Научная статья на тему 'Международный опыт государственных закупок в развитых странах'

Международный опыт государственных закупок в развитых странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1036
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (ОБЩЕСТВЕННЫЕ) ЗАКУПКИ / STATE (PUBLIC) PROCUREMENT / ТЕНДЕР / TENDER / РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / DEVELOPED COUNTRIES / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ОТБОР / QUALIFICATION / СТРАТЕГИЯ ЗАКУПОК / PROCUREMENT STRATEGY / РАСХОДЫ НА ИННОВАЦИИ / THE COST OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Юлия Валерьевна

В статье отражены основные особенности системы государственных (общественных) закупок Японии, США, Евросоюза. Отмечены особенности применения в развитых странах инструментов квалификационного отбора поставщиков, стратегии закупок, государственных расходов на инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антонова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт государственных закупок в развитых странах»

3. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ОПЕК. Режим доступа: http://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/ASB2 015.pdf.

4. [Электронный ресурс]: Интернет-портал «NefteGaz.ru». Режим доступа: http://neftegaz.ru/news/view/137773-Ekvador-zhdet-vizita-I.Sechina.

5. [Электронный ресурс]: Интернет-портал «NefteGaz.ru». Режим доступа: http://neftegaz.ru/news/view/125607-23-iyulya-2014-g-v-Kolumbii-proydet-auktsion-po-neftyanym-mestorozhdeniyam.

6. [Электронный ресурс]: Интернет-портал «NefteGaz.ru»: Режим доступа: http://neftegaz.ru/news/view/146540-Nakanune-vyborov-v-Bolivii-E.Morales-povedal-ob-otkrytii-3-mestorozhdeniy-gaza-Boyui,-Ipaguazu-i-Boicobo.

7. [Электронный ресурс]: Интернет-портал «Независимая Газета»: Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_energiya/2015 -02-10/7_peru.html.

8. [Электронный ресурс]: Интернет-портал «Energy Base»: Режим доступа: http://energybase.ru/news/electric_power/aleksandr_novak_provel_peregovory_ob_yene rgeticheskom_sotrudnichestve_s_delegaci-2014-05-26.

9. [Электронный ресурс]: Интернет-портал «Energy Base»: Режим доступа: http://energybase.ru/news/companies/quotsilovye_mashinyquot_osuwestvyat_kapitalnyj _remont_gidroagregata_kolumbijskoj-2015-04-08.

International experience of public procurement in developed countries Antonova Yu. (Russian Federation) Международный опыт государственных закупок в развитых странах Антонова Ю. В. (Российская Федерация)

Антонова Юлия Валерьевна /Antonova Yulia - студент магистратуры, кафедра управления в сфере закупок Минвостокразвития России, факультет менеджмента, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье отражены основные особенности системы государственных (общественных) закупок Японии, США, Евросоюза. Отмечены особенности применения в развитых странах инструментов квалификационного отбора поставщиков, стратегии закупок, государственных расходов на инновации. Abstract: the article describes the main features of the system state (public) procurement Japan, the United States, the European Union. The features used in developed countries, instruments, qualification of suppliers, procurement strategy, public spending on innovation.

Ключевые слова: государственные (общественные) закупки, тендер, развитые страны, квалификационный отбор, стратегия закупок, расходы на инновации. Keywords: state (public) procurement, tender, developed countries, qualification, procurement strategy, the cost of innovation.

В силу небольшого объема в статье представлены основные особенности системы государственных (общественных) закупок лишь некоторых стран: Японии, США, государств Евросоюза.

Японский рынок публичных закупок наиболее интересен в силу продолжения ряда внушительных тендеров, связанных с проведением в Токио летней Олимпиады 2020. В Японии основное большинство государственных закупок проводятся посредством открытых конкурсных процедур с участием квалифицированных поставщиков.

Заявка на квалификацию может производиться вне зависимости от государства поставщика. Японская дочерняя компания иностранной фирмы подает заявку на квалификацию от имени головной компании, предоставив доверенность. В случае государственных закупок в период декабря-февраля каждое предприятие публикует в официальном бюллетене «Kanpo» требования по необходимой квалификации с учетом: категорий товаров (услуг), подлежащих закупке, документов для квалификации, порядка предоставления документов, способов оповещения и продолжительности действия квалификации. Как правило, форма заявки на получение (повышение) квалификации для участия в открытых и селективных тендерных процедурах включает: справку о зарегистрированных сделках, удостоверение или другие документы-эквиваленты таких сертификатов; исторические показатели компании; финансовую отчетность; справку об уплате налогов и др. аналогичные документы [6].

Вместе с этим, торги по госзаказам в Японии имеют ряд достоинств:

- государственные учреждения часто платят выше рыночной цены на товары и услуги;

- есть огромное количество публичных объявлений о тендерах каждый год (более 1,35 млн в 2014 году);

- существует низкий риск неплатежей со стороны государственных органов;

- это может быть хорошим пиаром для компании, включая преимущества квалификационного отбора;

- в большинстве конкурсов не делают различий между большими и малыми компаниями, существуют равные условия;

- используются только три процедуры: открытых торгов (для всех квалифицированных участников), селективных торгов (только небольшое число поставщиков может участвовать в таких торгах исходя из характера и цели договора), ограниченных торгов с одной тендерной процедурой (для единственного поставщика при соблюдении закона) [5].

В закупочной сфере США стоит обратить внимание на Меморандум 2012 «Улучшение приобретения за счет стратегического выбора источников» (Офиса госзаказа США) [4], которым обозначены принципы закупочной работы, обязательные для всех органов публичной власти:

1) обозначение стратегической ресурсной ответственности должностных лиц (SSAOs) по финансовым актам учреждений (Strategic Sourcing Accountable Officials (SSAOs) by CFO Act Agencies );

2) создание межведомственного Совета стратегического лидерства (Strategic Sourcing Leadership Council, SSLC), координирующих взаимодействие с офисом госзаказа (GWACs), которые обязаны: выявлять ряд продуктов (услуг) с оценкой возможности экономии, с отслеживанием прогресса; определять учреждения, которые должны служить «исполнительными агентами», чтобы возглавить развитие каждого нового решения при участии агентств-экспертов; предлагать механизмы сбережения и пр. ;

3) установление общих правил повышения прозрачности, проведения маркетинговых исследований и переговоров и пр.;

4) использования стратегического сорсинга с оценкой стоимости контракта, доставки, требований к производительности, товарного подхода к управлению; с установлением дифференцированных цен; с методами управления товаром на постоянной основе и пр.;

5) увеличения возможностей для СМП (среднего и малого бизнеса) - главного приоритета для администраций.

Следует отметить, что из всей номенклатуры производимых в США, странах Евросоюза товаров и услуг, важнейшей задачей является создание общественных благ с использованием механизма государственного заказа и оценкой экономии [1].

При этом целесообразно указать интересную статистику А. Петреллы, согласно которой, во всех развитых стран ежегодно увеличивается инновационная составляющая государственных расходов (см. рис).

25--

22.5-

20

17.5

15

12.5 <

10-|

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 1. Динамика государственных расходов на инновации за рубежом [2]

Внушительные требования к инновационности инструментов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) отражены в основных международных стандартах публичных закупок стран Евросоюза. Так, закупочные принципы ЕББР (Европейского банка реконструкции и развития [7]) определяют основные инструменты системы европейских закупок, которые могут эффективно применяться в России:

- подсистема софинансирования (поступления средств на проект из разных бюджетов), используемая согласно п. 3.17 Принципов ЕББР в целях увеличения притока инвестиций в бюджетную сферу организаций, действующих в рамках ГЧП в целях территориально-экономического и социального развития [3], с учетом установленных принципов и правил в сфере закупок, а также системы постоянного контроля и аудита;

- подсистема добросовестных (потенциальных) подрядчиков, используемая согласно п. 3.8 Принципов ЕББР в целях упрощения поиска наиболее оптимального контрагента и создания совместного предприятия или консорциума;

- механизм текущего контроля, который применяется в порядке п. 3.35 Принципов ЕББР в целях реализации важнейшей обязанности по исполнению подрядного договора на стадиях закупок и управления подрядами и включает проверку соответствия конкурсным документам, заявкам и обязательным требованиям национального законодательства и т. д.

Таким образом, можно говорить, что в развитых зарубежных странах:

- с учетом региональных особенностей применяются инструменты квалификации участников закупок (Япония) и система стратегического управления закупками (США);

- наблюдается высокая доля бюджетных затрат на создание общественных благ (во всех развитых странах);

- прослеживается четкая динамика роста расходов на инновационное развитие (во всех развитых странах);

- принципиальные направления регулирования публичных закупок Евросоюза определяются нормами ЕББР, которые включают приоритетное развитие: механизмов государственно-частного партнерства; инструментов концессионного взаимодействия; обязательного участия местного сообщества в закупках по муниципальным вопросам; системы общественного и независимого контроля за проведением закупок; преференции ГЧП в целях территориально-экономического и социального развития; развитие подсистемы добросовестных (потенциальных) подрядчиков и т. д.

Литература

1. Афанасьева Н. В., Сальникова Н. В. Государственный заказ в качестве механизма регулирования экономики // Журнал правовых и экономических исследований, 2011. № 4. С. 11-17.

2. Andrea Petrella. Fostering innovation through public procurement: rationale, implementation and best practices in Italy and Europe. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bancaditalia.it/pubblicazioni/altri-atti-convegni/2014-innovazione-italia/Petrella.pdf/ (дата обращения: 12.07.2016).

3. Hammami M. Determinants of Public Partnerships in Infrastructure / M. Hammami, J. F. Ruhashyankiko, E. B. Yehoue // IMF Paper, 1999. June.

4. Improving Acquisition through Strategic Sourcing. December 5, 2012. M-13-02. [Электронный ресурс] URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/omb/mem oranda/2013/m-13-02_0.pdf/ (дата обращения: 12.07.2016).

5. Public Procurement in Japan: An outline. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eubusinessinjapan.eu/issues/entry-strategy/government-procurement/public-procurement-in-japan-outlines/ (дата обращения: 12.07.2016).

6. Suggestions for Accessing the Government Procurement Market of Japan 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/files/000037391.pdf (дата обращения: 12.07.2016).

7. World Bank. 2010. Guidelines: procurement under IBRD loans and IDA credits. Washington, DC: World Bank Group. [Электронный ресурс]: URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/2010/05/24313289/guidelines-procurement-under-ibrd-loans-ida-credits/ (дата обращения: 12.07.2016).

Studies of income differentiation in modern Russia Koltsov D. (Russian Federation) Исследование уровня дифференциации доходов населения в современной России Кольцов Д. В. (Российская Федерация)

Кольцов Денис Владимирович /Koltsov Denis - студент, экономический факультет, кафедра экономической теории и мировой экономики, Воронежский государственный университет г. Воронеж

Аннотация: анализ и изучение видов, структуры, динамики доходов населения, их формирование, а также анализ проблемы дифференциации доходов в нашей стране, путей её решения.

Abstract: the analysis and study of species, structure, dynamics ofpopulation incomes, their formation, as well as analysis of the problem income inequality in our country, the ways of its solution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.