■ ■ ■ Молодежная политика и ООН: коммуникации молодежи на глобальном уровне
Камалова (Алаева) М.И.1, Куйдина Е.С.2
1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация.
2. Самарский государственный экономический университет, Самара, Российская Федерация.
Аннотация. В данной статье авторы ставят цель рассмотреть и проанализировать существующие инструменты коммуникации молодежи, процессы реализации молодежной политики на международном уровне, уровень включенности отдельных государств в формирование международной молодежной повестки, перспективы укрепления и развития диалога между молодежью разных стран, а также определить степень эффективности этих коммуникаций. Обозначены ключевые исторические вехи становления и развития молодежной повестки Организации Объединенных Наций. В статье приведены и проанализированы основные современные инициативы ООН по улучшению положения молодежи и активизации молодежной коммуникации. Авторы также рассматривают Индекс развития молодежи ЮНЕСКО, который включает в себя такие показатели как уровень образования, здоровья и благополучия, занятости и возможностей, политического и гражданского участия молодых людей.
Ключевые слова: коммуникация, молодежь, молодежная политика, ООН, коммуникации молодежи, институты молодежной политики, международные коммуникации
Для цитирования: Камалова М.И., Куйдина Е.С. Молодежная политика и ООН: коммуникации молодежи на глобальном уровне // Коммуникология. 2020. Том 8. №4. C. 151-160. DOI 10.21453 / 2311-3065-2020-8-4-151-160.
Сведения об авторах: Камалова (Алаева) Мария Игоревна - аспирант факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; Куйдина Екатерина Сергеевна - аспирант Самарского государственного экономического университета. Адрес: 119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-т, 27/4. E-mails: maria.alaeva.msu@gmail. com; [email protected].
Статья поступила в редакцию: 05.09.2020. Принята к печати: 21.11.2020.
Активное развитие ряда стран в экономическом и технологическом плане, процессы цифровизации способствуют укреплению и нарастанию межгосударственного сотрудничества, ключевыми сферами которого становятся образование, наука, туризм [Шарков: 202]. Все это естественным образом повышает роль международных коммуникаций молодежи, которая является важнейшим объектом и субъектом самых разных отношений в обществе и государстве. Сегодняшнее поколение молодежи в ближайшем будущем станет определять политику как собственного государства, так и на международном уровне. Одновре-
менно, являясь источником общественного прогресса, молодые люди в силу своей открытости ко всему новому и склонности к протестному отношению, могут восприниматься представителями власти и как источник риска, политической и социальности нестабильности1. Ни одно государство не обходит вопросы молодежи и молодежной политики стороной, понимая то, что молодежь будучи важной и одной из самых непростых социальных аудиторий является стратегически важным объектом и субъектом политической, социальной и экономической жизни общества. Примеры некоторых стран показывают, что системная и планомерная работа с молодежью крайне важна, а ее отсутствие или попустительское отношение к молодежным вопросам может и вовсе дестабилизировать политическую систему [Андреев, Ильин]. Вопросы эффективности и результативности молодежной политики, коммуникативных процессов в молодежной среде остаются весьма актуальными, так как не всегда действия со стороны государств демонстрируют желательного эффекта. Особо пристальное внимание молодежи уделяют крупнейшие международные организации, формирующие глобальные ценности и аккумулирующие молодежные идеи со всего мира. Например, ООН в качестве основных приоритетов и ценностей деятельности молодежи определяет развитие общества, поддержание мира, вовлечение молодежи в политическую деятельность2. Важно отметить и то, что некоторые положения международных соглашений середины XX века на сегодняшний день находятся в основе государственной молодежной политики РФ. Например, в «Европейской хартии об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований» закреплена возможность включения молодёжи в процесс принятия решений, затрагивающих ее интересы [Андрюшина].
По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в 2018 году 162 из 198 стран (82%) имели принятую на государственном уровне национальную молодежную политику, в 2014 году - 127 стран, а в 2013 году - лишь 99 стран [Leonard, Richard]. Количественный рост стран, реализующих национальную молодежную политику, показывает, что всё больше и больше государств осознают тот факт, что необходимо создание эффективной институциональной инфраструктуры государственной молодежной политики, способствующего реализации потенциала, прав и интересов молодежи: законодательства, формирования необходимых органов государственной власти, а также определения стратегии действий в отношении молодого населения и налаживания эффективного диалога с молодой аудиторией.
Основным актором, формирующим и реализующим молодежную повестку на международном уровне, предоставляющим площадку для укрепления и развития общения между молодежью разных стран является Организация Объединенных Наций и ее различные учреждения, вспомогательные органы и аффи-
1 Гражданский сектор государственного управления (2018) / под ред. А.И. Соловьева.
2 Там же: 387.
лированные организации. Нельзя не отметить тот факт, что международное сообщество, представленное учеными и практиками, в рамках доклада ООН о состоянии молодежи пришли к выводу, что единым образом определять молодежь нельзя в принципе. Тем не менее отметим, что под «молодежью» ООН официально определяет лиц в возрасте от 15 до 24 лет согласно резолюции 36/28 Генеральной ассамблеи ООН 1981 года, в России - с 14 до 30 лет1, в находящимся на рассмотрении федеральном законе о молодежной политики - до 35 лет2. Текущая статистика ООН по молодёжи основана на обозначенной возрастной группе, о чем свидетельствуют ежегодные статистические отчеты Организации по демографии, образованию, занятости, здоровью и т.д. Согласно последним оценкам численности населения в 2019 году в мире насчитывалось 1,2 миллиарда человек в возрасте от 15 до 24 лет или 16% населения мира. Что касается регионального распределения молодежи по миру, то в 2019 году эпицентрами стали Центральная и Южная Азия, где проживает наибольшее количество молодежи (361 млн), за ней следуют Восточная и Юго-Восточная Азия с 307 млн молодых людей и Африка к югу от Сахары - 211 млн.
История взаимодействия ООН с молодежью началась в 1965 году, когда Организация признала, что «воображение, идеалы и энергия молодых людей жизненно важны для развития общества, в котором они живут» [United Nations Resolution 2037 (XX) 1965], приняв Декларацию о продвижении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами.
Первой глобальной инициативой по молодёжной проблематике стала принятая в 1995 году Всемирная программа действий, касающаяся молодежи. По сей день программа является ключевым координационным центром по вопросам молодежи в ООН. Всемирная программа действий для молодежи призвана обеспечить политическую основу и практические рекомендации для национальных правительств с целью улучшения положения молодых людей. После обновления в 2003 году программа действий охватывает 15 приоритетных вопросов, которым правительства должны уделять приоритетное внимание в рамках национальной молодёжной политики: образование, трудоустройство, голод и бедность, здоровье, окружающая среда, злоупотребление наркотиками, подростковая преступность, занятия в свободное время, молодые девушки, участие молодежи в жизни общества, глобализация, информационные технологии, ВИЧ/ СПИД, молодёжь и конфликт, отношения между поколениями. Программа ООН по делам молодежи является частью отдела социальной политики и развития
1 Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 2015 г № 2570-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [эл. ресурс]: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_190661/ (дата обращения: 27.08.2020).
2 В России предложили увеличить возраст молодежи с 30 до 35 лет // Известия, 15.07.2020 [эл. ресурс]: https://iz.ru/1035715/2020-07-15/v-rossii-predlozhili-uvelichit-vozrast-molodezhi-s-30-do-35-let (дата обращения: 25.08.2020).
Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, который является исполнительным центром по работе с молодежью.
В дополнение ко Всемирной программе действий Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш представил в 2018 году Стратегию Организации Объединенных Наций в отношении молодежи «Молодежь 2030», основной целью которой является «активизировать глобальные, региональные и национальные действия для удовлетворения потребностей молодых людей, реализации их прав и использования их возможностей как «проводников перемен», а также обеспечить участие молодежи в осуществлении Повестки дня на период до 2030 года»1. По мнению Антониу Гутерриша, «мир, экономический динамизм, социальная справедливость, толерантность - все это и многое другое зависит от раскрытия потенциала молодежи». В 2017 году Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назначил посланника Генерального секретаря по делам молодежи, им является представитель Шри-Ланки г-жа Джаятма Викраманаяке.
В качестве второй масштабной инициативы ООН по развитию площадки для установления международного диалога по вопросам молодежи стало регулярное проведение с 1998 года Всемирной конференции министров по делам молодежи под эгидой ООН. Современные стандарты молодежной политики уходят корнями в Лиссабонскую декларацию, согласованную на первой сессии Всемирной конференции министров по делам молодежи в 1998 году, посвященной молодежным программам. Министры подписали ряд обязательств, в том числе необходимость «разработать национальную молодежную политику и программы, направленные на повышение уровня жизни юношей и девушек и создать условия для эффективного проведения государственной молодежной политики, исходя из собственных приоритетов, реалий, обусловленных разными условиями социального, экономического и культурного развития отдельной страны»2.
Важно отметить, что в июне 2019 года в Лиссабоне состоялась Всемирная конференция министров по делам молодёжи и Молодёжный форум «Лиссабон +21». Во встрече приняли участие представители почти 100 стран: руководство министерств, ответственных за молодёжную политику, руководители национальных молодёжных советов и других молодёжных организаций. По итогам Конференции была принята обновлённая Декларация по молодёжной политике и программам «Лиссабон +21», базирующаяся на реализации Повестки 2030. В ходе анализа и сравнения текстов вышеупомянутых деклараций 1998 и 2019 годов, были получены следующие выводы: в более раннем документе гораздо шире освещается молодежная политика - в документе 88 пунктов, объединенных
1 Текст стратегии ООН «Молодежь 2030» [эл. ресурс]: https://www.un.org/ youthenvoy/wp-content/uploads/2018/09/18-00080_UN-Youth-Strategy_Web.pdf (дата обращения: 27.08.2020).
2 Из текста Лиссабонской декларации по вопросам молодежной политики и программам [эл. ресурс]: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/ lisbon.pdf (дата обращения: 27.08.2020).
в 9 блоков: национальная молодежная политика, участие, развитие, мир, образование, занятость, здравоохранение, наркомания и токсикомания, договоренности. Документ 2019 года носит более общий декларативный характер и содержит лишь 19 пунктов.
Третьей глобальной инициативой ООН по развитию молодежной коммуникации является учреждение и проведение ежегодного Международного дня молодежи. В 1999 году в своей резолюции 54/120 Генеральная Ассамблея одобрила рекомендацию вышеупомянутой Всемирной конференции министров по делам молодежи в Лиссабоне об объявлении 12 августа Международным днем молодежи. Тема дня ежегодно меняется в соответствии с актуальными проблемами молодежи. Мероприятия по случаю Международного дня молодежи проходят по всем миру.
В-четвертых, масштабным проектом ООН по вопросам молодой аудитории является публикация на ежегодной основе Всемирного доклада молодежи - глобального отчета о положении молодого поколения, который рассматривает вопросы развития молодежи во всем мире. Анализ основных тем и включённых тематических блоков последних трех докладов 2020, 2018 и 2015 годов (Таблица 1) показывает, что тематики связаны с повесткой дня на период до 2030 года, направлены на интеграцию молодого поколения в социальную, экономическую и общественную сферы жизни.
ООН поступательно расширяет институциональную инфраструктуру для работы с молодежью по всему миру. В рамках ООН была создана межучрежденческая сеть ООН по развитию молодого поколения, состоящая из представителей структур ООН, работа которых имеет отношение к вопросам молодежи. Целью сети является повышение эффективности работы ООН в области развития молодого населения путем укрепления и развития взаимодействия, сотрудничества и обмена между всеми соответствующими структурами ООН. На сегодняшний день членами межучрежденческой сети ООН по развитию молодежи являются 54 подразделения, что подтверждает, что молодежная повестка является актуальной для большого количества структурных подразделений ООН и требует согласованности действий.
Среди членов межучрежденческой сети ООН по развитию молодежи, активно работающих в системе ООН по данным вопросам стоит отметить Программу Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат). Данное агентство содействует развитию социально и экологически устойчивых городов с целью обеспечения всех адекватным жильем. ООН-Хабитат признает молодых людей активными участниками будущего населенных пунктов, в связи с этим работа с молодежью и понимание их разнообразных способностей, опыта является важным элементом долгосрочного успеха в достижении устойчивой урбанизации. Также вопросами молодежи системно занимается молодежный отдел Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), задача которого расширить возможности молодых людей за счет интеграции проблем и вопросов молодежи в программы государств-членов
Таблица 1. Анализ основных тем тематических блоков Всемирных докладов молодежи1 / Analysis of the main themes of thematic blocks of World Youth Reports
Год
Название
Основная тема
Ключевые блоки
2020 Молодежное социальное предпринимательство и Повестка дня 2030
Как молодежное социальное предпринимательство может поддерживать развитие молодежи, способствовать ускорению реализации Целей устойчивого развития (ЦУР)
Потенциал и проблемы молодежного социального предпринимательства Использование новых технологий для поддержки социального предпринимательства
Политические рекомендации по созданию благоприятных, гибких и устойчивых национальных экосистем для молодых социальных предпринимателей_
2018 Молодежь и Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
Как молодежная политика может помочь ускорить достижение целей, связанных с молодежью, в контексте реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
Программа действий для молодежи
Активизация усилий по развитию молодежи со стороны государств; Роль молодых людей в устойчивом развитии
2015 Вовлеченность
молодежи в гражданскую жизнь
Как участие в гражданской жизни влияет на развитие молодежи
Необходимость участия молодежи в экономической, политической и общественной жизни
Растущий интерес и повышенное внимание к гражданской активности молодежи со стороны правительств
в области образования, науки, культуры и коммуникации. Немалую роль в межучрежденческой сети ООН по развитию молодежи играет Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), который продвигает и защищает права молодых людей по всему миру. Таким образом, система ООН состоит из множества агентств, которые занимаются различными видами деятельности с целью повышения благополучия молодёжи и развития эффективной и результативной коммуникации между молодыми людьми разных стран.
Измерение уровня благополучия молодых людей по всему миру является сложной, но важной задачей. Реализации данной задачи способствует Индекс развития молодежи - это составной индекс из 18 показателей, которые в совокупности измеряют прогресс в развитии молодых людей в возрасте от 15
Ист.: официальные тексты докладов ООН 2015, 2018, 2020 гг.
до 29 лет в 183 странах. Индекс стал публиковаться с 2016 года - через год после того, как в ООН приняли перечень из 17 новых целей устойчивого развития. В первую десятку стран мира в Индексе развития молодежи 2016 года вошли: Германия, Дания, Австралия, Швейцария, Великобритания, Нидерланды, Австрия, Люксембург, Португалия, Япония. На сегодняшний день РФ занимает 25 место, имея показатель 0.51 (средний показатель), для сравнения, в Индии 0,47, что уже является низким показателем, самый высокий показатель в Испании 0.97 (1 место), в Швеции 0,84 (2 место), в Англии 0,83 (3 место), в США 0,73 (8 место)1. Индекс включает пять областей, в том числе уровни образования, здоровья и благополучия, занятости и возможностей, политического и гражданского участия молодых людей. Индекс основан на индексе человеческого развития с добавлением конкретных параметров и показателей, ориентированных на молодежь. К таким дополнительным показателям в частности относятся национальный возраст голосования и наличие национального молодежного совета. Шкала оценки для всех стран - от 0 до 1. Если страна получает высший балл (1), следовательно в стране достигнут максимально возможный уровень развития молодежи. Данная система баллов аналогична той, которая лежит в основе Индекса человеческого развития, разработанного ООН. В результате формируется срез возможностей и запросов молодёжи, успешных секторов, а также областей, которые требуют государственного внимания и привлечения инвестиций.
Таким образом, на международном уровне уделяется большое внимание необходимости укрепления диалога и установлению эффективной коммуникации между молодежью и структурами по работе с молодежью всех стран, а также выработки особой национальной политики и международной стратегии по отношению к молодому поколению. Анализ документов и инициатив ООН по вопросам молодежи показал, что активная позиция молодого населения будет играть важную роль в развитии взаимодействия и формирования крепких деловых и дружеских контактов на международной уровне. ООН всё активнее призывает государства к выстраиванию диалога и взаимопонимания, вовлечению молодой аудитории в работу по достижению национальных и глобальных целей развития человечества. Однако, нельзя забывать и том, что далеко не всегда неправительственные международные организации отражают интересы государств-участников (а отражая их, не всегда отражают в равной степени интересы всех государств), они также могут транслировать интересы коммерческих, некоммерческих, религиозных структур. С этой точки зрения лидерская позиция может в некоторой степени определять политику международных организаций2. Помимо этого, вышеперечисленные инициативы ООН носят рекомендательный характер и не предусматривают никаких обязательств, в каждом из государств модели молодежной политики формируются и реализуются с учетом национальной специфики.
1 Официальный сайт Индекса развития молодежи [эл.ресурс]: https://www. youthindex.org (дата обращения 2.09.2020).
2 Государственная политика и управление (2007) / Под ред. Л.В. Сморгунова.
Тем не менее, существенным вкладом ООН в формирование национальных молодежных политик, в том числе и России, стало привлечение внимания 162 государств к различным проблемам молодежи, и как следствие, принятие стратегических документов (напр., концепций развития молодёжной политики) в каждой из стран с учетом содержания документов ООН и по итогам обмена опытом по вопросам молодежи с зарубежными странами на площадках ООН.
В этой связи представляется важным также отметить, что в Российской Федерации для достижения целей устойчивого развития и укрепления коммуникации среди самой молодежи и между государством и молодым населением важно продолжать интегрировать молодых людей в различные сферы международного и национального развития, необходимо использовать потенциал глобальных проектов для разработчиков и акторов отечественной государственной молодежной политики, важно также изучать и положительные зарубежные практики, при этом отводя ключевую роль самой молодежи России, ее интересам, потребностям, чутко чувствуя специфику нашей молодежи и предлагать ей те идеи, ценности, инструменты и формы самореализации и коммуникации, развития и включения в государственную и международную повестку, которые ей приемлемы в определенный момент и которые способны полностью раскрыть ее потенциал, при этом развивая эффективные формы диалога с ней и улучшая уровень жизни молодых людей.
Источники
Андреев А.И., Ильин И.В. (2016). Государственная молодежная политика Российской Федерации: стратегически ориентиры развития // Вестник Высшей школы. № 5. С. 27-39.
Андрюшина Е.В. (2018). Государственная молодежная политика в российском обществе: этапы, основные направления, показатели результативности // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 67.
Гражданский сектор государственного управления (2018) / под ред.проф. А.И. Соловьева. М.: Аргамак-Медиа.
Государственная политика и управление (2007). Учебник. В 2 ч. Часть 11. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгуно-ва. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).
Стратегия ООН «Молодежь 2030» [эл. ресурс]: https://www.un.org/youthenvoy/wp-content/ uploads/2018/09/18-00080_UN-Youth-Strategy_Web.pdf (дата обращения: 27.08.2020).
Шарков Ф.И. (2014). Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков. 4-е изд., перераб. М.: Дашков и К.
Léonard P., Richard N. (2018).Global Survey Report on the United Nations' Work on Youth (Youth-SWAP Outcomes, 2014-2016) [el. source]: https://youtheconomicopportunities.org/ resource/8811/ global-survey-report-united-nations-work-youth-youth-swap-outcomes-2014-2016.
Lisbon Declaration on Youth Policies and Programmes, 12 августа 1998 [эл.ресурс]: https:// www.youthpolicy.org/library/wp-content/uploads/library/1998_Lisbon_Declaration_Eng.pdf (дата обращения: 27.08.2020).
Empowering Youth Through National Policies (2004). In: United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (UNESCO) [эл.ресурс]: http://unesdoc.unesco.org/ images/0013/001345/134502e.pdf (дата обращения: 31.08.2020).
United Nations World report 2020: Youth Social Entrepreneurship and the 2030 Agenda [эл. ресурс]: https://www.un.org/development/desa/youth/wp-content/uploads/sites/21/2020/ 07/2020-World-Youth-Report-FULL-FINAL.pdf (дата обращения: 26.08.2020).
■ ■ ■ Youth Policy and the United Nations: youth communication at global level
Kamalova M.I.1, Kuydina E.S.2
1. Lomonosov Moscow State University (MSU), Moscow, Russia.
2. Samara State Economic University, Samara, Russia.
Abstract. In this paper the authors aim to consider and analyze the existing tools of youth communication, the implementation of youth policy at the international level, as well as the level of involvement of individual states in the formation of the international youth agenda, the strengthening and development of dialogue between young people from different countries and to determine the degree of effectiveness of such communication. The key historical milestones in the formation and development of the youth agenda in the United Nations are outlined. The article presents and analyzes the main modern UN initiatives to improve the situation of youth and activate youth communication. Besides, the authors consider at the UNESCO Youth Development Index, which includes such indicators as education, health and well-being, employment and opportunities, political and civic participation of young people.
Keywords: communication, youth, youth policy, United Nations, youth communications, youth policy institutes, international communications
For citation: Kamalova M.I., Kuydina E.S. (2020). Youth policy and the United Nations: youth communication at the global level. Communicology (Russia). Vol. 8. No.4. P. 151-160. DOI 10.21453/2311-3065-2020-8-4-151-160.
Inf. about the authors: Kamalova (Alaeva) Maria Igorevna - postgraduate student at the School of Public Administration, MSU; Kuydina Ekaterina Sergeevna - postgraduate student of Samara State Economic University. Address: 119991, Russia, Moscow, Lomonosov av., 27/4. E-mails: [email protected]; [email protected].
Received: 05.09.2020. Accepted: 21.11.2020.
References
Léonard P., Richard N. (2018).Global Survey Report on the United Nations' Work on Youth (Youth-SWAP Outcomes, 2014-2016) [el. source]: https://youtheconomicopportunities.org/ resource/8811/ global-survey-report-united-nations-work-youth-youth-swap-outcomes-2014-2016.
Empowering Youth Through National Policies (2004). In: United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (UNESCO) [el. source]: http://unesdoc.unesco.org/ images/0013/001345/134502e.pdf (дата обращения: 31.08.2020).
United Nations World report 2020: Youth Social Entrepreneurship and the 2030 Agenda [el. source]: https://www.un.org/development/desa/youth/wp-content/uploads/sites/21/2020/ 07/2020-World-Youth-Report-FULL-FINAL.pdf (дата обращения: 26.08.2020).
Andreev A.I., Ilyin I.V. (2016). State youth policy of the Russian Federation: strategic guidelines for development. Bulletin of the Higher School. No. 5. P. 27-39 (In. Rus.).
Andryushina E.V. (2018). State youth policy in Russian society: stages, main directions, performance indicators. Public administration. Electronic bulletin. Issue 67 (In Rus.).
Civil sector of public administration (2018) / ed. A.I. Solovyov. M.: Argamak-Media (In Rus.).
Public Policy and Management (2007). Textbook in 2 parts, part 11. Levels, technologies, foreign experience of public policy and management / Ed. L.V. Smorgunova. Moscow: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN) (In Rus.).
UN Youth 2030 Strategy [el. source]: https://www.un.org/youthenvoy/wp-content/uploads/ 2018/09/18-00080_UN-Youth-Strategy_Web.pdf (accessed: 27.08.2020).
Sharkov F.I. (2014). Communicology: Foundations of Communication Theory. 4th ed., rev. M.: Dashkov and K (In Rus.).
Lisbon Declaration on Youth Policies and Programmes, August 12, 1998 [el. source]: https://www. youthpolicy.org/library/wp-content/uploads/library/1998_Lisbon_Declaration_ Eng.pdf (accessed: 27.08.2020).