

6. Podrostok i ulitsa: strategiya profilaktiki beznadzornosti: uchebnoye posobiye / pod red. S. A. Raschetinoy. SPb., 2005.

7. Psikhologiya sovremennogo podrostka / pod red. L. A. Regush. SPb., 2005.

8. Slovar' po sotsial'noy pedagogike / avt.-sost. L. V. Mardakhayev. M., 2002.

9. Kholl S. Vzrosleniye // Vozrastnaya psikhologiya / pod red. E. M. Lysenko. M., 2006.

10. Tsukerman G. A. Desyati - dvenadtsatiletniye shkol'niki: «nicheynaya zemlya» v vozrastnoy psikhologii // Voprosy psikhologii. 1998. N 3. S. 17-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.