Научная статья на тему 'Международный финансовый центр «Астана» как инструмент «мягкой силы» Казахстана и ЕАЭС'

Международный финансовый центр «Астана» как инструмент «мягкой силы» Казахстана и ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
«мягкая сила» / Международный финансовый центр «Астана» / Евразийский экономический союз / общий финансовый рынок ЕАЭС / интегрированный валютный рынок / биржа Astana International Exchange / “soft power” / international financial center “Astana” / Eurasian economic Union / common financial market of the EAEU / integrated currency market / Astana International Exchange

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Анатольевич Гончаренко, Любовь Игоревна Хомякова

Предмет исследования — деятельность созданного в 2018 г. Международного финансового центра «Астана» (Республика Казахстан) (далее — МФЦА) — первого международного финансового центра на территории ЕАЭС. Цель работы — выявление особенностей деятельности МФЦА как одного из инструментов «мягкой силы» благодаря применению экономических и неидеологических способов обретения стратегических преимуществ, позитивного позиционирования образа страны для ее внешнеполитических и внешнеэкономических партнеров через ценностные установки. Рассмотрены особенности нормативно-правовой базы, предполагающие возможность применения англосаксонского права. Определены перспективы развития МФЦА с точки зрения потребностей формирования общего финансового рынка ЕАЭС. Выявлены проблемы, связанные с подготовкой конкурентоспособной рабочей силы финансовой индустрии, — национальных квалифицированных кадров для обеспечения деятельности МФЦА, а также вновь открываемых совместных предприятий, филиалов и представительств иностранных компаний специалистами, соответствующими требованиям развития международного бизнеса и способными работать для мировой финансовой индустрии. Сделан вывод о том, что, несмотря на понижающий тренд в притоке иностранных инвестиций в последние два года, МФЦА как инструмент «мягкой силы» и инфраструктурное образование способен интенсифицировать работу по встраиванию финансовых рынков в глобальные инвестиционные потоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International financial center “Astana” as a tool of “soft power” of Kazakhstan and the EAEU

The subject of the research is the activity of the company created in 2018. international financial center “Astana” (Republic of Kazakhstan) (hereinafter —IFCA) — the first international financial center on the territory of the EAEU. The purpose of the work is to identify the features of the IFCA’s activities as one of the “soft power” tools through the use of economic and non-ideological ways to gain strategic advantages, positive positioning of the country’s image for its foreign policy and foreign economic partners through values. The features of the regulatory framework that suggest the possibility of applying Anglo-Saxon law are considered. The prospects for the development of the IFCA from the point of view of the needs of the common financial market formation in the EAEU are determined. The problems associated with the preparation of a competitive workforce in the financial industry — national qualified personnel to support the activities of the IFCA, as well as newly opened joint ventures, branches and representative offices of foreign companies-by specialists who meet the requirements of international business development and are able to work for the global financial industry are identified. It is concluded that, despite the downward trend in the inflow of foreign investment in the last two years, the IFCA, as a tool of “soft power” and infrastructure education, is able to intensify work on integrating financial markets into global investment flows.

Текст научной работы на тему «Международный финансовый центр «Астана» как инструмент «мягкой силы» Казахстана и ЕАЭС»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-6-110-118 УДК 336.1,336.7,339.7(045) JEL F21, F33, F36

(CC) ]

Международный финансовый центр «Астана» как инструмент «мягкой силы» Казахстана и ЕАЭС

М.А. Гончаренко3, Л. И. Хомякова"

Финансовый университет, Москва, Россия a https://orcid.org/0000-0003-3836-6457X; b https://orcid.org/0000-0001-5102-676X

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — деятельность созданного в 2018 г. Международного финансового центра «Астана» (Республика Казахстан) (далее — МФЦА) — первого международного финансового центра на территории ЕАЭС. Цель работы — выявление особенностей деятельности МФЦА как одного из инструментов «мягкой силы» благодаря применению экономических и неидеологических способов обретения стратегических преимуществ, позитивного позиционирования образа страны для ее внешнеполитических и внешнеэкономических партнеров через ценностные установки. Рассмотрены особенности нормативно-правовой базы, предполагающие возможность применения англосаксонского права. Определены перспективы развития МФЦА с точки зрения потребностей формирования общего финансового рынка ЕАЭС. Выявлены проблемы, связанные с подготовкой конкурентоспособной рабочей силы финансовой индустрии,— национальных квалифицированных кадров для обеспечения деятельности МФЦА, а также вновь открываемых совместных предприятий, филиалов и представительств иностранных компаний специалистами, соответствующими требованиям развития международного бизнеса и способными работать для мировой финансовой индустрии. Сделан вывод о том, что, несмотря на понижающий тренд в притоке иностранных инвестиций в последние два года, МФЦА как инструмент «мягкой силы» и инфраструктурное образование способен интенсифицировать работу по встраиванию финансовых рынков в глобальные инвестиционные потоки.

Ключевые слова: «мягкая сила»; Международный финансовый центр «Астана»; Евразийский экономический союз; общий финансовый рынок ЕАЭС, интегрированный валютный рынок; биржа Astana international Exchange

Для цитирования: Гончаренко М. А., Хомякова Л. И. Международный финансовый центр «Астана» как инструмент «мягкой силы» Казахстана и ЕАЭС. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(6):110-118. DOI: 10.26794/1999-849Х-2020-13-6-110-118

ORIGINAL PAPER

international financial center "Astana"

as a tool of "soft power" of Kazakhstan and the EAEU

M. A. Goncharenkoa, L. I. Khomyakovab

Financial University, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0003-3836-6457X; b https://orcid.org/0000-0001-5102-676X

BY 4.0

ABSTRACT

The subject of the research is the activity of the company created in 2018. international financial center 'Astana" (Republic of Kazakhstan) (hereinafter -IFCA) - the first international financial center on the territory of the EAEU. The purpose of the work is to identify the features of the IFCA's activities as one of the "soft power" tools through the use of economic and non-ideological ways to gain strategic advantages, positive positioning of the country's image for its foreign policy and foreign economic partners through values. The features of the regulatory framework that suggest the possibility of applying Anglo-Saxon law are considered. The prospects for the development of the IFCA from the point of view of the needs of the common financial market formation in the EAEU are determined. The problems associated with the preparation of a competitive workforce in the financial industry - national qualified personnel to support the activities of

© Гончаренко М.А., Хомякова Л. И., 2020

the IFCA, as well as newly opened joint ventures, branches and representative offices of foreign companies-by specialists who meet the requirements of international business development and are able to work for the global financial industry are identified.

It is concluded that, despite the downward trend in the inflow of foreign investment in the last two years, the IFCA, as a tool of "soft power" and infrastructure education, is able to intensify work on integrating financial markets into global investment flows.

Keywords: "soft power"; international financial center "Astana"; Eurasian economic Union; common financial market of the EAEU; integrated currency market; Astana International Exchange

For citation: Goncharenko M. A., Khomyakova L. i. international financial center "Astana" as a tool of "soft power" of Kazakhstan and the EAEU. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2020;13(6):110-118. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2020-13-6-110-118

ВВЕДЕНИЕ

5 июля 2018 г. в Казахстане состоялось официальное открытие Международного финансового центра «Астана» (далее — МФЦА), который по замыслу руководства Республики Казахстан должен превратиться в финансовый хаб для стран Центральной Азии и Ближнего Востока, республик Закавказья, Евразийского экономического союза, Китая, Монголии, стран Европы.

Цель создания МФЦА — формирование финансового центра международного уровня, обеспечивающего:

• связь и взаимодействие с ведущими мировыми финансовыми центрами, включая Гонконг, Дубай, Катар, Куала-Лумпур, Нью-Йорк, Пекин, Сингапур, Токио, Шанхай и др.;

• формирование регионального хаба, связывающего экономические пространства Центральной Азии, ЕАЭС, Китая;

• формирование основы для реализации общей программы структурных реформ, проводимых в Казахстане и нацеленных на улучшение инвестиционного климата и диверсификацию экономики;

• сопряжение евразийской экономической интеграции с инициативой «Один пояс — один путь»1.

1 По мнению управляющего МФЦА К. Келимбетова, это сопряжение может играть важную роль в транспортном, логистическом и ином сервисном обслуживании крупномасштабных рынков России и Китая. Посредством транзита грузов между Европой и Азией Казахстан сможет обеспечивать обслуживание 3-4% мирового торгового оборота и получать свыше 5 млрд долл. США. Страны ЕАЭС могут укрепить свое положение транзитеров народнохозяйственных грузов во взаимоотношениях европейских государств с Китаем и другими государствами Центральной Азии // Аргументы и факты. 19.12.2029. URL: https://aif.ru/

За основу модели МФЦА взята концепция финансового центра в Дубае (Арабские Эмираты), предполагающая создание особой зоны, в рамках которой национальное законодательство страны пребывания лишь частично регулирует хозяйственные процессы. Предполагается, что МФЦА должен стать свободной финансовой зоной в пределах города Нур-Султан (1620 га), в рамках которой действует особый правовой режим в финансовой сфере.

Руководство МФЦА устанавливает следующие шесть приоритетных направлений деятельности:

• прозрачный правовой режим на основе лучших мировых практик;

• регуляторный режим, соответствующий признанным мировым стандартам;

• создание биржи для развития локального рынка капитала;

• формирование благоприятной среды, способствующей приходу на площадку МФЦА признанных профессиональных управляющих;

• поддержка устойчивого экономического роста и развитие Green Finance («зеленого финансирования»);

• превращение МФЦА в центр локальной экспертизы, содействие увеличению и развитию человеческого капитала Казахстана, создание благоприятной среды для привлечения ведущих мировых экспертов2.

Речь идет не только о реальности достижения амбициозной цели создания МФЦА, но и об экономической целесообразности, а также положительных эффектах функционирования МФЦА в целом

money/economy/rezultat_politicheskoy_voli_kak_v_kazahstane_ sozdali_finansovyy_hab .

2 Официальный сайт МФЦА. URL: https://aifc.kz/ru/article/ celi.

для национальной экономики3. Казахстан, развивая МФЦА со множеством участников различных уровней, может использовать различные механизмы для развития этого проекта, включая «мягкую силу». По сути, применительно к МФЦА «мягкая сила» проявилась с принятием Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Казахстан начал новый этап политического и экономического развития, а центральным вопросом третьего направления Плана нации стало создание МФЦА. С развитием МФЦА как научный, культурный и деловой центр будет развиваться и столица Казахстана.

Для оценки специфики режима функционирования МФЦА как особой финансовой зоны считаем необходимым отметить особенности его деятельности.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Деятельность МФЦА регулируется Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом Республики Казахстан № 438-V ЗРК «О Международном финансовом центре «Астана» (далее — Конституционный закон) и нормативными актами МФЦА, основанными на принципах, нормах, прецедентах права Англии и Уэльса и стандартах ведущих мировых финансовых центров. Действующее право Республики Казахстан в отношении МФЦА применяется в части, не урегулированной Конституционным законом и актами МФЦА.

Конституционный закон определяет МФЦА как территорию в пределах столицы, устанавливаемую Президентом Республики Казахстан, где действует особый правовой режим в финансовой сфере. МФЦА рассматривается как первый финансовый центр на постсоветском пространстве и на территории Центральной Азии, где обеспечивается действие английского общего права4. Для этого были внесены необходимые изменения в Конституцию

3 Сембиева Л. М., Жагыпарова А. О., Таханова М. Экономические предпосылки создания Международного финансового центра в Казахстане // Проблемы развития национальной экономики на современном этапе.— 2019.— С. 235-253.

4 Английское право (от англ. English law) — система, основанная на грамотном сочетании законов (статутов) и пре-

цедента, активно используется судебное толкование законодательных норм, лежащее в основе правовых систем большинства государств Британского Содружества наций и США.

Республики Казахстан, принят Конституционный закон и подготовлена соответствующая нормативная база — около 70 законов, которые создают условия для экосистемы финансовой индустрии.

Принятые акты МФЦА охватывают корпоративные, контрактные, трудовые и другие отношения МФЦА с другими лицами. Охват сферы отношений актами МФЦА постоянно расширяется. Право МФЦА может быть выбрано любым лицом в любой стране, если это будет указано в заключаемых договорах.

В целях обеспечения внедрения лучших мировых практик, имплементации права Англии и Уэльса в действующее право МФЦА был создан Правовой консультативный совет МФЦА, обеспечивший соответствие актов МФЦА общего применения стандартам международных финансовых центров. В состав правового консультативного совета входят представители таких лондонских юридических фирм, как Baker McKenzie, Smith Freehills, Hogan Lovells International, Michelmores, Norton Rose Fulbright, Herbert и White & Case. Суд МФЦА не входит в судебную систему Республики Казахстан [1, 2].

В феврале 2019 г. Суд МФЦА и Международный арбитражный центр (далее — МАЦ) запустили новую систему электронного правосудия eJustice5, не имеющую аналогов в регионе Центральной Азии, представляющую собой онлайн-портал, который позволяет сторонам подавать иски в Суд МФЦА и МАЦ в электронном виде из любой точки мира без необходимости физического присутствия в городе Нур-Султан. Портал оказывает помощь в управлении процессами судопроизводства и электронной обработки юридических документов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ, ВИЗОВЫХ И ИНЫХ ЛЬГОТ

В МФЦА установлены уникальные условия для облегчения деятельности участников центра: определен особый правовой режим, основанный на принципах английского права, обеспечивается независимое финансовое регулирование в соответствии с международными стандартами, предоставляются налоговые преференции сроком на 50 лет [3], предусмотрен упрощенный

5 е}ш^се — специальная система разрешения коммерческих споров онлайн, позволяющая подать иск в Суд МФЦА.

визовый режим, на территории МФЦА в качестве официального языка используется английский язык. Участники МФЦА до 1 января 2027 г. освобождаются от корпоративного подоходного налога, индивидуального подоходного налога по доходам, полученным на территории МФЦА. Предусмотрен также возврат НДС. Планируется установление особого режима привлечения иностранной рабочей силы органами и участниками МФЦА.

Реализуемая модель МФЦА создает необходимый правовой и деловой режим для эффективного функционирования международного финансового центра. Обеспечиваются справедливость, прозрачность, защита прав инвесторов и надежность, т.е. соблюдаются основные принципы, на основании которых возможно содействие привлечению инвестиций путем создания привлекательной инвестиционной среды и развития рынка ценных бумаг Казахстана. Предпринимается попытка создания на территории Центральной Азии правового пространства, обеспечивающего защиту прав инвесторов на уровне, соответствующем степени развития экономически развитых стран Западной Европы и признанных международных финансовых центров.

Нормативно-правовая база МФЦА направлена на развитие рынков финансовых услуг и позволяет оказывать их в части фондового рынка, банковской и страховой деятельности, исламских финансов, финансовых технологий, управления активами и частного банковского обслуживания.

В докладе ЮНКТАД World Investment Report 2017 рост притока прямых иностранных инвестиций в Казахстан назван впечатляющим6. Одним из источников притока прямых иностранных инвестиций стали доходы, реинвестированные нерезидентами. В этой связи Правительство Республики Казахстана начало осуществлять поддержку инвестиционных проектов путем введения таких стимулов, как установление благоприятных налоговых режимов [4], упрощенных процедур вхождения на национальный рынок для иностранных предприятий, обеспечение более широкого доступа к инвестиционным возможностям для казахских компаний7.

6 UNCTAD World Investment Report 2017.

7 Справедливости ради стоит отметить, что последние про-

гнозы экспертов ЮНКТАД, заложенные в доклады World Investment Report 2019 и World Investment Report 2020, ука-

Интерес представляет совместный проект Республики Казахстан с Европейским банком реконструкции и развития, способствующий обеспечению ликвидности ценных бумаг в рамках масштабной приватизации. В результате казахстанский рынок станет не только ликвидным, но и сможет повысить свой статус в глобальном индексе биржевых рынков до уровня стран с развивающейся экономикой (MSCI Emerging Markets). Повышение статуса в индексе MSCI позволит Казахстану улучшить свой инвестиционный рейтинг и соответственно ликвидность местных ценных бумаг. Данный проект также нацелен на создание оптимальной ликвидной инфраструктуры биржевого рынка.

На основе сотрудничества МФЦА с Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана Организации Объединенных Наций (далее — ЭСКАТО ООН) планируется развитие двух основных направлений деятельности — зеленое финансирование и внедрение инновационных финансовых технологий (создание инновационной среды).

Обращает на себя внимание намерение руководства МФЦА не только развивать в стране рынки услуг, играющих важную роль в развитии современных мировых рынков, — страховых, банковских услуг и др., но и рынков финансовых услуг, занимающих в настоящее время незначительное место в структуре мирового хозяйства, как, например, рынок исламского и венчурного финансирования.

В частности, оценивая индустрию исламских финансов в объеме, равном всего лишь 2% от всей мировой финансовой индустрии, МФЦА выражает готовность предоставлять своим партнерам и клиентам такие услуги. Руководство МФЦА, учитывая опыт работы международного финансового центра в Дубае, считает возможным сосуществование принципов западной финансовой системы и исламского права (шариата) и использование различных форм привлечения исламских денежных средств, соответствующих бизнес-идеологии исламских финансов.

зывают на понижающий тренд в притоке иностранных инвестиций в Казахстан в последние два года, поскольку цены на сырьевые ресурсы, от которых зависят как экспорт, так и инвестиционная привлекательность Казахстана, снижаются. Кроме того, в связи с закрытием границ в 2020 г. внешнеэкономическая деятельность в Казахстане, как и в других странах мира, была приостановлена, что также отразилось на притоке иностранных инвестиций в страну.

Аналогичным образом поставлена задача создания в структуре МЦФА нового продукта, отсутствующего в настоящее время, — финансовой и правовой платформы, позволяющей талантливым молодым людям получать доступ к венчурным инвестициям и обеспечивать защиту их интеллектуальной собственности. Посредством создания специализированных институтов развития — Российской венчурной компании (далее — РВК) и МФЦА предпринимается попытка образования на постсоветском пространстве зоны венчурного финансирования по аналогии с Кремниевой долиной США. Поиск новых технологий и идей для функционирования указанного продукта предполагается осуществлять в рамках сотрудничества Казахстана и России в лице Московского государственного университета, Сколково, Новосибирского государственного университета.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИРЖИ ASTANA INTERNATIONAL EXCHANGE

В 2017 г. в рамках МФЦА была создана высокотехнологичная биржа Astana International Exchange (далее — AIX) с целью развития активного рынка капитала в Казахстане и в центральноазиатском регионе за счет обеспечения понятных и выгодных условий для привлечения локальных и зарубежных инвесторов, а также создания платформы для финансирования роста частного бизнеса и экономики в целом. AIX должна осуществлять размещение ценных бумаг, обеспечивать проведение торгов, регистрацию ценных бумаг, реали-зовывать клиринг и расчеты. Как было заявлено в Стратегии развития МФЦА, «биржа должна служить механизмом для диверсификации экономики, предоставляя реальному сектору экономики доступ к капиталу и позволяя казахстанским инвесторам извлекать пользу от экономического роста страны путем инвестирования во флагманы казахстанской экономики. Биржа также должна обеспечиапть прозрачность фондового рынка и упрощать иностранному капиталу доступ к казахстанским и региональным компаниям. Таким образом, биржа, соответствующая лучшим мировым практикам, станет площадкой для приватизации национальных компаний»8.

AIX представляет собой региональную площадку для привлечения финансов путем моби-

8 Сайт МФЦА. URL: www.aifc.kz (дата обращения: 20.07.2020).

лизации внутренних ресурсов и обеспечения притока портфельных иностранных инвестиций в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути».

AIX предоставит инвесторам доступ к рынку акций национальных компаний, которые планируется разместить на бирже государственных и корпоративных ценных бумаг, выпущенных в Казахстане и других странах. На площадке AIX будет представлен широкий спектр различных классов активов, включая акции, облигации, производные финансовые инструменты, фонды, сырьевые товары, а также продукты исламского финансирования. Финансовые инструменты могут быть номинированы в тенге, долларах США, российских рублях, китайских юанях.

Особенностями AIX являются:

• независимая юрисдикция, основанная на принципах английского права;

• предоставление налоговых льгот для инвесторов [5];

• осуществление функции независимого регулятора, действующего в соответствии с международными стандартами.

Партнерами AIX стали Шанхайская фондовая биржа (в сфере стратегического и технологического консалтинга, бизнес-планирования, разработки продуктов, расширения рынка и увеличения ликвидности) и Nasdaq (поставщик технологий Nasdaq Matching Engine). AIX будет также сотрудничать с банком Euroclear9, для чего был подписан трехсторонний меморандум между AIX, Euroclear и Министерством финансов Республики Казахстан. Вместе они планируют развивать систему клиринга для безналичных расчетов между участниками сделок. Через эту систему иностранные инвесторы смогут получить доступ к казахстанским ценным бумагам. Соответственно Министерство финансов Казахстана сможет размещать государственные ценные бумаги на более конкурентных условиях.

Первой компанией, которая вышла на IPO на AIX в 2018 г., стал «Казатомпром»10. В 2018 г. про-

9 Система Евроклир (Euroclear) — крупнейшая расчетно-клиринговая система, имеющая целью организацию ответственного хранения ценных бумаг.

10 На новой бирже AIX прошел первый успешный листинг госкорпорации // Рамблер финансы. 14.11.2018. URL: https:// finance.rambler.ru/markets/41271743/?utm_content=finance_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink.

цедуру листинга на AIX прошли еврооблигации Министерства финансов, простые акции и глобальные депозитарные расписки Казатомпрома и корпоративные облигации Казахстан meMip жолы. Четыре компании провели на AIX частное размещение долговых ценных бумаг, включая выпуск купонных облигаций Казахтелекома п. Постепенный приход на AIX крупнейших национальных компаний Казахстана (Air Astana, «КазАтомПром», «Казахтелеком». «КазМунайГаз», «Самрук-Энерго», «Казпочта», «Тау-Кен Самрук», Qazaq Air) свидетельствует об интересе инвесторов к этой площадке12. Управляющий МЦФА К. Келимбетов отмечает, что эти компании создают 40% ВВП Казахстана, а объемы их капитализации достигают 25 млрд долл. США. По его прогнозам даже при условии, что эти отраслевые лидеры выведут на IPO только 10% своих акций, приток инвестиций составит 2,5 млрд долл. США13.

РОЛЬ МФЦА В РАЗВИТИИ ОБЩЕГО РЫНКА ЕАЭС

Свидетельством того, что Республика Казахстан имеет огромный потенциал развития, является то, что она занимает в рейтинге Doing Business 2020 25-е место из 190 мест, постепенно поднимаясь к началу списка14. Не менее высокие позиции Казахстан занимает и в других рейтингах:

• по индексу глобальной конкурентоспособности — 55-е место из 141;

• по индексу человеческого развития — 50-е место из 189;

• по глобальному индексу инноваций — 79-е место из 126;

• по индексу экономической свободы — 59-е место из 18915.

11 Годовой отчет МФЦА 2019.

12 Мультимедийный информационно-аналитический портал URL: www.informburo.kz.

13 Тулиндинова Ж. Международный финансовый центр «Астана»: фикция, лазейка для обхода санкций или прорыв в будущее? URL: https://ia-centr.ru.

14 Официальный сайт Doing Business. URL: http://www. doingbusiness.org/data/exploreeconomies/kazakhstan.

15 Экономическое развитие Евразийского экономического союза и государств-членов в 2019 году: международные

рейтинги. Аналитической доклад Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/

ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/seminar/Document s/%D 0%94%D 0%BE%D 0%BA%D 0%BB%D 0%B 0%D 0%B 4_

2019.pdf.

Показатель ВВП на душу населения в Казахстане считается одним из самых высоких среди стран ЕАЭС и составляет 29,9 тыс. долл. США16.

Большие надежды на МФЦА возлагает Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК). Как заявлял экс-председатель коллегии ЕЭК Т. Саркисян, все страны ЕАЭС заинтересованы в создании общей прогрессивной финансовой юрисдикции. По его мнению, создание МФЦА позволит улучшить подходы к управлению суверенными фондами и облегчить трансферт новейших знаний и технологий, обеспечив тем самым увеличение и развитие человеческого капитала во всем ЕАЭС. Последнее — основа успеха и развития не только Казахстана, но и ЕАЭС в целом17. Действительно, положительный эффект от интеграции государств является общепризнанным, особенно в случае более полного использования интернациональных по своему характеру производительных сил за счет уменьшения препятствий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководство МФЦА видит свою роль в создании комфортных условий для зарубежных инвесторов, выходящих на казахстанский рынок, прежде всего с точки зрения защиты инвестиций на уровне условий лучших мировых финансовых центров. Оно обращает большое внимание на развитие финансового рынка региона [4]. Поэтому управляющий МФЦА К. Келимбетов считает, что открываемым в г. Нур-Султан совместным предприятиям России и Казахстана, а также представительствам и дочерним предприятиям российских компаний, работающим на Казахстан и Центральную Азию, целесообразно привлекать финансирование через технологические платформы МФЦА и платформу биржи AIX. На конец 2019 г. в Нур-Султане были представлены 320 компаний из 32 стран мира, включая США, Великобританию, Европейский союз, ЕАЭС, Гонконг, Сингапур, Ближний Восток и др.

Другим важным направлением создания комфортных условий для бизнеса, по мнению К. Келимбетова, является посредническая деятельность МФЦА в обеспечении вновь откры-

16 Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http:// www.eurasiancommission.org.

17 Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pag-es/4-07-2018-1.aspx.

ваемых совместных предприятий, филиалов и представительств иностранных компаний кадрами, соответствующими требованиям развития международного бизнеса. Он подчеркивает преимущественную ориентацию руководства Республики Казахстан не на приглашение иностранных специалистов, а на выращивание новой интеллектуальной элиты Казахстана и региона в качестве «сверхзадачи»18.

Достижение поставленной цели обеспечивается обучением молодых людей в лучших российских университетах и физматшколах, а также за счет государства в лучших вузах мира в рамках новой программы «Болашак» (в основном в США, Великобритании, Европейском союзе). Третье направление связано с обучением через школу работы в мировых инвестиционных компаниях и компаниях большой аудиторской «четверки», создавших свои структуры на территории Республики Казахстан. По оценке К. Келимбетова, обучение по указанному направлению прошли порядка 30-40 тыс. человек. Это хорошо подготовленная интеллектуальная рабочая сила, знающая мировые стандарты и владеющая английским языком. Таким образом, сформирован значительный интеллектуальный пул казахских специалистов, способный работать для мировой финансовой индустрии. В качестве перспективной ставится задача формирования интеллектуального пула казахских специалистов, способного оказывать услуги всему миру с территории Казахстана. Для достижения поставленной цели — подготовки конкурентоспособной интеллектуальной рабочей силы финансовой индустрии — решаются задачи повышения оплаты труда, сертификации (подтверждения квалификации), обучения и постоянного переобучения. Кроме того, подготовка национальных специалистов, способных на территории Республики Казахстан предоставлять иностранным клиентам финансовые услуги международного характера, можно также оценивать как форму воздействия «мягкой силы» в создании положительного имиджа страны для ее внешнеэкономических партнеров.

МФЦА может стать важной частью инфраструктуры общего финансового рынка ЕАЭС. Кон-

18 Результат политической воли. Как в Казахстане создали финансовый хаб? Аргументы и факты. 19.12.2029. URL: https://aif.ru/money/economy/rezultat_politicheskoy_voli_ kak_v_kazahstane_sozdali_finansovyy_hab.

цепция по формированию общего финансового рынка ЕАЭС определяет правовую основу общего рынка финансовых услуг, ключевые направления формирования его инфраструктуры, механизмы и инструменты, способствующие его развитию, а также информационное и административное сотрудничество регуляторов финансового рынка. В ходе мероприятий, посвященных открытию МФЦА, член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Т. Жаксылыков высказался за создание на базе МФЦА рабочей группы, в состав которой могли бы войти независимые эксперты в сфере формирования общего финансового рынка ЕАЭС в целях разработки концептуальных подходов правового регулирования общего финансового рынка ЕАЭС19.

Нельзя забывать и о реализуемом в рамках ЕАЭС проекте развития интегрированного валютного рынка. Для дальнейшего развития интегрированного валютного рынка ЕАЭС необходимы активное информирование инвесторов и эмитентов о возможностях биржевых рынков стран ЕАЭС, налаживание информационного обмена и продвижение интеграционных проектов по линии регуляторов, инфраструктурных организаций, объединений профессиональных участников, ассоциаций инвесторов [5, 6]. Важным становится использование возможностей биржи AIX.

ВЫВОДЫ

Несмотря на отдельные критические оценки и прогнозы развития МФЦА, можно предположить, что потребуется немного времени, чтобы подтвердить или опровергнуть прогнозы относительно развития МФЦА и финансового рынка Казахстана в целом.

Казахстан обладает существенными конкурентными преимуществами для инвесторов — выгодным расположением в регионе, стабильностью, благоприятным деловым климатом, либеральным инвестиционным законодательством, наличием мер поддержки, льгот и преференций для иностранных инвесторов [7]. Эти преимущества позволяют Казахстану с помощью МФЦА как инструмента и инфраструктуры вести работу по встраиванию в глобальные инвестиционные потоки [8].

19 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/6-07-2018-1.aspx.

В то же время перед Казахстаном стоят те же вызовы, что и перед остальным миром. В этих условиях Правительство Республики Казахстан выдало большой кредит доверия руководству МФЦА [9]. В случае если удастся реализовать все заявленные

планы на фоне дальнейшей либерализации регулирования финансового сектора Казахстана, МФЦА может стать полноценной финансовой территорией с уникальным статусом и возможностями и способствовать развитию общего финансового рынка ЕАЭС.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Батырбекова Д. С., Укин С. К., Титова Е. В. Некоторые вопросы правового статуса судей Международного финансового центра «Астана» // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право».— 2019. — Т. 19.— № 1.— С. 8793. — ISSN 2412-0588.- DOI: 10.14529/law190113

2. Мороз С. П. Суд МФЦА: вопросы теории и практики // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. — 2020. — Т. 59.— № 1.— С. 111-115.

3. Tkacheva T., Afanasjeva L., Goncharenko L. Structure of budgetary and tax mechanisms: Theoretical aspect // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019.

4. Tkacheva T. Yu., Afanasjeva L. V., Goncharenko L. Iv., Sevrukova L. V., Panskov V. G. Formation of modern fiscal mechanisms: Integrated approach // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019.

5. Гончаренко Л. И., Малкова Ю. В. Налоговые новации и развитие фондового рынка в России // Инновационное развитие экономики.— 2016. — Т. 36.— № 6-2.— С. 136-142.— ISSN 2223-7984.

6. Гончаренко М. А., Хомякова Л. И. Евразийская интеграция: перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. — 2016.— № 4.— С. 103-110. — ISSN 1999-849X.

7. Naceur S., Hosny A., Hadjian G. How to De-Dollarize Financial Systems in the Caucasus and Central Asia? IMF Working Paper. WP/15/203. September 2015.

8. Мишина В. Ю., Хомякова Л. И. Биржевые валютные рынки стран Евразийского экономического союза: перспективы развития // Деньги и кредит. — 2017. — № 2.— С. 55-62.— ISSN 0130-3090.

9. Мишина В. Ю., Хомякова Л. И. Интегрированный валютный рынок стран Евразийского экономического пространства и расчеты в национальных валютах: мифы или реальность // Вопросы экономики. — 2014.— № 8. — С. 41-57.— ISSN 0042-8736.

10. Иванов Д. А. Обзор инвестиционного климата Казахстана // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2016. — № 4 (36). — С. 165-172. — ISSN 1998-8648. — DOI: 10.17223/19988648/36/15

11. Damgaard J., Elkjaer T. The Global FDI Network: Searching for Ultimate Investors. IMF Working Paper. WP/17/258. November 2017.

12. Beer M. Astana International Financial Centre Set to Become Beating Heart of Banking in Central Asia. The Astana Times. 8 July 2020.

REFERENCES

1. Batyrbekova D. S., Ukin S. K., Titova E. V. Some issues of the legal status of judges of the Astana International Financial Center. Vestnik YUUrGU. Seriya «Pravo». = The series "Law" of the Bulletin of South Ural State University. 2019; 19(1):87-93. (In Russ.). DOI: 10.14529/law190113

2. Moroz S. P. AIFC Court: issues of theory and practice. Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii Respubliki Kazahstan = Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan. 2020;59(1):111-115. (In Russ.).

3. Tkacheva T., Afanasjeva L., Goncharenko L. Structure of budgetary and tax mechanisms: Theoretical aspect. Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019.

4. Tkacheva, T. Yu., Afanasjeva, L.V., Goncharenko, L. Iv., Sevrukova, L.V., Panskov, V. G. Formation of modern fiscal mechanisms: Integrated approach. = Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019.

118

М.А. Гончаренко, Л. И. Хомякова

5. Goncharenko L. I., Malkova Yu. V. Tax innovations and development of the stock market in Russia. Innovacionnoe razvitie e'konomiki = Innovative development of the economy. 2016;36 (6-2):136-142. (In Russ.).

6. Goncharenko M. A., Homyakova L. I. Eurasian integration: development prospects. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2016;4:103-110. (In Russ.).

7. Naceur S., Hosny A., Hadjian G. How to de-dollarize financial systems in the Caucasus and Central Asia? IMF Working Paper. WP/15/203. 2015.

8. Mishina V.YU., Homyakova L. I. Exchange currency markets of the countries of the Eurasian Economic Union: development prospects. Den'gi i kredit = Money and credit. 2017;2:55-62. (In Russ.).

9. Mishina V.YU., Homyakova L. I. Integrated foreign exchange market of the countries of the Eurasian economic space and settlements in national currencies: myths or reality. Voprosy ekonomiki = Economic Issues. 2014;8:41-57. (In Russ.).

10. Ivanov D. A. Review of the investment climate of Kazakhstan. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Bulletin of the Tomsk State University. Economy. 2016;4:165-172. DOI: 10.17223/19988648/36/15

11. Damgaard J., Elkjaer T. The global FDI network: searching for ultimate investors. IMF Working Paper. WP/17/258. 2017.

12. Beer M. Astana International Financial Centre set to become beating heart of banking in Central Asia. The Astana Times. 2020.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Михаил Анатольевич Гончаренко — кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента банковского дела и финансовых рынков, Финансовый университет, Москва, Россия goncharenko@yandex.ru

Любовь Игоревна Хомякова — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений, Финансовый университет; начальник информационно-аналитического отдела, Межгосударственный банк, Москва, Россия ljubajob@rambler.ru

ABOUT THE AUTHORS

Mikhail A. Goncharenko — Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Banking and Financial Markets,

Financial University, Moscow, Russia

goncharenko@yandex.ru

Lubov I. Khomyakova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Leading Researcher at the Institute for International Economic Relations Research, Financial University; Head of the Information and Analytical Department, Interstate Bank, Moscow, Russia ljubajob@rambler.ru

Статья поступила 20.09.2020; принята к публикации 25.11.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 20.09.2020; accepted for publication 25.11.2020. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.