Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРСНЫХ ПРОЦЕДУР ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК '

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРСНЫХ ПРОЦЕДУР ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / система государственного заказа / зарубежный опыт противодействия коррупции / corruption / state order system / foreign experience in countering corruption

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.А. Мисинева, И.А. Ходосевич

Рассмотрен опыт применения антикоррупционных мер, успешно реализуемых в системе государственного заказа. Представлены возможности основных методов, выработанных международной практикой борьбы с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И.А. Мисинева, И.А. Ходосевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN BRINGING LEGAL ENTITIES TO JUSTICE FOR CORRUPTION ACTIVITIES

The article deals with the experience of applying anti-corruption measures successfully implemented in the state order system. The possibilities of the main methods developed by the international practice of fighting corruption are presented.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРСНЫХ ПРОЦЕДУР ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК »

УДК 338.2

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРСНЫХ ПРОЦЕДУР

ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЗАКУПОК

1 2 И. А. Мисинева , И. А. Ходосевич

1Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

2АО «Востсибнефтегаз» Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 36 E-mail: imisineva@mail.ru

Рассмотрен опыт применения антикоррупционных мер, успешно реализуемых в системе государственного заказа. Представлены возможности основных методов, выработанных международной практикой борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: коррупция, система государственного заказа, зарубежный опыт противодействия коррупции.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN BRINGING LEGAL ENTITIES TO JUSTICE FOR CORRUPTION ACTIVITIES

I. A. Misineva1, I. A. Khodosevich2

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

2JSC «Vostsibneftegaz» 36, Mira Av., Krasnoyarsk, 66009, Russian Federation. E-mail: misineva@mail.ru

The article deals with the experience of applying anti-corruption measures successfully implemented in the state order system. The possibilities of the main methods developed by the international practice offighting corruption are presented.

Keywords: corruption, state order system, foreign experience in countering corruption.

Актуальность исследования связана с тем, что в современных условиях, при необходимости решать задачи повышения эффективности процедур государственных закупок, у различных участников системы государственного заказа, встречаются подходы на основе использования, как известных, так и новых коррупционных схем. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг», принятый в 1994 г., является документом, который аккумулировал лучший международный опыт в области государственных и общественных закупок [1]. Он был предложен ООН, в рамках построения современной, эффективной модели размещения государственного заказа. Во многих странах, для целей обеспечения эффективной работы системы государственного заказа, используются технологии управления всеми этапами процесса, включая планирование, размещение и исполнение государственных контрактов [2]. Изучение различных подходов, реализуемых в разных странах, показывает, что во многих государствах, используются специальные

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

возможности управления процессом обеспечения государственных нужд. В таких странах как США и Великобритания, созданы целостные национальные контрактные системы, включающие весь жизненный цикл: «планирование-размещение-исполнение», управления государственным заказом. В целом ряде стран существуют специально уполномоченные органы власти, составляющие организационное ядро национальных контрактных систем. Перечень функций, реализуемых в национальных контрактных системах различных стран, представлен в таблице.

Перечень функций национальных контрактных систем

Страна Планирова- Библиотека Регламента- Оценка и Контроль Оценка

ние типовых ция, методи- управление исполнения результа-

обеспечения контрактов ческое рисками контрактов тов

государст- обеспечение контрактов

венных нужд исполнения государственных контрактов

США реализуется реализуется реализуется реалии-зуется реализуется реалии-зуется

Велико- реализуется реализуется реализуется реали- реализуется реалии-

британия зуется зуется

Австралия реализуется реализуется не используется не используется реализуется не используется

Сингапур реализуется не не не исполь- реализуется реалии-

используется используется зуется зуется

Новая реализуется реализуется не не исполь- не не исполь-

Зеландия используется зуется используется зуется

Тайвань реализуется не не не исполь- реализуется реалии-

используется используется зуется зуется

Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что практически во всех государствах, информация о которых была исследована, реализуются элементы управления процессом обеспечения государственных нужд. При этом, международный опыт показывает, что полностью устранить коррупцию в сфере государственного заказа пока не удалось ни одной стране мира, но это совсем не означает безнадежность и неэффективность мер по снижению ее уровня. Борьба с коррупцией в системе закупок в государственном секторе экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы. Международной практикой борьбы с коррупцией выработано четыре основные группы методов, которые на практике, подтвердили свою действенность [3]: 1) психологические 2)технические 3) регламентация процессов 4) репресивные. Психологические методы позволяют воздействовать на первопричину коррупции - стремление нанятых работников к незаконному обогащению. К психологическим методам относятся: проверка анкетных данных, биография кандидата и отзывы с предыдущих мест работы, мотивация сотрудников, которая подразумевает под собой не только финансовые вознаграждения чиновников-закупщиков, но также и специальные мотивационные программы направленные на стимулирование желания долговременного сотрудничества с работодателем, построение карьеры в организации. В европейских странах, чиновники, отвечающие за государственные закупки, выделены в отдельную категорию гос.служащих и получают «доплату за честность». В России, к сожалению, такой подход не практикуется. Также в России практически не существует отдельных мотивационных программ государственных служащих отвечающих за расходования бюджетных средств. Формирование принципов

профессиональной этики, основанных на нетерпимости к коррупции (включает разработку этических кодексов, кодексов по управлению конфликтом интересов и реализацию специальных учебных программ) рассматривается за рубежом как один из ключевых элементов метода противодействия коррупции. Технические методы исключают или значительно уменьшают вероятность сговора представителей закупочных подразделений и продавцов, устраняя возможность личных контактов между участниками сделки или повышая риск коррупционера быть пойманным. Примерами подобного инструментария служат: 1) оборудование рабочих мест специалистов по закупкам системами контроля и видеонаблюдения 2) использование современных информационных технологий в процедурах позволяет исключить непосредственный контакт закупщика и представителя поставщика 3) закупки по специально сформированным каталогам широко применяется как в коммерческом, так и в государственном секторе. Данный метод используется в Администрации общих услуг США, для материально-технического снабжения всех федеральных ведомств. Администрация регулярно проводит рамочные конкурсы по различной номенклатуре продукции/услуг, результаты которых сводятся в специальные каталоги. При необходимости закупок «стандартной» продукции, федеральные ведомства США, находят в присланных им Администрации общих услуг каталогах, нужную продукцию. И закупают ее по указанным условиям, без каких-либо процедур. Регламентные методы направлены на осуществления всех закупок в полном соответствии с формализованными внутренними правилами и процедурами, снижающими риск возникновения коррупции. В этом случае комплекс мер по противодействию коррупции реализуется по двум направлениям: создание эффективной системы правил и создание четких механизмов контроля точного соблюдения этих правил. Репрессивные меры направлены на создания условий «невыгодности» коррупционных действий сотрудников, ответственных за размещения государственных заказов. Необходимо отметить, что применения каждого из методов противодействия на практике ограничивается спецификой метода и требует привлечения дополнительных государственных ресурсов. Добиться ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход -сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса государственных закупок.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]- Электрон. дан. - Режим доступа: http://old.prokuror-tula.ru/news/4699/- Загл. с экрана (дата обращения: 1.05.2020)

2. Мисинева И.А. Международный опыт противодействия коррупции в системе государственного заказа // Журнал «Сборник научных трудов SWorld (Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте' 2014)». - Выпуск 4 (37). Том 24. - Одесса: Куприенко C.B., 2014 - 102 е., C. 45-55

3. Мисинева И.А., Щербенко Е.В. система государственного заказа РФ: вопросы развития и противодействия коррупции // Актуальные вопросы развития российской экономики в условиях геополитической напряженности: материалы всероссийской научно-практической конференции. (Саратов), 2018.- С.109-112

© Мисинева И. А., Ходосевич И. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.