Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МСП В РФ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА'

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МСП В РФ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ / СУБСИДИИ / РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрин Ю. Н., Привалихин А. С.

В статье рассмотрены проблемы государственной поддержки малого бизнеса в России и пути их решения, основанные на опыте регулирования механизмов государственной поддержки МПС в зарубежных странах. Исследованы основные меры поддержки и проблемы развития малого бизнеса в Российской Федерации, проанализированы основные препятствия, с которыми сталкивается малый бизнес на настоящем этапе. Рассмотрены основные механизмы поддержки малого бизнеса в Германии и США. На основе опыта поддержки МСП в развитых странах предложены меры по улучшению среды для ведения малого бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрин Ю. Н., Привалихин А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE SUPPORT FOR SMES IN RF AND DEVELOPED COUNTRIES OF THE WORLD

The article discusses the problems of state support for small business in Russia and ways to solve them, based on the experience of regulating mechanisms of state support for the Ministry of Railways in foreign countries. The main measures of support and problems of small business development in the Russian Federation are investigated, the main obstacles faced by small business at the present stage are analyzed. The main mechanisms of small business support in Germany and the USA are considered. Based on the experience of supporting SMEs in developed countries, measures are proposed to improve the environment for doing small business in Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МСП В РФ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА»

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МСП В РФ И РАЗВИТЫХ

СТРАНАХ МИРА

Ю.Н. Александрин, доцент А.С. Привалихин, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-7-11

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы государственной поддержки малого бизнеса в России и пути их решения, основанные на опыте регулирования механизмов государственной поддержки МПС в зарубежных странах. Исследованы основные меры поддержки и проблемы развития малого бизнеса в Российской Федерации, проанализированы основные препятствия, с которыми сталкивается малый бизнес на настоящем этапе. Рассмотрены основные механизмы поддержки малого бизнеса в Германии и США. На основе опыта поддержки МСП в развитых странах предложены меры по улучшению среды для ведения малого бизнеса в России.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, льготные кредиты, субсидии, развитые страны.

В российской экономике сокращается доля малого и среднего бизнеса, сообщает РБК со ссылкой на данные Росстата. В 2017 году она составила 22% ВВП, а в 2018-м опустилась до 20,2%. Данные об итогах 2019 года появятся к концу текущего года [9].

Объем ВВП в 2018 году оценивается в 93,6 трлн руб. Таким образом, на долю малого и среднего бизнеса приходится около 19 трлн руб., подсчитало издание.

В марте 2018 году президент России в послании к Федеральному собранию заявил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%». Позднее в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» была поставлена цель достичь показателя в 32,5% ВВП к 2024 году. В 2019 году доля малого и среднего бизнеса должна вырасти до 22,9%, а в 2020-м - до 23,5% [9].

Помимо этого, ранее Минэкономики расширило программу льготного кредитования для малого бизнеса. С 2020 года малым и средним компаниям станут доступны рефинансирование текущих кредитов под 8,5% и упрощенное получение новых займов под 9,95% вне зависимости от вида деятельности и наличия задолженности по налогам. Одновременно льготы распространят и на самозанятых [8].

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП [5].

Также, незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке [5].

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП [5].

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию [5].

Для обеспечения высоких темпов создания новых предприятий и высокой доли малых предприятий в экономике страны в Германии на всех уровнях (федеральном, государственном, муниципальном) принимаются различные меры по поддержке и развитию таких предприятий. Так, на федеральном уровне постоянно совершенствуются организационные, налоговые и правовые условия осуществления рыбохо-зяйственной деятельности малыми предприятиями, реализуются специальные программы помощи. Федеральные Штаты также разрабатывают и осуществляют свои меры поддержки. В рамках градостроительного регулирования и выдачи строительных норм, установления ставок земельного и рыбопромыслового налогов, создания необходимой инфраструктуры и т.п. независимые муниципалитеты также проводят независимую политику в области развития малого предпринимательства.

В этой категории выделяются даже более мелкие предприниматели. Так, специальные налоговые льготы устанавливаются для лиц, занимающихся мелким рыболовством, если их доход не превышает 17,5 тыс. евро в год (пункт 9 Закона О налоге на добавленную стоимость). Они не должны платить налог с продаж, торговый налог или другие налоги на бизнес. После расчета превышения доходов над расходами они платят только подоходный налог.

Наряду с рассмотренными выше упрощенными процедурами регистрации и ведения бизнеса в Германии внедряются и другие механизмы содействия развитию

малого бизнеса. Общее количество различных программ, механизмов и инструментов поддержки на всех уровнях, включая специальные отраслевые и территориальные, оценивается в две тысячи. Их полный обзор в рамках данной статьи невозможен, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых из них, имеющих наиболее широкое применение.

Важным механизмом финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства на федеральном уровне является предоставление кредитов по льготным процентным ставкам и с принятием банком рисков. Такое кредитование осуществляется KfW Bank в отношении малых и средних предприятий при соблюдении следующих условий: компания находится на рынке не менее пяти лет, кредит предназначен для инвестирования в капитальные товары и не превышает 25 миллионов евро. В рамках своей поддержки KfW берет на себя до 50% ответственности за риск. Процентная ставка зависит от оценки риска и составляет примерно от 1 до 7%. Кроме того, кредит не подлежит погашению в течение двух лет и выдается на десять лет [6].

Как отмечалось выше, федеративные государства могут принимать и, как правило, реализовывать свои собственные, региональные, программы помощи. Такие программы чаще всего направлены на дополнительную поддержку малого и среднего бизнеса в структурно слабых регионах и/или секторах экономики. Так, например, среди основных направлений таких программ в Баварии можно выделить стимулирование инвестиций в основной капитал и покрытие расходов на заработную плату, связанных с такими инвестициями для структурно слабых территорий. Помощь осуществляется в виде так называемых инвестиционных субсидий в размере до 30% от объема инвестиций. В этом случае минимальные инвестиции должны составлять, как правило, 500 тысяч евро (а может быть и меньше). Малый и средний бизнес может получить такую поддержку только в том случае, если его продукция продается за пределами региона [6].

Существуют и другие механизмы финансовой поддержки, в том числе кредитные. Однако следует отметить, что в условиях крайне низкой кредитной ставки, которая существовала в Германии на протяжении последних 5-7 лет, значение такой меры поддержки, как снижение процентной ставки, резко упало. Однако частичное освобождение от ответственности за риски по-прежнему остается востребованным [6].

Еще одним важным механизмом помощи являются программы консультативной поддержки для владельцев бизнеса и владельцев малого бизнеса. Традиционно первичные консультации проводятся торгово-промышленными палатами (ТПП) и ремесленными палатами. Кроме того, многие муниципалитеты также оказывают такую поддержку через свои технологические центры и бизнес-инкубаторы. Кроме того, к консультационной поддержке привлекаются налоговые консультанты и независимые бизнес-консультанты.

Программы такого рода включают, в частности, первичную консультацию и однодневные семинары для учредителей, помощь в составлении бизнес-плана, а также консультационную помощь малому предприятию в сложных экономических ситуациях. В рамках федеральных государственных программ коучинга предусмотрены субсидии, которые покрывают до 70% расходов на консультации для лиц, создающих собственное предприятие, исходя из не более чем десяти дней консультаций. Для действующих малых предприятий, находящихся в сложной экономической ситуации, в рамках программы «Содействие» предоставляются субсидии в размере до 4 тысяч евро. Предпринимательские ноу-хау, которые направлены на консультационную поддержку со стороны бизнес-консультантов [6].

В 2020 году пандемия СОУГО-19 очень сильно сказалась на состоянии малого и среднего бизнеса. В каждой стране различные государственные службы стараются выделить различного вида помощь для смягчения последствий и поддержания работы МСП. США является страной, сильно зависимой от малого и среднего пред-

принимательства, а потому принимает масштабные меры в их поддержку.

Министр сельского хозяйства США Сонни Перди объявил о деталях Программы продовольственной помощи после последствий коронавируса (CFAP), которая предоставит до 16 миллиардов долларов в виде прямых платежей для оказания помощи американским фермерам и владельцам ранчо, пострадавших от пандемии коронавируса. В дополнение к этой прямой поддержке фермеров и владельцев ранчо, программа USDA «Продовольствие для семей от фермеров» (Farmers to Families Food Box) сотрудничает с региональными и местными дистрибьюторами, чья рабочая сила значительно пострадала от закрытия многих ресторанов, отелей и других предприятий общественного питания, для покупки свежей продукции, молочных продуктов и мяса и доставить коробки нуждающимся американцам [7].

Начиная с 26 мая Министерство сельского хозяйства США (USDA) через Агентство сельскохозяйственной службы (FSA) будет принимать заявки от сельскохозяйственных производителей, которые понесли убытки.

Министерство сельского хозяйства США предоставляет кредитные гарантии на сумму до 1 миллиарда долларов США, чтобы помочь сельским предприятиям удовлетворить свои потребности в оборотном капитале во время пандемии коро-навируса. Кроме того, сельхозпроизводители, которые не имеют права на кредиты Агентства сельскохозяйственного обслуживания USDA, могут получать финансирование в соответствии с положениями Программы Закона о предпринимательстве и промышленности (B&I) Министерства сельского хозяйства США, включенными в Закон о помощи коронавирусу, помощи и экономической безопасности

(CARES) [7].

Проанализировав программы поддержки государством Российской Федерации малых и средних предприятий, были замечены несколько проблем. Государству необходимо пересмотреть финансирование МСП, так как рейтинг отраслей оборота предприятий за 2017-2019 гг. сильно отли-

чаются от перечня приоритетных направлений для финансирования на 20202021 гг. Большая часть проблем исходит от недоработки налоговой системы РФ. Установление высоких налоговых ставок влечет за собой негативные последствия, а именно, уход предприятий в теневую экономику. Бесперспективным малый бизнес для кредиторов делают слишком высокая доля риска и непостоянство на рынке; невысокий потенциал организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей; недостаток квалифицированных специалистов.

Рассмотрев иностранные механизмы помощи малому и среднему предпринимательству, можно выделить несколько направлений, которые возможно попытаться адаптировать в РФ. Например, правительство Германии поддерживает программы инновационного развития, механизмы (как правило, квоты) содействия малому бизнесу в получении государственных контрактов и субподрядов. Это развитые сети центров развития малого предпринимательства, которые практикуют консультации, информационную поддержку и обучение, в том числе подготовку учебных курсов, информационных изданий, методических разработок; проводят научные исследования по проблемам управления малыми предприятиями. Также правительство Германии позволяет своим Федеральным Штатам разрабатывать и осуществлять свои меры поддержки.

Государство США в результате кризиса позволяет предприятия малого и среднего сектора экономики брать кредиты по сниженным льготам на сумму до 10$ млн. долларов на выплату зарплаты сотрудникам, а для сохранения ликвидности бизнеса предприятия имеют право получать кредиты по сниженным ставкам.

Библиографический список

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: федер. закон от 24.07.2007 №209-ФЗ // СЗ РФ. - 2007. - №31. - Ст. 4006.

2. Алисов А.Н. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография. - М.: МАКС Пресс, 2013. - 175 с.

3. Мочерный С.В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. С.В. Мочерного. - М.: Приориздат, 2014. - 224 с.

4. Тодосийчук А. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства: опыт, проблемы, перспективы // Инвестиции в России. - 2013. - №7. - С. 3-7.

Выделим ряд направлений, которые можно было бы улучшить на основе опыта регулирования механизмов государственной поддержки МСП Германии и США:

- улучшить поддержку кредитования малого и среднего предпринимательства за введения кредитных льгот с уменьшенными процентными ставками;

- образовать кредитные союзы, которые позволят МСП быстро получать необходимую финансовую поддержку для ведения бизнеса;

- построение выгодной, понятной и доступной правовой и законодательной среды на федеральном уровне;

- развитие банка данных по каждому предприятию независимо от формы хозяйствования для того, чтобы оценить уровень привлекательности каких-либо инвестиций.

В этой работе мы рассмотрели роль и некоторые механизмы и модели государственной поддержки малого бизнеса за рубежом, следует отметить, что эти данные нельзя на прямую применить к российской экономике, с ее особенностями и тонкостями такая модель окажется нежизнеспособной. Но можно извлечь немало опыта, который позволит создать и успешно развивать малый бизнес с корректировкой на реальности российской экономики. В сложившейся геополитической и эпидемиологической ситуациях, а точнее зарубежной политике санкций, российской политике импортозамещения и замедление развития предприятий по причине распространения СОУГО-19, необходимо рассмотреть зарубежную государственную политику поддержки малого бизнеса и на основе этого опыта реализовать лучшее из ее практики в национальной экономике.

5. Журнал об упрощенной системе налогообложения «упрощенка». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.26-2.ru/art/355396-podderjka-malogo-biznesa-v-2020-godu-gosprogrammy-i-lgoty (дата обращения: 26.02.2021).

6. Новостной и аналитический международный портал Германии «Deutsche Welle». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dw.com/ru/как-в-германии-спасают-малый-и-средний-бизнес-от-коронавируса/a-52916009 (дата обращения: 26.05.2020).

7. Департамент сельского хозяйства США. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.farmers.gov/cfap (дата обращения: 26.02.2021).

8. ИД «Коммерсантъ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4218730 (дата обращения: 27.02.2021).

9. ИД «Коммерсантъ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4234236 (дата обращения: 27.02.2021).

ANALYSIS OF STATE SUPPORT FOR SMEs IN RF AND DEVELOPED COUNTRIES

OF THE WORLD

Y.N. Alexandrin, Associate Professor A.S. Privalikhin, Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the problems of state support for small business in Russia and ways to solve them, based on the experience of regulating mechanisms of state support for the Ministry of Railways in foreign countries. The main measures of support and problems of small business development in the Russian Federation are investigated, the main obstacles faced by small business at the present stage are analyzed. The main mechanisms of small business support in Germany and the USA are considered. Based on the experience of supporting SMEs in developed countries, measures are proposed to improve the environment for doing small business in Russia.

Keywords: small and medium-sized businesses, government support, soft loans, subsidies, developed countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.