Научная статья на тему 'Возрастной подход к анализу психолого-педагогических проблем современного младшего подростка'

Возрастной подход к анализу психолого-педагогических проблем современного младшего подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1349
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СФЕРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА / ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА / AREAS OF THE CHILD''S PROBLEMS ORIGIN / CAUSES FOR THE CHILD''S PROBLEMS ORIGIN / YOUNGER TEENAGER / AGE APPROACH / PSYCHOLOGICAL-AND-PEDAGOGICAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маракушина Ирина Геннадьевна, Буторина Анастасия Николаевна, Кузнецова Ольга Евгеньевна

В статье представлен психолого-педагогический анализ проблем современного младшего подростка с позиций возрастного подхода, выделены причины и сферы их возникновения как основа для проектирования возрастносообразных маршрутов сопровождения подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маракушина Ирина Геннадьевна, Буторина Анастасия Николаевна, Кузнецова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age approach to the analysis of psycho-pedagogical problems of today''s younger teenager

The paper presents psycho-pedagogical analysis of today's younger teenager's problems from the standpoint of the age approach, highlights the causes and areas of their origin as the basis for designing age-appropriate routes for adolescents' support

Текст научной работы на тему «Возрастной подход к анализу психолого-педагогических проблем современного младшего подростка»

И. Г. Маракушина, А. Н. Буторина, О. Е. Кузнецова

(Архангельск)

Возрастной подход к анализу психолого-педагогических

ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

В статье представлен психолого-педагогический анализ проблем современного младшего подростка с позиций возрастного подхода, выделены причины и сферы их возникновения как основа для проектирования возрастносообразных маршрутов сопровождения подростков

Проблема выделения актуальных характеристик каждого возрастного периода является важной как для научного анализа, так и для практики в сфере образования и социоза-щитных учреждений [2]. Проектирование маршрутов сопровождения детей важно строить на основании обоснованных методологических подходов к построению помогающей деятельности. Динамичное становление личности ребенка в современных условиях, осмысление закономерностей его развития оценивается сегодня как актуальная психоло-го-педагогическая задача.

Реализация возрастного подхода в обучении и воспитании школьников является особенно важной, потому что на данном этапе развития образования наметился «антропологический поворот» в мировоззренческой ориентации государства и общества, особое значение приобрело включение целостного человекознания в педагогический процесс. Исследователями в разных научных областях разработаны концепции, которые позволяют выделить условия, определяющие специфику поддержки ребёнка, а также реализации возрастного подхода в обучении и воспитании школьников на разных этапах онтогенетического развития [4].

Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение, каждому возрасту присущ особый комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, социокультурные ориентиры. Характеристики того или иного возраста определяются социальными, культурными, историческими изменениями, которые свойственны группе людей, переживающей в

один период времени одни и те же события. Изучение актуалгенеза, особенностей социализации, развития становится инструментом для понимания специфики развития ребёнка на каждом возрастном этапе, а также будет способствовать психолого-педагогической поддержке. В социальной педагогике в связи с особенностями различных возрастных групп, с которыми работает специалист, возможно говорить о возрастном подходе в осуществлении социально-педагогической деятельности в конкретной социокультурной среде.

Наибольшую притягательность и одновременно практическую актуальность для научного рассмотрения оснований возрастного подхода в деятельности специалиста в сфере образования имеет возраст «бурь и страстей», который связан не только с взрослением ребёнка, но и с перестройкой всей личности, - младший подростковый возраст.

Изменения политической и социальноэкономической ситуации России, социальная дифференциация, появление различных молодежных субкультур оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. На фоне негативных тенденций, происходящих в социуме, младшему подростковому возрасту уделяется недостаточно внимания по таким значимым направлениям, как: выделение и социально-педагогическая характеристика проблем, актуальных в социокультурном пространстве детства; выбор и разработка моделей сопровождения ребенка, направленных на решение актуальных возрастных задач; качественный анализ психолого-педагогической деятельности с позиции возрастного подхода и другие.

Таким образом, актуальность проблемы обусловлена наличием противоречия между внесением изменений в возрастные характеристики младших подростков, их расширением и углублением с учётом социокультурных условий и отсутствием анализа социальнопедагогической составляющей этих характеристик на основе реализации возрастного подхода в педагогической деятельности. Видим важным представить анализ проблем, актуальных для современного младшего подростка, с позиций возрастного подхода. Это позволит вскрыть комплекс психолого-педа-гогических и социальных причин, усугубляющих проблемы современных младших школьников, и проектировать маршруты сопровождения как адресные и максимально точные.

Говоря о проблемах современного детства как практического основания педагогического исследования К. Д. Радина [3, с. 322] выделяла «две ипостаси проблем современного детства»: процесс социализации современного ребенка, осуществляемый с учетом факторов социализации, стихийности и управляемости процессом социализации; особенности возрастного развития, которые обычно характеризуются на основе принятой в педагогике и психологии периодизации возрастного развития, включающей в себя, во-первых, обобщенную характеристику социальной ситуации общественного развития, во-вторых, особенности социокультурной среды, в которой осуществляется процесс развития, в-третьих, особенности субкультуры самого детства, ценности, принятые в этом пространстве.

Младший подростковый возраст характеризуется несколькими особыми чертами: это и невписанность данного возраста в конкретные хронологические рамки, и не соотноси-мость его с отдельным уровнем образования по сравнению, например, с дошкольным или младшим школьным детством. Это еще и начало пубертата, проб социальной самостоятельности, адаптации к новым группам и сферам взаимодействия. Обнаруживается, что в периодизации нормального развития интервал 10-12 лет - это «ничейная земля» [5, с. 19]. Психофизиологическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие именно в этом возрасте отличается качественным своеобразием и во многом определяет все дальнейшие особенности взросления, что подчеркивает высокую значимость этого воз-

раста для последующего онтогенеза. Нам видится возможным проанализировать характеристики детей этого периода, во-первых, через появление проблем и их причин в культурно-историческом контексте; во-вторых, через социальные сферы возникновения трудностей в отношениях мира детей и взрослых для последующего построения возрастносообразных маршрутов сопровождения детей младшего подросткового возраста. В связи с этим можно выделить те социальные и внутриличностные сферы, в которых возникают проблемы, требующие непосредственного участия педагога: в семье; с учёбой; со сверстниками; отношение к себе и эмоциональные переживания. К социальной сфере относятся проблемы в семье, с учёбой, со сверстниками, к внутриличностным - отношение к себе и эмоциональные переживания.

Проблемы в семье прежде всего связаны с проблемами с родителями, что актуализируется в настоящее время в связи с широким распространением отчужденности в отношениях детей и родителей, закреплением потребительских форм отношений, проблемами эмоционального замещения и гиперопеки. Для современного младшего подросткового возраста характерно то, что зачастую в обществе отношение родителей к ребёнку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере ребёнок выполняет социальные нормы. Тем самым родители решают свои личные, часто не прожитые ими в собственном детстве проблемы. Нежелание знать и решать проблемы своих детей требует определения причин. Наиболее важные из них - это большая занятость современных родителей на работе, и в связи с этим возникает невозможность уделить достаточное внимание своему ребёнку. Но существует и другая группа родителей, которые сознательно самоустраняются от воспитания своих детей и ведут асоциальный образ жизни (употребляют спиртное, наркотики, психоактивные вещества], что особенно ярко заметно в регионах с низким социальным уровнем жизни. Или родители утаивают существующие проблемы для создания иллюзии благополучия в семейных отношениях, что именно сегодня так часто отмечается социальными педагогами и психологами элитарных школ-гимназий, лицеев и т.д. Таким образом, проблемы в семье порождаются в силу изменения системы отношений

детей и родителей, восстановлению которых очень важно учить будущих педагогов через анализ причин сложившихся проблем и поиск путей их оптимального разрешения.

В педагогической практике учителями и классными руководителями классов, где обучаются дети младшего подросткового возраста, подчеркивается, что проблемы с учёбой именно в этом возрасте становятся весьма актуальными и все более сложными для компенсации. Тогда как в конце XX века наиболее сложными считались 7-8 классы - старший подростковый возраст. Усложнение программ в начальной школе, несформирован-ность у большинства учащихся универсальных учебных действий и произвольности в учебной деятельности, самоустранение родителей от воспитательной деятельности в школе, сложности адаптации к пятому классу приводят к усугублению у младших подростков проблем с обучением. Большинство учащихся, прекративших обучение в школе, делают это именно в подростковом возрасте, и этому способствует ряд причин: учебная деятельность уже не является ведущей, и если ученик в ней не успешен, или она вообще оказалась не сформирована по своей структуре, то удержать его интерес к школе с каждым годом всё труднее. Важным становится и отсутствие взаимоотношений внутри классного коллектива, и проблемы в семье, в том числе, что особенно актуально сегодня, и финансовые. Готовность современного педагога работать классным руководителем и выступать в различных педагогических ролях - тьютора, консультанта, посредника - зависит от нацеленности процесса педагогической подготовки на данную сферу профессионального труда. Выделенные причины учебной неуспеш-ности младших подростков должны быть учтены в построении маршрутов сопровождения детей в этот период и в профилактической работе, и в непосредственном взаимодействии с детьми, педагогами и родителями.

Повсеместно отмечается, что групповое общение становится для младшего подростка всё более эмоциональным и начинает выходить за рамки учебной деятельности; предметом его всё чаще становится и значимое для ребят взаимодействие, не связанное с их ученической ролью (если таких ярких событий нет в классе и школе, их ищут в других местах], и новые интересы, увлечения. Крите-

рием популярности в классе становится не столько успех в учёбе, сколько следование не-писанному кодексу товарищества. Межличностные отношения часто бывают неустойчивыми, зависящими от конкретной ситуации. Для современного младшего подростка его статус в социальных сетях, наличие определенных гаджетов становится важнее учебной успешности. Важно научить педагога принимать современные вызовы информационного пространства, а не отрицать их и не запрещать ребенку категорически делать то, что не очень получается у самого взрослого. Разница между поколениями в сфере информационной грамотности сегодня настолько велика, что для студентов педагогических специальностей их профессиональная компетентность не может быть достаточной без уверенного владения миром технических новаций.

Социальная адаптация ребят связана в первую очередь с их переходом из начальной школы в основную. Этот переход справедливо считается одной из важнейших критических точек в жизни школьников: меняется уклад быта класса, резко расширяется круг общения, уменьшается степень защищённости и стабильности - от потери постоянного места школьника до необходимости подстраиваться под требования различных учителей. Обособление выступает в первую очередь как групповая идентификация [7, с. 92].

Педагогические трудности (снижение мотивации, ухудшающееся поведение] зачастую связывают с подростковым кризисом при переходе в пятый класс. Но существует мнение, которое было доказано в ходе лонгитюдного исследования Г. А. Цукерман [6, с. 19], что школьники 12-13 лет не переживают остро переход в среднюю школу, если отношения учителей и учащихся продолжают строиться по модели начальной школы, поэтому типичные негативные явления переходного периода не наблюдаются. Таким образом, ребёнок, переходя из начальной школы в среднюю, проживает два кризиса: возрастной и образовательный. Возрастной кризис в данном случае носит конструктивный характер, а образовательный построен руками работников образования, и его можно предупредить и не допустить.

Отсутствие дружеских отношений у младших подростков является одной из сущест-

венных проблем и даже может способствовать нарушению социализации. Причинами отсутствия взаимоотношений со сверстниками могут быть недостаточный объём общения, недостаточно развитое представление о себе, низкая или несформированная самооценка, эгоцентризм, отсутствие дружеских отношений.

В младшем подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста: реакция, выражающаяся в отказе от обычных форм поведения (контактов, домашних обязанностей, учёбы и так далее]; реакция оппозиции, протеста, которая проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому; реакция имитации, проявляющаяся в подражании взрослому, который, так или иначе, соответствует его идеалам (характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде]; реакция компенсации, проявляющаяся в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой (если же в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения]; реакция гиперкомпенсации, обусловленная стремлением добиться успеха именно в той области, в которой младший подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность.

Видно, что причинами проблем в эмоциональной и поведенческой сферах выступают противоречия во внутреннем мире младших подростков, склонность к поведенческим реакциям неконструктивного характера.

Особое значение приобретает психологический компонент содержания образования будущих педагогов, направленный не просто на повышение их грамотности, а на развитие у них практических умений установления контакта с детьми в проблемных ситуациях, построения активных деловых игр и использование дискуссионных и тренинговых методов работы.

Таким образом, причины, сферы и факторы возникновения проблем современных младших подростков носят комплексный социальный и психолого-педагогический характер. Семья, школа, взаимоотношения со сверстниками становятся краеугольными камнями в проектировании пространства

развития младшего подростка сегодня, так как именно эти институты приобретают высокую роль в социально-педагогическом сопровождении детей. При этом в круг значимых лиц включаются: сам подросток, родители, социальный педагог, другой взрослый, учителя, сверстники. Для успешного преодоления индивидуальных проблем необходимо учитывать внутренние и внешние факторы развития конкретного ребёнка, особенности его социализации и возрастного развития в силу стечения многих факторов, максимальный перечень возможных причин развития проблем у современных младших подростков.

Проектированию маршрутов сопровождения с учетом реализации возрастного подхода необходимо специально обучать будущих специалистов сферы образования и социоза-щитных учреждений. Нам видятся наиболее удачными технологии решения педагогических задач, кейсов, социальное проектирование.

В профессиональном педагогическом образовании наиболее востребованным для решения указанной задачи является модульный подход к построению образовательного процесса, использование активных форм обучения, сочетание теоретической подготовки с практическим включением в активную педагогическую деятельность.

Коллектив кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики имеет тридцатилетний опыт разработки основных образовательных программ высшего педагогического образования, основанный на многочисленных исследованиях, учитывающих специфику психологического и социально-педагогического образования педагогов, особенности современных региональных проблем в обучении и воспитании детей и подростков, проектировании возрастноориентированных стратегий сопровождения детей, попавших в сложные жизненные ситуации [1].

Таким образом, психолого-педагогический анализ особенностей современного младшего подросткового детства дает основания для выделения проблем детей, причин и сфер их возникновения, а далее для проектирования возрастносообразных маршрутов сопровождения подростков и программ обучения студентов педагогических направлений.

Литература

1. Маракушина И. Г., Буторина А. Н. Психологическая и социально-педагогическая подготовка студентов к организации социально-культурной адаптации младших школьников в северном регионе // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011.

- Т. 2. - № 2. - С. 443-448.

2. Маракушина И. Г., Буторина А. Н., Титаренко Н. С. Психоло-го-педагогический портрет ученика современной начальной школы // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2014. -Т. 5. - № 1. - С. 32-35.

3. Радина К. Д. Педагогические сочинения. - СПб.: ЛЕМА, 2009.

- 336 с.

4. Суртаева Н. Н. Эволюционный взгляд на педагогические технологии в образовательном пространстве России // Человек и образование. - 2006. - № 8-9. - С. 65-69.

5. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничейная земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии.

- 1998. - № 3. - С. 17- 31.

6. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 2001. - № 5.

- С. 19-34.

7. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика / под ред. А. В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 352 с.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.