Научная статья на тему 'Международный опыт саморегулирования. Канада'

Международный опыт саморегулирования. Канада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Журнал «Век качества» продолжает знакомить читателей с практикой применения механизмов саморегулирования за рубежом. В контексте анализа возможностей использования успешного международного опыта в целях развития саморегулирования в России представляется полезным учитывать опыт отдельных развитых стран, в которых получил развитие институт саморегулирования. В этом номере речь пойдет о саморегулировании в Канаде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт саморегулирования. Канада»

РЕГУЛИРОВАНИЕ

в

□а

ваа

BSS

BS

в

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Международный опыт саморегулирования

1_Г

л

Журнал «Век качества» продолжает знакомить читателей с практикой применения механизмов саморегулирования за рубежом.

В контексте анализа возможностей использования успешного международного опыта в целях развития саморегулирования в России представляется полезным учитывать опыт отдельных развитых стран, в которых получил развитие институт саморегулирования. В этом номере речь пойдет о саморегулировании в Канаде.

Разработка, принятие требований

Разработка и одобрение стандартов деловой практики или технических требований к продукции или услугам выражаются, прежде всего, в формировании и принятии кодексов. Кодексы добровольного саморегулирования могут быть односторонними и с привлечением независимых третьих лиц. Существуют также формы кодексов добровольного саморегулирования с так называемой «печатью одобрения». Следует заметить, что факт использования переговоров при разработке кодекса поведения не означает, что третьи лица обязательно привлекаются к надзору за его исполнением в дальнейшем. С другой стороны, последнее время все более распространенной становится ситуация, когда кодекс разрабатывается отраслевым бизнесом самостоятельно, а к администрированию, прежде всего обеспечению исполнения кодекса и контролю, привлекаются независимые от отрасли лица и органы. На стадии разработки и принятия кодекса важную роль играет взаимодействие отрасли, государства и других заинтересованных лиц. Составление и одобрение кодекса во многом зависит от качества этих связей. Научнотехнический прогресс и интеграционноглобализационные мировые процессы делают все более значимой роль международных научно-исследовательских и промышленных консорциумов в разработке высоких стандартов.

Односторонние кодексы поведения (Unilateral codes of conduct)

В развитых государствах стала обычной практика принятия компаниями дополнительных обязательств в одностороннем порядке, что подразумевает ограничение возможностей поведения компании по отношению к потребителям. Мотивирующим фактором для соблюдения требований кодекса в данном случае является деловая репутация компании (например, кодексы в сфере альтернативной и дополнительной медицины, строительства, рекламы и маркетинга в Internet в Великобритании).

Односторонние кодексы поведения принимаются в коммерческих целях - для получения конкурентных преимуществ, демонстрации социальной ответственности компании, повышения доверия к ней со стороны государства, потребителей, контрагентов. При этом следование одностороннему кодексу поведения, как правило, активно рекламируется компанией.

Примеров применения внутренних односторонних кодексов достаточно в любой развитой стране. Наиболее часто подобные кодексы встречаются в отраслях, в которых компании в целях долгосрочной конкурентоспособности борются за лояльность потребителей (компании директ-маркетинга, магазины потребительских товаров, кредитные организации и банки, страховые компании, туристические агентства и т.д.).

Кодексы поведения в отношении потребителей (Customer charters)

Эта форма саморегулирования также подразумевает одностороннее принятие обязательств отдельной компанией. В данном случае компании стараются охватить в кодексе все аспекты своих взаимоотношений с потребителями. Стремясь в полной мере отвечать запросам клиентов и используя при этом рекомендации потребителей по совершенствованию системы отношений с ними, компании могут принимать на себя дополнительные обязательства, например:

^ стандартизация основных аспектов взаимоотношений с потребителями; ^ жестко определенная система штрафов за нарушение компанией стандартов поведения;

^ независимые проверки состояния компании;

^ широкое предоставление обществу информации о текущем состоянии компании.

Использование подобных кодексов поведения помогает компаниям достигать эффективности работы обратной связи клиентов с компанией, лучше подстраиваться под современные требования потребителей к качеству предоставляемых товаров или услуг.

Пример кодекса поведения в отношении потребителей - кодекс одной из крупнейших австралийских страховых компаний «The Australian Associated

*Материал подготовлен на основе: Контексты саморегулирования. Передача государственных функций саморегулируемым организациям / С.П. Бабочкина и др.; Под ред. С.В. Мигина. М.: НИСИПП, 2009. 523 с.

26

век| КАЧЕСТВА № 3 • 2010

5

QG

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ QQG

НЕ

G

Motor Insurers Limited». Он, в частности, содержит следующие положения:

^ участие лиц, принимающих управленческие решения, в рассмотрении претензий и разрешении спорных ситуаций (в случае если затронуты интересы потребителя);

^ простая система документирования, донесение информации в понятной форме;

^ гарантия сохранения тайны в отношении личной информации;

^ бесплатное разрешение спорных ситуаций, простые процедуры разрешения споров;

^ штрафы в пользу потребителей в случае невыполнения компанией своих обещаний.

Кодексы,разработанные с привлечением третьих лиц (Negotiated codes)

В современном мире при разработке кодексов представляется абсолютно необходимым привлечение третьих лиц - государственных организаций, потребительских ассоциаций. Привлечение третьих лиц к созданию подобных кодексов помогает соблюсти интересы всех групп, затрагиваемых положениями кодексов поведения.

Промышленные консорциумы

В последнее десятилетие особенно быстрыми темпами развивалась стандартизация консорциумов (consortia standardization), показавшая себя весьма продуктивной составляющей общего процесса международной стандартизации. Хотя данная форма стандартизации не гарантирует качество стандартов и степень регламентации процесса их сопровождения, свойственные формальным стандартам, ее достоинствами является быстрота процесса разработки и согласования стандартов, например, в форме открытых спецификаций.

Более того, высокая заинтересованность участников консорциума в достижении конечного результата в сжатые сроки, как правило, позволяет успешно решать вопросы, связанные с финансовым обеспечением соответствующих проектов. Наиболее известными организациями - разработчиками стандартов являются:

^ IEEE (Institute of Electrical and Electronic Engineers) - Институт инженеров по электротехнике и электронике;

^ EIA (Electronic Industries Alliance) -Альянс электронной индустрии;

^ IPC (Association of Connecting Electronics Industries) - Ассоциация по разработке электронных коммуникаций;

^ SAE (Society of Automotive Engineers (SAE) International) - Сообщество автомобильных инженеров;

^ TIA (Telecommunications Industry Association) - Ассоциация промышленных телекоммуникаций;

^ CEA (Consumer Electronics Association) - Ассоциация потребителей электроники.

Как правило, консорциумы различаются сферами интересов, организационной инфраструктурой, способами финансирования. Например, IEEE получает значительное финансовое обеспечение благодаря членским взносам физических лиц, входящих в различные сообщества этой организации.

Следует подчеркнуть, что формальная стандартизация и стандартизация, осуществляемая консорциумами, являются взаимосвязанными составляющими общего процесса стандартизации. Эта связь имеет различные формы и постоянно развивается.

Примером взаимодействия официальных международных организаций стандартизации с консорциумами может служить проведение в качестве стандартов ISO и рекомендаций ITU-T спецификаций OMG (Object Management Group - Группа управления объектами) по технологиям объектной распределенной обработки через подкомитеты и исследовательские группы международных организаций стандартизации .

Таким образом, международная система стандартизации охватывает значительное число организаций - участников процесса разработки стандартов. И одной из главных тенденций процесса стандартизации является все более тесная интеграция деятельности этих организаций, направленная на создание единой системы стандартизации.

Канада

Канада является одной из наиболее прогрессивных стран в контексте использования механизмов саморегулирования. Она обладает одной из наиболее развитых законодательных баз, регулирующей создание и функционирование СРО. В отличие от практики организации СРО, распространенной в США (межотраслевые СРО), правительство Канады формирует наиболее благоприятные условия для создания отраслевых СРО. Правительство ведет постоянную активную работу по совершенствованию законодательства. Кроме того, участникам рынка оказывается поддержка в выработке добровольных кодексов поведения.

В общем и целом государство выполняет в развитии механизмов саморегулирования несколько основополагающих функций.

^ Функции катализатора. Стимулирование интереса к использованию саморегулирования путем предоставления консультаций, проведения исследований. Создание СРО приветствуется во всех отраслях экономической деятельности, в том числе и в тех сферах, где оно не сможет полностью заменить государственное регулирование.

^ Функции помощника. Инфраструктурное, информационное, иногда финансовое обеспечение процессов переговоров по поводу образования СРО, конференций, затрагивающих проблемы саморегулирования.

^ Функции удостоверителя, гаранта. При определенных обстоятельствах государство может выступать как удостоверитель определенных кодексов (аналог «печати доверия» OFT в Великобритании), соответствия отдельных ассоциаций требованиям кодексов.

^ Посреднические функции. Государство может выступать посредником на переговорах для обеспечения равноправного участия в процессе создания кодексов всех заинтересованных сторон.

^ Функции разработки правил. Государство может предъявлять требования к работникам определенных профессий и предпринимателей различных видов деятельности, связанные с участием в добровольных кодексах (например, исполнение кодекса может быть обязательным условием для получения лицензии - ситуация делегированного саморегулирования).

^ Функции прямого участника. Государство также осуществляет функции прямого участника при разработке добровольно принимаемых кодексов поведения.

Таким образом, правительство Канады оказывает значительную поддержку развитию механизмов саморегулирования, выполняя указанные выше функции. Кроме того, государство разрабатывает методики анализа эффективности регулирующего воздействия кодексов. Анализу подвергается эффективность отдельных кодексов, проверяется, являются ли добровольно принимаемые кодексы поведения наиболее предпочтительными формами регулирования в каждом конкретном случае. ■

РЕГУЛИРОВАНИЕ

№ 3 • 2010 ВеК КАЧЕСТВА

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.