УДК 338. 23 МЕЛЬЦОВ АЛЕКСЕИ ВИКТОРОВИЧ
к.ю.н., наук, доцент кафедры «Туризм» ГАОУ ВО «Московский государственный институт индустрии туризма», г. Москва,
e-mail: [email protected]
ДРАЧЕВА ЕЛЕНА ЛЕОНОВНА
к.э.н., профессор кафедры «Туризм» ГАОУ ВО «Московский государственный институт индустрии туризма», г. Москва,
e-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧЕРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Аннотация. Цель работы: отразить историческую преемственность п-ва Крым РФ, проследить политико-правовую основу делимитации морских пространств азово-черноморского бассейна, актуализировать современную экономико-политическую составляющую в указанном регионе с целью развития отраслевой, региональной, в том числе сырьевой, экономики, а также экономики сервиса и оказания туристских услуг. Основой данной работы являются фундаментальные положения правовых доктрин, касающихся закрепления экономических зон морских пространств, основываясь на базовой Конвенции ООН по морскому праву. Основанием для выводов служат позиции и мнения ведущих экспертов и политиков, официально выступающих с заявлениями по данной политико -экономической проблематике делимитации территорий между РФ и Украиной в связи с вхождением п-ва Крым в состав РФ. Область применения результатов: указанные результаты могут быть использованы для дальнейших исследований разграничения территорий морских пространств между государствами с целью стабильного развития региональной экономики; как база для принятия политических решений по вопросу закрепления территорий за РФ в интересах дальнейшего перспективного развития прибрежных территорий и безопасного судоходства.
Ключевые слова: делимитация Черного и Азовского морей, политические решения мировой экономики, перспективное развитие региональной экономики, Республика Крым.
MELCOV ALEKSEJVIKTOROVICH
kand. the faculty of law. Sciences, Assoc. Department of tourism GAOU IN "Moscow state Institute of tourism industry", Moscow,
DRACHEVA ELENA LEONOVNA
kand. Econ. Sciences, Professor of the Department of tourism GAOU IN "Moscow state Institute of tourism industry", Moscow,
INTERNATIONAL ECONOMIC AND POLITICAL STATUS OF THE BLACK AND AZOV SEAS: HISTORY AND CURRENT STATE
Abstract. The aim of the work is to reflect the historical continuity of the Crimean Peninsula of the Russian Federation, to trace the political and legal basis of the delimitation of Maritime spaces of the Azov-black sea basin. To actualize the modern economic and political component in this region, in order to develop industry, regional, including raw materials, economy, as well as the economy of service and the provision of tourist services. The basis of this work is the fundamental provisions of legal doctrines relating to the consolidation of economic zones of Maritime spaces, based on the basic UN Convention on the law of the sea. The basis for the conclusions are the positions and opinions of leading experts and politicians who officially make statements
on the declared political and economic issues of delimitation of territories between Russia and Ukraine, in connection with the entry of the Crimean Peninsula into the Russian Federation. Application of the results: these results can be used for further studies of the delimitation of Maritime areas between States for the purpose of sustainable development of the regional economy; as a basis for political decisions on the issue of consolidation of territories for the Russian Federation in the interests of further long-term development of coastal areas and safe navigation. Keywords: delimitation of the Black and Azov seas; political decisions of the world economy; perspective development of regional economy; Republic of Crimea.
Среди вопросов международного морского права, стоящих на повестке дня, особенно необходимым становится комплексное исследование международно-правовых возможностей установления морских границ - делимитации морских пространств и их экономических последствий для государств в связи с распадом Советского Союза, а также вхождения Крыма в состав РФ, в частности, морской границы между Россией и Украиной на Черном и Азовском морях. Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами одновременно Российской Федерации и Украины, согласно договору о сотрудничестве. Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Черного моря продолжались вплоть до начала 2014 года, до момента вхождения республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Также в качестве субъекта заявила о себе Донецкая народная республика (ДНР), имеющая выход к акватории внутреннего Азовского моря.
Черное море - внутреннее море бассейна Атлантического океана. Проливом Босфор оно соединяется с Мраморным морем, далее, через пролив Дарданеллы, - с Эгейским и Средиземным морями, Керченским проливом соединяется с Азовским морем. С севера в море глубоко врезается Крымский полуостров. По поверхности Черного моря проходит водная граница между Европой и Малой Азией. Море омывает берега России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Абхазии и Грузии. Все указанные государства в Черном море, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, имеют свое территориальное море шириной до 12 морских миль, распространяя на него свой суверенитет, далее следует 200-мильная исключительная экономическая зона.
Керченский пролив принадлежит акватории Азовского моря и соединяет его с Черным морем. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, а восточным - Таманский полуостров. Ширина пролива составляет от 4,5 до 15 км.
Для пользования проливом больших судов в 1874 году был прорыт Керчь-Еникальский канал глубиной 5,5 метра, и последняя реконструкция, которая была проведена в 1969 году, расширила и углубила канал, тем самым ширина канала стала составлять 120 метров, а глубина -более 8 метров.
Общая протяженность границ Российской Федерации является самой большой в мире, как и площадь самого государства. Из них свыше 40 тыс. км - морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,71 км) от берега, тем самым ограничивая российские территориальные воды - суверенную территорию - уже от международных вод.
В России передвижение иностранных судов в территориальных водах допускается только по специальному разрешению от государства. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны Российской Федерации. Тем самым в пределах этой зоны допускается судоходство любых третьих стран, однако разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в этих водах, на шельфе может осуществляться только имеющей суверенитет РФ. Другие страны имеют право проводить в этих местностях добычу природных ресурсов только лишь по двустороннему согласованию с правительством Российской Федерации.
На юго-западе нашей страны морские границы проходят по водам Черного моря, которое соединяет нашу страну с Украиной, Болгарией, Турцией, Грузией, Абхазией и Румынией. Морские границы Черного моря предоставляют России выход в Средиземное море. По водам Азовского моря проходит морская граница России с Украиной, а также ДНР.
Украина, сопоставляя ее размеры, имеет протяженную государственную границу. Ее длина
составляет 7700 км. Граница простирается по суше и составляет 5740 км и по морю - 1960 км. 1560 км морской границы приходится на Черное море и 400 км - на Азовское.
По данным Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, по состоянию на начало 2014 года протяженность российско-украинской границы составляла около 2250 км, из них сухопутная - 1925,8 км (суша - 1,500,2 км, речная - 422,2 км, озерная - 3,4 км) и морская - 320 км (проходила по акватории Азовского и Черного морей).
В период существования СССР между Россией и Украиной государственной границы не существовало, была только административная. После распада Советского Союза два новообразованных государства -Россия и Украина - оказались перед нерешенной проблемой - делимитацией морского пространства приграничных зон с целью безопасного судоходства и легитимного экономического использования морских территорий.
Двусторонние переговоры между Россией и Украиной, которые были направлены на установление морских границ в Черном и Азовском морях и в Керченском проливе, начались еще в 1996 году. После распада Советского Союза правительство Украины определило свою морскую границу между Краснодарским краем и островом Тузла по линии промоины.
Объектом споров стала расположенная в проливе коса Тузла, которая являлась частью Тамани и продолжением мыса Тузла, однако после шторма в середине 20-х годов превратилась в остров площадью около 3,5 км2. Керченский пролив - пролив, принадлежащий к акватории Азовского моря и соединяющий его с Черным морем.
В 1954 году Крымская область была передана Украине Постановлением Президиума Верховного Совета СССР. Однако выяснилось, что после распада СССР тот, кто владеет Тузлой, и контролирует весь Керченский пролив. Этим обстоятельством воспользовались власти Украины и начали собирать деньги за проход между Черным и Азовским морями с иностранных судов, в том числе и с российских. Кроме этого, контроль украинских властей над Тузлой обозначал потенциальную угрозу прохода в Азовское море военных кораблей третьих стран без согласования с Россией, особенно это стало актуально после сближения Украины с блоком НАТО. Исходя из этого судоходная часть Керченского пролива оказалась на стороне Украины. Россия же не признавала этого решения Украины. За продолжительное время двусторонних переговоров стороны накопили богатый опыт блокирования обоюдных инициатив. Раунд за раундом переговоры по делимитации границ заканчивались отсутствием консенсуса, и страны расходились до новой встречи.
В январе 2003 года между представителями обеих стран было подписано соглашение, в соответствии с которым между Украиной и Россией была определена сухопутная граница, а водам Азовского моря и Керченского пролива был назначен статус внутренних вод обоих государств.
Вследствие того, что протяженность водных границ между Россией и Украиной составила 320 километров, вопрос о делимитации является весьма неоднозначным и трудным. Интересно обстоятельство, что Украина была уверена в том, что морская государственная граница должна быть определена по той административной границе, которая была установлена между украинской и российской республиками в составе СССР. Россия в свою очередь настаивает на том, что во внутренних водах границы между государствами не были установлены и никаких официальных нормативных документов, разграничивающих акваторию, не существует.
Спустя время, летом 2012 года, президенты двух государств В. В. Путин и В. Ф. Янукович в рамках двусторонних переговоров заявили о том, что необходимо размежевать Азовское и Черное моря, а также Керченский пролив. Президенты подписали заявление, в котором была подчеркнута «важность и необходимость делимитации морских границ и водного пространства в Керченском проливе с учетом интересов обоих государств, основанных на добрососедстве, дружбе и стратегическом партнерстве. В рамках переговоров президенты договорились, что остров Тузла должен принадлежать Украине, а за Россией будет сохранено право прохода морских судов через воды Керченского пролива. В то же время были определены принципы разделения поверхностей, согласно которым Украине отходило две трети территории - по морю, по дну - по шельфу и по поверхности».
В 2014 году состоялось знаковое событие - присоединение Крыма к России. Произошло включение в состав Российской Федерации территории полуострова Крым, который после
распада СССР стал частью независимой Украины.
Впервые присоединение Крыма к России стало возможным в результате заключения Кучук -Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в 1774 году, после окончания войны России с Османской империей. Вследствие этого события 8 апреля 1783 года императрица Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма, в котором жителям Крыма обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру...». Из чего можно заключить, что Крым стал частью Российской империи.
Согласно истории, в начале XX века Крым входил в состав Таврической губернии. Его территория распространялась на пять крымских уездов, а также на три уезда южной Украины. В 1917 году образовалась Украинская Народная Республика, тем самым в 1918 году, после передачи верховной власти в стране Павлу Скоропадскому, состоялось присоединение Крыма к Украине в качестве автономии.
В 1920 году возникает Крымская автономная социалистическая республика в составе РСФСР, а через 34 года, 19 февраля 1954 года, Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».
С тех пор вплоть до распада Советского Союза в 1991 году Крым неизменно оставался составной частью СССР. В конце 1991 года Крым стал частью независимого украинского государства на правах автономии.
Смена власти на Украине, произошедшая в феврале 2014 года, вызвала резкий всплеск активности политических сил по всей Украине, в том числе в Крыму. Ввиду принятия соответствующей декларации 6 марта 2014 года и по итогам референдума в Крыму стала обсуждаться возможность присоединения Крыма к России. 16 марта состоялся референдум среди жителей Крыма, в ходе которого почти 97 % из них поддержали вхождение Крыма в состав Российской Федерации.
Согласно договору, подписанному В. В. Путиным и руководством Крыма 18 марта 2014 года, в состав Российской Федерации вошли два новых субъекта - Республика Крым и город c особым статусом Севастополь.
После перехода полуострова Крым из Украины в Россию двум странам вновь предстояло провести процедуру разграничения морских пространств Черного и Азовского морей. Как следует из подписанного в Кремле договора, разграничение морских пространств Черного и Азовского морей должно осуществляться на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права.
Тем самым остров Тузла и Керченский пролив - спорные по вопросу взаимосогласованного разграничения территории с 2003 года, в 2014 году, в ходе Крымского кризиса, были в одностороннем порядке, без согласования с Украиной, присоединены к Российской Федерации вместе с остальной территорией Республики Крым.
Распад Советского Союза в 1991 году ознаменовал новый этап в отношениях уже новообразованных государств - России и Украины, имеющих выход к Мировому океану. Необходимым стала делимитация водных пространств Черного и Азовского морей, а также Керченского пролива. Позиция двух стран по разграничению морских пространств между государствами всегда основывалась на том суждении, что данный вопрос необходимо решать в соответствии с нормами международного морского права, закрепленными в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года.
Позиция Украины заключалась в том, что морская государственная граница должна была быть определена по административной границе, которая была установлена между украинской и российской республиками в составе СССР. Россия же заявляла, что во внутренних водах границы между государствами установлены быть не могли.
Различие в позициях так и не давало странам прийти к взаимовыгодному консенсусу. Переговоры экспертных групп по разграничению Черноморско-Азовской акватории длились не один год, однако даже на сегодняшний день данный вопрос не доведен до логического завершения, беря во внимание нарушение границ ВМС Украины в 2018 году в Керченском проливе и активизацию российской стороны с применением методов принуждения с задержанием экипажа и судна.
Напомним, что Крым, общая площадь которого составляет примерно 27 тыс. кв. км, представляет собой полуостров, выходящий в Черное море, а в северо-восточной части он омывается водами Азовского моря. Крым соединяется с сушей Перекопским перешейком, наибольшая ширина которого не превышает 8 км. На территории Крыма имеются два небольших полуострова - на востоке - Керченский и на западе - Тарханкутский. Протяженность береговой линии - около 1 тыс. км, сухопутных и морских границ - примерно 2,5 тыс. км. По суше полуостров граничит с Херсонской областью Украины, по морю - с Болгарией, Румынией, Грузией и Турцией (рис. 1).
Рис. 1.
Исключительная экономическая зона Российской Федерации представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Закон гласит, что делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.
Таким образом, разграничение морских пространств Черного и Азовского морей должно осуществляться на основе международных договоров, норм и принципов международного права.
Глава Министерства иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров, выступая на заседании Совета Федерации по ратификации Договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ, заявил, что Керченский пролив больше не может являться предметом переговоров с Украиной. Из этого следует, что вся территория Керченского пролива остается за Россией, так же как и участок Азовского моря, прилегающий к берегам Крыма, и крымский участок Черного моря. Говоря о границах Украины в Азовском море, можно сказать, что ими условно
можно считать 22-километровую прибрежную зону, поскольку именно так определяются границы государств в морях и океанах.
«Международное право состоит не только из конвенций, иных международных договоров, но также из международных обычаев. В приведенном случае именно на обычные нормы международного права сослалась в суде Финляндия. Международный обычай как основной источник международного права зафиксирован в уставе ООН, и эти международные обычаи надо уважать. Поскольку интересы не только России будут затронуты, но и другого или других приазовских государств (имея в виду непризнанную Донецкую народную республику), необходимо согласованное волеизъявление», разъяснил вице-президент Российской ассоциации морского права, подразумевая базовый принцип ООН - самоопределение народов, рассматривая ДНР как актора международных отношений.
Таким образом, делимитация морских границ между Россией и Украиной является важным вопросом, стоящим на повестке дня. Начиная с распада СССР, Россия и Украина не могли договориться о разделе данной акватории, однако события, произошедшие в марте 2014 года, лишь осложнили сложившуюся ситуацию и характер российско-украинских отношений. Отсутствие признания международным сообществом и самой Украиной республики Крым как нового субъекта РФ является важным фактором, влияющим на новый этап в процессе размежевания границ. Становится ясным, что пока Украина и мировое сообщество не признают Крым частью России, морские границы в Черном и Азовском морях так и не будут установлены.
Литература
1. «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в г. Мон-тего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // «Собрание законодательства РФ». 01.12.1997. № 48, ст. 5493 //Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 1. - С. 3-168.
2. «Совместное заявление Президентов Российской Федерации и Украины по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе» (подписано в г. Ялте 12.07.2012).
3. «Устав Организации Объединенных Наций» (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами ». Вып. XII. -М., 1956. - С. 14-47.
4. Географическое положение Крыма // «Ayda». - М. - 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ayda.ru/crimea/geography/] (дата обращения: 25.02. 2019), свободный. - Загл. с экрана.
5. Гуцуляк В. Н. Международное морское право (публичное и частное): учебное пособие / В. Н. Гу-цуляк. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 416 с.
6. Колодкин А. Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. - М.: Международные отношения, 1973. - 453 с.
7. Колодкин А. Л., Гуцуляк В. Н., Боброва Ю. В. Мировой океан. Международно -правовой режим. Основные проблемы. -М.: Статут, 2007. - 637 с.
8. Лавров: Россия на украинскую территорию не претендует //Деловые новости «E-NEWS». - Киев. -2008. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://e-news.com.ua/] (дата обращения: 28.02.2017), свободный. - Загл. с экрана.
9. Морские границы России в Черном море и Керченский мост // Портал «Livelnternet». - М. - 2014. [Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/] (дата обращения: 28.01.2019), свободный. - Загл. с экрана.
10. Найдена уникальная карта границ Украины 1918 года // Социальная сеть «Макспарк». - М. - 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://maxpark.com/community/ukraine/content/2575983] (дата обращения: 24. 01.2019), свободный. - Загл. с экрана.
11. Некоторые аспекты международно-правового режима Черного моря // Морское право: актуальные вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. - Вып. 2. - Одесса: ОНМА, 2005. - 248 с.
12. Почему России нельзя строить мост в Крым без разрешения Украины и нужно ли согласие ДНР // «Putin-online». -М. - 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://putin-online.ru/analitica/1204-pochemu-rossii-nelzya-stroit-most-v-krym-bez-razresheniya-ukrainy-i-nuzhno-li-soglasie-dnr.html] (дата обращения: 25.02.2019), свободный. - Загл. с экрана.
13. Проблема Азово-Керченской акватории в российско-украинских отношениях // «Военные материалы». - М. - 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://warfiles.ru/ (дата обращения: 28.02.2018), свободный. - Загл. с экрана.
14. Российско-украинская граница. Досье // Информационное агентство «ТАСС». - М. - 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/info/1267817 (дата обращения: 22.01.2019), свободный. - Загл. с экрана.
15. Россия и Украина окончательно поделят морскую границу в сентябре // Интернет-журнал «НОВАЯ ПОЛИТИКА». - М. - 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novopol.ru/ index.html] (дата обращения: 22.01.2017), свободный. - Загл. с экрана.
16. Симонов А. Н. Международное право / А. Н. Симонов, И. В. Тимошенко. - Ростов н/Д: Март, 2003. - 256 с.
17. Указ Президиума Верховного Совета «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».
18. Украина и Россия начнут разграничение морских пространств // «Крымское информационное агентство». - Крым. - 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kianews.com.ua/] (дата обращения: 07.03.2018), свободный. - Загл. с экрана.
19. Украина может ускорить делимитацию морских границ // «Центральный Военно-Морской Портал». - М. - 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flot.com/ (дата обращения: 07.03.2019), свободный. - Загл. с экрана.
20. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 31.12.2014) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
21. International Court of Justice. Press Release 2004/3116 [Electronic resource]. Netherlands, [2004]. [An electronic resource]. Access mode: http://www.icj-cij.org/] (access date: 27.01.2019), free. Heading from the screen.
22. International Court of Justice. Press Release 2009/9. Netherlands, 2009. [An electronic resource]. Access mode: http://www.icj-cij.org/] (access date: 03.02.2019), free. Heading from the screen.
References:
1. «United Nations Convention on the law of the sea» (UNCLOS) (concluded in Montego Bay, 10.12.1982) (Rev. from 23.07.1994) // «Collection of the legislation of the Russian Federation», 01.12.1997. No. 48. Art. 5493. «Bulletin of international treaties». 1998. No. 1. P. 3-168.
2. «Joint statement of the Presidents of the Russian Federation and Ukraine on Maritime delimitation in the Azov and Black seas, as well as in the Kerch Strait» (Signed in Yalta 12.07.2012).
3. «Charter of The United Nations» (Adopted in San Francisco 26.06.1945) // «Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign States». Vol. XII. M., 1956. P. 14-47.
4. Geographical position of Crimea // «Ayda». M. 2014. [An electronic resource]. Access mode: http:// www.ayda.ru/crimea/geography/] (date accessed: 25.02.2019), free. Heading from the screen.
5. Gutsulyak V. N. International law of the sea (public and private): textbook / VN Gutsulyak. Rostov n/A: Phoenix, 2006. 416 p.
6. Kolodkin A. L. the World's oceans. International legal regime. Main problem. Moscow: International relations, 1973. 453 p.
7. Kolodkin A. L., Gutsulyak V. N., Bobrova Yu. V. World ocean. International legal regime. Main problem. Moscow: Statute, 2007. 637p.
8. Lavrov: Russia does not claim the Ukrainian territory // Business news «E-NEWS». Kyiv. 2008. [An electronic resource]. Access mode: http://e-news.com.ua/] (date accessed: 28.02.2017), free. Heading from the screen.
9. Sea borders of Russia in the Black sea and Kerch bridge // Portal «LiveInternet». M. 2014. [An electronic resource]. Access mode: http://www.liveinternet.ru/] (date accessed: 28.01.2019), free. Heading from the screen.
10. Found a unique map of the borders of Ukraine in 1918 // Social network «Makspark». M. 2014. [An electronic resource]. Access mode: http://maxpark.com/community/ukraine/content/2575983] (accessed 24.01.2009), free. Heading from the screen.
11. Some aspects of the international legal regime of the Black sea. //Law of the sea: topical issues of theory and practice: Collection of scientific papers. Vol. 2. Odessa ONMA, 2005. 248 p.
12. Why Russia can not build a bridge to the Crimea without the permission of Ukraine and whether the consent of the DPR // «Putin-online» M. 2015. [An electronic resource]. Access mode: http://putin-online.ru/ analitica/1204-pochemu-rossii-nelzya-stroit-most-v-krym-bez-razresheniya-ukrainy-i-nuzhno-li-soglasie-dnr.html] (accessed: 25.02.2019), free. Heading from the screen.
13. The problem of Azov-Kerch water area in Russian-Ukrainian relations // «Military materials». M. 2012. [Access mode: http://warfiles.ru/] (date accessed: 28.02.2018), free. Heading from the screen.
14. Russian-Ukrainian border. Dossier // news Agency «TASS» M. 2014. [An electronic resource]. Access mode: http://tass.ru/info/1267817] (accessed 22.01.2009), free. Heading from the screen.
15. Russia and Ukraine will finally share the sea border in September // online magazine «NEW POLICY». M. 2012. [An electronic resource]. Access mode: http://www.novopol.ru/index.html] (accessed 22.01.2017), free. Heading from the screen.
16. Simonov A. N. International law //A. N. Simonov, I. V. Timoshenko. Rostov n/A: March, 2003. 256p.
17. The decree of the Presidium of the Supreme Council «On transfer of the Crimean region from the RSFSR to the Ukrainian SSR».
18. Ukraine and Russia will begin the delimitation of Maritime spaces // «Crimean news Agency». Crimea. 2012. [An electronic resource]. Access mode: http://www.kianews.com.ua/] (date accessed: 07.03.2018), free. Heading from the screen.
19. Ukraine can accelerate the delimitation of Maritime borders // «Central Naval Portal». M. 2012. [An electronic resource]. Access mode: http://flot.com/] (date accessed: 07.03.2019), free. Heading from the screen.
20. The Federal constitutional law of21.03.2014 Nо. 6-FKZ (edition of 31.12.2014). «About acceptance in the Russian Federation of the Republic of Crimea and formation as a part of the Russian Federation of new subjects - the Republic of Crimea and the city of Federal value of Sevastopol» (with izm. and DOP., entry. in force from 01.01.2015).