МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ВЫСТАВКИ: ОБЩИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ
Т. И. ПОТОЦКАЯ, доктор географических наук, заведующая кафедрой социально-экономической географии
E-mail: ptismolensk@shu. ru Смоленский государственный университет
Рассматривается методика анализа отраслевого выставочного движения как вида экономической деятельности. Автор исходит из представления об организационной системе выставок, созданной на выделении их субъектов (выставочных объединений, выставок, участников выставок, посетителей) и территориальной системе выставок, построенной на территориальной принадлежности этих субъектов. Это позволяет выявить региональные особенности формирования не только ювелирных выставок, но и ювелирного рынка в целом.
Ключевые слова: международная ювелирная выставка, отраслевая выставка, организационная система выставки, территориальная система выставки.
В условиях относительной информационной закрытости провести квалифицированный анализ развития конкретной отрасли национальной экономики отдельных государств очень сложно. Информация, предоставляемая органами государственной власти, зачастую носит крайне противоречивый и спорный характер. Можно выделить основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться исследователю отраслевых рынков при работе с официальной информацией:
1) невозможно вычленить всех субъектов отрасли. База данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации недостаточно полная, так как в нее попадают только средние и крупные компании. Но существует целый ряд отраслей, для которых характерно производство товара, подверженного веянию моды, поэтому им приходится быть гибкими и небольшими. Однако учесть это обстоятельство, используя официальную статистику, практически невозможно.
2) с помощью официальной статистики не всегда возможно определить специализацию предприятия в рамках отрасли, даже на уровне производитель/продавец, так как компании зачастую имеют оба кода ОКВЭДа (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — производство и торговля. В свою очередь выявить конкретную товарную специализацию тоже затруднительно. Например, компании, специализирующиеся на производстве ювелирных изделий с топазами, будут в одной группе с другими производителями ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней (ОКВЭД 362250). Это осложняет определение показателей емкости этих товарных рынков.
В свою очередь существующие методики Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации не фиксируют объемы производства предприятия, а фиксируют объем выручки. Очевидно, это далеко не одно и то же. Исключение составляет небольшое количество компаний, созданных еще в рамках СССР, которые на добровольной основе продолжают предоставлять информацию по старым статистическим формам, предусматривающим показатель производства.
Кроме того, официальная статистика никак не отражает смежные функции, выполняемые предприятием. Так, в гранильную отрасль (обработка алмазов) не попадают ювелирные компании, имеющие собственные гранильные цеха. Зато результат деятельность этих цехов учитывается в совокупной выручке конкретной ювелирной компании.
В целом перечисленные проблемы не только не позволяют правильно вычленять субъект изучае-
мой отрасли, но и заставляют сомневаться в объективности совокупных количественных рыночных показателей по отрасли (производство, выручка и др.). Решение этих проблем автор видит в изучении отраслевых выставок, так как они представляют собой открытую и доступную информационную систему. Зачастую только одно присутствие исследователя на выставке во время ее работы снимает поставленные вопросы.
Отраслевое выставочное движение как вид экономической деятельности является порождением эпохи массового производства и потребления, призванным доводить до потребителя все существующие виды товаров и услуг. Благодаря ему на одной территории встречаются и тесно взаимодействуют все субъекты конкретной отрасли — производители, посредники, потребители. Поэтому отраслевая выставка может выступать в качестве источника информации об особенностях их деятельности и территориальной принадлежности, а значит служить методом изучения развития конкретной отрасли экономики. Систематическое изучение выставок дает возможность определять состояние любой отрасли экономики и отслеживать тенденции развития. Более того, электронные ресурсы содержат большое количество первичной информации по выставкам. Данные обстоятельства в совокупности делают выставочное движение наиболее информационно открытой частью национальной экономики Российской Федерации (да и мировой экономики в целом). Это позволяет использовать выставки в качестве инструмента исследования определенного товарного и регионального рынка, что является актуальным для всех относительно «информационно закрытых» отраслей, к которым, безусловно, относится ювелирная отрасль.
Изучение отраслевого выставочного движения в Российской Федерации имеет недавнюю историю. Интерес к этой теме появился лишь в 1990-хгг. Поэтому в научной отечественной литературе еще не сложилась общепринятая терминология, обозначающая отраслевые выставки. Чаще всего используются термины «промышленная выставка», «выставка-продажа», «выставка-ярмарка», «торгово-промышленная выставка». Первые три трудно считать корректными, так как термин «промышленная выставка» акцентирует внимание только на производителях, термины «выставка-продажа» и «выставка-ярмарка» — на посредниках. Термин «торгово-промышленная выставка» полнее, чем остальные, отражает суть явления, так как обращает
основное внимание на ведущие субъекты отрасли — производителей и посредников, однако он не оставляет места предприятиям отраслевой инфраструктуры (например, в ювелирной отрасли — это центры сертификации драгоценных металлов, камней и в целом ювелирных изделий; системы безопасности и др.). Ктомужетовар, представляемый на выставке, может быть не только промышленного производства (например, сельскохозяйственная продукция и др.). В то же время термин «отраслевая выставка» учитывает всех субъектов конкретной отрасли — производителей, посредников, предприятия отраслевой инфраструктуры и потребителей. Поэтому его использование является наиболее целесообразным.
Выставочная деятельность является междисциплинарным объектом изучения. К ней проявляют интерес представители экономики, истории, географии, социологии, психологии, философии и даже педагогики. При этом вне зависимости от научной принадлежности все исследования можно отнести к нескольким направлениям.
Во-первых, это история становления выставочной деятельности в Российской Федерации. Очевидно, что большая часть работ в данной области выполнена историками (С. А. Корепанова, Ю. А. Никитин, М. Ю. Лачаева и др.).
Во-вторых, это индустрия выставочного бизнеса. В работах данной категории выставочная деятельность рассматривается как самостоятельная отрасль экономики с присущими ей целями, задачами, механизмами функционирования. Данные исследования носят в основном экономический характер (С. Г. Важенин, А. И. Татаркин, С. Н. Гаврилова, С. С. Попкова, С. Н. Трофимов, Э.Б. Гусев, В. А. Прокудин, А. Г. Салащенко, Н. В. Александрова, И. К. Филоненко, В. Г. Петелин, А. В. Сухоруков идр.).
В-третьих, большая часть исследований рассматривает выставки как часть сферы услуг или как вид деятельности, обслуживающий интересы определенной отрасли или предприятия, и носит утилитарный характер. В данную категорию наряду с экономическими работами (И. Г. Бычков, В.А. Березовский, A.A. Горовой, Д.С. Жарников и др.) попадают и работы в области педагогики (М. Н. Гаранина) и психологии (Л. Ю. Вольдман). Четвертая категория исследований небольшая, в них отраслевые выставки рассматриваются как источник информации. Это преимущественно социологические (С. Н. Македонский, А. Ю. Попова) и географические работы (Т. И. Потоцкая).
И, наконец, есть работы, посвященные изучению системы конкретных отраслевых выставок. В основном в них рассматриваются выставки агропромышленного комплекса (В. Ф. Федоренко), тонкой химии (О. А. Стрельцова), ювелирной отрасли (Т. И. Потоцкая), издательского дела (Н. Ф. Овсянников) и др. Наряду с научными присутствуют аналитические исследования коммерческого характера по выставкам в области стройиндустрии, туризма и др.
Большая часть работ, посвященных выставочному движению, была опубликована в конце XX — начале XXIвв., что свидетельствует о появлении и постепенном формировании нового научного направления, объектом изучения которого выступают отраслевые выставки. При этом практически все они отражают особенности отраслевых выставок Российской Федерации. И только в небольшом количестве работ в той или иной мере учитывается международный опыт организации выставок и исследований в данной области (Е. А. Комякова, Э.Б. Гусев, A.A. Фролов, Т.И. Потоцкая). Зарубежное отраслевое выставочное движение, как и отечественное, молодо. В отличие от российских исследований, зарубежные исследования развиваются в рамках аналитических отделов отраслевых организаций и поэтому носят, скорее, деловой, а не научный характер (например, в мировой ювелирной отрасли — это Rapaport Diamond Report, IDEX).
Автор работает в области изучения отраслевых (ювелирных) выставок в течение последних восьми лет (с 2002 г.). При этом основное внимание уделяет международным ювелирным выставкам (МЮВ), в то время как национальные выставки остаются вне поля исследования. Это обстоятельство связано со сложностью получения информации по национальным выставкам, так как в отличие от более статусных — международных они, как правило, не имеют электронных сайтов или не поддерживают их в течение года. Поэтому их изучение становится возможным только в экспедиционных условиях.
Однако накопленный за это время опыт позволил, во-первых, сформировать представление об организационной и территориальной системности выставочного движения в целом и на этой основе разработать схему анализа отраслевой выставки. Во-вторых, отработать методы сбора информации по отраслевым выставкам. В-третьих, отобрать наиболее продуктивные методы обработки, систематизации и анализа накопленного материала. В свою очередь, полученные результаты показали,
что отраслевая выставка может выступать более объективным источником информации о развитии отраслевого рынка, чем официальная статистика. В частности, в определении таких ключевых характеристик отрасли, как ее субъекты, отраслевая структура, региональная структура. Авместе с официальной статистикой позволяет более объективно определять совокупные количественные рыночные отраслевые показатели.
Выставочное движение, в том числе и международное, представляет организационную и территориальную систему (рис. 1,2). С организационной точки зрения проведением выставки занимается выставочное объединение. Оно может быть специализированным, отражая интересы только одной отрасли, например, в ювелирной отрасли Италии — это Fiera di Vicenza; США — AGTA (American Gem Trade Association), GLDA (Gem & Lapidary Dealers Association), Helen Brett Enterprises Inc.; Российской Федерации — P. О. С. ЮвелирЭкспо и др. Выставочные объединения могут быть универсальными, отражая интересы разных отраслей, в данном случае не только ювелирной, но и, например, туриндустрии, машиностроения, мебельной промышленности, стройиндустрии и др.
На ювелирном рынке к таковым можно отнести Reed Exhibition (США), Hong Kong — Asia Exhibition (Holding) LTD. (Гонконг), MCH Basel Exhibition Ltd. (Швейцария), Fiera Milano International Spa (Италия), Trade Promotion Services Ltd. (Великобритания), РЕСТЭК (Россия) и др. Большинство компаний, занимающихся организацией ювелирных показов, относится к категории универсальных.
Ювелирные выставки как результат работы выставочных объединений в зависимости от целей, которые перед ними поставлены, могут быть отнесены к категории годовых или системных. К годовым выставкам относятся те, которые проводятся один раз в год практически в одно и то же время и в одном и том же месте. Крупнейшие из них — JCK International Jewellery Show (США), BaselWorld (Швейцария), International Jewellery Tokyo (Япония), JAAAustralian Jewellery Fair (Австралия) и др.
К системным можно отнести те выставки, которые проводятся несколько раз в год в одно и то же время, в одном и том же месте, имея ярко выраженный сезонный характер, связанный, как правило, с подготовкой к сезонам праздничных продаж. В ювелирной отрасли они чаще всего привязаны к рождественским и весенним торгам (день
Выставочные объединения
Универсальные Специализированные
Международные ювелирные выставки
Годовые Системные
Производители
Ювелирные компании
Посредники
W
Посетители международных ювелирных выставок
W
Торговые сети, магазины
Население
Рис. 1. Организационная система международного ювелирного выставочного движения [1]
Святого Валентина, день Матери, Международный женский день и др.).
При этом системные выставки могут быть полугодовыми, т.е. проходить два раза в год, например, итальянские MACEF Spring и MACEF Autumn, проходящие в Милане; английские Spring Fair Birmingham и Birmingham Autumn Fair (Бирмингем); испанские Iberjoya (Мадрид); французские Bijorcha— ЙсМ de mode (Париж); польские Ambermart и Amberif (Гданьск); Ювелир Экспо Украина (Киев); арабские Mideast Watch & Jewellery Show (Шарджа); китайские Hong Kong Jewellery & Watch Fair (Гонконг); тайские Bangkok Gems & Jewelry Fair (Бангкок); малайские Malaysia International Jewelex (Куала-Лумпур); бразильские Feninjer International Jewellery Show (Сан-Паулу); турецкие International Jewellery, Silver, Watch & Equipment Istanbul и др. Если национальный или региональный спрос на ювелирную продукцию растет, это приводит к увеличению числа показов одной и той же выставкой в течение одного года. Это явление сегодня можно наблюдать на ювелирном рынке Российской Федерации, Китая, ОАЭ. Еще в 2003 г. на их территории большинство МЮВ относилось к категории полугодовых, постепенно они перешли на трехразовые ежегодные показы (Dubai International Jewellery Week в ОАЭ), затем четырехразовые (Junwexв Российской Федерации, China International Gold Jewellery & Gem Fair в Китае) и пятиразовые (Ювелирный вернисаж в Российской Федерации).
Очень часто рост числа показов сопровождается их переносом на новую выставочную площадку, расположенную в другом городе. Например, китайская China International Gold Jewellery & Gem Fair первоначально проводилась в Шанхае, затем в Шэньчжене, Гуанчжоу, и, наконец, в Макао. Российская Junwex, изначально базировавшаяся в Санкт-Петербурге, сегодня проводит свои показы и в Москве; крупнейшая МЮВ мира — американская JCK, обосновавшись в Лас-Вегасе, предприняла ряд попыток по закреплению в Нью-Йорке и т. д.
Выставки отличаются друг от друга по специализации: ориентированные на отраслевых специалистов, так называемые — Ь2Ь (business-to-business); ориентированные на конечного потребителя — Ь2с (business-to-customer) и смешанные выставки — Ь2Ь+Ь2с.
Формат «Ь2Ь» предполагает активное участие ювелирных компаний-производителей и торговых ювелирных компаний. Именно на таких выставках наиболее полно представлены все субъекты отрасли, что делает их привлекательными с исследовательской точки зрения. Формат «Ь2с» предполагает активную розничную торговлю, поэтому их основными участниками выступают или торговые ювелирные компании, или торговые подразделения ювелирных компаний-производителей. Большинство МЮВ относится к категории «Ь2Ь».
Специализация выставки определяет не только состав компаний-участниц, но и состав посетителей. Если выставка относится к разряду «Ь2Ь», то ее основными посетителями будут представители торговых сетей и магазинов. Если выставка относится к разряду «Ь2с», основная категория посетителей будет представлена конечными потребителями ювелирной продукции, что в целом характерно только для ювелирных выставок национального значения.
Четкое представление об организационной структуре выставочного движения дает возможность осознать, какая его часть может представлять интерес для исследователя в области региональной экономики, и выделить таким образом предмет исследования. С точки зрения автора, таковым может являться территориальная система выставочного
« ¡5 п
Й н О
3 ® I
^ Я в
ES N «
Я v о
Ч И
ft й »
1. g Н
о я а
u с £
Регионы концентрации МЮВ
1
Страны проведения МЮВ
в течение последних восьми лет
(2002-2008 гг.).
я Проведенное исследование поз-о я ч
2 1 § волило автору сделать следующие
я ■ -3 выводы.
ь Во-первых, ежегодно в мире
в' | Й организуется более 250 ювелирных
§ о я ^
й s
S н Р
выставок на территории 37 стран,
Центры проведения МЮВ
Рис. 2. Территориальная система международного ювелирного движения [1]
движения, в данном случае ювелирного. Очевидно, что в нее входит территориальная принадлежность всех субъектов международного ювелирного выставочного движения (выставка, ее участники, ее посетители) за исключением выставочных объединений.
Включение выставочных объединений, на взгляд авторов, нецелесообразно, так как их большая часть принадлежит к категории универсальных, обслуживающих интересы разных отраслей, а значит, их территориальная принадлежность малоинформативна для конкретного отраслевого рынка, в данном случае ювелирного. В свою очередь знание территориальной системы МЮВ позволяет понять пространственные закономерности формирования не только международного ювелирного выставочного движения, но и ювелирного рынка в целом. Таким образом, отраслевое выставочное движение может выступать и в качестве самостоятельного предмета изучения (как вида экономической деятельности), и методом изучения конкретного товарного рынка, так как дает возможность выявить всех его субъектов, их специализацию и географические особенности их деятельности.
Информационную базу исследования по международному выставочному движению составила преимущественно первичная статистическая информация, содержащаяся на web-сайтах исследуемых ювелирных выставок, а также в каталогах прошедших выставок и пресс-релизах, публикуемых как в зарубежных отраслевых изданиях: «Basel magazine», «Jewellery News Asia», «Rapaport Diamond Report», так и в отечественных: «Ювелирное обозрение», «Ювелирный мир», «Русский ювелир» и др. Предлагаемый материал подготовлен на основе изучения информации по 94 МЮВ, проходивших
ю "" из них к категории международных
можно отнести 94 выставки, они проходят в 29 странах мира.
Доля макрорегионов в общем выставочного количестве МЮВ выглядит следующим образом: Азия — 37%, Европа — 35%, Америка — 24%, Австралия — 3 %, Африка —1 %.
Во-вторых, в организации МЮВ наиболее активно принимают участие страны Европы (14) и Азии (13). В то время как в Америке — всего четыре страны, а в Африке и Океании — всего по одной (ЮАР и Австралия, соответственно). Однако количество МЮВ, проводимых в основных регионах, приблизительно одинаково: в Азии — 35, Европе — 33, Америке — 23 [2].
В-третьих, на национальном уровне практически абсолютным лидером в проведении международных ювелирных показов в мире является США (28 % всех мировых ювелирных показов и 21 % компаний — участниц всех МЮВ мира), а среди региональных лидеров сильны позиции Италии (Европа), Гонконга, Китая и ОАЭ (Азия). Более того, каждый из перечисленных лидеров занимает особое место на ювелирном рынке мира: США — ведущий потребитель ювелирных изделий, Италия — ведущий производитель, Гонконг и ОАЭ — посредники в торговых операциях с драгоценными камнями и металлами и изделиями из них. Стоит отметить, что в целом размещение МЮВ на территории определенных государств определяется или тяготением к местам производства ювелирных изделий (МЮВ Италии, ФРГ, Швейцарии, Индии, Шри-Ланки и др.) или к местам с льготным налогообложением (Китай, Сингапур, ОАЭ, Таиланд, Португалия, Греция, Польша и др.), или к местам их потребления (большая численность населения и высокая покупательная способность населения — США, Россия, Франция, Испания, Великобритания, Бразилия и др.).
В-четвертых, МЮВ четко локализованы и проводятся на территории ограниченного количества городов (55). Как правило, это столицы государств, обладающие необходимой инфраструк-
турой и высокой покупательной способностью населения; центры ювелирного производства; территории с льготным налогообложением. С этой точки зрения лучшими международными выставочными площадками являются: Гонконг (семь ювелирных показов в год), Нью-Йорк (шесть), Милан и Москва (по пять), Виченца, Новый Орлеан и Мемфис (по четыре), Париж, Лас-Вегас, Тусон, Дубай, Бангкок, Куала-Лумпур и Пекин (по три). Наиболее привлекательными являются города третьей из перечисленных категорий.
В-пятых, наиболее значимыми МЮВ можно считать те, в деятельности которых участвует большое количество компаний, так как именно этот показатель дает наиболее полное представление об уровне интереса к данной выставке как со стороны производителей, так и со стороны потребителей и позволяет выявить «ключевые» МЮВ в каждом регионе. Если не брать во внимание многопрофильные выставки, такие как Spring Fair Birmingham, Autumn Fair Birmingham (Великобритания), MACEF Spring, MACEF Autumn (Италия) и PrintOr (Франция), наиболее привлекательными для производителей можно считать 16 МЮВ (число участников свыше 1 ООО компаний). Из них самая крупная МЮВ мира — американская JCK Las Vegas (более 3 ООО экспонентов). Далее со значительным отрывом идут МЮВ Гонконга — September Hong Kong Jewellery & Gem Fair и Hong Kong International Jewellery Show (более 2 ООО экспонентов). Затем — Choice и Charm (Италия), Basel World (Швейцария), June Hong Kong Jewellery & Gem Fair (Гонконг), Inhorgenta Europe (ФРГ), JA New York Summer Show (США), Bangkok Gem & Jewelry Fair (Таиланд), Innternational Jewellery, Silver, Watch & Equipment Istanbul (Турция), International Jewellery Tokyo (Япония). В их деятельности принимает участие от 1 ООО до 1 500 компаний. Таким образом, можно сказать, что в США, Гонконге, Италии, Швейцарии, ФРГ, Таиланде, Турции и Японии созданы лучшие условия для функционирования ювелирной отрасли. Именно эти страны определяют современное «лицо» мировой ювелирной индустрии.
В-шестых, уровень международной значимости выставки можно определить с помощью доли участия иностранных компаний среди экспонентов (участников). Традиционно наиболее высока она в странах/территориях, выполняющих посреднические функции. Так, более 70 % иностранных компаний среди компаний-участниц представлены на China International Gold Jewellery & Gem Fair (Макао), Mid East Watch & Jewellery
Show, Dubai International Jewellery Week (ОАЭ), Middle East International Gold, Jewellery, Clock & Watch Exhibition (Бахрейн), Asia's Fashion Jewellery & Accessories Fair, September Hong Kong Jewellery & Gem Fair (Гонконг) и др.
Вместе с тем такой же высокий международный уровень имеют выставки, предлагающие уникальный или редко встречающийся товар, например, швейцарская Basel World, представляющая новые модели ювелирных изделий, или американские GLDA Radisson Tuscon и Gem ShowWorldwide Gem & Jewellery Show, представляющие цветные драгоценные и полудрагоценные камни. Однако в целом данный показатель, скорее, подчеркивает низкие возможности потребительского рынка территорий, на которых проводятся выставки, нежели их организационные возможности в продвижении товара на мировой рынок. В то же время такой показатель, как количество стран-участниц (высчитывается по государственной принадлежности участвующих компаний) раскрывает эти возможности. В этом смысле самыми международными будут МЮВ Европы, особенно (если не считать многопрофильные выставки) германская Inhorgenta Europe, итальянские Choice, Charm, и швейцарская BaselWorld. В их работе принимают участие компании более чем изЗО стран мира.
По доле иностранных участников страны можно разделить следующим образом: Турция, Чили, Литва — более 50 %; США, Китай, Гонконг, Португалия, Испания, Италия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония — 20—50 %; Бразилия, Россия, Индия, Таиланд, Австралия, Республика Корея, Украина — менее 20 %. Остальные страны, кроме ЮАР (информация отсутствует), МЮВ не проводят.
К сожалению, объективно выделить наиболее посещаемые МЮВ мира не представляется возможным по нескольким причинам. Во-первых, многие выставочные объединения вообще не представляют информацию по количеству посетителей, они просто не ведут статистику такого рода, так как эта операция предполагает определенные материальные затраты. Во-вторых, выставочные объединения, занимающиеся организацией выставок, не всегда указывают категорию посетителей (все или только профессиональные). В-третьих, количество посетителей не всегда свидетельствует о привлекательности выставки, оно зачастую подчеркивает привлекательность для определенной целевой аудитории. Так, самый малый показатель посещаемости характерен для МЮВ, представляющей самую дорогую «брэндовую» ювелирную
продукцию — About J (570 посетителей). Да и в Российской Федерации мы наблюдаем такую же картину. Ювелирные показы товаров класса «пре-миум», как правило, закрытые.
В завершение хотелось бы отметить, что выставка может интересовать участников и посетителей как рынок сбыта своей продукции. В этом случае, наряду с перечисленными показателями, которые характеризуют статус МЮВ, стоит обратить внимание на количество компаний, представляющих конкретный ювелирный товар и его долю в товарной структуре выставки. В данном исследовании автор сделал упор на самый дорогой ювелирный товар — бриллианты и ювелирные изделия с бриллиантами и на их долю в товарной структуре МЮВ. Оказалось, что в представлении бриллиантов лидируют азиатские МЮВ (International Jewellery Kobe, September Hong Kong Jewellery & Gem Fair, Hong Kong International Jewellery Show), что отражает в целом специализацию региона на поставках ювелирного сырья на мировой рынок. А в представлении ювелирных изделий с бриллиантами — американские выставки (JCK Show Las Vegas, JCK Show Phoenix), ориентированные на значительную емкость рынка этого региона, связанную с его ненасыщенностью, большой численностью населения и его высокой покупательной способностью.
Особо стоит выделить ювелирное выставочное движение Российской Федерации, которое развивается очень высокими темпами, как, впрочем, и вся ювелирная отрасль страны. Это обстоятельство делает привлекательным внутренний рынок для иностранных ювелирных компаний. В результате из 42 ежегодных ювелирных показов, проходящих в стране [2], 11 в той или иной мере можно отнести к категории международных (около 25 %).
В отличие от национальных ювелирных выставок, которые проходят на территории 20 субъектов РФ, международные выставки концентрируются на территории всего двух субъектов РФ — в Москве и Санкт-Петербурге, обладающих условиями, необходимыми для проведения такого рода мероприятий (наличие таможенных служб, служб доставки и охраны груза, хорошо развитого гостиничного и ресторанного бизнеса и др.), а также значительной покупательной способностью населения.
При этом не все они являются равнозначными. Так, часть МЮВ демонстрирует исключительно товары класса «Премиум». Например, «Faire Milliner», проводимая ежегодно в Москве на территории
выставочного комплекса «Крокус-Сити», представляет собой систему международных выставок, организуемых в странах с высоким уровнем социально-экономического развития. Она специализируется на показе предметов роскоши в целом. В то же время «Московский салон изящных искусств», также ежегодно проходящий в Москве на территории Манежа, — специализированная ювелирная выставка. Это единственный ювелирный показ в Российской Федерации, где одновременно можно увидеть ювелирные изделия всех ведущих ювелирных домов мира, таких как Bulgari, Tiffany, Cartier, Van Cliff & Arpéis, Graff, Liviev Group и др. На таких МЮВ товары российского производства представлены незначительно. Обе выставки относятся к категории «Ь2с», что подчеркивает высокую оценку мировым ювелирным рынком потребительских возможностей российского ювелирного рынка. Остальные МЮВ Российской Федерации, во-первых, демонстрируют товары массового спроса, во-вторых, относятся к категории «Ь2Ь», в-третьих, представляют собой системные выставки, организуемые тремя категориями выставочных объединений.
Самое старое ювелирное выставочное объединение страны — Р. О. С. Ювелирэкспо сегодня ежегодно проводит на своей основной выставочной площадке в «Сокольниках» (Москва) четыре сезонных показа. Это мартовская выставка «Ювелир — весна»; майская «Ювелир-2»; сентябрьская «Ювелир» — самая старая ювелирная выставка страны; декабрьская выставка «Ювелир-3». Все они позиционируются организаторами как международные. Самое крупное и современное универсальное выставочное объединение Российской Федерации, специализирующееся в том числе и на ювелирной отрасли, — РЕСТЭК (Санкт-Петербург). Оно выгодно отличается высоким уровнем организации. В 2003 г. было заключено соглашение с самым крупным ювелирным выставочным объединением мира Reed Exhibition о совместном проведении одного из первых ювелирных показов в Москве — New Russian Still. Эта акция способствовала появлению современных выставочных технологий в стране. Сегодня РЕСТЭК проводит три ежегодных сезонных ювелирных показа на выставочных площадках обеих столиц. В феврале в Санкт-Петербурге ежегодно проводится самая крупная по числу участников МЮВ Российской Федерации (более 600) — Junwex.
В Москве, как правило, в сентябре проходит, во-первых, самая крупная оптовая ювелирная яр-
марка Junwex, во-вторых, первая МЮВ Российской Федерации — New Russian Still (сентябрь). Кдругой категории организаторов относятся отраслевые объединения. Наиболее активные из них: Ассоциация «Гильдия ювелиров Российской Федерации», которая организует в Москве завершающую годовые ювелирные показы в стране выставку с одноименным названием — «Гильдия ювелиров», и Гильдия ювелиров Северо-Запада, совместно с Питер-Ювелир Экспо. Они открывают своим «Питер — Ювелиром» ежегодные отечественные ювелирные показы. Перечисленные выставки позиционируются как национальные, ориентиро-
ванные на внутренний рынок, однако фактически являются международными.
Таким образом, изучение отраслевых выставок позволяет исследователю любой отрасли ответить на все интересующие его вопросы.
Список литературы
1. Потоцкая Т. И. Международные ювелирные выставки. Смоленск: Маджента. 2005.
2. Потоцкая Т. И. Региональные особенности функционирования международного ювелирного выставочного движения // Региональные исследования. 2009. № 3 (24). С. 59-69.