Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврентьева М.С., Зуева Е.Р.

В данной статье рассматриваются особенности международного опыта в осуществлении правового регулирования в сети интернет, так же анализируется опыт в разных странах: Китай, Франция, Германия и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN IMPLEMENTING LEGAL REGULATION ON THE INTERNET

This article examines the experience of legal regulation, it is also analyzed in different countries: China, France, Germany, etc.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

УДК 341.1/8

Лаврентьева М.С.

к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой Публичного права, третейского правосудия и избирательных технологий Российский Государственный Социальный Университет

(Россия, г. Москва)

Зуева Е.Р.

магистр кафедры гражданско-правовых дисциплин Российский Государственный Социальный Университет

(Россия, г. Москва)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности международного опыта в осуществлении правового регулирования в сети интернет, так же анализируется опыт в разных странах: Китай, Франция, Германия и т.д.

Ключевые слова: правовое регулирование, государство, сеть Интернет, международный опыт.

Официальной датой появления Интернет-сети является 1969 год. Тогда необходимо было придумать способ как обмениваться сообщениями между сотрудниками Агентства перспективных научных исследований при Министерстве обороны Соединенных Штатов Америки. Специалисты создали компьютерную сеть ARPANET. Поставленная задача была выполнена блестяще: на основе положений, которые были приняты в развитие выше названной статьи, на их основе возникли разрозненные частные сети. Им удалось объединить около двух сотен ПК. В конце 70 -х годов прошлого века, начался специальный

процесс, который позволил внедрить некоторые сети. Данный процесс завершился в 1983 году включением в общую сеть ARPANET. Такое название объединенной сети неслучайно, оно возникло в соответствии с протоколом передачи данных-Интернет. На протяжении трех лет, вплоть до 1986 года разрозненные сети специалисты объединили в единую глобальную сеть. «Годом рождения Интернета» называют 1990 год.

Интeрнeт считается уникальным явлением, которое носит его всеобъемлющий, всесторонний характер в выраженной универсальности доступа к «всемирной паутине». Отношения в сети Интернет могут проходить любой государственный рубеж и практически во всех обстоятельствах локализировать на определенной зафиксированной территории практически невозможно.

По мнению автора «годом рождения сети Интернет» 1990 г. Назван не случайно. В это время в мире стартовал процесс регулирования правовых отношений. Приведение к единой системе происходит в рамках ЮНСИТРЛЛ, УНИДРУЛ, ВОИС, МТП; ЕЭК ООН; Центра ООН содействия торговле и электронному бизнесу.

Например, ЮНСИТРАЛ одни из первых занялись разработкой и в итоге приняла типoвoй зaкoн o6 электронной коммерции (1996 год), затем Типoвoй зaкoн об электронных подписях (2001 год), так же ими было создано правовое руководство по электронному переводу средств (1987год), также они разработали Рекомендации о правовой ценности компьютерных записей от 1985 года.

В соответствии с Конвенцией ООП об использовании электронных сообщений в международных договорах (2005 года), был установилен правовой статус электронной подписи и возможность заключения сделок коммерческого типа посредством обмена электронными сообщениями.

Европейский Совет также не отставал, и в его рамках были приняты следующие Конвенции и Декларации: Конвенция о защите физических лиц в

отношении автоматической обработки данных личного характера 1981 г. с Дополнительным протоколом о наблюдательных органах и трансграничной передаче информации 2001 г.; Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве, касающемся «услуг информационного общества», 2001 г.; Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации 2001 г.; Декларация о свободе общения в Интернете. [1].

Рассмотрим последнюю Декларацию отдельно, так как именно в ней провозглашены самые важные, на наш взгляд, моменты унификации регулирования сети Интернет, мы их выделили 10:

1. Информационное содержание во «всемирной паутине» не должно быть наложено какие-либо притеснение;

2. Всегда положительно отмечать самостоятельное регулирование содержания информации во всемирной паутине

3. Фильтры и блокировки, которые препятствуют к получению новой информации в сети интернет невозможно использовать. Разрешать лишь в нескольких случаях, когда данную информацию могут получить уязвимый общества, к примеру, дети, в отдельных сайтах в интернет-пространстве.

4. Использование регистрационных схем недопустимо, которые ограничивает оказание услуг через Интернет;

5. Необходимо убрать те препятствия, которые создают интернет сайты для отдельных слоев общества и мешают обеспечить нормальный доступ к Интернету;

6. Провайдеров заниматься мониторингом информации, которая проходит через их сервер не обязывать;

7. Анонимные права гарантировать;

8. Потребительские права необходимо защищать;

9. Создать те необходимые основы и гарантии для справедливого разбирательства по спорам;

10. «Не стоит ограничивать движение товаров и услуг, возможность осуществления экономической деятельности, заключение сделок;» [3].

Автор приходит к выводу, что если рассматривать компетенцию Международной торговой палаты, то в ее деятельности были одобрены общие обычаи для удостоверенной цифровым способом международной коммерции 1997 г., а также и Общие принципы рекламы и маркетинга в Интернет 1998 г.

Определенные типовые соглашения принимались европейской экономической комиссией ООН и центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу: Типовое соглашение обмена при международном коммерческом использовании электронного обмена данными 1995 г.; Соглашение об электронной коммерции 2000 г.

Европейским Союзом так же было закреплены основополагающие нормативные правовые акты, такие как:

1. Директива Европейского парламента и Совета 1997 г. о защите потребителей в отношении дистанционных договоров (дистанционная продажа);

2. Директива Европейского парламента и Совета 1997 г. Она затрагивает обработку персональных данных и охраны тайны частной жизни в телекоммуникационном секторе;

3. Директива Европейского парламента и Совета 1999 г. о правовых основах Сообщества для электронных подписей;

4. Директива Европейского парламента и Совета 2000 г. В ней затрагиваются аспекты права, которые занимаются услугами информационного общества, в их число входит и электронная коммерция на внутреннем рынке (Директива об электронной коммерции);

5. Директива Европейского парламента и Совета 2000 г. о занятии, осуществлении и надзоре за предпринимательской деятельностью учреждений в сфере электронных денег;

6. Директива Европейского парламента и Совета 2002 г., данная директива касается обработки персональных данных и охраны тайны частной жизни в секторе электронных коммуникаций;

7. Резолюция Европейского парламента о безопасном использовании Интернет и новых онлайн технологий 2004 г.;

8. Директива о новых правилах и порядке налогообложения Интернет-торговли 2004 г. [2].

2003 году Генеральным секретарем ООН была создана и учреждена РГУИ (Рабочая группа по управлению Интернетом). Также предполагается создание международного управления интернетом в лице ГФУИ (Глобального форума по управлению Интернетом), Глобального совета по Интернету (ГСИ), Совета по глобальной политике в отношении Интернете (СГПИ), Всемирной корпорации по присвоению имен и номеров в Интернете (ВИКАНН).

В этом же году на всемирной встрече по вопросам информационного общества (ВСИС) было подтверждено, что сеть Интернет стало центральным элементом информационного общества, а именно его инфраструктуры. Тогда же генеральному секретарю ООН было поручено учредить РГУИИ. Декларация принципов и План действий ВСИС 2003 г. устанавливают параметры деятельности и программу работы Группы.

Затем в 2005 году группа представила уже рабочие наименование: интернет-управление является разработкой применять которую может государства, частные секторы и гражданским обществом определенным набором правил, процедур, принципов принятий решений и программ, которую могут регулировать развитие и применение «всемирной паутины». Приведенная дефиниция подкрепляет концепцию участия всех выше названных групп сети Интернет.

Автор считает необходимым сделать акцент на том, что законодательство, которое связанно с вопросами регулирования «всемирной паутины» всегда определяется задачами, которые отражают политическую повестку. Это значит,

что и правила технологического использования в Интернете будут иметь окраску национально-политическую.

В нормативном правовом регулировании Интернета традиционно выделяются 3 модели: либеральная, авторитарная и авторитарно-тоталитарная.

Начнем объяснение либеральной модели, она предполагает по сути действительное затруднение власти в политическом контенте Интернета.

Авторитарная система напротив означает власть только политической части сети Интернета, но в таких случаях как, материалы, которые имеют критику и от них возможен вред действующей политической системе.

Авторитарно-тоталитарная модель показывает характер глав страны, которое в целом запрещает доступ к «всемирной паутине», а точнее стремится к этому путем создания своей национальной Сети. Это все в теории, но на практике данные модели мы не сможем увидеть в чистом виде, которые осуществляются в абсолютно разных государствах политики в области сети Интернет.

Сейчас считается, что самый либеральный подход к функционированию Интернета у США.

Но на наш взгляд это происходит благодаря необходимой первой поправки в Конституции США, а именно тому, что в стране не имеют права принимать те законы, которые могут ограничить свободу слова. Это значит, что урегулирование сети Интернета исчерпывается защитой авторских прав, личной информации и гарантией добросовестной конкуренции.

Однако, те задачи, которые имеют прямую связь с урегулированием доступа к информации и контроля трафика в Сети спецслужбами, решаются абсолютно всегда в интересах существующего руководства страны, а делается это как раз благодарю ряду законов о противодействии террористической деятельности. Также не будем забывать об их политической элите, которая имеет вес в политике и экономике. Назовем их педалью воздействия на крупнейшие фирмы и компании, которые активно участвуют в поддержке сети Интернет.

Помимо Соединенных Штатов Америки к группировке либералов возможно добавить и государства Евро Союза. Они стараются сократить влияние правительств в урегулировании прав доступа к информации. В данных странах стараются сохранять равновесие между конституционным правом доступа к информации и защитой национальной безопасности. Блокировка и фильтрация доступа (урегулирование доступа) обычно осуществляется в нескольких векторах развития, а именно: имеет отрицательную окраску на молодое поколение и защиту авторских прав. Автор считает необходимым обратить внимание на то, что в отдельных государствах Европы, например, Германии, уже появился более жесткий вектор на внедрение суровых законов по контролю за информацией в Интернете. Делается это в ходе противодействия экстремистской и террористической деятельности.

Считаем необходимым рассмотреть деятельность в данной сфере таких стран как: Великобритания и Франция. В 2018 году они установили общий план действия по повышению эффективность и удалению того контента, который возможно переквалифицировать при анализе как радикальный, террористический или ненавистнический. Их заключенное соглашение предусматривает и призыв к компаниям, а именно упростить данный процесс обнаружения контента, которые не законен как можно быстрее его удалить или заблокировать, помимо этого еще и передача доступа к зашифрованному трафику.

Если рассмотреть, как пример Китай, то в этой стране можно выявить более жесткий подход к контролю за информацией в сети Интернет. Данная страна имеет высокоразвитую телекоммуникационную платформу и деятельно развивает данные информационные технологии. Китай считает данную Сеть угрозой своей стабильности, поэтому там решили реализовать очень тяжелую систему урегулирования политического контента, которая содержит в себе три главные составляющие, а именно: «Систему фильтрации трафика; систему

блокировки поиска нежелательной информации; ручную систему фильтрации контента, публикуемого в социальных сетях и блогосфере». [4, с. 676].

Первое обеспечивает государственный контроль за важными пользователями сети Интернет, другие же две обеспечивают цензуру политического контента. Во время использования данная система показывает надежность, эффективность в решении поставленных вопросов.

Но существует и более суровая позиция в Иране по отношению регулирования сети Интернет. Государство всегда защищает себя от угроз в киберпространстве и ограничивает доступ «домашних» пользователей к контенту за пределами страны для этого было принятие решение создать Национальному Интернету, по нашему скромному мнению это может привести к изолированности Ирана.

Из всего вышеизложенного автор делает вывод о том, что сеть Интернет достаточно сложная и очень объемная система. В ней развиваются достаточно разнообразные процессы, а именно: применение сети Интернет как политического инструмента, фильтровка контента, дробление Сети; беспрепятственный доступ к информации и др. Тем не менее, считаем необходимым отметить, что благодаря такой неоднозначности данная система будет продолжать жить и формироваться в более совершенные формы. Новые технологии, которые постоянно появляются, будут ставить новейшие проблемы. Задачи правового регулирование Интернета также станут активно обсуждаться на государственном и общественном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Росконгресс. Регулирование в интернете: защита личности или ограничение свободы [Электронный ресурс]. URL:

https://roscongress.org/materials/regulirovanie-v-internete-zashchita-lichnosti-ili-ogranichenie-svobody/ (дата обращения 20.02.2021).

Цензура в Сети. Мировые практики законодательного регулирования в

Интернете. Информационноаналитическая система Росконгресс [Электронный

ресурс]. URL: https://qps.ru/jTGLR (дата обращения 23.02.2021).

Цензура (контроль и анонимность) в интернете. Мировой опыт. [Электронный

ресурс]. URL: https://qps.ru/jfchF (дата обращения 20.03.2021).

Веревкина И.Н. Роль цензуры в литературе и СМИ: исторический аспект и

современная ситуация // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 676;

Lavrentieva M.S.

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of Public Law, Arbitration Justice and Electoral

Technologies Russian State Social University (Russia)

Zueva E.R.

student of the Department of Civil Law Disciplines Russian State Social University (Russia)

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN IMPLEMENTING LEGAL REGULATION ON THE INTERNET

Abstract: this article examines the experience of legal regulation, it is also analyzed in different countries: China, France, Germany, etc.

Keywords: legal regulation, state, Internet, international experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.