■ н V V V
Международный и россиискии опыт таргетирования инфляции
Бердышев Александр Валентинович,
канд. экон. наук, доц.,
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации
Картиева Даяна Санановна,
студентка 1 курса магистратуры,
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации
Рост цен всегда был большой проблемой во всех странах. Из-за высокой инфляции растут цены на товары, обесцениваются сбережения, происходит бегство капитала за рубеж, снижается инвестиционная привлекательность экономики. Это, в свою очередь, замедляет экономический рост, усиливает макроэкономическую неопределенность и заставляет население сильно нервничать. Ответом на эту проблему и стало распространение режима инфляционного таргетирования. Ключевые слова: инфляция, режим таргетирования инфляции, гибкое таргетирование инфляции, денежно-кредитная политика, центральный банк, цены, сбережения, прогноз, экономический рост.
В современных условиях значительное внимание уделяется изучению механизма таргетирования инфляции. Данный механизм актуален, так как сегодня 38 стран применяют режим инфляционного таргетирования, их количество будет только увеличиваться с годами. Однако работает ли этот механизм во всех странах успешно? Применим ли международный опыт таргетирования инфляции к экономике России?
В кругах отечественных и иностранных экспертов ведется острая дискуссия относительно необходимости и особенностей применения таргетиро-вания инфляции. Существует множество точек зрения о том, что в качестве долгосрочной цели денежно-кредитной политики выступает стабильность цен. Придерживаясь и реализуя данную цель государство способствует усилению эффекта режима таргетирования инфляции, что приводит к сокращению инфляции и поддержанию потребительских цен на приемлемом уровне.
Под режимом инфляционного таргетирования понимается публичное определение целевых значений инфляции на определенную перспективу. Автором идеи инфляционного таргетирования считают шведского экономиста Кнута Викселля. Именно он в конце 1890-х гг. впервые озвучил мысль о том, что главной целью политики центральных банков должны быть стабильные цены. Для XIX столетия концепция казалась революционной: тогда считалось, что приоритетом регуляторов должен быть стабильный валютный курс с привязкой к цене золота. Викселль считал, что центральный банк должен контролировать в первую очередь инфляцию посредством процентных ставок: повышать ставку, если цены растут, и снижать ставку, если цены падают. Изначально, вплоть до 1989 г., центральные банки государств таргетировали денежную массу или курс валют, однако это оказалось крайне недостаточным.
Первый режим инфляционного таргетирования в начале 1990 г. ввела Новая Зеландия. Руководитель центрального банка Новой Зеландии в этот период считал, что монетарная политика государства содержит много несформулированных целей, что денежный спрос сильно волатилен для тарге-тирования, а закрепление курса валют будет означать привязку как к иностранной валюте, так и к монетарной политике иностранного центрального банка. Он определил, что инфляция может выступать как менее волатильный показатель в краткосрочном периоде. Так была сформулирована идея о необходимости таргетирования роста цен, что было особенно актуально при высоких инфляционных ожиданиях в конце 80-х гг. прошлого века.
£
>
Н
э я Ы
71 >
Н
е
СП
о Сч]
Великобритания решила использовать практику инфляционного таргетирования после резкого ослабления фунта в конце 1992 г., что закончилось выходом английской валюты из европейской системы.
Развивающиеся страны начали активно применять таргетирование инфляции в конце 1990-х -начале 2000-х гг. В числе первых были Южная Корея, Бразилия, Колумбия, Таиланд, а также Польша и Чехия. Во второй половине 2000-х гг. идею инфляционного таргетирования подхватили монетарные власти Индонезии, Румынии, Турции, Сербии, Ганы и Парагвая.
В настоящее время инфляционное таргетирование осуществляется 36 странами. Одним из примеров эффективного использования режима таргетирования инфляции может служить практика Европейского центрального банка (ЕЦБ), основной целью которого, зафиксированной в Маастрихтском договоре, является поддержание ценовой стабильности в зоне евро.
Механизмы таргетирования инфляции и их особенности
Процесс таргетирования инфляции может осуществляться при помощи традиционных подходов, под которыми подразумевается, что государство регулирует уровень ключевой процентной ставки при отклонении прогнозируемого уровня инфляции от целевого показателя. При этом органы денежно-кредитного регулирования влияют как на уровни краткосрочных процентных ставок на денежном рынке, так и на ликвидность в банковском секторе и инфляционные ожидания. Что касается обменного курса, то он оказывает воздействие лишь на изменение потребительских цен.
Традиционный подход является достаточно распространенным способом таргетирования, так как, по данным МВФ, еще в 2015 г. его придерживались более 15 стран, в числе которых Австралия, Канада, Япония, Норвегия, Чили, а также Великобритания и др. Эти страны не нацелены на осуществление постоянных валютных интервенций [13].
Помимо традиционного подхода. существует и гибкая политика таргетирования инфляции. Ее основу заложил резервный банк Новой Зеландии, который стал обращать внимание на необходимость учета изменений показателей выпуска и курса обмена валют. Первым понятие «гибкое инфляционное таргетирование» стал использовать Л. Свенсон при определении специфики деятельности центральных банков, которые преследуют в качестве цели как стабильность цен, так и поддержку объемов выпуска на необходимом уровне или снижение волатильности курса валют [15]. Новые более гибкие способы таргетирования инфляции способствовали более широкому распространению данного режима денежно-кредитной политики.
Необходимо отметить, что страны, экспортирующие сырье, сильно зависят от мирового рынка и мировой экономики в целом. В частности, небольшие изменения цен на сырье оказывают прямое
воздействие на валютные курсы, следовательно, центральные банки должны выходить на валютный рынок и осуществлять регулирование. Преимуществом гибкого режима таргетирования является возможность приспособления его к различным особенностям национальных экономик, например во многом зависящих от сырьевого экспорта. Так, Канада может служить хорошим примером применения гибкого режима таргетирова-ния в экспортирующих сырье странах. В предкризисный период фактическая инфляция в Канаде отклонялась от целевого значения не более чем на 1 процентный пункт в 21% случаев.
Опыт инфляционного таргетирования Норвегии
Рассмотрение опыта применения таргетирова-ния инфляции в Норвегии будет особенно интересным, так как данная страна, как и Российская Федерация, является экспортозависимой. Однако Норвегия перешла к данному режиму в 2001 г., что намного раньше России и свидетельствует об уже накопленном опыте. Еще до перехода к режиму государственная денежно-кредитная политика Норвегии была максимально приближена ко всем необходимым условиям таргетирования. Переход к режиму таргетирования требует соблюдения соответствующих условий, среди которых наиболее значимыми являются следующие:
• центральный банк имеет реальную автономию и не находится под давлением исполнительной власти при определении целевого уровня инфляции;
• ценообразование в стране является свободным;
• экономика не характеризуется как сильно зависимая от цен на экспортируемое сырье;
• колебания курса обмена валют прогнозируются постоянно;
• долларизация финансов государства минимальна;
• банковская система устойчива, финансовые рынки достаточно развиты;
• имеется точная и надежная база данных, сотрудники финансового анализа имеют высокую квалификацию;
• центральным банком определена и сформулирована методика расчета инфляции, определения ее базового уровня и т.д.;
• производится постоянный анализ текущей динамики колебаний потребительских цен и осуществляется прогноз их изменения в краткосрочном и долгосрочном порядке [14].
Механизм таргетирования инфляции в Норвегии во многом похож с другими развитыми странами. Так, определен горизонт таргетирования, уровень цели и показателя. Норвегия осуществляет планирование инфляции на два года, что компенсирует погрешности в изменениях процентных ставок. Также при внезапном непредвиденном возникновении шоков у Норвежского банка есть механизм увеличения временного периода с целью отказа от ужесточения денежно-кредитной
политики, которое осуществляется при необходимости возврата уровня инфляции к заданному целевому показателю в течение двух лет. Государство абсолютно открыто уведомляет о своих оценках вероятности появления подобных шоковых моментов.
Органы денежно-кредитного регулирования Норвегии устанавливают точечные ориентиры инфляции в 2,5% с доверительным интервалом 1%, что позволяет:
• делать реализуемую политику более гибкой и минимизировать риск нарушения ориентира;
• определить допустимый уровень отклонения средней инфляции, обеспечивая при этом достаточно четкий номинальный якорь;
• минимизировать риск восприятия верхнего порогового значения инфляции в качестве необходимой цели [12].
Банк Норвегии применяет режим гибкого тарге-тирования инфляции, так как считает, что низкая инфляция - это необходимое условие среднесрочной стабильности норвежской кроны. Такая стабильность может быть достигнута за счет установки предсказуемого номинального якоря для инфляции и валютного курса. Банк Норвегии осуществляет корректировку курса национальной валюты на основе проведения интервенций в соответствии со своими полномочиями. Так, при изменении курса уровень инфляции также может измениться. Банк Норвегии также осуществляет контроль за возникновением шоков спроса, которые могут способствовать отклонению уровня инфляции от целевого ориентира, при этом осуществляется мониторинг динамики ВВП и уровня безработицы [14].
Год
Рисунок 1. Динамика инфляции в Норвегии, % Источник: [14]
На основе данных, представленных на рис. 1. отметим, что максимальный уровень инфляции в Норвегии был зафиксирован в 2016 г. на уровне 4,4%. Минимальное и довольно близкое к нулю значение было зафиксировано в 2012 г. В течение исследуемого периода норвежские власти не производили изменений инфляционного ориентира. Среднее значение - 2,2% при стандартном отклонении на 0,7%. Таким образом, в течение рассматриваемого периода инфляция была довольно близка к инфляционному ориентиру. Исходя их этого, можно констатировать результативность
применения режима инфляционного таргетирова-ния в Норвегии.
Применение режима таргетирования инфляции в Российской Федерации
Как уже говорилось ранее, режим таргетирва-ния инфляции требует соблюдения жестких экономических условий в государстве. Опыт Норвегии свидетельствует, что точное соблюдение всех требований является залогом эффективного использования режима.
Следует отметить, что как в момент ввода режима таргетирования, так и в настоящее время в России не выполняются все требуемые условия эффективного применения данного режима денежно-кредитной политики. К примеру, в соответствии с законодательством Банк России обладает независимостью, при этом отдельные принимаемые им решения в денежно-кредитной сфере находятся в зависимости от исполнительной власти [4].
Особенной чертой экономики России является ее экспортно-сырьевая направленность, в связи с этим она во многом зависима от мирового рынка сырья и динамики цен на энергоресурсы. Также зависимость российской экономики от доллара остается достаточно высокой.
Центральный банк России официально перешел к режиму таргетирования инфляции в конце 2014 г. Таргет по инфляции был установлен на уровне 4%. Регулятор объявил, что намерен выйти на этот показатель к концу 2017 г., при том что в новейшей истории России годовой показатель инфляции ни разу не опускался ниже 6%. Центральный банк и ранее публиковал прогнозные значения инфляции, но выйти на эти показатели практически никогда не удавалось, так как в приоритете у монетарных властей был контроль курса бивалют-ной корзины, а не показатели роста цен.
Переход к политике повышения ставок Центральный банк начал еще в середине 2014 г., в результате чего ключевая ставка выросла с 5,5% в марте 2014 г. до 9,5% в ноябре 2014-го. Но завершать смену монетарного режима Центральному банку пришлось в совсем жестких условиях: в результате кризиса, который случился в конце 2014 г., цены на нефть упали со 110 до 55 дол. за баррель, а рубль подешевел вдвое. Регулятор принял радикальное решение повысить ключевую ставку до 17%, чтобы приостановить дальнейшую девальвацию рубля и неконтролируемый рост инфляции. По итогам 2014 г. уровень инфляции составил 11,4%.
Несмотря на шоковую ситуацию в экономике, от таргета по инфляции Центральный банк не отказался. Правда, за это решение пришлось заплатить: по итогам 2015 г. спад ВВП составил 2,5%, а инфляция почти достигла уровня 13%. В следующие два года переломить инфляционный тренд регулятору все же удалось благодаря высоким ставкам и ценой рецессии в экономике.
В 2016 году инфляция составила уже 5,4%, а по итогам 2017 г. - 2,5%. Это позволило Центрально-
£
>
Н
э я Ы
я Н
е
СП
о Сч]
му банку в 2017 г. снова перейти к циклу снижения ставок, который продолжался вплоть до сентября прошлого года, когда регулятор впервые с декабря 2014 г. снова поднял ключевую ставку в условиях роста инфляционных рисков и опасений, связанных с волатильностью рубля.
Преимущества и недостатки режима таргетирования инфляции
Споры вокруг того, несет ли таргетирование инфляции больше пользы для экономики или скорее вред, ведутся в течение всего периода использования этого режима.
Сторонники инфляционного таргетирования в качестве основного довода в пользу его применения приводят стабильность цен. В условиях низкой инфляции у бизнеса, инвесторов и населения появляется больше уверенности в макроэкономической стабильности, горизонт планирования расширяется, объемы кредитования растут, в экономике появляется больше длинных денег, у бизнеса и населения возникает больше стимулов к инвестициям, экономика начинает расти. Правда, все это происходит не мгновенно, а в долгосрочной перспективе, по мере роста доверия к национальной валюте, денежным властям и той политике, которую они проводят.
Скептики утверждают, что, хотя дезинфляцион-ные процессы и обеспечивают положительный эффект в будущем, он вряд ли перекроет те потери, которые несет реальный сектор в настоящем в условиях роста процентных ставок и низкой доступности кредита. Это особенно актуально в российских условиях: в случае усиления санкций, роста геополитической напряженности, нового кризиса на развивающихся рынках, высокой вола-тильности нефтяных цен и курса рубля Банк России может отложить переход к нейтральной монетарной политике и возобновить меры по ужесточению денежно-кредитной политики. А значит. режим ожидания положительных эффектов от таргетирования инфляции, составляющий в среднем три-пять лет, может серьезно затянуться [11].
Кроме того, хотя инфляционное таргетирование сегодня все еще считается наиболее продвинутым монетарным режимом в мировой практике денежно-кредитного регулирования, отдельные экономисты начинают высказывать робкие сомнения по поводу того, что именно за ним будущее. Так, в июне 2019 г. США проведет конференцию, посвященную пересмотру параметров денежно-кредитной политики. Итогом этих обсуждений может стать повышение цели по инфляции, а возможно (хотя и маловероятно) и вовсе отказ от инфляционного таргетирования в пользу таргетирования денежной массы, ВВП или других показателей.
Отдельные ученые рассматривают инфляцию как объективное явление, производное от темпов экономического роста, и считают таргетирование инфляции теоретически необоснованным и практически вредным.
При этом не все экономисты считают режим таргетирования надежным инструментом в борьбе
с инфляцией. В частности, американский ученый, профессор Колумбийского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиг-лец, придерживающийся кейнсианских взглядов, считает, что развивающимся и развитым странам следует отказаться от таргетирования инфляции, поскольку ослабленная экономика и более высокая безработица оказывают негативное влияние на темпы хозяйственного развития.
Подводя итог вышесказанному, необходимо еще раз подчеркнуть, что режим таргетирования инфляции будет эффективен лишь при соблюдении жестких условий в контексте уровня экономического развития и институциональной структуры. Сторонники инфляционного таргетирования считают, что стабильность цен, которой удается достичь на основе этого монетарного режима, в долгосрочной перспективе обеспечивает макроэкономическую стабильность, способствует росту кредитования, инвестиций и экономики в целом. Однако не стоит забывать, что из-за роста процентных ставок и низкой доступности кредита экономика и реальный сектор может нести большие потери в настоящем.
Литература
1. Актуальные направления развития банковского дела : монография / колл. авторов; под ред. проф. Н.Э. Соколинской и И.Е. Шакер. М. : РУСАЙНС, 2016. 276 с.
2. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки : учебник и практикум / под общ. ред. М.А. Абрамовой, Л.С. Александровой. - М. : Юрайт, 2018. 436 с.
3. Бердышев А.В. Особенности современной денежно-кредитной политики Банка России // Вестник университета (Государственный университет управления). 2019. № 2. С. 113-117.
4. Бердышев А.В. Современные проблемы инфляционного таргетирования в России // Вопросы экономических наук. 2015. № 4. -С. 129-131.
5. Бутузова А.С. Краткосрочные результаты резкого перехода к политике таргетирования инфляции в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2017. № 34. С. 2032-2043.
6. Кондратов Д.И. Актуальные особенности денежно-кредитного регулирования в Норвегии // Проблемы прогнозирования. 2012. № 5. С. 3046.
7. Никонова О.Е., Веселовский А.А. Таргетирова-ние инфляции как метод борьбы с инфляцией // Казанский вестник молодых ученых. 2017. № 3. С. 154-160.
8. Сапова А.К. Сравнительный анализ показателей базовой инфляции для России // Статистика и экономика. 2016. № 5. С. 63-71.
9. Свирина Е.М. Макроэкономические особенности перехода к режиму таргетирования инфляции в развитых странах // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 100-106.
10. Современные проблемы и перспективы развития финансовых рынков и банков : монография / колл. авторов ; под ред. Н.Э. Соколинской. М. : КНОРУС, 2018. 241 с.
11. Черникова Л.И., Брагина Т.С. Таргетирование инфляции как приоритетная задача Банка России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 40. С. 26-36.
12. Eric Johannes Bruce, Kjetil Olsen, Norway: Fair chance the inflation target will be lowered to 2%. URL : https://e-markets.nordea.com/api/research/ item/38350.pdf
13. Inflation.EU - https://www.inflation.eu/inflation-rates/norway/historic-inflation/cpi-inflation-norway-2017.aspx
14. Norway : 2018 // IMF Working Paper. URL : https://www.imf.org/~/media/Files/
15. Svensson L. Inflation Targeting // NBER Working Paper. No 16654. URL : https://www.unich.it/~ vitale/Svensson-1997.pdf
INTERNATIONAL AND RUSSIAN EXPERIENCE OF INFLATION TARGETING
Berdyshev A.V.,
Finance University under the Government of the Russian Federation
Kartieva D.S.,
Financial University under the Government of the Russian Federation
Prices increase was always a big problem in all countries. Due to high inflation goods prices grow, savings depreciate, the capital goes abroad, the investment attractiveness of economy decreases. Consequently, it slows down economic growth, increases macroeconomic uncertainty and forces the population to be nervous enough. Inflation targeting became the answer to all these problems.
Keywords: inflation, inflation targeting, flexible targeting of inflation, monetary policy, central bank, prices, savings, forecast, economic growth.
References
1. Current trends in the development of the banking industry : a monograph / call. authors; under the editorship of prof.Uh. Sokolinski And I.E. Shaker. M. : RUSYNS, 2016. 276 p.
2. Money, credit, banks. Monetary and credit markets : a tutorial and workshop / ed. by M.A. Abramova, L.S. Alexandrova. -Moscow : Yurayt, 2018. 436 p.
3. Berdyshev A.V. Features of modern monetary policy of the Bank of Russia // Vestnik universiteta (State University of management). 2019. No. 2. P. 113-117.
4. Berdyshev A.V. Modern problems of inflation targeting in Russia // Questions of economic Sciences. 2015. No. 4. -Pp. 129-131.
5. Butuzova A.S. short-Term results of the sharp transition to the policy of inflation targeting in the Russian Federation // Finance and credit. 2017. No. 34. P. 2032-2043.
6. Kondratov D.I. Relevant features of the monetary-credit regulation in Norway // problems of forecasting. 2012. No. 5. P. 30-46.
7. Oh Nikonov.E., Veselovsky A.A. inflation Targeting as a method of combating inflation // Kazan Bulletin of young scientists. 2017. No. 3. P. 154-160.
8. And Sapova.K. Comparative analysis of basic inflation indicators for Russia // Economics and Statistics. 2016. No. 5. P. 63-71.
9. Svirina E.M. Macroeconomic features of transition to the regime of inflation targeting in developed countries // Economy. Tallage. Right. 2015. No. 1. P. 100-106.
10. Current problems and prospects of development of financial markets and banks : monograph / call. authors ; ed.Uh. Soko-linski. M. : KNORUS, 2018. 241 p.
11. Chernikova L.I., Bragina T.S. inflation Targeting as a priority task of the Bank of Russia // Financial Analytics: problems and solutions. 2016. No. 40. P. 26-36.
12. Eric Johannes Bruce, Kjetil Olsen, Norway: a fair chance that the inflation target will be reduced to 2%. URL : https://e-markets.nordea.com/api/research/item/38350.pdf
13. Inflation.EU - https://www.inflation.eu/inflation-rates/norway/ historic-inflation/cpi-inflation-norway-2017.aspx
14. Norway : 2018 // IMF working paper. URL : https://www.imf. org/~ / media / files/
15. Svensson L. inflation targeting / / NBER working paper. No 16654. URL : https://www.unich.it / -vitale / Svensson-1997.pdf
>
Н
T
э я Ы
71 >
Н