Международный и отечественный опыт молодежной политики International and domestic experience of youth policy
Ахмедова Нилуфар Наимжоновна
Студент 4 курса Факультет Систем Управления Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники
Россия, Томск
Akhmedova Nilufar Naimjonovna
Student 4 term Faculty of Control Systems Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics
Russia, Tomsk
Научный руководитель
Малаховская Елена Константиновна
Старший преподаватель кафедры АОИ Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники
Россия, Томск
Scientific adviser Malakhovskaya Elena Konstantinovna
Senior Lecturer of the Department of AOI Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics
Russia, Tomsk
Аннотация.
Механизмы и принципы развития молодежной политики в настоящее время становится все более актуальной. Встает проблема объективной оценки отечественного опыта работы с молодежью, а также изучения, анализа, выявления возможностей адаптации зарубежного опыта реализации молодежной работы, молодежной политики к российским условиям. Европейский Союз и ООН имеют долгий и проработанные механизмы развитии молодежной политики. При определенной схожести форм и методик реализации молодёжной политики в европейских странах, можно выделить две приоритетные стратегии развития. При анализе нормативных актов, программ и инициатив ЕС в области молодёжной политики, была выделена основная их задача - национальная стратегия развития молодёжной политики в странах Европы. ООН в свою очередь разработал ряд важных документов, особенностью которых является обязательная сопряжённость с тенденциями и показателями всех стран, вне зависимости от уровня развития. Изучив зарубежный опыт, были сделаны выводы что основные стратегии развития в странах ЕС, при тщательном изучении и адаптации дадут возможность внедрить инновационные механизмы развитая молодежной политики для Российской Федерации.
Annotation.
The mechanisms and principles for the development of youth policy are now becoming more relevant. The problem arises of an objective assessment of domestic experience in working with youth, as well as studying, analyzing, identifying opportunities for adapting foreign experience in implementing youth work and youth policy to Russian conditions. The European Union and the UN have a long and elaborate mechanism for the development of youth policy. With a certain similarity in the forms and methods of implementing youth policy in European countries, two priority development strategies can be distinguished. When analyzing EU regulations, programs and initiatives in the field of youth policy, their main task was singled out - a national strategy for the development of youth policy in European countries. The UN, in turn, has developed a number of important documents, the peculiarity of which is the obligatory contingency with the trends and indicators of all countries, regardless of the level of development. Having studied foreign experience, it was concluded that the main development strategies in the EU countries, with careful study and adaptation, will make it possible to introduce innovative mechanisms for a developed youth policy for the Russian Federation.
Ключевые слова. Молодежная политика, Европейский Союз, ООН, стратегия развития.
Key words: Youth policy, European Union, UN, development strategy.
В Российской Федерации молодежная политика рассматривается как система приоритетов и решений и действий государства в целях устойчивого социально-экономического развития [1]. В тоже время Европейском
Союзе молодежная политика имеет немного другое определение и представлена как «стратегия, реализовываемая государственными органами власти в целях предоставления молодым людям возможностей и практического опыта, необходимых для успешной интеграции в общество и функционирования в качестве активных и ответственных членов своих социумов и инициаторов перемен» [2].То есть, молодежная политика рассматривается как способ интеграции ответственной и активной молодежи в социум.
Эффективная и результативная государственная молодежная политика устанавливается посредством фактической реализации комплекса мер разного характера - правовых, социальных, экономических, организационных, духовных нравственных, психологических, воспитатель и т.д. Внедрение вышеперечисленных мер создают условия для создания подходящих условий для результативного развития потенциала молодого поколения.
Многие эксперты считают, что западные страны достигли успеха в области молодежной политики и имеет хорошие результаты, их опыт может оказаться полезным для разработки и реализации стратегии развития государственной молодежной политики Российской Федерации, с учетом особенностей и ценностей нашей страны.
Рассматривая мировой опыт нельзя не заметить не только различия подходов к формированию и реализации молодёжной политики, но и к самому определению молодёжи.
Таблица 2. Возрастная структура и численность молодежи в разных странах в 2021году
Страна Возраст Численность Доля молодежи в
молодежи молодежи, тыс. общей числ-ти
чел населения, %
Германия 14-27 14015 17,09
Япония 15-29 19202 15,08
США 13-29 65342 20,82
Российская Федерация 14-35 39091 27,02
Франция 15-24 7597 11,93
Финляндия 14-29 1002 18,46
Бразилия 15-24 34242 17,03
Индия 13-35 550000 45,0
КНР 13-35 380063 28,0
ЮАР 14-35 19370 36,56
Делая вывод из таблицы 2, можно заметить что возрастая структура молодежи в разных странах варьируется в пределах от 13 до 35 лет, причем самая высокая доля молодежи концентрируется в Индии (45% от общей численности населения), а самая низкая концентрация молодых людей во Франции, однако стоит сказать о том, что данный значительный разрыв скорее всего вызван во-первых разной численностью населения в этих странах, а во-вторых разными возрастными границами, что непосредственно влияет на конечные данные.
Однако несмотря на разницу в подходах определения молодежи, перед молодежной политикой всех стран, стоит общая цель - поддержка бесконфликтной интеграции молодежи в общество и повышение их самостоятельности.
Рассмотрим две основных стратегии развития молодежной политики в западных странах что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Стратегии развития при реализации молодежной политики в западных странах
В странах северной и восточной Азии существенное внимание сконцентрировано на образовании и сопутствующим трудоустройстве молодёжи. В Китайской народной республике государственная молодёжная политика осуществляется согласно с решениями их коммунистической партии, которая не обделяет вниманием ни одну из сфер жизни молодёжи.
Свыше девяноста надрегиональных молодёжных союзов существует в Германии, где организовано около четверти всей молодёжи страны. А в США ввели и реализуют механизмы ГЧП - государственно-частного партнерства, в реализации молодёжных программ участвуют как частные коммерческие сектора, так благотворительные организации. В образовательных учреждениях (школьного, и после школьного уровня) развиты органы самоуправления, оказывающие помощь молодым людям в приобретении необходимых социально-культурных и коммуникативно -управленческих навыков.
Рассматривая мировой опыт разных стран, можно говорить о том, что наиболее эффективнее центры помощи молодежи и соответствующие службы работают при государственном финансовом обеспечении. В Турции в некоторых больших городах действуют информационно-культурные молодёжные центры. А в Германии работают консультативные бюро для информирования молодых людей. Вышеуказанные центры имеют базовый пакет услуг, систему обмена информацией и обновления, кроме того, они так же объединены в единой сети.
Разветвленная система государственно-общественных служб социальной помощи молодым людям используется в таких странах как Португалия и Испания. Однако при определенной схожести форм и методик реализации молодёжной политики в европейских странах, всё же можно выделить две приоритетные стратегии развития что представлены на рисунке 2.
(Франция,
_ (Швеция,
Рисунок 2. Приоритетные стратегии развития молодежной политики в е вропеиских странах
Главной задачей современной государственной молодежной политики в этих странах выступает выравнивание социального статуса различных категорий молодежи. Поддержка молодежи и развитие молодежной политики одно из важнейших направлений деятельности Организации Объединенных Наций (ООН). Об этом говорят принятые ООН и ее органами ряд концептуально-нормативных актов, связанных с проблемами молодежной политики, таблица 3.
Таблица 3. Концептуально-нормативные акты ООН
год Нормативный акт
1948 Всеобщая декларация прав человека
1965 Декларация Генеральной Ассамблеи ООН № 2037 (XX) «О распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»
1981 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 36/17 «Каналы связи между организацией Объединенных Наций и молодежью, и молодежными организациями»
1985 «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодёжи»
1995 «Всемирная программа действий для молодёжи до 2000 года и на последующий период»
2005 Стратегия UN-Habitat расширения участия молодёжи
Документ, в котором ООН впервые указал о необходимости формирования направленной политики в отношении молодых людей и выделило это в отдельную группу, была Декларация Генеральной Ассамблеи ООН № 2037 (XX) «О распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» [3]. Документом по выработке конкретных мер и рекомендаций правительствам по формированию государственной молодежной политики стало «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи».
Принятая в 1995 году - «Всемирная программа действий в интересах молодежи до 2000 года и на последующий период», дала толчок для дальнейшего развития в структуре ООН. Программа составила основу формирования молодежной политики в странах мира, констатируя важную роль молодежи не только как основу источника трудовых ресурсов, но и как фундаментальную силу социально-экономического и политического развития [4].
Кроме того, программа определила десять приоритетных направлений в сфере молодежной политики
[4]:
1) образование;
2)здравоохранение
3) организация досуга;
4) занятость;
5) борьба с голодом и нищетой
6) окружающая среда;
7) преступность среди несовершеннолетних;
8) злоупотребление наркотическими средствами,
9) гендерные вопросы;
10) участие молодёжи в процессе принятия решения.
Основными положениями стратегии «UN-Habitat расширения участия молодёжи» являются: участие молодёжи в деятельности организаций на глобальном, национальном и локальном уровнях, туристические программы, управление коммуникацией и информацией, а также знаниями стратегии партнёрства и координации.
Особенностью документов ООН является обязательная сопряжённость с тенденциями и показателями всех стран, вне зависимости от уровня развития. Кроме ООН, хорошим примером развития молодежной политики является опыт Европейского союза (далее по тексту ЕС). Деятельность в рамках стратегии ЕС в сфере молодежной политики (2019—2027 гг.) базируется на трех основных моментах:
• вовлечение молодежи;
• развитие взаимосвязей в социуме;
• расширение прав и возможностей молодежи.
В странах ЕС поощряется участие молодежи в жизни демократического общества (вовлечение); продвигается добровольное участие и солидарность в межкультурном обучении (развитие взаимосвязей), а также поддерживается повышения качества, инновационности и признания работы молоды людей (расширение прав и возможностей).
Стратегия направлена на то, чтобы охватить всю молодёжь и подстегнуть программы ЕС под более доступные рамки для молодых людей с ограниченными возможностям.
Молодежная политика Совета Европы на данный момент задается стратегическим документом «Повестка 2030» [1].
Приоритетами политики станут:
• права человека и демократия;
• сосуществование разных культур и укладов;
• социальная вовлеченность молодежи.
ЕС занимает позицию в молодёжной политики, основанную на правах человека, демократических нормах и ориентированность на вовлеченность молодых людей в процесс принятия ращения, а также информационную компетентность и мобильную работу молодежью, то есть на все те ценности, которые позволяют молодым людям активно участвовать в формировании молодежной политики в европейском обществе, основа которого неотчуждаемые права человека и принцип демократии и законности.
Кроме того, Совет Европы координирует межправительственное и международное сотрудничество в сфере молодежной политики и предлагает союзным государствам поддержку в выработке и реализации молодежной политики на основе признанных на международном уровне принципов и стандартов. Такая поддержка выражается в организации семинаров и мерах по расширению области возможностей в сферах [1]:
• неформального образования;
• подготовки международных обзоров национальных стратегий
• предоставлении необходимых специалистов;
• координации обмена опытом;
• независимой экспертизы и оценки;
• предоставлении консультационных услуг.
В числе других стоит отметить финансирование молодежных проектов, через Европейский молодежный фонд, и программы по расширению возможностей молодежи, реализуемые в европейских молодежных центрах.
Анализируя нормативные акты, программы и инициативы ЕС в области молодежной политики, стоит выделить, что основная их задача - национальная стратегия развития молодежной политики в странах Европы.
Таблица 5.Документы ЕС в сфере молодежной политики
Год Документ
1993 Договор о создании Европейского союза
2001 «Белая книга» по вопросам молодежи
2009 Европейский молодежный пакет
Наднациональные стратегические документы ЕС дают возможность странам с разными традициями, религиями и национальным составом создавать и реализовывать общие программы и меры по развитию молодёжной сферы на всем европейском пространстве. Однако, такая стратегия имеет подводные камни, которые могут угрожать национальной безопасности отдельных государств.
Не стоит забывать, что в каждой развитой стране в ЕС государственная молодёжная политика основывается не только на общеевропейских документах, но и на собственных нормативно-правовых актах.
В Российской Федерации с 21 мая 2012 года вопросами молодежи занимается Министерство образования и науки, в ведение которого также входят Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» и Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики.
Реализация государственной молодежной политики осуществляется как говорилось ранее с помощью целевых программ.
Кроме этого, для нашей страны характерен низкий уровень социально-общественного и политического участия молодежи в делах государственного сектора и управления. И конечно же в сравнении с зарубежными странами государственная молодежная политика в Российской Федерации имеет ряд особенностей.
Например, основными механизмами реализации молодежной политики в нашей стране является информирование молодежи о представляющихся возможностях развития. В Российской Федерации действует система молодёжных социальных служб, которых на данный момент насчитывается более ста, службы трудоустройства и профориентации молодёжи. Действуют также около двух тысяч социальных служб разного спектра для детей и молодёжи, юридические консультации, телефоны доверия, центры помощи разным категориям молодёжи.
Таким образом, рассмотрев отечественный и зарубежный опыт, можно говорить о том, что для совершенствования и эффективной реализации государственной молодежной политики в России целесообразно использовать различные методы, модели, механизмы и в целом опыт реализации молодежной политики за рубежом.
Список используемой литературы:
1. Публикация Основы молодежной политики по заказу Совета Европы и Европейской комиссии, 2019. С. 13-25 [Электронный ресурс]: URL: https://pjp-eu.coe.int/ (дата обращения: 21.10.2022).
2. «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. «О распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» [Электронный ресурс]: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН № 2037 (XX) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. «Всемирная программа действий в интересах молодежи до 2000 года и на последующий период» [Электронный ресурс]: официальный сайт ООН : URL: https://www.un.org/ru (дата обращения: 21.10.2022).