Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / профилактика / общественная опасность / объект / правовое регулирование / corruption / prevention / public danger / object / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Апкаев Дамир Маратович, Зыков Даниил Алексеевич

Как явление общественной и государственной жизни коррупция существует настолько давно, что кажется, будто она имманентно присуща самому нашему существованию как таковому. Вопросы противодействия коррупции волновали исследов ателей-представителей разнообразных наук с самых древних времен, однако сегодня все еще существует дискуссия по самым фундаментальным аспектам данного явления: о понятии и сущности данной категории; о формах проявления коррупции; о различных вариантах противодействия и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience of anti-corruption policy

As a phenomenon of public and state life, corruption has existed for so long that it seems as if it is immanently inherent in our very existence as such. The issues of combating corruption have worried researchers representing various sciences since ancient times, but today there is still a discussion on the most fundamental aspects of this phenomenon: the concept and essence of this category; on the forms of manifestation of corruption; about various countermeasures, etc.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11 _303

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ International experience of anti-corruption policy АПКАЕВ Дамир Маратович,

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета, Владимирский юридический институт ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: damirrrhan@mail.ru;

ЗЫКОВ Даниил Алексеевич,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой публично-правовых дисциплин Владимирский юридический институт ФСИН России, доцент кафедры экономики, управления и права Покровского филиала Московского педагогического государственного университета. 600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: daniilzykov@mail.ru;

Apkayev Damir M.,

Senior lecturer of Criminal Law and Criminology Department of VLI of the FPS of Russia, 67e Bolshaya Nizhegorodskaya str., Vladimir, Vladimir region, 600020, Russia. E-mail: damirrrhan@mail.ru;

Zykov Daniil A.,

Chief of Public Law Studies Department of VLI of the FPS of Russia, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law of the Pokrovsky Branch of the Moscow Pedagogical State University, PhD (Law), Associate Professor. 67e Bolshaya Nizhegorodskaya str., Vladimir, Vladimir region, 600020, Russia. E-mail: daniilzykov@mail.ru

Краткая аннотация. Как явление общественной и государственной жизни коррупция существует настолько давно, что кажется, будто она имманентно присуща самому нашему существованию как таковому. Вопросы противодействия коррупции волновали исследователей-представителей разнообразных наук с самых древних времен, однако сегодня все еще существует дискуссия по самым фундаментальным аспектам данного явления: о понятии и сущности данной категории; о формах проявления коррупции; о различных вариантах противодействия и т.д.

Abstract. As a phenomenon of public and state life, corruption has existed for so long that it seems as if it is immanently inherent in our very existence as such. The issues of combating corruption have worried researchers representing various sciences since ancient times, but today there is still a discussion on the most fundamental aspects of this phenomenon: the concept and essence of this category; on the forms of manifestation of corruption; about various countermeasures, etc.

Ключевые слова: коррупция, профилактика, общественная опасность, объект, правовое регулирование.

Keywords: corruption, prevention, public danger, object, legal regulation.

Для цитирования: Апкаев Д.М., Зыков Д.А. Международный опыт антикоррупционной политики // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 303-306. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_303.

For citation: Apkaev D.M., Zykov D.A. International experience of anti-corruption policy // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 303306. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_303.

Статья поступила в редакцию: 03.11.2023

Известно, что всякое явление, событие или процесс, происходящие в природе или в обществе, обусловливаются другим явлением, событием или процессом, т.е. определенными причинами и условиями. Коррупционное поведение отдельных субъектов общества как социальное явление не является исключением из этого правила. Поскольку коррупция представляется разноплановым явлением, то и причины ее весьма разнообразны и многочисленны. Коррупция является одной из главных проблем, не только в России, но и во всём мире. Данную проблему необходимо решить. В России применяются все необходимые меры по борьбе с коррупцией, но её уровень ещё по-прежнему высокий. Для решения этой проблемы недостаточно применять меры борьбы с ней, нужно изучить, откуда она берёт своё начало и выявить причины её возникновения, чтобы, в дальнейшем воздействовать на них.

В своем вступлении на коллегии Генеральной Российской Федерации Президент России Владимир Путин, отметил важность и значимость работы надзорных органов по борьбе с коррупцией, так как, по его мнению, данной направление является основным в работе указанного ведомства [3]. Им также отмечено, что интересы общества и государства должны быть надежно защищены, в связи с чем, борьба с коррупцией является чрезвычайно важным направлением работы всей правоохранительной системы. Средства, которые выделяются государством с целью реализации национальных проектов и государственных муниципальных программ должны быть надежно защищены и направлены по своему назначению, что, на практике часто не соответствует действительности.

Как отметил лидер российского государства, органы государственной власти «направляют огромные ресурсы на решение национальных проблем и достижение национальных целей развития», и все они должны быть использованы по назначению. По мнению Президента Путина В.В. сегодня необходимо наладить тесное взаимодействие органов прокуратуры с Федеральной службой судебных приставов, МВД, Росфинмо-ниторингом и налоговой службой. Такое взаимодействие должно непосредственным образом оказывать положительное влияние на работу в сфере возвращения незаконно приобретенного имущества [3].

Существующая коррупция в органах государственной власти и среди лиц, которые занимают высокие должности, оказывает отрицательное влияние на реализацию демократических основ развития общества. В связи с этим, в последнее время все чаще прослеживается тенденция недоверия населения к существующей власти.

Политическая коррупция состоит не только в злоупотреблении властью членами политической элиты, но и в лоббировании своих интересов над политикой, а также в коррупционной продажности, которая тесно связана с представителями органов государственной власти и даже

легитимностью их деятельности. И с этим мнением нельзя согласиться. Фактически, коррупция разрушает политическую и административную системы управления, разрушает профессионализм и делегирует государственную систему.

Необходимо отметить, что коррупция в чиновничьей среде связана, прежде всего, с личным интересом, отрицательно сказывающимся на деятельности государственного служащего. Несмотря на то, что борьба с коррупцией - существенное направление государственной политики в организации государственной службы, часто вскрываются пробелы существующего законодательства. По данным неправительственной организации по противодействию коррупции Transparency International, индекс восприятия коррупции в России по итогам 2022 года составил 28, страна занимает 137 место, стоя на одной ступени с Доминиканской Республикой, Кенией, Ливаном, Либерией, Мавританией, Угандой и др. Россия также вошла в число самых коррумпированных стран Восточной Европы, наравне с Литвой, Молдовой и Украиной[5].

Неутешительны показатели Corruption Perceptions Index за 2015-2022 годы для нашей страны, индекс почти не меняется. По данным опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», 70% россиян считают, что в РФ высокий уровень коррупции, средний - 15%, 3% опрошенных считают его низким [6]. Россияне объясняют это «безнаказанностью, слабой борьбой с коррупцией, попустительством властей, следствием менталитета». Причем 43% наших соотечественников считают, что уровень коррупции повышается, 27% - не меняется, 12% убеждены в его снижении.

Специалисты единодушны во мнении о комплексном характере российской коррупции, считая отклонение от правовых норм поведения госслужащих (включая служебные, этические), взяточничество - основным ее направлением. Сегодня наблюдается такое коррупционное направление, как рейдерские захваты, распродажа государственной собственности, долгосрочная аренда земель, деструктивные движения политической направленности и др. Отличительной особенностью современного мира является то, что все страны в своей деятельности должны учитывать динамично изменяющиеся социально-экономические и политические условия. Российская Федерация не является исключением. Россия столкнулась с множеством вызовов и угроз.

История показывает, что все цивилизации, государства, народы на всех этапах их развития столкнулись с данной проблемой. Коррупция подрывает устои общества и негативным образом сказывается на настроении общественных масс, делает неэффективной систему государственного управления, что впоследствии приводит к возникновению угроз, касающихся государственного суверенитета, а это в свою очередь влечет за собой развал государства. Именно поэтому, в целях обеспечения экономической и политической безопасности государства, государственная власть обязана вести непримиримую борьбу с данным явлением.

Рассмотрим зарубежный опыт государственной политики противодействия коррупции.

Германия представляет собой образец европейской страны, которая имеет основательные успехи в процессе борьбы с коррупцией. Государственные служащие, в том числе и сотрудники прокуратуры, представляют собой пример честности, неподкупности, но, кроме того, преданности собственному делу. В Германии правовые положения, касающиеся борьбы с коррупцией, содержатся в Уголовном кодексе и в Законе «Об административных правонарушениях». Согласно Уголовному кодексу, предложение, дача или принятие денежной взятки в рамках сделок внутри страны или за границей являются уголовно наказуемыми деяниями. В дополнение к правовым рамочным условиям существует Директива Федерального правительства о предотвращении коррупции в федеральной администрации. В ней содержатся рекомендации по предупреждению появления институциональных и персональных обстоятельств, способствующих развитию коррупции.

В Германии сформирована Межведомственная рабочая группа по борьбе с коррупцией. В функции данной группы включено следующее: определение зон, благоприятных для проявления коррупционных факторов, формирование направлений борьбы с коррупцией, сбор и анализ информации, поступающей из разнообразных источников, о факторах коррупции. Данный орган разрабатывает методические рекомендации по борьбе с проявлением коррупционных факторов. Одной из главных задач данной группы является формирование Центрального управления по борьбе с коррупцией и ее предотвращению. Согласно замыслу, каждый человек должен иметь возможность обратиться в Центральное управление и сообщить о фактах, которые тем или иным образом могут иметь отношение к фактам коррупции, и быть ознакомлены с тем, какие меры будут предприняты.

В Германии также применяется принцип «четырех глаз», то есть при общении государственного служащего с гражданами (заявителями) в помещении должно присутствовать еще как минимум два человека. В определенном смысле свидетели.

Австралию, стоит назвать, образцом государства с эффективно устроенной концепцией борьбы с коррупцией. Ответственность за коррупционные преступления устанавливает «Закон о крупной и организованной преступности» [2, С.109]. Профилактика выступает одним из успешных направлений борьбы с коррупцией. Оно содержит в себе концепцию обучения чиновников, увеличение авторитетности государственных служб, научные изучения по указанной проблеме, увеличение качества предоставления государственных услуг и иное.

Великобритания - одна из крупнейших стран Европы. В 1889 году уже были приняты первоначальные нормативные правовые акты касательно борьбы с коррупцией, далее последовали в 1906 году Указ об взяточничестве, в 1916 Законы о коррупции. На сегодняшний день данные нормативные правовые акты организуют базу прогрессивного современного Уголовного законодательства Великобритании. Здесь действует два государственных ведомства: это Антикоррупционное ведомство и Комитет по стандартам публичной сферы. Они реализовывают спецкомплекс предупредительных мер. Комитет, к примеру, выполняет оценку поведения публичных лиц, исследование заключенных ими договоров, вопросов финансирования этих соглашений. Антикоррупционная политика государства поддерживает основы честности, неподкупности в каждой области жизни общества. На базе данных основ функционирует и Кодекс поведения чиновников.

Характерной чертой антикоррупционного законодательства в Канаде считается функционирование с 1985 года Ценностного этического кодекса государственного служащего. Кодекс доступно и подробно регулирует принципы поведения госслужащих в условиях появления конфликта интересов и должностных обязанностей. Государственная служба страны признается одной из наиболее независимых от коррупции.

Уголовный Кодекс устанавливает предел ответственности за коррупционные преступления парламентариев и членов правительства. Взяточничество приравнивается к государственной измене. В данном преступлении по уголовному закону Канады ответственность несут обе стороны: предоставляющая взятку и взимающая. Наказание довольно строгое - это лишение свободы вплоть до 14 лет с лишением всех полномочий.

Канадским госслужащим запрещается взаимодействовать с организациями, которые проявляют личный интерес в деятельности данного лица. При зачислении на государственную службу чиновник обязуется отказаться от своих частных дел. Эта мера применяется в целях предотвращения «конфликта интересов».

Во второй части Кодекса указываются требования к выполняемой деятельности, а также обязанности госслужащего. Данные положения разработаны в целях профилактики возникновения коррупционных ситуаций между государственными служащими и лицами, которые могут обратиться к данному лицу с какой-либо проблемой или за помощью.

Если в обязанности госслужащего входит необходимость согласования принимаемого решения с вышестоящим руководством, то он не при каких условиях не имеет права оказывать помощь, если не получит соответствующего разрешения.

Третья часть Кодекса предусматривает перечень должного поведения после оставления государственным служащим занимаемой должности. Данные положения включены в Кодекс в целях исключения использования полученной на государственной службе информации в личных интересах или в интересах третьих лиц, а также при дальнейшем трудоустройстве.

Если в течение одного года государственному служащему, освободившему должность, поступит предложение о трудоустройстве от организации, с которой он ранее контактировал в течение года, то в соответствии с данным Кодексом, уволившийся госслужащий не имеет права ответить согласием на данное предложение. Кроме того, бывший госслужащий не имеет права проводить с подобными организациями консультации в коммерческих целях.

В четвертой части Кодекса указаны права и обязанности государственных служащих относительно контактирующих с ними организаций и предприятий, а также определяется порядок приема и увольнения с государственной службы отдельных категорий граждан.

Швеция имеет устойчивую репутацию государства с невысоким уровнем коррупции, в ранге Transparency International обычно занимает высокие позиции. Действующий механизм борьбы с коррупцией здесь основывается на общедоступности данных о заработках и расходах для граждан. С 1923 года здесь функционирует и занимает особое место общественная организация «Институт против взяток», который увлекается скорее просветительской деятельностью. В подразделении шведской прокуратуры функционирует семь антикоррупционных прокуроров. В 2012, уже после обновления законодательства, сформирована антикоррупционная полиция со штатом 25 полицейских. В среднем каждый год суды выносят десяток приговоров, доля обвинительных приговоров высока. Санкцией за легкие преступления выступает штраф и 2 года заключения, для других ситуаций - 6 лет лишения свободы. В целом, в государстве высокий уровень доверия людей к органам полиции и средствам массовой информации. Последние получают интенсивное содействие в абсолютно всех антикоррупционных процессах.

В настоящее время Швеция обладает самым низким уровнем коррупции. В антикоррупционной политике данного государства преобладают методы стимулирования честного и ответственного управления - через налоги, льготы и субсидии, а не при помощи ограничений и дозволений, определяемых органами власти. Гражданам открыт доступ для ознакомления с внутренней документацией органов власти, сформирована независимая и эффективная система правосудия.

В Швеции не только со стороны органов государственной власти, но и со стороны общества сформированы высокие этические стандарты для чиновников, честность - является нормой престижа. Денежное довольствие чиновников значительно выше размера заработных плат рабочих в несколько раз. Большую роль в борьбе с проявлением коррупционных фактов играет мнение общественности и церковь. В Швеции не доверительно относятся к людям занимающихся бизнесом, которые в короткие сроки смогли получать высокие доходы. Они в последствии потеряют доверие со стороны бизнес партнеров и общего окружения [4, С.172].

Неповторимым образцом государства результативно борющейся с коррупцией считается Сингапур. Ключевые шаги антикоррупционной реформы были в следующем. Формирование результативного специального Бюро, лишение неприкосновенности госслужащих, регулярная проверка их банковских счетов, долгов, в том числе и их членов семьи. Широкие полномочия судов по конфискации незаконных доходов, санкцию лишением свободы и введение членов семьи в «черный список». Введение презумпции коррумпированности, и последнее - предназначение госслужащим весьма значительной зарплаты.

Снижение коррупции в Сингапуре носит системный характер. Деятельность служащих государственных органов власти четко определена, законы прописаны четко, без двоякой трактовки, неукоснительно соблюдается принцип верховенства закона и равенства всех перед законом, максимально просты процедуры осуществления своих полномочий государственными органами, контролируется исполнение норм этики. Усердный и квалифицированный труд подлежит в Сингапуре высокой оценке и стимулируется высоким денежным содержанием.

Любопытная национальная стратегия и политика противодействия коррупции в Финляндии. Результат состоит в том, что финны приняли наиболее действенное из мирового опыта и использовали это у себя: свобода прессы, принципы открытости и гласности в труде государственных органов, снятие неприкосновенности с госслужащих, депутатов, президента и арбитров. В государстве отсутствует специального закона о коррупции, либо специализированных органов контроля, однако почти отсутствует и коррупция.

В Сингапуре ежегодно сотрудники государственных органов заполняют специальные формы деклараций, в которых отражается их имущество, активы и долги. В том случае, когда чиновник не в состоянии объяснить наличие избыточных финансовых средств, можно предполагать, что источником является коррупционные действия.

Особый интерес вызывают меры реализации контрольных функций за неудовлетворительной финансовой политикой. В Сингапуре введены очень жесткие правила (например, определённые ограничения расходов на избирательные кампании, дозволение осуществлять благотворительность исключительно в пользу политических партий, а не отдельных должностных лиц). Министерство финансов Сингапура реализует специальную антикоррупционную программу, включающую следующие меры:

- на постоянной основе совершенствуются процедуры взаимодействия органов власти с населением и организациями в целях избежание проволочек;

- обеспечивается прозрачность контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;

- осуществляется ротация чиновников для избегания формирования устойчивых коррупционных связей;

- осуществление незапланированных проверок;

- соблюдение режима конфиденциальности, в целях избегания утечки важной информации, которая могла бы стать полезной для совершения коррупционных преступлений;

- пересмотр комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет.

Таким образом, антикоррупционная политика данного государства выстроена на базе системы управления государством, при которой у сотрудников государственного аппарат практически не имеется стимулов участвовать в коррупционных преступлениях.

Более продуктивная национальная политика проводится в Нидерландах. С середины 20 столетия, со времен развития независимости, национальной идеей тут стал принцип «Жизнь без коррупции». В государстве действует несколько органов, выявляющих злоупотребления должностным положением. SFO, либо Ведомство по борьбе с крупным мошенничеством на практике обладает весьма широкие полномочия. Новозеландцев учат борьбе с коррупцией на специализированных государственных курсах. Санкции за совершенные преступления, по сути, не жесткие. Законодательством учтен срок заключения вплоть до 2-ух лет либо взыскание 2 тысячи новозеландских долларов, в практике же это в основной массе ситуации домашний арест до года. Предотвращение коррупции гарантируется активностью самостоятельных СМИ, прозрачностью деятельности госорганов, разделением государственного сектора и бизнеса. Тут установлено доводить до всеобщего сведения акты раскаяний госслужащих о присвоении государственных денег.

В Южной Кореи функционирует антикоррупционная программа «OPEN». Данная программа предоставляет гражданам возможность осуществлять контроль за деятельностью государственных органов. Программа «OPEN» базируется на доступности и прозрачности. Доступность выражается в том, что гражданам предоставлена возможность в любое время, из любого места получить необходимую им информацию, связанную с функционированием государственных органов, а также проследить процесс принятия решений по интересующему гражданина вопросу [1]. Программа направлена на обеспечение общественного контроля за деятельностью власти и возможностью незамедлительной реакции в случаях установления нарушения законодательства. Прозрачность предполагает собой не только открытую систему наблюдения, но и понятность процедурных моментов в деятельности государственных органов.

Постоянный рост коррупционных преступлений в мире потребовал разработки и принятия международно-правовых документов, образующих в своей совокупности серьезный правовой потенциал, необходимый для совместного противодействия коррупции. Именно положения, закрепленные в международно-правовых документах, легли в основу построения отечественного антикоррупционного законодательства. Дальнейшее совершенствование и реформирование законодательства должно в первую очередь исключить возможность развития коррупции и выработать эффективные меры по противодействию данной проблеме, как со стороны государства, так и в развитии у подрастающего поколения отрицательного отношения к коррупции. В настоящее время проблема предотвращения коррупции и борьбы с ней является одной из самых актуальных и дискутируемых. России необходимо решить проблему коррупции в сфере государственной службы, которая угрожает безопасности общества и государства, а принятие мер по предотвращению и пресечению коррупции в ближайшем будущем станет одной из приоритетных задач реформирования нашего государства.

Библиография:

1. Анализ антикоррупционной программы Сеула (Южная Корея) [Электронный ресурс] - URL: http://stopotkat.net/articles/view/19231 (дата обращения: 06.03.2023).

2. Орлова, Л. В. Опыт противодействия коррупции в различных странах, государственная политика ДНР противодействию коррупции / Л. В. Орлова, В. Е. Фальченков // Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона : Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры национальной и региональной экономики, Донецк, 12-13 ноября 2020 года / Под общ. ред. Е.Г. Кошелевой. -Донецк: Донецкий национальный университет, 2020. - С. 109-110.

3. Путин призвал к борьбе с коррупцией на всех направлениях [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://iz.ru/987886/2020-03-17/putin-prizval-k-borbe-s-korruptciei-na-vsekh-napravleniiakh. (дата обращения: 12.03.2023).

4. Рагунштейн, А. Г. Противодействие коррупции: зарубежный опыт / А. Г. Рагунштейн // Перспективы развития науки и образования : Сборник научных трудов по материалам XXV международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2018 года / Под общ. ред. А.В. Туголукова. - М.: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2018. - С. 172-179.

5. Сайт Трансперенси Интернешнл Россия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiyakorruptsii-2021 -28-ballov- i-136-mesto.html (дата обращения: 22.03 2023).

6. Сайт Фонда «Общественное мнение». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14185 (дата обращения: 02.03.2023).

References:

1. Analysis of the anti-corruption program of Seoul (South Korea) [Electronic resource] - URL: http://stopotkat.net/articles/view/19231 (date of application: 03/06/2023).

2. Orlova, L. V. Experience of combating corruption in various countries, the state policy of the DPR to combat corruption / L. V. Orlova, V. E. Falchenkov // Geographical and economic research in the context of sustainable development of the state and the region : Materials of the II International Scientific and Practical Conference dedicated to the 40th anniversary of the Department of National and Regional Economics, Donetsk, November 12-13, 2020 / Under the general editorship of E.G. Kosheleva. - Donetsk: Donetsk National University, 2020. - pp. 109-110.

3. Putin called for the fight against corruption in all directions [Electronic resource] - Access mode: https://iz.ru/987886/2020-03-17/putin-prizval-k-borbe-s-korruptciei-na-vsekh-napravleniiakh . (date of application: 03/12/2023).

4. Ragunstein, A. G. Anti-corruption: foreign experience / A. G. Ragunstein // Prospects for the development of science and education : A collection of scientific papers based on the materials of the XXV International Scientific and practical conference, Moscow, January 31, 2018 / Under the general editorship of A.V. Tugolukov. - M.: Individual entrepreneur Tugolukov Alexander Valeryevich, 2018. - pp. 172-179.

5. Transparency International Russia website. [electronic resource]. - Access mode: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiyakorruptsii-2021-28-ballov - i-136-mesto.html (date of application: 03/22/2023).

6. Website of the Public Opinion Foundation. [electronic resource]. - Access mode: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14185 (date of application: 03/02/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.