Научная статья на тему 'Международный опыт исламского финансирования'

Международный опыт исламского финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдрахманова

В настоящей статье рассмотрен международный опыт исламского финансирования. В работе дано описание текущего состояния исламского финансового сектора, исследованы истоки зарождения исламской экономики, проведен исторический экскурс создания и развития исламских финансовых организаций Малайзии, Пакистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт исламского финансирования»



С.Ж. АБДРАХМАНОВА,

старший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области бюджетного, финансового, налогового и таможенного права Института законодательства РК, магистр права

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИСЛАМСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аяты 275, 276, 278 Суры 2 Корана: «275. Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили:

«Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. ... 276. Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников. 278. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы,

если только вы являетесь верующим».

На сегодняшний день на многочисленных форумах, конференциях и иных мероприятиях очень часто звучат на первый взгляд экзотические и религиозные для несведущего человека термины «исламское финансирование», «исламский банкинг», «исламский бизнес».

Казахстанским законодателем предпринимаются осторожные шаги по внедрению и применению исламского финансирования в финансовом секторе законодательства. Так, был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования». Однако все же много вопросов теоретического характера остаются нераскрытыми и не ясными, их грамотное понимание возможно путем обращения к опыту стран успешно и быть может не совсем применяющих исламские финансовые инструменты.

Конечно же, изначально корень всего заложен в принципах и нормах религии, которую исповедуют около 1,8 миллиарда человек, поэтому реализация исламского финансирования находит живой отклик, прежде всего, в среде мусульман, но постепенно религия занимает второстепенное место, и в первооснову исламского финансирования закладываются ценности, близкие по духу многим людям независимо от их принадлежности к той или иной религии.

В 2010 году активы финансовых организаций, которые занимаются исламскими финансами,

превысят отметку в триллион долларов. По данным Исламского банка Азии, базирующегося в Сингапуре, активы 500 крупнейших исламских банков в 2010 году увеличатся более чем на 180 миллиардов долларов. В целом капитал этих банков, однако, будет составлять менее процента от всех банковских активов мира. В 2009 году активы исламских банков составляли 822 миллиарда долларов, а в 2008 - 639 миллиардов долларов [1].

Такие явления как «исламское финансирование», «исламский банкинг», «исламское банковское дело» являются производными от понятия «исламская экономика», особенности и концептуальные положения которого распространяются и на исламское финансирование.

Бурное развитие исламского финансового сектора произошло не на основе интеллектуального вакуума. Необходимость функционирования денежно-финансовой сферы в соответствии с принципами ислама явилась причиной появления многочисленной литературы, подкрепляющей существование исламской экономики. Несколько исследовательских центров основаны для продвижения исламской экономики, среди них Международный центр исследования исламской экономики в Джидде (Саудовская Аравия), Международная ассоциация исламской экономики в Лей-стере (Великобритания), Международный исламский университет в Куала-Лумпуре (Малайзия).

Начала исламской экономики положены в работах пакистанского мыслителя Саид Абул-Ал Маудуди (1903-1979). В своих многочисленных работах он настаивал на восприятии ислама не

только как наборе ритуальных правил, но о его влиянии на такие сферы человеческой жизни как образование, медицина, искусство, право и экономика. Обосновывая данное утверждение, он заложил основы нескольких дисциплин, в том числе и исламской экономики. Для Саид Абул-Ал Маудуди «исламская экономика» являлась некоторым механизмом для достижения нескольких целей: свести к минимуму отношения с немусульманами, укрепить коллективное чувство мусульманской идентичности, использовать специфические особенности ислама в новых сферах человеческой активности и, наконец, проводить модернизацию с применением западной технологии, но без навязывания ее, и с учетом специфики Востока (modernize without Westernizing).

Саид Абул-Ал Маудуди настаивал на необходимости регулирования поведения рынка нормами классических источников ислама [2]. Также плодотворный вклад в становление исламской экономики внесен египтянином Саид Кутубом (1906-1966) и иракским ученым Мухамад Бакир Ал-Садром (1931-1980).

На пути применения исламских финансовых инструментов имеются и противники. Из нынешних современников можно отметить Тимура Ку-рана, считающего, что исламская экономика не начинала функционировать при Мухаммаде, а является «придуманной традицией», которая появилась в Индии в 1940-х годах. Понятие «экономическая дисциплина», «которую определенно и сознательно можно считать исламской, представляет собой нечто очень новое». Даже самые образованные мусульмане сто лет тому назад были бы ошеломлены, услышав термин «исламская экономика». Куран отвергает всю концепцию исламской экономики. «Нет никакого именно исламского метода создания корабля, защиты той или иной территории, вылечивания пострадавших от эпидемии, или предсказания погоды», почему же деньги должны быть исключением? Он приходит к заключению, что значимость так называемой исламской экономики связана не с экономикой, а с особенностями ее деятельности и с религией. Эта деятельность «способствовала распространению устаревших идей по всему исламскому миру. Она также стимулировала создание обстановки, благоприятной для распространения исламистской воинственности» [3].

В статье хотелось бы затронуть некоторые моменты функционирования исламских финансовых институтов в Малайзии и Пакистане. Выбор данных стран не случаен и совершен по следую-

щим обстоятельствам. Малайзия является наиболее крупным рынком с участием исламских финансов, государство же Пакистан, в отличие от либерально настроенной Малайзии, придерживается предельно консервативных взглядов в функционировании исламской финансовой системы. Подобный контраст видения исламских финансов позволит почерпнуть положительные и отрицательные стороны.

Малайзия

Идея исламизации финансового сектора страны нашла поддержку и развитие ввиду того, что Малайзию преимущественно населяют люди, придерживающиеся ислама. Прослеживая процесс исламизации экономики Малайзии, следует выделить следующие произошедшие значимые события.

В 1963 году в Малайзии была создана Сберегательная корпорация для мусульманских паломников (Muslim Pilgrims Savings Corporation). В настоящее время компания переименовалась в «Пилгримз Менеджмент энд Фанд Борд» и функционирует как финансовая компания, которая вкладывает сбережения будущих паломников в соответствии с шариатом. Малайзия при создании исламской финансовой концепции применила систематический подход к созданию исламского банковского механизма. Так, только после получения положительного заключения комитета, исследовавшего возможные последствия внедрения исламского банковского дела, в 1983 году в Малайзии учреждается Банк исламского типа «Банк Ислам Малайзия Берхад» [4].

В 1993 году вводится беспроцентная банковская схема (исламская банковская схема), касающаяся продуктов и услуг, отчетности финансовых институтов. В 90-е годы учреждается межбанковский денежный рынок, вводится типовая форма отчетности по исламским операциям обычных банков, создается Национальный шариатский консультативный совет, интерпретирующий исламские нормы применительно к банковскому и страховому делу.

В октябре 1999 года открылся второй полномасштабный банк «Банк Муамалат Малайзия Берхад». Помимо банков в Малайзии действуют исламские инвестиционные фонды и исламские страховые компании. В стране функционирует 21 исламский банк (18 местных и 3 иностранных) и иные финансовые институты.

На сегодняшний день в Малайзии функционирует двуединая банковская система, в кото-

рой действуют исламские и обычные финансовые институты. Параграф 27 главы 1 части 6 Закона о центральном банке Малайзии (Central Bank of Malaysia Act 2009) устанавливает, что финансовая система страны состоит из традиционной финансовой системы и исламской (Перевод - автора).

Основным документом, устанавливающим правовые основы функционирования банков в Малайзии, является впервые принятый в мире специализированный Закон об исламской банковской деятельности от 10 марта 1983 года (Laws of Malaysia Act 276 Islamic Banking Act 1983).

Согласно Закону, исламским банком признается компания, занимающаяся исламским бизнесом и имеющая действующую лицензию, в свою очередь, исламским банковским бизнесом признается банковский бизнес, чьи цели и операции не содержат элементов, не одобряемых в религии ислама. Помимо наличия лицензии закон требует создания шариатского консультативного совета.

Далее Закон о центральном банке определяет понятие «исламское финансовое дело (islamic financial business)» как любое финансовое дело, связанное с обращением ринггита (национальная валюта Малайзии) и иной валюты с соблюдением законов Центрального банка и в соответствии с шариатом. Исламские финансовые институты - финансовые институты, осуществляющие исламское финансовое дело (Перевод - автора).

При Центральном банке Малайзии (Central Bank of Malaysia) и Комиссии по ценным бумагам Малайзии (Securities Commission Malaysia) также предусмотрено создание шариатских советов.

Глава 1 части 7 Закона о центральном банке определяет порядок создания и функционирования Шариатского консультативного совета при Центральном банке Малайзии.

В Законе о центральном банке следует отметить важное положение о приоритете решений Шариатского консультативного совета Центрального банка в сравнении с решениями шариатского органа или комитета финансовых учреждений при различии решений шариатских советов (параграф 58).

В целях обеспечения участия в шариатском совете компетентных лиц, и, соответственно, принятия справедливых решений, Комиссией по ценным бумагам Малайзии принята Директива регистрации шариатских советов (Registration of sharian advisers guidelines). Директива определя-

ет процедуру регистрации, продления регистрации, прекращения регистрации шариатских советов. Директивой предусмотрены критерии регистрации шариатских советов и предъявляются требования применительно к квалификации, опыту работы, судимости шариатских советников.

В Куала-Лумпуре с 2003 года размещена международная организация Совет по исламским финансовым услугам (Islamic Financial Services Board), которая поддерживает и повышает надежность и устойчивость индустрии исламских финансов услуг путем установления глобальных пруденциальных стандартов и руководящих принципов для индустрии, включающей банкинг, рынки капитала и страхования. IFSB также проводит исследования и координирует инициативы по вопросам, связанным с индустрией, а также организует круглые столы, семинары и конференции для регуляторов и заинтересованных представителей индустрии.

Активен в своей деятельности Малазийский международный исламский финансовый центр, в котором происходит большая часть выпусков исламских облигаций (сукук). По итогам 3 квартала 2007 года здесь было эмитировано облигаций на 20,1 млрд. долл., или 54% от общего мирового объема в 37,3 млрд. долл.

В будущем Малайзия имеет очень амбициозные намерения превратиться в региональный финансовый центр.

Пакистан

Пакистан — шестая самая густонаселенная страна в мире и имеет второе по величине мусульманское население в мире после Индонезии, является одним из трех государств мира, наряду с Ираном и Суданом, чья банковская система функционирует в полном соответствии с нормами и принципами исламских финансов.

Начало процесса исламизации Пакистана приходится на середину 70-х годов. Исламизация Пакистана связана со стремлением президента Пакистана Зия уль-Хака (1977-1988) заручиться поддержкой ближневосточных традиционалистских режимов и должна была способствовать усилению влияния ислама на массы.

Исламизация в Пакистане проводилась эво-люционно посредством применения декретов и указов властей.

Теоретические основы процесса исламизации разрабатывались Советом исламской идеологии.

Одной из сфер, подвергнутой исламизации, явилась экономическая сторона жизни страны,

включающая введение налогов закят (налог в пользу нуждающихся мусульман) и ушр (налог или сбор в размере 1/10 - десятина, налог с продуктов земледелия и торговая пошлина) в соответствии с Ордонансом «О закяте и ушре», а также переход к отмене банковского процента (риба).

Летом 1980 года правительство Зия уль-Хака ввело исламскую систему беспроцентного кредитования крестьян из фондов кооперативных банков. Позже в новую систему были включены и коммерческие банки. Кооперативные банки предоставляют кредиты на приобретение оборотных фондов в сумме до 6 тыс. рупий владельцам хозяйств менее 12,5 акра, коммерческие же банки финансировали торговые операции, оборотный капитал в сельском хозяйстве и сельском промышленном предпринимательстве в сумме 6-12 тыс. рупий.

Зия уль-Хак предполагал, что переход на беспроцентное кредитование финансово-кредитной системы осуществится в три года, однако его введение потребовало намного больше времени.

В 1985 году Зия уль-Хук объявил о переходе к последующим этапам исламизации банковского дела и других финансовых учреждений.

С января 1985 года начинается второй этап исламизации экономики.

С 1 января 1985 года все займы и кредиты банков (кроме иностранных) страны начали предоставляться правительству, государственным компаниям, а также публичным и частным акционерным обществам без взимания ссудного процента, а с 1 апреля 1985 года все банки и другие финансовые организации прекратили прием вкладов под проценты и перешли на их прием на условиях риска. Банки возмещали свои затраты на управление (оплата персонала, амортизация и т.д.).

В своем выступлении 14 июня 1984г. министр финансов Пакистана призвал устранить рибу к 1 июля 1985 года. Государственный банк Пакистана, выполняющий в стране функции Центрального банка, издал директиву (за период с июня 1984 года по июль 1985 года Госбанк выпустил 23 циркуляра, касавшихся ликвидации рибы), согласно которой действовавшим в стране банкам предписывалось перестать использовать в своей деятельности процентные операции к указанной министром дате. Банкам были рекомендованы 12 типов операций. Условно данные операции делятся на 3 категории: займы (кард хасан), финансирование торговых операций (мурабаха, иджара и

др.) и инвестиционное финансирование (мушара-ка, покупка мудараба-сертификатов, акций и др.).

1 июля 1985 года все финансовые организации (включая банки) перестали принимать вклады под проценты, заменив их механизмом муда-раба. С этой же даты беспроцентное кредитование стало распространяться и на сельскохозяйственную сферу. Однако в августе того же 1985 года банкам вернули право инвестировать свои непроцентные пассивы в процентные ценные бумаги правительства. В 1988 году был опубликован Ордонанс «О шариате». Во исполнение положений данного закона была учреждена Постоянная Комиссия по исламизации экономики, назначаемая президентом, и проработавшая всего около 8 месяцев.

В 1991 году, в соответствии с новым Законом «О введении шариата», была учреждена Комиссия по исламизации экономики. Одной из функций комиссии было наблюдение за процессом ликвидации рибы в максимально короткие сроки и предоставление рекомендаций правительству по этому вопросу. Кроме того, перед комиссией стояла задача проанализировать все финансовое законодательство Пакистана на предмет его соответствия шариату. Прежние финансовые процентные обязательства страны сохранялись вплоть до окончательного решения проблемы ликвидации рибы [5].

В 1990 году Федеральному шариатскому суду были даны полномочия рассматривать финансовые законы на предмет их соответствия шариату. В решении от 14 ноября 1991 года суд признал 23 закона и подзаконных акта не соответствующими шариату и объявил их отмену с 1 июля 1992 года. Против решения Федерального шариатского суда в Апелляционную палату по шариатским делам при Верховном суде были поданы апелляции. 23 декабря 1999 года Верховный суд Пакистана поддержал решение Федерального шариатского суда. Это было историческое событие. Восемь финансовых законов были признаны законами, несоответствующими шариату: они должны были утратить силу с 31 марта 2000 года. На этот раз именно Верховный суд, а не Совет исламской идеологии выступил в качестве ключевого органа, отвечающего за ликвидацию рибы. Суд призвал правительство обратить внимание не только на банковский сектор, но и проводить политику исла-мизации экономики на рынке ценных бумаг, а также в бюджетных отношениях на уровне государства. Суд рекомендовал принять целый ряд

нормативно-правовых актов и создать специализированные структуры, призванные осуществлять исламизацию экономики. Параллельно шла работа различных временных комитетов и комиссий при министерствах. Так, временным комитетом при Министерстве законодательства и юстиции был подготовлен целый ряд законопроектов, среди которых - проект Ордонанса «О запрете рибы».

Однако решение Верховного суда Пакистана по иску «Юнайтед Бэнк Лимитед» о превышении полномочий судом своих полномочий по рибе, которым прежние решения от 23 декабря 1999 года и от 14 ноября 1991 года были отменены, свело все попытки правительства Пакистана по запрету применения рибы к безрезультативным итогам.

Среди причин, повлекших за собой неудачу в создании беспроцентной экономической системы в Пакистане, Ренат Беккин выделяет следующие:

1) непонимание и неприятие реформы большинством населения. Из всех слоев населения исламизация банковского сектора оказалась наиболее выгодна крупным финансистам. В 1980 году Махмуд Ахмад в статье «Замена процента» писал, что рекомендованные меры по замене процента могут обеспечить кредитами ограниченную и узкую прослойку заемщиков, и, взятые все вместе, эти меры не смогут обслужить потребности в кредитовании современного общества;

2) отсутствие правовой базы для проведения реформ. Решение об исламизации спускалось сверху в виде инструкций и распоряжений президента или других чиновников и редко принимало форму закона, что не обеспечивало принятие необходимого для реформ законодательства;

3) коррупция. Еще в самом начале реформ составители доклада о мерах по замене банковского процента предупреждали о том, что новая финансовая система открывает пути для злоупотреблений (первоочередная выдача кредитов влиятельным лицам, утаивание прибылей, предъявление фиктивных убытков и задержек в погашении долгов и др.). Эти негативные прогнозы оправдались;

4) институциональные провалы. Несмотря на создание различного рода административных структур, приемлемая институциональная альтернатива традиционной системе процентных вкладов так и не была создана;

5) непродуманное распределение компетенции между структурами, отвечавшими за проведение реформы. Полномочия по вопросам исламизации

экономики предоставлялись: Совету исламской идеологии, Федеральному шариатскому суду и др., а Государственный банк лишь следовал их рекомендациям;

6) дефицит квалифицированных кадров (богословам не хватало экономических знаний, а экономистам и юристам - знаний тонкостей шариата);

8) отсутствие связи и взаимодействия между исламскими финансовыми структурами [6].

Однако неудача реформы по исламизации экономики не означает, что в Пакистане полностью потерян интерес к исламским финансовым структурам. В сентябре 2002 года начал работу первый в стране полностью исламский банк - «Мизан Бэнк». В 2003 году была учреждена первая в стране исламская страховая компания «Ферст Такафул Иншурэнс Компани Лимитед». Также в Пакистане успешно действуют муда-раба-компании, рассматриваемые в качестве небанковских финансовых институтов, регулируемых Ордонансом «О мудараба-компаниях, об их учреждении и контроле за их деятельностью» от 26 июня 1980 года.

Пакистан и Малайзия являются примерами сосуществования нескольких правовых систем. Малайзия, как бывшая британская колония, опирается на английское общее право и нормы права справедливости, а также статуты общего применения. Однако наряду с этим используются и иные правовые системы при регулировании личного статуса отдельных групп населения - малайцев, индусов, китайцев (соответственно, мусульманское, индусское право, традиционные конфуцианские нормы) [7]. В Малайзии основным источником права является законодательство. Правовая система Пакистана также носит смешанный характер (большинство отраслей права основано на английском общем праве), однако основным источником законодательства являются положения мусульманского права. При этом Малайзия в отличие от преимущественно мусульманской страны Пакистан демонстрирует большие успехи в результатах деятельности исламских финансовых институтов.

Проведенное исследование функционирования исламских финансовых институтов в Малайзии, Пакистане, позволяет прийти к выводу, что эффективность их деятельности не находится в прямой зависимости от того, принадлежит ли та или иная страна к религиозной правовой системе, придерживается ли потенциальный клиент норм ислама, является ли данная страна мусульманской либо немусульманской.

И поэтому возможность внедрения в финансовое законодательство государства и дальнейшее эффективное использование исламских финансовых инструментов находятся в прямой

связи от нахождения точек соприкосновения во взаимодействии различных правовых систем и последующего принятия адекватного законодательства.

Использованная литература

1. http://www.lenta.ru/news/2010/06/14/trillionl/

2. http://press.princeton.edu/chapters/s7731 .pdf

3. http://www.danielpipes.org/4973/islamic-economics-what-does-it-mean

4. Журавлев А.Ю. Ежегодник Центра публично-правовых исследований (Том 2). - AHO ЦППИ, 2007. - 237 с.

5. http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23229#ftn1

6. http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23229

7. http://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/malaziy.html

Осы мацалада исламдыц царжыландырудыц халъщаралъщ тэжгрибесг царастырылган. Жумыста исламдыц царжылыц сектордыц агымдагы жай-куш сипатталган, исламдыц эко-номиканыц пайда болу бастаулары зерттелген, Малайзия мен Пакистанныц исламдыц царжылыц уйымдарын цуру мен дамытуга тарихи саяхат журггзыген.

В настоящей статье рассмотрен международный опыт исламского финансирования. В работе дано описание текущего состояния исламского финансового сектора, исследованы истоки зарождения исламской экономики, проведен исторический экскурс создания и развития исламских финансовых организаций Малайзии, Пакистана.

In the present article the international experience of Islamic financing is considered. In work the description of a current condition of Islamic financial sector is given, sources of origin of Islamic economy are investigated, historical digression of creation and development of the Islamic financial organizations of Malaysia, Pakistan is spent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.