ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
УДК 433
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ И ПОЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА ЛЕКСАНДРА I
THE INTERNATIONAL SITUATION AND THE POLISH POLICY OF THE
EMPEROR ALEXANDER THE FIRST
Азова Анастасия Михайловна, преподаватель истории, ГБОУ лицей №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия, karambolaka@yandex. ru
Anastasia M. Azova, teacher of history, lyceum №410 of Pushkinsky district of Saint Petersburg, Saint Petersburg, Russia, karambolaka@yandex.ru
Аннотация: Российская политика относительно польского вопроса зависела от комплекса внутри- и внешнеполитического факторов. При планировании польской политики российское правительство исходило из складывавшейся на международной арене ситуации, личных воззрений императора Александра I и внутреннего положения дел в Российской империи. В статье рассматриваются условия разработки и реализации польской политики Александра I. В статье исследуются условия создания Царства Польского, характеризуется политика российского правительства в отношении новосозданного царства в составе Российской империи в контексте международной обстановки. Кроме того, в статье анализируется степень влияние международной конъюнктуры на политику российского императора Александра I относительно польского вопроса.
Summary: Russian policy regarding the Polish question depended on a complex of inner-political and foreign political factors. When planning Polish policy, the Russian government took into account the current international situation, the
personal views of Emperor Alexander the First and the internal state of the Russian Empire. This article is devoted to the conditions of the development and realization of the Polish policy of Alexander the First. The conditions of the creation of the Kingdom of Poland, the policy of the Russian government in relation to the Kingdom in the context of the international situation are also investigated in this article. In addition, the author tries to determine the degree of influence of the international situation affected on the policy of the Russian Emperor Alexander I regarding the Polish question.
Ключевые слова: Царство Польское, польский вопрос, Александр I, международная обстановка, Венская система международных отношений. Keywords: The Polish Kingdom, the Polish question, Alexander the First, the international situation, the Vienna System.
Создание Царства Польского и его вхождение в состав Российской империи стало одним из важнейших деяний Александра I. В своем решении российский император руководствовался интересами России - возрожденная благодаря Российской империи Польша с лояльным к российскому правительству населением могла выступить в роли западного форпоста, плацдарма для сдерживания внешнеполитической угрозы для России с запада.
Создание Царства Польского с конституционным устройством было провозглашено на Венском конгрессе 1814-1815 гг., завершившим войну Шестой коалиции. Российская империя получила Царство Польское в качестве компенсации за успешные боевые действия в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе русской армии 1813-1814 гг. Проведя успешную внешнюю политику, расширив границы Российской империи, Александр осознал необходимость и возможность решения внутренних вопросов империи.
Главной национальной окраиной, остро требующей решения внутренних проблем, было Царство Польское. Для только вошедшего в состав Российской СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 2.2020 Страница 441
империи польского населения был характерен особый менталитет с острой исторической памятью и характерными для поляков стремлениями восстановить польское государство «от моря до моря». Для успокоения поляков и воплощения в жизнь демократических преобразований в соответствии с духом времени на Венском конгрессе было принято решение даровать новообразованному царству Конституцию.
Российское правительство рассматривало Царство Польское как «полигон» для разработки и апробации демократических преобразований в Российской империи. Александр I рассматривал Царство Польское в качестве «политической лаборатории», в рамках которой изучалась «эффективность института народного представительства и возможность его будущего введения в общеимперскую систему управления». Александр I отмечал: «Польша мне необходима, чтобы цивилизовать мою империю... Я дал Польше конституцию, <.. .> это опыт, за результатами которого я буду следить».
Решающее влияние на замысел Александра оказал внешнеполитический фактор. На Венском конгрессе между недавними союзниками возникли серьезные противоречия по поводу послевоенного устройства мира, в частности, устройства польских земель в составе Австрии, Пруссии и России -австрийский и прусский монархи не желали даровать полякам гражданские свободы и местное самоуправление. Однако они стали сговорчивее, как только Наполеон, мечтая о реванше, собрал армию и двинулся на Париж. В такой ситуации ни Австрия, ни Пруссия, ни, тем более, Россия не могли уклониться от выполнения данных обещаний считаться с духом времени и настроениями народов. Европейские монархи опасались той поддержки, которую могли оказать поляки Наполеону.
Опасения российского императора не были безосновательными -созданное Царство Польское состояло из большей части территории Княжества Варшавского, созданного Наполеоном в 1807 году. Поляки приветствовали создание своего национального государства, пускай и под протекторатом Франции. Бонапарт не только исполнил национальную мечту
поляков, но и даровал им конституцию. Наполеон выражал главное устремление поляков - воссоздать Великую Польшу. Перед походом в Россию Наполеон, по воспоминаниям Раппа, сказал: «Ее [русскую Польшу - прим. А.М.] я объединю с герцогством и создам королевство (Польское). <...> Это королевство будет сдерживать русских».
Наполеон уже играл на национальных чувствах поляков, чтобы ослабить Россию, поэтому, вновь оказавшись у власти, мог использовать поляков для оказания давления на Россию. Гарантировать нейтралитет поляков, по мысли российского правительства, можно было лишь заручившись поддержкой польской шляхты через претворение в жизнь либеральных реформ в Царстве.
Принимая решение даровать Царству Польскому Конституцию, Александр I обеспечивал лояльность местного населения российской короне.
Конституция Царства Польского разрабатывалась также под внешним влиянием: разрабатывая Конституцию, специально созданная из польских аристократов комиссия обращалась к французскому конституционному опыту. Конституция Царства Польского провозглашала нераздельную связь Царства с российской короной и общность царствующей династии. Российский император получал титул польского короля с исполнительной властью. Законодательную власть российского императора-польского короля ограничивал двухпалатный сейм.
Конституционная хартия гарантировала гражданские и политические права подданных, в том числе и избирательное право с высоким имущественным цензом. Однако польская конституция была более прогрессивной, нежели у Франции: «во Франции в 1815 г. было около 80 тыс. законных избирателей, в то время как в несколько раз меньшей по территории и количеству населения Польше их насчитывалось около 100 тыс.».
В Конституции Царства Польского Александр I воплотил свои идеи о представительном правлении как о наиболее справедливом политическом устройстве. Конституция Царства отражала идею соединения самодержавия с
конституционным устройством, при этом, несмотря на провозглашенные конституционные порядки, последнее слово было за императором.
Экономическая политика Александра в Польском царстве в 1815 -1819 гг. основывалась на принципе фритредерства. Венский конгресс установил принцип свободной торговли в Польше, и, поскольку Царство являлось зоной средоточия торговых путей из России в Западную Европу и наоборот, Царство Польское «наводнили» товары из Пруссии, Австрии и России. Этот период отрицательно сказался на Царстве: скопление российских и европейских товаров в буферной зоне - Царстве Польском - препятствовало развитию польской промышленности.
В этих условиях российское правительство в рамках курса укрепления лояльного отношения поляков к короне совместно с польскими сановниками разработали Таможенный устав 1820 года, по которому таможенная линия выносилась на внешние границы Царства. Ограничив поток европейских товаров и отказавшись от венского принципа торгово-экономического единства всех польских территорий, Россия открыла русский рынок для товаров польского производства.
Внешнеполитическая конъюнктура решающего влияния на экономические преобразования Александра I в Царстве Польском не оказывала, но все же имела место: в условиях, когда развитию польского производства препятствовало насыщение рынка в Царстве западноевропейскими товарами, российское правительство перешло к таможенной реформе.
Политика либерального толка Александра I достигла цели - реформы российской короны находили положительный отклик в Царстве Польском. Поляки видела в России «объединительницу славян», Александра I приветствовали и отождествляли с человеком, который «приютил к себе поляков и все польские сердца к себе притянул».
На Сейме 1818 года Александр I дал понять, что пойдет навстречу шляхте, объединит Западные губернии империи и Царство Польское. В этих
областях империи преобладало польское население, но условия жизни были разными - у поляков в Царстве была автономия и гражданские свободы, а в Западных губерниях царили законы Российской империи. Поляки Западных губерний также требовали либеральных преобразований.
Разработанный по указу Александра I проект общеимперской конституции - «Государственная Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцова - превращал Царство Польское в одно из 12 наместничеств Российской империи, в каждом из которых избирались органы народного представительства, подобные Сейму.
Однако проект не был реализован. В Европе активизировалась борьба за объединение разрозненных ранее земель в единые государства, а в Царстве назревало недовольство замедлением преобразовательного процесса.
Если Александр I проводил политику мирного сосуществования польского народа в составе многонациональной Российской империи, шел навстречу польской шляхте во многих вопросах, то другие европейские монархи не спешили претворять в жизнь свободолюбивые устремления народов-подданных. И в начале 1820-х гг. «во многих странах Европы возникают либерально-патриотические по своему характеру движения, а в отдельных местах происходят либерально-патриотические революции».
В 1819 году Александр I, в условиях пробуждения национального самосознания европейских народов, в обход Конституции ввел цензурные ограничения для польских периодических изданий - правда, ограничения были наложены только на политическое содержание польской периодики, остальные сюжеты оставались неприкосновенными.
В первой половине 1820-х гг. Царство Польское перестало рассматриваться в качестве полигона для политических экспериментов и стало восприниматься политической ошибкой Александра I. Стало очевидно, что конституционные порядки, царившие в автономной области империи, резко контрастируют общим консервативным порядкам в государстве.
Именно внешнеполитическая обстановка изменила курс правительства Александра. В 1821 году вспыхнуло восстание в Греции, области Османской империи. Россия, являвшаяся опорой южнославянских народов в национально-освободительной борьбе, встала перед выбором - поддержать или осудить освободительное движение греков. Будучи приверженцем принципов легитимизма, Александр I осудил греческих патриотов за выступление против законного правителя - султана. Вместе с тем, Александр I, опасаясь подобных выступлений внутри Российской империи, предпринял меры для предотвращения развития национального движения в России.
Опасения российского императора оправдались: в начале 1820-х гг. в Царстве Польском возросли недовольства поляков политикой империи, появились подпольные организации, активизировалось студенческое движение, активно развивались идеи создания панславянской федерации.
Студенческое движение Царства Польского и Западных окраин Российской империи активизировалось под влиянием двух крупных движений, действовавших в этот период в Европе - движение итальянских карбонариев и движение немецких студентов-буршеншафтов.
Для движения карбонариев, движения немецких буршеншафтов и польского студенческого движения была характерна общая цель - борьба за объединение своего государства. Общество «Буршеншафт» боролось за объединение Германии, а движение карбонариев - за объединение Италии.
Польские же студенты призывали даровать полякам независимость и сформировать единое национальное государство. Польское студенческое движение выражалось «не только в ношении старопольского костюма, устройстве патриотических мероприятий, шумном поведении и высказывании вольных мыслей», но и в неподчинении ректорам и срыве лекций.
На территории Виленского учебного округа в 1820-х гг. происходили схожие с Царством Польским процессы - бурную подпольную деятельность развили студенческие «общества филоматов, «лучезарных» и филаретов».
Польские националисты боролись за восстановление Польши в ее исторических границах.
Вместе со студенческим движением наметилось недовольство в польской армии, связанное и с патриотическими чувствами, и с трудностями обеспечения нужд армии, и с недовольством методами управления армией главнокомандующим Великим князем Константином.
Разделение польского населения на две неравноправные территории, активизация национально-освободительных движений в Европе в совокупности с лозунгами за объединение европейских раздробленных государств, приостановление активной либеральной реформаторской деятельности российского правительства в Царстве Польском содействовало развитию идей объединения поляков в единое государство и сподвигало к борьбе за еще большие уступки в отношении поляков со стороны Петербурга.
Российское правительство впервые столкнулось с открытой серьезной оппозицией на польском Сейме 1820 года. Российское правительство предложило Сейму рассмотреть проект уголовно-процессуального кодекса, в соответствии с которым ограничивалась гласность судебных заседаний, но проект «был отвергнут 120 голосами против 117». Поляки выступили не в самое лучшее время, их протест не был встречен российским правительством благожелательно. Выступление поляков за новые преобразования стало едва ли не переломным моментом в переходе Петербургского кабинета с либерального пути преобразований на охранительную стезю.
С начала 1820-х гг. Александр I под воздействием внешнеполитической конъюнктуры (карбонарии и буршеншафты) и внутриполитической обстановки перешел от либеральных воззрений и встал на путь воинствующего консерватизма.
В самой Российской империи после выступления гвардейцев Семеновского полка возросла роль тайной полиции, ужесточилась «палочная дисциплина» в армии, все тайные организации были запрещены. В Польском
царстве в 1821 году были заново избраны министры, на должность министра просвещения был назначен известный консерватор Станислав Грабовский.
Следующий Сейм, созванный только через 4 года, прошел, согласно постановлению российского правительства, без лидеров либеральной оппозиции - братьев Немоевских, и в условиях негласности заседаний. Накануне созыва Сейма Александр I ввел в Конституцию Царства Польского параграф об отмене гласности заседаний Сейма. Охранительные меры дали положительный результат - на этом Сейме недовольство в адрес имперского правительства не проявилось.
При новом императоре Николае I поляки продолжили борьбу за новые уступки, требовали большей автономии, однако романтический патриотизм поляков не был поддержан российским правительством, и широкая польская автономия постепенно сокращалась.
При планировании польской политики российское правительство исходило из складывавшейся на международной арене ситуации, личных взглядов Александра I и внутреннего положения дел в империи. До тех пор, пока в Европе были сильны идеи либеральных преобразований, пока европейские правители были готовы считаться с духом времени и настроениями народов, пока европейские народы довольствовались проведенными преобразованиями, пока внутри российского общества царило спокойствие, российское правительство шло навстречу польской шляхте и претворяло в жизнь либеральные преобразования.
Но как только система представительного правления перестала давать положительные результаты, по мере нарастания в Европе национально -освободительного движения, будоражившего и без того сильное национальное самосознание поляков, нарастания бурления в российском обществе, российское правительство обращалось к охранительным мерам.
Внешнеполитическое влияние было сильным, но не решающим. Российская политика в польском вопросе зависела от комплекса внутри- и внешнеполитического факторов. На польскую политику Петербургского
кабинета влияние оказывала внутренняя обстановка Российской империи, личные взгляды Александра I и международная конъюнктура.
Литература
1. Аскенази Ш. Царство Польское в 1815-1830 годах. М., 1915. 169 с.
2. Великий Князь Николай Михайлович. Император Александр I. М.: Мир книги, 2007. 320 с.
3. Польша и Россия в первой трети XIX века: Из истории автономного Королевства Польского. 1815-1830. М.: «Индрик», 2010. 584 с.
4. Западные окраины Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 608 с.
5. История международных отношений: В трех томах: Учебник / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. Т. I: От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны / А.В. Ревякин, Н.Ю. Васильева. М.: Аспект Пресс, 2012. 400 с.
6. Конституционная хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского (1814-1881). Санкт-Петербург, 1907. С. 41-63.
7. Koцmian ^ Pamiкtniki. ^ 2. Wrociaw, 1972. 560 p.
8. Любезников О. А. О переводе на русский язык конституции Царства Польского в 1816 году. // Петербургский исторический журнал. 2014, №4. С. 291-303.
9. Любезников О. А. Попытки проведения Н.Н. Новосильцовым общеимперской национальной политики в западных губерниях России и царстве Польском. // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2012, №11. С. 163-171.
10. Матленгевич Т. Общество друзей науки в Варшаве (1800-1832). Возникновение польского славянофильства. // Вестник Северного (Арктического) государственного университета. 2010, №6. С. 26-30.
11. Обушенкова Л. А. Королевство Польское в 1815-1830 гг. Экономическое и социальное развитие. М.: Наука, 1979. 295 с.
12. Первольф И.И. Александр I и славяне. // Древняя и новая Россия. 1877. № 12. С. 323-344.
13. Рэй М.-П. Александр I. М.: Росспен, 2013. 495 с.
14. Соколов О. В. Битва двух империй. 1805-1812. СПб.: Астрель-СПб, 2012. 730 с.
References
1. Askenazi SH. (1915). The Kingdom of Poland in 1815-1830 the years. Moscow, 169 p.
2. Velikii Knyaz' Nikolay Mikhailovich. (2007). The Emperor Alexander I. Moscow: book world, 320 p.
3. Poland and Russia in the first third of the XIX century: From the history of the Autonomous Kingdom of Poland. 1815-1830. Moscow : «Indrik», 2010, 584 p.
4. Western suburbs of the Russian Empire. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2006, 608 p.
5. History of international relations: in three volumes: Textbook / edited by A.V. Torkunov, M. M. Narinsky (2012). Vol. I: From the world of Westphalia to the end of the First world war / A.V. Revyakin, N. Yu. Vasileva. Moscow: Aspect Press, 400 p.
6. The constitutional Charter of 1815 and some other acts of the former Kingdom of Poland (1814-1881). Saint Petersburg, 1907. Pp. 41-63.
7. Koumiap K. Pamiktniki. T. 2. Wrociaw, 1972. 560 p.
8. Svyaznikov O. A. (2014). About the translation into Russian of the Constitution of the Kingdom of Poland in 1816. Petersburg historical magazine, no. 4. Pp. 291-303.
9. Svyaznikov O. A. Attempts by N. N. (2012). Novosiltsov to conduct a pan-Imperial national policy in the Western provinces of Russia and the Kingdom of Poland. Proceedings of the historical faculty of Saint Petersburg University, no. 11, Pp. 163-171.
10. Matlengiewicz T. (2010). Society of friends of science in Warsaw (18001832). The emergence of Polish Slavophilism. Bulletin of the Northern (Arctic) state University, no. 6, Pp. 26-30.
11. Obushenkova L. A. (1979). The Kingdom of Poland in 1815-1830. Economic and social development, Moscow: Nauka, 295 p.
12. Barwolf I. (1877). Alexander I of Russia and the Slavs. Ancient and new Russia, No. 12, Pp. 323-344.
13. Ray M.-P. (2013). Alexander I. Moscow: Rosspen, 495 p.
14. Sokolov O. V. (2012). Battle of two empires. 1805-1812. Saint Petersburg: Astrel-SPb, 730 p.
© Азова Анастасия Михайловна, Столыпинский вестник 2/2020