Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ УСЛУГИ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)'

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ УСЛУГИ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая услуга / информационная среда / гражданское право / информация / безопасность / digital service / information environment / civil law / information / security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанов Асад Ялчын Оглы

В статье автор исследует правовую природу и понятие информационной среды как основы цифровой услуги на примере зарубежного опыта некоторых европейских стран и США. В статье обосновывается вывод о том, что страны ЕС успешно решают ряд экономических проблем европейского сообщества, порожденных информационными технологиями и цифровым пространством взаимодействия, в т.ч. важнейшую проблему цифрового представительства: как государству в пределах своей территории регулировать деятельность транснациональных IT-компаний и взимать с них налоги. Опыт Европейского Союза может быть заимствован российским законодателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ENVIRONMENT AS THE BASIS OF DIGITAL SERVICE (FOREIGN EXPERIENCE)

In the article, the author explores the legal nature and concept of the information environment as the basis of digital service on the example of foreign experience of some European countries and the USA. The article justifies the conclusion that the EU countries successfully solve a number of economic problems of the European community caused by information technologies and the digital space of interaction, including the most important problem of digital representation: how the state regulates the activities of transnational IT companies and levies taxes on them within its territory. The experience of the European Union can be borrowed by the Russian legislator.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ УСЛУГИ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11127 ГАСАНОВ Асад Ялчын оглы,

аспирант Российской академии интеллектуальной собственности, e-mail: asadgasanov@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ УСЛУГИ

(ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Аннотация. В статье автор исследует правовую природу и понятие информационной среды как основы цифровой услуги на примере зарубежного опыта некоторых европейских стран и США. В статье обосновывается вывод о том, что страны ЕС успешно решают ряд экономических проблем европейского сообщества, порожденных информационными технологиями и цифровым пространством взаимодействия, в т.ч. важнейшую проблему цифрового представительства: как государству в пределах своей территории регулировать деятельность транснациональных IT-компаний и взимать с них налоги. Опыт Европейского Союза может быть заимствован российским законодателем.

Ключевые слова: цифровая услуга, информационная среда, гражданское право, информация, безопасность.

GASANOV Asad Yalchyn goals,

graduate student of the Russian Academy of Intellectual Property

INFORMATION ENVIRONMENT AS THE BASIS OF DIGITAL SERVICE (FOREIGN EXPERIENCE)

Annotation. In the article, the author explores the legal nature and concept of the information environment as the basis of digital service on the example of foreign experience of some European countries and the USA. The article justifies the conclusion that the EU countries successfully solve a number of economic problems of the European community caused by information technologies and the digital space of interaction, including the most important problem of digital representation: how the state regulates the activities of transnational IT companies and levies taxes on them within its territory. The experience of the European Union can be borrowed by the Russian legislator.

Key words: digital service, information environment, civil law, information, security.

Все большее число современных исследователей считают перспективным развитие интернет-технологий, электронной коммерции и электронных платежей, т.к. доля интернет-экономики в ВВП государств неуклонно повышается [1]. В частности, В.С. Глотов и Д.В. Шалатов считают, что при условии грамотного подхода к развитию этой деятельности бизнес сможет получить дополнительные преференции, а именно: увеличение оперативности обмена информацией, особенно в международных операциях; сокращение цепи поставок [2]; создание дополнительных рабочих мест для квалифицированной рабочей силы; приток инвестиций; увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей и др. [3] Растущая интенсивность движения информационных товаров и капитала позволит странам с помощью снижения налоговых ставок привлекать дополнительные финансовые ресурсы в налоговую юрисдикцию и тем самым стимулировать налоговую конкуренцию [4].

Вызывают озабоченность также недобросовестная конкуренция, деятельность хакеров и электронные манипуляции [5]. Возникшие изменения, по мнению Ж. Липтон, усиливают вероятность четвертой промышленной революции. Решение задач потребует переоценки роли законодательных и судебных органов, достижения интеллектуальной согласованности и управляемости [6]. С точки зрения Ж. Липтон, курсы по киберправу должны уделять особое внимание вопросам, касающимся экстерриториальности законов, законодательной компетенции и регулированию сетевой инфраструктуры. Она справедливо обращает внимание на модернизацию правового регулирования авторского права и товарных знаков, на необходимость правового противодействия диффамации (распространение порочащих сведений) и онлайн-виктимизации, на обеспечение конфиденциальности [7]. Ж. Липтон полагает, что две основные характеристики должны быть центром учебных программ кибернетического права: информационные потоки и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

онлайн-посредники [8]. Близкую позицию, отстаивающую необходимость дальнейшей модернизации информационного и кибернетического права, занимают Мэйв Макдон и Микаил О>Дауд, опубликовавшие книгу «Кибернетическое право в Ирландии» [9].

В разных странах мира исторически сложились различные политико-правовые концепции в отношении свободы распространения информации: от минимального вмешательства государства в процесс управления Интернетом (США, государства - члены ЕС) до тотального его контроля (Китай, Иран [10], Турция) [11].

Гетерогенность среды требует разнообразия нормативных решений. Нормы, обеспечивающие неприкосновенность доменных имен сети Интернет, обращены к совершенно иному кругу вопросов, в сравнении, к примеру, с нормами о защите электронных сетей организаций. И первые, и вторые, в свою очередь, имеют иную природу в сравнении с нормами, обеспечивающими безопасность критической инфраструктуры от военных киберопераций [12].

М. Финнемор и Б. Холлис указывают на существенное значение неправовых норм в регулировании информационной безопасности [13]. В их основе могут лежать политические соглашения государств, как, например, одобрение «Группой двадцати» (G-20) запрета кибершпионажа в коммерческих целях, декларации и резолюции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по кибербезопасности или инициатива Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по принятию «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности» [14]. Нормы информационной безопасности могут приобретать качества культурных ценностей и принципов различных социальных сообществ [15]. Так, например, культурные ценности безопасности и конфиденциальности, присущие сообществу технологов Кремниевой долины (Silicon valley), в значительной степени повлияли на сопротивление скрытым и открытым способам доступа к программному обеспечению (back or front doors in software) [16]. Им противопоставляются ценности сообщества специалистов национальной безопасности и правоохранительных органов [17].

Для содержания и будущего нормы в регулировании информационной безопасности существенное значение имеет, к примеру, разработаны ли они государствами в системе ООН, техническими специалистами в профессиональных ассоциациях, частными активистами в неправительственных организациях и т.п. [18]. В зависимости от модели нормообразования (социальный стереотип, целенаправленная разработка) процесс соз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

дания нормы по-разному влияет на ее содержание и динамику ее последующей трансформации [19]. Так, особое значение обычая в международном праве стимулирует государства проявлять осторожность к неоспариваемым повторяемым действиям в международных отношениях [20].

Ярким примером являются уголовные вердикты США 2014 г. в отношении военнослужащих Китая, имевшие целью предотвратить формирование обычая государственного шпионажа в коммерческой сфере, а также их робкая позиция в ответ на раскрытие информации Э. Сноуденом и обвинения в кибератаках на энергетическую инфраструктуру Ирана [21]. В вопросах информационной безопасности процессы целенаправленной разработки норм имеют преимущественное значение, хотя и отличаются значительной сложностью [22].

В процесс целенаправленного создания нормы может вовлекаться широкий круг участников - государства, международные межправительственные организации, коммерческие и некоммерческие организации и даже отдельные индивиды [23]. Субъекты целенаправленного создания норм играют принципиально важную роль [24]. Именно они изначально их конструируют: выбирают терминологию для интерпретирования определенным образом существующей проблемы, говоря, кто и как должен поступать, чтобы ее разрешить [25].

Борьба за конструирование нормы имеет важные долгосрочные последствия. Преимущества первоначального действия выражаются в том, что начальная идентификация может стать навязчивой и трудно вытесняемой [26]. Так, превалирующее в настоящее время стремление обеспечить скрытые и открытые каналы доступа к программному обеспечению, предоставляющие правоохранительным органам возможность обходить кодирование информации, опирается на особую постановку проблем безопасности (похищения детей, коммуникации террористов и т.п.) [27]. В то же время их оппоненты предлагают иные конструкции нормирования решения подобных проблем и средств обеспечения информационной безопасности [28].

Другим важным преимуществом главенства в создании норм, регулирующих информационную безопасность, является возможность достижения критической точки, когда обеспечивается последующее «каскадное» (cascades norms patterns) или «цикличное» (norms cycles) нормирование. Так, желание признать возможность применения силы посредством кибератак основывается не только на исторически сложившихся нормах применения силы, но и на особом содержа-

нии новелл в области информационно-коммуникационных технологий [29].

Субъекты целенаправленного создания норм прибегают к различным средствам сохранения собственного преимущества и создания гарантий их принятия в необходимом им понимании. Зачастую конструируются либо используются существующие организационные платформы внедрения норм в социальные отношения. Так, США и их единомышленники эксплуатируют (инициированные РФ) группы правительственных экспертов ООН по вопросам международной информационной безопасности для приобретения преимуществ в формировании межгосударственных норм в киберпространстве [30].

М. Финнемор и Б. Холлис рассматривают такие средства распространения норм, как поощрение (в т.ч. принуждение подкупом и угрозами), убеждение и социализация. К примеру, США используют угрозы и подкуп, склоняя к собственному пониманию демократии и неолиберальной экономической политики [31].

ЕС обеспечивает свою модель информационной безопасности, угрожая компаниям внушительными штрафами, введенными Общим регламентом по защите данных. Убедительность Системы кибербезопасности Национального института стандартов и технологий США (U.S. National institute of standards and technology Cyber-security framework) основывается на ее связи с проблемами национальной и экономической безопасности. Координационный центр Группы реагирования на чрезвычайные ситуации информационной безопасности Computer emergency response team (CERT) [32].

(Coordination center) Института программной инженерии Университета Карнеги-Меллон (Software engineering institute at Carnegie Mellon university) (США) предлагает «техническое содействие» социализации странам, оказывая помощь в формировании и координации групп реагирования на инциденты в области кибербезопасности.

Институт подготовки в области телекоммуникаций США (U.S. Telecommunications training institute) разработал программы обучения персонала государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций стран «третьего мира» [33].

М. Финнемор и Б. Холлис также выделяют различные формы негативной социализации противников предлагаемых норм (реализуемые в т.ч. негосударственными субъектами): формирование и публикацию списков «наилучших практик», «нарушителей-изгоев»; манипулирование доступом к иным сферам взаимодействия и т.п. [34].

Изменение стандартов конфиденциальности и доступа к безопасной сети делает электрон-

ные порталы более надежными, но не решает проблем несанкционированного доступа через авторизованные компьютеры и т.п. Более того, опыт показывает, что, к примеру, безопасный Интернет Пентагона (SPIRINET) периодически подвергается взломам посредством относительно простых атак. Повышенная защита ядерной инфраструктуры Ирана, тем не менее, была поражена [35]. Нельзя просто взять и построить новый безопасный Интернет, считают авторы. Так как информационные системы подвержены угрозам, особое значение приобретает их устойчивость или способность функционировать, даже находясь под натиском атак. Построение алгоритмов устойчивости систем требует как технических, так и организационных мер. Авторы указывают на необходимость создания в США специализированного правительственного агентства в области кибербезопасности [36], способного обеспечить исследовательскую и аналитическую деятельность и обмен информацией, свободного от частных коммерческих интересов [37].

Принципиально важным условием развития систем кибербезопасности является перевод диалога в правовое поле, подчинения кибербезопас-ности принципу «господство права» (rule of law) [38].

Особое значение для единообразия стандартов в киберпространстве имеет создание международной правовой и институциональной основы. Ситуация получила определенное развитие в 2012 г. в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ), однако государства не пришли к единогласию ни относительно роли МСЭ в электронной информационной среде, ни относительно принципов государственного регулирования сети Интернет. Чтобы решить вопрос о том, какую роль существующие международные организации должны играть в регулировании сети Интернет, потребуются годы, считают авторы. Мир оказался расколотым: существуют две крайние позиции - с одной стороны, восстановление государственного суверенитета над национальными сегментами сети Интернет, с другой - сохранение открытости сети для удовлетворения потребностей ее пользователей, независимо от места их нахождения.

Противостояние этих глобальных подходов должно предопределять понимание критических проблем кибербезопасности. Уровень потенциальных угроз в сети Интернет дает основание говорить о необходимости международного договора, который многие называют «цифровая Женевская конвенция», проводя параллель с Гаагскими и Женевскими конвенциями о законах и обычаях войны и защите ее жертв. В качестве альтернативы предлагается регулирование по

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

модели Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. или Договора об Антарктике 1959 г. В то же время не все государства одинаково стремятся содействовать появлению международного правового соглашения [39]. Среди наиболее технологически развитых стран, таких как США, распространено опасение, что договор свяжет им руки, в то время как другие страны получат возможность для развития либо будут игнорировать новые правовые нормы [40].

Государства имеют разные приоритеты в информационном пространстве. Такие государства, как Россия и КНР, рассматривают продвигаемую США в киберпространстве модель поведения Дикого Запада (Wild West behavior) как попытку насаждения «диких» ценностей (wild values). Авторы выделяют пять ключевых тенденций, способных повлиять на будущее кибербезопасности:

1) развитие «облачного» накопления данных (cloud calculation), выходящих из-под контроля индивидуумов и организаций;

2) рост алгоритмов анализа «больших данных» (big data);

3) активное использование мобильных информационных технологий (mobile revolution);

4) демографический сдвиг в массовом освоении киберпространства;

5) размытие границ между цифровым и физическим миром (Internet of things).

Предполагаемый диапазон непредсказуемости современных и будущих проблем делает киберпространство пугающей средой. Угрозы обращены к каждому - и к политикам, и к военному руководству государств, и к бизнесу, и к юристам, и к отдельным индивидам. Каждый несет бремя прав и обязанностей и в реальной, и в цифровой жизни, в т.ч. по защите себя и членов своих семей от новых видов угроз.

Иногда говорят об информационных ресурсах как о «сырье» для производства «информационных продуктов». Известно, например, определение, утверждающее, что информационный продукт - это информация, имеющая товарный вид. Однако представляется, что такое перенесение классических экономических категорий в информационное производство довольно условно [41]. Можно утверждать, что, например, аналитический обзор, составленный на основе журнальных статей, является продуктом, а эти статьи - ресурсом. Но точно также можно рассматривать эти статьи как продукт, сырьем для которого послужил научно-технический отчет. Поэтому сколько-нибудь последовательная попытка отделить продукты от

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

сырья, например, в Интернете, по мнению автора, будет чисто схоластическим упражнением.

Закон о цифровых услугах (далее - Digital Services Act, DSA) планируется к принятию Европейской комиссией в ближайшее время. Данный закон (точнее - пакет законов) обновит Директиву об электронной коммерции, превратив ее в Регламент, действие которого будет распространяться напрямую на всей территории Евросоюза (ЕС), а не включаться путем принятия уточняющего и конкретизирующего национального законодательства в систему национального законодательства каждой страны - участницы ЕС [42]. Ожидается, что DSA в дополнение к созданию Регламента обеспечит введение обновленных правил удаления из интернета незаконного контента и решит проблемы прозрачности алгоритма, дезинформации и целевой рекламы. Основная цель DSA -обновить действующее законодательство ЕС и установить единый свод правил на всей территории ЕС [43].

Все вышеизложенное - ближайшая перспектива. Если анализировать существующие (действующие) законы некоторых европейских стран, то, например, у Франции и Германии есть законы и законопроекты, направленные на удаление из интернета незаконного и вредоносного контента, особенно с медийных платформ. Например, во Франции разработан проект так называемого «Закона Авиа», по имени предлагающего принять этот закон члена Европейского парламента [44]. Конституционный совет Франции в июне 2020 г. практически полностью заблокировал данный законопроект на том основании, что он оказывает несоразмерное влияние на свободу слова [45].

Немецкий закон с аналогичной целью - т.н. «NetzDG» (сокращение от

Netzwerkdurchsetzungsgesetz). Бундестаг принял этот Закон в июне 2017 г. [46]. Немецким законодателям важно при этом найти варианты решения проблемы вредоносного, но не обязательно незаконного контента (также важно понимать различия между данными видами контента), в аспекте фрагментации единого рынка ЕС и необходимости укрепления трансграничного сотрудничества [47].

Другие страны рассматривают возможность сделать то же самое [48]. Все политические силы в Европе считают размещение в интернете незаконного контента проблемой, что убеждает Евро-комиссию в правильности общеевропейского подхода. Закон о цифровых услугах (DSA) также призван устранить постепенный подрыв принципов Директивы об электронной коммерции, включая освобождение посредников, в т.ч. провайдеров широкополосного доступа и социальные сети, от ответственности за незаконный контент при опре-

деленных обстоятельствах. Эти принципы были затронуты недавними законами ЕС, регулирующими работу онлайн-платформ, такими как Директива об аудиовизуальных медиа-услугах [49], Директива об авторском праве [50] и Положение о предотвращении размещения в интернете контента террористической направленности [51].

Остановимся на этих документах подробнее.

Директива об аудиовизуальных медиа-услугах [52], согласно п. 14, Европейская Комиссия приняла инициативу «i2010: Европейское информационное общество» для стимулирования роста и создания рабочих мест в сфере информационного сообщества и медиа-индустрии. Речь идет о всеобъемлющей стратегии, направленной на поощрение производства Европейского контента, развитие цифровой экономики и освоения ИКТ, на фоне конвергенции услуг информационного сообщества и медиа-услуг, сетей и устройств, за счет модернизации и внедрения во всех странах ЕС таких инструментов, как нормативные документы, научные исследования и партнерские отношения с промышленностью. Европейская Комиссия взяла на себя обязательство создать последовательные основы внутреннего рынка информационных общественных услуг и медиа-услуг посредством модернизации правовой базы аудиовизуальных услуг [53].

Директива об авторском праве (Directive on Copyright in the Digital Single Market 2016/0280 (COD), также EU Copyright Directive) - директива Европейского Союза (ЕС), призванная обеспечить «хорошо функционирующий рынок произведений и схожих объектов права... с учётом, в частности, цифрового и трансграничного использования защищенного контента» [54]. Статьи 11 («налог на ссылки») и 13 («обязательная фильтрация») вызвали широкую критику и разногласия в Европе и США из опасений, что директива будет препятствовать выражению мнений в Интернете, требуя от веб-сайтов получения лицензий для ссылок на новостные статьи, а ст. 13 потребует использования технологий анализа контента, который не способен идентифицировать добросовестное использование, например, пародию [55].

Положение о предотвращении размещения в интернете контента террористической направленности. Данное положение в форме Директивы до конца 2020 г. будет разработано и принято в качестве системы блокирования в интернете контента с пропагандой терроризма в течение часа после его обнаружения [56]. Главы МВД ЕС призвали рассмотреть вопрос доступа спецслужб к шифрованию данных, чтобы доказательства террористической деятельности, полученные в цифровой среде, могли рассматриваться

как собранные легально, при этом, не нарушая доверия граждан к цифровым продуктам. Следует отметить, что на крупные платформы может быть возложена особая ответственность, и на них могут распространяться дополнительные правила либо через законодательство, либо путем дополнительного саморегулирования или совместного регулирования.

Таким образом, страны ЕС решают (и весьма успешно, на наш взгляд) ряд экономических проблем европейского сообщества, порожденных информационными технологиями и цифровым пространством взаимодействия, в т.ч. важнейшую проблему цифрового представительства: как государству в пределах своей территории регулировать деятельность транснациональных IT-компаний и взимать с них налоги.

Список литературы:

[1] Брацун Д.А. Сетевая экономика: учеб. пособие. - Пермь, 2013. - С. 87.

[2] Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2020. - № 1. - С. 59 - 63.

[3] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. -2016.

[4] Глотов В.С., Шалатов Д.В. Интернет-технологии и электронная торговля: Экономика, право, программное обеспечение. - 2-е изд. - М., 2007. - С. 12 - 45.

[5] European Commission: «Antitrust: Commission sends statement of objections to Google on Comparison shopping service» (2015). - Mode of access: http://europa.eu/rapid/press-release_ MEMO-15-4781_en.htm

[6] Аушева И.А., Дугиева А.Я., Арчакова Р.Д. и др. Исследование кубового остатка, полученного из нефтей Республики Ингушетии // Технологии нефти и газа. - 2015. - № 4 (99). - С. 23 - 25.

[7] Lipton J. Rethinking cyberlaw: A new vision for internet law. - Cheltenham, 2015. - P. 13.

[8] Lipton J. Rethinking cyberlaw: A new vision for internet law. - P. 135, 160.

[9] McDonagh M., O'Dowd M. Cyber law in Ireland. - Alphen aan den Rijn: Wolters Kluwer, 2015.

[10] Дугиева А.Я., Аушева И.А., Арчакова Р.Д. и др. Современные требования к качеству дизельных топлив и методы его улучшения // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 163 -167.

[11] Елчанинова Е.Б. Проблемы совершенствования законодательства в сфере ограничения доступа к противоправной информации в сети

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

Интернет // Общество: Политика, экономика, право. - Краснодар, 2017. - № 13. - С. 119-121.

[12] Гандалоев Р.Б. Правовая природа понятия «гражданство»: сравнительно-терминологический анализ // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2013. - № 12. - С. 243 - 247.

[13] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. -2016.

[14] Дугиева А.Я., Аушева И.А., Арчакова Р.Д. и др. Современные требования к качеству дизельных топлив и методы его улучшения // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 163 -167.

[15] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: материалы VI Междунар. конф.; Ингушский гос. ун-т. 2018. - Вып. VI.

[16] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц // Государственная служба и кадры. - 2020. - № 3. - С. 54 - 57.

[17] Finnemore M., Hollis D. Op. cit. P. 442-443; Loo R. van. Rise of the digital regulator // Duke law journal. - Durham, 2017. - Vol. 66. No. 6. - P. 1273, 1310-1315, 1318-1320.

[18] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник СГЮА. - 2018.

- № 5 (124). - С. 58 - 61.

[19] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья. - 2019.

- № 4. - С. 44 - 49.

[20] Аушева И.А., Дугиева А.Я., Арчакова Р.Д. и др. Исследование кубового остатка, полученного из нефтей Республики Ингушетии // Технологии нефти и газа. - 2015. - № 4 (99). - С. 23 -25.

[21] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного суда США в историческом развитии // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2019. - № 2. - С. 62 - 64.

[22] Finnemore M., Hollis D. Op. cit. - P. 445446.

[23] В последнем случае М. Финнемор и Б. Холлис приводят пример Г. Дюнана (G. Dunant), инициировавшего создание Международного комитета Красного Креста и предложившего нормы, впоследствии кодифицированные в Женевских конвенциях.

[24] Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2020. - № 1. - С. 59 - 63.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

[25] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам. -Омск, 2011.

[26] Finnemore M., Hollis D. Op. cit. - P. 446448.

[27] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья. - 2019.

- № 4. - С. 44 - 49.

[28] VandenBerg B., Keymolen E. Regulating security on the Internet: Control versus trust // International review of law, computers & technology.

- Routledge, 2017. - Vol. 31. No. 2. - P. 188-205.

[29] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного Суда США в историческом развитии // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2019. - № 2. - С. 62 - 64.

[30] Гандалоев Р.Б. Понятие института гражданского общества // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2014. - № 4. - С. 230 - 232.

[31] Finnemore M., Hollis D. Op. cit. - P. 448449.

[32] Ibid. - P. 449-452.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[33] Саламов А.Х., Мартазанова Р.М., Султы-гова З.Х. Организация самостоятельной работы при изучении биологической химии студентами -будущими спортсменами // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 175 - 177.

[34] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного суда США в историческом развитии // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2019. - № 2. - С. 62 - 64.

[35] Гандалоев Р.Б. Общественно-политическая ситуация в Республике Ингушетия // Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире: сб. науч. тр. участников VI Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. И.В. Ильина. - 2019. - С. 395 -398.

[36] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного Суда США в историческом развитии // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2019. - № 2. - С. 62 - 64.

[37] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам. -Омск, 2011.

[38] Гандалоев Р.Б. Понятие института гражданского общества // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2014. - № 4. - С. 230 - 232.

[39] Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2020. - № 1. - С. 59 - 63.

[40] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного Суда США в историческом развитии // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2019. - № 2. - С. 62 - 64.

[41] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного Суда США в историческом развитии // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2019. - № 2. - С. 62 - 64.

[42] URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32000L0031&fro m=EN

[43] Первоначальная оценка воздействия на аспекты электронной коммерции (см.: URL: https:// ec.europa.eu/info/law/better-regulation

[44] URL: http://www.assembleenationale.fr/ dyn/15/dossiers/lutte_contre_haine_internet

[45] Décision n° 2020-801 DC du 18 juin 2020. Loi visant à lutter contre les contenus haineux sur internet, https://www.conseil-constitutionnel.fr/ decision/2020/2020801DC.htm

[46] URL: https://www.gesetze-iminternet.de/ netzdg/BJNR335210017.html

[47] URL: https://ec.europa.eu/info/law/better-regulation/have-your-say/initiatives/12417-Digital-Services-Act-deepening-the-Internal-Market-and-clarifying-responsibilities-for-digitalservices

[48] Австрия, например, предложила законопроект с механизмами определения лица, которое несет ответственность за опубликование контента. URL: https://www.parlament.gv.at/PAKT/VHG/ XXVI/ME/ME_00134/index.shtml; по-видимому, процесс принятия этого закона продвигается медленно.

[49] Статья 28a AVMSD. URL: https://eur-lex. europa.eu/eli/dir/2018/1808/oj

[50] Статья 17 URL: https://eur-lex.europa.eu/ eli/dir/2019/790/oj

[51] Пакет законов о цифровых услугах: открытые консультации с общественностью, Европейская комиссия. URL: https://ec.europa.eu/ eusurvey/runner/Digital_Services_Act

[52] Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2010/13/ЕС от 10 марта 2010 г. «О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений, действующих в Государствах-членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиа-услуг» // Официальный журнал № L95, 15.4.2010 г., с. 1 - 24.

[53] Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2010/13/EU от 10 марта 2010 года о координации некоторых законодательных, регла-ментарных и административных положений, действующих в государствах - членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиа-услуг / пер. с англ. Ю.М. Литвиновой. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2010.

[54] European Commission Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on copyright in the Digital Single Market (14.09.2016).

[55] O'Brien, Danny. The Crucial Next Few Days in the EU's Copyright Filter and Link Tax Battle (англ.), Electronic Frontier Foundation (29 June 2018) (дата обращения: 23.11.2020).

[56] Агентство ИТАР ТАСС // https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/9997795. 13.11.2020.

Spisok literatury:

[1] Bracun D.A. Setevaya ekonomika: ucheb. posobie. - Perm', 2013. - S. 87.

[2] Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravo-vye osnovy protivodejstviya rasprostraneniyu ide-ologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2020. - № 1. - S. 59 - 63.

[3] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - 2016.

[4] Glotov V.S., Shalatov D.V. Internet-tekh-nologii i elektronnaya torgovlya: Ekonomika, pravo, programmnoe obespechenie. - 2-e izd. - M., 2007. - S. 12 - 45.

[5] European Commission: «Antitrust: Commission sends statement of objections to Google on Comparison shopping service» (2015). - Mode of access: http://europa.eu/rapid/press-release_ MEMO-15-4781_en.htm

[6] Ausheva I.A., Dugieva A.Ya., Archakova R.D. i dr. Issledovanie kubovogo ostatka, poluchen-nogo iz neftej Respubliki Ingushetii // Tekhnologii nefti i gaza. - 2015. - № 4 (99). - S. 23 - 25.

[7] Lipton J. Rethinking cyberlaw: A new vision for internet law. - Cheltenham, 2015. - P. 13.

[8] Lipton J. Rethinking cyberlaw: A new vision for internet law. - P. 135, 160.

[9] McDonagh M., O'Dowd M. Cyber law in Ireland. - Alphen aan den Rijn: Wolters Kluwer, 2015.

[10] Dugieva A.Ya., Ausheva I.A., Archakova R.D. i dr. Sovremennye trebovaniya k kachestvu dizel'nyh topliv i metody ego uluchsheniya // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy region-al'noj nauch.-prakt. konf. - 2014. - S. 163 - 167.

[11] Elchaninova E.B. Problemy sovershenstvo-vaniya zakonodatel'stva v sfere ogranicheniya dos-tupa k protivopravnoj informacii v seti Internet // Obshchestvo: Politika, ekonomika, pravo. - Krasnodar, 2017. - № 13. - S. 119-121.

[12] Gandaloev R.B. Pravovaya priroda ponya-tiya «grazhdanstvo»: sravnitel'no-terminologicheskij analiz // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. -2013. - № 12. - S. 243 - 247.

[13] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - 2016.

[14] Dugieva A.Ya., Ausheva I.A., Archakova R.D. i dr. Sovremennye trebovaniya k kachestvu

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

dizel'nyh topliv i metody ego uluchsheniya // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy region-al'noj nauch.-prakt. konf. - 2014. - S. 163 - 167.

[15] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza: materialy VI Mezhdunar. konf.; Ingushskij gos. un-t. 2018. - Vyp. VI.

[16] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti sto-ron i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. -2020. - № 3. - S. 54 - 57.

[17] Finnemore M., Hollis D. Op. cit. P. 442-443; Loo R. van. Rise of the digital regulator // Duke law journal. - Durham, 2017. - Vol. 66. No. 6. - P. 1273, 1310-1315, 1318-1320.

[18] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik SGYuA. - 2018. - № 5 (124). - S. 58 - 61.

[19] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. - 2019. - № 4. - S. 44 - 49.

[20] Ausheva I.A., Dugieva A.Ya., Archakova R.D. i dr. Issledovanie kubovogo ostatka, poluchen-nogo iz neftej Respubliki Ingushetii // Tekhnologii nefti i gaza. - 2015. - № 4 (99). - S. 23 - 25.

[21] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo suda SShA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2019. - № 2. - S. 62 - 64.

[22] Finnemore M., Hollis D. Op. cit. - P. 445446.

[23] V poslednem sluchae M. Finnemor i B. Hollis privodyat primer G. Dyunana (G. Dunant), inicii-rovavshego sozdanie Mezhdunarodnogo komiteta Krasnogo Kresta i predlozhivshego normy, vposledst-vii kodificirovannye v Zhenevskih konvenciyah.

[24] Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravo-vye osnovy protivodejstviya rasprostraneniyu ide-ologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2020. - № 1. - S. 59 - 63.

[25] Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam. - Omsk, 2011.

[26] Finnemore M., Hollis D. Op. cit. - P. 446448.

[27] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. - 2019. - № 4. - S. 44 - 49.

[28] VandenBerg B., Keymolen E. Regulating security on the Internet: Control versus trust // International review of law, computers & technology. -Routledge, 2017. - Vol. 31. No. 2. - P. 188-205.

[29] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo Suda SShA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2019. - № 2. - S. 62 - 64.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

[30] Gandaloev R.B. Ponyatie instituta grazh-danskogo obshchestva // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2014. - № 4. - S. 230 - 232.

[31] Finnemore M., Hollis D. Op. cit. - P. 448449.

[32] Ibid. - P. 449-452.

[33] Salamov A.H., Martazanova R.M., Sulty-gova Z.H. Organizaciya samostoyatel'noj raboty pri izuchenii biologicheskoj himii studentami - budush-chimi sportsmenami // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. -2014. - S. 175 - 177.

[34] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo suda SShA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2019. - № 2. - S. 62 - 64.

[35] Gandaloev R.B. Obshchestvenno-politich-eskaya situaciya v Respublike Ingushetiya // Aktu-al'nye problemy global'nyh issledovanij: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire: sb. nauch. tr. uchast-nikov VI Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod red. I.V. Il'ina. - 2019. - S. 395 - 398.

[36] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo Suda SShA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2019. - № 2. - S. 62 - 64.

[37] Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam. - Omsk, 2011.

[38] Gandaloev R.B. Ponyatie instituta grazh-danskogo obshchestva // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2014. - № 4. - S. 230 - 232.

[39] Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravo-vye osnovy protivodejstviya rasprostraneniyu ide-ologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2020. - № 1. - S. 59 - 63.

[40] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo Suda SShA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2019. - № 2. - S. 62 - 64.

[41] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo Suda SShA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2019. - № 2. - S. 62 - 64.

[42] URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32000L0031&-from=EN

[43] Pervonachal'naya ocenka vozdejstviya na aspekty elektronnoj kommercii (sm.: URL: https:// ec.europa.eu/info/law/better-regulation

[44] URL: http://www.assembleenationale.fr/ dyn/15/dossiers/lutte_contre_haine_internet

[45] Décision n° 2020-801 DC du 18 juin 2020. Loi visant à lutter contre les contenus haineux sur internet, https://www.conseil-constitutionnel.fr/deci-sion/2020/2020801DC.htm

[46] URL: https://www.gesetze-iminternet.de/ netzdg/BJNR335210017.html

[47] URL: https://ec.europa.eu/info/law/bet-ter-regulation/have-your-say/initiatives/12417-Digi-tal-Services-Act-deepening-the-Internal-Mar-ket-and-clarifying-responsibilities-for-digitalservices

[48] Avstriya, naprimer, predlozhila zakono-proekt s mekhanizmami opredeleniya lica, kotoroe neset otvetstvennost' za opublikovanie kontenta. URL: https://www.parlament.gv.at/PAKT/ VHG/XXVI/ME/ME_00134/index.shtml; po-vidi-momu, process prinyatiya etogo zakona prodvigaet-sya medlenno.

[49] Stat'ya 28a AVMSD. URL: https://eur-lex. europa.eu/eli/dir/2018/1808/oj

[50] Stat'ya 17 URL: https://eur-lex.europa.eu/ eli/dir/2019/790/oj

[51] Paket zakonov o cifrovyh uslugah: otkrytye konsul'tacii s obshchestvennost'yu, Evropejskaya komissiya. URL: https://ec.europa.eu/eusurvey/run-ner/Digital_Services_Act

[52] Direktiva Evropejskogo Parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza 2010/13/ES ot 10

marta 2010 g. «O koordinacii nekotoryh zakonod-atel'nyh, reglamentarnyh i administrativnyh polozhenij, dejstvuyushchih v Gosudarstvah-chlenah ES, otnositel'no okazaniya audiovizual'nyh mediauslug» // Oficial'nyj zhurnal № L95, 15.4.2010 g., s. 1 - 24.

[53] Direktiva Evropejskogo Parlamenta i Soveta ES 2010/13/EU ot 10 marta 2010 goda o koordinacii nekotoryh zakonodatel'nyh, reglamentarnyh i administrativnyh polozhenij, dejstvuyushchih v gosudarstvah - chlenah ES, otnositel'no okazaniya audiovizual'nyh media-uslug / per. s angl. Yu.M. Litvi-novoj. - M.: Aj Pi Er Media, 2010.

[54] European Commission Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on copyright in the Digital Single Market (14.09.2016).

[55] OYBrien, Danny. The Crucial Next Few Days in the EU\'s Copyright Filter and Link Tax Battle (angl.), Electronic Frontier Foundation (29 June 2018) (data obrashcheniya: 23.11.2020).

[56] Agentstvo ITAR TASS // https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/9997795. 13.11.2020.

4

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.