Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОГО КРИЗИСА'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ГОСПОДДЕРЖКА / КОРОНАВИРУС / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ЕС / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE SUPPORT / CORONAVIRUS / FOREIGN EXPERIENCE / EU / WORLD ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Х.М., Албастов А.Р.

В данной статье проанализирована деятельность агропромышленного комплекса в Российской Федерации и зарубежных странах. Продемонстрированы последствия влияния новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также особенности АПК в Бразилии, Саудовской Аравии и странах ЕС. Данная статья опиралась на данные Агропромышленного ведомства ООН, Министерства сельского хозяйства РФ и научные работы зарубежных ученых по аналогичной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF SUPPORTING THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRAL CRISIS

This article analyzes the activities of the agro-industrial complex in the Russian Federation and foreign countries. The consequences of the influence of the new coronavirus infection COVID-19, as well as the peculiarities of the agro-industrial complex in Brazil, Saudi Arabia and the EU countries, have been demonstrated. This article was based on data from the UN Agro-Industrial Department, the Ministry of Agriculture of the Russian Federation and scientific works of foreign scientists on similar topics.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОГО КРИЗИСА»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОГО КРИЗИСА

Х.М. Мусаева, ассистент А.Р. Албастов, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11524

Аннотация. В данной статье проанализирована деятельность агропромышленного комплекса в Российской Федерации и зарубежных странах. Продемонстрированы последствия влияния новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также особенности АПК в Бразилии, Саудовской Аравии и странах ЕС. Данная статья опиралась на данные Агропромышленного ведомства ООН, Министерства сельского хозяйства РФ и научные работы зарубежных ученых по аналогичной тематике.

Ключевые слова: АПК, господдержка, коронавирус, зарубежный опыт, ЕС, мировая экономика.

Глобальная пандемия коронавируса затронула все отрасли экономики, включая сельское хозяйство России. По данным производственного центра Россельхозбан-ка, на российских фермеров влияют три основных фактора: девальвация рубля, изменения в потреблении и нарушение глобальной цепочки поставок из-за ограничений на перемещение между странами. Есть несколько источников влияния на мировую экономику. Во-первых, рынки более интегрированы и взаимосвязаны: на китайскую экономику приходится 16% мирового ВВП. Экономические потрясения, от которых страдает Китай, имеют более серьезное влияние на мировую экономику. Во-вторых, ограничение поставок из-за болезней и смертей от вируса COVID-19 замедляют или останавливают экономический рост. Также меры по борьбе с пандемией снижают мобильность и увеличивают бизнес-расходы из-за ограниченности цепочек поставок. Экономисты оценили рост национальной и мировой экономики как «положительный» к концу 2019 года [2], а ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) снизила свой прогноз глобального экономического роста в 2020 году с 2,9% до 2,4%, что стало самым низким показателем за последнее время. В-третьих, спрос также будет снижаться из-за возросшей неопределенности, увеличения гарантий и более высо-

ких фискальных затрат, которые уменьшают возможность финансирования предпринимательского и социального секторов стран. Наконец, произойдет значительное снижение обменного курса по отношению к доллару США, что также затронет страны, зависящие от импорта. Глобальные продовольственные рынки не защищены от этих событий. Но они, вероятно, будет меньше затронут, чем другие секторы, наиболее уязвимые для логистических сбоев и более слабого спроса, такие сектора экономики, как рынки туризма, производства и энергетики. Однако из-за сложности логистических цепочек и важности торговли и транспорта они могут быть очень хрупкими.

Агропромышленное ведомство ООН разработало рекомендации для национальных правительств. По данным этого ведомства [7], для поддержки фермеров и их организаций в ближайшие месяцы рекомендуется разрешить сезонным рабочим и транспортным компаниям перемещаться через национальные и международные границы. Еще одна передовая практика -переместить логистические центры ближе к производителям, например, для создания новых складов, где фермеры могут доставлять свою продукцию, не выходя на рынок.

В последние годы замедление экономического роста (рецессия) было связано с

более высоким уровнем дефицита в 65 из 77 стран, как предупреждали Агропромышленное ведомство ООН и ее партнеры в Докладе «о мировых продуктах питания» за 2019 год. Чтобы избежать сбоев в пищевой цепочке и производстве [7], Агропромышленное ведомство ООН призывает все страны к: сосредоточению внимания на потребностях наиболее уязвимых групп и расширение программ социальной защиты, включая денежные переводы; поддержанию жизнеспособности и функционирования внутренних пищевых цепочек. Если приняты все необходимые меры предосторожности, то семена и посадочный материал должны продолжать поступать в небольшие семьи, комбикорм поставщикам, ресурсы аквакультуры для рыбоводов. Это, несомненно, будет поддерживать жизнеспособность сельскохозяйственных цепочек поставок, обеспечивая при этом безопасность и благополучие всех участников пищевой цепочки. Кроме того, решающее значение имеет международное сотрудничество.

В мире достаточно продуктов питания, и поэтому локальных кризисов можно избежать за счет сотрудничества и открытой торговли. Кризис 2008 года ясно показал, что запрет на экспорт вредит всем. Этот запрет влияет как на доставку еды, когда она нужна, так и на доход тех, кто ее производит. Следует признать, что глобализация и интернационализация мировой экономики имеют синергетический эффект в решении ряда проблем, связанных с финансовой и социальной сферами экономики [1]. Согласно докладу ООН о последствиях мирового финансового кризиса, следует отметить две важные рекомендации:

1. Страны должны удовлетворять неотложные потребности в продуктах питания групп риска. Они смогут удовлетворить потребности в продовольствии при чрезвычайных ситуациях;

2. Адаптация программ школьного питания для того, чтобы семьи с низким доходом могли готовить школьные обеды, даже когда школы закрыты [7].

Например, после приостановки программ школьного питания, поддерживаемых Агропромышленным ведомством

ООН в Латинской Америке и Карибском бассейне, организация призвала региональные правительства поддержать детей, чьи семьи испытывают большие трудности с получением продуктов питания, и обеспечить детям доступ к школьному питанию. Предлагаемые меры включают раздачу продуктов питания наиболее уязвимым семьям и расширение программ социальной защиты. Освобождение от налогов на основные продукты питания для семей с детьми школьного возраста, особенно для работников наиболее пострадавших секторов экономики, доставляющих свежие продукты от местных фермеров и рыбаков.

На сегодняшний день в условиях коро-навирусного кризиса, можно перенять опыт кризиса 2008 года, к тому же в современном мире используются цифровые технологии, что что облегчает доставку еды и экономит время, а также снижает риск заражения COVID-19. Помимо этого странам необходимо:

1. Усилить свои программы социальной защиты. Это может привести к увеличению числа направлений к тем, кто уже получает помощь, путем выплаты единовременной выплаты или предоставления множественных выплат, чтобы помочь семьям удовлетворить свои основные потребности.

2. Предоставление дополнительных прав на компенсацию потери дохода, например, мелкими производителями; отсутствие продовольственной безопасности становится чрезвычайно серьезным из-за массовых увольнений, низких денежных переводов и т. д.

3. Расследование использования продовольственных банков может быть вариантом - не только путем предоставления продовольствия непосредственно правительству, но и за счет пожертвований от отдельных лиц.

4. Включение систем мобильных платежей для предотвращения сбоев в предоставлении кассовых услуг из-за ограничений на поездки;

5. Многие правительства уже приняли или ужесточили меры защиты для устра-

нения воздействия пандемии и защиты людей.

6. Странам следует повышать эффективность и пытаться снизить издержки, связанные с торговлей. Это включает запрет на меры, ограничивающие торговлю и перемещение товаров;

7. Сокращение пищевых отходов и потерь;

8. Мгновенный анализ торговых вариантов и их потенциальных последствий;

9. Снижение импортных пошлин;

10. Временное снижение налога на добавленную стоимость и других налогов;

11. При необходимости пересмотреть налоговую политику в отношении импортируемых товаров, чтобы компенсировать потенциальное увеличение стоимости (из-за более низкого обменного курса) и оценить потенциальное влияние девальвации [3].

Также важно, чтобы меры по повышению продовольственной безопасности были включены в повестку дня самых развитых стран, которые в настоящее время имеют наибольшее количество сообщений о случаях COVID-19.

Европейские страны наиболее серьезно пострадали от коронавируса. Так, обеспечение безопасности пищевых продуктов является приоритетом для Европейской комиссии, после чего она контактирует со странами ЕС и отраслевой ассоциацией, занимающейся мониторингом и реализацией ситуаций. Для всех экономических субъектов в сельском хозяйстве Комиссия должна принять меры, которые в целом аналогичны рекомендациям агропромышленного ведомства ООН [7]:

1. Обеспечить возможность создания цепочки поставок пищевых продуктов.

Комиссия работает в тесном сотрудничестве со странами Европейского Союза, что может наладить функционирование единого рынка товаров, путем создания зеленых коридоров.

2. Агропромышленные меры фермеров и сельской местности.

- Сезонные сельскохозяйственные рабочие квалифицируются как «критически важные работники» для поддержки аграрного сектора. Европейская комиссия опуб-

ликовала практические рекомендации, согласно которым временные работники могут беспрепятственно добираться до своих рабочих мест. Сезонные рабочие важны для сельскохозяйственного сектора с точки зрения государственного сбора урожая, земледелия и технического обслуживания, особенно в этом сезоне, что может поднять вопрос об эпидемии коронавируса.

- Фермеры и другие бенефициары развития сельских районов могут получить ссуды или гарантии для покрытия операционных расходов в размере до 200 000 евро на очень выгодных условиях, таких как чрезвычайно низкие процентные ставки. Доступные тарифы или планы оплаты. Новая временная мера позволит странам ЕС, у которых есть средства, оставшиеся для развития сельских районов, производить дополнительные выплаты фермерам и малым продовольственным компаниям в 2020 году. Страны ЕС могут предоставлять субсидии в размере до 5000 евро на фермера и до 50 000 евро на малые и средние предприятия (МСП).

- Для увеличения денежного потока европейских фермеров Европейская комиссия увеличит финансовые выплаты в соответствии с Общей сельскохозяйственной политикой (CAP): субсидии доходов с 50% до 70%. Плата за развитие села - от 75% до 85%. Фермеры получили эти выплаты уже в середине октября 2020 года.

- Увеличить государственную помощь фермерам и продовольственным компаниям в рамках временных мер государственной помощи, установленных Европейской комиссией, фермеры теперь могут получать помощь в размере до 100 000 евро на каждую собственность.

- Продовольственные компании и дистрибьюторы могут получать выплаты до 800 000 евро. Эти суммы могут быть получены в рамках правительственной про-граммы-минимум, которая является своего рода государственной поддержкой сельскохозяйственного сектора, которая позволяет выплатить 20 000 евро (или в исключительных случаях 25 000 евро) без предварительного разрешения

3. Исключительные рыночные меры

- Поддержка частных логистических компаний с целью стабилизации рынка.

После временного сокращения имеющихся запасов, орган содержит специальные склады для хранения молочных продуктов (сухое обезжиренное молоко, масло и сыр) и мясных продуктов (говядина, баранина и козлятина).

- Временное несоблюдение правил конкуренции в Европейском Союзе Комиссия разрешит исключения из некоторых правил конкуренции ЕС, предусмотренных статьей 222 Правил Общего рынка в секторах молока, цветов и картофеля.

Это позволяет операторам самостоятельно организовывать и внедрять рыночные меры на своем уровне в течение максимум 6 месяцев. Например, молочный сектор может совместно планировать производство молока, а сектор цветов и картофеля может убрать продукты с рынка. Также разрешено хранение продукции частных логистических компаний. Комитет внимательно следит за изменениями потребительских цен, чтобы избежать негативных последствий для потребителей.

- Гибкость межправительственной программы поддержки рынка

Комиссия обеспечит гибкость в реализации программ поддержки европейского рынка вина, фруктов и овощей, столовых оливок, оливкового масла, пчеловодства и многого другого. Эта гибкость направлена на ограничение предложения, доступного в каждом секторе, чтобы привести к реорганизации рынка. Кроме того, приоритеты финансирования направлены на меры кризисного управления.

4. Меры по рассмотрению и повышению гибкости Общей сельскохозяйственной политики ЕС.

Фермеры в ЕС сталкиваются с практическими трудностями при выполнении определенных требований в рамках общей межгосударственной сельскохозяйственной политики. И Европейская комиссия стремится решить эти проблемы с помощью ряда конкретных мер. Крайний срок подачи заявок был продлен на один месяц, чтобы у фермеров было больше времени для заполнения заявок на получение посо-

бий по доходу и развитию в сельской местности.

Нехватка рабочей силы стала общей проблемой в мировом сельскохозяйственном производстве. В США, Германии и Италии фермеры и животноводы не выходят на работу, опасаясь заразиться корона-вирусом. Власти призывают работодателей принять дополнительные меры для предотвращения заражения рабочих. В северной Италии, регионе, наиболее пострадавшем от вируса в Европе и доходящем до фермы, первое, что нужно сделать, - это проверить температуру рабочих. Трехсменный график работы (24 часа) позволяет избежать пробок на рабочем месте. Продезинфицируйте во время перерывов и при смене рабочих зон.

В то время как усиленные меры безопасности могут в некоторой степени гарантировать работу постоянных сотрудников, ситуация для сезонных работников сложнее. Именно здесь страны Евросоюза сталкиваются с наибольшим кризисом, хотя аналогичные проблемы есть и в других регионах (Индия и Австралия). Среди водителей грузовиков в Германии много поляков. Ежегодно на сельскохозяйственных полях работают до 300 000 иностранных сезонных рабочих (в том числе из Украины и Польши). Их вербовка во время пандемии находится под угрозой. Приближается урожай. Сбор урожая спаржи, выращиваемой в Германии, на 23 000 га начинается в апреле [6].

Когда польские рабочие вернутся домой, они будут помещены в карантин на две недели. Украинские рабочие больше не могли использовать Польшу в качестве транзита. Федеральное правительство рассматривает различные варианты выхода из кризиса:

- Привлечение людей, которые не работают в аграрном секторе, людей, вынужденных бросить работу, или безработных.

- Работа в сельском хозяйстве для просителей убежища.

- Организация доставки сезонных рабочих авиатранспортом (ведутся переговоры с Lufthansa) [6].

Однако если решение будет найдено, работодатели столкнутся с проблемой

обеспечения безопасных условий труда. В частности, речь идет о безопасных условиях проживания.

Европейский профсоюз профсоюзов (EFFAT) предупреждает работодателей об отсутствии надлежащей санитарии во многих областях сельского хозяйства. Это особенно актуально в регионах, где используется нелегальный труд (Италия и Греция). EFFAT призывает работодателей предоставить сезонным работникам права постоянных сотрудников, оплачивать им больничные, если они инфицированы ко-ронавирусом, и сделать здоровье приоритетом. Правительства должны предоставлять адекватную помощь в виде налоговых льгот и кредитов.

Проблема Европейского Союза заключается в том, что на внутреннем рынке сельскохозяйственных продуктов государства-члены могут свободно закрывать свои границы, чтобы предотвратить распространение эпидемии. Сегодня при пересечении границы наблюдались задержки товаров из-за дополнительных проверок. Если закрытие отдельных стран увеличится, весь рынок может рухнуть. Повсюду в Евросоюзе не только логистические проблемы. В Италии целые регионы находятся на карантине и проблемы с перемещением товаров внутри страны возникают, когда государство разделено на независимые территориальные единицы (Индия и Бразилия). Закупка пшеницы в Индии, которая должна была начаться 1 апреля, уже отложена на две недели. Представители Ассоциации производителей семян говорят о решающей важности предстоящих месяцев для будущей кампании по выращиванию семян лета (Cayenne). Они призывают правительство открыть зеленые полосы для грузовиков с семенами и продовольственных транспортных средств для прохождения карантинных контрольно-пропускных пунктов на государственных линиях и шоссе. Подобные меры уже приняты на Филиппинах, в Таиланде и Китае.

Рисоводы требуют решения логистических проблем. Индия поставляет рис бас-мати в 90 стран, и его потребление увеличивается во время пандемии. В результате закрытия морских путей и задержки экс-

плуатации портов, расходы на перевозку контейнеров выросли на 20-30% в течение 4 недель. Поскольку экономическая доходность падает, производители призывают правительство крайней мере упростить внутреннюю торговлю, поскольку экспортеры белого риса сталкиваются с жесткой конкуренцией со Мьянмы, Пакистана и Вьетнама из-за снижения затрат на логистику.

Бразильские экспортеры сообщили о задержках в порту Джидды, Саудовская Аравия. Китайские порты не работают должным образом. Чтобы избежать срывов в бразильских портах и обеспечить перевозку сельскохозяйственных товаров, правительство согласовывает положения с главами государств, чтобы обеспечить безопасность рабочих и беспрепятственный транспорт по всей стране. Два профсоюза работников доков угрожают забастовками из-за страха распространения СОУГО-19. Всплеск коронавирусной инфекции совпал с пиком экспорта бразильской сои. После того, как Китай нормализовалось после нормализации эпидемии и его пришлось пополнять, программа экспорта порта была переполненной. Некоторые поставки уже перенесены с февраля на март, а сейчас многие из них перенесено на апрель, и пробки в портах приведут новую переноски. Портовые услуги контролируются другими участниками рынка, в частности США, которые могут увеличить свой экспорт, если возникают трудности с поставками из Бразилии и Аргентины. Правительство Австралии обеспокоен сроками доставки фруктов в Китай. Сегодня, как первая страна, которая преодолела эпидемию, Китай можно рассматривать как важный экспортный рынок сельскохозяйственной продукции. Внутренняя проблема логистики была определена одной из основных трудностей, с которыми сталкивается работа отрасли во время пандемии и в США. Таким образом, семена, удобрения и агрохимикаты готовы к посевной кампании в 2020 году. Однако успех зависит от способности поддерживать транспортные связи для участников рынка.

Поскольку продажи сельскохозяйственной продукции перемещаются с рынков и

киосков в супермаркеты, меняется и спрос на товары. В дополнение к продуктам, не портятся, возрастает спрос на здоровую средиземноморскую еду. Включая оливковое масло, продажи выросли на 22%. Производители не всегда успевают ответить на запросы новых клиентов. Внезапное увеличение заказов на мясные продукты в оптовых и розничных сетях Бразилии привело к дефициту грузовых контейнеров. Это несмотря на общее снижение спроса на 1015% [6].

В странах-производителях сахара (Индия и Бразилия) цены на продукцию значительно упали. С 24 февраля по 18 марта экспортная цена на белый сахар упала с 425 до 355 долларов США за тонну. За тот же период цена на сахар-сырец упала с 15,3 цента за фунт до 11,7 цента. Более низкие цены обусловлены меньшим потреблением сахара через широко распространенные ограничения на публичные мероприятия, свадьбы и праздники. Люди избегают мороженого и холодных напитков, боясь болезни. Для решения проблемы спроса индийские экспортеры искали новые рынки сбыта. Сахарная промышленность нашла временный выход из поставок в Индонезию, которых не хватало из-за пятимиллионных падение производства в Таиланде. Так как американские граждане питаются дома, спрос на дорогое мясо и специальное мясо, которое подают в ресторанах, уменьшается. Во время недавнего экономического спада в США расходы на еду также упали. Затем это привело к резкому падению потребления мяса. Нужно было 10 лет, чтобы спрос на говядину вернулся к докризисному уровню. Поэтому производители обеспокоены возможным продолжением карантина.

Помимо объективных причин, представители многих отраслей и сфер производства мешают нормальному функционированию фермерских хозяйств и противодействуют пристрастию людей к их продукции. Поэтому итальянские производители молока вынуждены проводить дополнительные проверки своей продукции. В северных осажденных регионах Италии (Ломбардия и Венето) насчитывается око-

ло 500 ферм и 100 000 голов крупного рогатого скота и свиней.

Центры тестирования продукции расположены за пределами региона, и производители несут дополнительные расходы. Без этих тестов люди просто не покупают молоко. Coldiretti Agricultural Lobby Group отвечает за обучение покупателей. Известно, что вирус не представляет угрозы безопасности продукта, и дальнейшее тестирование действительно бессмысленно. Однако покупатели по всей Европе продолжают уклоняться от покупки итальянской продукции. Дополнительные проверки увеличивают время производства и в конечном итоге снижают производительность фермы. В нынешних обстоятельствах правительство призывает граждан поддерживать местное производство и покупать итальянские продукты в супермаркетах. Из-за боязни вируса цены на сельскохозяйственную продукцию в Индии упали на 20%. Особенно пострадало птицеводство. Слухи о птицах, заразившихся вирусом, привели к снижению цен. С начала января цены на птицу в Индии упали вдвое, а розничные цены на птицу в соседнем штате Карнатака упали с 0,67 доллара до 0,1 доллара. Продажи упали на 80% из-за неверной информации. Несмотря на попытки опровергнуть слухи Управления животноводства и самих фермеров, ситуация остается неизменной, и отрасль теряет 1,5 миллиона долларов в день [6].

Учитывая, что сельскохозяйственный сектор хорошо известен во всех странах, от правительства часто требуется поддержка производителей. Индийские фермеры призывают к реструктуризации банковских кредитов. Экспортеры призывают к продлению субсидий по кредитам. Банковские штрафы могут серьезно навредить бизнесу. Американские фермеры ищут поддержки государства. Снижение цен снижает урожайность кукурузы и сои на 50-90 долларов с гектара. Финансовые потери промышленности страны-экспортера связаны с практикой отсрочки платежей из-за колебаний обменного курса. В то же время многие страны вводят ограничения на импорт из-за обесценивания национальных валют. Продолжающийся кризис

только усугубит эти проблемы. В странах, зависящих от импорта, со временем будет развиваться нехватка продовольствия. Финансовые трудности основных экспортеров сахара, сои и пшеницы будут иметь негативные последствия во всем мире. Пока что продовольственные запасы позволяют относительно безболезненно пережить пандемический кризис. Но всем нам нужно быть готовыми к тому, что скоро за еду придется платить больше, чем мы привыкли.

Страны ЕС регулярно проводят проверки сельского хозяйства и пищевой промышленности на предмет соблюдения требований безопасности. Однако в нынешних исключительных обстоятельствах необходимо уменьшить физический контакт между фермерами и инспекторами, чтобы уменьшить административную нагрузку и избежать ненужных задержек.

Таким образом, становится ясно, что поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности в условиях коронавируса

в Европейском союзе направлена на устранение бюрократических барьеров, устранение государственных проверок и увеличение прямого финансирования фермерских хозяйств и других сельскохозяйственных объектов. Кризис, связанный с последствиями эпидемии коронавируса, обязательно ударит по аграрному сектору России. Как показывает европейский опыт, сельское хозяйство и пищевая промышленность потребуют дополнительной господдержки. Исследование других российских экономистов показывают, что на протяжении многих десятилетий государственная поддержка сельхозпроизводителей в значительной степени ограничивалась реализацией неэкономических мер [3]. Мы считаем, что с учетом нынешних условий пандемии государственная поддержка местных фермеров должна иметь меньший управленческий эффект и иметь более прямое финансирование для хозяйств. Это поможет им выйти из текущего кризиса и преуспеть в будущем.

Библиографический список

1. Auzan A. A. The Economy under the Pandemic and Afterwards // Population and Economics. - 2020. - Vol. 4. - №2. - P. 4-12.

2. Buklemishev O. V. Coronavirus crisis and its effects on the economy // Population and Economics. - 2020. - Vol. 4. - № 2. - Р. 13-17.

3. Snigireva G., Malysheva N., Adamaitis L., Gamulinskaya N., Zonova N. Systematic approach to the evaluation of state support efficiency on the basis of the integrated index // В сборнике: MATEC Web of Conferences. 2018. С. 05068.

4. Bloomberg оценил возможный ущерб экономике от коронавируса в $2,7 трлн. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/07/03/2020/5e6355ac9a7947a8e27817e6 (дата обращения: 13.10.20).

5. Lin J.Y. China and the Global Economy (Asia economic policy conference) // Federal Reserve Bank of San Francisco. 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.frbsf.org/economicresearch/files/Lin.pdf (дата обращения: 14.10.20).

6. РЖ. Как повлияет эпидемия коронавируса на аграрные планы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/02/18/kak-povliiaet-epidemiia-koronavirusa-na-agrarnye-plany-rossii.html (дата обращения: 14.10.20).

7. Сайт организации объединенных наций. Новый коронавирус. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fao.org/2019-ncov/en/ (дата обращения: 14.12.20).

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF SUPPORTING THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRAL CRISIS

Kh.M. Musaeva, Assistant A.R. Albastov, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. This article analyzes the activities of the agro-industrial complex in the Russian Federation and foreign countries. The consequences of the influence of the new coronavirus infection COVID-19, as well as the peculiarities of the agro-industrial complex in Brazil, Saudi Arabia and the EU countries, have been demonstrated. This article was based on data from the UN Agro-Industrial Department, the Ministry of Agriculture of the Russian Federation and scientific works of foreign scientists on similar topics.

Keywords: agro-industrial complex, state support, coronavirus, foreign experience, EU, world economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.