Научная статья на тему 'Международный опыт управления проблемными активами'

Международный опыт управления проблемными активами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1563
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт управления проблемными активами»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫМИ АКТИВАМИ

А.А. ХАНДРИКОВ, начальник отдела макроэкономического анализа и экспертизы ГК «Агентство по реструктуризации кредитных организаций*

Введение

Проблемы банковских кризисов и реструктуризации банковских систем приобрели особую остроту в последние двадцать лет. Страны с рыночной экономикой с периода Великой депрессии несколько десятилетий не сталкивались с системными банковскими кризисами, означающими несостоятельность значительной части национальной банковской системы. Данный факт давал основания экспертам и политикам долгое время сохранять убежденность в эффективности регулирования банковского сектора и в способности предотвращать банковские кризисы. Однако события 1980 - 90-х годов поставили такую уверенность под сомнение как в развитых, так и развивающихся странах. С начала 1980-х годов банковские кризисы наблюдались в более чем 70 странах мира, и в настоящий момент их можно считать неотъемлемой чертой последнего этапа развития мировой экономики.

Традиционно государство играет активную роль в процессе преодоления последствий банковских кризисов. Оно участвует в качестве организующей силы, предоставляя финансовые ресурсы для решения проблем банковской системы. Применяемые для этих целей меры зависят от многообразных факторов, прежде всего от конкретных причин банковских кризисов и общеэкономической ситуации, в которой они возникают и протекают. Вместе с тем опыт других стран, анализ действий государственных структур по преодолению последствий банковских кризисов позволяют выделить три основных направления вынужденного государственного вмешательства: антикризисные меры, главной задачей которых является поддержание ликвидности банковской системы и восстановление ее функций посредника в осуществлении расчетов;

реструктуризация банковской системы (комплекс мер, применяемый к кредитным организациям и направленный на восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации); реформа регулирования банковской системы и укрепление системы банковского надзора и контроля.

В данной работе будет рассмотрен один из методов реструктуризации кредитных организаций, основанный на решении проблемы «неработающих» активов банковского сектора.

Как показывает мировой опыт, качество активов, характеризующееся прежде всего долей сомнительной и безнадежной к взысканию задолженности, является главным индикатором банковской нестабильности. Поэтому покупка или передача неработающих активов (просроченных кредитов, неликвидных ценных бумаг, нереализуемой недвижимости) в распоряжение санирующих государственных организаций зарекомендовала себя как весьма эффективный инструмент реструктуризации кредитных организаций. Правительства многих стран учреждали специальные корпорации для целенаправленной работы с «плохими» банковскими активами. Такие организации создавались в странах с совершенно разными по структуре банковскими системами и уровнями экономического развития.

В первой части работы анализируется мировой опыт управления проблемными активами, накопленный в ходе преодоления банковских кризисов 1980 - 90-х годов в США, Швеции, Мексики, Чехии и ряде других стран. В рамках данного раздела рассматриваются причины роста недействующих активов в предкризисный период, их влияние на развитие банковских кризисов. Основная часть раздела посвящена анализу подходов различных государств к выкупу проблемной задол-

женности банковского сектора, стратегии управления и реализации проблемных активов. Рассмотрены наиболее распространенные и нетрадиционные инструменты, применяемые компаниями по управлению активами по взысканию проблемной задолженности.

Во второй части анализируются опыт и основные подходы, применяемые государством в работе с проблемными активами банков в России, на примере государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций».

Как показывает международный опыт, ухудшение качества активов лежит в основе развития большинства банковских кризисов последних лет.

Резкий рост сомнительной и безнадежной задолженности в кредитных портфелях банков, снижение реальной стоимости их активов, сопровождающееся увеличением убытков, ведет к массовому ухудшению платежеспособности кредитных организаций и, как следствие, к неспособности банковской системы осуществлять эффективное распределение финансовых ресурсов.

В общем виде неплатежеспособность банков выражается в их неспособности рассчитаться со своими кредиторами и вкладчиками. Для выполнения обязательств банки должны использовать свои ликвидные ресурсы и сокращать кредитные вложения. Однако в условиях кризиса, когда доля проблемной задолженности в активах банков постоянно растет, сделать это достаточно сложно.

Основную часть проблемных (недействующих) активов обычно составляют кредиты, обслуживание которых прекращено. Надзорные органы относят к недействующим кредитам ссуды, которые классифицируются банками как нестандартные, сомнительные и безнадежные. При этом сами критерии отнесения ссуд к той или иной категории имеют национальные особенности, но чаще всего ориентированы на сроки задержки платежей.

От подхода к оценке размера недействующих активов во многом зависит определение как глубины кризиса, так и перспектив выхода из него. По мнению экспертов, в случае если отношение недействующих активов к активам превышает 10%, проблемы в банковской системе можно классифицировать как полномасштабный кризис.

Ухудшение экономической ситуации, спад производства, снижение платежеспособности предприятий-заемщиков традиционно приводят к росту объема недействующих активов коммерческих банков.

К другим важнейшим причинам увеличения проблемных активов авторы исследований по банковским кризисам относят:

Объем недействукхц« активов в некоторых странах в периоды банковских кризисов

Аргентина Iшдй 12

Полыш120 Чти I ' -119

Венесуэла j --^'..Щ 15 Аргентина Iшдй 12 Швецю 111

30 40 50 60 % к активам

недостатки в надзоре и регулировании банковской системы;

нерыночные мотивации при выдаче кредитов;

низкое качество банковского менеджмента.

Во многих странах в рамках мер по преодолению банковских кризисов были предприняты попытки решить проблему неплатежеспособности кредитных организаций путем выкупа государством их недействующих активов. В этом случае банк, получив денежные средства, размещает их в доходоприносящие активы либо использует для расчета с кредиторами.

Для этих целей использовались как централизованные, так и децентрализованные способы работы.

Децентрализованный способ обычно применяется в случаях, когда трудности испытывает относительно небольшое число кредитных организаций. Он заключается в создании в составе или за пределами отдельных банков соответствующей структуры по управлению недействующими активами. Данный способ целесообразен прежде всего при работе с проблемными кредитами предприятий, поскольку в этом случае важное значение имеет информация банка о клиенте. Такой подход был применен на начальной стадии реструктуризации банковской системы Швеции, а также в Польше.

В Швеции, столкнувшейся с банковским кризисом в 1991 - 1992 годах, правительство приняло план по отделению нормально обслуживаемых кредитов банков Nordbanken и Gota Bank от проблемных путем создания государственных ком-

Бразипия ЕЗИШ311

0 10 20

паний по управлению активами Securum и Retriva. В Securum был переведен портфель проблемных кредитов Nordbanken на сумму 51 млрд крон. Кредитный портфель компании Retriva, полученный в результате перевода проблемной задолженности Gota Bank, оценивался в 43 млрд крон. В государственные компании были переведены только наиболее крупные активы. В Nordbanken и Gota Bank остались все проблемные кредиты размером менее 1 млн дол. США.

В результате реструктурируемыми банками был достигнут показатель отношения проблемных кредитов к активам, сравнимый с аналогичными показателями других банков Швеции. Впоследствии компании Securum и Retriva перешли под управление агентства по поддержке банков. Основной задачей компаний по управлению активами являлся возврат максимально возможных сумм проблемных кредитов. После изъятия обеспечения по кредитам через банкротство или иные процедуры компании по управлению активами получали в собственность объекты недвижимости и доли участия в крупных промышленных компаниях, которые реализовывались на торгах на Стокгольмской бирже либо продавались компаниям на внебиржевом рынке.

В целом, считается, что деятельность компаний по управлению активами в Швеции была достаточно эффективной.

Первоначально правительство Швеции планировало, что процесс продажи активов растянется на 10 - 15 лет. Вместе с тем благодаря общему улучшению экономической ситуации в стране и изменившейся рыночной конъюнктуре, большая часть активов была реализована в 1995 -1996 годах. Компании по управлению активами были ликвидированы в 1997 году.

В Польше во время банковского кризиса не образовывались компании по управлению активами в качестве самостоятельных юридических лиц, но от кредитных организаций требовалось создать организационное подразделение для управления проблемными кредитами.

Централизованный способ предусматривает создание государством специализированной корпорации по выкупу и управлению проблемными активами всей банковской системы. В этом случае проблемные активы обмениваются на долговые обязательства или акции корпорации либо непосредственно на долговые обязательства правительства. Анализ зарубежного опыта показывает, что при наличии большого числа банков, испытывающих трудности, а также определенной степени однородности приобретаемых активов такой способ реструктуризации банковской сис-

темы является наиболее эффективным.

Непосредственно процедуру выкупа у банков проблемных активов может осуществлять центральный банк (Чили, Венгрия, Польша) либо агентство по реструктуризации (Чехия, США, Мексика, Южная Корея).

В зависимости от глубины кризиса и финансовых возможностей государства применялась как частичная, так и полная покупка проблемных активов реструктурируемых банков.

Так, в 1984 году Национальный банк Чили осуществлял покупку у коммерческих банков сомнительной и безнадежной задолженности в размере, не превышающем 150% от их собственных средств. Необходимым условием участия в этой программе было своевременное обслуживание банками кредитов, предоставленных им Национальным банком в начале кризиса.

Во время кризиса 1994 года в Мексике банковский фонд защиты сбережений FOBAPROA выкупал проблемные активы только в случае увеличения банками своего капитала. Соотношение между объемом выкупаемых с баланса банков проблемных активов и суммой, вносимой в уставный капитал, составляло 2 к 1.

В Венгрии условия выкупа проблемной задолженности были дифференцированными для частных и государственных банков. Так, для государственных банков замене подлежало 100% основного долга и неполученных процентов, для частных банков - 50% стоимости активов, отнесенных к сомнительной и безнадежной задолженности до 1992 года, и 80% номинальной стоимости активов, отнесенных к данной категории в течение 1992 года.

В процессе реструктуризации кредитных организаций одной из ключевых проблем является оценка активов, приобретаемых у проблемных банков. В целом в общепринятой практике определения цены, по которой покупается актив, используется его текущая дисконтированная стоимость. Для этого кредиты подразделяются на две категории: необеспеченные кредиты - реализуются с большим дисконтом, обеспеченные кредиты - получают более высокую стоимостную оценку.

Во время банковского кризиса 1997 года в Южной Корее корпорация по управлению активами (КАМСО) выкупала проблемные кредиты банков по цене, составлявшей 45% от балансовой стоимости обеспеченных кредитов. Необеспеченные кредиты приобретались за 3% номинальной стоимости.

В Чехии государственное финансовое учреждение КопвоМаст Ьапка РгаЬа, в.р.и. (КОВ) осу-

Средняя цена покупки проблемных активов у коммерческих банков в некоторых странах

100

Для обеспеченных кредагов

45

Для

необеспеченных кредитов

3

Мексика Чехия

Южная Корея

ществляло выкуп проблемной задолженности у коммерческих банков по справедливой рыночной стоимости (обычно - около 60% от номинальной стоимости покупаемого актива).

Малайзия проводила эксперимент с механизмом «однонаправленной» корректировки цен. Если корпорация в конечном итоге продавала приобретенный актив за большую цену, чем она выплатила банку, последнему возвращалось 80% прибыли.

Однако в ряде стран агентства приобретали у банков проблемные кредиты по 100%-й балансовой стоимости.

Например, в Мексике банковский фонд защиты сбережений РОВАРЛОА оплачивал нетто-стоимость покупаемых активов (балансовая стоимость выданного кре-

лась у коммерческих банков в обмен на государственные облигации, номинированные в форинтах, сроком на 20 лет. Доходность этих инструментов была проиндексирована путем привязки к доходности казначейских векселей США.

Взамен «плохой» задолженности коммерческие банки Мексики получали векселя банковского фонда защиты сбережений сроком на 10 лет, доходность по которым устанавливалась на минимальном уровне, соответствующем ставке по краткосрочным казначейским обязательствам сроком 91 день. Из-за ухудшения финансового состояния банков было решено, что в течение первых 3 лет эта ставка будет превышать ставку по казначейским векселям на 2 процентных пункта, а в течение последующих 7 лет - на 1,35 процентных пункта. Все начисленные по данному обязательству проценты подлежали капитализации в целях экономии текущих бюджетных расходов и сокращения периода восстановления капитала банков.

В Малайзии государственная компания Да-нахарта (Репвипшп БапаЬаЛа №зюпа1 ВигЬаё) приобретала просроченные кредиты банков, выдавая взамен облигации с нулевой ставкой купона и государственной гарантией сроком на 5 лет.

Управление и реализация проблемных активов является крайне сложным и длительным делом. Поэтому, как правило, данные функции передаются специально созданной для этих целей корпорации либо самим коммерческим банкам.

К плюсам передачи активов в управление банкам можно отнести тот факт, что в этом случае не разрываются отношения банк-заемщик. Данное

дита за вычетом созданного резерва).

Покупка корпорацией проблемных активов может осуществляться как за денежные средства, так и за гарантированные правительством облигации или векселя. Предполагается, что к сроку их погашения большая часть проблемных активов будет реализована, а вырученные средства пойдут на выплаты по ценным бумагам.

В Венгрии сомнительная и безнадежная задолженность выкупа-

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВЫКУПУ ПРОБЛЕМНЫХ АКТИВОВ

решение позволяет восстановить кредитные взаимоотношения в случае погашения долга.

В Мексике весь портфель безнадежной задолженности, приобретенный FOBAPROA у коммерческих банков, передавался в доверительное управление тем же самым коммерческим банкам. Все вырученные от управления портфелем суммы должны были идти на погашение обязательств перед FOBAPROA.

Стимулом для банков активно заниматься реализацией безнадежной и сомнительной задолженности стало введение финансовых санкций за своевременное погашение векселей, выданных взамен проблемной задолженности. Так, в случае если до 2005 года банк окажется не в состоянии оплатить вексель FOBAPROA за счет реализации портфеля сомнительной задолженности, он получит только 20 - 30% от номинальной суммы задолженности, покрытой векселем.

В США, Чехии, Таиланде, Южной Корее и ряде других стран были созданы специализированные корпорации по управлению выкупленными активами.

Существуют две основные стратегии по управлению проблемными активами. Первая из них заключается в незамедлительной продаже активов с тем, чтобы избежать дальнейшего снижения их качества и тем самым сократить нагрузку на бюджет. При этом есть вероятность того, что крупная реализация низкокачественных активов может понизить их стоимость до предельно низкого уровня.

Альтернативный подход заключается в том, что в течение некоторого времени корпорация управляет проблемными активами и продает их постепенно, при достижении максимальной стоимости.

СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫМИ АКТИВАМИ I II

Выбор той или иной стратегии либо некоторого компромиссного варианта определяется целями и задачами, стоящими перед корпорацией, общей экономической ситуацией в стране и условиями банковского кризиса.

В США, например, трастовая корпорация по урегулированию (Resolution Trust Corporation, RTC) была создана в 1989 году для покупки и разрешения проблем сомнительной задолженности кредитно-сберегательных учреждений. Закон о реформе финансовых учреждений (Financial Institution Reform, Recovery and Enforcement Act -FIRREA) обязывал корпорацию осуществлять реализацию несостоятельных кредитно-сберегательных учреждений и их активов в порядке, обеспечивающем максимальное поступление средств. С учетом большого числа неплатежеспособных организаций это приводило к тому, что реализация активов откладывалась, а их общий объем, находящийся в распоряжении корпорации, постоянно увеличивался. В 1991 году в закон были внесены изменения, позволяющие корпорации быстро реализовывать активы за счет их портфельной продажи большими лотами.

За пять с небольшим лет трастовой корпорацией по урегулированию были проданы активы номинальной стоимостью в 400 млрд дол. Нереализованной осталась полностью безнадежная задолженность на сумму 8 млрд дол. Средняя цена проданных активов составила 87% от их первоначальной балансовой стоимости.

В Чехии при проведении реструктуризации банковской системы не предполагалось осуществлять немедленную продажу выкупленных активов. Часть приобретенных Konsolidacni banka Praha, s.p.u. (КОВ) у коммерческих банков долговых обязательств и долей участия в крупных чешских промышленных предприятиях была передана в созданное в 1999 году агентство по оздоровлению. Целью деятельности агентства была максимизация стоимости полученных в управление активов посредством проведения эффективной реструктуризации и оздоровления промышленных предприятий для их последующей продажи стратегическим инвесторам.

Ввиду сложности стоящих задач агентство привлекло частную структуру (консорциум в составе компаний Lazard и Latona) для организации управления своей текущей деятельностью и разработки планов реструктуризации компаний.

Вместе с тем законодательство не предоставило агентству по оздоровлению широких полномочий по управлению проблемными активами.

Агентство не имело права отстранять существующих владельцев и администрацию от управления предприятием. Фактически агентство было лишено возможности принудительно реа-лизовывать план реструктуризации в отношении испытывающей трудности компании.

Агентству не было предоставлено особых полномочий (помимо общих правил, установленных гражданским кодексом Чехии) по расследованию и признанию недействительными сомнительных сделок по выводу активов с предприятий.

Кроме того, существовали политические причины, препятствующие осуществлению агентством своих функций.

В целом, оздоровление и последующая приватизация банковского сектора Чехии были признаны успешными, однако процесс оздоровления крупнейших промышленных предприятий не достиг ожидаемых результатов. Многие компании на конец 2001 года испытывали большие финансовые трудности, чем в начале реализации программы оздоровления. В результате, в 2001 году правительством Чехии было принято решение о ликвидации агентства по оздоровлению.

Как показывает анализ международного опыта, корпорации по управлению активами применяли разнообразные процедуры по взысканию проблемной задолженности. К наиболее часто используемым можно отнести:

проведение открытых торгов по продаже проблемных активов; банкротство должников; реструктуризацию долга; привлечение частных специализированных организаций по управлению и продаже активов. В странах, в которых законодательство предоставляло корпорациям широкие полномочия в выборе способов реализации активов, использовались менее традиционные методы.

Например, в США трастовая корпорация по урегулированию в ряде случаев предоставляла возможность покупателю вернуть приобретенные активы за рефинансирование (обычно полное) в течение установленного периода времени. Такая форма продажи начала применяться, когда стало известно, что перспективные покупатели тратили очень много времени на оценку качества предлагаемых к

реализации крупных пакетов активов со сложной структурой. Условия варьировались по различным видам активов, но в среднем позволяли вернуть купленный актив в течение года. На практике только треть совокупных активов, проданных по такой схеме, были возвращены покупателями.

Применялась также схема, по которой трастовая корпорация по урегулированию выдавала ссуды на покупку проблемных активов.

На заключительном этапе своей деятельности трастовая корпорация по урегулированию активно применяла секьюритизацию нетрадиционных видов активов, например ипотечных кредитов. В этом случае образовывался пул достаточно однородных кредитов, который затем передавался трастовому фонду для выпуска сертификатов, обеспеченных данным пулом. Всего была осуществлена секьюритизация ипотечных кредитов на сумму 42,2 млрд дол.

По мнению экспертов, использование механизма секъюритизации позволило трастовой компании в условиях ограниченного времени реализовать значительный объем ипотечных кредитов по более высоким ценам, чем при продаже каждого кредита в индивидуальном порядке.

Корпорации по управлению активами создаются, как правило, на период реструктуризации банковской системы. Срок их деятельности сильно отличается в различных странах. В Чехии агентство по оздоровлению работало 3 года, шведское агентство по поддержке банков - около 5 лет, трастовая компания по урегулированию - менее 6 лет.

Объем недействуюидо активов, выкупленных у коммерческих банков в некоторых странах

Польша | 5млрд.$ Таиланд I 300 млрд. бат Швеция В 112 млрд. крон

св ыше 400 млрд. $ США* Ые^""••«"*» ; I

0 100 200 300 400 млрд.$

* с учетом активов банков, подлежащих ликвидации

Вместе с тем мировой опыт знает и другие варианты дальнейшей судьбы подобных структур. В ряде стран они были сохранены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в Южной Корее и Таиланде агентства по управлению активами, получив новые полномочия, действуют и в настоящее время.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.