Научная статья на тему 'Малый бизнес Приднестровской Молдавской Республики: проблемный аспект'

Малый бизнес Приднестровской Молдавской Республики: проблемный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1485
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛОГО БИЗНЕСА ПМР / РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / SMALL BUSINESS / PROBLEM OF DEVELOPMENT / SURVEY AMONG THE REPRESENTATIVES OF SMALL BUSINESS IN THE TMR / RESULTS OF THE SURVEY AMONG ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козьма Елена Сергеевна

В статье рассмотрены основные проблемы устойчивого и последовательного развития малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике на основе опроса, респондентами которого выступили руководители малых предприятий и частные предприниматели региона. Актуальность темы исследования заключается в том, что малый бизнес является крайне важной частью экономики любой страны, в том числе Приднестровья. У предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей есть ряд преимуществ перед предприятиями крупного и среднего бизнеса, однако существуют и сложности, с которыми сталкиваются руководители малых предприятий и частные предприниматели. Для исследования проблем устойчивого развития малого предпринимательства Приднестровской Молдавской Республики была разработана анкета и проведен опрос среди руководителей и работников предприятий малого бизнеса г. Рыбница. Методика исследования включает в себя разработку анкеты, состоящей из перечня интересующих исследователя вопросов, связанных с проблематикой исследования, а также очное индивидуальное анкетирование респондентов. Среди вопросов, предложенных выбранной аудитории, выделены: вводные (возраст, пол, число лет на рынке предприятия и др.), основные (проблемы развития малого бизнеса и пути их решения, достаточность государственных мер поддержки малого бизнеса, на взгляд респондентов), заключительные (оценка предпринимательского климата в стране и перспективы его улучшения). В результате проведенного опроса были выявлены общие проблемы и конкретные сложности, с которыми сталкивается малый бизнес ПМР в своей деятельности, а также направления их устранения или минимизации, по мнению представителей малого бизнеса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small Business of the Transnistrian Moldavian Republic: Problematic Aspect

The article deals with the major problems of sustainable and consistent development of small business in the Transnistrian Moldavian Republic (TMR). It is based on the results of a survey among the heads of small businesses and private entrepreneurs of the region. The subject of the research is topical because small business is an extremely important part of the economy of any country and the TMR is no exception. Small businesses and sole proprietorships possess a number of advantages over medium and large businesses though heads of small businesses and sole proprietors face certain difficulties. In order to study the problems of small business sustainable development there was drafted a questionnaire and a survey was conducted among the heads and employees of small businesses in the town of Rybnitsa. The methodology of the study includes the drafting of a questionnaire to cover a number of issues related to the subject of survey and surveying respondents individually and in person. The questions offered to the respondents were categorized as follows: introduction (age, gender, how long has the business operated in the market, etc.), body (problems of small business and ways of solving them, sufficiency of state measures of small business support from the respondents’ viewpoint), conclusion (assessment of business climate in the country and prospects of its improvement). As the result of the survey there were identified common problems and particular difficulties the small business of the TMR face, and also the directions of their elimination or minimization according to the representatives of small business opinion.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес Приднестровской Молдавской Республики: проблемный аспект»

опыт совершенствования

73

DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-5-73-84 УДК 338.1(045) JEL D83

Малый бизнес Приднестровской Молдавской Республики: проблемный аспект

Е. С. козьма,

ПГУ им. Т. Г. Шевченко, Рыбница, Приднестровская Молдавская Республика https://orcid.org/0000-0002-4677-3223

аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы устойчивого и последовательного развития малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике на основе опроса, респондентами которого выступили руководители малых предприятий и частные предприниматели региона. Актуальность темы исследования заключается в том, что малый бизнес является крайне важной частью экономики любой страны, в том числе Приднестровья. У предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей есть ряд преимуществ перед предприятиями крупного и среднего бизнеса, однако существуют и сложности, с которыми сталкиваются руководители малых предприятий и частные предприниматели. Для исследования проблем устойчивого развития малого предпринимательства Приднестровской Молдавской Республики была разработана анкета и проведен опрос среди руководителей и работников предприятий малого бизнеса г. Рыбница. Методика исследования включает в себя разработку анкеты, состоящей из перечня интересующих исследователя вопросов, связанных с проблематикой исследования, а также очное индивидуальное анкетирование респондентов. Среди вопросов, предложенных выбранной аудитории, выделены: вводные (возраст, пол, число лет на рынке предприятия и др.), основные (проблемы развития малого бизнеса и пути их решения, достаточность государственных мер поддержки малого бизнеса, на взгляд респондентов), заключительные (оценка предпринимательского климата в стране и перспективы его улучшения). В результате проведенного опроса были выявлены общие проблемы и конкретные сложности, с которыми сталкивается малый бизнес ПМР в своей деятельности, а также направления их устранения или минимизации, по мнению представителей малого бизнеса региона.

Ключевые слова: малый бизнес; проблемы развития; анкетирование представителей малого бизнеса ПМР; результаты опроса предпринимателей

Для цитирования: Козьма Е. С. Малый бизнес Приднестровской Молдавской Республики: проблемный аспект. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(5):73-84. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-5-73-84

small Business of the Transnistrian Moldavian Republic: Problematic Aspect

E. s. Kozma,

The Transnistrian State University named after T. G. Shevchenko, Rybnitsa, ТMR https://orcid.org/0000-0002-4677-3223

(CC)]

abstract

The article deals with the major problems of sustainable and consistent development of small business in the Transnistrian Moldavian Republic (TMR). It is based on the results of a survey among the heads of small businesses and private entrepreneurs of the region. The subject of the research is topical because small business is an extremely important part of the economy of any country and the TMR is no exception. Small businesses and sole proprietorships possess a number of advantages over medium and large businesses though heads of small businesses and sole proprietors face certain difficulties. In order to study the problems of small business sustainable development there was drafted a questionnaire and a survey was conducted among the heads and employees of small businesses in the town of Rybnitsa. The methodology of the study includes the drafting of a

74

опыт СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

questionnaire to cover a number of issues related to the subject of survey and surveying respondents individually and in person. The questions offered to the respondents were categorized as follows: introduction (age, gender, how long has the business operated in the market, etc.), body (problems of small business and ways of solving them, sufficiency of state measures of small business support from the respondents' viewpoint), conclusion (assessment of business climate in the country and prospects of its improvement). As the result of the survey there were identified common problems and particular difficulties the small business of the TMR face, and also the directions of their elimination or minimization according to the representatives of small business opinion. Keywords: small business; problem of development; survey among the representatives of small business in the TMR; results of the survey among entrepreneurs

For citation: Kozma E. S. Small business of the Transnistrian Moldavian Republic: Problematic aspect. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing. 2018;5(5): XX-XX. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-5-XX-XX

ПРЕДМЕТ

Малое предпринимательство является основой стабильности рыночной экономики. Преимущества малого бизнеса состоят в его высокой мобильности, в предоставлении большего числа рабочих мест по сравнению с крупным бизнесом и его автоматизацией, а также в формировании так называемого среднего класса; независимость действий; возможность более гибких и оперативных решений; адаптация к особенностям местных условий; сильные симпатии к малому бизнесу; более низкие операционные расходы; шансы на быстрый материальный успех; совмещение нескольких профессий; преимущества на специфическом или персональном рынке; сохранение предпринимательского духа1. В странах с развитым сектором малого бизнеса наблюдаются тенденции более быстрого роста [1].

Несмотря на преимущества, имеется и ряд проблем, с которыми сталкивается малый бизнес в процессе своего становления и развития. Часть из них возникает на этапе государственной регистрации [2]. Другие связаны с низким эффективным спросом населения [3], нехваткой денежных средств [4], трудностями накопления первоначального капитала [5], низкой предпринимательской грамотностью населения [6], недостаточной информированностью граждан [7], высоким налоговым бременем2, нехваткой финансирования малого бизнеса со стороны бан-

1 Прохоровский В. С., Чайникова Л. Н. Финансы малых предприятий. Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та; 2003. 96 с.

2 Хлюпова А. А., Епифанова А. Д. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения. Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 08.06.2018).

ков3, отсутствием единой правовой базы в стране4, отсутствием четкого, детально продуманного плана 5. Есть проблемы, связанные с реализацией продукции, прежде всего в части работы с крупным бизнесом, и участия в государственных и муниципальных закупках [8]; проблемы из-за низкого уровня развития делового климата, препятствующего реализации предпринимательских инициатив, наличием административных барьеров [9], сложностями процесса получения заемного капитала [10]; негативным влиянием со стороны криминальных структур [11], постоянным надзором со стороны государственных контролирующих органов [12].

Для малого предпринимательства характерна высокая зависимость от внешней среды: в процессе осуществления своей деятельности бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Эти факторы можно разделить на три группы: общие (общеэкономического характера), территориальные (связанные с региональными особенностями ведения бизнеса) и частные (преимущественно организационного характера).

Что же конкретно мешает малому предпринимательству в Приднестровской Молдавской Республике нормально и последовательно развиваться?

3 Пастухова А. И. Проблемы малого бизнеса в России. Экономика и менеджмент шновационньк технологий. 2014;2(3). URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4134 (дата обращения: 07.06.2018).

4 Горфинкель В. Я., Швандера В. А. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана; 2009. 461 с.

5 Рекута Е. А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса России в условиях кризиса. Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(8). URL: https://nauchforum.ru/ archive/MNF_interdisciplinarity/7(8).pdf (дата обращения: 08.06.2018).

Рис. 1 / Fig. 1. возраст респондентов / age of respondents

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

методы

Для исследования проблем и ограничений малого бизнеса в ПМР было организовано статистическое исследование на основе анкетирования субъектов малого предпринимательства, работающих как по патенту, так и с организацией юридического лица. Было распространено 50 анкет, из которых вернулось 46. В числе респондентов — как частные предприниматели, так и руководители малых предприятий в форме обществ с ограниченной ответственностью.

Цель исследования — оценить «настроения малого бизнеса».

Задачи исследования:

1. По перечисленным ниже параметрам исследовать субъективную оценку бизнесменов:

• профиль бизнеса (возраст, пол, сфера деятельности, источники финансирования, число работников предприятия, число лет на рынке, система налогообложения);

• финансовое положение компании и планы на будущее;

• факторы, препятствующие и помогающие развитию малого бизнеса в ПМР;

• бизнес-ожидания предпринимателей.

2. На основе полученных данных дать общую оценку «настроению малого бизнеса» в ПМР.

Целевая аудитория — индивидуальные предприниматели и руководители малых предприятий (как правило, в форме обществ с ограниченной ответственностью). Метод опроса — анкетирование. Выборка и география: количество анкет — 46;

география — Рыбницкий район, Приднестровская Молдавская Республика.

результаты

Как видно из рис. 1, возраст большинства респондентов составляет от 31 года до пенсионного возраста.

Как видно из рис. 2, пол большинства респондентов — женский.

На рис. 3 показана сфера деятельности респондентов, где большая половина (56%) заняты в торговле как наименее рисковом способе вложения капитала. Такое распределение видов деятельности является неблагоприятным для экономики ПМР, поскольку, несмотря на положительную роль торговли в исследовании конъюнктуры рынка, продвижении товаров от производителя к потребителю, ориентация малого бизнеса на торговлю приводит к зависимости от внешнего рынка, иностранной валюты и снижению экономической безопасности страны в целом. Кроме того, Приднестровье — маленькая страна, и практически весь малый бизнес торгует ввезенными товарами из Украины и Молдовы, при этом товары местного производства производители стараются продвигать самостоятельно с целью ценовой конкуренции.

На рис. 4 видно распределение респондентов по числу работников предприятия. Большинство из предприятий (76%) состоят из 1-5 работников. Как правило, это индивидуальные предприниматели. Остальные 24% — это предприятия в форме ООО.

На рис. 5 видно, что наибольшее число предприятий (37%) работает на рынке более 10 лет.

WWW.ACCOUNTING.ELPUB.RU

Пол респондентов

Рис. 2 / Fig. 2. Пол респондентов / Gender of respondents

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Сфера бизнеса респондентов

Рис. 3/Fig. 3. Сфера деятельности респондентов / sphere of activity of respondents

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Число работников предприятия респондентов, чел.

16-50 2%

Рис. 4/Fig. 4. Распределение респондентов по числу работников / Distribution of respondents

by number of employees

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Рис. 5/Fig. 5. Распределение респондентов по числу лет на рынке / Distribution of respondents by number of years on the market

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Система налогообложения предприятия респондентов

иная

2%

общая

17%

патент

81%

Рис. 6 /Fig. 6. Распределение респондентов по системе налогообложения / Distribution of respondents by type of taxation

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Только 9% респондентов на рынке 1-2 года. Таким образом, можно сделать вывод об объективности полученных данных от людей, проработавших в малом бизнесе не один год.

Рисунок 6 подтверждает сделанный ранее вывод о том, что большинство респондентов работает по предпринимательскому патенту как наиболее удобной формой регистрации. Значимым является тот факт, что никто из ответивших не работает по упрощенной системе налогообложения (УСН), которая позиционируется как способ упрощения ведения бухгалтерского учета для малых предприятий. Следовательно, государству необходимо исследовать причины данного явления и пересмотреть данную форму ведения учета.

Рисунок 7 отражает распределение респондентов по источникам финансирования. Большинство предприятий (67%) работает на собственных источниках финансирования. Как правило, это

индивидуальные предприниматели, которым нецелесообразно привлекать для использования кредиты банков.

Рисунок 8 показывает, что 100% респондентов считают недостаточным уровень государственной поддержки малого бизнеса.

Рисунок 9 показывает распределение респондентов по состоянию бизнеса. Большинство из них (63%) считает, что средств хватает для поддержания бизнеса, но не для развития. Остальные 37% считают, что средств недостаточно.

Рисунок 10 показывает мнение респондентов об изменении состояния бизнеса. Большинство из них (63%) считает, что состояние бизнеса в 2016 г. по сравнению с 2015 ухудшилось (43% — существенно, 20% — незначительно). 33% опрошенных считают, что состояние бизнеса не изменилось, и только 4% заметили некоторые улучшения в делах.

Рис. 7/Fig. 7. Распределение респондентов по источникам финансирования / Distribution of respondents by source of funding

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Уровень государственной поддержки малого бизнеса

Рис. 8 / Fig. 8. Мнение респондентов об уровне поддержки малого бизнеса государством / opinion of respondents on the level of support for small businesses by the government

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Рис. 9/Fig. 9. Мнение респондентов о состоянии дел / the respondents' opinion of the state of their business

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Рис. 10/Fig. 10. Мнение респондентов об изменении состояния своего бизнеса в текущем периоде / opinion of respondents on the changes in their business in the current period

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Как изменилось состояние вашего бизнеса в 2016 г. по сравнению с 2015 г.

незначительно улучшилось 4%

Рисунок 11 демонстрирует планы респондентов на ближайшее время. 26% опрошенных считают необходимым увеличить объемы продаж, 22% планируют расширить ассортимент, 17% хотят увеличить число сотрудников, 13% планируют закрыть бизнес, 11% — увеличить зарплату сотрудникам, 10% — ничего не менять, 1% — сменить вид деятельности. Планы респондентов несколько противоречат их мнению о состоянии собственного бизнеса, при ухудшении состояния дел логично было бы ничего не менять. Однако предприниматели предпочитают другой подход: планируют расширение ассортимента и увеличение объемов продаж с целью выхода из кризисной ситуации (в 2016 г. на валютном рынке ПМР образовалась нехватка валюты, вследствие чего предприниматели не смогли закупить ожидаемых объемов товара за рубежом, и произошло закономерное снижение объемов продаж).

Как видно из рис. 12, предприниматели считают наиболее эффективными следующие меры государственной поддержки малого бизнеса:

• снижение налогов (27%);

• устранение административных барьеров (22%);

• льготные условия аренды помещений и земли (15%);

• льготное кредитование (13%);

• юридическая поддержка (11%);

• информационная поддержка (5%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• компенсация ставок по коммерческим кредитам (4%);

• создание ассоциации предпринимателей Приднестровья (3%).

Снижение налогов, в соответствии с «эффектом Лаффера», обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы, кроме того, в начале 2017 г. в законодательство ПМР были внесены соответствующие поправки, и стоимость индивидуального предпринимательского патента была снижена на 50% (для сферы производства и услуг) и на 30% (для сферы торговли). Таким образом, в 2017 г. следует ожидать некоторого увеличения налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей. Кроме того, государству следует обратить внимание на налоговую нагрузку малых предприятий в целях ее оптимизации, так как она довольно высока.

На рис. 13 отражены ожидания респондентов в отношении малого бизнеса. Большая их часть (65%) считает, что ситуация сложится неблагоприятно, четверть (26%) считает, что неблагоприятно.

Рисунок 14 показывает факторы, препятствующие развитию малого бизнеса в ПМР. На первом месте (по 12%) — административные барьеры и налоги, на втором (по 11%) — сложности в получении государственной помощи и поддержки, недостаточность государственных программ поддержки и недостаток финансовых ресурсов,

80

опыт СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ничего не менять 10%

сменить вид деятельности 1%

Ваши планы на ближайшее время

. расширить ассортимент 22%

Рис. 11 / Fig. 11. Планы респондентов на ближайшее время / Plans of respondents for the near future

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Наиболее эффективные меры государственной поддержки малого

бизнеса

юридическая поддержка 11%

информационная поддержка 5%

создание ассоциации предпринимателей Приднестровья 3%

компенсация

ставки по коммерческим кредитам 4%

снижение налогов 27%

Рис. 12 / Fig. 12. Мнение респондентов о наиболее эффективных мерах государственной поддержки малого бизнеса / Opinion of respondents on the most effective measures of state support for small business

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Рис. 13 /Fig. 13. Мнение респондентов о ситуации в малом бизнесе / Opinion of respondents on the situation with small business

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

сложности в получении государственной помощи 11%

сложности в получении

Факторы, препятствующие развитию малого бизнеса в ПМР

недостаточно государственных

программ поддержки малого (

бизнеса / пр°верки

11% I I

налоги 12%

кредитов 5%

несовершенство нормативной базы 6%

сложности получения государственной поддержки 11%

недостаток знаний правовых основ деятельности 3%

Рис. 14/ Fig. 14. Мнение респондентов о факторах, препятствующих развитию малого бизнеса в ПМР / Opinion of respondents on factors hindering the development of small business in Transnistria

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Рис. 15/ Fig. 15. Мнение респондентов об условиях ведения малого бизнеса в ПМР / opinion of respondents on the conditions for the development of small business in Transnistria

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

остальные проблемы связаны с проверками (10%), отсутствием информации (8%), несовершенством нормативной базы (6%), сложностями в получении кредитов (5%), а также недостатком знаний правовых основ деятельности (3%).

В заключение мы попросили респондентов оценить условия для ведения малого бизнеса в ПМР по 10-балльной шкале (рис. 15). Оценки «0» не предполагалось, однако 15% респондентов ответили именно так. Большинство опрошенных оценили условия на «3» балла (28%) и «2» балла (20%). В «5» баллов и выше оценили условия всего 20% опрошенных.

Описанные проблемы могут привести к снижению числа зарегистрированных малых предприятий, что и происходит в течение 2015-2017 гг. Разумеется, государство от этого не только не будет иметь никакой выгоды, но и потерпит большие убытки, поскольку уровень налоговых поступлений от малых и средних предприятий имеет значительный вес в государственной казне. Поэтому одной из важнейших задач государства является улучшение системы налогообложения с учетом существующих условий, которая будет создавать предпосылки для развития малого предпринимательства. Причем важно, чтобы совершенствование налогообложения было основано на оптимальном сочетании интересов государства и субъектов малого бизнеса. Только так внесенные изменения будут эффективными, смогут способствовать развитию и росту предпри-

нимательства, а также усиливать его социальную значимость [13].

Одним из перспективных направлений развития малого бизнеса региона, нуждающееся в государственной поддержке, является социальное предпринимательство. Перспективные направления — это досуговые развивающие центры для детей, экологическая переработка отходов, частные медицинские центры, а также пансионаты для пожилых людей [14]. Новые горизонты сейчас открываются и для сельскохозяйственных проектов [15].

Кроме того, необходимо на государственном уровне разработать стратегию развития малого бизнеса Приднестровья, целью которой является повышение роли малого предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды региона [16] по примеру развитых стран мира. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках [17].

Понимание тенденций и перспектив развития сектора малого предпринимательства имеет важное значение при формировании стратегического потенциала региона [18].

список источников

1. Любушин Н. П., Ионова Е. С. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях. Экономический анализ: теория и практика. 2013;(32):2-13.

2. Логинова А. Г., Юричева Е. Ю. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства современной России. Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016;(3):71-74.

3. Осенний А., Сухоруких И. Проблемы малого бизнеса в России. Мировое и национальное хозяйство. Издание МГИМО МИД России. 2016;3(38):1-25.

4. Кожура Н. А., Кузнецова Е. Л. Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ. Концепт. 2017;(13):13-18.

5. Красникова А. С., Галкин Д. П., Элазян А. А. Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии). Молодой ученый. 2014;(20):15-17.

6. Кошелева Т. Н., Ачба Л. В. Структурные закономерности и финансовые ограничения развития субъектов малого предпринимательства. Экономика и управление. 2016;9(131):24-28.

7. Крылова М. В. Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США. Российское предпринимательство. 2014;21(267):41-46.

8. Агеева О. А., Девянина А. В. Особенности развития малого бизнеса в России на современном этапе. Вестник Государственного университета управления. 2017;(6):60-66.

9. Зозуля В. Г., Семенова В. Н. Проблемы фискального регулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России. Транспортное дело России. 2017;(3):25-27.

10. Крылов А. П. Проблемы развития малого предпринимательства в России. Проблемы экономики и менеджмента. 2014;(6):29-31.

11. Саломатина М. Н. Современное состояние сектора малого и среднего предпринимательства в России. Российское предпринимательство. 2015;(8):12-15.

12. Гайтерова А. В., Селезнева Ю. А. Проблемы развития малого бизнеса в России. Научное сообщество студентов XXIстолетия. Экономические науки. Сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2016;11(48):79-86. URL: https://sibac.info/archive/economy/11(48).pdf (дата обращения: 15.06.2018).

13. Кривошеев С. В. Основные направления развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса. Актуальные вопросы экономики и управления. Мат. V Междунар. науч. конф. (Москва, июнь 2017 г.). 2017:123-127. URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12595/ (дата обращения: 15.06.2018).

14. Кармацких Ю. В. Основные направления развития малого и среднего предпринимательства. Научно-исследовательские публикации. 2015;(9):37-43.

15. Торее В. Б., Вороновская O. E. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства. Экономическая наука современной России. 2002;(3):73-78.

16. Цикалюк С. Малый бизнес большие риски. Малое предприятие. 2003;(6):18-19.

17. Жанказиева З. Н., Гешева М. В. Перспективы и тенденции развития малого бизнеса в России. Фундаментальные исследования. 2015;12(2):376-379.

18. Волгина О. А., Шуман Г. И., Карпова Д. К. Малое предпринимательство Приморья: экономические аспекты. Фундаментальные исследования. 2015;12(2):356-361.

REFERENCES

1. Lyubushin N. P., Ionova E. S. Analysis of the development of small business under modern conditions. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice. 2013;(32):2-13. (In Russ.).

2. Loginova A. G., Yuricheva E. Yu. Topical problems of small and medium business in modern Russia. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki = Bulletin of Mariel State University. Series "Agricultural Science. Economics". 2016;(3):71-74. (In Russ.).

3. Osennij A., Suhorukih I. Problems of small business in Russia. Mirovoe i natsional'noe khozyaistvo = International and domestic economy. Published by MGIMO University. 2016;3(38):21-25. (In Russ.).

84

Е.С. Козьма

4. Kozhura N. A., Kuznecova E. L. Major problems of small business development in Russia. Kontsept = Concept. 2017;(13):13-18.

5. Krasnikova A. S., Galkin D. P., Ehlazyan A. A. Support of small and medium business in Russia and Europe (on the example of France and Germany). Molodoi uchenyi = Young Scientist. 2014;(20):15-17. (In Russ.).

6. Kosheleva T. N., Achba L. V. Structural patterns and financial limitations of small businesses development. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2016;9(131): 24-28. (In Russ.).

7. Krylova M. V. Peculiarities of the system of supporting small and medium business in the USA. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Entrepreneurship in Russia. 2014;21(267):41-46. (In Russ.).

8. Ageeva O. A., Devyanina A. V. Peculiarities of the modern development of small business in Russia. Vestnik Gosudarstvennogo Universiteta Upravleniya = Bulletin on the State University of Management. 2017;(6):60-66. (In Russ.).

9. Zozulya V. G., Semenova V. N. Problems of fiscal regulation of small and medium businesses development in Russia. Transportnoe delo Rossii = Transportation in Russia. 2017;(3):25-27. (In Russ.).

10. Krylov A. P. Problems of small business development in Russia. Problemy ekonomiki i menedzhmenta = Problems of Economy and Management. 2014;(6):29-31. (In Russ.).

11. Salomatina M. N. Modern condition of small and medium business sector in Russia. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Entrepreneurship in Russia. 2015;(8):12-15. (In Russ.).

12. Gajterova A. V., Selezneva Y. A. Problems of small business development in Russia. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya = Scientific Society of Students of the XXI Century. Economics. Proceedings of the XLVIII Int. Student Sc. and Pr. Conf. 2016;11(48):79-86. URL: https://sibac.info/ archive/economy/11(48).pdf (accessed 15.06.2018). (In Russ.).

13. Krivosheev S. V. Main directions of small business development under economic crisis conditions. Aktual'nye voprosy ekonomiki i upravleniya = Topical Issues of Economics and Management.proceedings of the VInt. Sc. Conf. (Moscow, June 2017). 2017:123-127. URL: https://moluch.ru/conf/econ/ archive/222/12595/ (accessed 15.06.2018). (In Russ.).

14. Karmackih Yu. V. Main directions of small and medium business development. Nauchno-issledovatel'skie publikatsii = Scientific and Research Publications. 2015;(9):37-43. (In Russ.).

15. Toree V. B., Voronovskaya O. E. Effectiveness of the small business support program. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economic Science in Modern Russia. 2002;(3):73-78. (In Russ.).

16. Cikalyuk S. Small business — High Risk. Maloe predpriyatie = Small Business. 2003;(6):18-19. (In Russ.).

17. Zhankazieva Z. N., Gesheva M. V. Prospects and trends of small business development in Russia. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research. 2015;12(2):376-379. (In Russ.).

18. Volgina O. A., Shuman G. I., Karpova D. K. Small Business in Primorsky Krai: economic aspects. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research. 2015;12(2):356-361. (In Russ.).

информация об авторе

Елена Сергеевна Козьма — аспирант кафедры менеджмента Воронежского государственного университета (филиал), Приднестровский государственный университет, Рыбница, Приднестровская Молдавская Республика elena-kozma@mail.ru

about the author

Elena S. Kozma — Postgraduate student of Voronezh State University, Department of Management of the Transnistrian State University Branch, Rybnitsa, Transnistrian Moldavian Republic elena-kozma@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.