Научная статья на тему 'Зарубежный опыт таргетирования инфляции'

Зарубежный опыт таргетирования инфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ИНФЛЯЦИЯ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ / CENTRAL BANK / INFLATION / EXCHANGE RATE / MONETARY POLICY / INFLATION TARGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердышев Александр Валентинович

Основной причиной перехода к инфляционному таргетированию явилось снижение эффективности традиционных подходов в сфере монетарного регулирования в условиях усиления тенденции глобализации мировой экономики. Первоначально переход к таргетированию инфляции осуществлялся только развитыми странами, впоследствии эта стратегия стала активно внедряться странами с развивающимися рынками. В статье на основе анализа международного опыта определяются особенности реализации национальными центральными банками режима таргетирования инфляции. Определено, что несмотря на существование значительных страновых отличий как по уровню экономического развития, так и вовлеченности в мировую экономику, практический опыт использования инфляционного таргетирования свидетельствует о его высокой адаптивности к особенностям макроэкономических условий каждой отдельной страны, что обеспечивает возможность контроля за инфляцией, в том числе, в условиях усиления экономической турбулентности.The main reason for the transition to inflation targeting was the decrease in the effectiveness of traditional approaches in the field of monetary regulation in the face of an increasing trend of globalization of the world economy. Initially, the transition to inflation targeting was carried out only by developed countries, subsequently, this strategy began to be actively implemented by countries with emerging markets. Based on an analysis of international experience, the article determines the specifics of the implementation of the inflation targeting regime by national central banks. It was determined that despite the existence of significant country differences both in terms of economic development and involvement in the global economy, the practical experience of using inflation targeting indicates its high adaptability to the peculiarities of the macroeconomic conditions of each individual country, which makes it possible to control inflation, including, in conditions of increasing economic turbulence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт таргетирования инфляции»

Зарубежный опыт таргетирования инфляции

Бердышев Александр Валентинович,

кандидат экономических наук, доцент, департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: avberdyshev@fa.ru

Основной причиной перехода к инфляционному таргетирова-нию явилось снижение эффективности традиционных подходов в сфере монетарного регулирования в условиях усиления тенденции глобализации мировой экономики. Первоначально переход к таргетированию инфляции осуществлялся только развитыми странами, впоследствии эта стратегия стала активно внедряться странами с развивающимися рынками. В статье на основе анализа международного опыта определяются особенности реализации национальными центральными банками режима таргетирования инфляции. Определено, что несмотря на существование значительных страновых отличий как по уровню экономического развития, так и вовлеченности в мировую экономику, практический опыт использования инфляционного таргетирования свидетельствует о его высокой адаптивности к особенностям макроэкономических условий каждой отдельной страны, что обеспечивает возможность контроля за инфляцией, в том числе, в условиях усиления экономической турбулентности.

Ключевые слова: Центральный банк, инфляция, валютный курс, монетарная политика, инфляционное таргетирование.

а. в

см см

В современных условиях около тридцати государств реализуют денежно-кредитную политику в режиме таргетирования инфляции. В общем понимании инфляционное таргетирование представляет собой определение регулятором целевого показателя инфляции и подчиненность реализуемых им мер достижению публично объявленного целевого ориентира [1].

История практического использования инфляционного таргетирования как особого режима монетарной политики началась в 1990 г., когда Резервным банком Новой Зеландии в качестве основной цели был определен устойчиво низкий рост потребительских цен. К середине 1990-х гг. опыт инфляционного таргетирования начинают использовать монетарные власти таких развитых стран, как Великобритания, Финляндия, Швеция и Канада. Первой среди развивающихся стран, осуществивших переход к режиму инфляционного таргетирования стала Чили. В течение 2000-х гг. режим инфляционного таргетирования начинают использовать и другие развивающиеся страны: Таиланд, Южная Корея, Бразилия, Колумбия, а также Чехия и Польша, а несколькими годами позже - Румыния, Турция, Сербия, Индонезия, Гана и Парагвай [2].

Объективной основой активного внедрения режима инфляционного таргетирования явились особенности развития национальных экономик в условиях усиливающейся глобализации. Потребность в смене номинального якоря монетарной политики обусловливалась несостоятельностью политики по таргетированию монетарных показателей в условиях усиления международной интеграции большинства стран.

Политика по таргетированию монетарных показателей оказывалась результативной в экономически развитых странах при незначительной степени их вовлеченности в глобальные процессы. По мере расширения внешнеторговых связей между странами, последующей отмене законодательных ограничений на перемещение капитала, а также развития глобального финансового рынка, формировались предпосылки к поэтапной трансформации режима монетарной политики

В условиях усиливающейся амплитуды колебаний курса национальных валют под воздействием высокой волатильности потоков капитала, регуляторами предпринимались попытки таргетирования курса национальной валюты. Тем не менее, несостоятельность режима таргетирования валютных курсов регуляторами европейских государств в начале 1990-х гг., ограничивавшего колебания курса в строго определенном коридоре, а позднее валютно-финансовый кризис в азиатском регионе

и дефолты ряда латиноамериканских государств в конце 1990-х - начале 2000-х гг., явились наглядным примером несовершенства подобной политики [5].

Ко второй половине 2000-х гг. при значительном росте масштабов транснациональных потоков капитала аналогичные выводы сделали монетарные власти большинства стран мира. Усиливающаяся зависимость национальных экономик от турбулентности на мировых финансовых и торговых рынках обусловила необходимость придания монетарной политике большей гибкости.

В этих условиях в 1990-х гг. режим инфляционного таргетирования активно внедрялся в практику монетарного регулирования странами с развитой экономикой, в том числе европейскими государствами (Испания, Финляндия, Словакия) впоследствии присоединившихся к монетарному союзу, что потребовало отказа от самостоятельной монетарной политики, а в 2000-х гг. эта инициатива была подхвачена странами с развивающимися рынками [4].

Следует отметить, что по информации МВФ, режим инфляционного таргетирования в классическом понимании реализуется только в таких странах, как Канада, Австралия, Великобритания, Норвегия, Польша, Швеция, Чили, Израиль, Япония и Мексика, в числе которых лишь два государства с развивающейся экономикой. Центральными банками указанных стран практически не осуществляется воздействие на динамику курса национальной валюты. Проведение валютных интервенций осуществляется в исключительных случаях и сопровождается стерилизационными мерами регуляторов с целью нейтрализации их возможного влияния на процентные ставки [3].

В конце 1990-х гг. Резервным банком Новой Зеландии были заложены основы смягчения классического режима инфляционного таргетирования, что обеспечивало повышение гибкости монетарной политики в условиях ее ориентированности как на инфляцию, так и на динамику ВВП и курса национальной валюты. Усиление гибкости режима инфляционного таргетирования способствовало его активному внедрению в практику монетарного регулирования стран с развивающейся экономикой, для которых характерна относительная неразвитость финансовых рынков.

Следует отметить, что значительное влияние на результативность режима таргетирования инфляции оказывает независимость регулятора от политического воздействия. В развитых странах наблюдается различный уровень независимости центральных банков. Наибольшая независимость Центрального банка обеспечивает возможность свободного принятия необходимых решений для достижения целевых показателей инфляции. В большинстве экономически развитых стран Центральный банк обладает инструментальной независимостью, при этом целевой ориентир монетарной политики директивно определяется либо главой правительства, что характерно, например,

для Великобритании, либо регулятором совместно с главой правительства, что определяется законодательством таких стран как Израиль, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южная Корея.

Наибольшей независимостью обладает Центральный банк Швеции (Riksbank), в 1998 г. получивший возможность самостоятельного принятия решений и выбора целей денежно-кредитной политики. Диаметрально противоположная ситуация имеет место в Норвегии, где согласно законодательству у Центрального банка (NorgesBank) отсутствует право принятия решений без предварительного одобрения в министерстве финансов, а целевое значение инфляции определяется правительством страны.

Информационная прозрачность центрального банка также рассматривается в качестве необходимого условия перехода к режиму таргетирования инфляции. Одним из первых центральных банков, усовершенствовавшим информационный канал взаимодействия с экономическими субъектами, стал Банк Англии, которым в 1993 г. впервые был опубликован Отчет по инфляции, включавший всесторонний макроэкономический анализ и прогнозные значения инфляции, в соответствии с которым Банком Англии принималось решение по уровню процентной ставки. Наибольшая активность по публикации отчетов, экспертных оценок, протоколов и статистической информации характерна для Riksbank. Руководители центральных банков Новой Зеландии, Канады, Австралии и Великобритании, помимо информирования участников рынка, должны предоставлять отчет парламенту и принимать во внимание правительственные рекомендации.

В современных условиях большинством развитых государств в процессе реализации режима таргетирования инфляции оценка ее уровня осуществляется на основе индекса «базовой инфляции», характерной особенностью которого является незначительная чувствительность к временным ценовым шокам. Этот показатель воспринимается экономическими агентами как предсказуемый и наиболее простой в восприятии. В данном контексте заслуживает отдельного внимания опыт Канады, поскольку национальный Центральный банк официально таргетирует инфляцию, рассчитываемую на основе индекса потребительских цен (ИПЦ), что объясняется большей информативностью этого индекса для канадцев, отражающим стоимость жизни большей части граждан. Центральный банк Швеции в 1997 г., напротив, отказался от применения ИПЦ и в настоящее время таргетирует «базовую инфляцию». Южная Корея и Израиль по сей день отдают предпочтение использованию в качестве оценочного показателя инфляции - индекс потребительских цен, поскольку исключение отдельных компонентов потребительской корзины снижает точность результатов.

Еще одна особенность таргетирования инфляции в развитых странах заключается в использовании плавающего курса валюты. Возможность

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

использования плавающего курса во многом определяется высоким уровнем развития финансовой системы, в частности, развитостью национального валютного рынка. В развитых странах валютные интервенции проводятся центральными банками крайне редко. Причинами выхода регулятора на валютный рынок может явиться значительное усиление волатильности курса национальной валюты, пополнение валютных резервов, циклические изменения валютного курса [4].

Рассматривая особенности перехода к тарге-тированию инфляции в различных с точки зрения уровня развития экономики странах, следует отметить, что большинством развивающихся стран переход к режиму инфляционного таргетирова-ния осуществлялся в условиях достаточно высокого уровня инфляции, тогда как развитые страны трансформировали режим монетарной политики при устойчиво низком росте цен. Согласно представленной на официальных сайтах центральных банков развивающихся стран информации, только в Тайланде, Перу и Бразилии за год до перехода к режиму таргетирования инфляции удалось добиться ее снижения до уровня менее 5% на основе реализации дефляционных мер.

Такие развивающиеся страны как ЮАР, Мексика, Филиппины, Чехия и Венгрия осуществляли переход к режиму инфляционного таргетирования при уровне инфляции близком к 10%. А Гватемала, Чили, Гана, Колумбия, Польша и Турция боролись с 20-ти процентной инфляцией на основе смешанных форм монетарной политики, включавших, в том числе, административное воздействие на уровень цен с целью замедления инфляции до 10%.

Страны с формирующимися рынками характеризуются высоким уровнем неопределенности и в первые годы таргетирования Центральному банку приходится достаточно часто осуществлять пересмотр целевых ориентиров по инфляции. Так, например, Банком Ганы в условиях высокой во-латильности ИПЦ целевой ориентир по инфляции определяется пересматривается ежегодно в пределах несимметричного диапазона с верхней границей 10%. В Бразилии, Колумбии, Перу, Польше, Тайланде, Чехии и ЮАР национальным центральным банком определяется долгосрочный целевой ориентир по инфляции, в Венгрии, Гватемале, Мексике, Турции и на Филиппинах таргет по инфляции устанавливается на среднесрочную перспективу.

Для стран с формирующимися рынками проблема макроэкономической стабильности является одной из наиболее острых в условиях неразвитости политической и экономической среды, несовершенства законодательства, приоритетности ^ решения бюджетных проблем, высокого инфля-= ционного давления и значительной волатильно-е сти показателей безработицы и ВВП. Специфика инфляционного таргетирования в этих условиях S определяется существенной зависимостью дина-SB мики внутренних цен от курса национальной валю-

ты, что формирует потребность в проведении центральными банками валютных интервенций.

Таким образом, исследование зарубежного опыта инфляционного таргетирования свидетельствует о возможности его адаптации к экономическим особенностям стран, характеризующихся различным уровнем экономического развития и вовлеченности в процессы глобализации. В условиях перехода к режиму таргетирования инфляции становится возможным поддержание ее уровня вблизи установленного целевого ориентира, что способствует позитивной динамике ключевых макроэкономических показателей. Характерной особенностью инфляционного таргетирования в странах с формирующимися рынками является активное использование регуляторами валютных интервенций с целью снижения волатильности на внутреннем валютном рынке.

Литература

1. Бердышев, А. В., Картиева, Д.С. Международный и российский опыт таргетирования инфляции / А.В. Бердышев, Д.С. Картиева // Финансовые рынки и банки. - 2019. - № 2 - С. 7-11.

2. Бобкова, Д.А. Зарубежный опыт денежно-кредитного регулирования развитых и развивающих стран, применяющих инфляционное тар-гетирование / Д.А. Бобкова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - № 3 (125). - С. 145-150.

3. Пищик, В.Я. Мировой опыт таргетирования инфляции и возможности его использования в России / В.Я. Пищик // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. - 2012. - № 3. -С.62-78.

4. Трунин, П. В., Божечкова, А. В., Киюцевская, А. М. О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования / П.В. Трунин, А.В. Божечкова, А.М. Киюцевская // Деньги и кредит. -2015. - № 4. - С. 61-67.

5. Чаркин, А.В. Мировой опыт инфляционного таргетирования / А.В. Чаркин // Финансовый журнал. - 2012. - № 1. - С. 115-128.

FOREIGN EXPERIENCE OF INFLATION TARGETING

Berdyshev A.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The main reason for the transition to inflation targeting was the decrease in the effectiveness of traditional approaches in the field of monetary regulation in the face of an increasing trend of globalization of the world economy. Initially, the transition to inflation targeting was carried out only by developed countries, subsequently, this strategy began to be actively implemented by countries with emerging markets. Based on an analysis of international experience, the article determines the specifics of the implementation of the inflation targeting regime by national central banks. It was determined that despite the existence of significant country differences both in terms of economic development and involvement in the global economy, the practical experience of using inflation targeting indicates its high adaptability to the peculiarities of the macroeconomic conditions of each individual country, which makes it possible to control inflation, including, in conditions of increasing economic turbulence.

Keywords: Central Bank, inflation, exchange rate, monetary policy, inflation targeting.

References

1. Berdyshev, A.V., Kartoeva, D.S. International and Russian experience of inflation targeting / A.V. Berdyshev, D.S. Kortieva // Financial markets and banks. - 2019. - № 2-P. 7-11.

2. Bobkova, D.A. Foreign experience of monetary regulation of developed and developing countries applying inflation targeting / D.A. Bobkova // Bulletin of the Samara state University of Economics. - 2015. - № 3 (125). - Pp. 145-150.

3. Pischik, V. Ya. World experience of inflation targeting and the possibility of its use in Russia / V. Ya. Pischik / / STAGE: Economic theory, analysis, and practice, 2012, № 3, Pp. 62-78.

4. Trunin, P. V., Bozhechkova, A. V., Kiyutsevskaya, A.M. What the world experience of inflation targeting says / p. V. Trunin, A.V. Bozhechkova, a.m. Kiyutsevskaya // Money and credit. -2015. - № 4. - Pp. 61-67.

5. Charkin, A.V. World experience of inflation targeting / A.V. Char-kin // Financial journal. - 2012. - № 1. - Pp. 115-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.