Научная статья на тему 'Международный форум «Будущее Северо-Восточной Азии в XXI веке: от противоречий к сотрудничеству» (Владивосток, 20-22 августа 2014 г. )'

Международный форум «Будущее Северо-Восточной Азии в XXI веке: от противоречий к сотрудничеству» (Владивосток, 20-22 августа 2014 г. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
158
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный форум «Будущее Северо-Восточной Азии в XXI веке: от противоречий к сотрудничеству» (Владивосток, 20-22 августа 2014 г. )»

Научная жизнь

Синенко И.Ю. Sinenko I.Yu.

Международный форум «Будущее Северо-Восточной Азии в XXI веке: от противоречий к сотрудничеству» (Владивосток, 20-22 августа 2014 г.)

International Forum "The Future of the Northeast in the XXI Century: from conflict to cooperation" (Vladivostok, 20-22 August 2014)

С 20 по 22 августа 2014 г. в здании отеля «Хендэ» во Владивостоке прошёл международный форум «The Future of the Northeast in the XXI Century: from conflict to cooperation» («Будущее Северо-Восточной Азии в XXI веке: от противоречий к сотрудничеству»). Форум был организован «Комитетом содействия проведению мероприятий в честь 150-летия со дня переселения корейцев в Россию», созданным в Республике Корея в январе 2014 г. и возглавляемым бывшим премьер-министром Южной Кореи, а ныне депутатом Национального собрания Ли Хе Чаном. Данная организация объединила видных южнокорейских политиков, учёных, представителей общественных организаций и гражданского общества. При этом своей целью Комитет видит не только организацию памятных мероприятий, посвящённых памяти «русских корейцев», но и укрепление дружественных отношений между Республикой Корея и Российской Федерацией, а также достижение мира и процветания в Северо-Восточной Азии.

В работе Форума приняли участие более двух десятков экспертов, среди которых группа депутатов Национального собрания РК, а также ведущие учёные из университетов КНР, Японии, Республики Корея. Российскую сторону представили преподаватели и научные сотрудники Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета и Дальневосточного отделения РАН.

С приветственными словами перед участниками выступили официальные лица. Генеральный консул Республики Корея во Владивостоке господин Ли Ян Гу отметил, что регион Северо-Восточной Азии сегодня предоставляет большие возможности для быстрого роста и экономического развития, но в то же время стоит перед сложными вызовами, препятствующими созданию атмосферы всеобъемлющего процветания в СВА. Решению таких задач способствует проведение подобных форумов и конференций, и символично, что именно Владивосток первым принимает мероприятие подобного формата, поскольку «может, считаться самой подходящей площадкой для обсуждения проблемных вопросов в СВА, становясь на наших глазах важнейшей точкой мира и сотрудничества в регионе». В ответном слове от российской стороны экс-губернатор Приморского края, а ныне директор Школы региональных и международных исследований ДВФУ Владимир Кузнецов отметил,

СИНЕНКО Илья Юрьевич, аспирант кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: sinenko63@mail.ru

Фото 1. Участники конференции

что повестка конференции исключительно важна для всех участников процессов в Северо-Восточной Азии — регионе, который, несмотря на все трудности, избежал масштабных конфликтов, потрясавших не раз за последние десятилетия Европу, Центральную Азию и Ближний Восток. А проведение подобного Форума в Приморском крае, у которого сложились большие традиции в области «региональной дипломатии», лишний раз показывает, что для России поворот в Азию — одна из главных задач XXI века.

Ключевой целью, которую обозначили организаторы, стал поиск путей достижения мира и создания сообщества процветания на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии, а также определение шагов для реального воплощения выдвинутой недавно президентом РК Пак Кын Хе идеи Евразийской инициативы. Эта инициатива подразумевает активизацию экономических связей для снятия напряжённости в межкорейских отношениях, а также в потенциале объединение на основе одного экономического блока и рынка стран Европы и Азии в единый супер-континент Евразию, фактически существовавший во времена «Шёлкового пути», но разрушенный в ходе геополитического размежевания XX века, апофеозом которого явилась холодная война. Создание такой «новой Евразии» невозможно без изменения современной ситуации в Северо-Восточной Азии, отягощённой проблемами межгосударственных территориальных споров и нарушения режима нераспространения ядерного оружия. Многие доклады были посвящены именно этим актуальным региональным проблемам.

В первой секции «Будущее СВА и создание новой структуры безопасности в регионе» особое внимание докладчики уделили вопросам построения принципиально нового многостороннего режима безопасности и возможной роли Шестисторонних переговоров в этом процессе.

Мун Чонг Ин (Институт Ёнсэ, Республика Корея) отметил, что для установления прочного мира в СВА необходимо прежде всего решить две проблемы: убедить КНДР отказаться от ядерной программы, а также снять взаимное недоверие стран региона, выливающееся в текущую гонку вооружений. По мнению автора доклада, в КНДР людей тревожит не вопрос выживания режима или угрозы нападения на страну, а вопросы экономики — доступность основных товаров народного потребления и общий уровень благосостояния, и при условии смягчения режима международных санкций и предоставления надёжных гарантий безопасности Пхеньян всё-таки может отказаться от программы по развитию своих ядерных сил. Решение же проблемы атмосферы общего недоверия в СВА - гораздо более сложная задача. Ключом к её решению может стать возобновление формата Шестисторонних переговоров, но в основе повестки дня должна лежать уже не Северная Корея со своим ядерным оружием, а поиск путей создания условий для формирования в регионе сообщества безопасности, что само по себе предотвратит любую возможность продолжения и возобновления гонки вооружений. Начать такие новые Шестисторонние переговоры можно на уровне экспертов. В этой связи даже возможно поднять статус данной конференции до уровня Форума ведущих специалистов по вопросам безопасности в СВА и превратить его в постоянно действующий, что подразумевает создание секретариата и других необходимых органов.

Цзинь Цзинъи (Университет Пекина, КНР) говорил о том, что главной причиной военно-политической нестабильности в регионе является прежде всего политика США. Все изначальные инициативы по формированию полноценного сообщества безопасности в СВА исходили от Америки на фоне реакции на события 11 сентября 2001 года. Главная из этих инициатив — Декларация от 19 сентября 2005 года — эскиз возможного нового порядка в СВА, который будет определяться преимущественно состоянием американо-китайских отношений. Однако сами США проводят региональную политику наперекор этому документу, выхолащивая повестку Шестисторонних переговоров, чтобы препятствовать ликвидации причин напряжённости в регионе, включая ядерную проблему КНДР. Поскольку для сохранения геополитического доминирования в регионе США невыгодно конструктивное продвижение в рамках этого формата, данную задачу на себя берёт Китай. Отдельно автор доклада апеллирует к действиям Южной Кореи, которая безропотно следует в фарватере американской политики (очевидно противоречащей интересам Сеула в отношении Севера), но при этом имеет возможность балансировать в этом вопросе между США и КНР. Учитывая, что США явно не заинтересованы в скором решении проблемы разделения полуострова, а для РК этот вопрос «экстренный», Сеулу стоит пересмотреть взгляд на свою политику в СВА.

Оконоги Масао (Университет Кеио, Япония) сделал в своём выступлении акцент на проблеме похищений японских граждан в КНДР и проводимых для решения этого вопроса двусторонних переговорах. Учитывая, что Токио пообещал выплатить Пхеньяну компенсацию за нанесённый японцами «исторический ущерб», а также снять часть экономических санкций, КНДР заинтересован в успешном проведении расследований по таким делам. Осенью КНДР должна создать специальную комиссию и начать её работу — в этом случае Япония продолжит процесс поэтапного снятия санкций. Таким образом, при жёстком контроле исполнения северокорейских обещаний и снятии санкций исключительно в ответ на выполнение взятых КНДР обязательств есть вероятность серьёзного смягчения трений между Пхеньяном и Токио. При этом Япония представляется для Северной Кореи едва ли не единственным

партнёром, в диалоге с которым возможен прогресс, что особенно важно в условиях ухудшающейся внутриэкономической ситуации на фоне ужесточения международной изоляции северокорейского режима после проведения третьего ядерного испытания. Тем не менее, нет никаких сомнений, что в случае совершения четвёртого ядерного испытания весь текущий прогресс будет перечёркнут без возможности восстановления позитивной повестки в двусторонних переговорах со стороны Токио.

Профессор Дальневосточного федерального университета Сергей Севастьянов в своём докладе обратил внимание на схожесть многих положений евразийских проектов, выдвинутых президентами России и Республики Корея. Будучи единственной страной в СВА, способной обеспечить не только собственные энергетические потребности, но и растущий спрос соседей, Россия заинтересована в укреплении режима многосторонней безопасности в регионе. Реализация Москвой таких масштабных проектов, как строительство газопроводов и линий электропередач, соединение Транссибирской и Транскорейской железных дорог, способна внести существенный вклад в этот процесс. При этом Россия настаивает на возобновлении Шестисторонних переговоров. Москва разделяет позицию КНР и КНДР, заключающуюся в том, чтобы возобновление произошло без каких-либо предварительных условий со всех сторон. Санкции же в отношении КНДР надо «перепаковать», чтобы обеспечить Пхеньяну право на мирный атом. В целом, для России важно, чтобы новая система безопасности в СВА опиралась на баланс двусторонней и многосторонней дипломатии, исключая любые замкнутые блоки. Для реализации этого сценария необходимо создание на основе Шестисторонних переговоров региональной организации по сотрудничеству в области безопасности — такая структура может образоваться только в результате полномасштабного дипломатического урегулирования, подобного хельсинскому процессу в Европе, приведшему к возникновению СБСЕ/ОБСЕ.

Секция «Евразийская инициатива и будущее общего процветания» сосредоточилась на торгово-экономических вопросах.

Ким Тхэ Хван (Государственная дипломатическая академия, Республика Корея) провёл исторические параллели между нынешней идеей Пак Кын Хе о Евразийской инициативе с возникшей во времена холодной войны и после этого несколько раз «реанимировавшейся» «северной политикой» Сеула. У этих двух концепций общая цель — экономическая экспансия на территорию Евразии с помощью дипломатических методов, а также преодоление этим путём раскола нации. В отличие от предыдущих попыток реализации концепции «северной политики» сегодняшняя ситуация в регионе, когда в острой геополитической борьбе столкнулись США, КНР, Россия и Япония, предоставляет для РК хорошие возможности раскрыть потенциал приграничных территорий вдоль рек Амноккан и Туманган, используя их как «экономические ворота» Евразии. Для воплощения этих замыслов РК нужна КНДР, поэтому пока не нужно форсировать решение ядерной проблемы Пхеньяна, а вовлекать северный режим в активное экономическое сотрудничество, и через эту активность вызывать постепенные внутренние изменения в системе.

Ольга Демина (Институт экономических исследований ДВО РАН, г. Хабаровск) анализировала возможности и ограничения сотрудничества стран СВА с Россией в энергетической сфере. Так, для государств региона зачастую экономически более целесообразно переходить на закупку российских энергоресурсов ввиду меньшей протяжённости пути доставки и более низких цен. При этом преимущественной формой сотрудничества остаются долгосрочные контракты, связанные с реализацией крупномасштабных проектов в этой отрасли. Это обстоятельство в

долгосрочной перспективе таит в себе угрозу, поскольку в случае утраты доминирующего положения на рынках стран-партнёров при конкуренции с другими странами-экспортёрами соответствующая инфраструктура может оказаться со временем невостребованной.

На Хи Сынг (Корейский железнодорожный исследовательский институт) продемонстрировал цифры, доказывающие эффективность Транскорейской железной дороги, а также возможные пути соединения этой магистрали с Транссибирской. Таким образом, по мнению докладчика можно считать, что объединение полуострова уже в немалой степени состоялось благодаря связи через общую магистраль. Как известно, общее европейское пространство в своё время тоже было создано и благодаря интеграции сети континентальных железных дорог. Таким образом, новая дорога открывает путь к улучшению инфраструктуры всего полуострова и увеличению обменов между двумя корейскими государствами. Соединение же Транскорейской ЖД с Транссибом открывает невообразимые горизонты для формирования принципиально другой материковой транспортной системы, которая окажет влияние на многие процессы XXI века в Евразии.

Доклад Ана Гука Сана (Университет Яньбянь, КНР) позволил проследить этап за этапом становление особой экономической зоны Раджин-Сонбон (Расон) КНДР, её текущее состояние, а также позицию правительства КНР относительно участия компаний Поднебесной в проектах на данной территории.

Программа конференции не ограничилась только секционными заседаниями. Большой интерес у слушателей и участников вызвал круглый стол «150 лет переселения корейцев в Россию: исторические проблемы и региональное сотрудничество». В рамках дискуссии были подняты многие требующие осмысления исторические и политические сюжеты. Син Чу Бэк (Университет Ёнсэ) говорил об общих проблемах трактовки истории в разных странах Северо-Восточной Азии, в частности, в школьных учебниках, и о том, к каким последствиям для региона это уже привело и может привести в ближайшем будущем. Тамара Троякова (ДВФУ) в своём выступлении привела хронологию миграции корейцев в Россию от начала процесса и до наших дней, а также охарактеризовала современное положение и организацию корейской диаспоры в России. А другой участник дискуссии от ДВФУ — старший преподаватель кафедры корееведения Тита Сон рассказала об особенностях жизни этнических корейцев в нашей стране на примере нескольких поколений своей собственной семьи. Представлявший за столом дискуссии чиновничество советник главы Артёмовского городского округа по международным отношениям Ден Ган Гун обрисовал контуры работы, проводимой с национальными диаспорами в России на федеральном и региональном уровнях.

Конференция прошла на высоком научном и представительном уровне. Участие ряда депутатов Национальной Ассамблеи (парламента) Республики Корея позволило слушателям и учёным точнее понять официальную позицию Сеула по многим вопросам. Помимо проблем безопасности, поставленных во главу угла, нашлось место и важным экономическим вопросам — энергетике, логистике, развитию зоны Рассон в КНДР и др. Звучавшее рефреном во многих выступлениях желание сделать подобный Форум регулярным и даже расширить рамки его участников, безусловно, говорит о важности и востребованности мероприятий подобного формата и тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.