международный опыт государственной финансовой
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
INTERNATIONAL EXPERIENCE OF STATE FINANCIAL SUPPORT OF
SMALL BUSINESSES
St
УДК 336.027
Павлова Тамара Сергеевна, магистрант 2 курс, экономический факультет ГОУ «ПГУ им. Т.Г. Шевченко», ПМР, г. Тирасполь
Pavlova Tamara Sergheevna, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается поддержка малого бизнеса, как в развитых, так и в развивающихся странах. Государственная поддержка малого предпринимательства обеспечивается посредством осуществления ряда мер органами государственной власти всех уровней. Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых стран. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Автор исследует применимость этих мер в Приднестровье.
1993
Annotation
The article is dedicated to support for small business. Both in developed and developing countries, support for small business is provided through the implementation of a number of measures by public authorities at all levels. Small business plays an extremely important role in the economic and social life of developed countries. In world practice, state encouragement of small business in the interests of society and the state is considered the norm. At the same time, the task of the state is not simply to transfer financial, technical and other resources to small enterprises, and not to support them at any cost, but to create legal and economic conditions for their survival, the ability to grow and self-develop. The author examines the applicability of these measures in Pridnestrovie.
Ключевые слова: международный опыт, государственная поддержка, малый бизнес, финансовая поддержка, налоговые льготы, государственная программа.
Keywords: international experience, government support, small business, financial support, tax incentives, government program.
Малый бизнес способен быстро реагировать на изменения экономической конъюнктуры благодаря узкой специализации и относительно простой организации производства. Это демонстрирует важность мелкого производства в процессе экономического развития.
В современной международной экономике государственная поддержка малого бизнеса является нормой, которая работает на благо как общества, так и государства. Основными задачами, стоящими перед правительством, являются создание новых рабочих мест, обеспечение дополнительной занятости населения, рост производства и, соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Постоянно происходящие изменения в социально-экономической сфере крупнейших развитых странах мира, таких как Великобритания, Франция,
1994
Германия, США, Япония и других, имеют много схожих черт наряду с определенными отличиями. Жизнь и развитие крупных городов тесно связаны с деятельностью малых и средних предприятий как крупнейшей и наиболее развитой предпринимательской формы, охватывающей до 60-70% экономически активного городского населения. Накопленный опыт развития и поддержки малого бизнеса в этих странах может быть в определенной степени использован в Приднестровье, которое имеет большой потенциал для экономического развития, особенно для формирования сектора малого предпринимательства.
Все государства Евросоюза поддерживают малые и средние предприятия различными способами, чтобы получить доступ к своим источникам финансирования. Некоторые страны в первую очередь ориентированы на предоставление кредитных гарантий. Тем не менее, большинство стран создали специальные резервы для помощи малым предприятиям, предоставляя субсидии или финансовые льготы для инвестиций, льготных кредитов и субсидий
В Германии основным принципом, лежащим в основе национальной системы поддержки малого и среднего бизнеса, является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. По этой причине в Германии были разработаны специальные инструменты и специальные программы.
1) Структурно-политические меры, принятые федеральным правительством Германии. Это делается для обеспечения здоровой конкуренции между субъектами малого и среднего бизнеса на рынке. Основным инструментом в этом случае является картельное право, законодательно принятое в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (антимонопольный комитет), во-первых, тщательно отслеживает слияние крупных компаний, во-вторых, содействует сотрудничеству малых и средних предприятий и устраняет ненужные запреты.
1995
2) Обеспечение равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. действует особое Положение, регулирующее обязательное участие мелких и средних поставщиков в распределении государственных заказов. Если права малых предприятий нарушаются, они могут прибегнуть к специальным органам для предотвращения этого
3) Снижение ставок налога и налоговые льготы. Этот инструмент, активно используется в Германии и осуществляется тремя основными видами:
а) специальные нормы амортизационных отчислений;
б) создание резервов, необлагаемых налогом на прибыль;
в) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми органами.
НДС не взимается, например, с экспорта и давальческой обработки
предметов, предназначенных для экспорта, с поставок в рамках ЕС, с предоставления кредита, передачи в аренду и аренды земель, с оборотов в медицинской и социальной сферах.
4) Финансовая поддержка. Примером являются кредиты, предоставляемые федеральным правительством с относительно низкими процентными ставками и льготными условиями погашения. Своевременное погашение гарантировано, потому что выдаются через банк, который предоставляет услугу, а не напрямую малому бизнесу.
5) Поддержка в сфере инноваций. Организационная форма такой поддержки различна. Инновационный центр с индустриальными парками, научными парками, возможностью арендовать участок, доступом к информационным банкам, консультациям и капиталу. Также были приняты меры для сотрудничества малого предпринимательства и научных учреждений с целью создания необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, содействия передаче технологий и оказания помощи ученым в обучении.
1996
Что касается Великобритании, то то ключевым преимуществом стимулирования развития малого бизнеса в этой стране является бюджетная политика правительства.
Общие меры включают установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций, отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость только после оплаты счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд.
Помимо бюджетных мер, малым и средним предприятиям предоставляется льготы при оплате местных налогов на имущество, чтобы помогает отчасти решить проблемы ликвидности.
В Великобритании министерствами разработаны четыре категории программ поддержки малого бизнеса:
1. Консалтинговая программа для новых и существующих компаний. Для этого были созданы специальные организации, такие как Агентство по развитию малого бизнеса и Уэльсу, для разработки и реализации программ регионального развития. Совместно с Конфедерацией британской промышленности они предложили спонсорскую программу для малого бизнеса в форме консультаций по управлению маркетингом.
2. Программы финансовой помощи. Они включают следующие программы: «Схема грантов»; «Агентство помощи предприятиям местного значения», представляющее ассоциацию примерно 200 независимых филиалов, предоставляющих финансовую поддержку малым предприятиям на местном уровне; «Схема содействия в создании предприятий», которая оказывает финансовую помощь безработным, желающим начать собственное дело; «Гарантирование кредитов» - программа рассчитана на три года и предусматривает выплату страховых премий от имени успешных предпринимателей. Специальные программы предоставляют финансовую поддержку молодым людям в создании или расширении бизнеса, обучении
1997
предпринимателей в области малого предпринимательства и поддержке местных органов власти в создании и развитии малого бизнеса в городах.
3. Региональные программы помощи мелким фирмам, действующим в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии. По программе «Служба совершенствования бизнеса» стоимостью 40 млн. ф. ст. в этих регионах разрабатывается рыночная стратегия для таких фирм: более 50% ассигнований расходуется на маркетинговые исследования, остальное - на профессиональную подготовку работников малого бизнеса. Европейский региональный фонд развития, который поддерживает малые предприятия в слаборазвитых секторах путем содействия созданию новых рабочих мест, также участвует в региональных программах.
4. Программы, поощряющие экспортную деятельность мелких фирм, осуществляются в больше мере специальным органом, который называется «Бюро британской заморской торговли». Кроме того, Правительство Великобритании разработало ряд программ под общим названием «Предпринимательские инициативы» для стимулирования деятельности малых и средних предприятий и повышения их конкурентоспособности.
Одна из таких программ предусматривает проведение ежегодного конкурса среди мелких фирм (до 50 занятых), направленный на лучшую разработку коммерческих стратегий в области высокотехнологичных продуктов. Конкурсантам предоставляются субсидии в размере 75% их расходов (не должны превышать 50 тыс. ф.ст.).
Различные типы договорных соглашений между крупным и малым бизнесом приобретают все большее значение. Одним из примеров является франчайзинговый бум, когда крупные корпорации дают мелким предпринимателям возможность использовать своё имя и товарный знак, а также поставляет необходимое оборудование и транспортные средства. Действуя на принципах франчайзинга и выплачивая часть выручки,
1998
составляющую обычно 2-10% оборота, мелкий предприниматель получает финансовую и техническую поддержку от крупных компаний.
Особый интерес для государственной поддержки Соединенного Королевства заключается в получении лицензии через муниципалитет, предоставлении льготного кредита для начала собственного бизнеса и выплате стипендий студентам, изучающим предпринимательство за рубежом.
Существующая система поддержки развития малого и среднего бизнеса в США действует уже более 70 лет. Основным координирующим государственным органом является Администрация по делам малого бизнеса, созданная Конгрессом США в 1953 г. Этот орган имеет свои представительства в каждом регионе и городе и гарантирует реализацию национальной политики в поддержку малого бизнеса в рамках многочисленных программ в сотрудничестве с правительственными учреждениями и рынками. АМБ реализует различные кредитные программы через коммерческие банки и другие кредитные учреждения, предоставляет гарантии от 75 до 80 % по кредитам, получаемым субъектами малого бизнеса в кредитных учреждениях на условиях Администрации.
В США реализуется также кредитная программа LowDoc. Требуется минимальное количество документов для обработки и может занять до 150 000 долларов. Заявитель заполняет форму заявки в объеме всего одного листа с одной стороны, а кредитующий банк - с обратной стороны, и направляет в АМБ, где в течение 36 часов (3 рабочих дней) принимают решение, в 95 % оно положительное.
Стоит отметить, что федеральные власти уделяют особое внимание стимулированию развития инновационных малых предприятий как путем распределения субсидий, так и путем подписания контрактов на разработку новых продуктов и технологий. Кроме того, в сфере оказания помощи ритейлерам в демпинге работников сети США запрещено строительство сетевых магазинов в городах с населением менее 40 000 человек.
1999
Что касается Японии, то в этой стране реализуются субсидии и ссуды -прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, работающим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (коммерческие банки готовы кредитовать малый бизнес в связи с введением налоговых льгот).
Также предоставляются долгосрочные (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из государственного бюджета и местного бюджетов. Безвозмездная финансовая помощь выделяется только на научно-технические программы. Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50 % затрат, на создание центров повышения технического уровня малых фирм, консультирование, повышение квалификации работников. Государство также предусматривает расходы на диагностику состояния малого бизнеса.
Для стимулирования модернизации производства создается лизинговый фонд для сдачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или для предоставления долгосрочных кредитов в рассрочку по стоимости оборудования под низкие процентные ставки. Размер, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка кредита определяются государством.
У Индии также есть интересный опыт, где рыночные отношения еще не полностью определены, государство действует в основном как координатор и организатор, а не как владелец компании.
В Индии государственная политика по поддержке и развитию малого предпринимательства проводится на двух уровнях:
1) Микроуровень. Целью этой политики являются непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им предоставляют консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в обучении работников;
2000
2) Макроуровень. Главная задача состоит в организации и защите государством среды развития, что в конечном итоге создает долгосрочные стимулы для экономического роста, включая мелкое производство.
В Приднестровье принимаются следующие меры в качестве государственной поддержки малого бизнеса:
1) Определение понятия субъекта малого предпринимательства, видов и форм государственной поддержки, а также регулирование этой категории отношений с государственными и местными органами власти путем принятия соответствующего законодательства.
2) Создание новой системы налогообложения, которая позволяет индивидуальным предпринимателям в полной мере реализовать свое право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица путем установления специальных налоговых режимов и различных преференций для каждой категории бизнеса.
3) Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства через специальные фонды. Таким образом, деятельность Фонда государственного резерва направлена на льготное кредитование малого и среднего бизнеса в рамках государственной поддержки и развития этой сферы бизнеса. На основании документов, предоставленных заемщиком, кредитная организация проводит первичный отбор и банковскую экспертно-аналитическую обработку бизнес-проектов для оценки вероятности выдачи кредита, а затем направляет заявку и пакет документов на получение кредитных ресурсов в Фонд государственного резерва. Фонд государственного резерва изучает содержание этих документов и в случае положительного решения выделяет банку на договорной основе ресурсы для заключения с субъектом малого предпринимательства кредитного договора на условиях, предусмотренных нормативными документами Правительства ПМР.
За последние 5 лет в ПМР наблюдается снижение количества организаций всех форм собственности в Приднестровье в основном из-за
2001
стремительного сокращения предприятий частной формы собственности, которая занимает наибольшую долю организациях республики.
Количество субъектов малого предпринимательства также уменьшаются. По статистическим данным, на конец 2019 года в отраслях экономики ПМР официально осуществляли различную деятельность 4 559 субъекта малого предпринимательства. (см. таблицу 1).
Таблица 1
Количество субъектов малого предпринимательства ПМР по отраслям,
единиц
Отрасль 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Промышленность 568 561 491 540 548 545
Сельское хозяйство 367 368 375 373 381 389
Транспорт 100 118 107 113 125 134
Строительство 359 357 292 314 318 311
Торговля и общепит 2 294 2 282 2 134 2 184 2 163 2 143
Операции с недвижимым имуществом 247 270 219 276 296 293
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 166 162 137 139 145 140
Жилищно- коммунальное хозяйство 83 87 88 90 88 54
2002
Здравоохранение и социальное обеспечение 47 47 37 48 61 65
Физкультура, отдых и туризм 66 62 62 67 66 68
Всего 4 762 4 771 4 334 4 566 4 624 4 559
Таким образом, за период с 2014 года по 2019 год число предпринимателей, зарегистрированных в форме юридического лица, сократилось с 4 762 до 4 559, то есть на 203 единиц или 4,26 %.
Тем не менее отмечается рост количества субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве, транспорте, здравоохранении и социальном обеспечение и физкультуре, отдыхе и туризму.
Торговля и общепит остается наиболее привлекательной сферой малого бизнеса, в которой в 2019 году сосредоточено 47,01% (+0,23 п.п. к уровню 2018 года) от общего количества субъектов.
Доля субъектов малого и среднего бизнеса в формировании республиканского бюджета составляет около 10 %, что говорит о необходимости применения дополнительных мер для стимулирования развития и роста малого предпринимательства.
Анализ деятельности предприятий позволяет сделать вывод о том, что существуют определенные ограничения, которые требуют усиления роли государственных органов и создания усовершенствованных механизмов в сфере государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, поддержка малого предпринимательства как в развитых, так и в развивающихся странах проводится путем реализации разнообразных мер государственными органами на всех уровнях. Прежде всего, это разработка, лоббирование и принятие законодательства, которое предусматривает налоги и другие льготы.
2003
Литература
1. Закон ПМР «О Фонде государственного резерва Приднестровской Молдавской Республики» от 04 ноября 2004 года № 487-3-III [Электронный ресурс]. URL: http://www. vspmr.org/ (дата обращения: 11.06.2021).
2. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О льготном кредитовании субъектов малого предпринимательства» от 25 июля 2011 года № 130-3-V [Электронный ресурс]. URL: http://www. vspmr.org/ (дата обращения: 11.06.2021).
3. Закон ПМР «О развитии и государственной поддержке малого предпринимательства» от 24 июля 2017 года № 236-3M-VI [Электронный ресурс]. URL: http://www. vspmr.org/ (дата обращения: 11.06.2021).
4. Гончаренко Л.П., Акулина Ф.В. Экономическая безопасность: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2017. - 478 с.
5. Зеленин Н.В., Юрко Е.С. Особенности обеспечения экономической безопасности субъектов малого предпринимательства в ПМР // Вестник Приднестровского университета / Приднестровский гос. ун-т. -Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2017 Сер.: Физико-математические и технические науки: № 3(57), 2017. - С. 204-211.
6. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики -2019: Статистический сборник / Государственная служба статистики ПМР. - Тирасполь, 2020.
Literature
1. Law of the PMR «On the State Reserve Fund of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika» dated November 04, 2004 No. 487-З-Ш [Electronic resource]. URL: http: // www.vspmr.org/
2. Law of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika «On concessional lending to small businesses» dated July 25, 2011 No. 130-З-V [Electronic resource]. URL: http: // www.vspmr.org/
2004
3. Law of the PMR «On the development and state support of small business» dated July 24, 2017 No. 236-3H-VI [Electronic resource]. URL: http: // www. vspmr.org/
4. Goncharenko L. P., Akulina F. V. Economic security: a textbook for universities. - M .: Yurayt, 2017 . - 478 p.
5. Zelenin N.V., Yurko E.S. Features of ensuring the economic security of small businesses in the PMR // Bulletin of the Pridnestrovian University / Pridnestrovskiy state. un-t. - Tiraspol: Publishing house of Transnistria. un-ta, 2017 Ser .: Physico-mathematical and technical sciences: No. 3 (57), 2017. -pp. 204-211.
6. Statistical Yearbook of the PMR - 2019: Statistical Book / State Statistics Service of the PMR. - Tiraspol, 2020.
2005